Рысенок Дэн : другие произведения.

Герои и читерство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.60*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Начал писать пост в ЖЖ, вышла опять небольшая статья с классификацией. Кому интересны методики создания читерных Марти и Мэри Сью милости прошу сюда


Герои и читерство

  
   Как известно, в фэнтези и sci-fi литературе (кино, аниме, манге) редко встречаются герои к которым можно применить термин "заурядный". Чаще всего персонажи данных жанров наделены сверхспособностями или просто недюжинными талантами. И даже если произведение претендует на реалистичность, все равно отдельные герои будут выделяться из общей серой массовки за счет своей необычности. Конечно многие авторы пытаются снизить уровень крутости своего персонажа за счет повышения уровня его врагов, но получается это мало у кого. В итоге герои чаще всего приобретают статус Мэри или Марти Сью, попутно зарабатывая ярлык "читера".
   В данном случае мы попытаемся рассмотреть ряд примеров читерства или проще говоря авторских приемов позволяющих герою либо значительно поднять свой уровень, либо просто получить изрядное преимущество над рядом оппонетов.
  
   Абсолютное читерство: В данном случае авторским произволом герой попросту становится И.О. бога на Земле или ином мире. От количества сверхспособностей просто захватывает дух. Большинство противников воспринимаются им как мелкая мошка, которая давится одним пальцем. Враги чуть посерьезней могут заставить попотеть, но лишь до того момента когда заинтересованный герой вдруг не демонстрирует очередную скрываемую сверхспособность. В иных случаях он может даже представляться слабым и беспомощным, лишь для того что бы внезапно обретя величие покарать всех несогласных. Правда даже у самого, разгоряченного любованием своего персонажа, автора обычно не поднимается рука сделать его полностью бессмертным. Обычно такой герой имеет свою "Ахиллесову пяту" но обычно запрятанную в таком месте, что мало кто из злодеев может её обнаружить.
   Кстати если кто после прочтения оного описания начнёт недовольно морщить лоб и заявлять, что на основании подобного нельзя создать ничего интересного, то он жестоко ошибется. Создатели Алукарда и Супермена доказали что подобный герой вполне жизнеспособен.
  
   Сверхмогучий герой: Несмотря на желание дать своему персонажу как можно больше замечательных способностей, многие авторы все же пытаются сдерживаться. Правда получается это весьма плохо. И если бессмертия, неуязвимости или умения плевком гасить "сверхновые" для своего героя они как то умудряются избавить, то в остальном наблюдается весьма негативная тенденция. В первую очередь персонаж изначально становится сильней всех самых сильных героев любого опуса. Неважно в чем, в магии или умении мановением руки испепелять целые армии. В любом случае противников равного ему уровня отыскать будет крайне тяжело, что чаще всего ведет к случаям когда зло вынуждено наносить удары в спину или пытаться завалить героя толпой. Это создает по крайней мере хоть какую то иллюзию равновесия.
   Авторы имеющие хоть толику скромности могут правда искусственно ослаблять героя. Например: награждая его быстрой утомляемостью, излишками благородства, ленью, скудоумием или излишней эмоциональностью которая может подвести героя под монастырь заставляя совершать неадекватные поступки. Очень умные авторы будут регулярно ставить персонажа в положение в котором он просто не сможет воспользоваться всей своей мощью.
   В некоторых случаях "сверхмогучесть" может заключаться в том что герой овладевает силой которая до данного момента считалась утраченной. Или напротив открывает что то абсолютно новое. В любом случае даже если среди врагов найдется тот кто сможет повторить подвиг героя, то достичь его уровня он все равно не сумеет.
   Тем кому нужны примеры похожих типов среди известных авторов могу предоставить Ранда Ал'Тора от Роберта Джордана, ну или Ричарда Сайфера (Рала) от Терри Гудкайнда. И возможно кое кто вспомнит небезызвестную Лину Инверс.
  
   Заимствованная сила: Тут уже все попроще. Герой конечно обладает определенными талантами, но в целом стоит на одном уровне со среднестатистическим противником. В ряде случаях он даже не может выстоять против толпы массовки. Но поскольку авторская душа требует для героя прогресса то дальше начинается игра на "рояле в кустах". Чаще всего персонаж, согласно сказочным традициям, получает один или несколько артефактов (Меч Кладенец, Сапоги Скороходы, Палка Копалка, некий Чудо-Медикамент) моментально ставящие его на одном уровне с сильными мира сего, не проходя дополнительного обучения.
   Фехтовальщик моментально становится мастером клинка, маг обретает великую силу или запретные способности, герой-любовник дюжину загадочных артефактов весьма специфической формы которыми... хм, тут уже перебор. В любом случае отныне сила героя заключена в предмете, лишившись которого он моментально становится никем. Чем и пользуются многочисленные враги. Правда часто выходит, что некая часть силы остается у носителя первоначального артефакта, что дает герою шанс либо вернуть утраченное, либо найти новое или создать свое. А бывает, что взамен на сам артефакт герой должен чем-либо пожертвовать, что идет ему отнюдь не на пользу.
   Изучая подобные опусы трудно избавится от ощущения что главным действующим лицом в них как раз и является вышеупомянутый артефакт. В таких случаях хочется заподозрить автора в фетишизме. Впрочем есть немало персонажей существующих по подобной схеме. Вышеупомянутый Ричард Сайфер, Перумовский Фесс или лорд Скиминок авторства Андрея Белянина.
  
   Обретенная Сила: Представьте типичную картинку. Самый обычный и заурядный паренек Вася идет по городу, заходит в подворотню а там... Там его бьют по голове злые гопники, шибает током в миллиард вольт или кусает радиоактивный хомяк. А дальше начинается самое интересное, поскольку в результате подобного воздействия Вася получает невероятные силы, благодаря которым он может отныне смотреть на остальное человечество как на низшую расу. Дальше в зависимости от идейности автора Вася может стать как злым гением терзающим родную планету так и супергероем вытаскивающим людей из очередной задницы куда оно себя само и загнало. Впрочем это не избавляет произведения от жестокого факта, извечного стремления представителей рода людского к халяве, благодаря которой он может перекроить мир по своему вкусу.
   Подобный прием обычно используют либо самые начинающие графоманы, страдающие от кучи комплексов, либо авторы вещей подростковой направленности. Чаще всего способностям главного героя пробужденные читерским способам противостоят не менее читерские злодеи, принявшие душ из кислоты или попавшие под излучение микроволновки. В некотором роде это обеспечивает равновесие сил.
   Ну и как наверное уже многие поняли из вышеперечисленного, большинство подобных героев можно отыскать среди бесчисленных комиксов. Самым ярким представителем на сегодняшний день наверное является Питер Паркер аля Спайдермен.
  
   Пробужденная Сила: В некотором роде весьма напоминает предыдущий пункт. Только в данном случае Вася при встрече с гопниками, хомячком или хтоническим чудовищем с самых низших слоев ада, вдруг испытывает стресс. Ну а дальше из него начинают направо и налево бить молнии, лететь огненные шары, сыпаться искры, летать розовые пони. Неважно что придумает автор, в любом случае после столь яркого представление, злодеи оказываются размазанными по стенкам или стыдливо прячутся а сам герой в панике пытается понять что с ним случилось. Далее обычно появляется учитель, который раскрывает Васе его истинную сущность. В чем она состоит обычно знает только автор (вариантов куча от сына бога потерявшего память до избранного волшебника, вампира, демона), но в любом случае в дальнейшем сюжет развивается по одному из двух вариантов. Либо Вася начинает становится защитником (карателем) невинных (виноватых) во имя (просто так) добра и справедливости (бабла и скуки), что автоматически отбрасывает нас к предыдущему пункту. Либо ему срочно нужно отправится в параллельное измерение и уже там совершить все то что описывалось в первом варианте. Во втором случае чаще всего вместо Васи обычно оказывается девочка Маша, но мы на этом не будем заморачиваться.
   В любом случае нам предоставляют очередной вариант халявных суперспособностей. Впрочем от предыдущего пункта есть еще одно небольшое отличие. Если там герой получал все и сразу, лишь немного помучившись пытаясь понять что же еще входит в его новые опции. То данный способ предполагает наличие некоего обучения, создавая видимость для потенциальной аудитории, что наличие силы это еще не факт возможности её использования. Впрочем чаще всего это видимость (смотрим уже следующий пункт) но некоторые умудряются это действительно показать.
   Примеров подобных героев немало, самый известный это конечно же Гарри Поттер.
  
   Скоростное обучение: Данный способ любят сочетать с предыдущим. Хотя в некоторых случаях он может быть продемонстрирован отдельно. И так, у нас есть герой, а у героя есть сила или талант. Поскольку чаще всего герой начинает осознавать себя именно как героя, поскольку зло не дремлет и уже идет в наступление, а способностей кот наплакал. Или просто автору лениво описывать длинный и нудный процесс обучения. То тут внезапно обычно просыпается главный дар героя. Он впитывает знания со скоростью губки. Отныне достаточно показать ему самое сложное заклинание, на изучение которого уходят сотни лет, как герой его тут же может повторить. Аналогичное касается и боевых приемов, воинских навыков и прочая-прочая-прочая...
   У очень наглых авторов, герой уже через пару недель может тягаться с местными богами или элитными полководцами. Более скромные ограничиваются годом другим. В некоторых случаях может быть использован следующий по списку прием (читаем ниже). В любом случае герой растет чересчур быстро.
   Конечно чаще всего героя всего лишь подтягивают до уровня местных элитных сил. Хотя опять же наглые авторы могут наделить его и запредельными возможностями. Но мы будем придерживаться разумной середины и среди наиболее популярных персонажей подобного типа отыскали Ичиго Куросаки героя аниме и манги Bleach (хотя тут разумной серединой не пахнет).
  
   Заимствованные знания: Подвид заимствованной силы, но в данном случае, поскольку сила у героя есть, он получает только информацию как её использовать. Методик тут существует великое множество, начиная от воспоминаний прошлых жизней и заканчивая запретными (или не очень) методиками вливания знаний напрямую в голову. В итоге герой просто воплощает мечту многих школьников и студентов. Безо всяких учебников и нудных лекций, он за пару часов получает полный многолетний курс обучения.
   Сложно сказать насколько читерный при этом получится герой, если не давать ему других способностей, но в любом случае превосходство на лицо. Другое дело что отныне в бою ему чаще придется полагаться не на силу а на знания как её применить что требует наличие некоего таланта для автора. Типичные примеры подобных персонажей: вышеупомянутый Ранд Ал'Тор а так же Мэт Коутон от того же Джордана ну или Нео из Матрицы.
  
   Повышенная удачливость: Среди авторов попадается немало таких, которые презрительно относятся к вышеупомянутым способам повышения уровня героя. Тем не менее пытаясь придать произведению максимум реалистичности они очень быстро осознают что выжить их герою при таких условиях крайне тяжело. И мало-помалу персонажа потихоньку начинает окутывать сеть состоящая из роялей в кустах, призванная обусловить его повышенную выживаемость за счет крайней степени везения. На дракона в нужный момент падает камень, армия тьмы погибает от неожиданного извержения вулкана, а пущенная наугад стрела пробивает доспех Черного Властелина как раз в нужном месте.
   Самые хитрые творцы тут же умудряются найти обоснование для подобного среди законов местного мироздания. От чего по их мнению рояли тут же автоматически перестают быть ими. В некоторых случаях им верят, но чаще всего нет. Но в целом данный прием выглядит наиболее обоснованным для создания читерского преимущества героя над остальными. Главное опять же не слишком перебирать с удачливостью. Типичным примером подобного типажа является опять же вышеупомянутый Мэт Коутон.
  
   Узконаправленная сила: Данный прием опять же используют самые скромные авторы, стремящиеся уравновесить своего героя, но опять же не чуждые желанию создать Сверхмогучего Героя. В данном случае он чаще всего обладает одной единственной способностью, но зато развивает её настолько, что ему просто нет равных. Неважно, что это, умение стрелять без промаха за пять километров или чтение мыслей. Равных ему в этой области нет, не было и не будет. Само развитие способности опять же зависит от автора. Это может быть и долгий, годами развиваемый процесс обучение. А может и моментально проявившийся дар, смотрим вышеупомянутые пункты.
   В некоторых случаях героя пытаются уравновесить кучей недостатков, вроде инвалидности или психических травм. Если такое удается то персонаж может оказаться вполне реалистичным, хотя претензии к нему скорей всего будут. Продолжая традицию поиска личностей подходящих под данную категорию, мы обнаруживаем Эрика Леншера ака Магнето или Людей Х.
  
   Многостаночник: Иногда автор не знает меры, пусть даже не ударяясь в сверхсилы. Ему нужен персонаж который "и швец и жнец и на дуде игрец". В итоге нам попадаются герои у которых талантов столько что они просто хлещут из ушей. Мастерство стрельбы из всех видов оружия, включая совсем уж экзотические сарбаканы, фехтование на всем чем только можно фехтовать, знания всех наук, обладание дюжиной различных магических сил и это только неполный список навыков которыми может обладать данный герой. В таких случаях персонаж становится просто универсальным бойцом способным в одиночку выкрутится из любой ситуации. Тем смешнее наблюдать за тем как к нему приставляют спутников, которые оказываются не более чем массовкой для фона.
   Развивая тему наглых авторов нельзя не подметить такого явления когда подобный метод пытаются сочетать с внутренними силами, скоростным обучением и удачей. После чего о любой правдоподобности произведения (если только оно не пародийное) можно сразу забыть. Впрочем ряд запоминающихся персонажей в данной области встречается. Уже вышеупомянутый Фесс ака Кэр Лаэда, ну или менее знаменитый Грон, авторства Романа Злотникова.
  
   Одалживающий: Так же этот метод можно назвать "Попаданец в чужое тело". Обычно подобная вещь весьма популярна в альернативно-исторической литературе. Суть проста, разум героя перемещают в чужое тело. Понятное дело, что тело обычно подбирается не абы какое. Поэтому, при перемещении герой получает кучу знаний, способностей и льгот этому телу принадлежавшие, что накладываясь на собственные знания и характер героя, обычно дает взрывной эффект.
   Чаще всего авторы пытаются компенсировать данную наглость кучей проблем, которое изначальное тело и имело, но в итоге обычно получается, что герой с легкостью с ними справляется. Более редким случаем является когда герой перемещается в тело не имеющее особых бонусов или знаний, но более молодое. Поэтому на выходе мы можем получить столетнего старика в теле десятилетнего юноши. В данных случаях на память приходят герои Василия Звягинцева, перепробовавшие немало тел, включая Йосифа Виссарионыча. Ну и уже упомянутый Грон.
  
   Сделка: Прием известный по многим сказкам особенно восточным. Герой изначально никаких особых талантов или способностей, кроме толики ума и хитрости не имеющий, заключает сделку с могучим существом, заполучая его себе в услужение. Джинн, демон, маг, говорящая щука, в данном случае даже не имеет значения кого герой сумел себе подчинить. Главное что теперь он не имея ничего может с легкостью как сменить социальный статус, так и грозить сильным мира сего.
   А вообще приём очень редко используется, поскольку в данном случае приходится смещать акценты с героя на его слугу. Тем не менее в ряде случаев можно добиться неплохого результата. Достаточно вспомнить Старика Хоттабыча ну или Интегру Хеллсинг сумевшую заполучить в слуги всемогущего Алукарда описанного в самом первом метода.
  
   Техническое превосходство: Многие наверное могут вспомнить такие моменты из своего детства: когда читая про то как римские легионы железной поступью сокрушают восставших гладиаторов Спартака, или орки бесчинствуя избивают малочисленных эльфов Средиземья, начинали мечтать о том, как бы хорошо попасть в тот момент имя на руках танк или хотя бы пулемет. Некоторые авторы видимо вспоминая такие детские фантазии начинали тут же воплощать их в жизнь, отправляя своих героев в иные более слабо развитые времена, при этом вооруженных по последнему слову техники.
   Обычно авторы как то не задумываются о том что патроны у пулеметов имеют свойство заканчиваться, танки ломаются в самый неподходящий момент, а технической возможности их восстанавливать в Средневековье как то не было. Впрочем некоторые авторы это четко понимают и пытаются как то обойти щекотливые моменты за счет поставок оборудования из будущего или иной реальности. Или напротив создавая неимоверный запас с которым можно выиграть дюжину мировых войн. Или... Впрочем приемов обхода существует много и не будем на них зацикливаться. Если вспоминать типичных представителей то сюда вполне подходят герои Звягинцева ну или персонажи из Those Who Hunt Elves.
  
   Интеллектуальное превосходство: Авторы четко осознающие что патроны к Калашниковым во времена короля Артура не растут на деревьях, пытаются идти иным путем. Ведь куда интересней завоевывать Средневековье только за счет знаний хранящихся в своей голове. Ну или на худой конец в ноутбуке, нечаянно прихваченном собой. И тут как говорится фантазия творца становится абсолютно непредсказуемой. Кто-то за счет знания предстоящих событий может творить историю по своему вкусу. Кто-то делает упор на техническую сторону и в итоге в семнадцатом веке люди летают на Луну. Знатоки человеческих душ и теории управления с легкостью становятся королями и императорами. В последнее время так же наметилась тенденция на основе знаний нашего мира создавать оригинальные модели магии.
   Так же относится к весьма сложным приемам. Хотя некоторые считают что школьных знаний достаточно что бы создать ракетную установку, или примитивный танк. Более умные обкладываются кучей справочников, после чего появляется риск что читатели могут утонуть в обилии технических терминов. В данном случае опять вспоминаются герои Звягинцева и опять же вышеупомянутый Грон.
  
   Жертва опытов: Возвращаемся к нашему забытому пареньку Васе. Допустим что в той самой подворотне, вместо демонов, хомяков и гопников, его вдруг встретит добрый дядя доктор. И мило улыбнувшись, при помощи пары дюжих санитаров затащит его в машину скорой помощи где тут же начнет творить нечеловеческие по своей жестокости эксперименты. В итоге на выходе мы можем получить того же Васю, но обладающего рядом невероятных талантов, заработанных посредством скальпеля веселого хирурга.
   В некотором роде это может являться вариантом Обретенной Силы, но если там все происходит стихийно и внезапно, то в данном случае мы чаще всего имеем перед глазами четкий план кто получится на выходе. Некоторые авторы пытаются компенсировать данный факт искалеченной психикой главного героя. Но чаще всего получается нечто комиксоидное и нелепое. Из множества похожих персонажей на ум приходит например Яцхен от Александра Рудазова.
  
   Подселение: Некий гибрид сделки и заимствованной силы. Герой ничем особо не выделяется но вдруг либо осознает что внутри него сидит некая могущественная сущность. Либо получает её в результате очередных зверских опытов. В плюсе обычно то что персонаж получает доступ к "халявной суперсиле". Обычно это компенсируется тем что герой не может её контролировать не потеряв при этом разум, что обычно ведет нас к следующему пункту.
   Данный прием весьма характерен для аниме и манги и стал там своего рода классикой. Обычно он становится основой для долгих и мучительных тренировок героя дабы полноценно контролировать зверя внутри себя. Типичные представители это опять же Ичиго ну и Наруто конечно же.
  
   Режим Берсерка: И вновь возвращаемся к нашему мальчику Васе, преследуемого всеми гопниками мира. В какой то момент изрядно разозлившись он вдруг на какое то мгновение потерял сознание, а очнувшись вдруг понял что голыми руками вырвал у противников их сердца, после чего съел их. Ну а дальше по накатанной. Чаще всего в периоды стресса герой подобно древним викингам теряет над собой контроль, получая взамен невиданную мощь.
   В некоторых случаях персонаж получает эту способность из-за влияния внутреннего демона или другой могущественной сущности. А иногда это просто результат передозировки неких медикаментов. И чаще всего эту способность вводят дабы показать драматизм ситуации, когда герой теряя контроль над разумом, способен убить или покалечит собственных друзей. На деле обычно все выживают, зато враги валяться тысячами направо и налево. На ум сразу же приходит множество аниме-героев со схожими характеристиками. Наиболее известные это Гатс из Берсерка и Химура Кеншин из Бродяги Кеншина.
  
   Возможно что существуют и иные методики, но мне пока попадались только эти. В завершении добавлю что как вы все наверное поняли из написанного, данные методы можно комбинировать, объединять или напротив использовать лишь какую то малую часть.
   Ну и дабы окончательно подытожить скажу следующее: Все что я описал это не более чем приемы. Приемы используемые многими в том числе и мастерами. Не стоит брезговать их применять. Но как и в любом деле постарайтесь не перегнуть палку, дабы потом вас не упоминали в плане эталона "низкого качества".

Оценка: 8.60*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"