Кулесский Роланд : другие произведения.

К вопросу о графомании

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В последние годы, в связи с развитием интернета, графоманство ширится, становясь, повидимому, одной из духовных потребностей, так что настаёт необходимость его переосмысления. Определение своего отношения к этому явлению актуально прежде всего для самих графоманов, к числу которых автор причисляет и себя.


  
   К вопросу о графомании
  
   Предмет обсуждения
  
   Листая словари, нетрудно убедиться, , что графоманию определяют, как "болезненное пристрастие (Ожегов) или патологическую страсть (БЭС, СЭ) к сочинительству", или как "психическое заболевание (Ушаков), выражающееся в пристрастии к писательству, у лица, лишенного литературных способностей". Резюмируя, следует понимать, что графомания явление нездоровое.
  
   Поскольку пристрастие к писательству свойственно как "нормальным, так и ненормальным", оставим психические заболевания и паталогию медицине и ограничимся лицами, для которых их пристрастие не является "клиническим случаем", а скорее - предположим - некой духовной потребностью. Для них скомбинируем (из вышеприведённых) определение, которое несёт в себе негативное отношение к графоманству, так что обвинение в графоманстве и сегодня воспринимается почти как оскорбление. К примеру, существуют литературные объединения и кружки в интернете, в явной и неявной форме ставящие задачи защиты от графоманства "высокой, истинной" литературы, по умолчанию полагая, что было бы неплохо его вообще искоренить. Мне кажется, с позиции таких противников графомании, она может определяется как "болезненное пристрастие к сочинительству, у лица, лишенного литературных способностей". Такое определение, не выходя за рамки вышеприведённых словарных, отсекает явные психо-паталогические случаи пристрастия к писательству.
  
   Немедленно возникает вопрос о критерии наличия способностей, о мотивации к сочинительству у тех, кто лишен литературных способностей, и о графоманстве как явлении нравственном.
   Определение своего отношения к этому явлению актуально прежде всего для самих графоманов, к числу которых автор причисляет и себя. Действительно, откуда возникает неутолимое желание к сочинительству, что даёт его удовлетворение, какова его нравственная оценка...
  
   В статье обсуждаются некоторые аспекты вышеуказанных вопросов как результат размышлений и наблюдений автора.
  
   Графомания: формальные рамки
  
   В "болезненном пристрастие к сочинительству", если оно не переходит в психическое заболевание, настораживает слово "болезненное", так как "пристрастие к сочинительству" удел всех профессиональных сочинителей и не может служить признаком графоманства. Добавим, что в "простом" пристрастии к сочинительству не будем требовать уточнения мотивации этого пристрастия. Таким образом, если такое пристрастие не несёт "болезненного характера", то речь не может идти о графомане. Тем самым, прав Ушаков и нужно либо говорить о нарушении психики (это медицинский случай) либо убрать признак "болезненности" из определения, имея в виду психически здоровых людей, что мы и делаем далее.
  
   Итак, имея в виду людей нормальных, под графоманией можно понимать "пристрастие к сочинительству, у лица, лишенного литературных способностей".
  
   Далее требует обсуждения аспект способностей.
   Как правило, о наличии или отсутствии оных судят литераторы - профессионалы или читатели с безупречным вкусом. У них, вне всякого сомнения, острый слух на штампы, неуместный пафос, неадекватные образы, нарушения формы, прямые подражания и т.п. Однако далеко не всегда формальный анализ произведения может говорить об отсутствие способностей, - возможно и часто это говорит о неумелом (пока) использовании способностей или о небрежности, свойственной сегодня очень многим, включая профессиональных писателей (об этом чуть позже).
  
   Итак, мы имеем определение, которое не является инструментом идентификации графомана среди всех пишущих, включая профессионалов. Иначе говоря, это определение даёт необходимые, но недостаточные для идентификации признаки, как сказали бы математики.
  
   Учитывая, что всегда были и есть защитники "высокой" литературы от графоманства, несколько слов об этом явлении. Часто они просто не считают, что есть смысл что-то писать/публиковать, что ниже уровня, условно говоря, Пастернака-Набокова, когда можно и нужно читать и наслаждаться тем, что уже написано корифеями, и "не засорять священного храма литературы" несовершенными произведениями. Это верно, но только, если игнорировать нравственный аспект графоманства. Однако прежде, чем обсуждать этот последний, несколько слов об ошибочной идентификации.
  
   Необходимо, но недостаточно
  
   В принципе, можно смотреть на графоманство как на некое обобщённое явление человеческого духа, к примеру, говорить о графоманстве от науки, от техники, от живописи, от TV и т.д., однако ограничимся его привычным содержательным смыслом.
  
   Давно ли Окуджава оправдывался, насколько я помню, в Литгазете, в том, что то, что он пишет, как бы и не поэзия , а некая искажённая её форма, то ли песня, то ли песенная поэзия. Ему не нужно было бы оправдываться, если бы не было обвинений и можно предположить, что в них содержалось в неявном виде обвинение (!) в графоманстве. Примерно то же было с Высоцким. При всём этом, нет сомнений сегодня в литературных способностях Высоцкого, Окуджавы и многих других, примеры которых могли бы без труда привести более информированные люди.
  
   Читая в заметках Бунина десятки примеров штампов и безвкусиц в произведениях Куприна, трудно предположить, что Бунин мог бы иметь в виду элементы графоманства, скорее - небрежности... но если бы Куприн был начинающим писателем... трудно сказать? А что имел в виду Бродский, отмечая у Пушкина дежурную рифмовку "радость-младость"...?
  
   И сегодня, читая многие популярные произведения, переводные и русскоязычных писателей (не буду уточнять, чтобы не уходить от темы), не всегда понятно, где имеет место небрежность и где - отсутствие литературных способностей, то есть где низкого уровня профессионализм и где графоманство (исключая паталогию). Но есть ли вообще раличие между этими двумя последними?...
  
   Графомания: нравственный аспект
  
   Очевидно, что использованное выше определение графоманства не только не является инструментом к его идентификации, но и не отвечает на вопрос о мотивации. Рассмотрим нравственный, мотивационный, его аспект, воспользовавшись Пастернаковским - "...цель творчества - самоотдача ...", указывающим источник пристрастия к сочинительству у всех лиц, как лишенных, так и не лишенных литературных способностей.
  
   По-существу, речь идёт о том, что у человека нет иного способа душевной самоотдачи, кроме творчества, включая, в частности, писательство. Эта отдача себя, связанная в прошлом с культурой Дневника, является неодолимой душевной потребностью любой художественной натуры, связанной с необходимостью себя понять, то есть с духовной самоидентификацией и неизбежно в своём начале может вести к графоманству. Иначе, - путаница ролей и вместо поэтессы или домохозяйки появляется террористка Софья Перовская.
  
   Любой специалист по идентификации объектов техники знает, что идентификация без "обратной связи" не точна, несовершенна, если не сказать, примитивна. Такой обратной связью для графомана является читатель, скорее всего, тоже графоман и спасибо "Библиотеке Машкова" за организацию её. Тем самым объясняется стремление графомана к публикации как необходимого условия оценки извне (обратной связи) для уточнения понимания себя.
  
   Учитывая изложенное, можно попытаться дать иное определение графомании:
  

Графомания: пристрастие к сочинительству как

творческий процесс самоидентификации - воспитания души.

  
   Это определение не включает профессиональных писателей, у которых самоидентификация уже прошла. Это определение не противоречит и словарному, но исключает из рассмотрения всех лиц с психо-патологическим или болезненным пристрастием к сочинительству.
  
   Вместо заключения
  
   Что может быть невыносимее, чем отсутствие мира с собой, душевного одиночества, непонимания окружающего мира и своего место в нём. Чтобы быть в мире с собой, защитить свой душевный мир, нужно знать себя для себя и для других: свои идеалы и предпочтения, своё отношение к нравственным ценностям, допустимые, в твоём понимании, границы преступлений и наказаний, требования к кругу друзей, своё место среди них, границы компромиссов, доверия и т. д., то есть идентифицировать себя как личность. Считается, что такая идентификация должна закончиться к 18-летнему возрасту (у женщин она может иногда завершиться лишь после замужества). Однако, если такая идентификация не реализовалась вовремя, человек будет жить с комплексами, на изживание которых может не хватить всей оставшейся жизни. Очевидно, базой самоидентификации является определённый уровень образованности, что здесь мы не обсуждаем. Ясно также, что понимание себя - это наблюдение и анализ, включающий обсуждения в кругу, которому доверяешь (это тоже идентификационная задача).
   Именно в этой связи может возникнуть пристрастие к сочинительству как возможность "выплеснуть" избыток душевного эмоционального напряжения, взглянуть на себя глазами других, понять, что тебя мучает, куда зовёт, где то, к чему стремится твоя душа и стоит ли туда стремиться, предложить себя другим, ясным самому себе. Короче, - это глубоко нравственный процесс воспитания своей души и именно этот аспект подчёркивает данное выше определение графомании.
  
   Вмешиваться в "тонкую материю" воспитания души могут только заслужившие доверия этой души люди, поэтому мне представляется безнравственной обструкция, если она имеет место, которой графоманство может подвергаться (подчеркнём: в рамках данного выще определения) со стороны "защитников чистоты" литературы. Подобно этому, например, не следует взрослым вмешиваться в возню малышей в песочнице, ибо пострадают обе стороны. А потому, графоманы просто младшие братья писателей-профессионалов, которые когда-то уже проходили через школу графоманства.
  
   Наконец, в рамках данного выше определения, каждому приятно ощутить себя графоманом, открывая в душе то, о чём не подозревал прежде... что автор желает всем, дочитавшим до конца.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"