Вот интересно, что толкает людей на написание книг?
Причем, я сейчас не беру в расчет действительно гениальных-талантливых (и тэ дэ авторов). Нет, меня интересуют среднестатистические граждане, возможно, графоманы (грубое какое-то слово, на самом деле), с определенным языком и своим понимание прекрасного. Почему они пишут книги?
Первое, что приходит на ум: желание передать свой опыт, знания, мудрость и прочие ненормальные явления нашего странного мира. Хорошее начинание, казалось бы. Но вот только вопрос - а надо ли? Почему многие из тех, кто пишет книги по этой самой причине не в состоянии объективно ответить себе, действительно ли так ценны эти самые знания? Так ладно, пишут, еще же и издают! Совсем обнаглели! Лезут тут со своей картиной мира, навязываются... Делать больше нечего. Заводы, вон, стоят, работать некому, а они бумагу марают!
Вторая категория писательского побуждения: потому что авторы "талантливые" и с "особенным взглядом на мир". И все это, несомненно, нужно выписать в уникальную книгу. Ну, там, про глобальные проблемы современности, образ Человека в обществе, великий и могучий русский язык и его отношения со страроклингонским и древнекорякскими диалектами монголо-джугджурского языка. И прочие им подобные. Тут диагноз на лицо, пациента спасет только запах типографской краски свеженапечатанной (за его же деньги) гениальной книги, а редактору поможет не сойти с ума волшебная фраза на колофоне: "В авторской редакции".
Третья причина: публикация результатов какого-то, пусть и не очень важного, но все же долгого научного (случается, что и околонаучного) труда. Здесь проще в том плане, что авторы, как правило, не претендуют на признание сложного и многомерного таланта своей скромной персоны, а всего лишь хотят, чтобы их монография "Оценка численности квадратохвостых опоссумов в условиях глобального потепления северо-запада Нижнего Подзатворожья в период с осени 1891 по весну 1981 годов" была издана. Хорошо бы, не за деньги авторов (а так часто случается, что столь сложные вычисления популяции редких животных и прочей земной твари одному сделать исключительно сложно). С такими товарищами бывает даже очень интересно работать. Правда, успокоительным лучше запастись. На всякий случай.
И есть еще один замечательный резон, который толкает на написание книг: "Я ж писатель!". Причем, этот "яжписатель" может в равной степени быть и престарелым, но бодреньким старичком со сверкающей лысиной, чуднЫми очками в металлической оправе, светлых брюках и рубашке на два размера больше, с кучей публикаций об особенностях разведения крупных ложноносиков в условиях тундры и лесостепи, и молодой поэтессой с ветром в голове и огоньком в глазах (или наоборот), пишущей о бренности бытия и бутербродах с сыром. Они разные бывают, на самом деле. И может даже показаться, что причина, по которой они написали свою книжку, подпадает под одно из трех вышеописанных определений. Но все встает на свои места после демонстрации первой же правки. Как правило, предшествующие виды хоть и не всегда сразу, но принимают 90% предложенных изменений (не забываем про успокоительное для редактора), а эта категория особенная. Яжписатель! Зачем мне редактор? Что за глупости! Никто лучше меня не разбирается в ложноносиках и толщине кусочка сыра для идеального бутерброда!
Да и правда, куда нам, убогим...
Хотя встречаются и такие авторы, которые хотят расти. Бывает, что не с первого раза, но редактору удается до них достучаться, и тогда правка и сама рукопись вступают в некий симбиоз. Так бывает, когда автор готов принимать критику вне зависимости от того, как молодо или старо выглядит редактор, какой у него стаж работы и сколько книг он сделал. Такие люди ценны тем, что с ними хочется расти самому. Они учат общаться, учат находить компромисс, искать нетривиальные решения, побуждают делать действительно хорошую книгу, за которую не будет стыдно.
И не важно, насколько талантлив человек. Когда он готов принимать, слушать и взаимодействовать, любой редактор встретит его с радостью. Для таких авторов хочется сделать книгу Книгой.
Однако возникает правомерный вопрос: какая из вышеописанных причин побудила меня написать сей очерк? Знания и мудрость? Что вы, я молода и глупа, как трепетная лань."Талант"? Нет, от этого мне две прививки в плечо делали в детстве. Научная монография запылилась и пора бы к ней преамбулу сочинить? Тоже мимо, так как из достойных описания редких видов животных я знаю только выхухоль. Яжписательство? Тьфу-тьфу-тьфу, и по дереву три раза. Так в чем же причина?
Все очень просто. У меня закончилось успокоительное.