Красносельский Сергей Александрович : другие произведения.

Зачем Учиться

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вопрос - Зачем учиться? актуален в нашей бессистемной жизни. Учатся все, даже котёнок, чтобы сделатьсяф кошкой должен учиться. Ребёнку, надо сделаться человеком своего времнеи и своего общества


   Итак - зачем учиться? Не зачем, а почему надо учиться? Необходимо, неизбежно. Это условие жизни. Таковы правила игры, в которую вы вступили, живя на Земле. Это правило не только для людей. Животные тоже учатся. И надо сказать, учатся упорно. Там цена плохой успеваемости - жизнь. Учиться нужно для того, чтобы самореализоваться.
   Учиться нужно, чтобы было интересно жить.
   Чему учиться? Что может дать школа? Необходимый минимум, набор качеств человека нашей культуры. (Нет, не культурного человека). То, что необходимо, чтобы жить здесь и сейчас. Ну а по максимуму -- фундамент для построения на нём собственной личности и собственной профессиональной структуры. На хорошем, прочном фундаменте много чего можно построить.
   Как учиться. Система образования несовершенна. Но другой нет - как использовать эту? Нужно искать и выбирать. Можно игнорировать её совсем, либо частично. Но главному вы должны научить своих детей сами. Образовывать свои цели и достигать их. Научить работать. Тогда даже из несовершенной системы они смогут извлечь скрытые её возможности.
   (Близкий по смыслу текст "Трудности образования" был опубликован в журнале "Знание-сила" N9 2008 года.)
  
   В новых условиях действительно перестали действовать многие привычные принципы и нормы. Не только чиновники не знают как и чему учить. Не знают дети -- зачем учиться. Не знают их родители. В этих условиях рассчитывать на положительный результат трудно.
   Остались многие мифы прежнего времени в отношении школы. При этом, мифологичность их только усиливается с каждым годом. На самом деле школа всё больше превращается, в сущности, в "камеру хранения" не востребованных детей. Главное, что необходимо понять - не следует возлагать на школу непосильных для неё надежд, чтобы не было разочарований. И надеяться, в основном, на себя. Учиться нужно, куда денешься, но не возлагать надежд. А попросту беря от школы то, что она может дать -- необходимый минимальный уровень человека нашего общества. И всё. Остальное сами. В том числе и создавать детям стимулы. Причём, стимулы типа - "Дворником будешь" и "Начальником будешь" несколько поистрепались. Наилучший результат дают внутренние стимулы. Пример -- читать книжку нужно не для того, чтобы стать культурным, а для того, чтобы узнать, что там интересного написано. Причём, можно не читать, а посмотреть то же самое в телевизоре. Разницы, вроде никакой. Однако она есть. Разница в том, что чтение всё же труд. А потребление готового продукта отучает трудиться. Так можно дойти до простой идеи, чтобы пищу не жевать, а глотать кем-то уже прожёванное. И это не парадокс. Как раз когда римские патриции дошли до такого уровня потребления Рим и погиб.
   Изучать физику и математику нужно не для того, чтобы сдать экзамен в институт, или даже получить отметку в четверти или за год. А для того, чтобы решить некую значимую задачу Для этого должна быть эта задача. Вот это самое трудное. Это должен быть лично ими разрабатываемый проект вне школьной программы, но который без привлечения знаний не разработаешь.
   Вопросы эти не праздные. Ответить на них Система образования пытается многочисленными реформами и попытками, часто противоречивыми и конвульсивными. Решить проблемы пытаются ставя эксперименты. Если бы эксперименты проводились в тиши лабораторий с тем, чтобы потом вынести их результаты на суд общественности и внедрять в практику! Но эксперименты ставятся над живыми детьми. И в них растворяются надежды поколений Это как с кукурузой во времена Хрущёва -- засеяли необъятные просторы и получили кукиш в общесоветском масштабе.
   В оправдание нам говорят, что не у одних у нас проблемы. И показывают на Запад. Методологически было бы правильнее показывать на их западные достижения, а недостатки исследоввать свои.
   Действительно, мы живём на перегибе. Жизнь начала меняться стремительно и в мире. А у нас в стране в очередной раз ход жизни переломился, и снова через колено. Не удивительно, что в этой ситуации дети не понимают зачем и чему учиться. И это факт, ВООБЩЕ-ТО ОТРАДНЫЙ. ОН ПОКАЗЫВАЕТ. ЧТО ДЕТЯМ НУЖНА ОСМЫСЛЕННОСТЬ ТЯЖЁЛОГО ТРУДА УЧЕНИЯ. Мы из тоталитарной системы, где особенно и не объясняли попали в демократическую. Где объяснять необходимо. А объяснить трудно. Хотя то, что дети охотно идут учиться на управленцев, менеджеров или финансовых работников, как раз и доказывает, что они понимают, что к чему.
   Что теперь?
   Многие трудности связаны с неправильным пониманием роли и задач школы. С переоценкой её возможностей и недооценкой значения одновременно. В советское время участие семьи в процессе почти исчерпывалось периодом грудного вскармливания.
   Теперь сломана и советская система. Государству больше не нужно воспроизводство кадров. Самим родителям приходится заниматься собственными детьми.
   Главное, что надо объяснить детям -- это зачем им учиться Словами трудно. Надо на опыте. Заинтересовать. Тоже трудно. Нужно стимулы учения перевести с внешних на внутренние. Чтобы ребёнок сам захотел. Это архитрудно. Ну вот как приохотить к чтению? Надо чтобы иначе, кроме как из книжки было не узнать, что там написано, А узнать хотелось.
   Учиться нужно потому, что ты человек. Значит обязан быть человеком и знать, что положено человеку (так же, как кошка должна знать что положено кошке. "Если тебе корова имя - у тебя должно быть молоко и вымя").
   Чем больше человек знает и умеет, тем больше для него интересного в жизни. Учёному хватает занятий до старости. Люди узкой специализации не знают чем себя занять кроме профессиональной области. Решают кроссворды и ребусы или смотрят не отрываясь в "зомбо-ящик".
   Учиться надо, чтобы достичь не просто высокого, а хорошего положения в жизни. Для того, чтобы находиться в хорошем обществе. Вот без знания английского сейчас молодых сотрудников в приличную фирму не берут. Это, скорее, мода, и не всегда вызвано необходимостью. По делу, может, лучше бы китайский знать. А вот владения русским литературным в фирмах не требуют. Разве что в пределах правил правописания, чтобы ошибок в деловых письмах не делать. На самом деле плохо быть недоучкой. Не замечаешь многих красок жизни. Обедняешь свою жизнь. Впрочем, это материя тонкая и об этом лучше читать у классиков.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"