Кулик Вадим Викторович : другие произведения.

Казань. Храм всех религий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вселенский храм в Казани, в окончательном своём облике предусматривает объединение шестнадцати религий, в числе которых есть культы уже исчезнувших цивилизаций и даже инопланетного разума!

Храм всех религий [кулик в.в.]
  
  
  * можно посмотреть видео репортажа на моём канале Ютуб, пройдя по ссылке, указанной в конце моей авторской страницы
  
  
  Сегодня мы приглашаем вас посетить очень удивительное строение - Храм всех религий, который находится в посёлке Старое Аракчино, в городе Казань.
  
  Во всём мире подобных сооружений не то, чтобы нет. Идея объединения всех религий в нечто единое, так, или иначе, проявляла себя раньше и продолжает проявлять по сей день. Но лишь этот Храм, который был назван его создателем, Ильдаром Мансавеевичем Хановым "Вселенский храм", наиболее полно воплотил эту идею в жизнь. Посудите сами. В Коулуне - это полуостровная часть Гонконга, находится храм всего лишь трёх религий. Он собрал вместе даосизм буддизм и конфуцианство. На Бали есть площадь пяти храмов. Рядом, но не в одном сооружении, находятся мусульманская мечеть, буддийский и индуистский храмы, католическая и протестантская церкви. Часовня Ротко в Хьюстоне, также, как утверждают многие, является неким святым местом, открытым для всех религий и в то же время не принадлежащим ни к одной из них. Есть ещё в мире музеи истории религии. В нашей стране, например, такой находится в Санкт-Петербурге, рядом с Исаакиевским собором, и, пожалуй, всё. Как видите, дальше идеи дело особо не шло. А вот Вселенский храм в Казани, в окончательном своём облике предусматривает объединение шестнадцати религий, в числе которых есть культы уже исчезнувших цивилизаций и даже инопланетного разума!
  
  Сразу скажем, большинство из них уже представлены в храмовом комплексе, строительство которого продолжается.
  
  История создания Вселенского храма так же необычна, как и сам храм. Принято считать, что она берёт своё начало в 1994 году. Однако храм построен на земельном участке родительского дома семьи Хановых. Старый деревянный дом не только сохранился, но и стал частью храмового комплекса. Поэтому, правильней, вероятно, будет считать дату начала постройки храма дату постройки родительского дома. Это 1956 год, по одним сведениям, по другим - 1955.
  
  Семья Хановых не была богатой. До постройки дома они жили в землянке, над которой, собственно, и был затем возведён небольшой деревянный дом. Детей было шесть. Двое умерли в раннем детстве. Остались Ильдар, который родился в 1940 году, его брат Ильгиз, на 8 лет его младше, и две сестры. Ильдар впоследствии и начал строить Храм Всех Религий, приписывая саму идею строительства видению, пришедшему во сне. Произошло это 19 апреля 1994 года. Как последствия рассказывал Ильдар Мансавеевич, это был Иисус, который повелел строить Вселенский храм. Ильдар возразил, что у него нет для этого средств. Иисус же ответил: "Ты начни строить, люди поверят в тебя и придут на помощь". Ильдар не стал больше возражать, вышел во двор и принялся копать землю под фундамент. Это основная версия начала строительства храмового комплекса.
  
  Однако не думайте, что всё произошло совершенно спонтанно, без всякой предыстории, которую мы вам сейчас расскажем.
  
  Детство Ильдара Ханова проходило в тяжелые военные годы. Именно тогда, в 1943 году умерли два его брата. Пережил клиническую смерть в тот год и Ильдар. Удивительно, но он помнил, что в эти мгновения к нему явились семь ангелов и предложили пойти с ними. Он вознёсся на голубой небо и увидел людей, одетых во всё белое, которые сказали, что давно ждали его. Затем, один из них подошёл к нему и представился: "Я, Иисус". Он взял Ильдара на руки, поцеловал и показал ему Рай и Ад. Потом велел спуститься обратно на землю. Ильдар сначала заупрямился - мол там война, голод и холод. Иисус ответил: "Иди, ты нужен там". На этом видение закончилось. Ильдар открыл глаза и увидел причитающих над ним, как над умершим, родителей и соседей.
  
  Далее, как утверждал Ильдар Мансавеевич, мир предстал перед ним уже в ином свете. Благодаря этому него открылись способности к целительству и страстное желание рисовать.
  
  В семь лет, представьте себе 1947 год, Ильдар познакомился с практикой йоги. Нам не удалось узнать, каким образом это случилось, и продолжал заниматься ей всю свою жизнь. Мало того, приобщил к этим занятиям и младшего брата Ильгиза.
  
  В 20 лет он закончил Казанское Художественное училище и поступил в Суриковский институт в Москве, который успешно закончил в 1968 году. По окончанию был сразу принят в Союз художников СССР. Всё это произошло стремительно, без лишних сомнений и неодолимо препятствий.
  
  Далее Ильдар Мансавеевич начинает работать в быстро развивающемся городе Набережные Челны. Первая его скульптура была посвящена тридцатилетию Победы в Великой Отечественной войне. Называлась она "Родина - мать", и была выполнена в виде птицы Феникс. Вероятно, уже тогда его интересовали древние мифы, с которыми он, так, или иначе, связал всю свою жизнь.
  
  Теперь представьте - этот памятник должен был строиться не меньше 2 - 2,5 лет. Однако Ильдар Ханов смог его возвести за 2 месяца 17 дней. К слову сказать, один фундамент для скульптуры был заглублён на 20 метров. Это была настоящая стройка, в которой принимало участие далеко не одна тысяча рабочих.
  
  С созданием этой первой его скульптуры связано некое недоразумение. Оказалось, что её установка не была согласована с Союзом художников. Сразу после открытия памятника разгорелся скандал, скульптуру хотели уничтожить, а Ильдара даже арестовать. Однако в конечном итоге, всё обошлось благополучно. Этот грандиозный памятник до сих пор продолжает находиться в Набережных Челнах. Затем в этом городе появились и другие работы Ханова: "Древо жизни", "Пробуждение", "Эволюция", "Ангел-хранитель" и прочие. Как видите, названия его монументальных скульптур имеют некий сакральный смысл.
  
  Помимо растущей известности, как скульптора и художника, в то время Ильдара Мансавеевича Ханова многие уже знали и как целителя, с выдающимися способностями. Дар, данный ему в детстве, он значительно расширил и укрепил во время своих путешествий по восточным странам. Именно там он изучал тибетскую и китайскую медицину, совершенствовал занятия йогой, познавал восточные религии. Эти знания нашли своё отражение не только в его творчестве, которое, кстати, весьма плодотворно - им сделано более семидесяти скульптурных и монументально-декоративных произведений, написаны сотни картин. Обретённые знания стали твёрдой основой его убеждения, что все религии имеют единый корень. Там, вероятно, и появились первые мысли о создании грандиозного проекта, который объединил бы все религии в нечто единое.
  
  Теперь расскажем о некоторых, в общем-то, знаковых событиях, которые предшествовали началу строительства храма там, где он сейчас находится.
  
  Ильдар Ханов предпринимал и раньше 1994 года попытки осуществить свою мечту - построить нечто похожее на Вселенский храм. Здесь будет уместным сказать, что проект комплекса был задуман Ильдаром Мансавеевичем ещё в конце 80-х годов. В это время он познакомился с сыном всем известного художника Николая Константиновича Рериха, Святославом. У них завязались дружеские отношения и совершенно точно известно, что они активно обсуждали этот проект. Имеются сведения, что именно в это время Ханову поступило предложение построить этот храм в Индии. Но Ильдар Мансавеевич отказался. Он хотел осуществить свою мечту только у себя на родине. В Набережных Челнах, где он много работал, и была предпринята первая попытка такого строительства. Насколько нам известно, он не стал открыто говорить об истинном предназначении комплекса, представляя его как оригинальную гостиницу. Однако в конце концов, стройка была остановлена.
  
  Следующая попытка случилась в районе Верхнего Услона, недалеко от Казани, на горе, рядом с Волгой. Там даже не удалось приступить к стройке. Несмотря на эти неудачи Ханов не терял надежды построить храм, и решение где строить, пришло ему свыше. Как это произошло мы уже рассказали в начале нашей прогулки.
  
  Итак, Ильдар Ханов взял лопату и пошёл во двор родительского дома копать траншею под фундамент. Далее стали появляться помощники. Кто-то давал безвозмездно деньги, кто-то приходил просто делать различные работы в свободное время. В общем, как было сказано в видении: "Начни строить, люди поверят тебя и помогут", так и случилось.
  
  Теперь расскажем о младшем брате Ильдара. Ильгиз Ханов, также закончил Казанское Художественное училище, затем и Московское высшее художественно-промышленное училище. Своим творчеством он известен не только в нашей стране. А прославился в очень редком виде живописи - в иконописании. Он написал более 1000 икон и 89 иконостасов для храмов России в самых разных её регионах, восстановил Султановскую Соборную мечеть в Казани и Соборную мечеть в Нижнем Новгороде. Он всегда помогал своему старшему брату в строительстве Вселенского храма и продолжает его дело по сей день. Также, он до сих пор практикует йогу.
  
  Пришло время пройти вовнутрь храмового комплекса. Сразу скажем, его интерьер чрезвычайно разнообразный, выполнен в многоликих стилях, наполнен религиозными смыслами и символическими знаками. Разобраться в этом многообразии довольно непросто. Для этого нужно, как минимум, провести достаточно много времени в этом грандиозном сооружении. Помещения разной величины переходят одно в другое, часто имеют по несколько проходных коридоров, в которых несложно заблудиться.
  
  Рядом с входом мы видим изображение двух братьев Хановых. Слева Ильгиз, справа Ильдар. Над их портретом расположен листок бумаги с напечатанными на нём пятью принципами Свыше этики из Ясы Чингисхана. Зачитаем их:
  
  - Власть выше собственности;
  
  - Служение выше владения;
  
  - Справедливость выше закона;
  
  - Общее выше частного;
  
  - Духовное выше материального.
  
  Яса Чингисхана - это своего рода правила жизни, свод законов, которым должны были следовать все монголы со времён Чингисхана.
  
  Вообще, для посещения туристов уже подготовлены 13 залов - языческий, православный, египетский, татарская национальная галерея, католический зал (он же концертный), зал краеугольный камень веры, татарских шамаилей. Шамаиль - это настенное панно с изображениями святых мест, изречений из Корана, афоризмов и даже фрагментов поэтических произведений. Также открыты залы Кришны, Будды, Шивы, иудаизма, тайных обществ и мемориальные залы Ильдара Ханова. Попробуем их обойти.
  
  Вы видите иконы, написанные Ильгизом Мансавеевичем Хановым. Это, как вы уже догадались, Православный зал.
  
  Следующий зал Египетский. Но прежде мы проходим коридор, на стенах которого мы видим, с одной стороны, картину. Смысл изображённого на ней, как нам кажется, достаточно прост. Впереди вход в Египетский зал, а вот, с другой стороны, мы можем обнаружить барельефы явно с ассирийским мотивами. Обычно, они прославляют царей этой древней месопотамской цивилизации, показывают сцены на охоте. А вот изображения женщин на таких барельефах можно увидеть крайне редко.
  
  Оформление Египетского зала делалось по эскизам Ильдара Ханова. При его жизни он ещё построен не был. Пантеон древних египетских богов, богинь, сверхъестественных существ, достаточно велик. Некоторые из них нашли своё отражение на стенах этого яркого, запоминающегося зала. На потолке можно увидеть нарисованную птицу с расправленными крыльями. Обычно так изображали сокола, проводя параллель между этой птицей, которая считалась священной, и фараоном. Распростёртые крылья делали его божественным. Копии саркофагов усиливают впечатление. Красочная мозаика на стенах и колонах создаёт определённый колорит. Сейчас вы видите изображение Анубиса -древнеегипетского Бога преисподнии с головой шакала, и Ра - бога солнца с головой сокола.
  
  Мы перешли в следующий зал. Это татарская национальная галерея. Здесь мы увидим много женских портретов. Их автор Ильгиз Ханов. Образы этих женщин собирательные. Народные сказания, легенды и другие литературные источники вдохновили автора на их создание. Эти картины даже выставлялись в 2016 году в выставочном комплексе Казанского Кремля, на выставке под названием "Женский образ. Красота сквозь века". Каждая из них достаточно интересная.
  
  А это, как вы уже, вероятно, догадались, католический зал, который ещё именуют концертным. Его размеры значительно отличаются от других залов. Великолепные витражи на окнах и стенах напоминают соборные Средневековой Европы. На них можно различить образы католических святых - Франциска Ассизкого, Святого Доминика, Жанны д*Арк, Иисуса Христа, Девы Марии и других.
  
  Кресла, кстати, тоже достаточно уникальны. Раньше они стояли в зрительном зале Татарского театра оперы балета имени Мусы Джалиля. В конце 90-х годов в театре была реконструкция, появились новые кресла, а часть старых переместилась в этот зал. Ещё одна примечательность этого зала - настоящий электроорган. Здесь проводятся всевозможные концерты, творческие встречи, музыкально-поэтическое вечера и другие интересные мероприятия.
  
  Этот зал, буддийский, пожалуй, самый красочный. Многие, кто пытается познать эту религию, которая, кстати, является одной из самых древних - она зародилась примерно в V веке до нашей эры в Древней Индии, хотят узнать - а кто же такие, буддисты? Ответ просветлённых часто ставит их в полное недоумение. Ведь он может прозвучать примерно так: "Буддист - это тот, кто смотрит на мир глазами Будды". Внутренняя гармония, жизнь в гармонии с окружающим миром, пожалуй, одни из главных стремлений последователей этой религии. Они видят проявление божественной сущности буквально во всём на нашей земле - в людях, животных, в природе. Вероятно, поэтому, всё в этом зале направлено на появление позитивного мышления. На потолке мозаичная мандала в виде Вселенной. Также вечный круг перерождений "Колесо Сансары". На стенах много символических знаков, среди которых имеется и тханку, то есть иконка, которую привёз из Тибета Ильдар Ханов. Также здесь находятся различные скульптуры и изображения Будд. Ведь Будд, на самом деле, было много.
  
  Из буддийского зала можно выйти в очень интересный буддийский дворик. Он полон беседок в восточном стиле, красивых мозаичных тропинок, скульптур, растительности и всевозможных арок. Также с него открывается чудесный вид на храмовый комплекс. Это, вероятно, отличное место для медитаций.
  
  Мы дошли до зала Шивы. Это индуистское божество, один из трёх главных. Два других - Вишну и Брахма. Культ Шивы гораздо более древний, чем буддизм. Имеются верные сведения, что его истоки уходят в доведийский период. А это 1500 лет до нашей эры! Шива собой олицетворяет космическое сознание и мужское начало вселенной. Его изображают в двух основных образах - в сидячей позе лотоса с третьим глазом на лбу, или танцующим, как, собственно, он изображён в этом зале. Танцует он не просто так и не от великой радости. Ногами он удерживает тело демона, который, кстати. символизирует невежество. Этот танец, согласно индуистской мифологии, просто необходим для поддержания ритма жизни и создания мира. Стены зала украшают красивые изображения различных индуистских божеств. Их, к слову сказать, великое множество в индуистском пантеоне.
  
  В завершении нашей прогулки мы не можем не сказать о трудностях, которые пришлось преодолеть всем, кто принимал и принимает до сих пор участие в строительстве этого уникального объекта. На их долю выпало непонимание многими самого главного смысла идеи, которую старался донести до людей Ильдар Мансавеевич Ханов. Он достаточно прост и в то же время чрезвычайно сложный. Заключается он, по замыслу Ханова в том, что различие вероисповеданий ведёт к конфликтам и войнам. Созданный им Вселенский храм нужно прежде всего рассматривать, как художественное творение, храм искусств, мира между всеми конфессиями и добра, а не молитв и прочих обрядов.
  
  Ильдара Мансавеевича многие упрекали в нарушении веры отцов, на что он отвечал просто: "Я, татарин, и исходя из национальности, мусульманин, хотя для меня и буддизм стал близким, поскольку йогой занимаюсь много лет, и христианство - я изучал искусство стран христианского мира. Я религии не разделяю. Для меня Бог един".
  
  Ильдар Мансавеевич Ханов умер 9 февраля 2013 года, но его дело продолжает жить.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"