Красный Александр : другие произведения.

Критический взгляд на сетевую поэзию

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

  Имея некоторый опыт знакомства с любительской поэзией
  (в основном по сайтам stihi.ru, oblako.com, "Вся Королевская Рать",
  "Романтическая коллекция" и, в меньшей степени, poezia.ru)
  и не претендуя на истину в последней инстанции, хочу поделиться
  некоторыми размышлениями по этому поводу.
  Надеюсь, что они заинтересуют читателей, кого-то заставят
  задуматься и вызовут полезную дискуссию, которая помогла бы
  выработать верные ориентиры многочисленным
  авторам, пробующим свои силы в поэзии.
  Я не буду называть здесь никаких имен, хотя в памяти их немало:
  большей частью я считаю их своими добрыми друзьями, хотя ни разу их не видел,
  меньшая часть считает меня своим врагом... не буду никому отдавать предпочтения.
  Цель этой статьи - не оценивать чье-либо конкретное творчество
  (пусть этим занимаются профессиональные критики, если захотят), а -
  попытаться углядеть основные тенденции "поэтической сетературы"
  и подтолкнуть читателя к ответу на вопрос: Что нужно сделать,
  чтобы в нашей поэзии было больше жизни, а в нашей жизни -
  больше места для поэзии?"
  
  Сначала - О ХОРОШЕМ:
  1. Занятия поэзией, по сути предмета, должны быть
  полезны для нравственного и духовного развития человека, независимо
  от возраста. Стимулом написания стихов для большинства
  авторов являются (надеюсь - не ошибаюсь) достаточно сильные
  чувственные впечатления, душевные переживания и духовные
  ощущения, которые им хочется выразить в форме, отличной
  от "презренной прозы".
  Это особенно важно, когда нравственному воспитанию
  людей в России практически не уделяется никакого внимания,
  а средства массовой информации заняты, в основном,
  раскруткой сомнительных в нравственном отношении, но
  коммерчески выгодных проектов.
  2. Наличие в интернете разнообразных поэтических сайтов
  создает хорошие предпосылки для оперативной публикации результатов
  творчества отдельных авторов, возможности быстрого знакомства с ними
  читателей (независимо от места их проживания), обмена опытом,
  духовного и творческого роста авторов.
  
  Теперь - О ПЛОХОМ:
  1. Что является целью авторов при публикации своих стихов в интернете?
  Обычно вначале - желание узнать мнение окружающих о своих стихах...
  Затем - получение "одобрения" своего творчества среди окружающих...
  Затем, как показывает опыт, типы поведения расходятся:
  часть авторов стремится к "достижению признания" в узкой
  группе авторов, с которой они активно общаются, и стараются совершенствовать
  свое творчество, более или менее чутко реагируя на их похвалы и замечания;
  другая часть, самостоятельно придя к выводу, что они "уже поэты",
  начинают "убеждать" в этом всех окружающих путем
  выступлений в "местах общего пользования" и
  "ожесточенной борьбы с несогласными";
  третьи, для которых "узкого признания" недостаточно,
  а "широкое" в качестве автора кажется недостижимым,
  "переквалифицируются в управдомы" - становятся
  "штатными критиками", навязывая свою (обычно -
  весьма категорическую) точку зрения на поэзию всем окружающим;
  и, наконец, четвертая часть, удовлетворяется эпизодическим одобрением,
  (не придавая ему особого значения), с юмором реагирует
  на особо грубые выпады в свой адрес и уходит в "поиск себя" -
  своих тем, своего стиля.
  
  Оценкой признания служат:
  - на стихи.ру - "рейтинг", основанный на статистике чтения стихов и рецензий,
  а также - некоторых манипуляциях с этой статистикой; номинации стихов,
  победы в конкурсах НЛС (возможно, в последнее
  время там что-то изменилось, я около года туда не заходил)
  - на поэзии.ру - балльная оценка, проставляемая другими авторами сайта,
  лауреатство авторов сайта в сторонних конкурсах также вызывает
  откровенный энтузиазм части авторов;
  - на "Королевской рати" - лауреатство на одном из
  регулярных внутренних конкурсов,
  - на "Облаке" - в настоящее время формальных критериев признания нет;
  - на "Романтической коллекции" - "Розочки", отражающие статистику чтения
  стихов аторами и неизвестными читателями.
  - на "Самиздате"(с которым я меньше всего знаком) - как и на поэзии.ру -
  балльная оценка.
  - "Библиотека Мошкова" - уважаемый литературный интернет-ресурс,
  сама публикация там (рядом с классиками) - факт некоторого признания.
  
  Вы спросите: что плохого в "оценке признания"?-
  Во-первых - в том, что любая "форма признания" имеет свои слабости:
  - если в основе его лежат "объективные параметры" (например, количество читателей),
  то, при большом желании, можно применить чисто технические приемы "накрутки"
  (когда система регистрирует читателей, которых на самом деле нет);
  - если основа признания - субъективное мнение лица или группы лиц,
  на них (опять таки, при желании... которое обычно находится) можно повлиять,
  разными способами (до меня доходили слухи о том,
  что некоторые поэтессы, ради признания, осваивают древнейшую профессию...
  не могу ни подтвердить, ни опровергнуть... но, эта "технология успеха"
  в искусстве давно освоена, как говорится: "Плох тот актер,
  который не мечтает... спать с режиссером.")
  -Во-вторых - "жажда признания - сестра тщеславия";
  -В-третьих - главная ценность поэзии была озвучена А.С.Пушкиным:
  "И долго буду тем любезен я народу,
  Что чувства добрые я лирой пробуждал..."
  Во всех действующих системах оценок "чувства добрые" обычно
  не принимаются в расчет, и напротив - эти системы оценок
  зачастую порождают именно "недобрые чувства".
  
  2. О недобрых чувствах...
  "Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
  Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных." Ап.Павел
  
  Поскольку количество "условно признанных" (поиск в yandex обычно дает эти имена в разделе "непризнанные авторы") всегда ограничено,- возникает конкуренция (в том числе - недобросовестная).
  К счастью, этой конкуренцией охвачены далеко не все... и, возможно даже, меньшая часть авторов, но царящий на сайтах дух определяют "самые резкие запахи".
  
  - О том, что происходило на стихи.ру, я писал год назад и, не знаю, изменилось ли там что-нибудь? Некоторые надежды на перемены к лучшему вызывают у меня известия о том, что в редакционной коллегии появились новые люди, обладающие чувством юмора.
  
  - О том что происходит на поэзии.ру нетрудно догадаться, заглянув в "Литературный салон": в поисках признания часть авторов объединилась в группы, часть "воюет в одиночку". Методы "борьбы" - незамысловатые: поставить своему высокий балл, а чужому - низкий, не сильно углубляясь в анализ качества стиха. Поэтому "конфликтному автору" там заведомо "ничего не светит"... Можно представить: как чувствовал бы себя А.С.Пушкин (далеко не ангел в личных отношениях) на этом сайте...
  
  - "Королевская рать" - сравнительно новый, раскручивающийся сайт и "разного рода конкурсам" там отводится главная роль.
  Как ни странно, количество конфликтов на тему "места под солнцем" там сравнительно невелико. Одна из причин, насколько я понимаю, в том, что там "много места под солнцем" - одновременно проводится больше двух десятков конкурсов по разным разделам поэзии и прозы, так что почти любой желающий может занять подходящее место, опубликоваться в сборниках и т.п. Периодически возникающие конфликты по поводу "неправильного распределения мест" и личных взаимоотношений гасятся ведущим.
  
  - "Облако". Ввиду отсутствия "механизма признания"... вроде бы, не должно быть и борьбы за него... Однако, "свято место пусто не бывает" - там есть априорно привилегированные авторы, на которых не дйствуют общие правила. Недавно там произошел курьезный эпизод: клон одного из таких авторов
  позволил себе нецензурное высказывание в адрес другого автора, после чего "подвергшийся поруганию" был удален "за нарушение правил поведения".
  (читай: за то, что воздержался от "адекватного ответа"...)
  
  - "Романтическая коллекция". Один из новообразованных сайтов, одной из целей которого заявлено комфортное и бесконфликтное общение авторов, что за счет их подбора и небольшого количества пока удается без особого труда.
  "Розочки", присваиваемые на короткое время отдельным стихам,
  являются скорее приятным подарком отдельным авторам, чем
  знаком их "всенародного признания".
  
  3. О техническом уровне творчества
  Технический уровень творчества зависит, в основном,
  от опыта, знания языка и слуха авторf. С учетом того, что часть авторов публикуется на разных сайтах, сравнивать сайты между собой нет особого смысла. Но, авторы отличаются по этому показателю весьма значительно:
  - начиная с тех, чьи стихи, как правило, вообще не имеют определенного ритма, зато содержат плохо звучащие рифмы и
  грамматические ошибки... Эти авторы, в ответ на критику обычно заявляют, что у них "такая оригинальная манера письма"... Видя такие комментарии, я, обычно больше на эти страницы не заглядываю: ждать нечего...
  - заканчивая теми, кто пишет тексты, звучащие волшебной музыкой.
  
  4. О содержательном уровне творчества
  При облегченном доступе к публикациям в интерненте,
  по сравнению, например, с публикациям в годы советской власти, падение среднего уровня публикаций неизбежно. Зато, это создает возможности многим людям - попробовать свои силы и, при желании, научиться чему-то новому.
  К сожалению, многие авторы (включая вашего покорного слугу)
  болеют (в разной степени запущенности) одними и теми же болезнями, из-за которых найти на сайте действительно хороший стих - настоящая проблема для читателя.
  Не стоит забывать, что авторы должны думать не только о себе и друг о друге, но и, хоть немного... о читателях.
  К сожалению,, при жизни всех судят по худшим публикациям, а посмертно - по лучшим. "Слава - солнце мертвых..."
  
  О каких болезнях идет речь?-
  
  а) Авторы не "ведут читателя за собой", а удовлетворяют его
  "самые низкие потребности", по сути - проституируют на своем творчестве.
  Например, на стихи.ру (в мою бытность) регулярно появлялись авторы,
  все творчество которых было посвящено "откровенной порнографии",
  пользующийся неизменным спросом у читателей...
  в период полового созревания.
  Не говорю уже о тех, кто из года в год описывает
  "волнительные эротические сценки" -
  в постели, на столе, на лестнице, на сиденьи автомобиля...
  словом, везде, где им подскажет воспаленное сексом воображение.
  
  б) Авторы редко ищут (или не находят) новых идей,
  о которых было бы интересно узнать (порой, более осведомленному) читателю.
  Особенно этим грешит самая популярная
  "любовная лирика" и "пародии и подражания", которые,
  даже при умелом исполнении, обычно, несут на себе печать "вторичности".
  
  в) Авторы идут по пути "усложнения подачи материала", стараясь
  как можно запутаннее высказаться о самом простом... Такие стихи
  представляют собой весьма сложные конструкции, иногда настолько
  сложные, что кажется, что их смысл непонятен не только читателю,
  но и самому автору.
  "И если труба будет издавать неопределенный звук,
  кто станет готовиться к сражению?
  Так, если и вы языком произносите
  невразумительные слова, то как узнают,
  что вы говорите? Вы будете говорить на ветер."
  
  г) Авторы порой... вообще не ставят для себя целью написать
  что-либо содержательное - заметная часть стихов представляет
  собой "фонетические игры и жонглирование словами и звуками".
  
  д) Авторы крайне редко ставят перед собой (и пытаются решать)
  серьезные творческие задачи.
  Это - не удивительно, учитывая, что, для многих, поэзия - только хобби.
  Удивительно другое: некоторые при этом считают, что к ним
  должны относиться... "как к классикам" (извините за такое количество "К" -
  получилось случайно)
  
  е) Авторы мало задумываются над этической ценностью стихов.
  Ау! Где вы, "чувства добрые"?! Особенно ответственный раздел поэзии -
  "религиозная лирика", где человек напрямую обращается к Богу...
  и читатель с грустью замечает, что автору не о чем с Ним говорить -
  ни о любви к ближнему, ни о правдивом раскаянии в грехах,
  ни о горячей мольбе, поддержанной искренней верой.
  
  ВЫВОДЫ
  1. Состояние русской поэзии (как и многое другое в России) -
  довольно запущенное. Никто всерьез не заинтересован в ее развитии,
  кроме самих авторов, хотя она могла бы сыграть немалую роль
  в духовном и (затем) материальном росте России.
  2. Заявленные (в частности - в НЛС) "задачи нравственного воспитания
  подрастающего поколения и повышения уровня творчества авторов" -
  практически не выполняются.
  3. Положительный результат заметен лишь в тех авторских группах, которые
  ориентированы не на "самовыдвижение", а на дружелюбное общение
  и осмысленное творчество.
  
  ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  Проблемы и болезни русской поэтической сетературы - мои и ваши. Попробуем найти лекарства вместе?
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"