Красных Татьяна : другие произведения.

О будущем школы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Будущее школы
  
   Сообщество "НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ-ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩЕГО"
  
   Что будет со школой?
  
   14 июля 2011 в 16:20
   Гайдпаркер: Сергей Троцкий
  
   Президент Международной методологической ассоциации С.ПОПОВ об альтернативном взгляде на
   будущее образование.
  
   Проблема нашего общества - оно не знает, куда движется мир
  
   2011-03-22
  
   В сегодняшних попытках построить систему образования не угадываются
   очертания будущего. Мало кто себе четко представляет, что будет со школой
   после того, как улягутся страсти о ЕГЭ и стандартах.
   Президент Международной методологической ассоциации Сергей ПОПОВ рассказал
   обозревателю "НГ" Наталье САВИЦКОЙ об "альтернативном" взгляде на будущее
   образование.
  
   - Сергей Валентинович, бывая на мероприятиях министерства, я честно
   пытаюсь понять, что хотят сделать с будущим поколением.
   И у меня никак не выстраивается четкая концепция.
  
   - И не выстроится...Потому что взрослые сегодня сами дезориентированы.
   Представьте себе, фактически долгое время тема будущего поколения была
   закрыта в сознании людей, поскольку считалось, что все очевидно.
   И эта прежняя система работы с детьми и школой, которая сложилась в 30-50-е годы
   прошлого века в СССР, действует и сегодня.
   Хотя заимствована она была у западных стран, ее, разумеется, адаптировали.
   И появилась у народа ГТО, готовность к труду и обороне.
   Основными организаторами этой концепции были руководители промышленности и обороны.
   Поэтому вся связка - ясли, детсад и школа - работали на эту идею.
   Например, такое странное изобретение - детские ясли.
   Никому же в голову такое не могло прийти - отдавать
   маленьких крох на полный день, отнимая их от родителей.
   Но промышленная модель того времени требовала яслей.
   Времена прошли, а современным родителям даже в голову не приходит,
   что можно делать все иначе. Поэтому и сегодня дешевая и разработанная сеть
   квалифицированных нянь у нас отсутствует.
   Детей сдают в детские учреждения, где они массово болеют.
   Затем их массово прививают. Родители массово сидят на больничном и т.д.
   А качество персонала в детских садах? Идем далее... Школа, пионерские
   организации, вузы - все тоже были построены под индустриальный уклад
   жизни. И призваны были взрастить класс дисциплинированных трудящихся.
  
   - Сегодня уклад жизни поменялся, прежние институты остались.
  
   - Абсолютно. Хотя в будущем будут востребованы люди с иным типом мышления.
   Посмотрите, вся конкуренция в мире сейчас идет за класс людей, который
   способен сам принимать решения и действовать самостоятельно.
   За людей, способных создавать условия для развития страны.
   А мы переживаем "синдром школы".
   И не хотят ничего менять в школе прежде всего родители.
   А рассуждения таковы: мы все вышли из школы пионерского детства.
   У наших детей все должно быть таким же. И ничего другого быть не может.
  
   И существующая сегодня дезориентация у взрослого населения приведет к тому,
   что у наших детей в будущем она будет в разы сильней.
   Мы не понимаем, куда движется мир. Мы не понимаем, кто мы такие.
   Наша школа выпала из всякого понимания итогов информационной революции,
   плодами которой пользуется уже весь мир.
   Уже школьники пятых классов сидят в Сетях, пользуются всеми достижениями.
   Они в другом мире. И школа ничего с этим поделать не может.
  
   - Наша школа отстала только в технологиях?
  
   - Не только. Несколько лет назад Всемирный банк провел исследование о нашем образовании.
   Итоги его нашему населению неизвестны. Видимо, не интересно никому...
   Главный вывод - у нас самая институциализированная школа в мире.
   Самая дисциплинарно жесткая.
  
   - А как быть со строгостью и традициями английских школ?
  
   - Английская школа вообще одна из самых свободных. До 80% детей учатся
   сегодня в ней через компьютерные Сети.
   Мы мало знаем о современном образовании за рубежом.
   Весь мир пытается научить детей работать самостоятельно и самим добывать информацию.
   А мы уверены, что наша школа с учителями, которые приводят в класс милиционеров,
   когда дети бузят, - единственно верный вариант развития.
  
   - О чем будут говорить завтра? Что будет заботить образование в ближайшем
   будущем, когда улягутся страсти вокруг ЕГЭ, стандартов и прочих дел?
  
   - Самая большая проблема по отношению к школе и к дальнейшему образованию
   лежит сегодня в области демографической политики.
   Произошел демографический спад.
   К 2016 году по сравнению с 2000-м во многих регионах
   трудоспособного населения станет в два раза меньше.
   Это означает, что рабочих рук не хватает и не будет хватать.
   Мы можем сколько угодно по этому поводу спорить, не замечать и не желать этого -
   страна все равно будет наполняться мигрантами и их детьми.
   У нас нет другого пути. В США, например, к 2050 году планируют стать страной,
   в которой будет проживать около 700 миллионов человек.
   А мы ничего подобного не планируем. Хотя для России это самый естественный путь развития.
   Он таким регулярно и был. А политика замыкания на самих себя приведет к тому,
   что из могучего некогда государства мы превратимся в страну-карлика.
  
   Через 3-4 года начнут останавливаться заводы, потому что на них некому
   будет работать. А на заседании московского правительства один из чиновников заявляет,
   что в школах Москвы уже "до 30% детей плохо говорят по-русски, и надо это дело прекратить".
   Не обсуждают, как изменить школу,
   чтобы она этих детей делала российскими гражданами, а - "прекратить!".
   Беда в том, что наша школа в принципе не приспособлена к мультикультурной жизни детей.
  
   - А новый законопроект об образовании учитывает интересы детей?
  
   - В какой-то степени - да. Но многое и отвергается по ходу обсуждения.
   Кстати, в нем очень много участвует учителей. И знаете, какое наиболее
   часто звучащее требование там? Ужесточить дисциплину, сделать легким
   отчисление из школы. Они требуют ужесточения дисциплины, не понимая одной
   базовой вещи - детям на их уроках не интересно. Невозможно заставить даже
   маленьких людей что-то делать против их воли и интересов.
  
   - На это вам могут возразить, что образование - вещь довольно
   консервативная. А классно-урочная система, строгая дисциплина - это
   классика жанра.
  
   - Учителя заблуждаются в том, что альтернативы всему этому нет. Она существует.
   И только благодаря учителям ее не видят сегодня и родители.
   Первыми ее обнаруживают дети. Кто-то, например, выясняет, что географию
   интересно изучать по Discovery. И гораздо лучше, быстрее и понятнее.
   Развитие Всемирных сетей может привести к тому, что знания все смогут
   получать из Интернета. В США компания Apple первой ввела обучающую
   школьную программу в Интернете. И тенденция такова, что все больше
   школьников, сидя дома, заканчивают школу и получают сертификаты о ее
   окончании.
  
   - Любопытно, куда в таком случае деть эту гвардию учителей?
  
   - Тогда прямо так и скажите, что мы строим государство, проживающее деньги из бюджета.
   И о детях мы не думаем, а думаем об учителях.
   Наше общество не анализирует и не обсуждает, что мы сегодня делаем с детьми.
   И нам удобно считать, что школа должна быть консервативной, что детсады - очень нужное
   изобретение и т.д. А никто не задумается над тем, почему не развиваются
   альтернативные службы. Почему нет школы нянь? Почему студентам вы не
   можете перепоручить уход за ребенком? А вы знаете, что во многих регионах
   сегодня люди отнюдь даже не религиозные стремятся отдать своих детей в
   церковные школы? И знаете, какая при этом у них мотивация?
  
   - Спасение от наркотиков?
  
   - Не совсем. По данным исследований, чтобы их детей не били и не обижали.
   И это носит уже массовый характер. То есть родители пытаются спасти детей.
   Не знания им дать, а просто спасти от побоев и унижений.
  
  
   Вопрос: Из мероприятий мин. образования невозможно понять, что хотят сделать с будущим
   поколением.
  
   Ответ: Потому что взрослые сегодня дезориентированы. Прежняя система работы с детьми и школой
   действует и сегодня. Промышленная модель прошлого требовала такой системы образования. Но
   времена прошли, а родители еще не понимают, что надо делать иначе. Школа, университеты - все
   было построено под индустриальный уклад жизни.
  
   Вопрос: Сегодня уклад жизни поменялся, прежние институты остались.
  
   Ответ: Абсолютно, в будущем будут востребованы люди с иным типом мышления, люди, способные
   сами принимать решения и действовать самостоятельно. Наша школа выпала из понимания итогов
   информационной революции, плодами которой пользуется уже весь мир. Уже школьники пятых классов
   сидят в Сетях, они в другом мире. А школа еще в прошлом - и ничего с этим поделать не может.
  
   Вопрос: У нас это, наверное, еще из традиций английских школ?
  
   Ответ: Английская школа одна из самых свободных. До 80% детей учатся сегодня в ней через
   компьютерные сети. Весь мир пытается научить детей самим добывать информацию.
  
   Вопрос: Образование - вещь консервативная. А классно-урочная система, строгая дисциплина - это
   классика жанра.
  
   Ответ: Учителя заблуждаются в том, что альтернативы нет. Первыми ее обнаруживают дети. Кто-то
   выясняет, что географию интересно изучать по Discovery. В США компания Apple ввела обучающую
   школьную программу в Интернете. И все больше школьников, сидя дома, заканчивают школу, и
   получают сертификаты об ее окончании.
  
   Вопрос: Куда же деть гвардию учителей?
  
   Ответ: Содержа эту гвардию, государство опустошает бюджет. Мы думаем не о детях, а об
   учителях. Родители же желают забрать детей из школы, чтобы их детей не били и не обижали. И
   это носит уже массовый характер. Родители пытаются спасти детей - не знания им дать, а просто
   спасти от побоев и унижений.
  
  
   комментарии  
  
   Александр  Гершаник
   Всё так.
   Школа умерла.
   Осталось признать этот факт.
  
   Алексей Шишкин
   А в агонии она такого натворит!...
  
   Александр  Гершаник
   Естественно, нужны меры предосторожности.
   Главное - оставить в новом законе возможность домашнего обучения
   и экстерната на любом этапе.
   Всё остальное - по мере поступления благоглупостей.
  
   Ольга Асафьева обсуждает запись в ленте
   На курсах по внедрению ФГОС в начальную школу. Какие правильные вещи говорят!
   И работа в группах, и деятельностный метод обучения, и "повернитесь лицом к детям" -
   фильмы показывают, уроки прекрасных учителей.
   Дети на уроке сидят свободно, могут лечь на парту, обсуждают материал, меняются местами.
   Реплика в аудитории: "Еще чего, будут на партах лежать, по классу ходить!"
   Вот уж действительно школа для получения зарплаты некоторым учителям.
   Не понимают люди, что в школу приходят другие дети, а школа со старой гвардией
   уже НИКАК не соответствует современному миру.
  
   Но совсем без учителя нельзя, ребенку нужно общение и с детьми, и со взрослыми.
   Легче перестроиться молодым. Как сейчас учат в пединститутах?
   Готовят к новым стандартам?
  
   елена петухова
   с чего вы взяли, кроме школы в городе достаточно мест для общения.
  
   Ольга Асафьева
   В городе - согласна. У нас же большинство населения живет в провинции:
   села, деревни, городки, названные "город" по недоразумению.
   Как часто об этом забывают, на всех уровнях.
  
   Александр  Гершаник
   А Вам не приходило в голову, что самые достойные из тех, про кого мы знаем,
   не ходили в школу?
  
   Ольга Асафьева
   Приходило. Но их же кто-то учил? А кто будет учить детей в деревне?
   Через Интернет? Прекрасно! Но сначала же надо научить и дать понять,
   что в сети есть образование!
   Чему лично я очень рада: учусь сама, учу внука,
   стараюсь научить своих учеников.
  
   Александр  Гершаник
   По Вашему выходит, что о существовании образования в Сети можно
   узнать только в школе?
   А мне кажется, всё наоборот. Знакомство с возможностями Сети дает понять,
   что образование в школе уже невозможно.
   Естественно, что учителя стараются - из самых лучших побуждений.
   Но, чем больше учителя стараются в этих условиях "учить", тем больше мучат и калечат.
   Классно-урочная система в принципе основана на системе подавления воли ребенка.
   И в современном мире "ребенки" скорее сломают эту систему, чем сломаются сами.
  
   Виктория Победоносцева отвечает на комментарий Ольга Асафьева
   "На курсах...какие правильные вещи говорят!" --показуха! Ведь тут же--"еще чего,
   будут на партах лежать, по классу ходить".
   И не только "старая гвардия" так считает, молодых с понтами, которым наплевать на детей--
   еще больше. А еще--можно подумать, нет классов, где и на партах лежат,
   и по классу ходят, и даже покурить ухитряются во время урока (пример из жизни--7-й класс).
   Только не надо оспаривать, что это--раритет, я в "школьной теме" глубоко и давно.
  
   "Но совсем без учителя нельзя, ребенку нужно общение и с детьми, и со взрослыми"--все
   эти "удовольствия" можно иметь,обучаясь на "семейке" или экстернате.
  
   "Но бить детей...зачем писать про массовый характер?"--речь все же, думаю, не о
   физических побоях, а о травмах психологического характера, которые получают дети в
   избытке в современной школе в РФ, над родителями которых довлеет стереотип "только в
   школе ребенок научится жить в социуме".
  
   Если вы--педагог, позвольте выразить уважение, ваш ком свидетельствует о том, что вы
   любите детей, такие, как вы, и на нашем пути встречались (среди "старой гвардии",
   кстати, чаще). Но таких на сегодня в школах--единицы, такие--"белые вороны, гадкие
   утята". Увы...
  
   Алексей Шишкин отвечает на комментарий Ольга Асафьева
   Да не учителя бьют, а сами детишки!...
  
   елена петухова
   а мы уже учимся дома. через 20 лет большинство будет так учиться.
   обучение занимает 4-5 часов в день
  
   Ольга Асафьева отвечает на комментарий елена петухова
   Если только дома, как ребенок войдет в социум?
   Мы тоже с внуком многое учим дома и по книгам, и по Интернету.
  
   Это одна сторона вопроса.
   Другая: сколько детей учатся только по тому, что ходят в школу,
   а дома родителям глубоко все равно, чем ребенок занимается.
   Вы представляете что будет, если дети из таких семей, нигде и никем не обученные,
   вырастут и выйдут на улицы? Нет, их быстро научат!
   Но кто и чему?
  
   елена петухова отвечает на комментарий Ольга Асафьева
   так они, ходившие в школу и выходят на улице, у нас в сквере таких пятеро.
   ровесники моего, им сейчас от семи до десяти лет,
   но уже видно что из них вырастет.
   а что тот миллион, который сейчас сидит в тюрьмах в школу не ходил?
   всегда будут невоспитанные и не образованные люди,
   и школа тут ни чем не поможет, все идет из семьи.
   у нас недавно мужик всю семью планомерно одного за другим отравил,
   и он тоже ходил в школу. школа - источник знаний, есть альтернатива.
   проходить 11 лет в школу - не значит быть обученным и воспитанным.
   конечно встречаются учителя с большой буквы, могущие исправить домашнее
   негативное влияние. но!, их единицы.
  
   Ольга Асафьева отвечает на комментарий елена петухова
   Тот, которому семь, в школу еще практически не ходил. И миллион сидящих в
   школу ходили, и все идет из семьи - все правильно.
   Но мы же не можем оградить ребенка от социума.
   Не будет школы - будет ОДНО домашнее влияние, негативное и позитивное.
   Какого больше? Многие ли в нашей стране могут позволить домашнее обучение?
   Есть возможность - пожалуйста. Но всю жизнь вы ребенка за руку водить не будете.
   Кстати о возможностях. Есть много замечательных частных школ - выбирайте на свое усмотрение.
   Так же и в государственной системе всегда есть возможность выбрать и школу, и учителя.
  
   Ramiros PR отвечает на комментарий Ольга Асафьева
   Японский опыт. Специально с целью общения и получения социальных навыков дети
   регулярно ходят в школу на определённое время.
  
   Afanaciy 7na8 8na
   Слово "учитель" от глагола "учить", когда кто-то показывает кому-то, как сделать что-то.
   Можно "учить-ся" или "учить себя", когда кто-то приобретает навыки, подражая образцу или
   используя алгоритм действий.
  
   С шыроким внедрением информацыонных технологий классическая школа потеряла свою
   актуальность, что доказывает шырокое распространение такого явления, как
   "репетиторство".Но тогда этим занимались, в основном, студенты.
  
   По сути, мы не создаём что-то новое, а возвращяемся к забытой системе индивидуального
   обучения, существовавшэй в нашэй стране до революцыи.
  
   Таким образом можно констатировать, что нынешняя школа - это анахронизм и рассадник
   социальных, психологических и физиологических белезней.
   То жэ самое происходит и с армией.
  
   Вообще-то, это классика и знакомые с марксизмом знают, что при изменение экономического
   базиса, необходимы изменения и всей надстройки в цэлом.
  
   Сергей Троцкий
   Школа нужна, но другая.
   Та в которую ребенок хотел идти и ему давали не набор шаблонных знаний,
   а учили бы быть ЧЕЛОВЕКОМ...
   Конечно для этого нужно воспитать учителей , но это другой вопрос.
  
   Начинать нужно снизу...Будущее зависит от каждого человека, от его выбора, куда развиваться.
   Но чтоб сделать выбор нужно искать нужное развитие,
   и не в коем случае не возвращаться к старым схемам.
  
   Главное дать маленькому человеку знание о мире в котором он живет, о том,
   что ждет его во взрослой жизни, как функционирует человеческое общество.
   Научить его правильно относиться ко всевозможным жизненным ситуациям и т.д.
  
   виртуальное обучение не может заменить живого, может в будущем так будет но не сейчас.
  
   Ольга Асафьева
   По долгу службы прочитала внимательно пару раз новый стандарт по начальной школе
   (ФГОС). Если мы претворим в жизнь хотя бы половину написанного, школа преобразится.
   Стандарт повернут лицом к детям, главный - ребенок. Задача школы - научить учиться.
   Дело упирается в тех, кто будет этот стандарт внедрять.
   Большой плюс в том, что на государственном уровне определили задачу школы: научить
   учитьСЯ, а не просто передать знания, порой устаревшие.
  
   Afanaciy 7na8 8na7 отвечает на комментарий Ольга Асафьева
   Эти стандарты предполагают наличие общества с равными финансовыми возможностями.
   При огромном финансовом расслоении нашэго общества данные стандарты можно
   считать благими пожэланиями или очередной утопией.
   Всё будет, как в штатах - учебно-воспитательные заведения для богатой элиты
   и проф-ориентированные ПТУ для бедных рабов, которые вынуждены продавать себя, чтобы выжыть.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"