Курленёва Анастасия : другие произведения.

Бутылка Клейна

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    klein


    Подведение математической базы под топологию Бутылок Кая Крапивника ("Лорд Демон" Желязны)

    А вообще рассказ о счастье.













   Этот рассказ посвящается Дмитрию. Прекрасному умному, доброму человеку с удивительным чувством юмора и неувядающим оптимизмом.

Не святые горшки обжигают

Народная мудрость

  
   Гилберт-младший глубоко вдохнул воздух родного города, улыбнулся и незаметно вытер правую ладонь о штаны. Только что, скрепляя сделку, он пожал руку представителю транспортной компании, грузному мужчине, от которого несло жирным гуляшом, липким потом и нечистыми мыслями - запахом наживы.
   Настроение у молодого человека было преотличное. Как говаривал Гилберт-старший: "Пацан умеет держать нос по ветру!" И хоть кое-какие злые языки и язвили, мол, нос не дорос, но Гилберт-младший по праву считал себя человеком важным и значительным. Даже если говорить приходилось о масштабах целого города.
   Если бы в родные пенаты молодого человека забрёл кто-нибудь, обладающий столь же уникальным обонянием, то мог бы заметить: сегодня Гилберт источал аромат запечённых в ананасах рябчиков, концептуального кино и французского парфюма - запах самодовольства.
   Однако, увы! Способность Гилберта оказалась уникальной. Товарищей по мастерству у него не нашлось, зато и в его дела никто нос не совал. Юноша шёл по городу с видом рачительного хозяина, оглядывая (и обнюхивая) свои владения.
   Вот из пекарни потянуло свежими булочками, добротой и теплом печи - запахом уюта. Семейство булочников достаёт пампушки из печи. Их делают для фирменного борща в таверну напротив - время обеда.
   Вот над улицей разнеслось благоухание шоколада, плюшевых медведей и сладких признаний - запах романтики. Парень в кофейне делает предложение своей девушке.
   Вот в нос ударила струя многодневного перегара, гнилых фруктов и безразличия - запах безысходности. Местный алкоголик вытянул на свет свои бренные кости в надежде перехватить где-нибудь ещё стаканчик.
   А потом Гилберт увидел Её. Да, именно увидел лукавую усмешку девушки, стоящей посреди оживлённой улицы. Она упёрла руку в бедро, затянутое совершенно неуместным в этой толчее синим атласом. На щеке у девушки была родинка, а на шляпке - пучок синих перьев. Всё это обладатель беспрецедентного обоняния успел разглядеть за секунду до того, как в его лёгкие ворвался свежий ветер, напоенный ароматом свободы и яблок - запахом счастья.
   - Эй! - успел крикнуть Гилберт, не зная, как заговорить с незнакомкой, с которой столкнулся почти нос к носу. Но рядом уже воняло прокисшим молоком, разочарованием и ушедшим поездом - Насмешкой Судьбы. Кто-то толкнул замершего посреди дороги молодого человека в спину, ещё и обругал при этом. Гилберт споткнулся, упал на руки, испачкал в придорожной пыли колени. Тут же вскочил, но незнакомка была уже далеко, на углу улицы. Взмахнув рукавами гипюровой накидки, будто фантастическими ультрамариновыми крыльями, девушка звонко рассмеялась и исчезла.
   Гилберт огорчённо вскрикнул. Впрочем, отчаиваться не стал и бросился в погоню: родные улицы он, без сомнения, знает лучше незнакомки. Преследование, однако же, затянулось: красавица явно водила парня за нос. То и дело синее платье мелькало впереди, но стоило немного приблизиться - тут же исчезало в толпе.
   Наконец, Гилберт выбежал на набережную. И остановился. Потому что дальше бежать оказалось некуда - о затянутый в гранит берег разбивалось море. Что делать, было неясно. Смешливая незнакомка словно в воду канула. Растерянный и огорчённый юноша пошёл к причалу: там стоял какой-то человек.
   Конечно, на сбежавшую красавицу он нисколько не походил. Водной гладью любовался китаец средних лет. Одет он был в роскошные шелка, вокруг глаз тушью нарисованы треугольники, отчего те выглядели бездонными и горящими. Гилберту китаец показался забавным.
   - Простите, вы не видали тут девушку в синем платье? - спросил он у второго за день незнакомца. Китаец немедленно закивал. - А не скажете ли, куда она делась?
   Незнакомец сделал широкий жест. Пола его одеяния при этом описала красивый полукруг.
   - Улетела, - без всякого акцента ответил странный человек, указывая на море.
   - Как улетела? - опешил Гилберт.
   - Ну как птицы летают? - буднично пожал плечами его собеседник. - По воздуху.
   Юноша зажмурился и изо всех сил затряс коротко стриженой головой, сжимая её для сохранности руками. Когда он открыл глаза, вместо нелепого китайца на набережной стоял представительный мужчина в сюртуке, с любопытством Гилберта разглядывающий.
   - Кажется, я переутомился, - печально сообщил ему молодой человек. - Нельзя так много работать. Особенно по жаре.
   - Похоже на то, - ответил его новый собеседник и улыбнулся в бороду. - Отдохните. Зайдите в бутылку Клейна.
   Фраза показалась Гилберту не совсем понятной, однако на текущий момент он собственному разуму не очень-то и доверял. А потому решил довериться носу.
   Пахло от бородатого мужчины шёлком, огнём и, почему-то, пепперони. К слову сказать, так же, как и от китайца до этого. Что этот запах означал, Гилберт не разобрал, но однозначно что-то приятное. Поэтому юноша протянул руку и сказал:
   - Гилберт-младший.
   Мужчина ответил на рукопожатие с задорной улыбкой, вроде той, с которой ребёнок вступает в новую игру.
   - Лорд Кай.
   - Настоящий лорд? - удивился молодой человек.
   - Самый настоящий, - кивнул тот. - Рад знакомству, Гилберт-младший. Но сейчас мне пора.
   И парень сам не заметил, как так получилось, что он снова бредёт по улицам, разглядывая фасады. "Надо же!" - вяло подумал юноша, когда словил себя на том, что стоит перед незнакомой таверной с гостеприимно распахнутыми дверями. Красиво оформленная вывеска гласила: "Бутылка Клейна".
  
   ***
   Очередной поднятый из пучин океана сундук команда встретила стоном восхищения.
   - Говорил я тебе! - подмигнул рыжий, как апельсин, боцман серьёзному какаду у себя на плече. - У капитана на удачу нюх! Это ж подумать только - раздобыть карту затонувших кораблей!
   Добыча и в самом деле оказалась знатной. Золото и серебро, посуда и драгоценности, шахматы из слоновой кости, позеленевшие от морской воды статуэтки... напоследок дюжие матросы вытащили на палубу ящик, в специально устроенных ячейках которого покоилась батарея бутылок.
   - Вино, - с сожалением протянул боцман, - жаль, что не коньяк - цены бы ему не было. Столько-то лет выдержки! А тут... уксус.
   Весельчак-капитан выхватил одну из бутылок, отёр тину. Стекло блеснуло синевой. В мгновение ока выбив пробку, молодой человек глотнул прямо из горлышка и рассмеялся:
   - На халяву и уксус сладкий, - подмигнул он команде и отправился в свою каюту, предоставив остальным удовольствие погрузки сокровищ в трюм.
   Вино, оказавшееся полусладким и, на удивление, свежим, капитану понравилось. Он прикладывался к горлышку снова и снова, характерным для благодушного настроения жестом почесал старый шрам, наискось пересекавший грудь. А потом, сам не зная зачем, пират заглянул внутрь синей бутылки...
  
   ***
   Заполненный людьми обеденный зал таверны шумел, как море во время бури. Оглушённый какофонией звуков и запахов, Гилберт замер на месте и повёл носом, машинально отыскивая свободный столик.
   - Идите сюда, юноша, - негромкий голос змейкой просочился сквозь толпу и нашёл своего адресата. У окна сидел маленький седой человечек, отчего-то очень похожий на кобольда. От него веяло немецким пивом, звёздной пылью и эксцентричностью - запах Настоящего Учёного. Гилберт сел за стол, заваленный полураскрашенными контурными картами. Такие бывают у детей, изучающих географию.
   - Что вы делаете? - поинтересовался молодой человек, решивший сегодня ничему не удивляться. К тому же, он любил всюду совать нос.
   - Играю в игру, - с лёгким смешком пояснил "кобольд". - Хотите - присоединяйтесь. - Гилберт пожал плечами и человечек, расценивший это как согласие, озвучил правила: - Вот карта с границами государств. Пока что белая. А вот четыре карандаша. Мы будем по очереди раскрашивать любую страну в любой цвет, но так, чтобы страны, имеющие общие ненулевые границы, всегда различались по цветам. Кому первому потребуется пятый карандаш, тот и проиграл. [1]
   Ещё раз пожав плечами, юноша потянулся к синему карандашу и выбрал небольшую страну, очертания которой чем-то напомнили ему птицу.
   - Хороший выбор, - сощурился старичок и взял жёлтый. - Так откуда вы? Как сюда попали?
   - Да я живу в этом городе с рождения! - воскликнул Гилберт, сохранявший верность синему цвету.
   - Я имею в виду, как вы попали в "Бутылку Клейна"? - улыбнулся "кобольд".
   И молодой предприниматель вдруг взял и вывалил незнакомцу всё, начиная с девушки в атласном платье и заканчивая загадочным бородачом на пристани. Всё равно день был таким странным!
   - Стало быть, сам Клейн [2] и послал... - задумчиво проговорил его собеседник. - Любопытная вы личность, Гилберт.
   Юноша вздрогнул. Он не помнил, чтобы называл своё имя.
   - Август Мёбиус [3], - представился в свою очередь человечек и комично поклонился. - Мы с Крапивником коллеги. В некотором роде.
   - С Крапивником? - переспросил Гилберт.
   - Как его только не называют, - обезоруживающе улыбнулся "кобольд", закрашивая красным сапожок Италии. - Каем Крапивником, Феликсом Клейном, лордом Де...
   - А это и есть его бутылка? - перебил Гилберт, указывая на барную стойку, где, действительно, гордо возвышалась изящная бутылка восхитительного ультрамаринового цвета. Старичок рассмеялся.
   - В некотором смысле. Это, своего рода, каламбур. Клейн действительно пил когда-то из этой бутылки Liebfraumilch, вино такое, - пояснил Мёбиус, - но это не бутылка Клейна [4]. Это просто бутылка.
   - В смысле? - недоверчиво осведомился юноша.
   - Глядите, - сказал "кобольд" и неуловимым, каким-то сверхъестественным по скорости и ловкости движением похитил с соседнего стола длинный нож. Ограбленный посетитель таверны удивлённо уставился на опустевшую руку. Чтобы скрыть смущение от неожиданного исчезновения прибора, он повысил голос на два тона и внушительно продолжил речь, обращённую к сотрапезникам:
   - Да! Маги и демоны вот уже четырнадцать веков гоняются за ними, как малые дети. 
Изготовление одной бутылки занимает у Горшечника от ста до ста двадцати лет. В структуру каждой вплетены его индивидуальность, его личная, неповторимая энергия - ци - и его волшебство. Если налить в них вино, оно останется безукоризненно свежим лет двести. Если поставить в них цветы, они будут стоять примерно столько же!
   Седовласый Август перехватил нож поудобнее и стремительным движением отрезал от одной из раскрашенных карт длинную полосу. Следующую кражу он совершил у соседа возбуждённо повествовавшего о Горшечнике посетителя. На этот раз трофеем оказалось блюдечко с мёдом. Мужчина, только что собиравшийся окунуть туда оладью, замер в нерешительности и покосился на сотрапезника, так и продолжавшего свою пламенную речь:
   - Лорд Демон сотворил не менее трёхсот Бутылок. Пятьдесят шесть из них находятся в его доме - Знаменитой Кобальтовой Бутыли, а остальные рассеяны по измерениям. Большинство владельцев бутылок всю свою жизнь живут рядом с Волшебными мирами и ни о чём не догадываются. Но всё равно хозяева работ Мастера Бутылок всегда, даже пребывая в неведении относительно их природы, остаются в выигрыше: само обладание Бутылкой приносит им удачу в виде здоровья, счастья и долголетия. Те же, кто знаком с её тайнами, продлевают свою жизнь на века, устраивая длительные каникулы в Волшебных Бутылочных мирах. Многие мудрецы древности поселились там навсегда!
   Горлопану ответили дружным хохотом.
   - Здоров же ты пить, брат!
   - Глядите сюда, - повторил маленький старичок, привлекая ускользающее внимание Гилберта. Один конец ленты он вымазал мёдом, а потом крутанул бумагу и приклеил ко второму концу так, что цветная сторона переходила в белую. - Вот ваш путь, - сказал он, указав на белую сторону. - Не очень чистый, - Гилберт покосился на невесть откуда взявшееся на бумаге пятно, - но простой и понятный. А теперь следите, - Мёбиус взял у юноши синий карандаш и повёл линию вдоль получившейся петли. - Вот вы идёте путём промышленника и торговца, наживаете состояние, а потом - раз! Оказываетесь на другой стороне.
   И в самом деле: "кобольд" не отрывал карандаша от бумаги, но вот уже синий грифель весело пересекает разноцветные границы...
   - Ерунда! - сердито пробормотал Гилберт. - Просто вы её склеили, вот и всё!
   - Да? - усмехнулся старичок. - А вы попробуйте разорвать, - и протянул юноше ленту-петлю. И странное дело! Поверхность казалась совершенно однородной, места склейки не было видно. Грязно-белая оборотная сторона переходила в цветную, но как-то сама собой, неуловимо и непостижимо. Разозлившись, Гилберт рванул бумагу, и она легко подалась. Только не поперёк, как была склеена, а вдоль. И в руках у молодого человека оказались два связанных, будто звенья одной цепи, перекрученных бумажных кольца - большое и маленькое [5].
   - Вот видите, молодой человек, - с мягкой улыбкой сказал Мёбиус, - мир полон неожиданностей. И двойственности.
   - А при чём тут бутылки? - сердито спросил Гилберт.
   - О, с бутылками ещё сложнее. У ленты Мёбиуса нет оборотной стороны. У бутылок Клейна тоже. А ещё у них нет дна. И горлышка.
   - Что же это за бутылка тогда? - буркнул юноша, закрашивая последнюю страну на карте. Пятый карандаш так и не понадобился. - Что, ничья?
   - А вы сообразительный молодой человек, - весело сказал "кобольд". - Неудивительно, что вы им понравились.
   - Кому?
   - Синей Птице. И Клейну. К тому же, в первый раз вижу человека, воспринимающего числа носом. Это довольно необычно.
   - Я всё воспринимаю носом, - немного смутился юноша. - При чём тут числа?
   - Числа и есть - всё, - невозмутимо, как само собой разумеющееся, сообщил его странный собеседник. - Мир состоит из чисел, более, или менее конкретных. Воспринимают их все по-разному. Я вот - как краски, Моцарт - как музыку, есть и те, кто считает мироздание созданным из слов. Из имён бога, например. Но суть от этого не меняется. Так и быть, покажу вам... - в мгновение ока Мёбиус склеил ещё две ленты. А потом соединил их краями. Результат поверг Гилберта в такое недоумение, что он даже лишился дара речи. Смотрел, но сознание бунтовало, отказываясь обрабатывать полученную от органов зрения информацию. Тогда он закрыл глаза и принюхался. От конструкции веяло птичьим молоком, любовью и искривлениями пространства - запахом трансцендентности.
   - Не люблю самопересечений, - послышался голос Мёбиуса. Он казался довольным произведённым эффектом. - Но в евклидовом пространстве одностороннюю поверхность без них не построить! Зато в четырёхмерном - пожалуйста.
   Гилберт открыл глаза. Голова у него шла кругом.
   - Видите рыжего коротышку у той стены? - неожиданно спросил "кобольд". Молодой человек молча кивнул. - Вам к нему. Он хороший боцман.
   - Что? - обернулся юноша к собеседнику. Но за столом никого не оказалось. Единственным доказательством, что седовласый любитель раскрасок Гилберту не приснился, остались мирно лежащие на столе контурные карты, заштрихованные четырьмя цветами.
  
   А полчаса спустя молодой человек подсел к мрачно квасящему у стены апельсиново-рыжему коротышке. От него пахло вяленой воблой, крепкими руками и нагретым на солнце деревом - запахом Надёжного Товарища.
   - Я хочу купить корабль, - заявил Гилберт, усевшийся на стул, стоящий задом наперёд. Его подбородок покоился на сложенных поверх спинки ладонях.
   - Для чего вам корабль, юноша? - осведомился рыжий. - Торговлей заняться вздумали?
   - За птицами по морю гоняться, - подмигнул молодой человек.
   Коротышка хмыкнул и посмотрел на собеседника с интересом.
  
   ***
   - Капитан, ты что там, истину на дне бутылки ищешь? Кинь дурное, нет её там. Или носом клюёшь? Иди к нам лучше, Пит трубу свою достал, дудеть будет...
   - Начинайте! - крикнул Гилберт боцману. - Я скоро! - и взлетел на самую верхушку мачты, будто был не капитаном, а зелёным юнгой. Прикрыв глаза козырьком ладони, молодой человек всматривался в линию горизонта. Свежий морской бриз принёс аромат свободы и яблок.
   - Я уже близко, - прошептал Гилберт, широко ухмыляясь коснувшемуся воды солнцу. - Вот увидишь, скоро мы встретимся! - уверенно заявил он.
   Спрятавшаяся в тени паруса синяя птица не то фыркнула, не то чирикнула и принялась сосредоточенно чистить перья.
   А в каюте капитана таинственно блестела внутренним светом ультрамариновая бутылка.
  
  
   Примечания:
  
   [1] Теорема о четырёх красках утверждает, что всякую расположенную на сфере карту можно раскрасить четырьмя красками так, чтобы любые две области, имеющие общий участок границы, были раскрашены в разные цвета. При этом считается, что каждая область является односвязной, а под общим участком границы понимается часть линии, то есть стыки нескольких областей в одной точке общей границей для них не считаются. Эта теорема была сформулирована Фрэнсисом Гутри в 1852 году, однако доказать её долгое время не удавалось. В течение этого времени было предпринято множество попыток как доказательства, так и опровержения, и эта задача носила название проблемы четырёх красок.(назад)
  
   [2] Феликс Христиан Клейн ->немецкий математик и педагог. Автор Эрлангенской программы. Первым строго доказал непротиворечивость геометрии Лобачевского.(назад) 
  
   [3] Август Фердинанд Мёбиус - немецкий математик, механик и астроном-теоретик.(назад)
  
   [4] Бутылка Клейна - неориентируемая (односторонняя) поверхность. Подобно ленте Мёбиуса, бутылка Клейна является двумерным дифференцируемым неориентируемым многообразием. В отличие от ленты Мёбиуса, бутылка Клейна является замкнутым многообразием, то есть компактным многообразием без края.
   Бутылка Клейна не может быть вложена (только погружена) в трёхмерное евклидово пространство, но вкладывается в четырёхмерное.
   Бутылка Клейна может быть получена склеиванием двух лент Мёбиуса по краю. Однако в обычном трёхмерном евклидовом пространстве сделать это, не создав самопересечения, невозможно.(назад)
  
   [5] Лист Мёбиуса (лента Мёбиуса, петля? Мёбиуса) - топологический объект, простейшая неориентируемая поверхность с краем, односторонняя при вложении в обычное трёхмерное Евклидово пространство.
   Если разрезать ленту Мёбиуса, отступая от края приблизительно на треть её ширины, то получаются две ленты, одна - более короткая лента Мёбиуса, другая - длинная лента с двумя полуоборотами (афганская лента).

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"