ОНА - женщина, бывшая торговка овощами, ныне гадалка высшей категории.
ТЕТЯ МАША - дворник и участник тыла.
МУЖЧИНА - неподдается четким описаниям. По своим словам благородный человек.
ЕВРЕЙ - Лоренцо.
МИЛИЦИОНЕР.
ОХРАННИКИ.
СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА.
КАРТИНА ПЕРВАЯ
Теплая осень, начало сентября. Это время принято называть бабьим. Почему? Ведь и бабы разными бывают. А время волшебное, когда хочется вместе с последними летними деньками брать от жизни все.Время раннее утро. На тротуаре листья шуршат, фантики валяются, банки пустые, окурки, куклы какие-то грязные, солома. Тетя Маша подметает тротуар, аллюминевые банки смачно сминает ногой и складывает в пакет.
ТЕТЯ МАША. Тьфу! Смотреть тошно....Вчера все вычистила, сегодня снова не пройти не проехать....Скоро дышать нечем будет, ну вот ведь мусорка стоит! Целый месяц за нее хлопотала в жеке. Дали с горем пополам, а толку...этим все равно рядом насрать надо. Менталитет у них понимаете! Все уши прожужжали со своим менталитетом...! Интересно, они у себя дома тоже мимо горшка ходят?! Диверсанты! Тут как-то вечером за углом притаилась, с метлой-то, смотрю идет, с виду интеллигентный весь, в пальте длинном, с чумаданом в руке, а потом руку в карман запустил, достал бумажонку, скомкал и ...на тротуар! Я выскочила из-за угла-то, и метлой по шее-то ему ...не знаю, третий день не видно, то ли осознал чего, то ли...тьфу, типун на язык, посодют еще чего доброго. Не ну как так, а? Как голуби на помойке!
Из-за угла выходит Ерик.
ЕРИК (напевает). Беса мэ, беса мэ мучо....
ТЕТЯ МАША. Чо?
ЕРИК. Беса мэ мучо...
Ерик проходит мимо нее останавливается у доски с объявлениями. Читает, курит. Тетя Маша подозрительно косится на него. Она с ее тонким чутьем человеческой нечистоплотности почуяла не ладное. Ерик докурил сигарету, бросил окурок на тротуар и так красиво затушил его носком изношенного ботинка. Она тихо, крадучись подходит сзади Ерика, заглядывает ему в лицо через плечо. Ерик медленно поворачивает голову, они встречаются взглядом.
Пауза.
ЕРИК. Чего надо? Я нищим не подаю!
ТЕТЯ МАША. Чего?!
ЕРИК. Свободой, говорю, пахнет. Не мешай!
ТЕТЯ МАША. А ты еще что-то сказал. До этого.
ЕРИК. Нищим не подаю, сказал!
ТЕТЯ МАША. Да это кто тут нищий-то? Ты, хамло безграмотное! А я еще смотрю, подошел, стоит руки в брюки, а на всю рожу табличка "сукин сын". Воздухом свободы ему надышаться дайте! Дезертиры хреновы, всю экологию загадили. Во всем мире гадят, но как-то аккуратненько, красиво. В строго отведенных местах!
ЕРИК. Слышь, ты из Грин писа что ли?
ТЕТЯ МАША. Чего?
ЕРИК. Ну, ты ваще косяк какой-то! (Громко) из Грин писа говорю что ли?!
ТЕТЯ МАША. А вот за пису ты сейчас по шее метлой получишь! Я тебе не писа! Я дворник и участник тыла, чтоб ты знал! И это моя улица, ясно, болван?!
ЕРИК. Твоя?
ТЕТЯ МАША. Моя!
ЕРИК. А называется-то как улица?
ТЕТЯ МАША. Как называется? Обделочная улица называется! Тут раньше цех по обделке дерева был, а сейчас клиника какого-то доктора Шишкина. Я тут каждый сантиметр асфальта знаю, я тут восемнадцать лет тружусь, засранки всяких выгребаю.
Тут из какого-то окна вылетает пустая банка из-под пива и звякнув падает на асфальт.
ТЕТЯ МАША. Время утро, а они уже пьют. Как загнанные лошади у реки (топчет банку, кладет в пакет)! Тут вообще в этом доме сброд всякий живет. В виду поглядишь, вроде люди приличные, а так диверсанты самые натуральные. Многие из телевизора не вылазят. Как ни вечер, так смотришь, то одна рожа промелькнет, то вторая. И все прилизанные, причесанные, как с выставки. А на улице порой некоторых увидишь без грима-то, так ночами спать не будешь, фантомасы на прогулке одним словом. И чего тут только нет! За углом тут салон гадательный. Местные бабы от безделья ходят туда с мужьями усопшими разговаривать, мужики от хорошей жизни на киллеров гадают.
ЕРИК. Интересно,...а где ты говоришь этот салон гадательный-то?
ТЕТЯ МАША. За тем углом. Но не ходи туда. Она шарлатанка.
ПАУЗА
ТЕТЯ МАША. Вот так и ютимся, как голуби на свалке, с одной стороны фантомасы с шарлатанами, с другой киллеры и диверсанты. А за углом проститутки стоят! Аж нервы не выдерживают, конечности по вечерам дрожат. У меня люстра дома, в виде солнышка, смотрю на нее, а она дрожит вся! Я соседку молодую зову, она посмотрит, нет на месте говорит твоя люстра, не шелохнется. А я смотрю, колышется, вот-вот рухнет...Бросить бы все, уехать отсюда куда-нибудь, так кому я там нужна буду?
ЕРИК. Да ладно, чего это ты? А здесь кому?
ТЕТЯ МАША. Сын у меня есть.
ЕРИК. И где он?
ТЕТЯ МАША. Дома, где ж ему еще быть-то? Он у меня поэт. Он или попивает или пописывает. Не работает. Талант говорит, погублю, если на завод пойду,...талант бережет...он у меня с характером. Я его уж полгода прошу письмо президенту написать, а он все не соберется. А я и не давлю на него, у этих творческих натур такая психика слабая...порой уставится в одну точку и сидит часами, думает. Я тихохонько в своей комнате закроюсь и сижу. Жду. А я думаю, авось известным поэтом станет? Стихи хорошие пишет, вот вчера написал: Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема
Дорога белая узорит скользкий ров...
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
ЕРИК. Так это Есенин!
ТЕТЯ МАША. Какой такой Есенин?
ЕРИК. А вот такой! Какой! Поэт русский! Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало!
ТЕТЯ МАША. Нет! Не смей! Не знаю я, кто там к кому пришел с приветом, а про коров, это точно мой Костенька написал. А я слушала, и аж заплакала....
ЕРИК. Ладно, пусть будет Костенька...коль тебе так легче. Русская душа! За версту шарлатанов чует, а под боком не видит.
Из какого-то окна снова вылетает пустая банка, и звякнув падает на асфальт.
ТЕТЯ МАША. Ну вот, еще одна (топчет банку, кладет в пакет). Лошади, все напиться не могут! А иногда, хорошие вещи находятся. Сейчас покажу (роется в пакете). Да где же ты?! Я все время ключи теряла, у меня связка-то, как у ключника какого-то. А тут такой брелочек нашла... ну где же!! А вот, нашла ( достает из пакета связку ключей, болтающуюся на милом "брелке" - настоящей, боевой гранате). Тяжеленький такой брелочек, не потеряется. А выпадет где, так сразу услышишь.
ЕРИК. Бабка! Ты чего? Это ведь настоящая граната! Ты где ее взяла?
ТЕТЯ МАША. Как где? Под крыльцом магазина часов вон валялась. Нарочно-то и не заметишь, а я мусор выметала, и вот выкатилась родимая мне прямо под ноги. Да, нет, подделка наверное. Какой дурак настоящую под лестницу-то?
ЕРИК. Слушай, отдай мне ее от греха подальше. А то выронишь еще и все, кранты. Я тебе другой брелок подгоню, лучше этого в сто раз.
ТЕТЯ МАША. Не-а.
ЕРИК. Дело это не чистое, подсудное, понимаешь?
ТЕТЯ МАША. Ну, а ты куда с ней? Натворишь еще чего.
ЕРИК. Нет.
ТЕТЯ МАША. И меня старую за собой утянешь.
ЕРИК. Я ее в милицию отнесу.
ТЕТЯ МАША. Нет, лучше я сама. Вдруг награду какую-нибудь от государства дадут. Или пенсию добавят...
ЕРИК. Ага! На курорт отправят!
ТЕТЯ МАША. Ну. А чо бы нет? Не каждый день гранаты под лестницами находятся.
Государство думает, что от нас пенсионеров пользы нет, а тут может, я какую-нибудь массовую катастрофу остановила и спасла жизнь какой-нибудь местной роже из телевизора??! А!? какого тебе?
ЕРИК. Губозакатывалку купи! По ментовкам затаскают...это в лучшем случае.
ТЕТЯ МАША. Ну, а тебе тогда зачем?
ЕРИК. Мне проще, у меня товарищ там работает.
ТЕТЯ МАША. Ну, даже не знаю...ладно, только про брелок не забудь.
ЕРИК. Не забуду.
Тетя Маша отцепляет гранату от связки с ключами, передает Ерику.
ТЕТЯ МАША. А тебя как звать-то?
ЕРИК. Ерик.
ТЕТЯ МАША. Еврей что ли?
ЕРИК. А чего сразу еврей-то? Русский.
ТЕТЯ МАША. А сейчас не разберешь. Порой идет обезьяна такая, ну думаешь точно не наш. А по документу русский. А работаешь где?
ЕРИК. Я журналист. Работал в одной газете, но потом выгнали.
ТЕТЯ МАША. За пьянку?
ЕРИК. За клевету. Пошутил неудачно....
ТЕТЯ МАША. Ясно.
ЕРИК. Да уж. А потом устроился по знакомству охранником на ж/д вокзал. Сижу ночью в кабинете, пельмешки варю, газетку с анекдотами читаю. Муха какая-то надоедливая кружит, то в глаз, то в рот чего доброго лезет. Короче достала сил нет. Я газету свернул, ну думаю сука, держись. А она села на потолке, и наблюдает за мной. А здание вокзала старое, потолки высокие, просто так не достанешь еще. А она, жужжит так мерзко и ползает вокруг каких-то красных, мигающих лампочек на потолке. Ну, я решил баню ей устроить. Взял кастрюльку, в которой пельмешки закипали, и к лампочкам-то этим прямо паром...тут все как завизжит. А это ж/д оказалось очень важным объектом. Через него вся перегонка государственной нефти осуществлялась, и документы важные хранились. И тут такой противный, квакающий голос говорит: через семнадцать секунд здание вокзала заполнится противопожарной пеной...шестнадцать, пятнадцать...
ТЕТЯ МАША. Вот едри твою...диверсант.
ЕРИК. Ну, я ж не думал, что все тут так важно. Я первый день на работе! Короче самого еле откачали. Потом конечно поганой метлой с работы поперли...потом еще случай был....
ТЕТЯ МАША. Да ты враг народа какой-то!
ЕРИК. Так я же не со злости. Вот, сейчас, устроюсь на работу...
ТЕТЯ МАША ( настороженно) Сторожем?
ЕРИК. Нет. Не мое это.
ТЕТЯ МАША. Да уж конечно, а как же....Слушай, а ты это...мне гранату-то отдай...
ЕРИК. Зачем?
ТЕТЯ МАША. Да ну тебя на ху...хутор бабочек ловить! Тебя, как этого, как его дима...диматогена в бочке держать только!
ЕРИК. Да ладно тебе. Я те душой открылся! Ну, что тебе в самом-то деле? Я твою Обделочную не трону! За три версты работу найду. Живите, метите тут сколько влезет!
ТЕТЯ МАША. Ты мне чего зубы запудрить пытаешься?! Не фиг мне мозги заговаривать! Не дура какая-то! Я, как сознательная гражданка своего государства должна предотвратить тебя!
ЕРИК (пятится) ух ты! Бабка понесло тебя! Тоже мне терминатор труженик порядка!
ТЕТЯ МАША. О-т-а-й-сссся сказала!
ЕРИК. Отдаться.... Гений перевоплощений! Из терминатора в гейшу с метлой!
ТЕТЯ МАША. Ах, ты мерзавец! (бьет его метлой). Гони гранату!
ЕРИК. Какую еще гранату?
ТЕТЯ МАША. Как какую мою! Родную! Честно найденную!
ЕРИК. Что вы ко мне вообще лезете? Я вас знать не знаю (собирается идти дальше).
ТЕТЯ МАША. Ах, не знаешь! Сейчас я тебе напомню (замахивается на него пакетом с мятыми банками). Верни гранату!
ЕРИК. Окстись, бабка, ты не на войне! Война кончилась. Мирные времена настали!
ТЕТЯ МАША. Да я сейчас тебе засранец кости попереломаю, будешь на картину походить, как у меня в туалете висит. Этого, как его там? Дали! Или Недали? Да хрен разберешь там, кому по морде сапогом дали! Да я сейчас вообще милицию вызову!
ЕРИК. А вот это плохая идея уже! Лучше об искусстве! Дали! Шире, дали, сапоги, сандалии...
Тут сверху падает еще одна банка из-под пива. Причем приземляется, как раз между Ериком и Тетей Машей. Они вместе несколько секунд сморят на это злополучную жестянку, затем пристально в глаза друг другу. Тетя Маша на ощупь ногой находит банку, начинает сминать ее так же ногой. Немая сцена, только противное похрустывание.
ЕРИК. Ну вот. Накликала....
ТЕТЯ МАША. Чего?
ЕРИК ( смотрит в даль). По нашу душеньку менты идут!
ТЕТЯ МАША. А чего это по нашу-то? По твою, фашист!
ЕРИК. Они прямо на тебя смотрят. Наручники достают уже.
В этот момент из-за угла дома выходит миловидная девушка, с сумочкой в руке
. Останавливается около тети Маши.
ДЕВУШКА. Теть, Маш, ты чего это?
ТЕТЯ МАША. Вор! Мошенник! Фашист! Гитлер вшивый!
ДЕВУШКА. Гитлер полулысый был. А что украли-то? Метла на месте вроде....
ТЕТЯ МАША. Да вы мне со своей метлой! У меня граната была, понимаешь! Настоящая!
ДЕВУШКА. Делов-то! И поэтому так кричать надо? Да этих гранат у пол дома и не по одной!
ТЕТЯ МАША. Вранье! Подлое вранье! Я ее под лестницей нашла, когда сор выметала! Что тут многие под лестницами лазают?! А этот! Он же враг народа! Что он с ней сделает?!
ДЕВУШКА. Да не переживайте так. По назначению применит, да и все. Делов-то куча! (Достает из сумочки большой красный гранат). Вот. Это вам, в знак благодарности от нашего дома. А с полу лучше не подбирать, а то кто его знает....
ТЕТЯ МАША (потерянно) нет, вы не поняли, там не такая была....
ДЕВУШКА. Не знаю. Этот нормальный вроде. Сладкий должен быть. Голландский.
ТЕТЯ МАША. А та фашистская была!
ДЕВУШКА. О, Боже! Ладно. Я тороплюсь. Делов куча.
Уходит. Тетя Маша остается одна посреди улицы с метлой в одной руке и соспелой голландской гранатой в другой.
Улица начинает оживать. К тете Маше подходит человек в милицейской форме.
МИЛИЦИОНЕР. Здравя желаю!
ТЕТЯ МАША. Опять не солоно хлебавши. Все закончилось, и вы тут! По нашей улице фашисты разгуливают!
МИЛИЦИОНЕР. Ну, это мы разберемся еще, кто тут разгуливает! А к вам у нас есть лично пара вопросов.
ТЕТЯ МАША. Ко мне?
МИЛИЦИОНЕР. К вам. Прошу идти за мной.
ТЕТЯ МАША. Куда это?
МИЛИЦИОНЕР. В милицию, куда! Не в кабак же!
ТЕТЯ МАША. А у вас вообще, орден есть?
МИЛИЦИОНЕР. За отвагу что ли? Орден-то?
ТЕТЯ МАША. Ну, надо же! Никогда с милицией дел не имела! Я вообще законопослушная очень. В жизни ничего чужого не взяла, не убивала никого, не мошенничала. И тут в милицию, милости просим....
МИЛИЦИОНЕР. Дело тонкое. А что вы так нервничаете, словно рыло в пуху? Идемте, гражданочка!
ТЕТЯ МАША. Может метлу-то оставить? А то как-то некультурно....
МИЛИЦИОНЕР. А вот метлу-то как раз захватить надо!
ТЕТЯ МАША. Может, я хоть домой зайду, переоденусь? А то....
МИЛИЦИОНЕР. Идемте гражданочка! Не на именины ведь.
Берет тетю Машу, уводит под руку с метлой и гранатой.
КАРТИНА ВТОРАЯ.
Небольшая комната с занавешенными черной тканью окнами. Посреди комнаты стоит большой, круглый стол накрытый темно-синей бархатной скатертью. На столе стоит стеклянный шар, баночки с разными жидкостями, сыпучими и прочими веществами. Она стоит перед зеркалом, красит глаза и губы.
ОНА (разговаривает сама с собой по обыкновению). Корчит из себя принца, чтоб заинтриговать эту старую развалину! А она и не подумает ему отказать, таких за версту по морде видно. Конечно, к ней, такие как он, наверно только под Новый год приходят, во сне. Она будет дарить ему цветы и всякий хлам, который только отыщется в ее доме, лишь бы попасть в его постель в шкуре невинной овцы, и мерзким голоском старой девы изъясняться в любви. Какая мерзость! Как представлю этот скрипучий голосок с украинским акцентом и мятый, костлявый зад, аж пробирает, как во время лихорадки. Может превратить ее в жабу? Нет,...это где-то было уже. Лучше в Микки Мауса! Вот милый обрадуется, найдя под утро в койке сморщенного, дипеллированного Микки Мауса! М-да. Мечты, мечты....
Оглядывает себя в зеркало, довольная собой усаживается за стол, достает из сумочки "кириешки", грызет их увлеченно.
ОНА. Что-то я хотела не забыть сделать....Что же? Память не к черту! А! Сонник! К чему снятся говорящие лошади?! Второй раз за последнюю неделю. И жутко так прямо...бррр. Она смотрит в глаза и говорит: ну что Мария, чего стол не накрываешь? Разве родню так встречают? Где ленточки и колокольчики, говорит на окнах, чтоб глаз радовался....м-да. Полная шизофрения! (Пауза.) Что же я хотела-то? А! Черт! Сонник (подходит к полкам ищет нужную книгу)! Ага! Вот он. Значит...говорящая белая лошадь, которая напрашивается в родню.... С роду родни только мама с ее котом. А тут белая лошадь. Значит, к чему...
ЕРИК. Ну и? и как вы тут? Все жрете и гадаете? Жрете и гадаете. Всю Россию уже прогадали.
ОНА. Вы из налоговой что ли?
ЕРИК. Ага, тетенька, из налоговой!
ОНА (сама с собой) Не спроста, значит, лошади говорящие снятся....(Ерику )стой, а что это там у тебя в руке?
ЕРИК. Что? А это? Это граната.
ОНА. Граната?
ЕРИК. Ну, граната. А это у нас программа! Мы со злостными налогонеплательщиками так работаем! Взрываем все к едрени фени и все! А то понимаешь, живут, едят до пуза, пьют до изжоги, гадают до опупения, что аж лошади блазнятся им! А народ? А государство? Как же с ними?
ОНА. Ей! Я все заплачу! Все налоги. Вот прямо сейчас пойду и заполню декларацию, и как там у вас в рекламе? Буду спать спокойно (напряженно хихикает). А я каждый день собираюсь, но все ноги не несут!
Ерик проходит, садится в кресло, кладет гранату на стол, начинает ее крутить.
ОНА. Ты это, террорист что ли?
ЕРИК. Десять, девять, восемь, семь....
ОНА. О, Боже! Наплодит страна аликов, а ты майся потом!
ЕРИК. Дела давно минувших лет...да. Не плохо устроилась.
Она заглядывает в дверь.
ОНА. Ей! Не может быть!
ЕРИК. Ну...
ОНА. Я не верю!
ЕРИК. Зря.
ОНА. Только не говори, что это ты! Я глазам своим не верю!
ЕРИК. Я.
ОНА. Ты же...тебя же...
ЕРИК. Не дождешься!
ОНА. Досрочно что ли?
ЕРИК. Ага.
ОНА. Ты...не может быть!
ЕРИК. Ну, я! Я!
ОНА. Не могу поверить! Это сон наверное?!
ЕРИК. Ущипнуть?
ОНА (не решительно). Нет.... Этот сон про родню сегодня.... В руку прямо.
ЕРИК. Ну, хоть рада?
ОНА. Рада...
ЕРИК. А чего стоишь?! Бросься мне на шею, задуши в объятьях!
ОНА (задумчиво, нерешительно). Задушить...?
ЕРИК. Ну да. Любовью. Смейся, как раньше! Я хочу услышать твой смех! Как в ту пору под березами в парках в первое лето....Маша, Мария!
ОНА. Нет, я не могу понять....
ЕРИК. Что? Все ясно.
ОНА. Нет, не все.
ЕРИК. А что еще?
ОНА. Я не пойму, от меня чего ты теперь хочешь? У меня знаешь, жизнь налажена. Двое детей...прекрасные малыши...
ЕРИК. И кто? Мальчики? Девочки?
ОНА. Три мальчика.
Пауза.
ЕРИК. Три?
ОНА. Ну, два или три! Какая разница! я уже со счета сбилась!
ЕРИК. Я один раз посещал одну лабораторию с поисках чего-нибудь дельного...так вот там отыскался чудный микроскоп! Я увлеченно наблюдал, как размножается микроб! Жуть, как интересно!
Она заходит, наконец, в комнату, закрывает за собой дверь.
ОНА. У меня последняя неделя такая замечательная выдалась! Все думаю, карма восстановилась, наверняка! Налоговая не приходила, не грабили, не раздевали. А тут ты! И вот опять все по-новому. Деформация ауры началась!
ЕРИК. А ты ею постучи.
ОНА. По куда постучать?
ЕРИК. По стене вон постучи!
ОНА. Как это?
ЕРИК. Дзинь! Пум! Пустота....
ОНА. Ну, знаешь! Я не позволю себя оскорблять! У меня между прочим два диплома мага высшей квалификации! И вообще, что тебе от меня надо?! Поезд ушел! Ту-ту!
ЕРИК. Да ничего не надо. Так, повидаться зашел.
ОНА. Ну и чудненько! Все, повидались! Давай сваливай отсюда!
ЕРИК. Вот так?
ОНА. Так.
ЕРИК. И все?
ОНА. Все.
ЕРИК. И чаю даже не нальете?
ОНА. Не чаю, ни колокольчиков на окнах! Ни-че-го!
Пауза.
Она стоит отвернувшись к окну, он все так же развалившись в кресле нога на ногу. Приосанивается, вальяжно начинает себя вести.
ЕРИК. А ты знаешь, я тут случайно вспомнил, - мне жить негде!