Красных Татьяна : другие произведения.

Маргарита

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаю вашему вниманию беседу А.Д.Данилина о романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Александр Данилин - врач, психотерапевт, писатель и радиоведущий. Автор проекта "серебряные нити". Беседы о романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Беседа 17 "Падшая богиня".


   Самопознание по А.Г.Данилину Мастер и Маргарита - 17
   Падшая богиня
  
   0x08 graphic
  
   Это одна из самых загадочных глав романа. Но тем не менее --
   Цитата:
   "За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
   За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!
   Нет! Мастер ошибался, когда с горечью говорил Иванушке в больнице в тот час, когда ночь перевалилась через полночь, что она позабыла его. Этого быть не могло. Она его, конечно, не забыла."
  
   Итак, уважаемые участники, дождавшиеся прямого эфира, скажите мне, есть на свете настоящая, вечная, верная любовь? Можно верить Булгакову и говорить, что -- да? Как думаете вы? И что она такое -- настоящая, вечная, верная любовь? Где и как она может быть?
   Цитата
   "Возлюбленную его звали Маргаритою Николаевной. Все, что мастер говорил о ней, было сущей правдой. Он описал свою возлюбленную верно. Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно -- с уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену. Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ
   Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад."
  
   Я сейчас сразу скажу: нет того cада и того особняка, и убедиться в этом может не каждый. Но поверим Булгакову и последуем за ним дальше.
   Цитата:
   "Словом... Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду. Даже у меня, правдивого повествователя, но постороннего человека, сжимается сердце при мысли о том, что испытала Маргарита, когда пришла на другой день в домик мастера, по счастью, не успев переговорить с мужем, который не вернулся в назначенный срок, и узнала, что мастера уже нет.
   Она сделала все, чтобы разузнать что-нибудь о нем, и, конечно, не разузнала ровно ничего. Тогда она вернулась в особняк и зажила на прежнем месте.
   <...>
   В тот самый день, когда происходила всякая нелепая кутерьма, вызванная появлением черного мага в Москве, в пятницу, когда был изгнан обратно в Киев дядя Берлиоза, когда арестовали бухгалтера и произошло еще множество других глупейших и непонятных вещей, Маргарита проснулась около полудня в своей спальне, выходящей фонарем в башню особняка.
   <...>
   -- Я верую! -- шептала Маргарита торжественно, -- я верую! Что-то произойдет! Не может не произойти, потому что за что же, в самом деле, мне послана пожизненная мука? Сознаюсь в том, что я лгала и обманывала и жила тайной жизнью, скрытой от людей, но все же нельзя за это наказывать так жестоко. Что-то случится непременно, потому что не бывает так, чтобы что-нибудь тянулось вечно. А кроме того, сон мой был вещий, за это я ручаюсь."
  
   Сейчас мы доберемся и до сна Маргариты Николаевны. И тем не менее кто-нибудь ответил? Вот Дима пишет: любовь есть. Ф: Говорят, есть такая любовь. Пилина: есть, да не про нашу честь. Аня: Это когда душа любит душу, а все остальное приложится. Н: Есть и будет всегда.
   Что она такое, эта самая любовь, которая есть и будет всегда?
   Я начал с этого рисунка. Это рисунок Андрея Хоршака. Смотрите: есть Маргарита и есть пустая половина. Пустая половина, которую нельзя заполнить ничем, кроме каких-то теней, тяжей, которые мерещятся в темноте.
   Маргарита потеряла половину. Потеряла половину души. Это настолько банально и настолько очевидно, что может быть не требует какого-то специального разговора.
   Вот Селена. Мой постоянный соавтор и корреспондент с тех давних времен на радио "Россия". Она пишет: "Вечной любви не бывает. Скорее всего, здесь опять пойдет разговор об Аниме и Анимусе."
   Наверное так. Но вряд ли Булгаков знал эти термины. Они уже существовали ко времени окончания романа, но увы далеко не в нашей стране. Вот что она пишет дальше: "Маргарите скучно-о-о. У нее все есть. И не о чем больше мечтать. И скука от этого очень большая. И вот встреча с Мастером. С верхнего этажа, из огромной квартиры, от умного, любящего, заботливого супруга -- в подвал, в маленькие комнатки, заваленные книгами к нервному, погруженному в свой мир писателю. Он становится ее щелью в плотно забитом мире аккуратно составленных пазлов."
   Спасибо Селене. Она смотрела предыдущий эфир
   Цитата
   "Она начинает действовать. Она обретает смысл своего существования обретает бОльшую целостность. Вон как меняется -- ведьмой становится. Настоящая вечная верная любовь. Кто сказал, что ее нет? Пусть отрежут лгуну его гнусный язык. Булгаков смеется над нашей тайной и глубоко скрытой или плавающей на поверхности верой в верную и вечную любовь. Пафосно призывает нас следовать за ним, обещает страшную кару гнусным лгунам. Знает: улыбнемся мы и пойдем за ним, не веря ни в вечность любви, ни в ее верность. Опыт подсказывает, что это не так. И в вере в вечность любви, и в ее верность, не признаваясь себе в ее вере, пытаясь скрыть под обломками разочарования, цинизма, иронии. Иначе не улыбался бы этот булгаковский призыв в нас усталой ироничной улыбкой, прикрывающей робкую, давно спрятавшуюся в глубины души, в самый укромный ее уголок надежду. Маргарита, имеющая абсолютно все, что мечтается иметь для счастливой жизни, была несчастлива. Она откровенно скучала, гуляла с мимозами, надеясь, что встреча произойдет. И она произошла, и изменила жизнь Маргариты. Маргарита начала в этой своей жизни БЫТЬ. Ей самой и ее душе нашлось место в маленькой подвальной каморке Мастера. И это место и внесло смысл в ее жизнь, который давно исчез из того набора вещей и условий, которые она заимела после замужества. Иметь или быть? Маргарита имела все для счастья, но не была счастливой. Когда она выбирает быть счастливой, она оказывается перед выбором: Отказаться от всего, что имеет, или скрывать свое бытие. Скрывая свое бытие, счастье, смысл, Мастер начинает метаться в тревоге и заболевать. И почему, чтобы все вернуть, нужна сделка с нечистой силой? Это ведь опять же какая-то наша изначальная глубинная убежденность , которую Булгаков использует, устроив встречу Маргариты и Азазело и приведя нас на нее в конце первой главы второй части романа. "
  
   Спасибо большое, Селена. Правда, я хочу сказать, что Ваши размышления очень точны и очень глубоки. И вечная любовь была. Была, есть и будет, и пребудет во веки вечные. По той простой причине, что вечная любовь - это и есть человеческая душа. Собственно говоря, это и есть перевод слова "анима", если вы помните.
   И все многократно и гораздо сложнее. Вечная в прямом смысле этого слова для нас любовь такая, как любовь Данте к своей Беатриче бывает и живет вечно, поскольку это жизнь человеческой души. Помните? - мы находимся внутри одной головы, внутри головы Булгакова. Там, внутри одной головы, и бывает вечная, бесконечная, верная и преданная любовь. Она очень часто не между реальными телами мужчины и женщины, а она внутри головы одного из нас. Как это было в случае Данте.
   Мы когда-то на радио очень много говорили о том, что же за любовь, которой Данте любил Беатриче. Бытие души начинается тогда, когда возникает эта любовь. Порой она, эта вечная любовь, лишь стимулируется внешним объектом, как это было в случае Данте. А Мастер и Маргарита - существа... Помните, кто-то на наших обсуждениях сказал, что мы находимся внутри бреда Ивана Бездомного. И Мастер, и Маргарита -- лишь посещают роман. Они как бы задевают его крылом, они призрачны, как и их вечная преданная и верная любовь. Бывает ли она в жизни между двумя физическими телами мужчины и женщины? Бывает. Очень редко, но бывает.
   Мужчинам и женщинам, в общем несмотря на все их усилия, не удается остаться молодыми, и потому вечная любовь, преданная и верная, как любовь Ромео и Джульетты, требует немедленной смерти. Разве нет? Потому что с годами что-то меняется, и она становится чем-то другим, не той страстной любовью, о которой тоскует Маргарита.
  
   Они призрачны, эти два героя, и поэтому я думаю, что они и для Булгакова не совсем реальны. Я думаю, что они -- гностический портрет человеческой души, которым спустя почти два тысячелетия воспользуется Карл Юнг, который будет писать об Аниме и об Анимусе, и само это его учение гораздо мистичнее, глубже, чем то, что удается пересказать в каком-то кратком разговоре. Душа обретает свое бытие, просто бытие, когда она обретает любовь.
   Я уверен, что мы имеем дело не просто с мистическим романом, как говорил Булгаков. Я абсолютно убежден в том, что мы имеем дело с романом гностическим. Потому что только гностик мог взять на себя право так упростить события Евангелия от Иоанна, как это сделал Булгаков. И знаменитый лозунг Иешуа Га-Ноцри о том, что каждый человек добр, о котором мы уже начинали и продолжали разговор, это лозунг гностический.
   Помните? - "Искра духа, упавшая в грязную материю, должна освободиться из плена для того, чтобы вернуться к Богу, к добру, к свету." Собственно говоря, это одна из тем романа, к чему и как может вернуться погрязшая в материи и тлене душа. Разве нет?
   <...>
   История Маргариты -- это история одной из главных сторон человеческой души у гностиков.
   Помните, наверное, евангельскую притчу о женихе? Жених там, несомненно, сам Христос, спаситель. А невесты глупые и умные. И это два состояния человеческой души по отношению к той самой реальности.
  
   Маргарита, при всей моей страстной мужской любви к этому образу, отнюдь не ангел. Помните? - она будет мстить совершенно незнакомым ей людям - критику Латунскому и литератору Лавровичу. Правда, грешно их называть людьми. Почему грешно? Потому что это люди лгущие, а стало быть трусливые. А стало быть лишенные любви. С Мастером она, конечно же, изменяет мужу. Более того, любовник исчез, а в этой же главе, на лавочке, - помните? - она скажет: Почему я, собственно, прогнала этого мужчину? Мне скучно. А в этом ловеласе нет ничего дурного.
   В ранних редакциях романа есть и более изощренные описания Маргариты.
  
   <...>
  
   И та же Селена напишет, что она сама призывает Азазело.
   Кто такие Мастер и Маргарита? Это два начала, без которых душа человеческая не может существовать. Если вам хочется, называйте их Анима и Анимусом. Проблема в том, что Мастер -- не Анимус. Он скорее дух Божий. Пневматик, как сказали бы гностики. Какое это начало -- дьявольское или Божественное? Или они оба, - как говорили мы, - объединяющиеся в каком-то главном знании о мире и человеке.
   Он пишет Откровение, вдохновенный роман о Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате, истину которого подтверждает единственный свидетель. И он, конечно же, не от мира сего. Он слаб, он не ориентируется в окружающей жизни. И он забыл все, что было с ним до написания романа -- свою работу, свою жену. Помните? "Эту, как ее звали..."
   Он чистый дух, лишенный всякого взаимоотношения с реальностью. И он совершенно не случайно, расставаясь с Маргаритой, счастливо уходит в психбольницу. Он как бы без Маргариты не существует. Его душа частично разорвана. Он -- псих по той простой причине, что он не полон. Или ему нужно вместилище, в которое он может войти, и только тогда может взаимодействовать с реальностью. Только тогда может родиться в ней. Только через женщину это возможно.
   Она -- сосуд, который, собственно говоря, и создает реальность, подходящую для существования этого духа. Она -- тяжелый сосуд. И изначально она, вне всякого сомнения, блудница.
   Есть странные факты, не менее странные, чем само существование романа "Мастер и Маргарита", чем то, что рукописи не горят.
   <...>
  
   Встретив Мастера, Маргарита...
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот она тоскует у Арины Георгиты, очень эстетично.
  
  
   0x08 graphic
   Это уже сон.
  
   0x08 graphic
  
  
   А вот такая очень простая Маргарита дрожит над рукописью на картине Питера Суарта.
   Встретив Мастера, она переживает метанойю, перемену сердца, покаяние. Когда все на свете кажется утраченным, возникает внезапное ощущение Божественного присутствия, сожаление о следовании по дурному пути и зов о помощи.
   Цитата (продолжаю читать все тот же трактат)
   "Когда же она почувствует мучения, в которых пребывает, восплачет к отцу и покается, когда отец смилостивится над нею и отвратит ее чрево от внешней стороны, и снова повернет ее внутрь, так что душа приобретет свое первоначальное состояние. Ибо души не как женщины. Ведь чрево тела находится внутри тела, как и прочие внутренности. Чрево же души повернуто наружу, как и естество мужчины, которое находится снаружи. Но когда чрево души по воле отца обратится внутрь, оно получит крещение и немедленно очистится от внешней скверны, которая была запечатлена на ней. Как и одежды, если они грязные, кладут в воду и поворачивают до тех пор, пока грязь с них не будет убрана и не очистится.
   Очищение же души состоит в том, чтобы она обновила свое первоначальное естество и обратилась к себе самой."
  
   Исследователи гностицизма называют это психическим уровнем посвящения.
   Наверное, я сложноват сегодня.
   Маргарита тоскует по своему внутреннему. Потому что она встретила и потеряла. Он, Мастер, одновременно и внешнее, и внутреннее. Он необходим ей для того, чтобы ее душа стала подлинной. И она, вне всякого сомнения, не меньше необходима ему. В некотором смысле обе эти половины -- безумны. И в этом смысле именно для того, чтобы стать образом гностической души, Софии Премудрости, Маргарита должна сочетать в себе две части. Она должна сочетать в себе и образ Софии из притчей Соломоновых, и образ вавилонской блудницы.
  
   0x08 graphic
  
  
   Это миниатюра из рукописи 11 века.
  
   0x08 graphic
  
  
   А вот вам современный портрет вавилонской блудницы. Наверное, не нужно рассказывать, кто такая вавилонская блудница. И о том, что она из Апокалипсиса, "Откровения Иоанна Богослова".
   Цитата
   И увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, семью головами и десятью рогами. И жена была облачена в порфиру и багряницу, украшена золотом и драгоценными камнями и жемчугом.
  
   0x08 graphic
  
   И есть еще одна -- может, вы сразу обратили на это внимание, есть еще обязательная деталь вавилонской блудницы.
   Цитата
   "И держала золотую чашу в руке своей, наполненною мерзостями и нечистотой блудодейства ее. И на челе ее написано имя тайно Вавилон Великий и мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим."
  
   Видите, здесь очень много разных и странных ассоциаций. В первую очередь блудница -- это образ Вавилона, падшего города. Но блудница -- еще и женский образ. И она упоена кровью святых и кровью свидетелей Иисуса, - помните?
   Маргариту на балу скоро мы будем купать в крови. И кроме того в руке у нее -- золотая чаша, наполненная мерзостью и нечистотою.
  
   0x08 graphic
   Стоит ли напоминать, что сейчас мы дойдем до момента, в котором Азазело вручит Маргарите золотую чашу с волшебной мазью? Это -- гениальная, на мой взгляд, иллюстрация Сергея Тюнина. Видите, на ней крем Азазело находится в чаше, которая похожа на птицу, и чаша эта представляет собой что-то вроде портрета Маргариты. Этакое гностическое посвящение наоборот.
  
   Конечно, что мог предлагать сатана? Во всяком случае Маргарита это чувствовала, как чашу вавилонской блудницы. Два этих начала - адское, сексуальное, страстное, исполненное земных нечистот -- и начало высшее. Через ад должна пройти Маргарита для того, чтобы очиститься, обрести своего Мастера и вечную жизнь.
   Мне так и кажется, что за этим все время таится женский образ вообще.
  
   0x08 graphic
  
   Что-то вроде этого.
  
   Каждая женщина мечтает ведь о полете. Мечтает, чтобы быть птицей. Мечтает соблазнять, заманять, ничем за это не отвечать. Когда она юна, конечно. И каждая молодая человеческая душа мечтает об этом.
   От этого нужно очиститься. Сначала приняв, вобрав в себя скверну, доведя ее до максимума, став ведьмой. Только после этого можно стать верной тому самому жениху из евангельской притчи. Только с этими двумя сторонами душа становится подлинной.
   Всякому мужчине нужна Маргарита, для того, чтобы она поставила в рамки его вольный дух, Логос, который гуляет в нем и делает его поступки безумными. Неадекватными, как любим говорить мы. Правда? И всякой Маргарите нужен Мастер, потому что без него она не взлетит, если не почувствует присутствие божественного духа.
   Как-то так все это устроено. Если вам хочется называть это Анима и Анимусом, что ж, пожалуйста.
   Та Маргарита, которая тоскует, которая чувствует свою жизнь ненастоящей... Наверное, Селена, вы правы, она сама вызывает Азазело. Наверное. И в этом ее "верую" гораздо больше, чем просто "Верю и надеюсь". Это же ведь и есть призыв к духу Святому.
   Я всегда пытаюсь сказать, а меня никогда не понимают, что не так важно, что Данте любил иллюзию, а не реальную Беатриче. Мы ведь очень часто любим иллюзии. И Мастер, и Маргарита -- иллюзорны. Мы так часто их придумываем. Есть у меня подозрение, что Булгаков тоже раз за разом придумывал себе Маргариту. И они, даже Елена Сергеевна, все равно оказывались не такими, каких он ждал. И от этого его любовь не становилась менее вечной, менее преданной и менее верной. Она горит где-то в человеческой душе. И когда этот пожар, это горение совпадает с реальным партнером, с реальным мужчиной или женщиной, ну что ж, тогда случается чудо. Это ведь главное чудо Мастера и Маргариты -- их встреча. Помните, я показывал тюнинские пальцы.
   А может быть это иллюзия, и лишь придуманная любовь? Но и она делает человеческую душу подлинной, позволяет ей творить, позволяет создавать что-то. Если человек эту, пусть иллюзорную любовь, старается в глубине своей души хранить, потому что здесь нет отличия иллюзии от подлинности... Там, во внешнем мире, человек может искать любовь не там, где надо, в том числе и наши бывшие партнеры, он может становиться блудницей или блудником, меняя свою любовь на что-то -- на деньги, на постоянство, на квартиру, на покой, которого так недоставало Маргарите, по всей видимости. А наши иллюзии -- они все равно остаются с нами и делают нас богаче. Мы это внутренне ощущаем, правда? Все, кто разуверился в любви, кто потерял любовь, кого предали, кого бросили, - это очень хорошо знают, вот это ощущение, что все равно моя любовь была подлинной.
   И можно тысячу раз говорить о проекциях, об Аниме и Анимусе, но это чувство мы чувствуем как подлинное, и оно подлинное для нас, как для Данте была подлинной любовь к Беатриче, которую он видел три раза в жизни -- первый раз в 8 лет. Для него эта любовь была подлинной, а для нас -- это великая и никогда не отменяемая Божественная Комедия, и Новая жизнь, и многое-многое другое.
   Попробуйте эту любовь упрекнуть в том, что она ложная, фальшивая, неправильная. Почти иллюзорный Мастер любит почти иллюзорную Маргариту, потому что таково устройство человеческой души. Потому что Маргарита, как и Беатриче, один из образов Софии Премудрости, которая позволяет человеку, даже находясь в царстве материи, в царстве тлена, лжи, фальши и обмана, пробиваться к недостижимому Богу, пробиваться к вечности. Она становится стеной между сатаной и человеком. Это же ведь так происходит в романе, правда?
  
   0x08 graphic
  
   Мы как-то обошли вниманием сон Маргариты в этой главе. И он тоже на самом деле не прост. И тоже требует отдельного обсуждения.
   Цитата
   Приснилась неизвестная Маргарите местность -- безнадежная, унылая, под пасмурным небом ранней весны. Приснилось это клочковатое бегущее серенькое небо, а под ним беззвучная стая грачей. Какой-то корявый мостик. Под ним мутная весенняя речонка, безрадостные, нищенские, полуголые деревья, одинокая осина, а далее, -- меж деревьев, -- бревенчатое зданьице, не то оно -- отдельная кухня, не то баня, не то черт знает что. Неживое все кругом какое-то и до того унылое, что так и тянет повеситься на этой осине у мостика. Ни дуновения ветерка, ни шевеления облака и ни живой души. Вот адское место для живого человека!
   И вот, вообразите, распахивается дверь этого бревенчатого здания, и появляется он. Довольно далеко, но он отчетливо виден. Оборван он, не разберешь, во что он одет. Волосы всклокочены, небрит. Глаза больные, встревоженные. Манит ее рукой, зовет. Захлебываясь в неживом воздухе, Маргарита по кочкам побежала к нему и в это время проснулась.
   "Сон этот может означать только одно из двух, -- рассуждала сама с собой Маргарита Николаевна, -- если он мертв и поманил меня, то это значит, что он приходил за мною, и я скоро умру. Это очень хорошо, потому что мучениям тогда настанет конец. Или он жив, тогда сон может означать только одно, что он напоминает мне о себе! Он хочет сказать, что мы еще увидимся. Да, мы увидимся очень скоро."
  
   Этот сон тоже многослоен. Кто-то видит в нем пророчество... некоторую пародию на тот покой, в который Воланд приведет нашу возлюбленную пару. А о гностическом значении этого эпизода мы еще поговорим. А для кого-то это сугубо лагерная сцена. Маргарите снится, что ее возлюбленный где-то в ГУЛАГе. Именно так воспринимают эту сцену большинство зарубежных художников. И возможно это так и есть.
  
   0x08 graphic
  
   У Питера Суарта этот сон -- просто Мастер в лагере. В серых тонах. Но на самом деле это снова -- для меня, - абсолютно гностический сон, потому что в этой серости, в этой безнадежной унылости, пасмурном небе, т. е. мертвом пейзаже есть зовущий Мастер, который хочет, чтобы Маргарита в этом сне его оживила. Без нее вся жизнь мертва. Вот, собственно говоря, что снится Маргарите.
   И конечно же, опять -- есть у меня тайное подозрение, что большинству из нас это ощущение знакомо -- по потерянной любви. Когда мир становится мертвым.
  
   0x08 graphic
  
   Этот сон как весть, по-моему, замечательно увидела Татьяна Зеленченко, замечательная отечественная художница, рисовавшая иллюстрации к "Мастеру и Маргарите". Он (сон) для нее -- предчувствие встречи. И эта обнявшаяся пара, этот мистический брак и есть портрет человеческой души, которая до нахождения пусть иллюзорно любимого, до нахождения любви может быть только блудницей, меняющей свое тело, свои знания на что-то. На вещи, одежду, еду, деньги, счета, яхты.
   Человеком мы становимся только тогда, когда встречаем в другом человеке подлинный дух, или когда встречаем в нем (в ней) подлинную реальность. Даже если мы обманываемся, с этого начинается полет души.
   Иначе душа человеческая не рождается.
  
  
   0x08 graphic
  
   Вот. Это почти реальная фотография ретро-ателье. И такой милый-милый Азазело протягивает Маргарите золотой сосуд. Вавилонской блуднице, на мой взгляд.
   Ну и конечно.. Все время не успеваю показывать примерно половины рисунков, которые готовлю.
  
   0x08 graphic
  
   Вот на замечательных рисунках Евгения Штырова. Один из немногих рисунков, где есть процессия, о которой мы тоже совершенно не упомянули. Где несут безголового Берлиоза.
   Теперь это правда не имеет значение, потому что вы же знаете, наверное, что православная церковь во все времена была категорически против кремации. И кремация всячески внедрялась и пропагандировалась в 20-е годы. Хотя первый крематорий конечно же в Москве заработал с большим скрипом и трудностями только в 1927 году. И это был новый способ похорон. И решительно не имело значения.. Ну, человек больше же не мог восстать, как верили в это ранние христиане, которые хоронили друг друга рядом для того, чтобы восстать тоже всем вместе.
   Но новая власть больше не верит в возможность возрождения ни души, ни тела, поэтому в общем-то не имеет значения, была у попа голова или нет. И там идущие писатели -- они как раз подчеркивают эту самую кремацию. И жутковатый для Булгакова оттенок невозможности возрождения после кремации, как мне кажется, здесь звучит. Это новый и прогрессивный для России способ захоронения.
   Не хочу заканчивать на этом.
  
   0x08 graphic
  
   Поэтому -- вот: обнаженная и загадочная Маргарита готовится намазать свое тело кремом и возродиться. Для этого как минимум нужна голова. Ну а обо всем остальном -- во время нашего следующего разговора. Спокойной ночи.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"