Нарисовал художник две картины о человеке, со всеми его делами и помыслами. На одной была у человека голова поднята к синему небу, над которым стайкой кружились птицы. Вокруг природа открывала свои просторы и всё, что есть хорошее в человеческой сущности, обнаруживалось в этой картине, даже неискушённому зрителю.
На второй, взгляд человека были опущен на землю, где скрытым образом находилось золото, драгоценные камни и прочее. Природа прятала их, но человек был непреклонен в своём стремлении завладеть ими. Лицо его было озабочено желанием, несмотря на то, что в синем небе также кружилась стайка птиц и расцветала природа. Все порочные качества обнаруживались в этом человеке, если не сказать точнее - были выставлены наружу.
И первая и вторая картины были мастерски нарисованы и поражали своей реальностью. Неудивительно, что художник не мог решить, какая из них лучше. Проведя в сомнениях много дней, он решил подарить их правителям двух городов, которые восхищались его прежними работами.
Дары были приняты с почестями, - ведь художник был широко известен, - и помещены в залы, где каждый житель мог в любое время любоваться ими.
С тех пор прошло немало времени. Художник состарился, и перед смертью захотел ещё раз взглянуть на свои две картины, чтобы хоть теперь решить, какая из них лучше. Первым он посетил город, где находилась картина, изображавшая человека с поднятой головой. Жители сразу узнали старого художника и были рады встрече. Лица их были приветливыми и доброжелательными. Обилие цветов и чистота улиц приятно удивила художника. Город словно обнял его своей добродетелью. Счастливо проведя в нём некоторое время, он отправился дальше.
Всю дорогу он пребывал в прекрасном настроении, но едва переступил главные ворота города, где находилась вторая картина, у него украли кошелёк. Затем огорчили обманом на улице, и ни разу не улыбнулись в ответ на его приветствия. Его картина продолжала висеть в зале на всеобщем обозрении, но никто не вспомнил его самого. Люди в городе смотрели на незнакомца с подозрением и никакого желанья оставаться в нём, у художника не возникло. Немало огорчённый увиденным, он покинул город.
На этот раз, его путешествие не было одиноким. В дороге ему повстречался попутчик, который был, как и он, стар. Отдыхая в тени дерева, художник рассказал ему о своих картинах и о том, что увидел в городах, куда они были отправлены.
- Не стоит удивляться, друг мой, - ответил попутчик, - любой художник должен понимать, что он рисует не картины, а миры, в которых потом будут жить его почитатели. Чем выше мастер, тем больше почитателей и больше его ответственность за их судьбы. Художник определяет быть нарисованному миру добрым, или злым, добродетельным, или порочным, - старик умолк, но затем, положил руку на плечо мастера и добавил, - никто не может решить за настоящего художника что рисовать, так же, как и никто не может освободить его от ответственности за мир, который он создал.