Кудряшов Александр Александрович
!980-й год( печальный водевиль)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  Действующие лица:
  Ловцов - бывший студент-филолог, ныне дворник, сочинитель авторских песен.
  Бобрыкин - человек, о прошлом которого мало что известно. Временно не работает.
  Слонов - бывший однокурсник Ловцова, деловой человек.
  Кривошеев - свободный художник, авангардист.
  Кротов - участковый, майор милиции.
  Надя - ученица девятого класса.
  
  
  Акт 1.
  Просторная дворницкая. Около стены - лопаты, метлы, лом. В центре стол, несколько табуреток. Неподалеку - подержанный диван. На заднем плане - стена, в ней - большое окно.
  Ловцов сидит на диване с гитарой в руках. Возле стола , сгорбившись, сидит Бобрыкин. :
  Ловцов(поет под гитару)
  Товарищ Брежнев, вы - большой писатель,
  Воспевший коммунизма торжество.
  А я - балбес, родившийся некстати,
  Живущий неизвестно для чего.
  В заботах о советском человеке
  Вершите вы великие дела.
  А я скучал вчера на дискотеке
  И полбутылки выпил из горла.
  Вам виски из Шотландии привозят,
  Вас потчуют отборным коньяком.
  А я машу лопатой на морозе,
  Дешевым согреваясь табаком.
  Не вышел из менч большой ученый,
  Судьба другой придумала сюжет:
  Я - дворник, отовсюду исключенный
  И даже не читающий газет.
  Вы боретесь за равенство и братство,
  А я в пивной тусуюсь допоздна.
  Но все-таки статья за тунеядство
  Мне в будущем ближайшем не страшна.
  Клеймите же богатых супостатов,
  Держите их приспешников в узде.
  Желаю вам отличных результатов
  В нелегком и возвышенном труде.
  Бобрыкин. Да... Вот такой ты во всем.
  Ловцов. Какой?
  Бобрыкин. Двуличный. Все с ухмылкой делаешь, с подковыркой. За что и получаешь по шапке. Но не унимаешься.
  Ловцов. А ты? Ты помнишь, что ты вчера тут кричал?
  Бобрыкин. Что?
  Ловцов. Совестно повторить. Но не беспокойся - за болтовню сейчас не сажают. В худшем случае отправят на лечение. А вот за то, что ты временно не работаешь, могут и привлечь.
  Бобрыкин. Я бы тебе ответил, аргументов у меня достаточно. Но башка трещит. У тебя точно ничего нет? Хоть пива?
  Ловцов. Откуда? Сам же вчера последнее допил.
  Входит Кривошеев.
  Кривошеев( кивнув на Бобрыкина) Это кто?
  Ловцов. Это? Да никто, Ерофеич, алкаш местный. Хороший человек.
  Кривошеев. Почему я его раньше здесь не видел?
  Ловцов. Откуда я знаю? Ерофеич, почему он тебя не видел?
  Бобрыкин. Чего?
  Ловцов. Какие версии у тебя, говорю, на этот счет?
  Бобрыкин. Версии у ментов, а у меня - аргументы и факты.
  Кривошеев садится на пол и обхватывает голову руками.
  Бобрыкин. Слышишь, Ловцов! Может, у этого хмыря деньги есть?
  Ловцов. Он, по-твоему, похож на человека, у которого есть деньги? Хотя раньше водились иногда. Но тогда он еще был вменяемый.
  Бобрыкин. А кто он вообще по жизни?
  Ловцов. Свободный художник. Сам он себя называет артистом, но в самом широком смысле. Пишет стихи, рисует, создает метафизические системы. Богема, одним словом.
  Бобрыкин. Точно у него денег нет?
  Ловцов. В последний раз он сюда заходил, чтобы поесть. Съел весь хлеб, всю колбасу, произнес стихотворный экспромт и ушел.
  Кривошеев. Тише! Там, за дверью, кто-то стоит. Стоит и подслушивает. Кто бы это мог быть?
  Ловцов. Да кто угодно. Сам-то как думаешь? Черный человек? Разумный рептилоид из параллельного мира?
  Кривошеев. Твои плоские шутки, Ловцов, сейчас неуместны. А впрочем...( глядит на дверь и повышает голос). Пусть слушают! Пускай! Мне нечего скрывать! Бросаю вызов - но не власти, а у устаревшим формам искусства! Великолепная перчатка! Да! Великолепная перчатка!
  Бобрыкин(смеясь) Чего он бросает?
  Ловцов. Сам же слышал - вызов. Но не власти.
  Кривошеев. Экспромт! ( декламирует)
  Тьма. Я закрыл руками лицо.
  Двое глупцов говорят обо мне.
  Мир представляет собой колесо,
  Если глядеть на него извне.
  А если глядеть изнутри,
  То около каждой двери
  Подслушивают упыри.
  Товарищ! В оба смотри!
  Пауза.
  Кривошеев. Ну как?
  Ловцов. Ну... смело, свежо. Есть что-то блоковское... Не совсем понятно насчет колеса.
  Кривошеев. Это отсыл к буддийской символике.
  Бобрыкин. Свежо?! Муть непроглядная! Графомания! Поэт, блин! А у самого вместо мозгов - каша на машинном масле! Перловая!
  Ловцов( Кривошееву) Да ты не обращай внимания.
  Бобрыкин. Нет! Пусть он обратит внимание! Упыри? Нет, это ты - упырь.! Кровью питаешься, граждан советских, из власти советской ее сосешь. А сам ты - клоп. Если тебя раздавить, то только вонь останется.
  Кривошеев(пристально посмотрев на Бобрыкина) Я понял. Это он. Мне надо ненадолго уйти.
  Уходит.
  Бобрыкин. Куда он пошел?
  Ловцов. За холодным или огнестрельным оружием. Он понял, что вдвоем вам слишком тесно на этой земле.
  Бобрыкин. Так, может, дверь запереть?
  Ловцов. Невозможно. Замок сломан. Начальство обещало починить,
  и вот уже полгода чинит.
  Бобрыкин. Тогда я, пожалуй...
  Неуверенно направляется к двери.
  Ловцов. Да сиди. Скоро Слон придет, должен пиво принести. А вообще зря ты с ним так, с Кривошеевым. Он парень неплохой. Но ты же знаешь, что искусство требует жертв. Вот он - жертва искусства.
  Бобрыкин. И сам ты - засранец, и друзья у тебя - дерьмо.
  Ловцов. И это логично, ты не находишь? Но вообще - какой он мне друг. Дверь не заперта, вот и заходит сюдв каждый, кто захочет. Вот ты, к примеру. Я даже не знаю толком, кто ты такой.
  Бобрыкин. А о том, что я временно не работаю, значит, знаешь?
  Ловцов. Это я понял с помощью дедукции. Все-таки я уже два месяца поневоле наблюдаю за тобой. С утра ты опохмеляешься, потом добавляешь, потом окончательно теряешь человеческий облик. Времени на работу у тебя явно не остается.
  Бобрыкин( ухмыляясь) С помощью дедукции! Мыслитель! Я для тебя все равно - загадка. Потому что у тебя в душе только гниль, а меня жизнь месила сапогами кирзовыми, но я веру свою все-таки не потерял.
  Ловцов. В коммунизм?
  Бобрыкин. В справеливость! В то, что...ну... а, да ты все равно не поймешь! Моя идея - не для твоих мозгов!
  Ловцов. А ты думаешь, я против коммунизма? Или против справедливости? Нет, я просто за право единицы не быть нулем.
  Бобрыкин. А ты, значит. Единица?
  Ловцов. Ясное дело.
  Бобрыкин. А всех остальных ты, значит, за нулей считаешь?
  Ловцов. На всех остальных мне наплевать. Пусть они сами разбираются, нули они или единицы.
  
  Входит Слонов.
  Слонов. А вот и я! Заждались? Что-то вас здесь сегодня маловато.
  Бобрыкин. Пиво принес?
  Слонов. Пиво? А духовная пища вас не интересует?(Достает из сумки книгу). Вот! Где раздобыл, не скажу, поскольку вас туда все равно не пустят. Ницше! "Так говорил Заратустра". Всего двадцать тугриков - и книга ваша. Книга редкая, мог бы и больше запросить. Бескорыстно, можно сказать, помогаю вашему просвещению.
  Ловцов. Я читал. Муть какая-то мне не понравилось.
  Слонов. Да где ты мог прочитать? Ты в таких кругах вообще не
  вращаешься. Если денег нет, то я могу подождать. Но если не надо... Такой товар не залежится, с руками оторвут.
  Ловцов. Говорю же, что читал. У кого брал, не скажу. Слово дал, что сохраню это в секрете. Ты, кстати, тоже рискуешь. Ерофеич - человек идейный, может и стукануть.
  Слонов. Да кто его слушать будет? У меня, братишка, такие связи, что я твоего Ерофеича - раз, два и к ногтю! Понял, Ерофеич? Так что лучше помалкивай.
  Бобрыкин. Ты пиво принес или нет?
  Слонов. Да, кстати, напомнил.(Ловцову) У тебя кнопки есть? Хотя откуда у тебя... У меня где-то были...
  Достает из сумки и прикрепляет к стене плакат с лозунгом "пьянству - бой!"
  Решил украсить твою берлогу. Ну как?
  Ловцов. Ценная вещь!
  Поет под гитару:
  Нас ставили с детства в строй,
  Но я о другом пою.
  Мы пьянству давали бой,
  И в том полегли бою.
  Сумев избежать сумы,
  Любя бескорыстный труд,
  На дне социальном мы
  Надежный нашли приют.
  Здесь слышится только тишь,
  Здесь видится только гладь.
  Кого-то влечет престиж,
  А нам на него плевать.
  Мы здесь веселимся всласть,
  В бездонную мглу скользя.
  Отсюда нельзя упасть
  И здесь утонуть нельзя.
  Приятно шагать в строю,
  Парадный чеканя шаг.
  Но я о другом пою
  И с детства хожу не так.
  Слонов. Да... Бардов сейчас развелось немеряно, как комаров на болоте. Ерофеич, что ты скажешь о творчестве нашего друга?
  Бобрыкин. Ты принес пиво или нет?
  Слонов. Эх, Ерофеич... Все мысли твои направлены к одной - губительной для твоего здоровья цели. Для кого я повесил плакат. Отныне эта берлога - территория трезвости.
  Бобрыкин. Издеваешься?
  Слонов. Не издеваюсь, а спасаю тебя для общества. А заодно и барда нашего.. Хотя его, наверно, спасти уже не удастся. Ушел человек в подполье, затаил обиду на общество и наслаждается своим плачевным положением.
  Ловцов. Паршиво жить не запретишь..
  Слонов. Ты слыхал, Ерофеич? Человек согласен жить паршиво. Он предпочитает честную бедность.. Он уже не держит фигу в кармане, а открыто ее показывает. Но кому? Никто ее не видит.
  Бобрыкин. Кому надо, тот увидит.
  Слонов. Ты все-таки, Ерофеич, хочешь настучать? Не советую. Где ты будешь коротать свои суровые будни? Эта берлога - твое единственное прибежище.
  Ловцов. Ерофеича можно понять: его мучает похмельный синдром.
  Слонов. Так ты, Ерофеич, потому такой злой, что хочешь опохмелиться? Ну, так и быть.
  Достает из сумки бутылку пива и вручает ее Бобрыкину. Тот хватает бутылку, жадно делает несколько глотков, некоторое время стоит неподвижно, потом встряхивается, как испуганная лошадь, и наконец расплывается в довольной улыбке.
  Ловцов. Жить стало лучше, жить стало веселее?
  Бобрыкин. И значительно веселее. Но не надейся, Ловцов - я все-таки сделаю из тебя человека!
  Ловцов. По своему образу и подобию?
  Бобрыкин. А хотя бы и по моему. Ты что, думаешь, я не был орлом? Я тоже в верхах-то полетал в свое время.( Допивает пиво до конца). Тебе и не снилось, щенок белогубый, каким я был человеком.
  Слонов. Может, у тебя, Ерофеич, и образование имеется? Обычно твоя речь довольно бессвязна, но иногда в ней проскальзывают латинизмы.
  Бобрыкин. Ты, Слон, животное. Ты думаешь, ты такой крутой, такой весь из себя... добычливый? Но если глядеть на тебя объективно, то ты просто спекулянт, дешевка, случайное явление, подлежащее ликвидации.
  Слонов. Но ты-то, Ерофеич, явление закономерное?
  Бобрыкин. Нет! В нынешнем своем состоянии - нет! Я тоже - роковая случайность!.
  Ловцов. Счастливый ты человек, Ерофеич. Выпил-то всего одну бутылку, а впечатление уже производишь... неизгладимое. Так кем же ты там был, в твоем светлом прошлом? Базой, что ли, овощной заведовал?
  Бобрыкин. Базой? Нет, не базой. Но ты мыслишь в правильном направлении..
  Слонов. Значит, в начальниках ходил, был хозяином жизни?
  Бобрыкин. Жизнь, Слон - понятие философское.
  Слонов. И прожить ее надо так, чтобы... ну-ка, как ее надо прожить, Ерофеич? Вспоминаем школьную программу.
  Бобрыкин. Прожить надо так, чтобы след оставить в сердцах.
  Слонов. В чьих сердцах, Ерофеич?
  Бобрыкин. В сердцах тех, кто лично знает твою биографию.
  Слонов. А оставить след в истории человечества? Слабо, Ерофеич?
  Бобрыкин. Роль личности в истории не следует недооценивать, но все-таки историю делают массы, вот этими трудовыми мозолистыми руками.
  Ловцов. Здорово тебя развезло. Трудовые мозолистые руки в нашей теплой компании только у меня. Я не избегаю общественно-полезного труда, не имею нетрудовых доходов, выпиваю, но в меру. По сравнению с тобой, Ерофеич, я - образцовый советский человек.
  Бобрыкин. Ты?! Да ты - враг! Таких, как ты, в гражданскую к стенке ставили! Таких, как ты - на Колыму, без права переписки!
  Входит участковый, майор милиции Кротов. Слонов встает по стойке "смирно", отдает честь и поет на мотив изветсной песни из "Следствие ведут знатоки":
  Если кто-то кое-где у нас порой
  Бутербродами питается с икрой,
  А консервы с желудями и травой
  Сдуру есть не хочет,
  С ними надо нам беседу провести,
  Чтобы стали их преступные пути
  Скорбней и короче.
  Кротов. Отставить антисоветское пение!
  Слонов. Сразу антисоветское! Бездоказательное утверждение, товарищ майор!
  Кротов.(присаживаясь на табурет). Что ж, давай разберемся. О чем ты сейчас пропел? Разве у нас человек, который хочет есть бутерброды с икрой, непременно должен вставать на преступный путь?
  Ловцов. Подлая клевета на советский строй.
  Бобрыкин. Сроду у нас желуди с травой никто не ел!
  Кротов. Вот видишь, Слонов, даже дружки твои с тобой не согласны. На обоих, можно сказать, пробы ставить негде, но и они не могут отрицать очевидное.
  Бобрыкин. Да когда я отрицал?!
  Кротов. Помолчи, Бобрыкин, дойдем и до тебя.Как видишь, Слонов, даже эти два сомнительных элемента не отрицают, что народ у нас не голодает, имеет и хлеб с маслом, и культурные развлечения, и все удобства.
  Бобрыкин. Да ты, Федор Петрович, с кем меня равняешь! С этим... нет, я лучше тогда пойду.
  Кротов. А тебя, Бобрыкин, еще никто не отпускал. Говоришь, ты никогда не отрицал? А кто вчера кричал, что всю страну разворовали, что все идеалы продали, что нет на наших вождей товарища Сталина? Молчишь? Нечего сказать?
  Бобрыкин( с обидой, чуть не плача). А что говорить? Срами, срами меня перед этими... иудами! Я к нашей власти - со всей душой, а ты...
  Ловцов. Вы, Федор Петрович, и вправду чересчур суровы. Ерофеич по сути - кондовый совок, почтенный человек, а вы его диссидентом каким-то изобразили..
  Кротов. Второй вопрос. Ты, Бобрыкин, на работу так и не устроился?
  Бобрыкин. У меня реабилитация.
  Кротов. Что у тебя?
  Бобрыкин. После больницы .Чтобы здоровье восстановить окончательно. Реабилитация.
  Кротов. И сколько она у тебя будет длиться? В последний раз тебя предупреждаю. Даю тебе еще две недели. Иначе будем принимать самые жесткие меры. Ты понял меня?
  Бобрыкин. Да понял... Жесткие меры! Вот к кому надо жесткие меры принимать(Указывает на Ловцова и Кротова). Вот кто... все наше общество... изнутри...а, да что говорить! Когда опомнитесь, тогда поздно будет!
  Кротов. Теперь ты, Ловцов. Опять жалобы на тебя. Превратил служебное помещение в какой-то дом свиданий, по вечерам и даже ночью - шум, гам, песни какие-то непотребные. Ты напрасно, Ловцов, уверовал в свою безнаказанность. Наш народ славится своим терпением, но терпение его не бесконечно.
  Ловцов..Я сам понимаю, что со мной надо что-то делать..Но что?
  Я честный труженик, работник метлы и лопаты, в драках не участвую, в вытрезвитель не попадаю. Даже не знаю, какую статью можно ко мне применить.
  Кротов, Вот ты опять хамишь, Ловцов, косишь под дурака. А не понимаешь, насколько двусмысленное у тебя положение. Статью, если надо, найдем, не беспокойся.
  Ловцов. Но пока ведь не надо?
  Кротов. Пока подождем, посмотрим на твое дальнейшее поведение.
  
  Входит Кривошеев с кирпичом в руке, делает несколько шагов по направлению к Бобрыкину, замечает Кротова, растерянно озирается, разворачивается и убегает.
  
  Кротов. А это что за явление? А ну-ка стой!
  Бежит за Кривошеевым, следом выбегает и Бобрыкин.
  Ловцов. Беги, беги, мой безумный друг! Догнать тебя нелегко - хоть чему-то ты в жизни научился полезному.
  Поет под гитару:
  Товарищ, сидящий в луже,
  Последний пропив пиджак!
  Бывает гораздо хуже,
  Все беды твои - пустяк.
  Усвоив повадки зверя,
  Ты выть на луну готов.
  Но пенье в такой манере
  Тревожит и злит ментов.
  По этой причине часто,
  Когда нападет тоска,
  Уводят тебя в участок,
  В пути потрепав слегка.
  Товарищ, сидящий в луже!
  Ты все проклинал подчас,
  Но все же бывает хуже
  И даже во много раз.
  
  Акт 2.
  Ловцов полулежит на диване, Слонов выглядывает из окна во двор.
  Слонов. Да, прыть у товарища майора уже не та. Возвращается не солоно хлебавши. Но, кажется, идет не к нам. А Ерофеич, сукин сын, только сделал вид, что участвует в погоне. А сам скрылся с какими-то хмырями в подъезде.
  Отходит от окна.
  А у Кривошеева-то крыша потекла конкретно. Что означал, кстати, этот кирпич у него в руке? Не по твою ли душу он приходил? Я бы не был на твоем месте так беспечен.
  
  Ловцов поет под гитару:
  С шизофреником каши не сваришь,
  Он смутьян, хулиган и буян.
  За твое исцеленье, товарищ,
  Поднимаю я этот стакан.
  Психиатры приходят без зова,
  Своевременно, как поезда.
  Санитары сумеют больного
  Усмирить без большого труда.
  Ты духовной не вытерпел жажды,
  Безответной не вынес любви,
  Но к тебе возвратятся однажды
  Все былые таланты твои.
  И настанет пора золотая:
  На больничной сырой простыне
  Нерушимый покой обретая,
  Ты начнешь улыбаться во сне.
  Ты забудешь о скорби и скуке,
  Ты смешаешься с бодрой толпой.
  За прогресс медицинской науки
  Мы стаканы поднимем с тобой.
  
  Слонов. Вот видишь, к тебе уже возвращается здоровый оптимизм.
  Выпьем-ка мы с тобой коньячку.
  
  Достает из сумки и открывает штопором бутылку коньяка.
  
  Ну, начнем, пожалуй...
  
  Входит Бобрыкин. Он уже сильно навеселе.
  Ловцов( удивленно). Да у тебя, Ерофеич, просто какое-то сверхестественное чутье. Ты выбрал момент для возвращения с точностью до секунды.
  Слонов. Он, кажется, хорошо взбодрился по дороге. Помогла пробежка, а, Ерофеич?
  Бобрыкин. Пробежка? Водочка! Нашлись люди -не то что вы, козлы!
  Сто грамм - как в аптеке!
  Ловцов. Тогда тебе уже хватит. Ты и так на ногах еле стоишь.
  Бобрыкин. Я не стою? Да я не то что стоять - я плясать могу!
  
  Начинает действительно плясать. Ловцов и Слонов с интересом наблюдают за его танцем..
  Ловцов. Вот так, наверно, плясали наши первобытные предки, возвращаясь с удачной охотой.
  Слонов. Да, есть в этом танце что-то исконное, изначальное, первородное. Это тебе не прилизанный классический балет.
  Бобрыкин( поет).
  Воротиться я спешу
  В это ваше логово.
  Для тебя я попляшу,
  Для козла безрогого!
  Слонов. Смотри-ка, Ерофеича тоже пробило на творчество.
  Ловцов. А что тут удивительного? Ко мне сюда заходят в соновном только творческие люди. Ерофеич - мастер частушек.
  
  Слышится стук в дверь.
   Ловцов. Не понял. Кажется, кто-то стучит?
  Вновь слышится стук в дверь.
  Ловцов. Кто это такой деликатный? Ко мне сюда обычно заходят без стука. Войдите, не заперто!
  
  Входит Надя.
  
  Ловцов. О боже! Я глазам своим не верю! Откуда вы, прелестное дитя? На мой вопрос ответь ты откровенно, признайся, ничего не утаи! Зачем, зачем явилась ты сюда, вот в эту неуютную обитель?
  Надя. Меня Мария Петровна прислала.
  Ловцов. Не верю! Как могла она послать тебя в вертеп порока и разврата? Взгляни вокруг! Пристало ли тебе в таком ужасном месте находиться? Ужель тебя прислала эта стерва, начальница суровая моя, исчадье коммунального хозяйства? С какой же целью? Честно говори, открыто, горькой правды не скрывая!
  Надя. Она просила передать, чтобы вы не шумели. Сказала, что если будете шуметь, она вас отсюда выгонит.
  Ловцов. Что слышу я? Какой же это шум? Мой старый друг, от радости танцуя, частушки вдохновенно нам пропел.
  Слонов( кивнув на Ловцова). Его козлом безрогим величая. Может быть, вы присоединитесь к нашей компании? Украсите наш досуг своим очаровательным присутствием?
  
  Надя присаживается на табурет возле стола.
  Ловцов. Поведай мне, прелестное дитя: ты пьешь уже опасные напитки, в которых спирт содержится всегда?
  Надя. Только шампанское на Новый год.
  
  Слонов наполняет стаканы до краев коньяком. Он и Ловцов чокаются и выпивают коньяк до дна.
  
  Надя. А коньяк из стаканов не пьют.
  Ловцов. Напрасно! Я секрет тебе открою: в душе царит восторг неизъяснимый, когда коньяк хлебаешь из стакана.
  Слонов. Отличный, пятизвездочный коньяк.
  Ловцов. Поведай мне прелестное дитя: насколько ты в ученье преуспела? В каком ты классе учишься сейчас?
  Надя. В девятый перешла.
  Ловцов. Девятый класс! Как много в этом звуке для сердца истомленного слилось! Пора надежд, пора мечтаний дерзких!
  Не дворником, проклятьем заклейменным, писателем хотел я стать тогда!
  Надя. Так что же не стали?
  Ловцов. Да, вот вопрос! Он сердце мне язвит! Стою сейчас, поникнув головою, и думаю: а где же те романы, которые мечтал я написать? Вокруг меня одно лишь запустенье, Друзья мои подвержены пороку,
  Да я и сам давно уже не тот.
  Слонов( с пафосом). Что сгубило тебя, Ловцов? Нет имени этому злу!
  Ловцов. Есть! Обломщина!
  Слонов. Постой... Кажется, в этом слове не хватает букв.
  Ловцов. Нет, все буквы на месте. Если у человека во всех его делах - облом, то что его сгубило? Обломщина!
  Надя. Так вы сами виноваты. У вас, в Москве, такие возможности! У нас в Горимске ничего нет, только краеведческий музей и техникум. И все тоже пьют. А что им делать? У нас был кинотеатр, но его закрыли на ремонт. Четыре года уже ремонтируют. А в Москве университет, институты, театры - чего только нет! Странные вы. Вроде, не дураки, а живете так по-дурацки.
  Слонов. Слушай, слушай, брат Ловцов. Эти невинные уста глаголят истину. Так вы в Москву погостить приехали?
  Надя. Нет, я теперь у тетки буду жить.
  Слонов. А кто у нас тетка?
  Надя. Мария Петровна.
  Ловцов. Так вы племянница моей начальницы? Что же вы не предупредили о своем визите? Я бы подготовился. У меня здесь не убрано. Но в этом есть своя прелесть. Как--то освобождает от излишних условностей.
  Надя. Да я уж вижу, как вы освободились. А это вы на гитаре играете? Может, споете что-нибудь. Не обязательно про любовь.
  Ловцов. Ну что же... Это можно.
  
  Поет под гитару:
  Нет на свете банальней сюжета,
  Нет глупее амурных проблем.
  Я влюбился однажды - и это
  Не пошло мне на пользу совсем.
  Я глядел на созвездья с балкона,
  Телевизор почти не включал.
  Уставал от гитарного звона,
  Но слезливые песни бренчал.
  Отправляя любимой посланья,
  Я никак догадаться не мог,
  Что предмет моего обожанья
  Недостоин возвышенных строк.
  Я смирился с плачевною ролью,
  Я участвовал в пьеске дрянной.
  Это было весенней порою
  И окончилось тоже весной.
  С наступленьем беспечного лета
  Я обрел хладнокровие вновь.
  Но возможно, что вовсе не это
  Называется словом "любовь".
  
  Бобрыкин. А почему я пью?! Разворовали, распродали все! Веры нет, нет... энтузиазма! Для кого я,,, строил... вот это все? Для шпаны, для этих... пидорасов?!
  Подходит к столу и наливает себе коньяк.
  Ловцов. Э, Ерофеич! Мы так не договаривались! Я же сказал, что тебе хватит!
  Бобрыкин( смеясь) А ты отними !
  Выпивает коньяк, неверной походкой пересекает дворницкую и рушится на диван.
  Надя. А почему вы перестали стихами говорить? Было прикольно.
  
  Бобрыкин. И про любовь нормально спеть не может... Душевно... Чтоб за сердце брало...
  Ловцов. Прикольно? Что за странное словцо! Нет, муза легкокрылая с Олимпа отнюдь не для приколов к нам летит. Поведай мне, прелестное дитя: была ли ты уже в библиотеке? Сидела ли в пустом читальном зале, оплакивая Гамлета судьбу?
  Слонов. Кого ты слушаешь, о дева чистоты! Шекспир давно не актуален.Забудь о нем! От классиков постылых очистим современности корабль! Для тетушки твоей и для тебя я чтиво
  поприкольней раздобуду. У меня, кстати, есть небольшое дельце к вашей тетке. Проводишь меня к ней?
  Надя. Да, пойдемте.
  Слонов. Возможно, я еще вернусь, но обещать не могу.
  Надя и Слонов уходят.
  Пауза. Ловцов берет гитару и поет:
  На сцене валять дурака
  Еще лицедей не устал.
  Однако развязка близка,
  Трагический близок финал.
  Растает придуманный мир,
  Раздаст гардеробщик пальто.
  Нам больше не нужен Шекспир,
  Шекспиру не нужен никто.
  Домой из театра придя
  И чаю на кухне испив,
  Мы будем под шелест дождя
  Прилипчивый слушать мотив.
  Столпятся вдали облака,
  Скрывая небесную тьму.
  О том, что развязка близка
  Заранее знать ни к чему.
  
  Акт 3.
  Бобрыкин дремлет на диване. Ловцов смотрит в окно. Входит Кривошеев.
  Ловцов(удивленно). Это снова ты? Не ожидал тебя сегодня снова увидеть.
  Кривошеев. Я никак не могу успокоиться. Я пошел в магазин, хотел купить водки. Оказалось, что нет денег.. Просил у продавщицы в долг. Бесполезно! Я тебе гвворил, что за мной следят?
  Ловцов. Вроде, чтот-то такое было.
  Кривошеев. Не знаю... Может быть, время еще не пришло? На Западе меня еще не знают. Нужна акция! Яркая! Взрыв мозга! Чтобы сразу - прогреметь! Тогда уже другое дело. Ты мне поможешь?
  Ловцов. Исключено.
  Кривошеев. Почему?
  Ловцов. Я предпочитаю жизнь тихую, благопристойную. Мне до пенсии осталось всего тридцать пять лет. Я хочу их прожить спокойно, в стороне от всемирно-исторических событий.
  Кривошеев. Нужна акция! Что это у тебя на стене?
  Ловцов. Плакат. "Пьянству - бой!".
  Кривошеев. Да... Я хотел купить водки... Но продавщица - дура, старая драная курица!.
  Ловцов. Это такая рыжая, крашенная? Ты прав - стервозная баба. Но покупать водку без денег... А чем ты вообще питаешься, если у тебя нет денег?
  Кривошеев. Ерунда.... Деньги я достану.... Мне Кюхельбекер двадцатку должен...
  Ловцуов. Я надеюсь, ты имеешь в виду не поэта Кюхельбекера, лицейского друга Пушкина?
  Кривошеев. Да нет... Мишку Кюхельбекера... Ты его не знаешь... Хорошо бы достать гроб.
  Ловцов. Зачем?
  Кривошеев. Гроб - это эффектно! Он сразу вводит зрителя в модуль вечности.
  Ловцов. Гробом в Москве никого не удивишь. У нас гроб на Красной площади лежит - и никого не удивляет.
  Кривошеев. Да! Это было бы грандиозно!
  Ловцов. Что именно?
  Кривошеев. Похитить Ленина из Мавзолея и предать его земле - конечно, обставив это эстетично.
  Ловцов. Пожалуй, мы все же откажемся от этой идеи.
  Кривошеев(декламирует)
  Мы тело предадим земле.
  Пускай лежит оно в тепле.
  Пускай хранит его земля.
  Пускай начнет оно с нуля.
  Пусть станет почвою опять,
  Чтоб жизнь растениям давать!
  
  У тебя есть выпить?
  Ловцов. . Там, в бутылке немного осталось.
  
  Кривошеев допивает коньяк. Бобрыкин начинает ворочаться, приподнимается, некоторое время с недоброй улыбкой смотрит на Ловцова и Кривошеева.
  Бобрыкин. Так вот что вы задумали. А ведь это уже диверсия.
  Ловцов. Ты бы лучше спал дальше, Ерофеич - выпивки все равно уже больше нет. А еще лучше - шел бы ты домой. Что-то ты у меня сегодня засиделся.
  Бобрыкин. Вот, значит, какие у вас планы. Ленина выкрасть хотите? Начали со Сталина, а теперь и до Ленина хотите добраться?
  Ловцов. Ты думаещь, я испугаюсь, Ерофеич, начну оправдываться? Беги, доноси. Посмотрим, кому из нас это выйдет боком.
  Бобрыкин. Угрожаешь? Хочешь сказать, что ты не один, что вас целая организация?
  Кривошеев. А вот еще такая идея. Сделаем бутылку - огромную, высотой метра два. Сажаем в нее вот этого... как там его... неважно...Для этой цели у бытылки нет дна.
   Он сидит в ней голый, и на нем написано: не лезь в бутылку!
  Ловцов. Эта идея мне нравится больше, чем предыдущая. Как тебе, Ерофеич? Рискнешь репутацией во имя искусства? (Кривошееву) Вообще-то можно не раздевать его догола. Пусть сидит в трусах и майке.
  Кривошеев. Нет. Только радикальные средства. Впечатление от акции должно быть - ударное! Зритель должен быть - в нокауте! Иначе нет настоящего эффекта!
  Бобрыкин. Я воспринимаю это все как Глумление. И я так думаю, что вам обоим теперь крышка.
  Ловцов. И это, как я вижу, доставляет тебе глубокое удовлетворение?
  Бобрыкин. Да, доставляет. У меня уже много на вас накопилось. А теперь будет полный комплект.
  
  Слышится стук в дверь.
  Ловцов, Удивительно. Второй раз за день кто-то не решается войти сюда без стука. Есть все-таки и в Москве воспитанные люди. Войдите, не заперто!
  Входит Надя. В руках у нее две бутылки пива.
  Ловцов. Вы снова здесь, прекрасная дама! Неужели вам так понравилось наше общество?
  Надя. Ваш товарищ просил вам передать.
  
  Ставит бутылки на стол.
  Так, значит, я уже дама? А еще недавно была дитя.
  Ловцов. Я думаю, тут все дело в пиве. Человек, приносящий пиво - не чета человеку, который просто передает нелепые угрозы своей тетки. Пиво сразу повышает его авторитет. А где сам Слонов?
  Надя. Он кому-то позвонил, сразу заторопился и ушел. Сказал, что у него возникло неотложное дело.
  Бобрыкин. И на него найдем управу.
  Ловцов. Не торопись, Ерофеич. Ты еще не добыл мой скальп. Не говоря уже о скальпе нашего.... гениального друга. А вот пива ты уже лишился. ( Наде) Что ж вы стоите? Ерофеич, вставай с дивана, уступи место даме.
  Бобрыкин неохотно поднимается и садится на табурет. Надя располагается на диване.
  Надя. Я в Москве еще никого не знаю. Скучно! Может, вы еще споете? Знаете, есть такая песня: а я еду , а я еду за деньгами. За туманом едут только дураки.
  Ловцов. Это народный вариант этой песни. В оригинале герой едет именно за туманом и запахом тайги.
  Бобрыкин. Будет тебе и туман, и запах тайги. Певец! Даже о любви нормально спеть не смог. И любовь тебе чем-то не угодила.
  Кривошеев. Он был в прошлой жизни критиком Писаревым.
  Бобрыкин. С чего это?
  Ловцов. Да, это требует обоснования.
  Кривошеев. Он в прошлой жизни прославил нигилизм - и теперь родился нигилистом. Он и рад бы им не быть, но теперь уже ничего исправить нельзя.
  Надя(неуверенно) . Я Писарева читала. Все-таки это классик.
  Ловцов. Ну да, он же есть в школьной программе. Но в школе вас обманули. Никакой он не классик, и критик довольно паршивый. Роман Тургенева в его описании стал плоским и однозначным. А Тургенев был очень хорошим писателем и по возможности избегал однозначных решений. Кто такой этот его Базаров? По своим воззрениям он, вроде бы, обычный позитивист, но особого, российского разлива. Западные позитивисты верили, конечно, в свое учение, но осторожно, не до конца. В частной жизни они оставались обычными буржуа. А в России в эти западные новинки верили без оглядки, и шли гораздо дальше своих западных учителей. Таков и этот Базаров. Но разве я такой? Базаров, поющий песни! Да он сгорел бы со стыда, если бы научился играть на гитаре.
  Кривошеев. А ты и не был Базаровым. Ты был критиком Писаревым.
  Надя(улыбаясь). А я, кем я была в прошлой жизни?
  Кривошеев. Домашним животным. Собакой или кошкой.
  Бобрыкин(смеясь). А может, козой или коровой?
  Кривошеев( впервые за все время пристально взглянув на Бобрыкина). Ловцов, а что он имел в виду?
  Ловцов. Ерофеич? Когда?
  Кривошеев. Когда сказал, что будут у тебя и туман, и запах тайги.
  Ловцов. Ерофеич хочет направить нас с тобой на "зону". Чтобы мы поправили здоровье на свежем воздухе, под бдительным чутким присмотром. Но пора исполнить желание нашей прекрасной дамы. Песенка вора. Блатная лирика.
  
  Поет с блатными интонациями:
  Родители мне в детстве предсказали,
  Что мне сидеть придется на мели.
  Менты меня в подъезде повязали,
  Помяли и в участок увезли.
  На первый раз мне дали срок условный,
  В Бутырке не держали до суда.
  Но все-таки на кодекс уголовный
  Смертельно я обиделся тогда.
  Душа моя к закону охладела,
  Взяла меня Фортуна в оборот.
  Предавшись беззаконию всецело,
  Увидел я в полоску небосвод.
  Пустыми не бросался я словами,
  С процентами платил я за добро.
  Но дважды безо всяких оснований
  Мне финкой саданули под ребро.
  Я истину искал не в алкоголе,
  Но все же не сумел ее найти.
  Как только я оказался я на воле,
  Я вновь пошел попрежнему пути.
  Я даже медработников бывалых
  Живучестью своею удивлял,
  И видел я в количествах немалых,
  Как люди погибали за металл.
  Родные позабыты мной пенаты,
  Туда мне не вернуться никогда.
  И в том моя натура виновата,
  А также социальная среда.
  
  Но не беспокойся, Кривошеев: твой замысел с похищением Ильича настолько фантастичен, что Ерофеичу никто не поверит.
  Бобрыкин. А неважно, что он фантастичен. Важно, что он у вас есть. Вот что важно в данном случае.
  Ловцов(подумав). А ведь в этом есть определенная логика. Замысел Александра Ульянова тоже был фантастичен: вдруг ни с того ни сего, в компании таких же юнцов, как он сам, убить царя. Сделать это ему было бы не менее трудно, чем нам - похитить тело его знаменитого брата. И это было бы не менее глупо. И все-таки Александра Ильича повесили.
  Бобрыкин. То-то и оно.
  Ловцов( внимательно посмотрев на Бобрыкина). Нет, все-таки тебе никто не поверит. Над тобой посмеются, Ерофеич.
  Бобрыкин. А я доложу в совокупности с другими аргументами и фактами. Вот мы и посмотрим, кто над кем посмеется.
  Ловцов. Да ты не так-то прост. А если я все-таки дам тебе пиво?
  Откажешься тогда от своего коварного замысла?
  Бобрыкин.( усмехаясь). Купить меня хочешь? Не выйдет. Вот ты думаешь, что я стукач. А я - твой идейный враг. Я защищаю государство от таких хмырей и ползучих гадов, как ты. Государству на меня наплевать, но я защищаю его не ради выгоды, а ради моих убеждений.
  
  Кривошеев внезапно хватает бутыдку со стола и разбивает ее о голову Бобрыкина. Бобрыкин валится на пол.
  Ловцов(растерянно). А вот это уже лишнее. Это вот точно зря.
  Надя. Он его убил?!
  Ловцов( наклоняясь над Бобрыкиным0. Да нет, вроде дышит. В худшем случае телесные повреждения средней тяжести.
  Надя. Я вызову врача!
  Уьегает.
  Кривошеев садится на пол и обхватывает голову руками.
  Кривошеев. Как это все...тривиально!
  Ловцов. Да, наделал ты дел. Теперь и меня, наверно, с работы попрут. И хорошо если по собственному желанию.
  Кривошеев. Ты не понял, Он был главным. Среди них. Но я сразу все понял. Я увидел его таким, какой он на самом деле. Если бы ты мог видеть, ты бы тоже увидел. Но ты слеп.
  Ловцов.( усмехаясь). Понимаю. Ты взглянул на него третьим глазом и тебе открылась его демоническая суть.
  Кривошеев. Да, уже давно. Еще в самом начале. Но мне помешали. А потом я как_то забыл. Меня кто-то отвлек. Но я вспомнил. И все стало ясно.
  Ловцов. И промедление было смерти подобно.
  Кривошеев. Ты вообще не понимаешь, что происходит..
  Ловцов(кивнув на Бобрыкина). Может, отнести его на диван? Хотя... это довольно привычное для него положение. Ему случалось так лежать и под открытым небом. А тут все-таки в помещении.
  
  Входят Надя и Кротов.
  Ловцов,(удивленно). Оперативно! У вас, товарищ майор, такое же чутье на преступления, как у Ерофеича - на алкоголь.
  Надя. Федор Петрович был как раз у тетки, когда я звонила в "Скорую". И все услышал.
  Кротов подходит к Бобрыкину, смотрит на ненго и на осколки бутылки.
  Кротов. Так, так... Картина преступления ясна. Картина вполне типичная. Значит, допрыгался, Ловцов? Превратил служебное помещение черт знает во что - и вот результат.
  Ловцов. Тут вы правы, товарищ майор. Тут мне нечего сказать в свое оправдание.
  Кротов. А ведь я тебя предупреждал, много раз предупреждал, даже сегодня проводил с тобой беседу. Все бестолку. Придется, видимо, убирать тебя с моего участка. А почему потерпевший на полу валяется? Не могли, что ли, на диван перенести?
  Ловцов. Ну, это не так-то легко. Может, поможете, товарищ майор?
  Кротов( поворачиваясь к Кривошееву). А это, значит, наш герой дня?Я как чувствовал, что надо его поймать, как в воду глядел.
  Ловцов. Вы знаете, товарищ майор, я не склонен к лести. Но ваша интуиция просто феноменальна.
  Кротов. Что это за личность? Чем занимается?
  Ловцов. Кривошеев. Свободный художник.
  Кротов. Я бы всех этих свободных художников... Где-нибудь работает?
  Ловцов. Честно говоря, я никогда не интересовался этим вопросом.
  Кротов. Ну, тут придется составлять протокол. Без протокола тут не обойтись. Эй, гражданин! Вы задержаны. Если опять попытаетесь сбежать, придется проводить задержание жестко.
  Кривошеев, до этого сидевший на полу, ссутулясь и обхватив голову руками, вдруг вскакивает, подбегает к окну и взбирается на подоконник.
  Кривошеев. А теперь говорить буду я! Это мое последнее слово. Я сделал все, что мог. Меня обложили. Но моя миссия завершена. Эта моя жизнь оказалась короткой. Но я ни о чем не жалею. Мы расстаемся ненадолго. Я еще вернусь. Мы еще встретимся в будущей жизни. А сейчас - прощайте!
  
  Выбрасывается из окна.
  
  Ловцов подходит к окну и выглядывает во двор.
  Надя. Он разбился?!
  Ловцов. Вряд ли. Первый этаж. Но пока лежит неподвижно. Нет, уже пытается встать.
  Надя. Надо ему помочь!
  Надя и Кротов торопливо выходят.
  Ловцов( после паузы, во время которой он молча смотрит в окно) . Вы все-таки поаккуратней, товарищ майор! Человек все-таки только что об асфальт грохнулся!
  Бобрыкин начинает ворочаться, кое-как встает и садится на табурет.
  Ловцов. Как чувствуешь себя, Ерофеич?
  Бобрыкин. Хреново.
  Ловцов. Башка болит?
  Бобрыкин. Болит.
  Ловцов. Ходить-то можещь?
  Бобрыкин. Хрен его знает.
  Ловцов. Тебе бы на свежий воздух выйти. Там тебе легче станет. Посиди там на скамейке. "Скорую" уже вызвали. Вот, пиво с собой возьми.
  Бобрыкин уходит, осторожно передвигая ноги и унося с собой пиво.
  Ловцов снова выглядывает в окно, потом садится на диван и берет гитару. Некоторое время сидит, усмехаясь и небрежно перебирая струны.
  Ловцов. Да... Финал трагический, но не настолько кровавый, как у Шекспира.
   Поет под гитару:
  Знаменитый когда-то герой
  Отказался от подвигов ратных,
  Не стоит за гонимых горой
  И пугается звуков набатных.
  Он в доспехи еще облачен,
  Но драконы его не боятся.
  Он уже не бряцает мечом,
  А звенит бубенцами паяца.
  На исходе унылого дня
  Он с тоской вспоминает былое.
  Но и я не седлаю коня,
  Чтоб сразиться с волшебницей злою.
  Что ж глядеть на него свысока?
  Мы в плену притяженья земного,
  И для многих колпак дурака
  Привлекательней шлема стального
  Чтобы с ним не случилось беды,
  Я ему по секрету открою,
  Что всегда попадают в шуты
  Знаменитые в прошлом герои.
  Но потом поспешу сообщить,
  Что шутом остается не каждый,
  И нельзя до конца исключить.
  Что паяц перед нами однажды
  В мушкетерском предстанет плаще,
  Величавый и с пламенным взором.
  Только сбудется это нескоро,
  Если сбудется вообще.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"