Крон Арвид Карлович : другие произведения.

Закон обратной силы не имеет

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В западной прессе вошло в привычку каяться по поводу колонизации, работорговли и пр. Это неразумно: нельзя смотреть на прошлого глазами настоящего - законы меняются со временем. Лучше посмотреть, не нарушаем ли мы сегодня законы будущего, чтоб потомкам не пришлось каяться за нас. В качестве иллюстрации приводится старинный принцип "священной земли предков ", которую никому нельзя уступать. Он был неизбежен в прошлые времена, когда земли нехватало, чтоб прокормить всех. Сегодня в индустриальных странах ситуация обратная - земли такой избыток, что приходится приглашать иностранцев для ее обработки. Вывод - территорию можно и уступить, например, за мир.


Арвид Крон

ЗАКОН ОБРАТНОЙ СИЛЫ НЕ ИМЕЕТ

   Это юридическая формула, которая означает, что данное действие не считается правонарушением, если оно было совершено до вступления в силу закона, квалифицирующего это действие как правонарушение.
   Формула очень разумная, но только, похоже, совершенно неизвестная нынешним западным гуманитарствующим интеллектуалам. Иначе с какой стати во время недавнего визита французского президента в Алжир с того требовали покаяния за французское колониальное прошлое? Алжирцам самим это никак в голову придти не могло. Они люди попроще, интеллектуальным иудео-христианским вывертам не обученные, им, пожалуй, ближе старое доброе "Око за око, зуб за зуб". Но тут вот какое дело. Наши гуминатарствующие умники уже которое десятилетие на весь свет и изо всех рупоров СМИ дудят и про грехи колонизации, и про то, как американцы расправились когда-то со своими индейцами, а теперь компенсацию платить не желают, австралийцев же до того затюкали за отобранные у тамошних аборигенов земли, что те уж призадумываются, может быть, эти земли и впрямь отдать следует, но это ж тогда всю Австралию им передавать что ли? Ну алжирцы и решили, раз такое дело, много требовать не будем, потому как у западно-европейцев, как известно, широты души никакой нету, пусть хоть покаются - с паршивой овцы хоть шерсти клок. Но французский президент даже каяться не стал, только по дипломатической надобности выразился в том духе, что колонизация принесла беды обеим сторонам.
   Если же без дипломатии, то можно было бы сказать наверно так: что было, то было, того уж не исправишь, лучше думать, как не испортить настоящее и будущее.
   А что было-то? А уходили каравеллы в туманную неведомую даль, плескались флаги на мачтах. Они шли открывать и завоевывать новые земли для своего короля, государя-императора, для отчизны своей. И возвращались героями среди ликующей толпы. И никак не могли предполагать они, что благодарные потомки когда-то посчитают их за разбойников...
   Колонизация - это разновидность войны, а войны шли всегда, по разным причинам, но прежде всего за территорию, ибо пропитания никогда не хватало на всех. Между прочим, северо-американские индейцы прошлых веков первыми удивились бы узнав, что белые поступили с ними "незаконно". Они сами вечно воевали друг с другом, снимали скальпы. У первобытных народов внезапно напасть на лагерь соседнего племени, перебить мужчин, захватить женщин было нормальной практикой. Побеждает сильнейший и он всегда прав - они ни знали другого закона. В этом смысле для них бледнолицые играли по правилам, претензий нет.
   В свое время в Западной Европе, чтоб не дробить до бесконечности крестьянское хозяйство или дворянское поместье, семья старалась устроить так, чтоб основным наследником становился старший сын. Остальным предоставлялось искать своей доли на стороне: на войне, если у себя на родине, или колонистом, если за морем. Рождаемость тогда была высокая, как сегодня в Третьем мире, поэтому фактически у нации был только один выбор: или умирать всем вместе от голода, или сбросить излишек населения на войне в надежде заодно и прихватить для своего народа земли у соседей. И никому в голову не приходило тогда считать эту политику преступной, она представлялась естественной. Ситуация стремительно менялась в течение XIX века: рождаемость падала, производительность сельского хозяйства росла, а быстро растущая промышленность забирала весь избыток рабочей силы. Война стала не нужна. Но до народов все всегда медленно доходит и они по инерции ввязались еще в одну войну, в первую мировую, и только в процессе нее схватились за голову: а за что мы, собственно, деремся? Посему по окончании войны и была создана Лига Наций в целях предотвращения всяких новых захватнических войн. Можно условно считать, что вот тогда и был принят закон против захватнических войн и такая война стала преступной. А что завоевывалось до того - на то жалобы, извините, не принимаются. Юридически европейцы чисты: закон обратной силы не имеет.
   Чем стыдиться за предков, вся вина которых состояла лишь в том, что они порой не поспевали за своим временем, гораздо полезнее думать о том, как бы нашим потомкам не было стыдно за нас, ибо мы сегодня наверняка тоже "не ведаем, что творим". Но не отдаем себе в этом отчета в тех гадостях и глупостях, которые совершаем. Вот, на мой взгляд, два примера к тому.
   Наверно, потомки сочтут нас дикими варварами за то, что неизвестно зачем преследуем проституцию, "работников секса", как они порой предпочитают себя называть, толкая этих в общем-то честных людей в лапы преступного мира.
   Другая проблема гораздо сложнее . Это проблема национальных конфликтов в многонациональных государствах индустриального мира, проблема особенно горькая на фоне того необычайно благополучного, мирного и обеспеченного существования, которым мы сегодня обладаем (разумеется не осознавая того). Лига Нации и ООН всегда исходили из принципа, что существующие границы, хороши они или плохи, суть неизменны. Это, конечно, лучшее средство против соблазна войны, но беда, если эти границы стискивают в одной стране два народа, которые терпеть друг друга не могут. До сегодняшнего дня ООН нарушило этот принцип только один раз: в 1947 г. был создан Израиль, чтоб разделить евреев и арабов, проживающих в Палестине. С тех пор Ближний Восток трясло так, что должно было пройти почти 60 лет, чтоб сегодня ООН вновь решилось пойти на изменение границ, на этот раз в Сербии и Косово. Это делается, конечно, не ради того, чтоб навредить Сербии или в пику России. Просто ради людей, ради сербов тоже. Разумеется, албанцы не такие ярые бойцы, как чеченцы, но Сербия тоже не Россия. Если в Косово начнется новая Чечня, то когда это прекратится - неизвестно. Конечно, очень жалко сербов - ведь Косово это исконные сербские земли. Исконные земли, заселенные чужаками... Вот тут нас и не поймут потомки. Потому что они будут следовать новому принципу, принципу будущего: "твоя исконная земля, населенная чужим народом, уже не твоя земля." Умирать за нее и убивать за нее -и глупо, и дико. Они будут знать, что уже к концу ХХ века в Западной Европе стало слишком много земли, всю не обработать, и слишком много индустрии, всю не обслужить. Чтоб заполнить этот вакуум туда устремился поток иммигрантов со всех концов света. Лишняя территория, такое преимущество когда-то, превратилось в несчастье: чем ее больше, тем сильнее напор снаружи. Так что, возвращаясь к Косово, уж лучше отдать его и не мучиться - просто оно больше Сербии ни к чему.
   Для россиянина тут сразу возникает вопрос: ну, а независимость Чечни? Напомню лишь один факт: у Чечни была де факто независимость с 1996 по 1999 г. по инициативе генерала Лебедя. Любопытно, что этот факт практически никем нынче не упоминается. На то у каждой из заинтересованных сторон есть свои причины: русским неприятно вспоминать, что один раз чеченцам они все же уступили, чеченцам - что независимость у них была, но ничего хорошего из этого не вышло, Западу - что напрасно он не верил русским, что Чечня это совершенно особый случай. Известно, что тогда страна фактически оказалось во власти нескольких враждующих кланов, многие очевидцы вообще называют этот период самым мрачным, который им пришлось пережить. Чечня грозила превратиться в центр международного бандитизма и терроризма, а также военной экспансии на Северный Кавказ впридачу. Россия не могла допустить этого ни ради себя самой, ни ради внешнего мира, ни ради самого чеченского народа. Теперь остается ждать, пока чеченцы сумеют создать у себя нормальную государственность, а там видно будет. У Солженицына в свое время были хорошие предложения на этот счет.
  
   Примечание:
   Ранее статья была опубликована в газете "Русская мысль" 2007 N 47 (4698) 14-20 декабря стр.10 Париж
  
Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"