Одной из визитных карточек Великого Новгорода считается знаменитый монумент "Тысячелетие России", установленный в Кремле, прямо напротив Софийского собора в 1862 году, на следующий год после отмены крепостного права. Проектировал этот памятник знаменитый скульптор Микешин, но объем работ так велик, что ему помогали ученики.
Почему же он стоит именно в Новгороде? Не потому ли, что когда Москва была всего лишь деревянным поселением, здесь уже стоял могучий город, насчитывающий по современным изысканиям до 40-50 тыс. жителей. Город, уже в XI веке построивший огромный каменный собор Софии, город, который не был разорен монголо-татарами, который победил тевтонский орден и был одним из центров славянсокй цивилизации.
Памятник подвергся варварскому разрушению фашистами, которые хотели его вывезти и переплавить и даже устроили для этого специальную узкоколейку. Но наступление советских войск предотвратило это. На известной картине Кукрыниксов "Бегство фашиство из Новогорода" воздетая рука сброшенной с композиции скульптуры как будто взывает об отмщении.
После войны реставраторы восстановили монумент в прежнем величии. Исторических личностей он представляет удивительно интересно, но, как и положено в писаной истории, с купюрами. Как именно выбирались герои для этого парадного портрета России, надо читать в специальной литературе.
Легко понять, к примеру, почему сюда не попал Иван Грозный. Не простили ему новгородцы разгрома опричниками, когда погибло по разным данным до нескольких тысяч человек. Даже когда "Путята крестил мечом, а Добрыня - огнем", это не стало концом новгородской цивилизации. А после бесчинств опричнины Новгород фактически пришел в упадок. Этому событию посвящена инсталляция в Кокуй-башне. Играет трагическая музыка, стилизованная под старинные песнопения, представлены фигуры новгородцев-мучеников, погибающих в застенках, подо льдом Волхова, на снегу. Есть и сцена, когда новгородцы пришли к царю молить о пощаде, там и священнослужители, и простой люд. Только царь их не услышал. Освещение и звуковой ряд создают соответствующую атмосферу.
Но вернемся к памятнику.
Некоторых исторических деятелей узнать легко, например, Петра Великого, Владимира Крестителя или Минина с Пожарским. Куда сложнее неискушенному зрителю разобраться в том, какие священнослужители изображены во втором ряду. Приходится покупать путеводитель. Так что этот памятник может служить и кратким учебным пособием, позволяющим вспомнить важные страницы нашей истории.
Александр Невский весьма почитаем в Новгороде. Хотя в свое время бояре и купцы новгородские недолюбливали его за то, что слишком много средств отправлял в Орду. И даже прогнали его с княжения. Но тевтонская угроза заставила их бить челом и снова звать князя Александра. Кстати, князь в Новгороде в те времена вовсе не был самовластным хозяином. Куда большей властью обладали боярский совет, купечество и новгородский митрополит, слово которого в случае несогласий было решающим. А князя приглашали не как властителя, а как главнокомандующего, выражаясь современным языком.
Сколько же памятников Александру Невскому в сегодняшнем Новогороде? Один, простой гипсовый бюст, поставленный в 50-е годы прошлого века на Торговой стороне около церкви Параскевы Пятницы, потом был переменщен на набережную имени этого князя, а позже, уже в 90-е годы, его перенесли к вокзалу.
А возле Борисоглебской церкви на набережной поставили бронзовый памятник в полный рост.
О битве на Чудском озере напоминает и довольно-таки безвкусный монумент, посвященный Великой Отечественной войне: конная скульптура воина с мечом.
Конечно, символика понятна: связь времен. Но огромная и несоразмерная скульптура с простоватым постаментом панораму города с Волхова не украшает. Камерный памятник пионеру-герою Лене Голикову смотрится куда более органично. Но зато танк и пушки времен войны пользуются популярностью у детворы.
Сегодня в Новгороде стараются ставить скульптуры небольшого размера, чтобы они не нарушали гармонию исторической части города. Таково бронзовое изваяние Петра и Февронии возле Зверина монастыря. К нему даже приходят на поклон верующие.
На набережной можно увидеть очаровательные современные парковые скульптуры: "Уставшая туристка" у Горбатого моста, "Мальчик-художник", рисующий Софию.
А вот "Птицу Сирин" жалко - не могу я простить скульптору, что он ее посадил в клетку, да еще вдобавок на клетке сидит синяя птица, причем с мужским лицом, и стережет пленницу.
Птицу Сирин жалко: в клетке ей сидеть,
Ни сосны, ни пальмы, под ногами - медь.
Вещий глас не слышен, кончился полет.
Злая птица счастья клетку стережет.
В аллее на скамеечке устроился толстый сытый пластмассовый медведь. В обнимку с ним хорошо фотографироваться.
А над крыльцом трактира летит баба -Яга! Деревянная, с волосами из березовых веток. Старушка-веселушка.
Интересные современные скульптуры можно увидеть и на Софийской стороне. В кремлевском парке есть симпатичный фонтан "Садко и Волхова" и замечальный памятник Рахманинову: композитор в задумчивости оперся на скамеечку. Может быть, сочиняет новую музыку. Репродукторы вокруг памяника негромко и ненавязчиво играют фрагменты из его сочинений.
фонтан "Садко и Волхова"
музыкальный памятник С.В.Рахманинову
А скульптура, изображающая Садко, есть еще одна, у одноименной гостиницы. Когда-то она стояла возле церкви Параскевы Пятницы, но потом ее убрали, видимо, чтобы не нарушать исторический облик.
Возле Кремля, на берегу Волхова когда-то стояли могучие деревья. Когда они погибли от старости, местные умельцы вырезали из оставшихся пеньков деревянных черепах, улитку и золотую рыбку. Только два пенька так и стоят необработнные. Улитка и рыбка еще целенькие, а вот черепаха уже щербатая - старость не радость. Но детишки все равно любят по ним лазать.