Кулесский Роланд : другие произведения.

Византийский след в судьбе Иерусалима

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это третья экскурсия из числа четырёх,запланированных с др. Раффи Касимовым в рамках цикла "История Иерусалима". Экскурсия посвящена периоду, в котором история Иерусалима определилась деяниями Иисуса Христа, апостола Павла и императора Константина.


   Византийский след в судьбе Иерусалима
     
   Новая Эра в судьбе Иерусалима
     
   Судьба Иерусалима в Новой Эре связана с именами Иисуса Христа, апостола Павла и императора Константина.
  
   На страницах четырёх Евангелий Иисус появляется после тридцати лет, когда его сопровождают ученики, убеждённые в его мессианском предназначении. Иисус проповедует, демонстрируя прекрасное знание Торы, которую он цитирует на память, успешно участвуя в галахических спорах. Он совершает чудеса, исцеляя больных и убогих, в том числе в субботу: не человек для шабата, а шабат для человека. Позже его обвиняют в том, что он, зная "непроизносимое/четырёхбуквенное" имя Б-га, пользуется им для совершения чудес. Для историка, именно содержание галахических споров, соответствующих духу тех лет, является характеристикой реальности происходившего. Для Иисуса-человека жизнь заканчивается трагически.
  
   Заметим, что мессианские надежды того времени нашли отражение в Кумранских рукописях, в одной из которых говорится о скором приходе Мессии, сына бога. От Мессии, который должен был быть из рода Давида, ждали изгнания римлян, восстановления ритуальной чистоты Храма и независимости Иудеи.
  
   После распятия Иисуса апостолы распространяют его учение. Среди них выделяется апостол Павел (еврейское имя Шауль), который не входит в состав двенадцати, поскольку был призван после земной жизни Иисуса. Вначале он - ярый гонитель христиан, фарисей, близкий к религиозной элите Иерусалимского Храма. На пути в Дамаск он "поражен чудесным образом с неба, и Иисус открылся ему. Шауль(Павел) обратился, получив из уст Господа призвание и достоинство апостольское. Вскоре принял крещение и стал Павлом". Впоследствии он один из главных идеологов христианства, которое представляло собой "облегченный" вариант иудаизма, привлекательный для языческого большинства того времени: без обрезания, без кашрута и с Иисусом Христом как сыном единого бога и посредником между человеком и богом. Тем самым, Павел придал христианству форму, которая предопределила его всемирное распространение. Павел был казнён в Риме в 64 году новой эры.
  
   Далее судьба христианства "в руках" императора Константина. Не останавливаясь на деталях, несущественных для данной статьи, отметим, что в 312г. было два претендента на императорский трон: Максенций (сын императора Максимилиана) и Константин, который к этому времени был уже провозглашён Августом в западных провинциях. В решающем сражении недалеко от Рима Константин побеждает, имея численно вдвое меньшую армию: "Знак Пылающего Креста явился Константину во сне накануне сражения с надписью под ним на греческом: " Эв тоута вика" ("Сим победишь)". Христианство во владениях Константина получает статус "наибольшего благоприятствования". При этом принимается закон исключительной важности: раб, объявивший о своём обращении в христианство, получает свободу, что увеличило популярность христианства. Однако на пути к власти сенатор Лициний, женатый на сестре Константина. В 323г, после 9-летнего перемирия, между ними начинается война, закончившаяся поражением Лициния. Константин становится единственным императором, а христианство - государственной религией. В 325 году он собирает Никейский Собор, среди решений которого отлучение иудеев от христианства и поездка его матери, Елены, в Палестину на поиск следов Иисуса. Елена строит церкви на Масличной горе, в Вифлиеме, а также Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Для Иерусалима наступает византийский период, период поломничества.
  
  В 310г Константин основал город Константинополь (бывший Византий), куда впоследствии переносит свою столицу. Он.умирает в 337г как Константин Великий, приняв христианство за несколько лет до смерти.
  
   Церковь Гефсиманского Сада
  
   Её также называют Церковью Всех Наций (точнее, 12-и католических стран, пожертвовавших деньги на её строительство). Здесь, в саду, в ночь перед распятием Иисус "...пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.... Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя". До наших дней сохранилась часть сада библейских времен. Это не удивительно, так как возраст деревьев в зрелом оливковом саду 700-800 лет, а 2000-летние деревья продолжают плодоносить, как до сих пор цветут восемь олив, посаженных здесь еще в I веке н. э. Именно поэтому олива, у которой каждая ветка пускает собственные корни, - символ вечности,
  
   Olives [R.Kulessky]
  
   Гефсимания (иврит: гат шманим) - место, где производят оливковое масло. Рядом с садом грот, где расположились ученики с Иисусом, поскольку в то время пещера не была занята сборщиками плодов и изготовлением масла:
   "....Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.

И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала
,
В поту кровавом он молил Отца
...",
   написал Б.Пастернак. Здесь Иисус был предан и арестован. На месте, где по преданию Иуда предал Христа, в 4-5 веках византийцы построили базилику, от которой после разрушения её персами, остались куски мозаики на полу (сейчас под стеклом), рисунок мозаики сохранён в построенной в 20 веке католической церкви:
  
   Gethsemane Garden church [R.Kulessky]
  
   На фронтоне - Иисус, над ним бог-отец, слева праведники, справа грешники. Внутри церкви на потолке 12 куполов и гербы 12 стран, пожертвовавших деньги на ее строительство. Алтарь в виде чаши расположен на скале, где по преданию молился Иисус.
  
   Jerusalem Gold Gate [R.Kulessky]
  
   Скала окружена решёткой в виде тернового венка. Синие витражи создают внутри церкви полумрак, что символизирует последнюю земную ночь Иисуса.
   Церковь расположена на западном склоне Масличной горы, откуда Иисус с пальмовой ветвью въехал в Иерусалим через Золотые Ворота. В византийский период паломники за плату спускались на осле с Масличной горы и въезжали в эти ворота, повторяя его путь.
   Как пишет Г.Мелвил, турки замуровали ворота, веря легенде, что через них город будет взят неприятелем. Позднее возникло поверье, что их откроют, когда снова придёт Мессия.
  
   Церковь Успения Богоматери (Гробница Марии).
  
   В четырёх канонизированных Евангелиях не говорится о том, что дева Мария уснула (на пятнадцатом году по Вознесении Иисуса) и через три дня Иисус призвал Свою Мать на небо. Эта история рассказывается в апокрифическом Евангелии от Якова.
   Церковь расположена близко к Церкви Гефсиманского Сада. Первоначально здесь была ранневизантийская постройка, затем разрушенная персами и  перестроенная при крестоносцах. Интересено, что арка над входом имеет "излом", что заимствовано у арабов и говорит о зарождении готического стиля.
  
   Our Lady church [R.Kulessky]
  
   Церковь принадлежит/поделена монофизитами (армянская, коптская, сирийская, греческая - церкви), католики были изгнаны отсюда в 18 веке. Монофизитство - течение в христианстве, распространённое в византийском Иерусалиме и основанное на вере в то, что Христос обладал только одной природой, то есть Сын Божий воспринял человеческую природу, однако последняя была поглощена его Божественностью.
   Вход в церковь по длинной лестнице вниз. Примерно на половине лестницы,
  
   Our Lady church service [R.Kulessky]
  
   слева и справа, расположены две капеллы, посвященные родителям Марии, Иоахиму и Анне, а также Св.Иосифу. Кроме того, здесь находятся, гробницы королевы крестоносцев Мелисанды и других королев иерусалимского королевства: королей хоронили в Храме Гроба Господня, а королев - здесь. Во время нашего посещения в церкви шла служба.
   Подземный храм имеет крестообразную форму и в центре зала Гробница Марии. Здесь же, в каменном киоте, икона Божией Матери, почитаемая как чудотворная.
  
   Церковь Петушиного Крика
  
   История отречения Петра поучительна, ибо "слаб человек".
   Пётр сопровождает арестованного Иисуса в дом первосвященника Каифы, где Иисуса допрашивают, сам же Пётр вызывает подозрения и на вопросы о том, имеет ли он отношене к арестованному, трижды и разным людям отвечает, что нет, не имеет: "И он опять отрёкся с клятвою, что не знает Сего Человека". Тут поёт петух и Пётр вспоминает, что во время Тайной Вечери он клялся в ином: "...если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня" (эта сцена изображена на барельефе входных дверей церкви). И вспомнив об этом Пётр убегает с плачем:"И выйдя вон, плакал горько".
  
   St Peter church [R.Kulessky]
  
   Первоначальные раскопки, как казалось, говорили за то, что здесь мог находиться дом Каифы и, соответственно, остатки византийской церкви, связанной с историей отречения Петра. Однако дальнейшие раскопки выявили
  
   St Peter church details [R.Kulessky]
  
   в подвале под домом, водосборник, в котором на стенах, с одной стороны остатки изображения коленопоклонённой фигуры, как бы в глубоком отчаянии, с другой - крест. Остатки колонн и мозаики говорили о том, что в византийский период здесь было важное святое место, но дом первосвященника по многим признакам здесь быть не мог. Основываясь на этих фактах и библейских текстах, историки склоняются к тому, что это то место, куда убежал Пётр и где
  
   Under the church [R.Kulessky]
  
   он плакал. То есть более правильно было бы назвать эту церковь Церковью Плачущего Петра.
  
   Земля крови
  
   Со смотровой площадки у Церкви Петушиного Крика можно увидеть Монастырь Святого Ануфрия (на левом фото). Монастырь расположен
  
   St Anuthry nunnery [R.Kulessky]
  
   на месте, купленном за 30 сребреников Иуды: "...и раскаявшись...и бросив сребреники в храме, он вышел; пошёл и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровешницу церковную; потому что это цена крови.Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников (выделено автором). Посему и называется земля та "землёю крови" до сего дня". Это место стало любимым местом захоронения паломников в византийский период, здесь же, как предполагается, некоторое время жил Святой Ануфрий. Святой Ануфрий известен как яркая фигура в "отшельническом движении".
  
   На правом фото новые стены Иерусалима: "...отстрой стены, Иерусалим!"
  
   Римский квартал
  
   После Великого восстания (Иудейской Войны) и разрушения Второго Храма в 70-м году и до 132 года в Иерусалиме "тихо", иудеи ждут, что им разрешат восстановить город и Храм, как это было после разрушения Первого Храма. Однако этого не происходит, что вызывает новое восстание, Бар Кохбы, подавленное Адрианом. Иерусалим "распахан" и на его месте строится римский город Элиа Кипитолина. Всё это время и вплоть до 285 года в Иерусалиме стоит 10-й римский легион. Затем наступает византийский период и Константин
  
   Cardo street [R.Kulessky]
  
   возвращает городу его имя. В городе появляются ранневизантийские постройки, некоторые из которых видны на макете слева. Справа на фото раскопанная часть византийского Кардо (улица, ориентированная с севера на юг) с коллонадой западного портика и развалинами торговых помещений, вырубленных в скале. На макете (примерно напротив Храма Гроба Господня, построенного Еленой на месте храма Венеры) её пересекает Декуманус (улица, ориентированная с запада на востое), а на их пересечении находился Форум. Высота колонн 5м с капителями коринфского стиля, ширина Кардо чуть больше 20м.
   На предполагаемом месте Форума в христианском квартале (следущее фото слева внизу) сегодня турецкий фонтан и магазинчики. Сзади видна лютеранская церковь, а Храм Гроба Господня недалеко, слева. Идём к Александровскому подворью, построенному в 1870г и находящемуся вблизи от "девятой остановки" Ииуса по Виа Долороза: фактически, это - Голгофа, ибо Храм Гроба Господня "в двух шагах".
  
   Forum [R.Kulessky]
  
   При строительстве Подворья была обнаружена и раскопана часть стены времён Второго Храма и арка с лестницей, ведущей, как предполагается, на Форум.
   Весь этот район старого города несёт следы римского присутствия, как колонна
  
   Roma quarter [R.Kulessky]
  
   с именем 10-го легиона на снимке выше слева, так и камни улицы на арабском рынке (на снимке - справа). Предполагалось, что это камни, по которым шёл Иисус, но они оказались на сто лет "моложе".
  
   Заключение
  
   При том, что Иерусалим считается самым "раскопанным" городом, он скрывает большую часть своей истории под тысячелетними слоями, и чем больше интересуются его прошлым, тем больше возникает вопросов, ответы на которые он, словно бы, скрывает. У него своя собственная жизнь, в которой ему пришлось быть столицей лишь одного государства, Иудеи, и судьба которого, как кажется, определяется не людьми: "Иерусалим, чьи сустава и люди уже утратили гибкость, чьи внутренности были изъедены каменными опухолями метастазов, чьи ночи были терзаемы воспоминаниями о славе и муках, - ждал могучего рывка, освобождающего взлёта, парящего шелеста с небес" как писал Меир Шалев.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"