Кулик Вадим Викторович : другие произведения.

Парк в Форосе. Прошлое и настоящее

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сегодня мы приглашаем вас на прогулку в прекрасный Форосский парк.

парк в Форосе [кулик в.в.]
  
  
  * можно посмотреть видео репортажа на моём канале Ютуб, пройдя по ссылке, указанной в конце моей авторской страницы
  
  
  Сегодня мы приглашаем вас на прогулку в прекрасный Форосский парк. Он раскинулся на площади в 70 га, является памятником садово-парковой архитектуры, и находится под охраной закона. История его создания, несколько путанная и связанная с именем героя войны 1812 года генерала Николая Николаевича Раевского. Император Александр I в 1820 году пожаловал ему имение в Крыму, которое находилось на западе Фороса и называлось дача Тессели. Тессели - это не имя и не фамилия, а греческое слово, которое переводится, не иначе, как "тишина". С крымско - татарского можно перевести, как "утешение". Очень много говорящее название не правда ли?
  
  Далее, мы будем вести свой рассказ, а вы можете любоваться красотами парка.
  
  До своей смерти, которая случилась в 1829 году, Раевский - старший успел приобрести ещё близлежащие к даче земли и начал разбивку садов. Тут нужно сказать, что он оказался большим поклонником садоводства. Мало того, передал эту страсть своим потомкам.
  
  Здесь мы сделаем небольшой экскурс в более далекое прошлое и расскажем о садах, как о предшественниках парковой культуры.
  
   Итак, помните, как называлось одно из семи легендарных чудес света? Правильно - "Висячие сады Семирамиды". Сады, не парки. Так в чём же отличие? Оно в том, что в садах, как вы знаете, сажают фруктовые деревья, плодоносящие кустарники, цветы. В парках плодоносящие, скорее, отсутствуют. И это один из признаков, который существует и сейчас. Однако есть и более важный. Сад был, как, впрочем, остаётся и сейчас, не публичной зоной отдыха. Это территория для очень ограниченного общества. Она не предполагает свободного посещения другими. И так было всегда.
  
  Много веков назад сады были при замках, монастырях, в основном у представителей элиты. Они использовались для выращивания в них еды, лекарств, возможности для уединения. Все ранние руководства по садоводству начинаются, не иначе как, с подробных советов о возведение всевозможных ограждений: рва с водой, крепких стен и так далее. Хозяева хотели видеть свои сады совершенно недоступными для посторонних, нанимались садовники и прочие смотрители.
  
  Парки в Раннем Средневековье были тоже известны, но имели очень специфические особенности. Они являлись ничем иным, как охотничьими угодиями правящих особ. Это были, как правило, обширные территории, обнесенный живой изгородью, или просто помеченные специальными столбами. Любого попавшего незаконно на такую территорию, могли тут же лишить жизни, или жестоко наказать, как браконьера, без всякого суда.
  
  Продолжая наш экскурс, скажем, что даже в то далёкое время, в период Высокого Средневековья, некоторые парки уже имели смешанный стиль. Так, например, в 1288 году Роберт II Граф Артуа в замке Хесдин приказал создать парк площадью 800 га., который стал очень знаменитым на протяжении двух с половиной столетий. В нём росли ивы, лесные деревья, виноградные лозы, лилии, розы, грушевые и яблоневые деревья. Были сделаны пруды, турнирные поля и механические чучела обезьян, покрытые барсучьими шкурами. Они могли двигаться и выглядели очень естественно. Однако свободного прохода для широкой общественности в этот удивительный парк также не было. Далее такой смешанный стиль стал всё более распространённым и примерно с середины XVIII века именно сады - парки стали открывать первыми для посещения широкой публики.
  
  В XIX веке, во время промышленной революции, произошел резкий рост городского населения и в некоторых американских городах были организованы платные сады, в которых можно было отдохнуть от городской суеты. Далее появилось понятие "Социальная гигиена". Это привело, собственно, к тому, что мы имеем сейчас, а тогда, во времена хозяйствования на даче Тессели генерала Раевского - старшего, сад представлялся ему нечто большим, смешанного типа и вовсе не общественным.
  
  Когда Николай Николаевич Раевский - старший умер, в 1829 году имение перешло по наследству, его сыну, тоже Николаю Николаевичу Раевскому, но уже младшему. Совпадение имени и отчества отца и сына стало причиной путаницы для многих. Далее, именно сын продолжил обустройство парка, садов и дачи. Из-за немилости у императора, с 1831 по 1837 годы он вообще постоянно жил в имении, и именно в это время вёл активную переписку с известными ботаниками Христианом Стевеном, первым директором Никитского ботанического сада и Николаем Андреевичем Гартвисом, ставшим в 1826 году вторым директором Никитского ботанического. Сады и парк именно в это время начали приобретать свои основные черты, но в 1843 году Николай Николаевич Раевский - младший умер. Наследником стал его сын Михаил Николаевич, которому в это время было всего полтора года. Имение Тессели опустело почти на долгие 30 лет. Вероятно, где-то в это время, точных сведений мы получить не смогли, произошло отчуждение некоторых земель Раевского, в результате чего, в 1887 году известный и богатый купец Александр Григорович Кузнецов, приобрёл участок площадью 254 десятины на Южном берегу Крыма. Имение носило название Форос, а Михаил Николаевич в конце - концов привёл в порядок свои оставшиеся имения и чувствуя наследственное влечение к садоводству завёл плодопитомники и создал великолепные коллекции плодовых и декоративных растений. Он много сделал для развития садоводства на Крымском полуострове.
  
  Сейчас мы с вами находимся, пожалуй, в самом красивом и очаровательном месте Форосского парка. Оно называется "Райский уголок" и представляет из себя весьма живописный каскад водоёмов, в которых живут пресноводные красноухие черепахи, карпы кои, растут кувшинки и лотосы.
  
  Вообще, пруды самых разных форм и размеров довольно часто являются украшением в любом типе парков. В террасных вы можете увидеть, как, собственно, в случае Форосского парка, каскадные водоёмы. В регулярных парках они будут геометрически правильных форм, в пейзажных наоборот, что придаст даже искусственным водоёмам природный вид. Миниатюрные парки используют смешение стилей. Водоёмы играют очень важную роль при обустройстве любого парка. Их особенностью является неподвижность водной поверхности, что поразительным образом оказывает успокаивающее воздействие на психику человека. Можете в этом убедиться сами. Если рядом с вами имеется парк с водоёмом и скамейкой около него. Если нет, сделайте водоём у себя в саду. Пусть даже небольших размеров. Постарайтесь удобно расположиться около него и просто смотреть на поверхность воды, без всяких навязчивых мыслей, отключив сознание. Даже 10-15 минут таких околопрудных посиделок способны дать вам запас спокойствия и умиротворения на весь день.
  
  Насколько открыто, или закрыто пространство около водоёма - мы имеем в виду растущие поблизости кустарники и деревья, тоже имеет значение. Играя такими сочетаниями, можно добиваться усиления, или наоборот, успокаивающего эффекта. Это, безусловно, знают и используют в своей работе мастера -ландшафтники, создавая шедевры садового и паркового искусства.
  
  Мостики над водоёмами предполагают некое путешествие по лабиринтам созданной высоким мастером реальности, и лишь усиливают её восприятие.
  
  Новый хозяин имени Форос, Александр Григорьевич Кузнецов, был весьма прагматичной личностью. Все его дела подтверждают это. Он смотрел далеко вперёд и результаты его дел мы видим по сей день. Поэтому расскажем о нём несколько подробней.
  
   Родился Александр Григорьевич в богатой семье купца Первой Гильдии, в 1856 году. Образование получал в Петербурге, в коммерческом училище, но из-за слабого здоровья не закончил его. Поэтому, главным учителем ведения коммерческих дел стал его дед, очень богатый и известный Российский купец и благотворитель, Алексей Семёнович Губкин. После его смерти в 1883 году, 27-летний Кузнецов унаследовал многомиллионное состояние своего деда по матери, а вместе с ним и его фирму, успешно торговавшую чаем с 1840 года. В дальнейшем она стала называться "Губкин - Кузнецов", объединив фамилии деда и внука.
  
  После получения наследства Александр Григорьевич вовсе не стал его бездумно тратить, что свойственно молодости, а продолжил прилежно соблюдать все правила ведения торговли, которые были выработаны ещё дедом. Также, исправно делал пожертвования и даже увеличил их. Опять-таки заметим, что его отец был тоже довольно богатым и известным купцом. Мало того, он-то закончил Высший Коммерческий Пансион в Санкт-Петербурге, был очень образован, владел массой предприятий и имел собственные пароходы. В общем, это была очень зажиточная семья, в которые знали цену деньгам и обращались с ними достойно.
  
  Здесь нужно сказать, что здоровье столь ответственного наследника, в самом деле, оставляло желать лучшего. Слабые лёгкие тоже передались от матери ему и его сестре Марии по наследству. Мать умерла в возрасте 30 лет. В 1868 году сестра Мария вышла замуж за Ушкова Константина Капитоновича, о котором мы тоже расскажем, ведь именно эта семья стала наследниками имения Форос, после смерти Александра Григорьевича Кузнецова. Его сестра Мария Григорьевна умерла от туберкулёза в 1891 году.
  
  Отметим, именно болезнь заставила Александра Григорьевича купить землю в Крыму. Врачи настоятельно рекомендовали ему средиземноморский климат для оздоровления, поэтому выбор Кузнецова стал очевидным. Ведь Форос - самый южный населённый пункт.
  
  С момента покупки имения и до самой смерти, которую ждать ему пришлось недолго, он не переставал преобразовывать, украшать и обустраивать это чудесное место, с расчётом на поколения. Как мы можем убедиться, он заложил весьма прочный фундамент для будущего курорта и невероятное количество людей ему за это благодарны.
  
  Перед нами дом, вилла, усадьба, даже дворец, если хотите, Александра Григорьевича Кузнецова, который он построил буквально за один год. В 1889 году он уже обрёл свои основные черты, достраивались внутренние интерьеры и облагораживалась территория около него. Автором проекта был, предположительно, Карл Эшлиман, точные данные отсутствуют, а вот интерьеры - это уже доподлинно известно, создавал Юлий Юльевич Клевер. Его пятнадцать пейзажных картин до сих пор расположены на втором этаже особняка. Они чудесным образом сохранились после всех преобразований, случившихся в 1917 году. Многие считают, что причина столь полной сохранности кроется в том, что полотна были изначально приклеены к штукатурке. Похоже, дальновидность Кузнецова проявилась и в этом. Их не растащили, они продолжают находиться на своём месте. Сейчас особняк находится на реставрации.
  
   Заниматься новым обустройством парка был приглашён садовод Никитского ботанического сада Эдуард Андреевич Альбрехт. К проекту привлекли, опять-таки, художника - пейзажиста Клевера. А вот уход за всем этим рукотворным чудом осуществлял кандидат агрономии, ставший затем управляющем имением, Янин. Посадочный материал везли из самых разных уголков Европы, Азии и даже Америки. В результате довольно хорошо отлаженной работы - деловая хватка Александра Григорьевича нам уже известна, а также бесперебойного и щедрого финансирования, буквально, за несколько лет был создан один из самых прекрасных парков Южного побережья. В 1902 году в известном путеводителе журналиста и краеведа Александра Яковлевича Бесчинского он описывается таким:
  
  "В роскошном парке множество представителей субтропической флоры. Есть много площадок каскадов, фонтанов, семь проточных прудов с мелкой рыбой: масса золотой рыбки, морских карасей, карпов, раков и других..."
  
  Да, красота парка была явной. Примерно такой она остаётся и сейчас.
  
  Мы дошли до нижней части парка и, конечно, решили выйти на пляжи. Последний раз мы их снимали три месяца назад, для пляжной серии. Обзор есть на нашем канале "Крымские каникулы". За это время здесь произошло много перемен. Разрушенные ураганом на набережной кафе, торговые павильоны, саму набережную, восстановили. Гальку на берегу разровняли. В общем, навели порядок, в чём вы сейчас сможете убедиться. А мы, тем временем, продолжим рассказ о судьбе имения Кузнецова после его смерти в 1895 году.
  
   Александр Григорьевич прожил недолгую жизнь. Он умер в возрасте 40 лет, но успел сделать много замечательных дел, которые сохранили о нём светлую память. Детей у него не было, поэтому наследниками стали Ушковы. Напомним, сестра Кузнецова, Мария, вышла замуж за Ушкова Константина Капитоновича в 1875 году. Родила шесть детей, старшим из которых был сын Григорий. Он родился в 1879 году и на момент смерти Кузнецова ему было всего 16 лет. Мария Григорьевна умерла раньше брата на 4 года, в 1891 году. Эти сведения мы приводим вовсе не просто так. В дальнейшем станет понятно, к чему мы это сказали.
  
   Итак, вдовец Константин Капитонович Ушков в 1895 году получил в наследство прекрасное имение Форос. Кем же был этот Константин Капитонович? Да в общем-то, человеком отнюдь не бедным - совладельцем крупнейшего объединения химических предприятий, созданных его отцом. По свидетельству современников: "Ушков являл из себя великолепное соединение простодушия, хитрости и тщеславия", - так сказал о нём известный театральный режиссёр и драматург Владимир Иванович Немирович - Данченко.
  
   Константин Капитонович был, как говорится, весь в делах, заботах, а тут ещё и имение в Крыму. Успевать везде явно не получалось, поэтому главным управляющим Фороса стал его сын, совсем молодой Григорий Константинович Ушков. Как следствие, судьба имения вошла в период крутых перемен, которые нередко вызывали у современников, мягко говоря, непонимание. С юношеским задором, который подкреплялся большим состоянием, он ворвался в спокойную жизнь Фороса и решил изменить если не всё, то большую часть точно. Прежде всего, непомерное честолюбие толкнуло его на идею сделать из Фороса курорт мирового уровня. В этом, нужно сказать, в то время, не было чего-то сверх недостижимого. Курорты Лазурного берега, такие как Ницца, Сен - Тропе, Монако, были хорошо известны аристократии и богатым семьям Российской империи. Южное побережье Крыма уже начало активно соперничать с этими мировыми курортами и даже в чём-то обходить их, поэтому эта идея была вполне осуществима в Форосе. Однако понимание с чего нужно начинать и как правильно вести подобные дела, то есть, отсутствие элементарного опыта, знаний, превратили эту идею в чистейшую авантюру.
  
  Григорий Константинович тратит огромные средства на строительство ипподрома. Его сделали прямо в имении, открывает казино, кегельбаны, теннисные корты, всего не перечесть. Попутно занимается он и парком. Лично ездил в Америку и в Африку за новыми растениями. А когда пришло осознание, что прежде всего, для осуществления основной идеи просто необходима хорошая дорога к имению, желательно железная, Ушков активно приступает за продвижение и воплощение в жизнь этого проекта. В общем, покой и нега, созданные Александром Григорьевичем Кузнецовым в Форосе были решительным образом низверженны Григорием Константиновичем. Об этом мы несколько подробнее расскажем в нашем Телеграме и Дзене, а здесь завершим повествование периодом революции. По одной из версий, Ушков успел уехать в Грецию и умер в Афинах, по другой, прямо на побережье Фороса, погрузил наиболее ценное имущество на маленький пароход, который потерпел крушение направляясь в Стамбул. Больше никаких сведений о нём нам обнаружить не удалось. А Форос, после национализации, стал курортом всесоюзного значения.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"