Красных Татьяна : другие произведения.

Супермен

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаю вашему вниманию беседу А.Д.Данилина о романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Александр Данилин - врач, психотерапевт, писатель и радиоведущий. Автор проекта "серебряные нити". Беседы о романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Беседа 10


   Мастер и Маргарита Супермен
  
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Наверное, эту цитату М.Булгакова оставим лозунгом к чему-то самому главному в двух ближайших маленьких главах, тех, которые мы хотим обсудить. Вы никогда не удивлялись, главы о проделках бесов в Москве, они читаются с наибольшим удовольствием, прямо-таки со смаком, правда?
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Читаются легко, увлекательно. Ну правда же, они как будто выполняют какую-то нашу мечту? Мечту расчистить мир от мусора человеческого. Как-то убрать этих Никанор Ивановичей Босых, Римских, Варенух, и прочих. И все-таки это, наверное, не очень правильно. Чего-то философского в этих главах почти нет. Сатира есть, конечно, хотя сегодня до конца, как мне кажется и не понятна.
   Цитата:
   Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома N 302 БИС по Садовой улице в Москве, где проживал покойный Берлиоз, находился в страшнейших хлопотах, начиная с предыдущей ночи со среды на четверг.
   Так начинается 9-я глава , которая так и называется "Коровьевские штуки".
   Цитата
   Весть о гибели Берлиоза распространилась по всему дому с какою-то сверхъестественной быстротой, и с семи часов утра четверга к Босому начали звонить по телефону, а затем и лично являться с заявлениями, в которых содержались претензии на жилплощадь покойного. И в течение двух часов Никанор Иванович принял таких заявлений тридцать две штуки.
  
   Видите -- сверхъестественное нарастает прямо в быту.
   Цитата
   В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт за свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами. В числе прочего было потрясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака, в квартире N 31, два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности.
  
   Наверное, хотя это вещи исторически очевидные, каких-то коротких комментариев они все-таки требуют. Надо вам сказать, что в одной из более ранних версий романа Босой назван Никодимом Григорьевичем Поротым. Что преднамеренно отсылало когда-то на Никодима, автора апокрифического Евангелия, Евангелия от Никодима, известного так же как "Акты Пилата".
   И масштаб фигуры Никанор Ивановича Босого сразу увеличивается. Ну да, были когда-то Никанор Ивановичи Босые почти Пилатами в своих маленьких королевствах. И проблема квартир, квартирного вопроса -- одна из постоянных тем "Мастера и Маргариты". Надо напомнить, что в 1918 году вышел декрет, говорят, написанный лично В.И.Лениным, во всяком случае составленный по его плану, и это был план по экспроприации и выселению владельцев частных квартир. Частная собственность на жилплощадь была отменена в 19 18 году, и новые законы разрешали людям жить только там, где была создана ассоциация арендаторов во главе с председателями.
   Многие из них были, как и Никанор Иванович Босой (Босой -- это все-таки отсылка к его крестьянскому происхождению), они были необразованны, некомпетентны, но зато законопослушны. Практически точно как нынешнее начальство. И эти люди в этих своих ассоциациях арендаторов обладали большой властью в квази официальных случаях. Полуторамесячное отсутствие жильца в одной из комнат коммунальной квартиры открывало возможность для жилтоварищества для его выписки. И бывали случаи, когда человека, находившегося, например, в больнице, выписывали, и, вернувшись, он обнаруживал на своей жилплощади новых жильцов. И это, конечно, было не самоуправство Никаноров Ивановичей Босых, а государственная политика, способом очень простого постоянного воздействия на собственных граждан. И естественно, способом обеспечения их занятости. Поскольку, все то, что получил Никанор Иванович, все эти 32 письма за 2 часа, они говорят о том обилии их хлопот, которые в результате появились у людей. Может быть кто-то вспомнит, что когда Юрий Андреевич Живаго, главный герой романа Бориса Пастернака, вернулся в Москву после войны, то его особняк, как оказалось, подходил для размещения 13 семей. Это в том числе разгадка того, как квартирный вопрос все-таки умудрился испортить москвичей.
   А мы с вами дальше вместе с Никанор Ивановичем встречаемся с господином Коровьевым, Фаготом.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это -- иллюстрация Алексея Державина
  
   Вы помните, что перед этим незадолго Степа Лиходеев был вышвырнут вон, в Ялту. А теперь пришла очередь Никанор Ивановича Босого.
  
   0x08 graphic
  
  
   Это иллюстрация Геннадия Калиновского. Помните?
   Цитата
   - Ба! Никанор Иванович!  -- заорал [очень важно для меня почему-то этот дребезжащий тенор] заорал дребезжащим тенором неожиданный гражданин и, вскочив, приветствовал председателя насильственным и внезапным рукопожатием. [ Читать очень хочется. Красиво! ] Приветствие это ничуть не обрадовало Никанора Ивановича.
   -- Я извиняюсь,-- заговорил он подозрительно,-- вы кто такой будете? Вы -- лицо официальное?
   -- Эх, Никанор Иванович! -- задушевно воскликнул неизвестный.-- Что такое официальное лицо или неофициальное? Все это зависит от того, с какой точки зрения смотреть на предмет. Все это, Никанор Иванович, зыбко и условно. Сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное! А бывает и наоборот, и еще как бывает! {
  
   Я дальнейшего подробно читать не буду
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Фигура Коровьева все равно остается для нас загадочной. Не поддается всем и любым интерпретациям, приведенным в энциклопедиях. Что будет дальше? Ну дальше -- вы же наверное помните.
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Деньги как-то сами собой заберутся в сумку, точнее говоря -- в портфель,
   Цитата
   "И тут случилось, как утверждал впоследствии председатель, чудо: пачка сама вползла к нему в портфель. А затем председатель, какой-то расслабленный и даже разбитый, оказался на лестнице. Вихрь мыслей бушевал у него в голове"
  
   Тут является вся троица бесов
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Цитата
   " из спальни донесся низкий голос:
   -- Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут. Нельзя ли сделать так, чтобы он больше не приходил?
   -- Мессир, вам стоит это приказать!..-- отозвался откуда-то Коровьев, но не дребезжащим, а очень чистым и звучным голосом.
   И сейчас же проклятый переводчик оказался в передней, навертел там номер и начал почему-то очень плаксиво говорить в трубку:
   -- Алло! Считаю долгом сообщить, что наш председатель жилтоварищества дома номер триста два-бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, спекулирует валютой. В данный момент в его квартире номер тридцать пять в вентиляции, в уборной, в газетной бумаге -- четыреста долларов. Говорит жилец означенного дома из квартиры номер одиннадцать Тимофей Квасцов. Но заклинаю держать в тайне мое имя. Опасаюсь мести вышеизложенного председателя.
   И повесил трубку, подлец!
   Что дальше происходило в квартире N 50, неизвестно, но известно, что происходило у Никанора Ивановича."
   Цитата
   "в столовую вошли двое граждан, а с ними почему-то очень бледная Пелагея Антоновна. При взгляде на граждан побелел и Никанор Иванович и поднялся.
   -- Где сортир? -- озабоченно спросил первый, который был в белой косоворотке.
   На обеденном столе что-то стукнуло (это Никанор Иванович уронил ложку на клеенку).
  
   -- Доллары в вентиляции,-- задумчиво сказал первый и спросил Никанора Ивановича мягко и вежливо: -- Ваш пакетик?
  
   -- Вот контракт... переводчик-гад подбросил... Коровьев... в пенсне!
   -- Покайся, Иваныч! Тебе скидка выйдет!
   -- У, дура проклятая!"
  
   Вот, собственно, и вся 9-я глава. Надо сказать, что никто из художников не рисовал задержание Никанор Ивановича Босого. По крайней мере, я не нашел сих элементов творчества. Простите, что я краткий обзор делаю. Причина здесь в том, чтобы попытаться что-то понять.
   Ну а в 10-ой главе мы знакомимся...
   Цитата
   "В то время как случилось несчастье с Никанором Ивановичем, недалеко от дома N 302-бис, на той же Садовой, в кабинете финансового директора Варьете Римского находились двое: сам Римский и администратор Варьете Варенуха"
  
   Ну, сами знаете, что будет разворачиваться дальше. Дальше посыпятся телеграммы из Ялты от Лиходеева, молнии, сверхмолнии, почтальон будет входить, выходить, все это будет прекращаться непрерывно, пока не выяснится, что Воланд остановился в квартире Лиходеева. И тогда Варенуха отчается и позвонит. Что произойдет дальше?
   Цитата
   "Никакого такого гипноза, чтобы швырнуть человека за тысячу километров, на свете нет!"
   Сверхсрочный разговор с Ялтой по телефону не получится. Артист Воланд с Варенухой разговаривать не захочет. И в конце концов Варенуха
   Цитата
   спустился в нижний этаж, увидел длиннейшую очередь возле кассы, узнал от кассирши, что та через час ждет аншлага, потому что публика прямо валом пошла, лишь только увидела дополнительную афишу, велел кассирше загнуть и не продавать тридцать лучших мест в ложах и в партере, выскочив из кассы, тут же на ходу отбился от назойливых контрамарочников и нырнул в свой кабинетик, чтобы захватить кепку. В эту минуту затрещал телефон.
   -- Да! -- крикнул Варенуха.
   -- Иван Савельевич? -- осведомилась трубка препротивным гнусавым голосом.
   -- Его нету в театре! -- крикнул было Варенуха, но трубка тотчас его перебила:
   -- Не валяйте дурака, Иван Савельевич, а слушайте. Телеграммы эти никуда не носите и никому не показывайте.
   -- Кто это говорит? -- взревел Варенуха.-- Прекратите, гражданин, эти штуки! Вас сейчас же обнаружат! Ваш номер?
   -- Варенуха,-- отозвался все тот же гадкий голос,-- ты русский язык понимаешь? Не носи никуда телеграммы.
   -- А, так вы не унимаетесь? -- закричал администратор в ярости.-- Ну смотрите же! Поплатитесь вы за это! -- Он еще прокричал какую-то угрозу, но замолчал, потому что почувствовал, что в трубке его никто уже не слушает.
   Тут в кабинетике как-то быстро стало темнеть. Варенуха выбежал, захлопнул за собою дверь и через боковой ход устремился в летний сад."
  
  
  
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Вот это почтальон и телеграммы в исполнении Геннадия Калиновского.
  
   Цитата
  
   В саду ветер дунул в лицо администратору и засыпал ему глаза песком, как бы преграждая путь, как бы предостерегая. Хлопнула во втором этаже рама так, что чуть не вылетели стекла, в вершинах кленов и лип тревожно прошумело. Потемнело и посвежело. Администратор протер глаза и увидел, что над Москвой низко ползет желтобрюхая грозовая туча. Вдали густо заворчало.
   Как ни торопился Варенуха, неодолимое желание потянуло его забежать на секунду в летнюю уборную, чтобы на ходу проверить, одел ли монтер в сетку лампу.
   Пробежав мимо тира, Варенуха попал в густую заросль сирени, в которой стояло голубоватое здание уборной. Монтер оказался аккуратным человеком, лампа под крышей в мужском отделении была уже обтянута металлической сеткой, но огорчило администратора то, что даже в предгрозовом потемнении можно было разобрать, что стены уже исписаны углем и карандашом.
   -- Ну что же это за!..-- начал было администратор и вдруг услышал за собою голос, мурлыкнувший:
   -- Это вы, Иван Савельевич?
   Варенуха вздрогнул, обернулся и увидел перед собою какого-то небольшого толстяка, как показалось, с кошачьей физиономией.
   -- Ну я,-- неприязненно ответил Варенуха.
   -- Очень, очень приятно,-- пискливым голосом отозвался котообразный толстяк и вдруг, развернувшись, ударил Варенуху по уху так, что кепка слетела с головы администратора и бесследно исчезла в отверстии сиденья.
   От удара толстяка вся уборная осветилась на мгновение трепетным светом, и в небе отозвался громовой удар. Потом еще раз сверкнуло, и перед администратором возник второй -- маленький, но с атлетическими плечами, рыжий, как огонь, один глаз с бельмом, рот с клыком. Этот второй, будучи, очевидно, левшой, съездил администратора по другому уху. В ответ опять-таки грохнуло в небе, и на деревянную крышу уборной обрушился ливень.
  
  
  
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   -- Что вы, товари...-- прошептал ополоумевший администратор, сообразил тут же, что слово "товарищи" никак не подходит к бандитам, напавшим на человека в общественной уборной, прохрипел: -- Гражда...-- смекнул, что и этого названия они не заслуживают, и получил третий страшный удар неизвестно от кого из двух, так что кровь из носу хлынула на толстовку.
   -- Что у тебя в портфеле, паразит? -- пронзительно прокричал похожий на кота.-- Телеграммы? А тебя предупредили по телефону, чтобы ты их никуда не носил? Предупреждали, я тебя спрашиваю?
   -- Предупрежди... дали... дили...-- задыхаясь, ответил администратор.
   -- А ты все-таки побежал? Дай сюда портфель, гад! -- тем самым гнусавым голосом, что был слышен в телефоне, крикнул второй и выдрал портфель из трясущихся рук Варенухи.
   И оба подхватили администратора под руки, выволокли его из сада и понеслись с ним по Садовой. Гроза бушевала с полной силой, вода с грохотом и воем низвергалась в канализационные отверстия, всюду пузырилось, вздувались волны, с крыш хлестало мимо труб, из подворотней бежали пенные потоки. Все живое смылось с Садовой, и спасти Ивана Савельевича было некому. Прыгая в мутных реках и освещаясь молниями, бандиты в одну секунду доволокли полуживого администратора до дома N 302-бис, влетели с ним в подворотню, где к стенке жались две босоногие женщины, свои туфли и чулки державшие в руках. Затем кинулись в шестой подъезд, и близкий к безумию Варенуха был вознесен в пятый этаж и брошен на пол в хорошо знакомой ему полутемной передней квартиры Степы Лиходеева.
   Тут оба разбойника сгинули, а вместо них появилась в передней совершенно нагая девица  -- рыжая, с горящими фосфорическими глазами.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Может быть, вот такая девица?
  
   Цитата
   "Варенуха понял, что это-то и есть самое страшное из всего, что приключилось с ним, и, застонав, отпрянул к стене. А девица подошла вплотную к администратору и положила ладони рук ему на плечи. Волосы Варенухи поднялись дыбом, потому что даже сквозь холодную, пропитанную водой ткань толстовки он почувствовал, что ладони эти еще холоднее, что они холодны ледяным холодом.
   --Дай-ка я тебя поцелую,-- нежно сказала девица, и у самых его глаз оказались
   cияющие глаза. Тогда Варенуха лишился чувств и поцелуя не ощутил"
  
  
  
  
  
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Как вариант Геллы. И хочется мне сказать, что я так долго все это читаю, конечно, именно из-за красоты булгаковского слога. Просто очень хочется. А во-вторых, хоть и понимаю, что читаю я, наверное, не как артист, но очень хочется обратить ваше внимание на то, как радостно отвечает природа на удары Варенухе по морде. И вообще, сами понимаете, чего все время моталось у меня в голове при взгляде на все эти картинки.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
   Это, между прочим, американец Роберт Стоун. Та же самая сцена.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Ну и дальше известно что будет -- станет Варенуха вампиром. А это -- совсем современные ассоциации Александра Ботвинова, тоже как-то очень к месту, вам не кажется?
   На самом деле я снова и снова не столько о бесах, сколько о из происхождении. Или о том наслаждении, которое я получаю, читая рома, или о том удовольствии, которое получают все от московских сцен, от ответа на какую-то потерянную мечту. Или, если пользоваться темами разговора предыдущей передачи, этот мордобой администратора в сортире - что-то вроде счастья, к которому стремятся многие, и чувствуют многие, читающие эти строки. И, конечно, мне все время хочется размышлять о том, откуда взялось это счастье. Кто они такие, эти бесы?
   Ну, например, Коровьев. Его знаменитый клетчатый пиджак и кепка. Все это порождает массу разных ассоциаций, и в частности, между прочим, одну, о которой мы будем еще говорить в разных передачах.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это Сергей Юрский в роли Остапа Бендера, знаменитый в советской версии "Золотого теленка"
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   А вот в исполнении Славки Горной, сербской художницы, которую вы уже видели, Коровьев, и выглядит... Собственно, он и есть великий махинатор. Как и Остап Бендер. И в "12 стульях", и в "Золотом теленке" любим-то мы тоже великого махинатора, который обманывает простых чистых непосредственных советских нэпманов.
   Весь ведь вопрос в том, откуда и когда взялось само это чувство. Никанор Иванович Босой заслужил застенки НКВД? Это справедливо? Помните, мы говорили, что Воланд олицетворяет справедливость. Варенуха заслужил это самое избиение в сортире?
   Между прочим, надо вам сказать, что Варенуха собирался прийти в то же самое НКВД , т. е. хотел сделать ровно то же самое, что Фогот в предыдущей главе сделал с Никанор Ивановичем Босым. Вот эти люди -- Римский, Варенуха, - ни о каких особых их преступлениях мы не знаем. Как, собственно, не знаем ни о каких супер преступлениях Босого. Мы даже не знаем, остается непонятным, он там брал взятки? Он уже потом, в НКВД признается, что брал, но нашими, советскими, а никакой такой валюты в руках не держал. Мелкий обычный советский жулик. Как многие. Так и хочется все время сказать, - как мы с вами. А что? Наличными не берем, налоги платим за все. Я все время упираюсь для себя в вопрос, кто ж такие эти бесы? Какую человеческую мечту они олицетворяют? Откуда эта мечта взялась? Почему она существует? Почему мы с таким счастьем читаем эти главы? Когда и с чего все это началось? Почему в конце концов Воланд, когда Берлиоз спросил его: Вы немец? - задумался и ответил: Ну, наверное, немец. Или -- почему у нас чего не хватишься, того нет -- ни Бога, ни черта.
   Я думаю, что где-то там внутри все время существует еще один прообраз Воланда, о котором мы совсем не говорили.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Вот он на картине Эдварда Мунка -- Фридрих Ницше. Почему я вдруг вспоминаю о нем? Потому что в Европе и в России это несомненно самый влиятельный философ начала 20 века. И это он, собственно, первый сказал, что ничего нет, что Бог умер. А если Бог умер, то какая ценность? Выступают вместо него теперь в новом секулярном обществе, и в первую очередь в секулярном советском обществе. Этой ценностью, внутренней мы и упиваемся,
   когда читаем главы о проделках Бегемота, Коровьева, Азазело. Этой ценностью, несомненно, оказывается человек. Неминуемо -- после смерти Бога. А точнее говоря -- сверх человек. Уберменш, который сам себе закон, и который работает где-то втайне, в почетной, если хотите, изоляции от масс, и поэтому все время оказывается выше их.
   Можно начинать с самых разных сторон. Экспрессионисты в живописи, в литературе были самыми яростными сторонниками и пропагандистами Ницше в начале 20 века.
  
   Готфрид Бенн, которого считают одним из самых одаренных, хотя и самых проблемных писателей-экспрессионистов - мы их почти не знаем, - считал, что "аффект тоже является знанием". Это цитата из Ницше. Бенн считал, что Цитата "самым главным в деле Ницше было то, что он заменил, - вдумайтесь, - содержание экспрессией, сказав, что сила и живость, с которой люди держатся за свои взгляды, не менее важны, чем их суть."
   Жизнь -- это не в меньшей степени чувство, чем перечень фактов
   Экспрессия, способность к спонтанному самовыражению, которую через десяток лет прославит Морено и сделает одним из главных принципов психодрамы, психотерапии вообще. Экспрессия!
   Цитата
   "Затем кинулись в шестой подъезд, и близкий к безумию Варенуха был вознесен в пятый этаж и брошен на пол в хорошо знакомой ему полутемной передней квартиры Степы Лиходеева.
   Тут оба разбойника сгинули, а вместо них появилась в передней совершенно нагая девица -- рыжая, с горящими фосфорическими глазами."
  
   Зачем, спрашивается, волокли, Степу одним щелчком в Ялту забросили? Этого несли почему-то по Садовой. Почему? Экспрессия! Новый смысл жизни по Ницше. Способ дионисийского выражения чувств уберменша, сверх человека.
   Цитата (Питер Уотсон)
  
   "На фоне метафорического ландшафта одиноких высот, где обитает Заратустра, в тени смерти бога стоит художник, презирающий обычные представления о добре и зле: "сам себе закон" ницшеанца. Когда у писателя-экспрессиониста Георга Кайзера потребовали оплатить его долги, он торжественно заявил, что "равенство всех людей перед законом" - бессмысленный принцип".
   Поэтому никаких долгов писатели, художники отдавать не должны. Важен акт творческого гения, который производит новые смыслы для существования всего человечества. Цитирую Георгия Кайзера:
   "Даже если его жена и дети должны из-за этого погибнуть"
   Эдвард Мунк утверждал, что дионисизм -- враждебен по отношению к интеллектуализму, его ничему нельзя подчинять. А в пьесе Готфрида Бенна, которая называется "Итака", студент рене, в уста которого автор вкладывает и свои мысли, убивает профессора, который настаивает на первостепенном значении научного познания.
   Цитата
   "Мы молоды, наша кровь взывает к небу и земле, а не к биологическим клеткам и червям. Мы хотим мечтать, мы хотим экстаза."
   Творческий уберменш, который сам себе закон, и который недостижим для масс, недостижим в своем понимании, его поступки непонятны, и не могут быть понятны, как, собственно, и не всегда понятны поступки самого Заратустры в книге Ницше.
   Много можно рассказывать, но давайте я может быть отчасти остановлюсь, вспомнив Александра Тиле. Он умер в 1912 году. Далеко не в каждой энциклопедии вы найдете этого немецкого философа, которого считали неистовым ницшеанцем, философом-экспрессионистом, и одним из создателей того, что называется социальным дарвинизмом. Он прямо говорил первым, что для оказания помощи обществу нужно истреблять его непродуктивные элементы. Я разумеется цитирую. Под непродуктивными элементами он имел в виду калек, жуликов, безумцев, и людей, отстающих от нормы по своему уровню развития из-за дурного воспитания. Т.е. тех самых людей, о которых мы только что говорили -- Босого, Варенуху. В то же самое время обществу необходимо поощрять своих эффективных и одаренных членов. Он даже считал, что трущобы представляют из себя абсолютную ценность, поскольку очищают нацию от бесполезных граждан. Он написал книгу "От Дарвина к Ницше", и в ней об этом говорилось совершенно прямо.
   В отличие от Дарвина, Ницше верил, что новая организация общества, в котором наверху стоят уберменши, сверх люди, заратустры, позволит ему выйти за пределы и стать выше христианско-демократической гуманистической этики. Согласно Тиле, главной догадкой Ницше было то, что люди не обладают равным достоинством. Сильные создают движение вверх, и близкий к безумию Варенуха был вознесен на пятый этаж и брошен на пол. Почему Гелла не замочила его своим поцелуем прямо в сортире, скажите мне на милость? Да потому что вверх, за пределы... А слабые существа опускают общество вниз. Рисуют на стенках клозета. Высшая с физиологической точки зрения форма человека -- есть нравственная цель человечества.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Одним из факторов привлекательности Ницше, на который отозвались несколько поколений Ницше, сформулировал Карл Йоель, такой философ-романтик, он написал книгу "Ницше и романтизм" в 1905 году. И он пишет, что Ницше можно постичь только на мрачном фоне социализма, дарвинизма и пессимизма, от которых он освободился. Без этого фона Ницше может показаться безумцем и преступником. А на этом фоне (социализма, дарвинизма и пессимизма) он кажется героем.
   Бог умер! Ничего нет -- ни Бога, ни дьявола. Теперь только уберменш способен сделать будущее более полным и осмысленным, чем прошлое. Только он один.
   Может показаться, что приход Ницше в Россию как- бы не получился. Потому что в Россию пришел Маркс. Это не совсем так. Потому что все крупнейшие мыслители в России, включая сюда Богданова, одного из ведущих социалистов своего времени, оставили свои работы о Ницше. Есть такая Бернис Глийзер Розенталь -- профессор истории Фордемского университета, которая написала огромнейшую работу, утверждающую, что хотя
   Цитата
   "при советской власти на протяжении большинства лет ее существования имя Ницше не упоминалось, или если упоминалось, то лишь уничижительно, и несмотря на то, что с 1920 годв его книги были изъяты из публичных библиотек, кое-где они оставались, в частности, в библиотеке Сталина, а их частные экземпляры передавались из рук в руки, чтобы позже, ближе к концу столетия вообще стало традицией в Восточной Европе.
  
   Розенталь выделяет в группу ницшеанских марксистов вот тех самых марксистов, которые, между прочим, создали пролеткульт, одной из частей которого стало объединение пролетарских писателей, и, по всей видимости, Массолит, мы об этом говорили. Массовая литература. Вообще главной задачей пролеткульта было создать из пролетариата особую новую породу человека, т. е. собственно говоря, создать породу сверх людей. И Розенталь выделила ницшеанских марксистов. И я с ней полностью согласен, к которым относят Александра Богданова, Анатолия Луначарского, Максима Горького, который, несомненно, был увлечен Ницше, и потрясен им до глубины души.
   Ницше прославлял особую форму индивидуализма, самореализацию внутри сообщества. Хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что все дьявольские силы у Булгакова как бы не противоречат общественному строю, атеизму, они гуляют, развлекаются как на карнавале, и вписываются, самореализуются как сверхлюди внутри сообщества. Я хочу сказать, что мне кажется, что Булгаков тыкает в нос этой нашей скрытой ницшеанской и неосознанной мечтой о сверх человеке. Не человеками после Ницше хотят быть люди, а сверх человеками.
   Между прочим, Розенталь считала, что присутствие Ницше на бессознательном уровне отражает псевдонимы многих большевиков. Сталин, Молотов, Каменев. Сталь, молот и камень напоминают об одном из главных призывов Ницше, повторяемых по кругу и постоянно -- это призыв "Будьте тверды!" Это одна из главных характеристик сверх человека -- твердость.
   Ну и стоит ли говорить, что пришествие бесов, и отчасти пришествие Ницше в Россию было подготовлено Достоевским. И то, о чем мы говорили позавчера, и Анна Каренина, конечно, сверх дама. Почти Гелла. И поведение русских и советских поэтов эпохи модерна -- это вне всякого сомнения ницшеанское поведение.
   Мы не привыкли рассматривать нашу культуру в контексте Ницше. Русские символисты -- ни Вячеслав Иванов, ни Андрей Белый без фигуры Ницше абсолютно непостижимы. Маяковский тоже. Они пытались создать новую фигуру советского сверх человека, супер творца, который формирует общество, не отрываясь от него.
   Впрочем, как вы сами понимаете, я совсем вскользь затрагиваю огромные темы, которые скорее существуют в плоскости бессознательного. Это нам кажется, что тогда, в булгаковские времена Россия существовала в полном отрыве от всего человечества. Ничего подобного. Это было практически невозможно. Просто в связи с этим разговором еще один образ.
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Может быть связанный с Геллой. Но скорее с Маргаритой.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это, конечно, Айседора Дункан. Я когда-нибудь, если вы захотите, расскажу об очень странной роли в начале 20 века. Танца как дионисийского ницшеанского действа. Я расскажу об Асконе, о первых танцевальных сообществах. Мне хочется найти повод поговорить об этом подробнее. А так удается только вскользь.
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Дункан называла Ницше первым танцующим философом.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   В 1903 году она прочитала лекцию под названием "Танец будущего". Там она говорила: "Я пала перед соблазнившей меня философией Ницше. Ницше -- это первый философ, танцующий мыслью." И говорила про себя "О, она грядет, танцовщица будущего. Более славная, чем любая женщина до нее, более прекрасная, чем египтянки и гречанки, чем итальянки прошлого, чем все женщины минувших веков. Самый возвышенный ум в самом свободном теле." Чем не Гелла? Если вспомнить Есенина, в котором, между прочим, она видела ницшеанского Заратустру, белокурую бестию. Она ведь так его и называла - "Мой Заратустрик". И конечно, кто такая супер женщина? Самый возвышенный ум в самом свободном теле -- ведьма. Ее так и называли. Ее танец зачаровывал. Люди впадали в экстаз. Я, например, абсолютно убежден, что по крайней мере в области полета Маргариты есть танцы законченные, окончательные. Ницшеанки, супер вумен! Айседора Дункан.
   Ну и конечно где-то здесь же вокруг этики уберменши, сверх естественного, вокруг той самой идеи, что обществу следует избавиться от непродуктивных членов -- калек, жуликов, безумцев, людей, отстающих от нормы по своему уровню развития из-за дурного воспитания. Где-то тут же -- подробности рассказывать не буду, -
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
   мы потихонечку переходим к нацизму. Вот вам пожалуйста белокурые бестии монтируют знаменитую выставку дегенеративного искусства
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Ну и конечно вот, сверх человек. Не Бог -- сверх человек, который необходим для того, чтобы руководить тупой массой. Поэт, писатель, художник. Творческая личность.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   И не надо думать, что это относилось исключительно к фюреру. Я почему-то вспомнил парижскую выставку 1937 года. Там было потрясающее пространство всемирной выставки, где рабочий и колхозница Мухиной находились напротив скульптуры товарищества Иозефа Торака
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Кто это такие рабочий и колхозница в скульптуре? Видите -- вот так они были расположены. Слева -- павильон фашистской Германии, а справа -- советский павильон.
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Вот поближе деталь товарищества, одного из самых главных художников третьего рейха, Иозефа Торака.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Вот его сверх люди.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это было неизбежным следствием секулярности. Когда эта фраза Раскольникова "Кто я? Тварь дрожащая или право имею"Јстала фразой нескольких огромных культур. Когда бесы появились в реальности. Всегда трудно сказать где их больше -- там, где НКВД, или тут, в ином мире. Я не знаю, правильно или неправильно потом Ницше будут винить аж в двух мировых войнах. Не знаю. Я собственно о нашей вот этой страсти и азарте при чтении бесовских глав, когда мы идентифицируем себя с бесами и хотя бы на минуточку благодаря Булгакову чувствуем себя сверх людьми.
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Рождение геополитического ребенка Дали. Это его прямая рефлексия. Он сам об этом писал -- на уберменша, на сверхчеловека. Слишком большой масштаб, но что же делать, такова психодинамика века. Помните, я как-то показывал на зарисовках начала 20-х годов шпану, которая расстреливала попов. Это же сверх люди, сами не понимавшие этого происхождения, бессознательной генетики этой своей мечты. Ну и конечно сравните
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
   Эта мечта осталась, прошла через век и выразилась вот в этих супер героях комиксов Марвела и других компаний, имеющих право судить. Правда, неизвестно почему обладающих какой-то генетической любовью к роду человеческому. Только откуда и почему эта любовь берется -- абсолютно непонятно. И дети наши... То, что случилось -- я не помню кто, кто-то из экспрессионистов сказал, что былая духовная борьба, внутренняя борьба дьявола и Бога в душе человека сменилась борьбой за популярность и известность. За право называться сверх человеком. Потому что сверх человек -- это человек известный, человек, властвующий над толпой и ведущий ее за собой, точно в соответствие с Ницше.
   На чем закончить?
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Вот, кстати, чтобы было понятно, что у нас было много общего на наших картинах о большевиках-сверх людях и в искусстве времен третьего рейха.
   Чем закончить? Мы живем в обществе бесов. Точнее говоря, если говорить правильней, уберменшей. Мы уже не люди, мы хотим быть сверх людьми.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Вот сравните по общему ощущению и настроению. Это "Полет" М.Шагала.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   А это -- другой полет. У Шагала -- полет, объединяющий в любви, чем-то настоящим, в тишине, над маленькими домиками. Это устаревший, никому не нужный прогнивший род счастья. На второй картине -- совершенно другая категория счастья, современного, настоящего, подлинного. Ну это уж конечно найти в мужья супермена, не принца -- супермена, уберменша, чего-то совершенно другого. Но это и счастье совсем другое. Это громкое счастье власти. Вместо тихого счастья человеческого объединения.
  
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Наверное, чего-то самого главного у меня выразить не получилось. Может быть, к этой теме я что-нибудь смогу добавить в субботу в 12 часов на Никитском бульваре дом 8-а в Москве в Доме журналистов, где мы будем говорить о человеческих взаимоотношениях через интервью. Ведь согласитесь, то, что раньше было тихим разговором, теперь стало интервью. Так что говорить мы будем о том самом содержании человека, о разных типах разговора, разных типах счастья. Встреча бесплатная, поэтому просто буду рад увидеть ваши глаза. Я же показываю вам свои глаза, правда? Приходите.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Спасибо вам большое за то, что были вместе с нами, и уж простите, если сегодняшний разговор показался вам невеселым. Спокойной ночи.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"