Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Судьбы кораблей: H.M.S. Warspite

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.08*16  Ваша оценка:
  • Аннотация:


  

HMS Warspite

   []
  Не так давно в статье о линкорах "Севастополь" я констатировал, что даже существующие дредноуты в годы Великой Отечественной действовали не очень-то активно, вряд ли оправдав затраты на свое содержание. Произошла не очень внятная дискуссия о необходимости крупных кораблей для России. Уважаемый оппонент настаивал на строительстве в 1930-е гг нескольких линкоров и линейных крейсеров, отказавшись взамен ото всей мелочи (ТКА, подлодки, сторожевики). Возражения о несопоставимости цен его не смутили. Придумать назначение этим кораблям (без сил охранения, кстати - мы же экономим !) тоже как-то не вышло. Разве что конвои водить в Испанию...
  
  Для сравнения хотелось бы привести привести пример, как может использоваться подобный корабль, когда он реально нужен, и есть люди способные применить его на пользу дела. Итак, сегодня мы поговорим об английском линкоре "Warspite" ("Уорспайт").
  
  Он относился к типу "Queen Elzabeth" - наверное, лучшей серии британских линкоров времен Первой Мировой. Заложенные в 1913 году, они вступили в строй в 1915 - практически одновременно с русскими "Севастополями". Но если русские корабли представляли собой первое поколение дредноутов, то у англичан это было уже второе поколение - предназначенные превосходить "обычные" дредноуты так же, как те превосходили старые броненосцы. Если собственно HMS Dreadnought (как и "Севастополи") имел 305-мм артиллерию, то на линкоры типа "Орион" в 1910 году поставили 343-мм пушки, а серия "Queen Elizabeth" получила новые огромные 381-мм орудия в четырёх линейно-возвышенных башнях. Такое расположение стало классическим, ибо оно позволяло задействовать все орудия в бортовом залпе, и в то же время вести плотный огонь по носу и корме. Скорость новых супердредноутов также была выше чем у предшественников - 23 узла. Фактически, англичане получили корабли промежуточные между собственно линкорами и линейными крейсерами - позже их назовут быстроходными линкорами. И в тактическом плане их предполагалось использовать как поддержку для линейных крейсеров, связующее звено между ними и основной (сравнительно тихоходной) кордебаталией.
  
Линейные корабли типа "Queen Elzabeth" (Великобритания, 1915 г)

Водоизмещение		29 150 т стандартное;
                	33 000 т полное
Двигатели		24 котла Babcock & Wilcox, 4 ТЗА Parsons, 4 винта
Скорость хода		25 узлов (при вступлении в строй)
Дальность плавания	8600 морских миль 12,5-узловым ходом
Экипаж			1124-1184 человек

Вооружение при постройке
Артиллерия		4 х 2 х 381-мм, 14 х 152-мм, 2 х 12-фн
Зенитная артиллерия	2 х 76-мм
Торпедное вооружение	4 подводных торпедных аппарата калибра 533 мм

Вооружение после модернизации 1930-1934 годов
Артиллерия		4 х 2 х 381-мм, 8 х 152-мм
Зенитная артиллерия	8 х 102-мм Mk XVI

Вооружение летом 1944
Артиллерия		3 х 2 х 381-мм
Зенитная артиллерия	8 х 102-мм Mk XVI, 40 х 40-мм пом-пом.

Бронирование:
Пояс по ватерлинии      330 мм
Броневая палуба         25-76 мм
Барбеты башен ГК        178-254 мм
Башни ГК                279-330 мм
Боевая рубка            330 мм
 []
  
  Два слова об именах. Головной корабль серии был назван в честь великой королевы Елизаветы, правившей Британией всю вторую половину XVI столетия (1559-1603). При ней была разгромлена испанская Великая Армада. При ней Британия стала великой морской державой. Именно ей служили знаменитые корсары - Дрейк, Хокинс, Монсон. Именно ее время англичане до сих пор вспоминают как "золотой век". Что попало таким именем не назовут...
  Другие корабли серии: И еще. Помимо имен, у каждого британского корабля есть свой девиз. Традиция с рыцарских времен. Девиз "Уорспайта" звучал так: "Belli dura despicio". В нецензурном переводе на русский это означает нечто вроде "Нас е.ут, а мы крепчаем !". Или, дословно, "Презираю удары военной судьбы". Те кто придумал такой девиз, оказались пророками - как мы увидим, происшествия того или иного сорта сопутствовали кораблю постоянно.
  
  

Первая Мировая

  
  В Ютландском бою 5-я эскадра в составе 4 кораблей типа "Queen Elzabeth" (в т. ч. "Warspite") первой пришла на помощь линейным крейсерам адмирала Битти, и нанесла в бою тяжелые повреждения немецким кораблям, особенно ЛКр "Лютцов" и "Зейдлиц". Британские линкоры так же получили ряд попаданий. "Warspite" пострадал сильнее всех - 15 попаданий , 14 убитых, 32 раненых. Был поврежден руль, корабль с трудом держался на воде. После ремонта и до конца Первой Мировой он в серьезных морских боях не участвовал, за отсутстсвие таковых. Зато умудрился столкнуться с однотипным "Valiant" во время ночных учений. Снова ремонт. В июне 1917 - опять столкновение, на сей раз с эсминцем. Через месяц - корабль чудом не получил серьезных повреждений, когда недалеко от него от внутреннего взрыва погиб линкор "Vanguard". Наконец, летом 1918 произошел пожар в котельном отделении. Еще 4 месяца ремонта, вплоть до Перемирия. Да уж, счастливой судьбу "Warspite" не назовёшь. Но это было лишь началом карьеры...
  
   []  "Уорспайт" в гавани Ла Валетты на о. Мальта.
  
  

Вторая Мировая

  
  Север
  
  Первой операцией "Уорспайта" был выход к Фарерским островам на перехват "Шарнхорста" и "Гнейзенау". При попытке выйти в океанское крейсерство они были обнаружены вспомогательным крейсером "Равалпинди". Доблестный корабль был потоплен в неравном бою, но успел сообщить о противнике. Британские линкоры вышли из Скапа-Флоу на перехват, но к сожалению не успели.
  
  В апреле 1940 немцы высадились в Норвегии. "Уорспайт" был направлен к порту Нарвик чтобы помочь десанту союзников выбить оттуда противника. Линкор с девятью эсминцами вошел в фиорд, где скрывались 8 немецких эсминцев. Взлетевший с катапульты линкора гидросамолет атаковал и потопил немецкую подлодку U-64. Это был первый за войну случай уничтожения подлодки самолетом, и вообще единственный - когда это сделал бортовой самолет с линкора.
  
  В ходе ожесточенных схваток в ветвях обширного фиорда были уничтожены все 8 немецких кораблей. У англичан три эсминца получили повреждения, но все дошли до базы. В дальнейшем орудия "Уорспайта" переключились на поддержку десанта, в результате город Нарвик был освобожден, и немецкий гарнизон отошел от побережья к шведской границе. Чуть-чуть не хватило до его полного уничтожения. Но в это время (10 мая 1940) немцы начали наступление во Франции, и союзникам стало не до Норвегии. "Уорспайт" вернулся на базу и был немедля послан в Средиземное море.
  
   []
  Средиземное море
  
  Первая стычка с итальянцами произошла уже в июле. Обе стороны почти одновременно решили провести крупные конвои: англичане - на Мальту, итальянцы - в Ливию. Транспорты сопровождались боевыми кораблями. Уже на обратном пути итальянская эскадра (2 линкора и 6 тяжелых крейсеров) встретились с противником (авианосец, три линкора, легкие силы). Бой завершился вничью: после первого же попадания "Уорспайта" в итальянский флагман "Джулио Чезаре" тот вышел из боя, а за ним и все прочие. С каждой из сторон несколько кораблей имели повреждения. Но моральная победа была на стороне англичан - они заставили противника покинуть поле боя.
  
  Таранто
  
  Через месяц "Уорспайт" участвовал бомбардировке порта Бардия, и еще нескольких мелких операциях. В ноябре 1940 он охраняет авианосец "Illustrious", наносивший удар по итальянской базе в Таранто. Эта операция - предшественник Перл-Харбора - завершилась феноменальным успехом: два десятка древних бипланов-торпедоносцев смогли повредить три линкора и два тяжелых крейсера. Причем один линкор ("Конти ди Кавур") так и не восстановили до конца войны. Итальянцы, имевшие до этого формальное превосходство в кораблях, теперь остались в меньшинстве. Пользуясь пассивностью противника, "Уорспайт" вместе с "Вэлиантом" в декабре наносит артиллерийский удар по порту Влёра на Адриатике.
  
  В начале следующего, 1941 года, линкор участвует в проводке очередного конвоя на Мальту (операция "Excess"). Получил одно бомбовое попадание.
  
  Матапан
  
   А в марте началось... Немцы вторглись в Югославию и Грецию. Англичане для поддержки греков отправили несколько конвоев с войсками и техникой. Итальянской флот вышел на перехват. Британские службы радиоразведки узнали об этом. Британский флот из Александрии вышел навстречу. "Уорспайт" нес флаг адмирала Каннингема. Британские самолеты смогли повредить итальянский крейсер "Пола", он потерял ход. К нему на помощь подошли однотипные "Зара" и "Фиуме". Тем временем наступила ночь. Пользуясь радарами, британские линкоры нашли вражеские крейсера у мыса Матапан и буквально расстреляли все три с ближней дистанции, плюс еще два эсминца. Это даже сложно назвать боем - у итальянцев орудия так и остались в походном положении, они даже не поняли кто и откуда по ним стреляет. Но на войне - как на войне. А дураков бьют...
  
  После этого разгрома итальянцев охватило что-то вроде паралича - оставшиеся, еще немалые силы в основном отстаивались на базах, а англичане полгода творили что хотели. В частности, линкоры регулярно бомбардировали Триполи и другие пункты, занятые Африканским корпусом Роммеля. Итальянские конвои перехватывались и топились. Только переброска в ноябре 1941 2-го немецкого Воздушного Флота из России на Сицилию позволило качнуть маятник в обратную сторону. Однако за всё надо платить - оставшись без поддержки авиации, немецкие войска потерпели крах под Москвой. Впрочем, мы забежали вперед...
  
  Крит
  
  В конце мая немцы провели операцию против Крита. Планировалось захватить остров комбинированным - морским и воздушным - десантом. Но тут вмешался британский флот. Несмотря на невыгодные условия (немецкая авиация господствовала над Критом, а RAF могли летать из Африки только на пределе дальности), английские корабли не уходили от острова. Не смотря на потери от постоянных бомбёжек, они не дали морскому десанту даже приблизиться к Криту. Немецким парашютистам пришлось завоевывать остров одним, без помощи с моря. Задачу они выполнили, но итоговые цифры потерь поразили даже Гитлера... "Уорспайт" в этой операции служил в основном как плавучая зенитная батарея. 22 мая 200-кг бомба попала в правый борт, вывела из строя несколько орудий. 38 моряков было убито.
  
   []
  
  Индийский океан
  
  Повреждение оказалось тяжелым, и линкор направили на ремонт - аж в Америку. Заодно поменяли стволы 15-дюймовых орудий, усилили зенитки, обновили радар... Корабль еще стоял в доке, когда японцы атаковали Перл-Харбор. В декабре линкор вступил в строй и покинул США, в марте 1941 он прибыл на британскую базу Тринкомали в Индийском океане. На нем поднял флаг адмирал Соммервил, когда-то сам бывший командиром "Уорспайта".
  
  Как раз в этот момент 1-е японское авианосное соединение адмирала Нагумо вышло в рейд к берегам Индии. 5 авианосцев и 4 линкора. Минимум двойной перевес над Сомервиллом. Тому ничего не оставалось, как убрать свои корабли подальше. Правда,повезло не всем: крейсера "Корнуолл" и "Дорсетшир", легкий авианосец "Гермес", 2 эсминца и свыше 20 транспортов были потеряны под ударами авиации Нагумо. Впрочем, японцы исчезли так же внезапно как и появились. "Уорспайт" продолжал рутинную охрану конвоев, иногда отвлекаясь на (безуспешную) охоту за японскими вспомогательными крейсерами.
  
  В августе 1942 линкор участвует в набеге на Адаманские острова, с целью отвлечь силы японцев от Гуадалканала. В сентябре - участвует в оккупации союзниками Мадагаскара (французская колония, подчинялась правительству Виши). Потом - очередной ремонт и переход в Европу. Было подсчитано, что с начала войны он прошел 160 тыс миль - это примерно в 7 с половиной раз больше длины экватора !
  
  Снова Европа
  
  В Европе тоже скучать не пришлось. Июль 1943 - высадка на Сицилии. Обстрелы берега, прикрытие конвоев... Сентябрь - форсирование Мессинского пролива, высадка в Салерно. После капитуляции Италии, "Уорспайт" встречал сдавшиеся союзникам итальянские корабли и сопровождал их до Мальты. Чуть позже он был атакован новейшими управляемыми бомбами Fritz X и получил одно попадание (и еще от двух чудом уклонился). Поврежденный линкор с трудом дотащили до Мальты, затем до Гибралтара.
  
  В марте 1944 после частичного ремонта "Уорспайт" перешел в Росайт для дальнейшего восстановления. Там огромную пробоину от Fritz"a закрыли бетонным кессоном. Сняли 6-дюймовые пушки. Сильно поврежденную верхнюю кормовую башню восстанавливать не стали, так же как и кормовую кочегарку. Фактически корабль обкорнали почти так же, как русский "Марат" после бомбы Руделя - только и разницы, что англичанин таки остался на плаву. В июне, накануне "Дня Д", он закончил ремонт, имея 6 х 15" орудий, 8 х 4" зениток и 40 х 40-мм "пом-помов".
  
  Оверлорд
  
  6 июня в 5:00 он вместе с другими кораблями открыл огонь по немецким позициям, поддерживая высадку десанта на участке "Sword". Расстреляв весь боекомплект, вернулся в Плимут, загрузил снаряды и продолжил стрельбу. И так несколько раз, пока не кончился ресурс стволов. Пришлось снова идти на ремонт в Росайт, причем - впервые с начала войны - линкор прошел Дуврским проливом, один берег которого до сих пор занимали немцы. Огонь их береговых батарей вреда не принес. Зато некстати подвернулась магнитная мина, разворотившая корму. После очередного ремонта у корабля осталось только 3 винта из 4, а скорость была ограничена 15 узлами. Но для поддержки берега этого считалось достаточно. Корабль участвовал в бомбардировке укреплений Бреста (французского, конечно), Гавра, Антверпена. Вместе с мониторами "Эребус" и "Робертс" выбивали немцев из укреплений на островах в устье Шельды. 1 ноября 1944 г он вел огонь последний раз.
  
  

Судьба

  
  После войны неоднократно предлагали сделать "Уорспайт", один из самых заслуженных дредноутов, кораблём-музеем. Но и в британском Адмиралтействе тоже есть нехорошие люди, в результате в 1946 г. ветеран был разоружен, а в следующем году отправлен на разделочную верфь. Но не дошел. Моряки неоднократно замечали, что старые корабли терпеть не могут такого конца. Особенно - заслуженные. Попав по пути в шторм, "Уорспайт" оборвал буксиры и выбросился на скалы у юго-западной оконечности полуострова Корнуолл. Как наш "Варяг" в свое время...
  
   []  []
  
  Через несколько лет предприняли попытку снять корабль с мели. Не тут-то было. Буксирные концы рвались, наматывались на винты. Однажды ночью один из буксиров, пришвартованный к борту линкора, сорвался со швартовов и сам чуть не оказался на камнях. Неимоверными усилиями сдвинули корпус на 40 метров ближе к воде. И всё. А еще через несколько лет "Уорспайт"... исчез. Видимо, в один из аномально высоких приливов он таки всплыл, чтобы найти себе достойную могилу в океане.
  
  И скажите после этого, что у кораблей нет души...
  
   []  []
Мемориал на месте крушения линкора "Уорспайт".
Оценка: 7.08*16  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"