Кравченко Татьяна Фёдоровна : другие произведения.

Озорная выходка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Татьяна Кравченко
  
   Озорная выходка
  
   Не ожидала Наталья сама от себя такого озорства, на грани с возрастным чудачеством, но так уж получилось... Решила, что за четыре часа до прихода нового года оно, её чудачество, простительно и понятно. А ведь, может, понятно-то только ей, поэтому нельзя умолчать о предыстории, что предшествовала случившемуся в предновогодний вечер.
   Много лет подряд встречает Наталья новый год вдвоём с сыном, теперь уже пятидесятилетним мужчиной с несчастливой и неудачной судьбой: семья в прошлом, постоянная работа там же; в настоящем - временные подработки, хмельные радости и соответственно - "друзья", разделяющие их. Послушав поздравление президента и звонкий бой курантов, Артём, так зовут сына Натальи, обычно в прошлые годы уходил продолжать праздник на улицу, до утра, а мать часов до 2х-3х слушала и смотрела телевизионное веселье. Слушала, да не слышала, смотрела, да не видела - мешало беспокойство за ушедшего сына.
   Десять лет назад было ещё одно "чудачество" с её стороны. И опять -вынужденное. Ушёл сын из семьи под новый 2007 год, пришёл к матери в морозы в лёгких туфлях и одежде тоже не по морозной погоде. В его семье тёплой одежды для него тоже не осталось. Денег у матери на её покупку не было: пенсия и крошечная зарплата, на которые теперь предстояло жить вдвоём. Выручила бывшая коллега по преподавательской работе, в настоящее время - действующий доцент и хозяйка клубного ресторана - пригласила она провести праздник встречи нового года в ресторане прямо в ночь с 31 декабря 2006 на 1 января 2007 г. Сначала от такого предложения Наталья пришла в ужас, потом смеялась, а делать-то что?! Не на панель же идти, да уже и не конкурентоспособна. Приняла предложение, написала сценарий. Этой новогодней ночи "Снегурочке, "командированной партией "Справедливая Россия" и Пенсионным фондом"", не забыть никогда. Но как бы то ни было, а 5 тысяч рублей она заработала, правда, возвращаясь домой пешком по снего-соляной "каше", испортила новые замшевые сапоги почти за 4 тыс. рублей. На заработанные деньги купила сыну недорогую зимнюю одежду и обувь. В них он и вернулся в семью, но замирения там хватило ненадолго. Не помогло и то, что мать предоставила семье Артёма свою трёхкомнатную квартиру, переехав в его "однушку". Сделав капитальный ремонт в ней, наслаждалась три года. В начале 2011 года вернулся сын снова к матери, но уже на постоянное жительство. Снова переезд с ремонтом - возвращение "блудной" матери в родные трёхкомнатные палестины. Помогали и поддерживали подруги, а что им было не по силам - подключались их внуки, да ещё и приятелей своих приобщали.
   31 декабря 2016 года вернулся сын после предновогодней вечерней прогулки по городу со своей младшей дочерью грустным. Так было почти всегда после подобных свиданий, и о причине грусти мать догадывалась - тоска по потерянной семье. Артём ещё сообщил, что в мужскую компанию, куда планировал пойти продолжать праздник, не пойдёт; его приятели уже "выпали из реальности" и не понимают, в каком времени пребывают: то ли в прошлом году еще, то ли уже в следующем. Мать даже обрадовалась этому решению, но её всё-таки удручало совсем не новогоднее настроение сына. А тот вдруг стал рассказывать, как нарядно и чудесно выглядит праздничный город, и пригласил мать пойти погулять с ним по городу. У пожилой женщины к вечеру разболелись натруженные ноги, но не пожаловалась, виду не показала. Как отказать сыну, когда тот нуждается в её поддержке?! Оделась и отправилась под руку с молодым мужчиной любоваться вечерними огнями. Подошли к Дворцу культуры города. На большой площади - "Дворцовой", как окрестили её местные острословы, шатром была установлена огромная эстрада. Сделано всё было на высоком профессиональном уровне: и свет, и звук, и особенно охрана - сплошная цепь лёгких передвижных конструкций с двумя узкими проходами со стоящими около них полицейскими. В общем, "враг не пройдёт!". Охранников разных мастей было множество, а вот зрителей, как говорится, "две калеки, три чума..."
   Наталья обратила внимание, что на площади как-то невесело. Это отражалось и на лицах полицейских, охранников и немногочисленных зрителей.
   Общее настроение передалось Артёму, он затосковал ещё заметнее. Мать с сыном сошлись на оценке, что это явление "выстрела из пушки по воробьям". Видимо, зеленоградцы активно крошили салаты по домам в то время, как на ярко освещённой сцене выступали артисты. Они добросовестно, на полном серьёзе, играли, пели, пытались веселить. Немногие зрители и многочисленные стражи порядка хоть и вяло, но благодарно и своевременно хлопали. Увиденное спровоцировало кураж у старушки и желание как-то поднять настроение сыну и всем остальным присутствующим. Она обращалась то к одной группе охраняющих, то к другой с просьбой дать ей возможность связаться с организаторами и ведущими концерта. С пятой-шестой попытки ей это удалось. К заборчику подошла молодая девица и поинтересовалась, мол "чего тебе, надобно, старче ?!" Услышав в ответ, что хотела бы поздравить присутствующих со сцены с наступающим новым годом доморощенными рифмами, удивленно окинула взглядом "желающую", приняв её, видимо, за "городскую сумасшедшую". Во взгляде было недоумение, был и вопрос, мол, может, тебе, бабуля лучше это сделать не здесь, а "в жёлтом доме", для таких же неадекватных? Но пробежав глазами по протянутому ей на листе тексту, милостиво разрешила. И заторопила: быстрей, быстрей, надо уложиться в оставленную паузу. Пожилая артистка бежала за сердитой девицей по мокрым ступеням (на улице не по-зимнему моросило), боясь упасть, и умоляла сопровождающую, как Нона Мордюкова своего зятя Стасика в фильме Н.Михалкова "Родня": "Потише, потише! а то не добегу. Свалюсь, не доживу до момента славы!". Слава богу, без происшествий добралась до сцены, получила в руки микрофон и обратилась к тёмной площади, в которой едва угадывались силуэты малочисленных слушателей. Начала с объяснения своей дерзости: что у неё, мол, есть традиция - в конце каждого года проводить инвентаризацию остаткам своего интеллекта и юмора, писать поздравления для близких и знакомых в рифмах, соответственно знаку восточного календаря, символу, под которым должен пройти наступающий год. Не все символы ей нравились одинаково (крыса, мышь вызывают бр-р-р ... , неприязнь), но Петух вызывает явную симпатию, которую она вложила в свои самодельные строчки. Когда поздравление получается, сообщила она, то в наступающий год входить спокойнее, есть уверенность, что из ума ещё не выжила. Ей это доставляет радость, которой хочется поделиться с другими. Делилась радостью, читая с листа (она никогда не заучивает свои "шедевры").
  
  
   Год Петуха
  
  
   Всё когда-нибудь кончается.
   Старый год - не исключение.
   Только чем же увенчаются
   Дни последние, мгновения?!
  
   Кому - то радостью запомнятся,
   Кому-то и - наоборот,
   А чем же дни наши наполнятся,
   Когда семнадцатый придёт?!
  
   Пусть принесёт год всем здоровья,
   И поголовно всем - любви!
   Мужской, родительской, сыновней...
   Многообразия любви!
  
   В году пусть будут краски ярки.
   У жизни, кроме - черно-серой.
   Под ёлочкою ждут подарки,
   И об руку Надежда с Верой!
  
   Петух - восточный символ года.
   Фрондёр, позёр и Дон Жуан.
   Уж такова его природа -
   Ку-ка-ре-ку-шный меломан!
  
   Хоть ветреная будто птица,
   Доверчив он и добр в фольклоре,
   Любая курица стремится,
   Чтоб быть у Петуха в фаворе.
  
   Пусть с виду - настоящий Мачо,
   И опереньем вроде ярок, -
   В курятнике его ж ...порядок.
   И он мастак решать задачи.
  
   В нашем "курятнике" ведь тоже
   Проблем, задач скопились горы.
   И нас, естественно, тревожит,
   Коль вместо дела разговоры...
  
  
   Пусть в новом будет больше дела,
   Не всё же шпорами звенеть.
   И дело делают умело,
   Кому положено уметь...
  
   Положено и нам стремиться
   В своих делах не сплоховать.
   Весь год учиться и трудиться,
   Как говорят - "Пахать! Пахать"!
  
  
  
  
   Тёмная площадь благодарно ответила ей редкими аплодисментами.
  
  
   Был у неё и другой вариант поздравления, но организаторы жёстко определили - один!
   Второй остался на бумаге. Его она прочтёт уже по дороге домой сыну.
  
  
  
   Петух будет символом нового года.
   Под ним мы семнадцатый весь проживём.
   Не будет год слаще пчелиного мёда,
   И спуски в нём будут, и будет подъём.
  
   Красивая, гордая, яркая птица.
   Хоть громко поёт он ни свет ни заря,
   Но нам поутру помогает взбодриться,
   Не даст захандрить и в течение дня.
  
   В немалой семье, к своим жёнам - с заботой:
   И зёрнышко каждой найдёт, и червя.
   С его ку-ка-ре-ку, с его звонкой нотой
   Глаза открывает, проснувшись, заря!
  
   И доброе утро в окошко стучится.
   С заботами ждёт наступающий день.
   Спасибо тебе, голосистая птица,
   Что ты помогаешь прогнать ночи тень.
  
   Чтоб жареный нам в одно место не клюнул,
   Весь год мы должны с головою дружить.
   И прежде чем делать, чтоб каждый подумал:
   Вперёд паровоза не стоит спешить!
  
   С семнадцатым всех! С наступающим годом!
   Чтоб нам подарил он добро и тепло.
   Природа пусть балует славной погодой,
   В душе пусть у каждого будет светло!
  
  
  
   Не знаю, как у слушателей, а у подвыпившего сына, авантюрный выход на сцену его матушки вызвал полный восторг. Её поздравление он записал на мобильный телефон и наговорил множество комплиментов, которые самоотверженная "мать - поэтесса" не слышала от него за совместно прожитые полвека. Настроение у сына явно улучшилось. У матери оно тоже было неплохим, ведь цель, ради которой она устремилась на сцену, достигнута. Всё, что могла!
   С разными воспоминаньями. весёлыми и грустными, провожали они 2016 год. В первый раз сын говорил с матерью откровенно, даже - исповедально, правда, выводы делал мрачные: "Я потерял всё и из этой ямы мне не выбраться!" Такой настрой никак не мог устроить мать, она, помня строчки А.Блока, и, надеясь на убедительность настоящей поэзии, с чувством прочитала их:
   "Что же делать, если обманула
   Та мечта, как всякая мечта.
   И что жизнь безжалостно стегнула
   Грубою верёвкою кнута..."
  
   Как человек позитивно настроенный, и бесконечно любящий поэзию, она твёрдо и искренно верила, что пока жив человек - можно многое исправить! Попыталась убедить Артёма, приводила примеры и из собственной судьбы, дабы имела на это моральное право, ибо выстрадала его этой самой нелёгкой своей судьбой. Она не раз была стегаема "грубою верёвкою кнута". Рассказала Наталья, как до шестого класса была вынуждена жить "в людях", потому что не могла взять её мать в новую московскую семью, как после восьмого класса выгнал её из дома, из Москвы, отчим, как бабушка с дедом сняли в селе, где была средняя школа, для неё полкровати, на которой они спали с одноклассницей (более комфортный вариант был старикам не по карману). В красках расписала, как идя к старикам после жуткого снегопада 10 километров, замерзала в сугробе под обрывом небольшой речки Сони и как, словно Мюнхаузен, "вытащила себя за волосы" из снежного плена, и к рассвету добралась до стариков, приведя их в ужас своим внешним видом. Припомнила, как падала в омут вместе с лошадью с высокого берега, как помогала (семилетняя!) выносить из горящего дома двухлетнего брата и сестру-грудничка... Ну, а уж более близкие события, как-то уход от неё, шестидесятилетней, мужа, её борьба с онкологией и пережитые ею операции во время "медовых" месяцев неверного спутника по её совместной с ним 37-летней жизни...
   Да мало ли что ещё было. Пока рассказывала, сама почувствовала, что почти родня той русской женщине, о которой написал Н.Некрасов: "...коня на скаку остановит..." Смущало немного, конечно, что коня-то не остановила, а позорно, вместе с этим конем и повозкой, свалилась в речку, а когда выбралась из воды вся мокрая и облепленная глиной, на литературную героиню вряд ли была похожа, скорее - на мокрую грязную курицу.
   Не умолчала она, правда, и о том, чего ей самой в жизни хотелось, и о чём так замечательно сказал уже в другое время другой поэт Н.Коржавин (приблизительно):
   "Она бы могла жить иначе, /носить бы красивый наряд, /но кони всё скачут и скачут, /а избы горят и горят..."
   Вместо красивых нарядов пришлось ей, девятнадцатилетней, оставив дневное отделение МГУ, подхватить семью. Устроилась на работу, ведь на 29 руб. университетской стипендии семью не прокормишь. Её семья в то время: мать из-за тяжелой онкологии на краю могилы, погодки сестра и брат, ещё маленькие, и запивший отчим.
  
   Для большей убедительности прочитала сыну даже заключительные свои автобиографические строчки:
  
  
   "Я очень рано взрослой стала...
   Проверив вдоль и поперёк,
   Судьба меня не баловала,
   Но я ей это не в упрёк.
  
   Наоборот - судьбе спасибо,
   Что сладко не давала жить.
   Зато, когда невыносимо -
   Я научилась выносить!"
  
  
   На все доводы матери сын упрямо твердил, что в плане характера природа на нём явно отдыхает. И всё-таки мать встретила 2017 год с определённой надеждой: пока человек жив - многое поправимо. Жаль, что сын не разделяет её мнения. Но мать "отдыхать", как природа на сыне, не согласна. Она ещё поборется за него. Самое главное - это вселить в него самого желание бороться за себя, веру в свои силы. А уж вдвоём-то можно суметь сделать многое. Есть ещё и надежда на то, а иначе не было бы этого грустно-весёлого рассказа, что читатели его подскажут нашей матери, поделятся мудрыми советами по поводу вечно злободневного и сакраментального - "Что делать?!" С надеждой вступает Наталья в 2017 год! Лишь бы Надежда не задержалась в пути, ведь возраст и матери, и сына поторапливает.
  
   8 января 2017 года
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   6
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"