Куликова Татьяна Львовна : другие произведения.

Часть 2. Крест Евфросинии Полоцкой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

2. КРЕСТ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ


Крест Ефросинии Полоцкой [Фото Георгия Куликова] Крест Евфросинии Полоцкой

Крест Евфросинией был задуман как ковчег для хранения христианских реликвий. Его основа была выполнена из кипарисового дерева. Сверху и снизу он был по-крыт 21 золотой пластинкой с драгоценными камнями, орнаментом и 20 серебряными позолоченными пластинками. Край передней стороны креста обрамлён ниткой жемчуга. В середине креста в пяти квадратных подписанных гнёздах находились святыни. Знаменитые князья иногда жертвовали для храмов очень дорогие вещи, но ценностей равных Кресту Евфросинии Полоцкой не было.

800 лет кресту поклонялись, на нём клялись, его брали с собой в походы и всячески берегли. Изображения на кресте Евфросинии представляли собой почти всю историю Нового Завета. Особую ценность ему придавали частицы святых мощей - кровь Иисуса Христа, часть гроба Господня, часть гроба Богородицы, кровь святого Димитрия и частицы мощей святых Стефана и Пантелеймона. Получить эти святыни было нелегко. За ними Евфросинией была отправлена специальная экспедиция в Византию. Связи у полоцких князей с византийскими императорами были прямые. Так, император Мануил Комнин и патриарх Лука Хрисоверг по просьбе Евфросинии "присылали ей некоторые святыни?. Святыни полоцкой княжне нужны были для задуманного ею уникального полоцкого креста. Предприятие это было настолько из ряда вон выходящим, что на боковых пластинах креста по распоряжению Евфросинии была выбита своего рода вкладная грамота, сообщающая, когда и чьим иждивением сооружён этот уникальный предмет, для какой церкви и сколько стоил. Всё это было "уравновешено" страшным заклятием о неотчуждении. Даже мастер Лазарь Богша, впервые выполнявший такой заказ, проставил небольшой текст о себе. Лазарь Богша превосходил мастерством эмальерного дела всех своих современников. К нему то в Киев и обратилась Евфросиния со своим уникальным заказом.
Архиерейское благословение Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха по прибытии в монастырь [Фото Георгия Куликова] Архиерейское благословение Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха по прибытии в монастырь. Фото Георгия Куликова

Как же сохранялся такой уникальный и дорогой крест 800 лет?
В церкви Всемилостивого Спаса крест пробыл совсем недолго. Война Полоц-кого княжества с княжеством Смоленским привела к тому, что в 13-м веке он был перевезён смоленскими князьями, захватившими Полоцк, к себе в Смоленск, где и пробыл в од-ном из монастырей до начала 16-го века. Кресту Евфросинии в Смоленске поклонялись и даже сделали очень близкую копию.

Эпоха Василия Третьего (1505-1530) сопровождалась широким строительством храмов. В 1518 году он приказал привезти для подновления старинные образа из Владимира, которые украсил серебром и златом, а затем отослал их обратно. Захватив в 1514 году Смоленск, он немедленно вывез оттуда полоцкий чудотворный крест. Но как самая большая драгоценность крест хранился в царской казне и выносился для богослужений только по самым большим праздникам.

В тексте Никоновской летописи 1563 года говорится о походе царя Ивана Грозного на Полоцк. Среди перечисления святынь, какие взял с собой богобоязненный царь, чтобы поход был успешным, упоминается и крест Евфросинии. Иван Грозный полностью признавал "крестную силу? полоцкого креста, как и многих других чудотворных реликвий. Вера в силу креста была настолько крепка, а страшное заклятие о неотчуждении столь сильно, что Царь, взяв его с собой в поход на Полоцк в 1563 году, поклялся, что вернёт крест на прежнее место, если тот "поможет? ему вернуть город. Клятву свою Иван Грозный сдержал, несмотря на исключительную стоимость креста.

В 1579 году Полоцк завоевал польский король Стефан Баторий и крест был перенесён в оставленный православными Софийский собор, который вскоре стал принадлежать униатам. Униаты ценили крест и даже отняли у одного иезуита, пытавшегося в соборе заменить его подделкой.
В Крестовоздвиженском соборе [Фото Георгия Куликова] В Крестовоздвиженском соборе.Фото Георгия Куликова

Следующее известие о кресте Евфросинии относится 1839 году. После воссоединения с униатами интерес к святыне стал всеобщим. Когда понадобились средства на восстановление Полоцкой епархии, епископ Василий Лужинский в 1841 году вывез крест в Москву и Петербург. Поклонение кресту было грандиозным. В Московском Успенском соборе молящиеся стояли для поклонения с 5 часов утра до 10 часов вечера, а ночью крест развозили для водосвятия по домам знати и богатых людей.

В 1910 году, когда в Полоцк из Киева вернулись мощи святой Евфросинии, вернулся для широкого поклонения и чудотворный крест.

В 1920-1930 годы борьба тоталитарного государства с остатками прежней России началась отнятием церковных ценностей, а закончилась запрещением колокольного звона, закрытием церквей, высылкой и уничтожением священства в лагерях и тюрь-мах. Крест Евфросинии Полоцкой каким-то чудом нашли учёные Беларуси в полоцком финотделе в 1928 году и передали его в минский музей, из которого он попал в кладовую могилевского музея (город Могилев планировалось сделать столицей Беларуси), оттуда крест бесследно исчез в начале войны 1941 года.
Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Город Полоцк. Крестовоздвиженский собор и церковь Спаса. 4 июня 2004 г.  [Фото Георгия Куликова] Город Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Крестовоздвиженский собор и церковь Спаса. 4 июня 2004 г. Фото Георгия Куликова

В 1992 году, во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Право-славной церкви в Беларуси, было решено восстановить святыню. По благословению Иерусалимского патриарха Диадора и Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Филарета началась кропотливая и ответственная работа. Воссоздать святыню поручили брестскому ювелиру-эмалировщику, члену Союза художников Республики Беларусь Николаю Петровичу Кузьмичу. Это был подвиг истинного мастера. Около трёх лет он не мог разгадать тайную технологию изготовления перегородчатой эмали. Свою работу он начал с ознакомления эмалевых перегородок драгоценного оклада Мстиславова Евангелия. С 7 по 11 век был накоплен уникальный опыт изготовления сухих эмалей. Пластины для покрытия эмалью были тоньше папиросной бумаги. По его рассказу он ставил себя на место мастеров 12 века, ему помогали учёные химики и физики. Но ничего не получалось. По его воспоминаниям пришлось преодолеть много искушений, и пройти духовное очищение. Шёл третий год работы. Однажды ночью он дошёл до изнеможения от неудачных усилий. И вот в сонном видении всепроникающий голос сказал ему, как и что надо делать. Утром он рассказал своим мастерам об откровении и работа удалась. В 1997 году восстановленный крест преподобной Евфросинии Полоцкой был освещён в Свято-Симеоновском соборе города Бреста, после чего его передали в Спасо-Евфросиниевский монастырь города Полоцка.

Святая Евфросиния Полоцкая, моли Бога о нас!


(C) 2004 год


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список