Крылова Татьяна Петровна : другие произведения.

Речные узоры

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Маша с родителями отправляется в речной круиз. За три дня ей предстоит узнать много интересного о теплоходе и его капитане, о реке Волге и о городе Мышкине, стоящем на ее берегу.

Маша сидела в кресле около окна и листала старый фотоальбом. На страницы из толстого серого картона были аккуратно наклеены черно-белые фотографии. Эти маленькие картиночки всегда были интересны Маше. На них были изображены знакомые и незнакомые ей места, интересные события, ее родители, ее бабушки и дедушки, и она сама, только очень маленькая.

Но сегодня фотографии особенно сильно завладели вниманием Маши. Девочке предстояло вскоре совершить путешествие. Не по суше и не по воздуху - этим Машу уже нельзя было удивить. Маша вместе с мамой и папой должны были вскоре отправиться в речной круиз.

По реке! На белоснежном теплоходе!

Бабушка и дедушка Маши давным-давно были в таком круизе. Они часто рассказывали о том, как интересен и приятен такой вид отдыха. А чтобы Маша могла сама в этом убедиться, показывали ей фотографии из старого альбома.

Медленно переворачивая страницы, девочка старалась запомнить как можно больше из того, что видела на фотографиях. Она знала, что даже опытных путешественников может подвести незнание мелочей. И ей очень не хотелось оказаться одним из таких путешественников.

Маша уже успела многое разузнать о предстоящем круизе. И все же на фотографиях то и дело ей попадались неизвестные детали. Обнаружив очередную такую "интересную неизвестность", девочка брала альбом в руки и бежала на кухню к бабушке.

Бабушка внимательно выслушивала вопрос. Но отвечала не всегда.

- Вот окажешься на корабле, тогда и узнаешь, - говорила иногда бабушка.

- Ну, бабушка! - пыталась уговорить ее Маша.

- Не проси, Машенька. Не стоит, - вмешивался в разговор дедушка.

- Но я хочу знать! - почти требовала Маша.

- Если все сейчас узнаешь - потом на теплоходе неинтересно будет, - ласково говорил дедушка.

- Ох! - вздыхала Маша. - Скорее бы уже там оказаться.

- Потерпи. Еще чуть-чуть осталось, - улыбалась бабушка.

- Еще два дня, - качала головой Маша. - Это очень долго, бабушка!

РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ

И вот, наконец, долгожданный день настал. Маша проснулась раньше всех, собрала свои вещи: игрушки, книжки, альбом для рисования, цветные карандаши, точилку и ластик. Сложила все в свой яркий рюкзачок и отнесла его в коридор, чтобы не забыть.

В коридоре уже стоял чемодан, в который накануне Маша вместе с мамой и папой уложили одежду, обувь и предметы личной гигиены. Не забыли они и про наряды для капитанского ужина - праздника, который завершает каждый круиз. Маша выбрала себе белое кружевное платье и блестящие красные туфли. Мама - длинное вечернее платье темно-зеленого цвета и черные туфли на высоком каблуке. Папа - самый обычный костюм и ботинки.

- Ничего не поделаешь, - грустно сказала Маша, увидев папин наряд, - мужчинам не положено наряжаться.

Поставив свой рюкзачок на чемодан, Маша отправилась будить родителей. Круиз начинался в 13:00. До этого времени надо было еще успеть позавтракать и доехать до Речного вокзала на метро.

Маша очень боялась опоздать к отправлению теплохода. И по дороге к вокзалу ей начало казаться, что все нарочно тормозит продвижение путешественников. Бабушка с дедушкой долго прощались с Машей и ее родителями, давали разные - нужные и не очень - советы. Поезд в метро никак не приезжал за ними, а потом очень медленно ехал до следующей станции.

Маша стояла возле двери и смотрела в окно. Когда поезд приехал на станцию, девочка спросила у мамы:

- Это наша остановка?

- Нет, Машенька, - ответила мама. - Слушай внимательно: наша остановка называется "Речной вокзал".

- Как тот вокзал, куда мы едем. Значит, станцию метро назвали так же, как вокзал, около которого она расположена! - догадалась Маша.

- Совершенно верно, - кивнула мама.

Наконец, объявили заветную остановку. Маша схватила свой рюкзачок, ловко закинула его за плечи и взяла за руки родителей. Так они втроем и вышли из вагона метро. Папа прочитал надписи на указателях и сказал, в какой стороне находится выход. После этого родители посмотрели на часы и сообщили Маше, что к отправлению теплохода путешественники успевают. Маша заулыбалась и вприпрыжку направилась к выходу. Родители едва поспевали за ней.

Выйдя на улицу, Маша очень удивилась. Вокруг были только магазины.

- А где же вокзал? - спросила Маша.

- До него еще дойти надо, - ответил папа.

Маша вновь забеспокоилась, что они опоздают, и стала просить родителей идти быстрее.

По пути к Речному вокзалу путешественники прошли через два парка. Погода стояла по-летнему солнечная и жаркая, так что зелень пришлась весьма кстати.

Наконец, в конце аллеи показалось здание серого цвета, похожее на корабль.

- Это и есть Речной вокзал? - спросила Маша.

- Да, - кивнула мама. - Это здание Северного речного вокзала.

- Северного? Значит, в Москве есть еще какой-то речной вокзал? - заинтересовалась Маша.

Мама подтвердила ее догадку:

- Наша Москва - большой город. А Москва-река протекает по его территории с северо-запада на юго-восток. Вот и требуются Столице два вокзала на каждой из сторон: северной и южной.

- Южный речной вокзал - так называется второй? - догадалась Маша.

- Да, - кивнула мама.

- А почему вокзал похож на корабль? - продолжала расспрашивать Маша. - Он раньше плавал?

- Нет, Машенька. Вокзал этот никогда не плавал, да и не мог плавать. Это самое обыкновенное здание, построенное из бетона в 1937 году. Архитекторы Алексей Рухлядев и Владимир Кринский хотели подчеркнуть его связь с рекой и портом, вот и сделал его похожим на корабль, - объяснила мама.

- Ой, мама, я совсем запуталась, - воскликнула Маша. - Вокзал никогда не плавал, но похож на корабль, потому что связан с портом. Но где же здесь порт? В порту должны быть причалы и грузовые корабли. А как же грузовые корабли поместятся в этом здании?

- Корабли не помещаются в здании, - терпеливо продолжила рассказывать мама. - Здание это построено для людей, чтобы они могли в комфортных условиях дожидаться своих теплоходов. А причалы расположены с противоположной стороны здания вокзала. Мы сейчас обойдем его, и ты увидишь много-много теплоходов.

И действительно, обойдя здание вокзала, Маша и ее родители оказались на причале. Он был похож на широкую асфальтированную дорогу. На одной обочине этой дороги располагался парк. Другой обочины не было. Вместо этого дорогу словно подпирали белоснежные бока разных судов. Были здесь и прогулочные катера, и большие круизные теплоходы. А вот грузовых кораблей не было.

- Как же так, мама? Значит, это не порт, - решила Маша.

- Ну-ка, Машенька иди ко мне, - сказал папа и поднял ее к себе на плечи. - А теперь смотри вон в ту сторону.

Папа указал Маше направление, и она увидела огромные краны, похожие на железных жирафов. Они стояли прямо на причале. На воде возле этих кранов находилась баржа. Огромным ковшом кран набирал песок и загружал его на баржу.

- Ну что, настоящий это порт? - спросил папа.

- Настоящий! - согласилась Маша.

НА КОРАБЛЕ

Каждый корабль стоял возле своего причала. Все причалы были пронумерованы. И чтобы найти свой теплоход, надо было вначале найти требуемый причал. В этом году Маша должна была пойти в первый класс. К школе она готовилась заранее, поэтому уже умела читать по слогам и считать. Девочка очень обрадовалась, когда мама сказала, что их теплоход стоит у причала номер десять и именно она будет ответственной за поиск этого причала.

Она побежала вперед. У столбов с номерами причалов Маша останавливалась, внимательно смотрела на цифру и сообщала родителям:

- Это седьмой - не наш!

Дождавшись родителей, девочка бежала к следующему указателю.

- Это восьмой - снова не наш!

После восьмого причала, Маша добежала до девятого. После девятого - до десятого.

- Наш! Мама! Папа! Это наш причал, - радостно прокричала Маша.

Пока родители подходили к причалу, она огляделась по сторонам. Возле причала стоял большой белый теплоход. Маша насчитала четыре ряда окон. Значит, решила она, их теплоход четырехпалубный. Ведь каждый ряд окон означает палубу теплохода, также как один ряд окон относится к одному этажу в обычном доме.

Стены с окнами располагались чуть в отдалении от края каждой палубы. По самому краю палубы были огорожены перилами. И все пространство между перилами и стенами использовалось на корабле в качестве прогулочных дорожек.

На носу корабля большими золотыми буквами было написано название теплохода.

- Сер-ге-й Куч-кин, - прочитала Маша вслух. - Ага! Наш корабль называется - "Сергей Кучкин"!

В этот момент родители подошли к Маше и взяли ее за руки.

- Все верно, Машенька, - подтвердила мама ее догадку. - Именно на этом теплоходе мы совершим круиз.

И они направились к мостику, перекинутому с причала на нижнюю палубу корабля.

Холл теплохода ничем не отличался от холла обыкновенной гостиницы. Стены были отделаны лакированными деревянными панелями. Из такого же дерева была выполнена и стойка регистрации пассажиров. Напротив стойки стоял журнальный столик и пара кожаных кресел. На полу лежал шерстяной ковер. Справа и слева от стойки располагались лестницы, ведущие на другие палубы.

Зарегистрировавшись, путешественники поднялись на свой "этаж", прошли по широкому коридору почти до середины, открыли дверь в нужную каюту и вошли внутрь.

КАЮТА

Каюта оказалось небольшой комнаткой с одним окном. Узкий короткий коридор выводил гостей в жилую зону. Там возле стен были расположены три спальных места. Одно из них было похоже на обычную кровать. Два других располагались одно над другим, как спальные полки в купе поезда.

- Я сплю наверху! - объявила Маша. Родители спорить не стали.

Возле окна стоял крохотный столик и два стула.

Маша подумала, что было бы неплохо перекусить. Родители поддержали ее предложение. Тогда девочка заняла место у окна.

- Машенька, ты забыла руки помыть, - напомнила ей мама.

Пришлось Маше снова вставать.

- А где же здесь туалет? - удивилась она. Подумала и решила: - В коридоре, как и в поезде!

Но папа остановил Машу.

- Теплоход, Маша, это не только транспортное средство, но и гостиница. И хозяева стремятся обеспечить гостей не только необходимым для проживания, но и создать комфортные условия, - объяснил папа.

Он подвел Машу к узенькой дверце в коридорчике каюты:

- Вот здесь то, что тебе нужно.

Маша осторожно заглянула внутрь. За дверь обнаружились и раковина, и унитаз. Во всех гостиницах, в которых девочка бывала прежде, были именно такие ванные комнаты.

Вспомнив про ванную, Маша нахмурилась:

- А где же здесь мыться? Все-таки придется ходить в коридор...

Маша вздохнула, но мама поспешила обрадовать ее. Раздвинув шторку, мама отгородила часть крохотной комнатки. После этого мама взяла душевой шланг и вставила его в специальное отверстие на стене.

- Вот и душевая кабина!

- Здорово! И все это занимает так мало места! - от восторга Маша даже пару раз хлопнула в ладоши.

- Мы ведь на корабле, Машенька. Если не пользоваться местом экономично, то корабль придется делать большим-пребольшим. И он не сможет плавать по рекам, - объяснил папа.

Маша поднесла руки к крану и открыла воду.

- А куда убегает эта вода? - вдруг спросила она. - Не в реку, я надеюсь? Ведь в реке рыбы живут. Я не хочу, чтобы на них мыло капало.

- Не волнуйся, Машенька. Использованная вода скапливается в специальных емкостях. На остановках, называемых "санитарными", эту воду переливают в цистерны, чистят и только после этого она попадает в реку.

Узнав, что рыбам ничего не угрожает, Маша без опасений помыла руки и села за стол, где ее уже ждали булочки и маленький пакетик яблочного сока.

Подкрепившись, Маша и ее родители пошли гулять по теплоходу. Они обошли все палубы, сделали несколько снимков на память и успели занять самые удобные места на верхней - солнечной - палубе, чтобы во время отправления теплохода в рейс не пропустить ничего интересного.

ОТПЛЫВАЕМ!

Перед самой отправкой на причале столпились провожающие. Провожаемые вышли на палубы. Все улыбались друг другу и махали руками своим близким и друзьям. Машу и ее родителей никто не провожал, но девочке очень хотелось поучаствовать в этом ритуале.

- Можно? - с надеждой в голосе спросила девочка у мамы.

- Можно, - разрешила мама.

Наконец заиграла музыка, теплоход вздрогнул и начал отдаляться от причала. Оказавшись почти посередине водной глади, теплоход стал быстро набирать скорость.

И вот уже остались позади и причалы, и здание Северного речного вокзала, похожее на корабль, и причудливые краны-жирафы, без устали работающие в грузовом порту. Над теплоходом навис автомобильный мост. Маша смотрела на него, задрав голову, и удивлялась тому, какой он большой.

- Вот это мостище! - услышала Маша.

Обернувшись, девочка увидела своего ровесника. Он стоял в паре шагов от нее и, тоже задрав голову, разглядывал рукотворное чудо над кораблем.

Маша подошла к мальчику и протянула ему руку.

- Меня зовут Маша, - сказала девочка.

- А меня Витя, - ответил мальчик, пожимая руку.

- Давай дружить! - предложила Маша.

- Давай, - согласился Витя.

Вместе ребята вновь обошли все палубы, побывали во всех внутренних помещениях корабля, сквозь стеклянные двери заглянули в ресторан, где им предстояло завтракать, обедать и ужинать.

А сколько всего интересного они увидели за пределами корабля! Маша была готова поспорить на что угодно, что из окна поезда наблюдать не так интересно, как с борта корабля. Дети поочередно привлекали внимание к тому, что казалось им интересным:

- Витя! Витя! Смотри, лодка плывет!

- Ой! Маша, посмотри, там собака купается!

- Витя! Там палаточный лагерь на берегу.

Теплоход плыл по каналу имени Москвы. Налюбовавшись вдоволь на его берега, Маша и Витя вновь отправились во внутренние помещения корабля. Но далеко они не ушли. Их внимание привлекла лестница, ведущая на самую верхнюю палубу.

- "Посторонним вход воспрещен", - прочитала Маша надпись на двери на верху лестницы.

- Значит, нам нельзя туда, - загрустил Витя.

- Почему же нельзя? Мы же не посторонние, - уверенно сказала Маша.

- Нет, Маша. Нельзя, - не менее уверенно произнес Витя.

Маша прикусила губу. Ей очень хотелось забраться на самую верхнюю палубу и узнать, что находится за этой дверью.

Девочка начала подниматься. Витя попытался ее остановить. Завязалась маленькая драка.

- Что здесь происходит? - вдруг прозвучал строгий голос у ребят над головой.

Маша и Витя замерли. Испуганно посмотрели на лестницу, где стоял человек в морской форме: синие брюки, белый китель и фуражка на голове. Это был сам капитан, поняла Маша.

Они с Витей отступили назад.

- Так вот, кто здесь расшумелся, - сказал капитан.

Он спустился по лестнице. Маша и Витя попытались убежать, но капитан успел схватить их.

- Куда же вы, ребята? Разве вы не хотите заглянуть за эту дверь?

- Хотим, - кивнула Маша и добавила: - Там, наверное, очень интересно.

- Очень, - подтвердил капитан. - Оттуда управляют кораблем, поэтому посторонним туда нельзя.

- А мы не посторонние! - уверенно сказала Маша.

Капитан рассмеялся. Присел на корточки и спросил:

- Как вас зовут, ребята?

Маша и Витя назвали свои имена.

- А меня зовут Сергей Николаевич, - представился капитан. - И раз уж мы с вами теперь знакомы и вам очень интересно посмотреть на рабочее место капитана...

- Да!

- Очень-очень!

Капитан снова рассмеялся:

- В таком случае, приходите ко мне в гости.

- Ура!!! - обрадовались Маша и Витя.

Они договорились с капитаном о дне и времени встречи. Ведь капитан - очень занятой человек и не может каждый день принимать гостей.

После этого Маша и Витя отправились на солнечную палубу. Там как раз начинались веселые игры для юных пассажиров.

"РЕЧНОЙ ЛИФТ"

После ужина Маша и Витя снова встретились на солнечной палубе. Бегать детям больше не хотелось: теплоход они уже изучили от верхней палубы и почти до самого киля. Поэтому Маша предложила встать у перил и наблюдать за берегами. Витя не согласился:

- Скучно просто смотреть. Мы их с тобой уже столько видели!

За стройными березками на берегу Маша разглядела дорогу и движущиеся автомобили.

- Давай машины считать, - предложила девочка.

- Давай! - согласился Витя.

Они успели досчитать до десяти, потом еще раз до десяти, потом еще до восьми... А потом теплоход вдруг сбросил скорость.

- Мы куда-то приплыли, - решил Витя.

Маша пожала плечами и предложила другу исследовать противоположный борт теплохода.

К их удивлению со всех сторон от корабля плескались мелкие волны, а до берега нужно было еще плыть и плыть.

- Почему же мы останавливаемся? - удивился Витя.

Они с Машей как раз добрались до носа теплохода. Отсюда было видно, что впереди канал выравнивается. Вначале этого ровного участка на правом и левом берегах канала возвышаются две башенки, а в конце него из воды выступают две массивные железные створки. За створками воды не было видно, как будто уровень ее там резко понижался.

- Я знаю, что происходит! - обрадовалась Маша. - Мы поворачиваем, чтобы войти в шлюз.

Витя нахмурился.

- Что еще за шлюз? - спросил он.

- Шлюз - это лифт для кораблей, - принялась объяснять Маша. - Мне дедушка про него рассказывал. Понимаешь, Витя, не все реки на одном уровне расположены. И если бы шлюза не было, то вода из одной реки перетекала бы в другую очень быстро. А корабли ведь не могут плыть против сильного течения, поэтому люди строят на реках шлюзы.

Витя внимательно посмотрел на выступающие створки. Именно они задерживают воду, понял мальчик.

Тем временем теплоход развернулся и на медленной скорости начал заходить в шлюз.

Не дойдя немного до створок, теплоход встал у левого берега. Матросы на нижней палубе перекинули на специальные "рожки" на берегу толстые канаты, зафиксировав теплоход на месте.

Следом за теплоходом "Сергей Кучкин" в шлюз вошел еще один четырехпалубный теплоход. Он так же расположился у левого берега. У правого берега швартовались малые суда. Маша насчитала две яхты и три моторные лодки.

- Какой вместительный лифт! - восхитилась девочка. Витя согласно кивнул.

Когда все "пассажиры" заняли свои места, задние створки медленно закрылись. На мгновение все затихло, а потом... вода начала убывать! И все, кто находился в шлюзе стали опускаться вместе с ее уровнем. И даже "рожки", удерживающие суда, медленно поползли вниз по специальным вертикальным рельсам.

- Бежим на нос! - крикнула Маша.

Добежав до перил, Маша и Витя увидели впереди корабля огромную металлическую стену.

- Так это и есть створки шлюза? - спросил Витя.

- Да! - ответила Маша.

- Какие огромные!

- Дедушка говорил, что они весят 100 тонн!

- Ого! - воскликнул Витя. Он не знал еще, что такое "тонна", но это явно было больше килограмма и даже, наверное, ста килограмм.

Всего десять минут потребовалось, чтобы лишняя вода ушла из шлюза, и створки предстали перед Машей и Витей во всей своей красе. Хотя красивыми их было сложно назвать - уж слишком ржавыми и мокрыми они были.

По прошествии еще минуты створки начали медленно раскрываться. В отличие от задних, эти створки открывались внутрь шлюза. Яхты и моторные лодки первыми покинули шлюз.

Матросы отвязали теплоход от "рожек". На медленном ходу "Сергей Кучкин" вышел из лифта. За пределами шлюза корабль словно облегченно вздохнул, почувствовав свободную реку, и начал быстро набирать скорость.

- Вот бы еще раз так прокатиться! - воскликнул Витя.

- Еще прокатимся, - заверила его Маша. - Дедушка говорил, что первым корабли проходят шлюз номер шесть. А это значит, что впереди еще... один, два, три, четыре, пять! шлюзов.

- Здорово!

- Да! - улыбнулась Маша.

МЫШКИН

Все утро следующего дня Маша и Витя были очень заняты. Они участвовали в веселых пиратских конкурсах и пиратской викторине. Потом ребята ненадолго разошлись по каютам, чтобы подкрепиться перед новыми играми. Однако времени на них у Маши и Вити не нашлось. К одиннадцати часам дня теплоход подошел к пристани в городе Мышкин.

Маша стояла с родителями на палубе и смотрела на холмистый берег. По ее мнению, на вершине холма располагалась самая обыкновенная деревня. Она состояла из одно- и двухэтажных домиков. Возле каждого дома был огороженный палисад. А кое-где виднелись даже огороды.

- Почему же это город? - спросила Маша у мамы. - Он очень маленький, и домики все деревянные, а в городах не строят деревянные дома. Такие бывают только в деревнях.

- Машенька, не все города похожи на Москву. Есть в России и такие маленькие, как Мышкин. А домики, которые ты видишь - это старинные дома, построенные более 100 лет назад. И не все они деревянные. Есть и каменные. А есть и такие, у которых первый этаж из камня, а второй деревянный, - объяснила мама.

Когда теплоход причалил к пристани, пассажиры сошли на берег. А на берегу гостей уже встречали одетые в красочные цыганские наряды...

- Мышки! Мама, папа, смотрите, это мышки! - обрадовалась Маша.

- Ничего, удивительного, Машенька, - с улыбкой сказала мама. - Вспомни название этого города.

- Мышкин, - ответила девочка. - Ой! Действительно, как же я не поняла сразу. Здесь, наверное, не только эти мышки живут!

- Здесь живет много мышек, - вдруг раздался рядом голос Вити.

Маша повернулась и увидела своего друга.

- Здесь целый музей мыши есть! - сказал Витя.

- А ты откуда знаешь? - удивилась Маша. - Ты здесь уже был?

- Нет, - с улыбкой ответил Витя. - Я вчера попросил папу рассказать мне про этот город. Только он немного мне рассказал. Сказал, что не стоит все заранее узнавать. Потом неинтересно будет.

- И мне дедушка так же говорил, - сказала Маша.

После этого дети пролезли сквозь толпу и встали в первом ряду, чтобы посмотреть, как мышки будут петь и танцевать.

По окончании представления перед пассажирами теплохода выступила с короткой речью экскурсовод Елена. Она рассказала гостям, как у города появилось такое необычное название.

Согласно легенде проезжающий мимо города князь решил отдохнуть на берегу Волги. Он прилег на траву и скоро уснул. Проснулся князь от того, что по лицу его пробежала мышка. Сначала он рассердился, но потом заметил в траве ядовитую змею. В честь спасительницы князя город и получил свое название - Мышкин.

Закончив рассказ, Елена спросила:

- Ну, что? Готовы познакомиться с нашим удивительным городом?

- Да! - закричали Маша и Витя.

И путешествие по городу Мышкину началось.

Сначала гости посетили единственный в мире музей мыши. Каких игрушечных мышек там только не было! И мышки-ученые, и мышки-ремесленники, и мышки с детишками, и мышки с друзьями.

- И все эти мышки родились в вашем городе? - спросила Маша.

- Нет, не все, - ответила экскурсовод Елена. - Некоторые из них к нам погостить приехали. Да так им понравилось, что они решили у нас остаться.

После музея мыши Елена повела гостей в другой интересный музей - музей валенок. Столько валенок ни Маша, ни Витя в своей жизни еще не видели! Но больше всего детям понравилось, что валенки в музее не были серыми и одинаковыми. Некоторые из них были сделаны из черной шерсти, другие - из белой, а третьи и вовсе были цветными. И все без исключения валенки были разукрашены вышивкой или аппликацией.

- Вот бы мне такие валенки! - пожелала Маша.

- И мне! - согласился Витя.

Ну а после музея валенок экскурсовод Елена повела гостей Мышкина на центральную площадь города. Группа расположилась полукругом перед Успенским собором и вот что еще интересное узнала про город:

- Город Мышкин всего на год моложе столицы России. Образован он был в 1148 году. А расцвет его пришелся на век девятнадцатый. Благодаря расположению на берегу Волги город стал богатеть: купцы везли сюда и увозили отсюда свои товары. И именно в начале 19 века в Мышкине завершилось строительство Успенского собора, вокруг которого город рос и растет до сих пор.

После этого экскурсовод указал на колокольню собора и сказала:

- В свободное время после экскурсии вы можете подняться на нее. Оттуда открывается прекрасный вид на окрестности Мышкина и на Волгу. Вот только лифта там нет, и чтобы подняться наверх колокольни придется преодолеть девяносто девять ступеней.

- Девяносто девять?! - поразилась Маша. - Это очень много. Я еще не умею считать до такого числа.

Витя согласился с ней.

- Что ж, если ступени вам не по нраву, вы можете посмотреть на Волгу и окрестности с берега. Он высокий, так что вы все-все увидите.

Родители Маши и Вити решили воспользоваться советом Елены. Когда экскурсия закончилась, они все вместе отправились на берег Волги.

По пути им попалась улочка ремесленников. Мастера кузнечного, гончарного и столярного дел поставили свои станки прямо на обочине и по желанию гостей города изготавливали полезные в быту мелочи. Так Маша попросила выточить из дерева шкатулку для драгоценностей. А Витя обзавелся куда более нужным предметом - кованым гвоздем!

Насмотревшись на мастеров, путешественники вышли на берег Волги. У ребят дух захватило от увиденного! Их огромный теплоход показался им маленьким бумажным корабликом, прибитым течением к берегу величественной Волги. А дремучие леса, покрывающие оба берега реки, - не более чем пушистым зеленым ковром.

На корабль путешественники вернулись только к ужину, вдоволь нагулявшись и насмотревшись на сказочный город Мышкин.

В ГОСТЯХ У КАПИТАНА

И вот настал долгожданный день похода в гости к капитану. Машей вновь овладело нетерпение. Ей хотелось поскорее познакомиться с рабочим местом самого главного человека на корабле. Девочка постоянно спрашивала у родителей, сколько времени, боясь опоздать.

Витя тоже беспокоился. Он даже уговорил родителей пораньше придти к лестнице, ведущей в рулевую рубку. Рулевой рубкой, как узнал Витя, как раз и называли рабочее место капитана корабля.

Но когда Маша и Витя встретились, напряжение немного ослабло. Они стали наперебой рассказывать друг другу, веселые истории про капитанов из книжек и фильмов. А потом они решили, что на теплоход "Сергей Кучкин" напали речные пираты!

Маша и Витя сначала отстреливались. Потом попытались сбросить абордажную команду в воду. Врагов было много, и лишь в рукопашном бою доблестным защитникам теплохода удалось одержать победу.

В конце сражения открылась дверь в рубку, и на лестницу вышел капитан.

- Как бы я без вас справился? - сказал он с улыбкой.

Маша и Витя радостно заулыбались.

- Здравствуйте, Сергей Николаевич! - хором прокричали они.

- Здравствуйте, ребята. Я вижу, все в сборе, - продолжил капитан. - В таком случае, прошу ко мне в гости.

Он первым вошел внутрь, за ним последовали ребята и их родители.

Рулевая рубка оказался огромным помещением. Оно был вытянуто от правого до левого борта теплохода. Три стены из четырех имели обзорные окна. Возле каждого окна располагались приборные панели. Высотой они были с обыкновенный стол. А вся их "столешница" была усыпана кнопочками и рычагами.

По центру рубки у самой главной панели управления находилось кресло капитана. Оно было крепко привинчено к полу, чтобы в самый сильный шторм капитан мог уверенно сидеть на своем месте. Сейчас в кресле сидел другой человек. Сергей Николаевич представил его как своего первого помощника.

Были в рубке и другие кресла. И в них тоже сидели люди, выполняющие разные обязанности. Капитан представил своих подчиненных и пояснил:

- Капитан на корабле - главный человек. Но он не управляет судном в одиночку и постоянно. Отстояв свою смену, капитан передает вахту первому помощнику. Так же меняются и штурман со своим помощником, и радист, и работники машинного отделения.

- Машинного отделения? Разве на корабле есть машины? - удивился Витя.

- Есть, - кивнул капитан. - Двигатель и другие устройства, которые позволяют кораблю двигаться, называются машинами. И что бы они работали исправно, за ними надо постоянно ухаживать. Выполняют эти обязанности как раз работники машинного отделения.

Потом капитан подошел к толстой книге, лежавшей на обычном столике у задней стены рубки. У нее была потрепанная картонная обложка. И когда капитан открыл эту книгу, стало понятно, почему она так выглядит.

На каждом листе книги был нарисован участок реки. Поверх черно-белой схемы красными, зелеными и синими линиями был размечен фарватер.

- А что такое фарватер? - спросила Маша.

- Фарватер - это дорога, по которой может идти корабль. Дно реки имеет непостоянную глубину. И чтобы не сесть на мель, нужно знать, где глубина достаточная для прохода корабля.

- Почему же Вы отложили такую важную книгу так далеко? - спросил Витя.

Сергей Николаевич подвел мальчика к одному из приборов с маленьким экраном. На черном фоне белыми линиями были обозначены берега реки. Линиями других цветов был нарисован фарватер. И даже положение корабля отображалось на этой схематичной карте!

- Ух, ты! - восхитились Маша и Витя. - Современно!

- Да, - с улыбкой подтвердил капитан. - Стараемся не отставать.

Маша и Витя еще немного постояли возле приборной панели. А потом с позволения капитана сели на его место и наблюдали, как теплоход "Сергей Кучкин" расходится с баржей, идущей навстречу. Ребята очень удивились, узнав, что каждый поворот, каждое торможение, каждое ускорение капитан согласовывает с машинным отделением по внутреннему телефону судна. А с встречным кораблем теплоход обменивается сигналами с помощью лампочек, расположенных снаружи рулевой рубки.

- Как, оказывается, тяжело управлять кораблем, - сказала Маша.

- Да, - согласился Витя. - Совсем не так, как в книжках.

А вечером они с родителями переоделись в праздничную одежду и отправились на капитанский ужин. Все пассажиры были одеты очень нарядно: мужчины - в костюмы, женщины - в вечерние платья. Взрослым в начале ужина предложили шампанское.

- А как же я? - расстроилась Маша. - Мне ведь нельзя шампанское.

- Для тебя у нас есть праздничный яблочный сок, - утешила ее официантка.

После напитков подали закуски. Среди них был и любимый Машей жульен. Затем принесли горячее. Порция была такой большой, что Маша не смогла с ней справится! Закончился ужин шоколадно-банановым десертом.

- Ух! - выдохнула Маша, справившись с едой. - Хорошо, что капитанский ужин не каждый день. Все такое вкусное и всего так много, что я теперь похожа на колобка.

Но, не смотря ни на что, Маша была очень довольна. На теплоходе "Сергей Кучкин" был самый гостеприимный в мире капитан!

"ГРУЗОВАЯ" РЕКА

После ужина Маша и Витя встретились на прогулочной палубе. Облокотившись на перила, они смотрели на берега, пытаясь увидеть то особенное, что до сих пор ускользало от их внимания. Но река словно нарочно в этот вечер спрятала свои богатства.

- Ничего нет, - загрустил Витя.

- Ничего, - согласилась Маша.

И вдруг она заметила на воде бревна, плывущие вниз по течению. Бревна были связаны за передние концы так, словно кто-то хотел сделать из них плот, но не успел довязать вторые концы.

- Смотри, Витя, кто-то потерял, - сказала она.

И тут же следом за первой, Маша увидела вторую связку, потом третью, потом...

- Ну, столько не могли потерять! - уверенно сказала Маша.

- Зачем же тогда они плывут? - поинтересовался Витя.

Маша пожала плечами. Гадать было бессмысленно, и девочка отправилась к папе за ответом на этот интересный вопрос.

- Эти бревна, Машенька, плывут к тем, кому они нужны. Они - груз, который необходимо доставить, - ответил папа.

- Вот видишь, их все-таки потеряли, - сказал Витя.

Но папа Маши отрицательно покачал головой:

- Их не потеряли, Витя. Их специально скрепили и опустили в воду, чтобы течение доставило их в нужное место. Дерево легкое, в воде не тонет. Нет смысла использовать баржи, чтобы доставить такой груз, если он может доплыть сам.

Получив разъяснения, Маша и Витя вернулись к наблюдениям за рекой и за берегами.

- А река-то, оказывается, какая интересная! - вдруг сказала Маша. - Вроде вода и берег, а как хитро здесь все устроено: и кормит людей, и поит, и даже грузы для них доставляет сама.

- Это верно, - согласился Витя.

ВОЗВРАЩАЕМСЯ!

- Все хорошее когда-нибудь кончается, - грустно сказала Маша.

Она вместе с родителями стояла на солнечной палубе теплохода. Вдали уже можно было разглядеть московские дома. А это означало, что удивительное путешествие подходило к концу.

Маше не хотелось расставаться с теплоходом. Ей хотелось еще плыть и плыть. И узнавать что-то новое! Она была уверена, что очень многое осталось неизвестным. Ведь их круиз длился всего лишь три дня.

- Не расстраивайся, Машенька, - утешала ее мама. - В следующий раз мы выберем круиз подлиннее.

- А какой круиз самый длинный? - спросила девочка.

- До Астрахани, - ответил ей папа. - Почти три недели. И отправляется теплоход не от Северного Речного вокзала, а от Южного.

- Здорово! - обрадовалась Маша: - Там, наверное, еще интереснее и еще красивее!

Вскоре теплоход подошел к Речному вокзалу. Пассажиры вышли на палубы. Все радовались и вновь махали руками встречающим на берегу.

Развернувшись, "Сергей Кучкин" причалил к берегу правым бортом. Маша разглядела в толпе на берегу своих бабушку и дедушку.

- Привет! - закричала она.

Бабушка и дедушка в ответ замахали руками.

Когда пассажиры покидали корабль, капитан Сергей Николаевич лично вышел попрощаться и пожелать всего самого лучшего гостям своего судна.

- Надеюсь, увидимся еще с вами, - сказал он Маше и ее родителям.

- Обязательно! - заверила его девочка.

На берегу Маша побежала к бабушке и дедушке. Она не хотела ничего рассказывать им в спешке. Но разве можно было устоять! И бабушка с дедушкой узнали про дружбу с капитаном, про "грузовую" реку, про город Мышкин и про мальчика Витю.

- Ой! - воскликнула Маша. - Я же не спросила его телефона!

К счастью, Витя быстро нашелся. Он стоял неподалеку и рассказывал о круизе своей старшей сестре.

- До следующего путешествия! - сказал Витя.

- Ох! Скорее бы оно уже наступило, - ответила Маша.

Витя согласно кивнул.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"