Крон Арвид Карлович : другие произведения.

Свои всегда правы...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Общественное бытие обычно опережает общественное сознание". Это известную формулу можно перефразировать так: жизнь меняется, но человеческое сознание обычно отстает от этих изменений, и люди пытаются жить и мыслить по старинке. С этой точки зрения рассматривается вопрос о территории. Прежде она имела решающую роль для выживания народа, поскольку ее всегда не хватало для того, чтоб прокормить все население. Отсюда понятие "священная земля предков", которую никому нельзя уступать. Во время войны она давала стратегическую глубину и позволяла армии отступить, чтоб выиграть время, перестроиться и перейти в контрнаступление. Но внутри индустриального мира рост производительности в сочетании с падением рождаемости приводит к тому, что территории становится избыточно много, если говорить о выживании. Поскольку прежние войны были прежде всего войнами за владение территориями, то войн между индустриальными странами больше не предвидится. Лозунг "священная земля предков" теряет свой прежний смысл. Но этого еще никто не осознал. Пока осознают, будет пролито много лишней крови и причинено ненужных страданий.


НАШИ ВСЕГДА ПРАВЫ...

   В своей жизни я неоднократно наблюдал, что если люди способны более или менее объективно оценивать других людей они неспособны, почти физиологически не в состоянии объективно оценивать самих себя. Мы себе всегда кажемся умнее, красивее, моложе, благороднее, справедливее и так далее, чем на самом деле. Тому у меня есть неоспоримые доказательства, но я их приведу в другой раз. (Существует, конечно, противоположная крайность: человеку кажется, что он никуда не годен или что он перед всеми виноват. Но это всегда результат какой-то душевной травмы, это аномалия, а мы говорим сейчас о нормальном, здоровом человеке.) Об этой человеческой слабость писалось неоднократно, и стенать по ее поводу я не собираюсь, ибо к чему? Лучше отметим, что эту переоценку своих достоинств человек склонен переносить и на свою группу: наша страна самая красивая, самая справедливая, самая сильная, а если в это трудно поверить, то хотя бы наша армия самая храбрая, наша команда самая лучшая, а если выигрывает не всегда, так это потому что судьи всегда подсуживают противнику. Короче наши всегда правы... Я хочу проиллюстрировать эту аксиому и ее невеселые последствия на двух примерах: Сербия-Косово и Израиль-палестинцы.
  
   В эпоху операций НАТО в Югославии я спокойно следовал за французским общественным мнением. Война в Боснии затягивалась, осада Сараево. Неприятно. Надо что-то делать, надо что-то делать - ничего не делали. Наконец, американцы нанесли несколько бомбовых ударов, и война прекратилось. Очень хорошо. Через некоторое время началось восстание албанцев в Косово, в СМИ замелькали сообщения о геноциде албанцев. Надо что-то делать, надо что-то делать. Ну, что тут долго думать - пара бомбовых ударов и дело в шляпе. Но Милошевич оказался упрям. Очень неприятно получается: европейская авиация бомбит европейские города. Но что делать, раз уж начали, надо довести дело до конца. Все-таки геноцид... И в ту пору как-то на улице я повстречался со знакомыми русскими эмигрантами, бывшими соотечественниками, стало быть.
   - Представляешь, какой ужас!
   - Какой ужас?
   - Сербию бомбят!
   - Уже давно. Ну и что?
   - Да сербы же православные!
   - Ах, да. А я как-то и не задумывался...
   Солидарность православных. Нормально. Наши всегда правы...
  
   Но вот уже теперь, когда Сербия опять на виду в связи с проектом ООН об отделении Косово, перечитывая различные русскоязычные статьи на эту тему, я обнаружил, что авторы-евреи тоже возмущены этим проектом. А вот это уже ненормально. Конечно, солидарность со страной, где родился, своей внеисторической родиной, так сказать, была бы похвальна, если бы не палестинский вопрос. Ибо возникновение Израиля и независимость Косово - это юридически два почти идентичных случая, и, значит, надо либо согласиться на отделение Косово, либо запретить Израиль. Если, конечно, не придерживаться принципа - законы писаны для других, а наши всегда правы...
  
   После трагедии двух мировых войн, которые велись за захват территории, ООН, созданная в 1945 для предотвращения войн, всегда исходила из принципа неизменности границ: хорошие они или плохие, справедливые или несправедливые, значения не имеет. Всякую попытку их изменения ООН будет считать незаконной. Этот принцип ООН нарушила только один раз: при создании государства Израиль и собирается нарушить вторично в связи с Косово. В обоих случаях ООН искала смягчающих обстоятельств для этого действия, незаконного с ее собственной точки зрения. В Палестине это был конец британского мандата на Палестину. Так или иначе, одно "государство" - британский мандат исчезает, палестинское государство возникает, и вот в этот период безвременья вроде бы как менее незаконно что-то подправить с границами. Дело в том, что в течение уже полустолетия евреи иммигрировали в Палестину, (чему британцы сопротивлялись, предвидя к какому конфликту это может привести), там уже набралось около миллиона еврейского населения, а дело было после холокоста - и ООН, скрепя сердце, пошло на создание отдельного государства для этого населения, чтоб оно не передралось с местным арабами после ухода британских войск и чтоб создать убежище для прочих евреев, рассеянных по свету, если тем придется опять спасаться.
  
   Сходная ситуация сложилась сегодня в Косово. С одной стороны, Югославия распалась, возникают новые государства и тут можно бы попытаться опять подправить границы, не ради того, чтоб навредить Сербии или в пику России, конечно. Просто ради людей, ради сербов тоже. Конечно, албанцы не такие ярые бойцы, как чеченцы, но Сербия тоже не Россия. Если в Косово начнется новая Чечня, то когда это прекратится - неизвестно. Может быть никогда. Мечталось ведь, что Европа станет витриной благополучия, моделью для всего мира: любуйтесь на нас, делайте, как мы - и у вас все будет так же прекрасно. А вместо этого в Европе опять развяжется эта позорная свара. Во имя чего спрашивается? Во имя ученого сербского интеллигента, который знает наперечет все исторические баталии, которые сербы вели за эту землю, и ему безумно больно, ибо...? Может быть, я и ошибаюсь, но мне кажется, что до того, как интеллигент национальный инстинкт в Сербии не раскочегарил, что, конечно, очень просто делается, серб попроще, работяга, простодушно полагал, что Косово - это просто горы, населенные чертовыми албанцами и что пускай так и будет, лишь бы те дальше не лезли, его же самого к этим чуркам как-то не тянет. Так может это и есть сермяжная правда? Потому что иначе что получится? Натянет интеллигент на работягу шинельку и подтолкнет в спину идти на войну за правое дело. А сам побежит писать статью в газету: "Наши доблестные войска...".
  
   Конечно, очень обидно за сербов, но что поделаешь? Теперь уже поздно. Что с возу упало, то пропало. Албанцы уже никуда не уйдут, а истреблять народы нынче не модно. Но на самом деле вопрос стоит гораздо шире. В мире есть очень много несправедливых, несчастных границ, которые то разделяют один народ, то стискивают вместе два народа, которым жить вместе неуютно. Пользуясь наступившим мирным временем (мелкие заварушки не в счет), пользуясь окончанием великого противостояния холодной войны, ООН хочет выяснить, нельзя ли что-нибудь поделать и с этой несправедливостью? Косово - это пробный камень. Камень надежды.
  
   Есть еще одно очень важное и совершенно неосознанное сегодня обстоятельство. Мы все воспитаны на фразах "священная земля предков", "ни пяди родной земли ", "ни шагу назад". Это у нас в крови. И все это правильно, все это по делу, потому что в старину земли всегда не хватало, ее едва было достаточно, чтоб прокормиться. Даже в России с ее просторами лишней земли не было, иначе зачем было бы русским заселять северные скудные земли, которые сегодня, кстати, пустеют? Для индустриальных стран ситуация в корне изменилась, видимо, где-то к концу XIX века, в течение которого рождаемость падала, производительность сельского хозяйства росла, быстро растущая промышленность забирала все избыточные рабочие руки. Тем самым земельный кризис исчез, а Мальтус оказался кругом неправ. Но до людей всегда все доходит с опозданием, и по привычке они затеяли очередную войну за передел территорий - первую мировую. И лишь к середине-концу этой войны они начали с ужасом задавать себе вопрос, а за что мы, собственно, деремся? Тут история перелистнула страницу, и открыла новую: страницу избыточных территорий и вечного мира (между индустриальными странами), хотя никто этого не замерил и не замечает до сих пор. Вторая мировая была следствием неудачно законченной первой, а потом предсказание сбылось, и войн между индустриальными странами нет уже 60 с лишним лет и теперь не будет никогда. Зато возникла другая проблема, другая беда: выясняется, что как в России, так и в Западной Европе слишком много земли и слишком много промышленности, и что местное население уже не в состоянии все пашни распахать и все станки обслужить. Природа не терпит пустоты, и на избыточную территорию хлынули чужеземцы - иностранные рабочие. Вместо спокойных, уверенных в себе однородных наций возникает никогда еще не виданный конгломерат разнообразных национальных и расовых общин, между которым проскакивают пока еще искры, а потом молнии национальных и религиозных конфликтов. Обширная территория, такое преимущество еще недавно, превращается сегодня в несчастье. Если уж столько албанцев очутилось вдруг на исконных сербских землях, значит у сербов не было ни сил, ни желания земли эти распахивать. Поэтому, прошу вас, дайте хоть этим двум народам, сербам и албанцам, дайте им тихого счастья жить среди своих, без посторонних, и без проклятых национальных вопросов, которым все равно решения нет.
  
   У евреев тихого счастья жизни среди своих не получилось. Большинство предпочло остаться там, где и жили, на расстоянии аплодируя израильтянам за успехи по освобождению Палестины от пустынь и палестинцев, как гладиаторам на арене. У самих израильтян, как известно, тоже не сложилось. Отчасти из-за угрозы уничтожения (которая, кстати говоря, я убежден, сегодня практически осутствует: ярость арабских правительств - но не арабской "улицы" - выдохлась, они мечтают лишь об одном: чтоб палестинский конфликт разрешился минимально достойным образом и чтоб потом навсегда забыть об этом проклятом месте), отчасти из-за неразумного поведения самих израильтян (создание еврейских поселений на палестинской территории и пр.). Я думаю, что если бы они не чувствовали безоговорочной поддержки извне, они вели бы себя разумнее и осторожнее. Но на последних американских президентских выборах победителя от побежденного часто отделял всего лишь какой-то десяток тысяч голосов. Тут и не надо израильского лобби: каждый американский президент знает, что если он задумает какое-либо действие во вред Израилю, против него проголосуют 95% (в семье не без урода) из 6.5 миллионов американских евреев, независимо от того, насколько это будет против американских интересов, и от того прав Израиль или неправ. Наши всегда правы... Поэтому американская политика на Ближнем Востоке стоит на мертвом якоре и будет так стоять всегда, неся колоссальный урон в отношениях с мусульманским миром и в мировом общественном мнении. Вот еще один пример бедствий многонациональной и демократической страны: евреи, конечно, не восстают и не жгут автомобилей, но они делают совершенно беспомощной великую державу. Очень жаль, потому что именно сегодня израильтяне, как никогда, близки к тихому счастью - просто мирно жить среди своих.
  
   Вот так: наши всегда правы... А о правде и справедливости будет заботиться, очевидно, Пушкин. Много будет у Пушкина работы.
   Париж
  
   Прежде опубликовано на сайте "Лебедь" N549 за 2007 г. http://www.lebed.com/2007/art5177.htm
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"