Аннотация: Проехать на внедорожнике там где он может проехать - это не экстрим, это прогулка
Посвящение в джиперы.
- Любимая, ты видела когда-нибудь дольмены?
- Ну да, я же тебе рассказывала, как с мамой топали пешком на самый верх.
- Значит, они всё-таки существуют? - продолжал придуриваться я.
- Существуют, существуют, любимый. И я существую, и мама.
- Это хорошо. - не унимался я. - Ну так поехали. Привезем домой маленький дольмен. Он вырастет и станет большим-пребольшим.
- Да, мы его поставим на лужайке перед домом и ты будешь в нем спать если не прекратишь выёживаться.
Через полчаса мы, в полной экипировке, как мы думали, уже выезжали со двора. Я был весь в предвкушении что сегодня, наконец, увижу загадочные сооружения, которые всю мою жизнь действительно существовали, да еще и под боком.
Муху, суку, которая была чистокровным пинчером, пришлось оставить дома, несмотря на её отчаянный визг и вой. За 30 секунд нахождения в машине, на руках у жены она успела доказать, что будет самым страшным испытанием в непродолжительном путешествии.
Сверившись по распечатанным 'вёрсткам', которые я накачал в интернете (навигатору, не доверяю принципиально), мы взяли путь на Геленджик. Между Светлым и Возрождением на карте я видел гору под знакомым названием 'Долмен' и решил что это именно место расположения всех существующих в природе дольменов.
- Ма, привет! - Орал я уже в трубку. Меня просто распирало от предвкушения намеченного путешествия. В какие веки я решил оторвать задницу от дивана, да еще в выходной, и вместо игры в танчики размять старые кости. Точно - хватит говеть дома, нужно и на природе погадить.
- Привет!
- А мы едем дольмены смотреть! Тебе привезти?
- Ну, привези! - Я не врубился, она подхватила шутку или не поняла о чем речь?
- Тебе большой или маленький?
- Вези маленький, с большим ты не справишься. - Еще бы она не знала о чём речь.
Перед Адербиевкой пришлось сбавить скорость, потому что я увидел на горе слева огромную выработку, которая имела совершенно необъяснимую форму. Складывалось впечатление, что часть горы просто испарилась. На последствия землетрясения это не было похоже, да и подобного во всей округе я не встречал. На старый карьер это так же не смахивало. Нет подъездов, нет куч камней внизу. Да и уклон этого провала был далеко за тридцать градусов.
Увлекшись обсуждением этого странного явления мы незаметно проехали Адербиевку, оказавшуюся совершенно райским уголком. Мест для 'маёвок' было более чем предостаточно, речка, лес, даже размеченные трассы для 'джипинга'. А впереди, через несколько километров нас ждали не менее интересные открытия. Справа на склоне горы лежали вповалку огромные мегалиты. Заросшие мхом, весом более сотни тонн, окруженные валунами поменьше. Поддавшись искушению, я, задыхаясь, добрался до вершины и убедился что там ничего подобного нет. Более того, камни лежали лишь на одном склоне, как будто их преднамеренно сбросили в одну кучу. Может быть из них и собирались вырезать плиты для дольменов?
Но решение всех этих интересных вопросов я решил оставить ученым, а впереди нас ждали первые испытания.
Резина, которая шла в базовой комплектации совершенно не годилась для езды по крутым склонам. Протектор довольно мелкий. Как 'всесезонка' по снегу может быть и годная, вроде не зря написано 'МS'. Пришлось помимо пониженной передачи еще и заблокировать дифференциалы. Что было, скажем, довольно проблематично. Я сразу обратил внимание в паспорте на 'Шниву', что для этого нужно было сделать несколько попыток, продвигая машину на несколько метров вперед и выкручивая вправо-влево руль. Пока не попадешь в зацепление механизма. Постарались разработчики.
Потом начались глинистые отложения, за века нанесенные в пространство между гор, где круглый год было сыро. И даже в самый засушливый сезон, когда бывало целый месяц не выпадало ни капли дождя, здесь не высыхала вода в колее. Не решаясь сходу проскочить незнакомое для меня место я вышел из машины и прошел метров двести, на ходу пытаясь понять как нужно проходить на внедорожнике подобные места, чтобы не сесть на брюхо. За два часа неспешного путешествия, мы не встретили ни одной машины. И я решил что это довольно глухие места. Связи не было и надеяться приходилось только на себя. Можно было повернуть обратно, но жажда приключений сделала свое дело.
На самом деле все оказалось намного проще чем я думал. Проехать, не попав колесом в колею может даже новичок. Дальше было сложнее, но небольшую низину с жидкой грязью я проехал уже смелее. Напугал лишь удар большого камня о глушитель, но дальше дорога манила относительной проходимостью. Потом был участок с глубокими, почти высохшими колеями с глинистым склоном горы справа. Его я проехал придумав хитрый ход. Чтобы не сесть в колею, я немного заехал на склон и пробуксовывая, боком, позволив лишь заднему левому колесу попасть в колею, протащил машину на чистое место.
- Фу-х! - радостно выпалила жена.
Проехав еще с полкилометра я все-таки умудрился первый раз в жизни застрять.
До этого как-то и причин не было. Опыта езды на внедорожниках я не имел, а на 'четырке' (четырнадцатой модели) к таким дорогам я бы и не приблизился. Итак, посреди дороги была огромная лужа с жидкой грязью. Ладно лужа, но её противоположный берег был таким высоким и крутым, что я ни на миг не засомневался что останусь в ней пока она не высохнет. Да и глубина не менее семидесяти сантиметров. Вот я и решил объехать, как обычно, по обочине. Но как ни странно обочина и оказалась моей проблемой. Мелкий протектор сделал свое дело и я надежно засадил машину в глину.
Что я только не делал! И подбрасывал камни под колеса, и пилил ветки чтобы замостить колею. В конце концов даже попытался поддомкратить машину, чтобы подложить под передние колеса камни. Ничего не помогало. Решив уже идти за помощью - связи в этом месте не было, я на всякий случай проверил последний способ и начал тупо выгребать глину из под колес, убирая все камни что набросал до этого. Очистив всю колею я, бросив выпачканную в грязи куртку и сменив грязные ботинки, дал заднюю и на удивление спокойно выехал на дорогу! Я чувствовал себя полным идиотом! Два часа таскать камни, пилит деревья и надрываться с дебильным домкратом, но не догадаться просто дать колесам возможность не упираться в глину...
Всё - обратно на Адербиевку!
Быстро темнело...
Я сидел тупо уставившись в прибывающую водичку, не переставая подавать сигналы SOS. Как позже выяснилось, их никто так и не услышал. Слабеньким оказался штатный сигнал. Хотя, в быстро наступающих сумерках, среди девственного леса и в холодном воздухе, эхо от гор, покрытых голыми осенними деревьями, было достаточно сильным.
Водичка прибывала, морзянка хрипела и я почему-то приподнял туфли над водой, не давая ей намочить носки. Жалко было туфли? Как говорится - 'жальче было машину'! Я посмотрел за окно, увидел небольшие волны, прикинул что будет когда уровень воды в реке сравняется с уровнем в салоне и со спокойной совестью опустил ноги в холодную воду. До помрачения сознания было еще далеко и топать ногами в воде, поднимая тучи брызг я не стал.
Какого хера я туда поехал?! Нужно было двигать обратно на Адербиевку, и спал бы безмятежно в теплой постельке, не думая о том, что теперь делать с машиной. Ну да, а мужикам просто сказать: - 'Не, я чё-то очкую, машину жалко, нервы жалко, собачка обкакается'. Ну не было собачки, но кто-то ведь все равно обкакается?
Поэтому я, мысленно подпрыгивая от счастья, что меня взяли с собой профессионалы, которых я повстречал на пути и заехал в мелководную речку с крупными валунами, уступая дорогу 'квадрику' и головной машине, вклинившись перед 72-й Тойотой Романа.
Перед злополучной лужей, той самой, которую так и не проехал застряв на обочине, я встал, не решаясь повторить то, что увидел. Квадрик с оседлавшим его Артёмом и 71-я Тойота Саши уже стояли на другом берегу. Но у них же протектор соответствующий!
- Цепляй скобой и конец троса засунь в окно пассажира. - Роман благоразумно готовил меня к первому испытанию.
Наталья испуганно посмотрела на меня, но трос взяла.
- Если застрянем нас вытащат?
- Думаю да. - Я не верил что решился на такой отчаянный шаг. Но отступать было уже поздно. 'Не, я чё-то очкую, машину жалко, нервы жалко, собачка обкакается'. Да не было в машине собачки!
Я просто воткнул передачу и тупо проехал лужу, спокойно выскочив на обрывистый склон. Колеса даже не шлифанули!
- И всё?! - Жена восторженно смотрела на меня. - А мы два часа тут лопатой махали! - обращалась она уже к джиперам.
- Ну вот видите, как все просто, - Поздравил Роман с первым сданным экзаменом.
- А дальше как там дорога? Хуже не будет? - Что-то мне подсказывало, что это лишь первое серьезное испытание.
- Я давно тут не ездил, но если вы уже сюда доехали, то думаю хуже уже не будет.
Дальше были просто скачки. Мы едва успевали за Тойотой Саши, переваливаясь с одного глиняного бугра по жидким колеям на другой. Я совсем осмелел, почувствовав всю мощь и надежность Шнивы. Квадрика и видно не было, Артем летел впереди. Сзади тактично держал дистанцию Роман. Он видел как я по привычке еще стараюсь не попадать колесами и в колею и выписываю пируэты прыгая с одной обочины на другую. Там где этого не получалось я смело полз на брюхе. По днищу ударяли камни. Только бы чего не оторвало!
- Афанареть! - Наталья сидела вцепившись обеими руками в ручку над дверью.
А потом я пропустил вперед Романа, потому что понял что с моей ездой я слишком торможу всю группу. До Шапсуги оставались считанные километры и я совсем освоился с внедорожным вождением.
Встретили по пути еще две группы.
- Обалдеть, мы за пол дня никого не встретили а тут за полчаса столько машин. - Наталья приветливо махала всем рукой.
- Мы дальше проедем? - Крикнул я во встречный 'Уаз'.
- Да, только держитесь левой стороны, когда будете брод пересекать.
Одним ехать было страшновато.
В сгущающихся сумерках я не увидел, что дорога через одну из широких речек выходила с правой стороны, и смело въехал прямо в центр. Вода забурлила омывая капот.
- Ну же, давай!
- Все, утонул... - Констатировал я когда двигатель заглох.
- Писец! Ну почему они сказали держаться левой стороны!
Тишина. Даже журчание речки почти не слышно.
Надеялся ли я на Романа, что он услышит сигналы? Особо нет. Я слишком самонадеянно отстал. Больше я переживал не за машину, а за жену. Она вылезла через окно и тряслась от холода на берегу в мокрой одежде.
Просто жопа.
Я сидел в полном ступоре и единственным желанием было перезагрузиться. Взять версию файла, где я выехал из глиняной засады и никого не слушая доехать до Адербиевки. А потом обязательно сохраниться и желательно два раза. На разных дисках.
Спасение пришло неожиданно! Лес затарахтел, освещаемый прожекторами и я услышал голос жены:
- У нас тут полная жопа! Мальчики помогите пожалуйста!
Открыв глаза от изумления я увидел, как Тойота Романа спокойно подъехала к правой двери. Блин, шноркель!
- Вылезай через окно, цепляй за задний бампер трос, сейчас вытащим. Там дальше брод глубокий, и я решил что ты без нашей помощи не проедешь.
Из открытых дверей на берег стекала вода. Я помогал руками, выгребая воду из салона. 'Опа, фонарик был под сидением, хана фонарику!'. 'А где мой смартфон?'. 'А вот и мой смартфон! Хана смартфону'. И как он очутился на полу? Ясно как! Я хотел было его со спокойной совестью закинуть в воду, но Наталья решила попытаться его просушить и реанимировать. Хотя это мало кому удавалось. Дома я не пожалел спирта и просто вторично утопил в нем разобранный смартфон. Как ни странно, тот, протрезвев и немного поглючив по пьяни, уверенно заработал. Чудеса да и только!
- Номер телефона скажешь? - Спросил я Романа.
- Зачем?
- Я потом расплачусь.
- Ты чего? Даже не думай!
-?
- У нас так не принято.
-?
- Тут однажды Нива засела. Водила пешком до Шапсуги шел. На следующий день собирали штук двадцать тросов, чтобы его вытащить. Ты можешь машину спокойно бросить и идти домой. Никто её не тронет. По этим дорогам на джипах ездят только серьёзные люди.
Я представил, как с мокрыми штанами и в мокрых туфлях иду до Шапсуги. По грязным колеям, через речки. Вздрогнул.
- Влад смотри. Я такого еще в жизни не видел! Рыба в воздушном фильтре. - Все окружили фильтр и дружно фотографировали малька, которого засосало в складку фильтра.
- Да уж, порыбачил.
- Я тебе задние прожектора включу, все таки так лучше будет, чем в полной темноте ехать.
Я-то откуда мог знать как лучше в таких случаях, а как хуже?
Позже найдя форум 'Скиф4х4' на сайте джиперов я убедился что любителей экстремальных засад в грязи хоть отбавляй. Почти каждый день какая-то просьба вытащить своего мустанга из грязи, где-то за вторым перевалом. И сразу находятся альтруисты с 'горячим сердцем и холодной головой', готовые незамедлительно прийти на помощь. Хоть днём, хоть ночью! Вот это адреналин! Потом нашел страшную страницу с призывом о помощи в поиске пропавшего парня на квадроцикле. Его бросились искать раньше чем МЧС очухалось. Как оказалось бедняга разбился в горах возле Эриванской. Но сколько людей откликнулось! Как говорится - искали всем миром! Печальные плоды экстрима...
Вам когда-нибудь случалось жать одеревеневшую педаль тормоза в критической ситуации? А когда одновременно в глаза светит пара прожекторов? И машину бросает на камнях и ухабах, и руль с отключенным гидроусилителем просто вырывает из рук? Вот где экстрим! Проехать на внедорожнике там где он может проехать - это не экстрим, это прогулка.
Может быть скоро придумают именно такие соревнования, типа 'отбуксируй товарища по бездорожью'.
- Влад тормози! - Послышалось из рации, и я успел только увидеть как задние прожектора задрались в черное небо, осветив голые ветки деревьев и Тойота куда-то рухнула.
'А вот и полный пипец...' - успел подумал я, изо всех сил толкая спиной водительское сидение. Иначе работу с педалью тормоза назвать было нельзя. Как полоумные затрещали АБС-ки.
Но случилось очередное чудо и впереди идущая машина выровнялась вновь ослепив меня прожекторами. 'Фу-у-х!', лучше уж ехать прищурившись от яркого света, чем раздирать глаза вглядываясь в черный силуэт автомобильного зада. Моя 'Шнива' подпрыгнула как дикий мустанг и сзади в багажнике что-то жутко загрохотало.
'Только бы у канистры с бензином крышка выдержала!'. - Руки на руле от напряжения сводило судорогой.
- Мальчики, пожалуйста, помедленнее - машина разваливается! - кричала в рацию жена.
Господи, когда эта пытка закончится? Я был как пациент на зубоврачебном кресле, который надеется на скорейшее прекращение экзекуции. Сколько еще километров? Помню что судя по карте, мы утонули без четверти пути до Шапсуги.
Вода в туфлях чавкала, машина подпрыгивала на валунах и ухабах. Сзади все грохотало.
'Блин, как же темно!'.
Внезапно я почувствовал что руль стало тянуть влево. Слишком 'влево'. Видать дикие скачки по валунам даром не прошли. Я мысленно представил вывернутое наизнанку колесо с вырванными потрохами мысленно застрелился. Мозги стекли с пробитого пулей потолка 'Шнивы' и я стал давить на сигнал. На удивление Тойота тут же встала как вкопанная. Я с трудом оторвал сжатую в судорожной хватке левую руку от руля и с еще большим усилием высыпался на дорогу. Точнее то что называлось дорогой.
Вы когда-нибудь огорчались увидев спущенное колесо? И я огорчался. Но сейчас я готов был плясать от радости! Всего лишь боковой порез! Твою мать! Как же это здорово! Мне так нравятся боковые порезы и спущенные колеса! Да это просто праздник! Никаких вывернутых потрохов!
Из радостного ступора меня вывел Роман.
-Домкрат есть?
Есть ли у меня домкрат? Нет ли у меня домкрата? Конечно, у меня есть домкрат! Причём как оказалось это редкостное говно, которое всучивают в любую новую Шниву. Это изобретение пьяного инженера троечника служит для того чтобы поменять колеса с летней резиной на зимнюю. И не более! Если вы забуксовали в грязи, следует сразу вынуть его из багажника и представить что вы метатель молота и немедленно осуществить задуманное. ГениТально просто! Шпилька и две гайки, с левой и правой резьбой. У этого домкрата слишком короткий ход для таких вещей. И если у вас полностью спущено колесо, то вам должно жутко повезти оказаться на исключительно ровной поверхности чтобы посчастливилось с первого раза подсунуть домкрат под машину. Куда? А вот это главная проблема! Если вы не попадете под площадку, которая предназначена для установки домкрата, а она так удачно расположена прямо позади переднего колеса, то вы рискуете просто продавить пол в машине. Другого места там не существует!
Мне действительно жутко повезло. Возвышение, где остановилась машина, было довольно ровным. Площадку освещали прожектора и я кое-как, скрипя костями, начал поднимать 'Шниву'. Домкрат тоже натужено кряхтел. Вот только попробуй сука сломаться!
- Влад, болты ослабь! Потом не провернешь. - Блин, я выгляжу полным профаном, позорище! Ну да, когда я в последний раз менял колесо? Даже не вспомню.
Да. Было. Лет пятнадцать назад. Новороссийск. Вечер. Набережная. Гололед. Я на служебном сорок первом 'Москвиче'. Дорога поворачивает на 90 градусов влево. Какая-то компания идет прямо по дороге. Я сигналю и пытаюсь увернуться на левую обочину. Неуправляемая машина скользит, девчонки визжат, пацаны матерятся и левое колесо встречается с дружелюбным на вид бордюром. Но из него почему-то торчит арматура. Какая вероятность встречи колеса с арматурой торчащей из бордюра при парковке? Даже трудно посчитать. А у меня джек-пот! Так вот точно такой же домкрат как сегодня и дорога ровная, но гололед не был в расчетах формул сопромата, когда трезвый инженер решал прочность этого русского чуда. В итоге машина слегка поползла назад и домкрат смялся, превратившись в дулю.
А кто сейчас сам меняет колеса? Для этого есть шиномонтажки.
- Влад откручивай запаску, - поторапливал Сергей. Нам еще до Краснодара пилить.
Блин! А у меня там 'противоугонное устройство'... Ну да, устройство от угона запаски. Так я решил. Пломба для контейнеров. Хорошая такая, тяжеленькая, с толстым тросом. Которую можно перекусить только серьёзными бокорезами. О чем я думал когда её цеплял? Наверно о том, что запаску придется только время от времени мыть вместе с машиной. А зачем она еще нужна, если мне за двадцать лет понадобилась всего пару раз?
- Аху...! Это что? - Роман посветил фонариком на трос пломбы.
Я объяснил, понуро опустив голову. Вот блин попадос. С собой я возил маленькую пилку по железу. Она несколько раз заскрипела, оставляя нерешительные царапины, и я понял, что подготовился к проблемам, скажем честно, не очень основательно.
- Сейчас попробую бокорезами перекусить. - Рома достал одну из неотъемлемых частей шанцевого инструмента.
Пломба зашуршала где то в лесу... У них что, действительно есть все и на все случаи жизни?
Чистенькая запаска весело заблестела в лучах прожекторов наматывая последние километры до Шапсуги. В багажнике все грохотало, тщательно перемешиваясь. Позже, уже дома, открыв дверцу багажника я остолбенел, пытаясь сообразить что меня так ошарашило. Наверное, минуту спустя я понял. С собой я взял две канистры с водой и одну с бензином. Со всех сторон, плотненько так, была набита всякая всячина. Так вот 'всячина' так и лежала, а вот канистра с бензином поменялась местами с канистрами воды. Как? Ясен перец, как...
Мы продолжали скакать на ухабах. Руки деревенели, с трудом удерживая руль, а левая нога все чаще слетала с деревянной педали тормоза. Я стал замерзать и попытался закрыть окна. Ноль. Даже не шелохнулись. Аккумулятор вроде не залило. Короткое? Как потом оказалось подвел маленький такой блочок, в котором небольшая плата с микросхемами и конденсаторами. И я уже никого не удивлю, сказав, что она находится именно там, куда её смог впердолить гениТальный ум пьяного инженера-троечника. Все отличники, по-видимому, изобретают детали и устанавливают их в нужные места на Тойоты, Мерседесы и БМВ. А это была как раз АПС-6 установленная на нашу Шниву. Так называемая 'Автомобильная Противоугонная Система'. Иммобилайзер иначе говоря. А в магазине её обозвали вообще как-то по-другому.
Но как говно не назови, а оно все равно утонет. Вот и сейчас, затопив салон по щиколотку водой, я утопил одну из самых важных электронных плат в машине! Спасибо друган-инженер! Я мысленно взял его за волосы, опустил дурную башку на сырую шумоизоляцию и выстрелил в висок. Тело вывалилось на ходу. Когда кровь перестала капать через дырку в полу я попытался еще раз закрыть окна.
- Влад, я совсем замерзла!
- Потерпи родная, скоро уже... - В моём голосе попытались промелькнуть нотки надежды.
Внезапно Тойота встала. Все вылезли разминаясь. Рома куда-то исчез, потом появился и поговорил с Артёмом. Квадроцикл скрылся в лесу.
- Посмотрим, где лучше проехать. Я сначала думал отбуксировать тебя ближе к городу. Проехать на Афонку. Но там такие лужи, что ты точно утонешь.
Нет уж, пускай дороже эвакуатор, главное чтобы побыстрее.
И пытка продолжалась до самой Шапсуги. То что мы прибыли в посёлок, я, в темноте, честно говоря, не сразу понял. Это уже сообщила жена. Мои глаза, кроме зада 72-й Тойоты и ослепляющих прожекторов ничего не видели вокруг.
Напряжение в руках и левой ноге стало спадать, когда в свете фар замелькала разделительная полоса. Боже мой! Какое же это оказывается наслаждение ехать не торопясь по
асфальтовой дороге! А если под тобой сухое сидение и сухие штаны, то это просто наслаждение.
- Влад, включай габариты! А то в жопу кто-нибудь въедет!
На объездной Абинска, приветливо освещая дорогу огнями неоновых ламп, стояло пристанище бедных водителей с мокрыми штанами, типа меня. Машины тихо заправлялись, приветливо шурша резиной уезжали. Пахло сдобой и кофе. Мы стояли небольшим полукругом что-то обсуждая. Пили капучино из бумажных стаканчиков и с наслаждением вдыхали холодный свежий воздух.
- Ну что ж, посвящаем вас в джиперы! - Поднял тост Роман.
Мы все чокнулись бумажными стаканчиками. Кофе расслабляло.
- Да уж, какие из нас джиперы. Как говорится, 'легко оБделались'. - Я решил что Роман посмеивается над нами.
- Поверь мне, вы еще достойно вели себя. Никакой паники. Был однажды в моей группе чел на Ниве. Так он застрял как-то в грязи, вылез из машины, весь в шоке. Орет, что бросает тут нафиг эту машину и в жизни больше не полезет ни в какую грязь! А с вами, как говорится, я бы в разведку пошел.
Вот и конец приключениям. Как бы еще не заболеть. Меня всего колотило от холода.
- Влад залезай ко мне в машину, пока эвакуатор не приехал. - Рома включил печку на обогрев и я немного стесняясь мокрых штанов залез в Тойоту.
Да уж, именно залез, потому что вблизи она оказалась совершенно огромной.
Когда меня перестало колбасить от холода, я немного расслабился и принялся изучать панель приборов. Да блин! Это не российский автопром. Это заграница.
Ну что, кто-то кому-то скажет - 'Не, я чё-то очкую, машину жалко, нервы жалко, собачка обкакается'? Нет? Тогда привяжите собачку к колесу и вперёд! За адреналином!