Красных Татьяна : другие произведения.

Мужчина и женщина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаю вашему вниманию беседу А.Д.Данилина о романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Александр Данилин - врач, психотерапевт, писатель и радиоведущий. Автор проекта "серебряные нити". Беседы о романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Беседа 14


   Самопознание по А.Г.Данилину Мастер и Маргарита - 14
   Мужчина и женщина
  
  
   Добрый вечер. Моя фамилия Данилин, зовут Александр Геннадьевич. Многие ругаются, что я не представляюсь. Я представлюсь. Я -- практический психотерапевт, на протяжении уже куда больше чем 30 лет. Наверное, это самое главное. Немножко журналист, немножко писатель. Доморощенный, конечно, на психологические темы, но все-таки... Главное, наверное, что я терапевт, и принимаю людей. И самое главное в этой истории, в истории психотерапевта -- это разобраться для себя с какими-то главными вопросами бытия. Потому что иначе, если с этими вопросами не разобраться, становится совершенно непонятным, что же все-таки советовать клиенту, куда его вести, от чего избавлять. Что, в конце концов, нормально, а что ненормально в человеческой жизни. И моя попытка разбора литературных произведений с психологической точки зрения, сначала на радио, потом здесь, на ютубе, она имеет своей задачей и для меня самого подытожить какой-то опыт и разобраться, что же все-таки мы называем нормальным. Что, например, нормально в человеческих отношениях, в отношениях между мужчиной и женщиной.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   В прошлой передаче мы с вами оставались в психбольнице, следили за тем, как появляется Мастер. Они ведь совсем молодые люди, правда? Как на рисунке Анн Шарлотты Бога. И они эфемерны, как на этом рисунке. Иван Бездомный больше не появится, мы его так и оставим до конца романа здесь в больнице. А Мастер, человек, не имеющий имени, фигура почти эфемерная, бесплотная, духовная. Очень много споров было о слове "мастер", его отношении к Максиму Горькому, масонам, и т. д. С чем бы ни было связано появление у Булгакова появление этого слова, это, конечно, духовное понятие, абсолютно понятное любому человеку на Востоке.
   Вот скульптура. Это Будда в одежде монаха Татхаты. Для меня он - несомненный Мастер. С чайником, сосудом для воды, зонтиком. Так ли много человеку надо? И обладает ли плотью этот человек? Конечно, ровно таков он для Ивана Бездомного. Таков и для нас.
   Помните, я вспоминал Александра Добролюбова? - Пройдет по Москве почти незамеченным. Только предатель фактически успеет на него настучат, Алоизий Могарыч.
   И мастер, именно с маленькой буквы, как в тексте романа, это то, что для меня, с моей точки зрения, должно существовать, существует не только внутри Михаила Булгакова, но и в каждом мужчине. Самое страшное, что происходит с мужчинами в наше время -- это потеря мастерства, потеря Мастера.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Вот он на мистических удивительных иллюстрациях Анатолия Фоменко к "Мастеру и Маргарите".
   Кто такой Мастер? Это человек, который из своего, чаще всего профессионального труда, своей профессиональной деятельности выносит какую-то духовную составляющую, и, если хотите, пишет, по крайней мере создает в том или ином смысле свой собственный Завет, свою собственную духовность. И кому нужен писатель, который не Мастер? А писателей-мастеров всегда можно было перечислить по пальцам на одной руке. Несущих что-то, отчего в читателе возникает трепет узнавания, что это мое, внутреннее, имеет отношение ко мне, меня раскрывает и куда-то ведет. Если в мужчине нет этого ощущения, то он в самых разных смыслах этого слова пропадает. Он не понимает, что это такое. Но по Бердяеву смысл жизни все равно заключен в творчестве по той простой причине, что творчество -- это повторение деяния Бога, создание собственного мира. А создание собственного мира -- это не только строительство собственного загородного дворца, это всего лишь стены, защита. Мир -- это совсем другое. Это -- те смыслы, которые ты можешь угадать в другом человеке, в мире, открыть их миру, вернуть их миру. Потому что и Воланд, и Мастер, которые пишут один роман, что-то миру возвращают, что-то прочно забытое. В этом, наверное, суть любого Мастерства - этого настоящего с большой буквы, когда имя остается неизвестным.
   Очень странная и чудесная история, потому что там, где заканчивается роман написанный, там возникает она, любовь, или она - женщина.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Мне очень нравится эта иллюстрация Каспера Божека, которая делает невозможное, что я сделать не смог, включает в себя всю главу. И кристаллизацию Мастера, как будто из стены. И их разговор, и ту самую таинственную встречу.
   0x08 graphic
  
   Помните, в самом начале этого цикла я говорил, что главным героем конечно же является встреча.
   И мне кажется, самым блестящим образом ее нарисовал, изобразил Сергей Тюнин. Потому что если этого удивительного ощущения нет, того ощущения, которое мы тоже очень плохо передаем словами... Мы же говорим, как Мастер: это судьба. Но вот этого чувства, что рука Бога направляет нас друг к другу, и с переполненной Тверской в пустой переулок, где почему-то нет ни одного человека. Наверное, это главное предощущение, потому что с каждым из нас иногда происходит то, что происходит в романе. На самом деле в этом воображаемом рассказе мы присутствуем не в некоей реальности, а по-прежнему в палате психбольницы. Отчетливо ощущается, что начиная с какого-то мига больше нет двух отдельных людей, поэтому мне так нравится эта рука Бога (или дьявола, или Воланда), которая ведет их в переулок. Они же больше не будут прежними. Они станут другими. Из двух Я родится некоторое Мы, очень странное, независимое от расстояния, очень часто даже независимое от произнесенных друг другу слов, которые мы тоже, конечно же, в романе услышим. Их слов, обращенных друг к другу. Очень мало.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Но конечно же, совершенно чудесным и искренним является рисунок умершей в юности замечательной нашей художницы Нади Рушевой. Которая нарисовала свою собственную мечту о любви. Для меня в ней самое главное, - это ощущение, что они сейчас сольются и станут едиными. Как бы превратятся друг в друга. Маргарит -- это просто чуть осветленный Мастер, а Мастер -- это Маргарита-брюнетка. Да, с удивительной чистотой это все нарисовано.
  
  
   Всегда думаю я: читать или не читать, но тем не менее очень хочется. Вы, наверное, все это помните наизусть.
   Цитата
   "Тут глаза гостя широко открылись, и он продолжал шептать, глядя на луну:
   -- Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской  в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
   Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу.
   И, вообразите, внезапно заговорила она:
   -- Нравятся ли вам мои цветы?
   Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены. Я быстро перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил:
   -- Нет.
  
   <...>
   Да, любовь поразила нас мгновенно. Я это знал в тот же день уже через час, когда мы оказались, не замечая города, у Кремлевской стены на набережной.
   Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет. На другой день мы сговорились встретиться там же, на Москве-реке, и встретились. Майское солнце светило нам. И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женой."
   Вы все очень хорошо знаете эти слова.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x08 graphic
  
   Вот из комикса Родиона Танаева. Почему показываю комикс? Потому что мне кажется, что надписи тут -- как мемориальные таблички.
   Цитата
   Так поражает молния, так поражает финский нож!
  
   Конечно же, эта любовь, вся переполненная Тверская, неожиданно абсолютно пустой переулок, темное пальто, желтые цветы, как будто является идеалом, если хотите, юнговским архетипом встречи, которой хотелось бы каждому и каждой. Не у каждого случается, но мы почему-то ждем все время удивительно похожего.
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Кстати, может это вам будет любопытно, вот это, наверное, самый первый портрет Маргариты. В руках у Маргариты мимозы. Во-первых, потому что они всегда считались в Москве первым признаком прихода весны, а во-вторых, это картина известного когда-то польского художника Эмиля Эйсмана-Семеновского. Рисовал он в основном женские портреты. И дело в том, что все 20-е годы открытки с его картинами были страшно популярны. Сейчас они тоже популярны, но только у коллекционеров открыток. Вот одна из таких открыток хранилась в архиве у Булгакова, и по всей видимости, черное пальто, тревожащие черные цветы -- они взяты отсюда. По крайней мере мне по настроению и ощущению такая гипотеза кажется очень и очень вероятной. Это популярные почтовые открытки, которые дарили лруг другу с признаниями в любви весной. Женщинам в основном.
   Я хотел сказать только лишь про то, что если эти строки, я, конечно же про себя, - но если вы читаете эти строки похоже, то вы понимаете, что в общем речь идет о мифе. Появление героев только в середине романа, они больше прикасаются к Воланду, чем к реальной московской жизни, а прикосновение их к московской жизни в виде издания главы из романа заканчивается, как вы знаете, тотальной неудачей. Прямо-таки провалом. В частности это говорит о том, что они фигуры мифологические. У нас очень редко анализируют героев литературы с точки зрения мифа почему-то. Наверное потому что считают, что русский писатель не мог создавать мифологических полотен. А я, когда читал первый раз, как положено будущему юнгианцу, увлекался мифологией Древней Греции, и у меня все время крутилась в голове опера Глюка "Орфей и Эвридика".
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это Ричард Мишель Пуц. Мне просто очень нравится эта картина "Орфей и Эвридика". В ней есть что-то удивительно музыкальное, среди бесчисленных полотен, на которых они изображены, Эвридика с Орфеем.
   Я хочу сразу обратить ваше внимание на две вещи, которые очень похожи, правда? Орфей -- волшебный музыкант, божественный музыкант, от звуков лиры которого засыпают грозные боги и которые способны даже воскресить умершего. Лира, которая способна открыть царство Аида, царства мертвых, непосредственного предшественника христианского ада. Правда, фраза "Орфей спускается в ад" не кажется, благодаря фильмам, каким-то неправильным словосочетанием.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   И вот страстно любимый мной Берн Джонс. Тоже "Орфей и Эвридика". Орфей выводит душу Эвридики из ада, из царства мертвых. Я понимаю, что то, что я сейчас говорю, это не какое-то супер открытие. Но для меня это очень важно, потому что сама мифологема гораздо древнее, чем, наверное, наши осознанные мечты о любви. Все произойдет дальше, мы это знаем, удивительно похоже. За одним-единственным исключением. В ад за душой Орфея будет спускаться Эвридика. Божественный певец из романа "Мастер и Маргарита" слишком слаб. Он не способен взаимодействовать с этим миром, громить стекла критику Латунскому, и в ад за Маргаритой он не пойдет. Она пойдет за ним в ад в прямом смысле этого слова. Потому что бал сатаны -- это, вне всякого сомнения, область ада. Откуда поднимаются для своего весеннего отдыха страшные тени изуверов, предателей и убийц. И Маргарита, пройдя через ад, извлечет в прямом смысле слова душу своего любимого. Потом они умрут, восстанут, мы поговорим обо всем об этом. Только я хочу сказать, насколько мифологичен этот мотив. Конечно, у Булгакова есть мечта стать Мастером. И Елена Сергеевна, которая, несомненно, один из прообразов Маргариты... Вторая жена Булгакова вышивает ему ту самую шапочку, о которой мы говорили в прошлый раз.
  
   Но он болен, слаб, его не публикуют, он почти ничего не зарабатывает, и он не сможет достать из ада душу Елены Сергеевны, которую она продала, уйдя от своего мужа, понятное дело, известного военного в общем к нищему писателю. Тому самому Мастеру. С одним зонтиком, тросточкой.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Не правда ли?....Возможно вы со мной не согласитесь.... Это "Гесиод и Муза" Гюстава Моро. Маргарита -- не Муза. Она спасительница, она защитница. А сам писатель, в общем, не имеет сил, чтобы писать. Трудно представить себе, чтобы Гесиод отказался писать дальше и признался своей Музе в собственной слабости. Или сбежал от нее во что-то подобное, пусть не психбольницу, но в какую-нибудь лечебницу Асклепия. И кричал бы при этом "Муза, Муза, оставь меня! Потому что я слаб, я безумен".
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   И для меня в этой трагической истории... Это "Сожжение романа" - нарисованное румынской художницей Ариной Георгите. О которой мы уже говорили, разумеется. Есть какое-то изумительно точное пророчество Булгакова о деградации мужского во времена, в которых он оказался. Ну правда, можно называть это богатыми словами, - инфляцией мужского, еще как-нибудь.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это Мастер жжет рукопись в иллюстрациях Траугот.
   Возможно я несправедлив и неправильно это чувствую.
  
   Вы не чувствуете в этом какого-то искажения, изврата, абсолютно точно предсказывающего, что происходит сейчас?
  
   Не знаю, можно множество образцов найти... Современной Маргарите Мастер не нужен, она сама Мастер. И это в конце концов линия такая, вектор, да? Маргарите надоедает извлекать своих мастеров из всевозможных адов, и они начинают самоорганизовываться в стаи.
   Цитата
   "Тот, кто называл себя мастером, работал лихорадочно над своим романом, и этот роман поглотил и незнакомку.
   Запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, она без конца перечитывала написанное, а перечитав, шила вот эту самую шапочку. Иногда она сидела на корточках у нижних полок или стояла на стуле у верхних и тряпкой вытирала сотни пыльных корешков. Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Она нетерпеливо дожидалась обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе -- ее жизнь.
   -- И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась,-- прошептал мастер и поник головой, и долго качалась печальная черная шапочка с желтой буквой "М". Он повел дальше свой рассказ, но тот стал несколько бессвязен. Можно было понять только одно, что тогда с гостем Ивана случилась какая-то катастрофа.
   -- Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом! -- торжественно прошептал мастер и поднял руку.-- Да, он чрезвычайно поразил меня, ах, как поразил!"
  
   Ну вы все знаете, как поразил Мастера мир литературы. А я хочу сказать, что по сути своей он просто сбежал как бухгалтер Берлага в "Золотом теленке" взял и сбежал в психбольницу. Но от других горестей, конечно. И спасать, и искать, раз уж они один организм, соединенный в руке Бога, его должна была Маргарита. Очень больно, наверное, чувствовал Михаил Афанасьевич это стремительное ослабление мужских позиций. Еще до великих чисток и великой войны. Как бы невозможность существование мужественности в том мире, который всеми способами пытался ее подавить. И тогда в ад должна пойти Маргарита. Ну или Муза -- спасать и извлекать своего Мастера.
   И в этом есть для меня одна из главных трагедий внутренних. Наши современные "мастера" мастерами быть не хотят. Известное дело -- они хотят денег. И считают, что этого достаточно. Но по-прежнему хотят, чтобы их спасали маргариты, спускались за ними в ад. Самый разный. Я имею в виду -- от тюрем до суеты торговых центров. А маргариты согласны быть музами, но ада, даже небольшого, кратковременного в общем совершенно не хотят. Почему? Ну потому что они сами хотят быть творцами, интеллектуальными лидерами, писательницами, великими музыкантами. И тогда возникает... Я не знаю, может сегодняшний разговор надо назвать унисекс? Потому что женщина как бы хочет быть сама себе и мастером, и маргаритой. Собственно говоря, конечно, надо оговориться, что мы говорим ведь не о мужском и женском, а о мужественном и женственном. И не столько о гендерах... И понятное дело, что мужественное начало, которое должно дарить дому и жизни смысл, внутренний, духовный смысл, вовсе не обязательно написанный на бумаге или нарисованный на холсте. Оно больше не нужно , поскольку женщина может прекрасно ощущать его в себе, это начало, и быть самодостаточной. Нафик нужен этот слабак, когда что-то у него в жизни не получается, за ним еще в ад предстоит лазить. И это, видимо, для меня ненормально и никогда не станет нормальным. Почему? Ну потому что в нашей сексуальной близости все равно скрывается вселенская закономерность творения мира. И любые космогонические мифы, или почти любые, которые конечно сейчас нет времени перечислять и рассказывать,
  
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Они сводятся к очень простой истории. Существуют стихия и логос. В книге Зоар, одном из главных текстов иудейской каббалы (я очень не люблю эти схемы, но иногда рисую) свет (ор) -- всеблагой и вездесущий, несущий в своей потенции все, вынужден создать сосуд (кли), поскольку у него возникают желания отдавать кому-то. Между ними есть экран. Я не буду сейчас... я могу уйти в гностицизм...
   Свет порождает в сосуде бесконечное наслаждение. Потом, если рассказывать очень просто, у сосуда тоже возникает желание делиться тем наслаждением, которое он получил. Но все равно творение оргаистично, творец в некую стихию вкладывает смысл, логос. А что создает сосуд? Почему возникает необходимость создания сосуда? Да по одной простой причине. Сосуд доказывает всемогущему свету реальность его бытия. Нет сосуда -- и свет существует ни в чем. Светит просто так. Он никому не светит и никого не греет. И поэтому должен быть хотя бы один сосуд, и логосу придется концентрироваться на этом сосуде, для того чтобы получить хоть какой-то отзвук.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это -- говорят, имеющий каббалистическую символику, - рисунок Питера Класа из классического голландского натюрморта. Вот вам свет и сосуд.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Свет и сосуд в рисунке Нади Рушевой.
   Проблема в том, что это -- одна из фундаментальных основ бытия. Правильно эти фундаментальные основы бытия называют Началами в богословии. Это -- одно из начал бытия. Оно неотменимо, и поэтому если мы пытаемся его отменить разными способами, предавать, как мы будем говорить дальше, менять непрестанно, раз в год, как автомобиль, одного мастера на другого, то же самое в отношении Маргариты, несомненно. Если будешь часто менять сосуды, то не создашь никакой реальности. А если будешь часто менять свет, то не создашь вообще ничего, в принципе, останешься абсолютно пустой.
  
   0x08 graphic
  
  
   Это конечно так. И конечно невероятно важно. Но мне кажется, Булгаков чувствует всем сердцем, как... и пишет об этом, потому что это уходит, исчезает, больше это никому не нужно. Ни свету, ни сосуду. Ни Мастеру, ни Маргарите. Потому что между ними появляется страшненький вопрос, не в романе, нет, в жизни: а кто чью судьбу должен разделять? Где свет, а где сосуд?
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Может быть Анатолий Фоменко как-то чувствует очень эту трагедию, этот разлад мифа, который ощущает Булгаков. В том, что в некотором определенном смысле они меняются местами.
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это была такая фотосессия, Жана Лорье, французского фотохудожника, может кто-то видел, тут в главной роли Изабель Аджани. Это фотоиллюстрация к "Мастеру и Маргарите". Я про что? Я про то, что... это мое ощущение... он как в булгаковском описании "У меня был хороший костюм, дорогое пальто" . НО он здесь более женственен и слаб. Такой исчезающий Мастер.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это Маргарита -- художник Траугот. Тоже мне очень нравится. Обратите внимание -- она приходит к нему в Мансуровский переулок. Там до сих пор сохранился дом, в котором происходят события. Не он к ней. Он не ходит и не томится под окнами ее дома. Не дарит ей цветов какого-то другого цвета. В этом есть странное ощущение, у меня, по крайней мере, - он принимает ее любовь. Как бы предоставляя ей все возможности спуститься в ад, для того, чтобы извлечь его оттуда.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это рисунок Марии Романовой. Она рисовала Маргариту в образе Елены Булгаковой. Поэтому она, тоскующая у окна... Для меня не совсем Елена Булгакова. В ней больше мифа, она -- Эвридика, которая вынуждена измениться. Ну и конечно, даже и не сомневайтесь, в этом звучит моя, я не хочу сказать -- черная, но не уверен, что бывает белая, во всяком случае -- зависть к Мастеру. "Эх, выиграть бы в лотерею билет и дописать бы то, что когда-то хотелось дописать. Да и чтобы Маргарита заглядывала к тебе в окошко. И была готова вытащить тебя из любого ада. В который то, что ты напишешь или скажешь, тебя приведет." Но увы, Маргарита -- это миф, мечта. Эвридика наоборот.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Поменяйте их местами, они у Берна Джонса, как и у Нади Рушевой, Мастер и Маргарита тоже похожи друг на друга, - и вы почувствуете, о чем я. Но главная беда в том, что отменить этого нельзя. Все равно бессознательно женщина будет хотеть, чтобы жизнь мужчины имела смысл, чтобы он был Мастером, чтобы он принес детям духовность. А Мастер, мужчина все равно будет хотеть, чтобы женщина утешала его, и была его реальностью. Хотя бы одним-единственным человеком, тем самым легендарным человеком, который понимает тебя без слов, просто потому что любит. Просто потому что мы -- единое целое. Как на этой картине. Но только это единое целое тоже почему-то потеряно и больше не является целью наших чувств. И в общем в этой подмене одного пола другим, в ожидании мужчины, что женщина придаст ему смысл существования... Удивительная штука -- я знаю много мужских бед, в смысле проблем личного характера, которые напрямую связаны с тем, что они пытались жить исключительно ради женщины. Вот я живу ради семьи. И мне тысячи раз в жизни приходилось убеждаться в том, что женщины этого не выносят. Уходят, начинают изменять. Мужчина должен жить не ради семьи, а ради Логоса. Ради того, что он создает во внешнем мире и внутри себя. Мужчина может быть хорошим профессиональным воспитателем. И для него это будет творчество, его Логос.
   А женщина все равно никогда не сможет быть гермофродитом, т. е. она не сможет оплодотворять сама себя ни физически, хотя физически наверное, сможет... Она не сможет оплодотворять себя духовно. Мы не хотим задумываться о том, что на этом строится Вселенная, этот Свет и Сосуд. И наверное, тем самым обрекаем себя на гибель, расшатывая незаметно для себя сами основы мироздания. Просто потому что мы больше не умеем любить. И Булгаков где-то на самом деле довольно страшен. Мы же с вами скоро выясним, что эта любовь возможна только за пределами смерти, там где-то в покое, в нирване. А тут она не может жить. Почему? Да потому что она попыталась сместить полюса. Это Орфей должен уметь и спеть свою волшебную песню, и спуститься в ад за заблудшей душой Эвридики. Вот как-то так. Простите меня за неуклюжие размышления. Спасибо большое. Извините, если что не так. Спокойной ночи.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"