Kulikov Andrey : другие произведения.

Глава о том, как чувствует себя человек в этом мире среди других людей и почему

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Часть 1 Объяснение

"Ваша добродетель тяготит вас...

вы предпочитаете подчиниться государю

и повиноваться его законам, - менее строгим,

чем ваши нравы".

(Блез Паскаль)

  
  
   Человек всегда защищает свои интересы. Объединяет людей нужда. Объединяет единство противостоящего нам мира - кажется, так утверждал Сартр. Общность людей тут - производная от суммы их частных интересов, объединенных внешней необходимостью, и оттого содержит в себе возможность распада - столкновения частных особых интересов людей.
  
   Любая организация людей - корпорация, государство или семья - приобретая самостоятельное движение, выявляет все тот же частный интерес человека на этот раз как особый интерес данной семьи, государства или сословия, при этом всегда сохраняя внутри своего единства особые интересы частных лиц.
  
   "Общество не было создано человеком, - оно ему предшествовало. Общность великое преимущество в борьбе за существование при всяких обстоятельствах". (П.И.Кропоткин)
  
   Человек рассматривает свои отношения с внешним миром, с другими людьми двояко. Либо, как естественную часть себя самого, либо как навязанную ему необходимость, как ущемление части своих личных интересов, как нечто, противостоящее ему, то есть как силу, подобную силе природы, которой он вынужден уступить, и тогда "его жизнедеятельность есть для него только средство, дающее ему возможность существовать". (Карл Маркс)
  
   Каждый из нас по-своему находит и утверждает единство себя и внешнего мира. Каждый считает интересы других лиц второстепенными или даже вредными, если они существуют вне этого единства.
  
   Границы такого единства расплывчаты. Лояльность человека к внешнему миру субъективна, и его поведение обусловлено тем, что он в данный момент чувствует и не более. Он - за государство, когда оно охраняет его покой, и против него, когда оно покушается на его личную свободу. Он за или против общества. Одним словом, противоречие интересов частных лиц, сословий, религиозных общин, классов, наций и государств во многом, если не во всем, коренится в природном индивидуализме людей.
  
   Природный индивидуализм проявляется в биологической обособленности организма человека, во-первых, и в его непохожести на других людей, во-вторых. Индивидуализм - телесная и духовная особость каждого человека. Любой из нас отдельно живет и отдельно мыслит.
  
   С телом тут более-менее ясно: с момента рождения до момента распада тело человека предметно и принадлежит внешнему миру, оно явление внешнего мира в ряду прочих явлений.
   "Меж тем мы состоим из двух не только неоднородных, но и противоположных друг другу субстанций - души и тела. Ибо та наша часть, которая способна мыслить, не может не принадлежать к области духовного: ведь если предположить, что мы целиком телесны, из этого пришлось бы сделать вывод, что познание сущего для нас вообще невозможно, так как нет ничего абсурднее утверждения, будто материя сама себя познает". (Блез Паскаль)
  
   Феномен души заставляет выделить человека из других явлений природы. Обремененное душой тело капитально отличается от других тел. Оно не просто существует, оно живое, оно не только живое, оно мыслящее. Что необычно. "Из всех творений природы нет для человека большей загадки, чем он сам, ибо ему трудно уразуметь, что такое материальное тело, еще труднее - что такое дух, и уж вовсе непостижимо, как они могут соединиться". (Блез Паскаль)
  
   Тело прибежище для души. Наличие души придает обособленность, индивидуальность каждому человеку. Душа распознает тело как свой дом с момента рождения до момента смерти. Самопознание - основа индивидуализма и способ обособления от других душ. Сугубо обособленный взгляд на свое тело - это продолжение сугубо обособленного, частного взгляда на внешний мир и на свое тело как элемент внешнего мира. Если сформулировать иначе: внешний мир воспринимается человеком индивидуально, в той мере, в какой он на это способен и в какой степени захочет его исследовать. А поскольку внешний мир для нас бесконечен, - образ его всякий раз получается иной и придает людям индивидуальность.
  
   Душа делит материальный мир на две части: на тело, в котором она обитает, и внешний мир, в котором ее нет. Следовательно, надо искать черту, отделяющую здесь одну часть материи от другой. Это не могут быть свойства самой души ведь она нематериальна. Свойства души - это различные взгляды на один и тот же мир. Я могу проснуться философом, а уснуть царедворцем. Человек изменчив, как его настроение, хотя и предпочитает какую-то одну линию поведения в силу свойств характера и постоянства своих взглядов на мир.
  
   "Весь блеск величия отнюдь не заманчив для людей, чья жизнь проходит в поисках разума. Величие людей исполненных разума остается незримым для венценосцев, богачей, военачальников - для всех, кому ведомо только плотское величие. Величие мудрости, лишь Господом ниспосылаемой, остается незримым и для людей плотских, и для людей наделенных разумом. Весь род людской делится на эти три несхожие меж собою категории". (Блез Паскаль)
  
   Между тем, человек может предпочесть одну из планид, но не может отказаться ни от одной. Поэтому у святого бывают искушения, а у вельмож - приступы святости. Властитель задумывается о бренности жизни, а философ о том, чем бы себя занять. Периодически все хотят быть богатыми или ничего не делать, или скучать, или менять мир хотя бы на словах.
  
   Благодаря душе, у людей есть общие свойства и общие законы поведения. Это - навязанные телу законы, о которых оно знать не знает и знать не хочет. Это - добродетель, данная нам извне. Безумный человек - априори безнравственный, невоспитанный, больной, ненастоящий, недоделанный, несуществующий человек.
   "Спасение души" - отказ от всевластия тела, от верховенства его запросов.
  
   Но спасти душу невозможно, по крайней мере, на этом свете, не спасая тело от разрушения в крайностях добродетельной жизни. Верховенство души точно также опасно для человека, как плотское безрассудство, а святость есть форма безумия.
   Ничем иным выразить свое почтение отвлеченности духа не получается, и поэтому надо поститься, ходить в церковь, носить ермолку, то есть быть без ума, заниматься самообманом, либо лицемерить. Душа - это не разум, а только глина, сырье для формирования разума.
  
   Итак, моя душа - это мое отличие от соседа и то, чем я на него похож, в ней - моя приверженность к добродетели и игнорирование её норм. Своим существованием душа дозволяет это.
   Мое тело - прибежище для души и, потому, не похоже на все прочие тела внешнего мира. Моя душа - продолжение моего тела, свойство моего тела точно так, как мое тело есть главное воплощение моей души.
  
   Суть дела - в разделе, которое понятие жизни создает во вселенной, в отличии материи, в которой есть жизнь и душа, от всей прочей. Можно сформулировать это отличие как обособленность материи, из которой сделано тело человека, от материи, из которой состоят все бездушные, неживые объекты, как особость бытия "органической" или "живой" материи в противовес миру "неорганическому".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"