Аннотация: Футурология чисто воды. Мы и компьюттеры, а также их демонизация и предрассудки.
v1.00 by BloodJohn.
Тут будет цикл моих ламерских статей, где я начну про историю AI, а закончу.. впрочем это секрет, но финал будет неожиданным. ;)
Буду признателен, если кто-нить знающий поправит и дополнит меня.
Глава I.
История поиска.
Николай Николаевич Непейвода читал в НГУ курс, который назывался история кибернетики. Многие вещи я буду брать именно оттуда, поскольку непосредственно из источников, как выяснилось, достать инфу, как оказалось, - не так-то просто! Нет, конечно я и сам прочитал пару книженций, но те крохи не идут ни в какое сравнение с теми обобщениями что были изложенны в том курсе.
Итак, вообще стоит начать с того что человек с давних пор испытывал потребность посчитать. Самое первое - сельскохозяйственный и астрологических календарь.
С развитием человеческой фантазии появилась идея исскуственных людей, которые развиваются в невероянтной силой и все за человека делают. Поиск AI напрямую входит в поиск философского камня. Потому как достаточно один раз построить такую механизму и она в чулане круглыйми сутками будет думать о тайнах мироздания и других прикладных проблемах, которые человек в силу своей ограниченности сам решить не смог.
Здесь я опущу целую эпоху первых вычислительных машин. (а в принципе тут много интересного - таки целый курс был!)
Вообще, при ретроспективном взгляде на историю поиска AI видно что от этой науки ожидали очень многого. Именно благодаря этим радужным ожиданиям было проделанно так много попыток, и их результаты перебирались так тщательно. Хотя почти все они были неудачны, а те достижения, которые были сделанны - сильно преувеличивались и раздувались оптимистами.
Т.е. когда речь заходит об AI я редко слышал что-нить вразумительное и трезвое. Но об этом чуть позже.
Насчет вопроса, что же такое AI - на конференции по AI в свое время (когда?) специальная комиссия ответила так: AI - это все чем мы тут занимаемся.
Таким образом круг замкнулся. Есть список задач, которые должен был решить AI. А сегодня почти все они решены так или иначе:
Игра в шахматы.
Доказательство теорем.
Распознавание образов.
Распознавание речи.
Разбор текста.
Обучение.
Искусство.
Итак, сам AI искали двумя способами: от человека, и от решения задач, которые спобен решать именно человек.
Эти два подхода принципиально разные, и занимались ими совсем разные люди.
В попытках вооспроизвести человеческий мозг, были изученны нейроны, которые и поуслужили для создния нейронных сетей.
Задачи, которые решает человек.
Тут опять же есть два варианта: это решать реальные задачи, где машина ставится в заведомо невыгодное положение. (тут я к сожаления немного могу рассказать, поскольку не шибко интересовался этой областью) Или же решать задачи, поставленные в некотором упрощенном мире, абстрактном.
дальше я лучше отошлы сюда: http://www.fuga.ru/articles/2002/05/robo-man1.htm там приведены интересные факты.
Критику здесь я не буду приводить, о ней в следующий раз.
Вся история кибернетики - циклична. Есть несколько модных идей, которые люди пытаются воплотить, но потерпев неудачу теряют к ним интерес. А через какое-то время, когда технологии продвинутся вперед, к этим идеям вновь вернутся, чтобы повторить попытку. Так что если вы хотите сделать что-нить революционное - штудируйте старые журналы, хе хе.
Глава II
Существование AI или проблема личности.
Известная теорема Геделя, которая говорит о невозможности описания системы в терминах самой системы перечеркивает саму возможность существования системы, которая будет способна осознатоь себя. Т.е. современная архитектура компьютеров здесь не годится вообще. Но вот человек, например, в состоянии осознать себя (по крайней мере науке известны такие случаи, хе-хе ). Буть может создание электронных аналогов нейронов поможет нам построить нечто новое? - посмотрим.
Думаю, что время, когда машины станут превосходить нас - уже недалеко. (собственно уже) Но человек все равно будет цепляться, придумывая все новые и новые условия задачи. Потому что есть страх перед машинами, машины всегда должны проигрывать человеку. Иначе он не сможет их контролировать или того хуже - станет ненужным. Цель сама по себе порочна.
Лично мне изучение AI помогло лучше понять человека, это огромное зеркало где можно увидеть свое отражение. Решение кучи задач помогло озвучить КАК эти же задачяи решает человек. Иногда это помогает самому человеку пересмотреть собственные алгоритмы решения этих задач и осознать свой потолок. Очень многое было осознанно именно через исследование в области AI. Ведь многие из нас питают иллюзий о неограниченности своего мышления. Это не так.
Не знаю, задавались ли вы вопросом, но мне вот было очень интересно. Каким образом машина должна совершенствоваться, какие стимулы побудят AI ставить и решать все новые задачи? Ведь должна быть цель - смысл жизни. У человека все ясно, это жрать спать и трахаться. А у машины? Ведь ей не надо ничего этого. Она живет совсем в другом пространстве, ее пища - так называемое комп. время и машинная память. В общем я всегда удивлялся, как это никто не додумался до подобных мыслей?
Не думаю что машины захотят поработить мир, скорее им будет удобнее сосуществовать с людьми, потому как люди креативны и более гибки, а так-же большие мастаки насчет придумывания смысла жизни.
Еще один интересный вопрос: насчет души. С людьми тут совсем темно, потому что при опросе окружающих я понял что никакой такой души у них нет. Есть страх перед смертью и именно эта душа должна его заслонять, так-же как бог заслоняет страх перед одиночеством и бесжалостностью мира. Но тут вопрос религиозный - так что лучше не буду тут писать на эту тему.
Глава III
Киборги или будущее человечества.
Как в свое время мы пересели на машины, так и сейчас пересаживаемся за компьютеры. Точнее уже пересели, но. Когда человек изобрел автомобиль - это сотрясло всю нашу жизнь, культуру, стиль - все. Пока что компьютеры не играют такую огромную роль в нашей жизни, еще живо поколение, которое знает жизнь без помощи компьютера. Но это ненадолго, вся наша цивилизация будет пересмотрена до самого основания. Я могу лишь догадываться, какие формы это приймет. Ведь не мог никто предсказать появление сотовых телефонов. Да и фантастика не балует нас широтой взгляда - уж больно коонсервативны в книжках интерфейсы.
Язык.
Некодированной информации (которая воспринимается непосредственно, а не требует перевода) становится все меньше. - Это, кстати оттдельная хорошая тема для разговора. Потому что мы все чаше и чаще говорим слова, смысла которых не понимаем, хотя и делаем вид. Отсюда речь детей и прочих примитивных человеков наполнена мусорными словами, не обозначающих вообще ничего, кроме междометий. Приведет ли отсутствие точного языка к отсутствию законченных мыслей?
Информации стало много: третья информационная революция в самом разгаре, как никак. В новом пространстве мы оперируем совсем другими лексическими(?) единицами. В первую очередь - фильмы. подвижные картинки стали намного более доступными, и севодняшней эмблемой какой-нить компании может стать не плоская картинка или название, а анимационный ролик. Поскольку человеческий мозг вполне способен воспринимать именно движущийся символ (кинетическое восприятие), подобно тому как раньше люди избирали своим символом какое-нить животное или предмет.
Интернет подарил нам еще одну интересную штуку - сайты, когда-то их можно было сравнить с документами, но сейчас пользуясь сайтом мы уже считаем в поорядке вещей что у него есть _меняющаяся_ часть. Таким образом мы приходим к изменяющимися словами, которые могут реагировать друг с другом. Неправда-ли это напомиинает магию и заклинания?
Физический мир или право собственности.
Даже книга имела свой физический носитель, и лишь идеи могли его не иметь. Но сейчас все больше и больше вещей в нашем мире становятся призрачными, и даже реальные вещи сокращают свой срок жизни, и застую лишь их виртуальная часть определяет их цену (мода, актуальность, моральное устаревание). Это делает время все более и более стремительным (тут я сошлюсь на "Шок будущего"). Возможность дешевого и быстрого копирования вещей делает их дешевыми, по настоящему дорогими становятся лишь новые вещи, на которых лежит окупаемость исследований и риска их реализации. Все эти факты до предела усложняют право собственности, откуда и возникает конфликт: владельцы эксклюзива из-зо всех сил сопротивляются копированию своих вещей, чтобы удержать свое преимущество над другими и не обесценить труд разработчиков.
В принципе тут было-бы уместно класифицировать различные права доступа, но боюсь не вспомнить все.
Потребности
И в тоже время какие-то чувства мы начнем терять, равно как и потребности. Сложно сказать точнее что именно, но думаю, это во первых еда, а во вторых - сон.
Чувства
Интеграция человека и машин даст нам нечто совершенно новое: чувства, которые были бы невозможны в мире без машин. Новые каналы осязания, новые эмоции разума, и конечно же химические коктели. И наоборот какие-то чувства будут атрофироваться, поскольку перестанет тревожить наши тушки, хе хе. Кто знает, может мы перестанем быть людьми и двинемся насвтречу слиянию.
Пространство действия или чувство времени.
Время сна сжимается все больше и больше. Время измеряется не праздниками, а катастрофами. Доля наший действий становится ничтожной по отношению к доле действий окружающих. Иначе говоря - мы преврящаемся в зевак.