Куншенко Игорь Алексеевич : другие произведения.

Еще один артефакт

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия: Джонатан Страуд "Кольцо Соломона"


Еще один артефакт

(рецензия на роман Джонатана Страуда "Кольцо Соломона")

   ДЖОНАТАН СТРАУД Кольцо Соломона. Роман.
   М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2011. Серия "Люди против магов", 464 с.
  
   Казалось, про Бартимеуса ничего новенького уже не почитать. Джонатан Страуд так радикально закончил "Врата Птолемея", последний том "Трилогии Бартимеуса", что продолжения просто не могло случиться. Автор сознательно сжег все мосты, было ясно, что он действительно не собирается более возвращаться к ставшему знаменитым циклу. И его намерение вызывало не только раздражение (блин, там же еще можно было такого придумать!), но и уважение (скажем "нет" бесконечным сериалам, в которых каждый новый том слабее предыдущего!).
   Прошло всего пять лет и - не удержался - вернулся-таки. Остается только развести руками, такое в писательской среде сплошь и рядом. Наверное, Роджер Желязны, ставя точку во "Владениях Хаоса", тоже думал, что история Корвина закончилась, все загадки разгаданы, все серьги розданы, возвращаться в Янтарное королевство не за чем. Что не помешало ему позднее состряпать еще пять книжек "Хроник Мерлина".
   Итак, "Трилогия Бартимеуса" в 2010 году превратилась в тетралогию.
   Так как все сюжетные линии были капитально завершены, и развеивать печаль финала вряд ли стоило, Страуд написал не продолжение, а предысторию, или, как сейчас модно говорить, приквел. Никаких больше затянутого туманами Лондона, джентльменов-волшебников и революционеров-подпольщиков. Действие развивается в Иерусалиме времен царя Соломона, пустыни, руины древних городов, восточные базары, сладкая роскошь, жара и пальмы. Пусть декорации и поменялись, но суть происходящего примерно такая же, как и раньше. Волшебники плетут интриги, жаждут власти и богатств, и простолюдину, угадившему в эти жернова, сладко не придется, а судьба мира, разумеется, висит на волоске. Кто-то кого-то подставляет, кто-то у кого-то что-то крадет, а Бартимеусу, как всегда, кашу расхлебывать.
   У царя Соломона есть Кольцо. Если он просто коснется Кольца, то сразу же возникнет воинство могущественнейших духов, готовых выполнить любую его прихоть, а если повернет, то явится такая страшная тварь, что рядом с ней померкнет упомянутое воинство. Неудивительно, что перед израильским правителем склонились все ближайшие государства. А на посылках у него служат семнадцать искуснейших волшебников того времени. Многие хотели бы убить Соломона и завладеть Кольцом, но, во-первых, к царю не так просто подобраться, во-вторых, он его никогда не снимает. Кажется, что империя Соломона незыблема и несокрушима, и Иерусалим вечно будет величайшим городом на Земле.
   Однажды царь прослышал о прекрасной царице Савской. Он делал ей одно за другим предложения стать его женой, но царица не желала даже слышать об этом. Тогда Соломон выдвинул ультиматум: либо выходишь замуж, либо плати дань, как и прочие мои соседи. Женщина восприняла это условие, как оскорбление, и поступила более чем рискованно - послала к Соломону Ашмиру, свою преданную стражницу, с заданием либо убить супостата, либо, если не получится убить, украсть у него Кольцо. На все про все у девушки четырнадцать дней. Но она готова совершить даже невозможное ради своей царицы.
   А где же Бартимеус? Бартимеус в это время был занят на строительстве легендарного храма Соломона. Дело в том, что он умудрился сожрать своего предыдущего хозяина; Соломон, узнав об этом, рассердился и приказал одному из семнадцати волшебников, славящемуся уж очень злобным характером, вызвать наглого джинна и заставить его пожалеть о содеянном. Действительно, худшего хозяина у Бартимеуса не было и не будет, но, к счастью для читателя, наш любимый джинн все же не потерял свое знаменитое чувство юмора. Как бы не были плачевны сопутствующие обстоятельства, Бартимеус никогда не откажет себе в удовольствии превратиться в бегемотиху, похожую на одну из жен Соломона, или спеть о нем пару похабных песенок.
   Легко догадаться, что уже скоро дорожки Ашмиры и Бартимеуса пересекутся. Берегись древний мир! Эти двое натворят такого, чего Соломону не снилось в самом страшном сне.
   Многие критики не без сарказма заметили, что "Кольцо Соломона" явно уступает оригинальной трилогии. Мол, труба пониже, дым пожиже. Конечно, если сравнивать этот роман с трилогией в целом, то надо сказать, что трилогия сложнее, многогранней и насыщенней событиями. Но нельзя забывать, что история Натаниэля и Бартимеуса сразу задумывалась как одно большое произведение, да и объемы все-таки разные - почти две тысячи страниц против четыреста с хвостиком. Если же сравнивать с каждым из трех романов по отдельности, то "Кольцо Соломона", конечно, проигрывает "Амулету Самарканда", оказывается подинамичней затянутого "Глаза Голема" и вполне на уровне "Врат Птолемея". Страуд и не замахивался переплюнуть собственное детище, он писал не эпичное полотно, а остросюжетную авантюру. И в выбранном формате он отнюдь не опустил планку и смог доказать, что находится в прекрасной форме.
   Все, за что полюбили Страуда, здесь есть. Бартимеус все такой же острослов, выпендрежник и забияка. А его комментарии к происходящему, оформленные в виде сносок, все так же смешны, а некоторые вызывают просто гомерический хохот. Как и всегда, Бартимеусу придется выполнить невыполнимое, как и всегда герои оказываются в обстоятельствах, когда кажется, что их уже ничто не спасет. Присутствуют и неожиданные повороты сюжета, некоторые все-таки не очень неожиданные, но порой автору удается по-настоящему удивить. Персонажи живые и развивающиеся, им невозможно не сопереживать, злодеи же сообразительные и не страдающие синдромом разрушения мира ради разрушения мира. Мало того, Страуду наконец удалось выписать естественную и интересную героиню. Образ Китти был самым слабым местом "Трилогии Бартимеуса", но так часто бывает. Писателю-мужчине проще описать мальчишку, чем девчонку, вон, Пулман явно сглупил, когда решил, что главным персонажем "Темных Начал" должна быть девочка. Ашмира же - явный шаг вперед для Страуда. С одной стороны, отважная и дерзкая, с другой - закованная в цепи собственных комплексов. Самостоятельная, но не феминистка, отчаянная, но впадающая в ступор, когда нужно выбрать новую стратегию или принять жизненноважное решение. Она не идеальна, но чертовски интересна. Прекрасный компаньон для Бартимеуса, не теряющийся на его фоне.
   На обложках книжек Страуда часто пишут: "На самом деле единственное сходство между Страудом и Ролинг состоит в том, что они не считают своих юных читателей глупее или ранимее взрослых". Это одна из немногих рекламных надписей, с которой можно полностью согласиться. Страуд, и глазом не моргнув, шутит по поводу раннехристианских святых, упоминает мимоходом, не называя конкретно, "Песнь песней" Соломона, не боится черного юмора и без соплей разделывается с персонажами. Он не разжевывает истины, а позволяет читателю самому их осознать. Он пишет для юного поколения так, как многие не могут писать для взрослых. Нельзя отрицать, что в определенных аспектах Страуд явно проигрывает Ролинг (например, ему никогда хорошо не удавались персонажи второго плана, они у него вечно получаются плоскими и поверхностными), но в категории тех, кто пришел в подростковую фэнтези по стопам мамы Гарри Поттера, он, возможно, лучший.
   Цитата:
   Сколько бы раз ты не видел ходячих мертвецов, всегда забываешь, какие они на самом деле жалкие и растрепанные. Нет, когда они только вылезают из стены, они смотрятся недурно: на них работают и эффект внезапности, и жуткие провалы глазниц, и скрежет зубовный, и - если заклятие Реанимации сработано на совесть - кошмарные бестелесные вопли. Но потом они принимаются неуклюже гоняться за тобой по всему храму, дергая тазом, сверкая коленными чашечками, топыря костлявые руки, - это, видимо, должно смотреться угрожающе, но выглядит так, как будто они собираются сесть за фортепьяно и выдать забойный рэгтайм. И чем быстрей они бегают, тем сильней расшатываются у них зубы, а камни ожерелий подпрыгивают и застревают в глазницах. Наконец они начинают спотыкаться о свои погребальные пелены, падать на пол и вообще путаться под ногами у легконогих джиннов, которые мирно идут своей дорогой. Ну и разумеется, как это свойственно скелетам, они не в состоянии выдать ни одной приличной реплики, которая придала бы хоть немного интереса смертельно опасной ситуации, в которой ты находишься.
   Будет здорово, если Страуд не закончит на этом жизнеописание своего замечательного джинна. Думается, что у него могла бы получиться отличная история о приключениях Бартимеуса, например, в эпоху Древнего Рима. Или ничто не мешает Страуду переосмыслить Великую Французскую Революцию, Бартимеусу было бы чем заняться не только тогда, но и чуток позже, когда властный волшебник Наполеон, мечтающий о мировом господстве, отправил бы его на какое-нибудь невероятно опасное задание в царскую Россию. Или наоборот - Бартимеус на службе у одноглазого генерала Кутузова руководит сожжением Москвы. Разумеется, это всего лишь фантазия. Но несомненно одно: вздумай Страуд написать еще хотя бы один роман о Бартимеусе, он точно не окажется без внимания читающей публики. К тому же многие этого с нетерпением ждут.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"