Кушталов Александр Иванович : другие произведения.

Ода региональному шоссе Р74

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Шоссе Р74 - это диаметр Золотого Кольца, а город Юрьев-Польский - его золотая ось.


   Ода региональному шоссе Р74
   Тема дороги Р74 "Переславль-Залесский - Владимир"
  
   Дорога районного значения Р74 класса 6(10)А соединяет районный город Переславль-Залесский Ярославской области и областной город Владимир. Основная тема этой дороги - город Юрьев-Польский, к которому иначе, как по этой дороге, вы из Москвы не доберетесь. Можно, конечно, ехать по старой Стромынке через Киржач и Кольчугино, но там дорожка после Черноголовки сильно теряется в полях, не советую. А главная мелодия этой темы - гроза. Даже в названии соседнего Кольчугино она звучит звонким бранным железом. Хотя в этом звоне слышится и легкая медная фальшь: еще в середине XIX века Кольчугино в помине не было: город основан в 1871 году как посёлок при медных дел заводе московского купца А. Г. Кольчугина.
  
   0x08 graphic
  
  
   Что такое Золотое Кольцо?
   Золотое кольцо - это история и памятники Владимиро-Суздальской Руси. Это города кольцевого маршрута Сергиев Посад, Переславль-Залесский (1152), Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир (990) и Москва (1147) - пригородок Владимирский. Формат Золотого Кольца оказался очень удобен для организации автобусного интуризма, потому что именно для этого его и задумали в начале 60-х годов XX века. В широкое Золотое Кольцо входит и все то, что попадает внутрь него (Александров, Юрьев-Польский) и мелкие ответвления наружу (Тутаев-Рыбинск-Мышкин-Углич, Плес, Иваново-Палех, Муром, Гусь Хрустальный-Рязань-Касимов). Остальная Россия лежит вне Золотого Кольца и неумолимо заносится пылью туристического забвения от пролетающего по Золотому Кольцу транспорта.
   Дорога Р74 - это диаметр Золотого Кольца, его золотое сечение, а город Юрьев-Польский - его золотая середина. Он - та ось, на которой вертится это колесо.
  
   Переславль-Залесский
   Как уже отмечалось, город Переславль-Залесский - один из главных городов Золотого Кольца. О нем нужно говорить подробно, он этого заслуживает. Но я делать этого не буду, поскольку не он есть главная тема моей оды. Скажу лишь кратко, что Переславль - родина Александра Ярославича Невского, где он родился и провел свои детские годы. Петр Великий в юности построил на Плещеевом озере у Переславля-Залесского потешный флот и учился там водить под парусами корабли. В городе много памятных мест: древние земляные валы, Спасо-Преображенский собор 1152 года постройки - хорошо сохранивший формы, но потерявший древние фрески, ботик Петра Великого, и четыре отлично восстановленных монастыря. Тот, кто еще не посетил его по какой либо причине, обязательно должен это сделать. А для личностей эзотерических там еще есть особый подарок: загадочный Синий Камень с длинной языческой историей...
   Ради справедливости добавим, что весь Переславль-Залесской уезд, ныне соединенный административными узами с Ярославской областью, по сведениям на 1822 год в Атласе Российской империи плк. Пядышева подчинялся губернскому городу Владимиру. Что было логичнее. А Ивановской области тогда вообще на свете не было.
  
   Сима
   Согласно "Атласа автомобильных дорог СССР 1986 г." село Сима находится на региональном шоссе Р74 в 45 км от Переславля и в 24 км от Юрьев-Польского, в самом северо-западном углу Владимирской области. Оно стоит на берегах реки Симки, от которой и пошло его название. Реку, в свою очередь, назвали в честь SIM-карты собаки князя Юрия Долгорукого, проезжавшего через эти места. В центре пара магазинов, аптека и на двуножной табличке два указателя в разные стороны от шоссе: налево "Место первого захоронения П.И. Багратиона", направо - "Дом-усадьба князей Голицыных".
  
   0x08 graphic
  
   Налево проезда на машине нет, только пешеходный мостик через симпатичный прудик Симки, заросший ряской и кувшинками. Дальше только пешком. Сразу за водоемом длинное барачное здание, оббитое белесым сайдингом, с большим желтым плакатом "ПРОДАЕТСЯ" и номером телефона на нем. Над водоемом на высоком холме Торговая площадь, на берегу которой стоит и церковь Дмитрия Солунского, каменная, одноглавая, газофицированная - к ней на опорах тянется желтая газовая труба. Внутри церковь простая, с недавно нарисованным трехъярусным иконостасом и тихим убранством. В церкви умиляют детские рисунки, выполненные к церковным праздникам. На здании церкви при входе привинчена бронзовая табличка со следующим текстом: "В церкви Дмитрия Солунского погребен 12 (25).09.1812 года российский полководец генерал князь Петр Иванович Багратион - герой Бородинского сражения".
   Табличка не правильная. Во-первых, не погребен, а "был погребен", потому что, как было сказано на указателе у шоссе, в Симе находится первое место захоронения Багратиона, позже он был перезахоронен на Бородинском поле. Во-вторых, Багратион был захоронен не в этой церкви, а в усадебной Богоявленской церкви Голицыных. Она располагалась за храмом Дмитрия Солунского на ныне пустой поляне, буквально в полста метрах от нынешней церкви. Именно там был похоронен героический полководитель. Впрочем, на том месте сегодня стоит бронзовый бюст героя.
   Напротив церкви жилые дома, на первом из которых с адресом "Торговая площадь, N1" приколочена еще одна табличка "ПРОДАЕТСЯ". Жизнь уходит из этой деревни, как и из сотен других подобных деревень. Это неправильная политика государства. Государству сегодня не нужны деревни, засеянные поля вокруг и тучные стада на пастбищах. Жалкой кучке людей, управляющих сегодня государством, достаточно нефтяных запасов Сибири и мегаполиса Москвы. Остальное да идет оно на хер.
  
   Усадьба Голицыных расположена на холме по другую сторону шоссе, в двухстах метрах от оного, по адресу Первомайская, 9. Запомните этот адрес, потому что он будет преследовать нас и далее.
   Типичный бывший барский двухэтажный кирпичный дом, рядом здание бывшего флигеля, перед зданием бывший парк. Всё бывшее. На доме гранитная табличка: "В этом здании в 1812 году умер великий полководец герой отечественной войны главнокомандующий второй западной армии БАГРАТИОН ПЕТР ИВАНОВИЧ". Голицыны владели Симой вплоть до национализации имения в 1918 г. Сегодня в усадьбе сельский клуб, библиотека, в одной из комнат скромный музей Багратиона; перед усадьбой летняя танцплощадка; в центре барского сада поставили стелу погибшим воинам. Здание усадьбы П-образное, с фасадом на нисходящий вниз по холму сад. Во время нашего посещения клуб по славной советской традиции был закрыт на замок. Над входом универсальный по своей назначенности плакат, красным по белому: 'С праздником симчане!': годится на все праздники сразу. Здание снаружи неухоженное, с осыпающейся штукатуркой, с фанерой вместо стекол в нескольких окнах. Танцлощадка такая же унылая, скамейки по периметру и нелепые столбы освещения с кабелем из клуба. Все какое-то недоделанное, временное, как и всё, сделанное советской властью. Словно те, кто занял этот дом, понимают, что они здесь ненадолго, что скоро вернутся настоящие хозяева, и выгонят их поганой метлой.
  
   0x08 graphic
  
   Между тем село это старинное. Впервые упоминается в XIV веке. С этого времени два века оно было вотчиной бояр Добрыниных, состоявших на московской службе потомков князей Смоленских. По этому селу имел прозвище Хабар Симский, выдающийся воевода Василия III, служивший на московских украинах в Нижнем Новгороде и Рязани. В XVI веке очередной владелец села угодил в опалу, село Сима было у него отобрано и стало царской вотчиной. Об этом свидетельствует духовная грамота царя Иоанна IV, по которой он завещал село своей жене Анне. В 1608 году в документах Сима все еще числилась как "государево село". В этом селе находился так называемый "воловий двор": там откармливали быков для царского стола. После того, как один из Голицыных, Михаил Михайлович Голицын - старший, одержал победу над шведами на Украине, у деревни Лесной, князья Голицыны стали владельцами этого села, его в 1708 году Петр I пожаловал князю в награду.
  
   Усадьба Голицыных была построена в стиле классицизма в конце XVIII - начале XIX веков. До наших дней сохранился только главный дом, стоящий на всхолмье, именно в нем сегодня Симский сельский дом культуры и библиотека. Сохранился и один из флигелей, стоящий несколько в стороне. Еще недавно он был занят под жилье, но сегодня уже стоит пустым и разрушается. Второй флигель разрушен неряшливой народной властью еще ранее.
   Усадьба получила большую известность после событий 1812 года. 7 сентября, после Бородинской битвы, в Симу привезли смертельно раненого генерала Петра Ивановича Багратиона. В то время владелицей усадьбы была Анна Александровна Голицына, тетушка генерала. Багратион скончался 11 сентября. Современники вспоминали, что генерала добило известие о сдаче Москвы. От него это старались скрыть, но адъютант имел неосторожность проговориться. Генерал был потрясен этим известием. Он поднялся с постели, затем снова лег. От напряжения у него открылась рана. Вскоре генерал скончался. Его похоронили в усадебной Богоявленской церкви. На могиле установили саркофаг с именной пластиной и посмертной эпитафией.
  
   0x08 graphic
   Эта пластина сохранилась до наших дней. Сейчас она находится в музее в Юрьев-Польском. В 1839 году прах полководца был перенесен из Симы на Бородинское поле по инициативе поэта-партизана Дениса Давыдова, ко времени торжественного открытия памятника во славу падших здесь воинов, праздновали 25 лет окончания Отечественной войны. А вот храм, где сначала был погребен Багратион, был снесен в 1959 году. Долгое время на том месте, где прежде было красивое здание, лежала неуклюжая бетонная памятная плита, которую в юбилейный 2012 год заменили постаментом с бюстом полководца. В Доме культуры есть небольшой музей, посвященный Багратиону. Портреты, копии его наградных орденов, письма родственникам и друзьям. Но средств на то, чтобы поддерживать усадьбу в приличном состоянии, катастрофически не хватает. Автобусных экскурсий в эти места очень мало. Сейчас до этих мест добираются в основном самодеятельные туристы.
   В Симе сохранилось много каменных домов. Это свидетельствует о том, что местные жители жили в достаточном достатке. Удивляться этому не приходится. В 1860-х годах при имении был построен небольшой кирпичный завод, а в приусадебных конюшнях разводили породистых тяжеловозов. К концу XIX века в селе было три школы - "школа грамотности", церковно-приходская школа для девочек и двухклассное училище для мальчиков.
  
   Юрьев-Польский
   Как уже говорилось, от Симы до Юрьев-Польского примерно 24 км по шоссе Р74, довольно свободному для того, чтобы не чувствовать особого напряжения от дороги.
   Если посмотреть на карту города с окрестностями, то видно, что, несмотря на скромные городские размеры, выехать из города в сторону Владимира не так просто, хорошо бы раньше ознакомиться с подобной километровкой. Мы с женой также заехали сначала в какой-то тихий тупичок, прежде чем выехали на Р74.
  
   0x08 graphic
  
   Город был основан в 1152 году на маленькой речушке Колокше князем Юрием Долгоруким, в честь которого он и назван Юрьевым. Юрьевых уже было к этому времени несколько штук, поэтому этот стал Польским, из-за широкой полосы полей, расположенной на севере Владимирской области и издревле называемой Ополье. Небольшая речка Колокша протекает по городу, тянется рядом с шоссе Юрьев-Владимир и впадает в Клязьму в районе Юрьевца перед Владимиром. И сегодня город это небольшой, в 16 тысяч жителей. Древняя часть города расположена на мысу между Колокшей и её притоком Гзой, и его окружал вал длиной около 1-го км. По периметру вала стояла древняя крепостная стена с тремя воротами, к ним подходили дороги из Москвы, Владимира и Переславля-Залесского.
   С момента возникновения Юрьев-Польский входил в состав Владимиро-Суздальского княжества, и за него постоянно шла междоусобная борьба удельных князей. В 1238 году город был опустошен монголо-татарами. В 1612 году город был опять разрушен польско-литовскими войсками. В XVII веке в городе наступил период расцвета. Здесь проходили торговые пути из Москвы на восток, в суздальские земли.
  
   Собственно говоря, все самое интересное в Юрьев-Польском до сих пор находится внутри Валов. Они представляют собой почти правильный земляной круг диаметром около 300 метров и высотой 5-7 метров. В центре круга находится знаменитый Георгиевский храм, древний монастырь в честь великого небесного воина Михаила Архангела, районное отделение ГАИ, адвокатские конторы, городской суд с прокуратурой и пара десятков частных домиков с огородами и дощатыми сортирами. От Юрьева храма начинается улица 1 мая - помните Симу? - там тоже была улица Первомайская. Перед Валами центральная городская площадь с главной гостиницей города, питейными заведениями типа "Чайная" и находящимся чуть в глубине городских построек универмагом.
  
   0x01 graphic
  
   Со стороны площади перед Валами стоит новодельный памятник Юрию Долгорукому, основателю города, в недоуменном гранитном коконе-плаще, распахнутом спереди, но схваченном у горла и снизу - словно плащ треснул на животе. За валами возвышались многочисленные луковки стоящих там церквей. Те самые, которые были сняты в первых эпизодах фильма "Золотой теленок" с Юрским и Куравлевым. Город к этому времени снялся в нескольких фильмах, но это был пик его кинематографической карьеры. Здесь сняли первую половину фильма и съемочная группа толклась и бражничала на здешних улочках несколько месяцев, наводя на тихих местных жителей благоговейный ужас. Кстати, вспомним и о деревне Сима. И она попала в кадры этого фильма, в ней сняли несколько эпизодов знаменитого 'автопробега', в частности с побиванием Паниковского за воровство гуся.
  
   0x01 graphic
  
   Когда мы приехали в город Юрьев-Польский, началась гневная, но отходчивая летняя гроза. Пришлось сидеть в автомобиле минут пять, пережидая ее крутую девичью опалу. После это уже можно было достать зонты и пойти гулять по валам под мелкий, сеющий дождик. Мы пошли влево, по часовой стрелке, потому что за левой стороной валов виднелись купола с крестами, а справа были частные дома. Сразу за валом нам открылся монастырь, окруженный невысокой каменной оградой с несколькими башенками. Если посмотреть на валы с высоты птичьего полета, то монастырь занимает примерно четверть круга. С одной стороны его ограничивала радиальная улица "Первого мая", а с другой была его ограда, идущая точно по перпендикулярному к улице радиусу. За оградой монастыря было несколько многоголовых храмов, но среди них Георгиевского, с его нахлобученным тяжелым куполом, уже не шлемом, но еще и не луковкой, не было. Мы заволновались: уж не снесли ли его под корень веселые красные кхмеры?
   Мы тревожно пошли по валам, разглядывая виды налево и направо, и через некоторое время увидели и Его темнеющую макушку. Он прятался от нас то за громадной красной церковью, стоящей рядом с ним, то за высокой березой между нами, то за башенкой монастырской ограды, и мы с перерывами видели только его металлическую шапочку. Он долго не открывался нам полностью. Мы прошли почти половину окружности и свернули внутрь, как только нам для этого представилась возможность. Пройдя еще пару сот метров по кривенькой улочке мы и увидели желанное. Он предстал перед нами в несколько неприглядном виде, через пустой, заросший летним бурьяном усадебный участок, на фоне затрапезного деревенского туалета. Но потом Он явился перед нами во всем своем прекрасном виде.
  
   0x08 graphic
  
   Собор Георгия Победоносца - выдающийся памятник домонгольского зодчества. Это последний домонгольский храм Владимиро-Суздальской Руси. Сооружен в 1230-1234 князем Святославом Всеволодовичем на месте древнего собора 1152 года, заложенного его дедом Юрием Долгоруким. Четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм с боковыми притворами. В середине XV в. он обрушился, в 1471 восстановлен в упрощенных формах, с четырехскатной кровлей и приземистым барабаном. Позже перестраивался, около 1781 была сооружена высокая колокольня в стиле классицизма, а в 1827 с юга пристроена ризница. Закрыт в начале 1920-х, вскоре при реставрации разобрана колокольня. Позже еще несколько раз реставрировался. Является объектом музейного показа. В храме хранится чтимый "Святославов крест" (1224) - каменное Распятие с предстоящими, сделанное по заказу Святослава (ино даже им самим собственноручно) в память о чудесном спасении на реке Волге в 1224 году. Крест сделан из 9 раскрашенных рельефных плиток, вставленных в особый, для него сделанный поставец. На пяти центральных плитках вырезана фигура распятого на кресте Христа, а на двух крайних плитках предстоящие.
   По случаю выходного музейного дня, приходящегося в этих краях именно на вторник, храм был закрыт на замок, и попасть внутрь него и прикоснуться к целющему Святославову кресту у нас не было физической возможности. Поэтому мы просто обошли его вокруг (благо для этого там есть устроенная пешеходная дорожка), рассматривая его, дивясь его причудливым белокаменным узорам, и пытаясь забрать это великолепие с собой посредством жалкого фотоаппарата. В такой технике обработки камня сделаны всего несколько храмов во Владимире и его окрестностях в краткий период "Владимирского столетия" 1150-1250 годов: Дмитровский храм во Владимире, храм Покрова на Нерли и этот, Георгиевский храм в Юрьеве-Польском. Такого больше не было ни до, ни после.
   В стенах Георгиевского собора много кирпичной кладки, которая заменила собой тесаный белый камень; всё это новоделье, залатывание дыр и перестройки в 1471, 1781 и прочих неладных годах. Кроме неуместной кирпичной кладки было видно, что многих белых камней в стене нет, они пропали, - единство рисунка на стене во многих местах нарушено, реставраторы собирали стены собора заново из того, что было. Но, возможно, эти камни следовало бы еще раз перебрать и поставить их на свое место. Может быть, тогда собор выглядел бы более внушительно. Сейчас есть хорошие компьютерные программы, которые помогли бы из отдельных фрагментов собрать цельную мозаику, пусть и с большими дырами. Да переделать стены храма, восстановить их такими, какими они были в молодости. Тем более, что большая часть работы уже проделана Г.К.Вагнером, его тщательное и всестороннее изучение архитектуры и резьбы собора позволило с большой точностью восстановить первоначальную систему скульптурного убранства здания в целом и его идейный замысел. На главном, северном фасаде помещались: в средней закомаре 'Распятие' с надписью Святослава и двумя парными драконами у его подножия, а в боковых закомарах - в левой 'Три отрока в пещи огненной' и в правой - 'Даниил во рву львином'. Распятие связывалось с представлением о кресте как важнейшем орудии борьбы с неверными и защиты княжеской власти - он понимался как 'сохраньник всей вселенной, царем держава, верным утверждение'.
   А что касается милых лопоухих туристов, то для них есть такая байка: если найти в этой мелкой вязи рисунков забавного слона с заячьими ушами, то будет вам счастье. Ищите!
   Художнику, который никогда не видел слона, сказали, что у него большие уши, но не объяснили, как они выглядят. Слон, кстати, довольно крупный, так что найти его не представляет особого труда.
   --
   Мы сначала так и не поняли, что это за дикий краснокирпичный громадный храм, стоящий в многолетних лесах, расположен перед Георгиевским собором. Уж очень он был неуместен перед древним собором, в несколько раз больше его самого. Это особенно хорошо видно на снимке, сделанном с высоты птичьего полета. Как выяснилось потом, это Троицкий собор, построенный в 1909 году вместо массивного Троицкого придела, пристроенного к Георгиевскому храму в средние века. За много лет древний храм оброс различными пристройками, и в конце XIX века от них решено было избавиться. Но в Троицком приделе был захоронен св. Князь Святослав, поэтому Троицкий придел снесли, но для Святослава построили отдельный Троицкий собор.
   --
   Как уже говорилось, от Георгиевского собора начиналась улица Первого Мая, которая выходит за пределы валов и простирается... на самую окраину города Юрьев-Польского. На этой улице слева по нашему ходу за перегораживающим улицу шлагбаумом располагались заведения силовых ведомств города - Прокуратура, Суд, ГАИ и прочие, а справа после дикой красной громады Троицкого собора начинался Михайло-Архангельский монастырь, он же Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей.
   Слева от входа в него цвел громадный куст розового шиповника, с сильным приятным запахом, а справа стоял облупленный стендик со схемой храмов на его территории и объявлением о времени работы музея:
   "Вы..одной день - вторник"
   "В онедель.. музей закрывает... в 15-00"
   "Последн.. ...ятница кажд...го есяца ..н.. й ден..."
   В этом объявлении самым неожиданным для нас было то, что выходной день - вторник. Так в порядочных домах не делают, обычно выходным днем в музеях является виноватый во всех человеческих грехах понедельник. Мы специально поехали во вторник, надеясь на разум музейных работников города Юрьева-Польского и Симы.
   --
   Монастырь был построен в далеком XIII веке, также тщанием князя Святослава. Однако первоначальные деревянные постройки из-за нехороших монголо-татар не сохранились. Почти два века обитель стояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы, тогда погиб драгоценный монастырский архив. Монастырь был построен заново в XVII веке, после завершения Смуты, именно в этом виде его здания и сохранились. В монастыре-музее находятся Богословская церковь со святыми воротами, Михайло-Архангельский собор, Знаменская трапезная церковь.
   Надвратная церковь Иоанна Богослова, XVII века, пятиглавая, при нас стояла в лесах, по ним муравьями сновали озабоченные рабочие, поэтому мы зашли через временный проход в арку под палатами архимандрита. Прямо за входом внутри стояла каменная шатровая колокольня 1683 г. постройки, направо по диагонали - хорошо темперированный кирпичный Михайло-Архангельский собор (1792-1809), стройный пятиглав с вычурным кирпичным узорочаньем. В соборе неожиданно работала ювелирная лавка со словоохотливой продавщицей. Мы у нее купили серебряный крестик для нашего недавно родившегося внука Тимошки. Для нас было особенно приятно, что мы купили крестик в Михайловском соборе для ребенка нашего сына Михаила. Нашими руками Тимофею Михайлычу от самого архангела Михаила.
   Не пропустите зайти внутрь великолепной колокольни: там на втором ярусе яркая экспозиция "Монашеская келья", а на третьем - "Колокольные звоны". Оказывается, на безрыбье звонить можно даже в пустые газовые баллоны разного размера.
   --
   Весь двор монастыря разбит радиальными пешеходными дорожками, между которыми ухоженные цветочные грядки. Роскошные розовые пионы, оранжевый лилейник, какие-то ярко-желтые мелкие цветы, давно не виданные мною крупные алые маки и еще много, много чего другого. Дорожки вымощены плоско уложенным кирпичом и сильно выщербились с тех далеких советских времен, когда эти кирпичи были здесь уложены.
  
   0x01 graphic
  
   В помещении древней Знаменской трапезной церкви (построена в 1625 году, при Михаиле Федоровиче!) размещен музей Отечественной войны 1812 года, а в расположенном далее архимандритском корпусе история здешнего края и художественный музей. В музеях был выходной, но нам повезло. Именно в это время в части музея проходили занятия детской городской художественной школы, и часть музея, посвященная войне 1812 года и Багратиону была также открыта, потому что попасть в художественный музей можно было только через эти помещения. Музейная касса не работала, но служащая была на месте, она нас пустила за цену входных билетов в 30 рублей и милостиво разрешила все бесплатно фотографировать. По словам служительницы в монастыре есть монахи, которые мирно существуют с музеем.
   Музей войны 1812 года состоит из трех помещений. В помещении левого придела находились вещи из усадьбы Голицыных в Симе: несколько фамильных портретов, мебель, напольные часы, громадной высоты зеркало, люстры. Все это было устроено в виде двух комнат, направо и налево, между которыми был проход к дальнему помещению, где стоял один предмет - карета, некогда принадлежащая Голицыным. Говорят, именно на ней везли с Бородинского поля раненого Багратиона. Она была такая большая, что я никак не мог придумать, как ее поместили в это небольшое помещение, обнимающее ее со всех сторон довольно плотно. Наверное, разбирали внешнюю стену или крышу, потому что кузов кареты разобрать сложно. Эта часть Юрьев-Польского музея, посвященная Багратиону, ценна именно тем, что здесь собраны вещи и предметы подлинные, которые могут быть только в единственном экземпляре. Таких больше нет нигде.
   --
   В главном помещении церкви, представляющий собой зал, опирающийся в центре на сводчатый столп, были основные стенды музея. Несколько тяжелых златотканых знамен, мушкеты, "Карта похода Наполеона-I на Москву", "Карта отступления Наполеона-I из пределов России", "Кроки позиций войск при Бородине 25 августа 1812 года", "Карта положения войск, бывших в сражении при селе Бородине от 10:00 до 12ч 26-го числа августа 1812 года".
   В таких музеях мы всматриваемся в карты сражения при Бородино, смотрим на разноцветные прямоугольники, символизирующие пехотные и кавалерийские полки, следим за движением синих и красных стрелок, указующих направления движения войск - и понимаем, что все это бесполезно. Нам непонятно главное - откуда взялся этот массовый русский героизм, остановивший самую большую армию Европы, движимую самым выдающимся полководцем того времени? Это бесполезно понять по схемам, все равно, что по вековым костям скелета Эйнштейна пытаться понять его гениальность.
   В застекленном стенде орудия народной войны - громадная дубина с гвоздями, двурогая рогатина, дреколья. Материальные остатки грозы 1812 года. В двух витринах бронзовые медальоны Федора Толстого, посвященные тем событиям. Мы сначала приняли их за наградные медали. И нас поразило созвучие названий этих медалей более современным, появившимся во вторую Отечественную: "За взятие Парижа", "Освобождение Берлина", "Переход через Рейн", "Покорение Парижа". И в последнюю войну было: "За взятие Берлина", "За освобождение Варшавы". Правда, похоже? Ничто не меняется в наших отношениях с Европой. С интервалом в 100-150 лет всё повторяется. Они к нам всей Европой неизбежно лезут, получают по морде и следующую сотню лет сидят на жопе ровно. А мы оплакиваем убитых и восстанавливаем разрушенное войной хозяйство.
   В общем зале было еще несколько предметов, касающихся Багратиона: акварельный рисунок усадьбы Голицыных в Симе времени начала XIX века - было с чем сравнить нынешнее состояние усадьбы, карта следования кареты с раненым Багратионом от бородинского поля к усадьбе Голицыных... Багратион, Наполеон, - какая перекличка имен!
   --
   И все-таки, какая-то польза от этих карт, схем и предметов есть. Именно здесь, в этом зале понимаешь главную причину поражения Наполеоновских войск. Он, победитель Европы, пришел с миллионной армией наказать Россию за неповиновение, и ему показали, что такое Россия. Сначала был упорный Смоленск, потом героическое Бородино. Да Москва сгорела, но потом было бесславное отступление и полный разгром на Березине. Французские писаки пеняют на генерала Мороза, который 'внес решающий вклад в поражение Наполеона'. Это трусливая и жалкая ложь. Потому что гениальные Наполеоны должны предвидеть наступление зимы после лета, а иначе какие же они гениальные?
  
   0x08 graphic
  
   Но не это главное. От Москвы русская армия погнала французов по той самой смоленской дороге, по которой они пришли, на которой все было выжжено при наступлении. Там негде было остановиться на ночлег, там нечего было жрать лошадям, там нечего было есть людям. На 'Карте отступления Наполеона из пределов России' видно, что французы вышли из Москвы дорогой на Калугу и пошли южнее, через Подольск и Малоярославец, с намерением пойти на Медынь, Мстиславль и Могилев. Но русская армия не дала им это сделать, их отбросили обратно, на дорогу без жилья и без еды. И сделали это именно в Малоярославце. Говорят, Малоярославец переходил из рук в руки восемь раз! Вот настоящее место победы над Наполеоном! И Смоленск, и Бородино, и сгоревшая Москва внесли свой вклад в победу, но Малоярославец велик - это была чистая победа одних войск над другими. Разве это тоже сделал Генерал Мороз? Французов отбросили к сгоревшему Можайску и заставили пройти через Бородино, где на полях еще гнили десятки тысяч трупов. Это прибавило французам энтузиазма улепетывать. Они стали догадываться, что фиалки пахнут не тем.
  
   0x08 graphic
  
   На карте-схеме следования кареты с Багратионом из Бородино в Симу вкралась забавная идеологическая описка. По идее, названия населенных пунктов на карте должны были отражать время 1812 года. В принципе, так оно и было: современная нам Истра там по дореволюционному названа Воскресенском, и Сима там находится во Владимирской губернии, и масштаб указан в верстах, но названный по-советски Загорском городишко назывался тогда длиннее- "Святотроицкая Сергиева Лавра и Посад". Название отражало историческое первенство и величие Лавры. Сегодня он называется просто Сергиев Посад. Но он никак не мог быть Загорском в 1812 году. Не могли Багратиона везти в 1812 году через Загорск, потому что Сергиева Лавра стала Загорском только сто лет спустя, после взрыва в Леонтьевском переулке 25 сентября 1919 года, когда боевики Маруси Никифоровой взорвали пленум МК РКП(б). На пленуме должны были выступить Ленин и Троцкий, именно они были мишенью. Через пять минут после начала работы пленума прогремел оглушительной силы взрыв. Погибли 12 человек - в том числе лидер московских большевиков Загорский, взобравшийся на трибуну для произнесения приветственной речи. Николай Бухарин и Емельян Ярославский были ранены. Ленин и Троцкий банально опоздали к открытию пленума и остались невредимы. Судьба еще берегла их.
   Но жена высказала предположение, что это и не описка вовсе, а вынужденный финт: не могли на советской карте (а эта карта точно была нарисована еще в советское время!) написать это старое название - Святотроицкая Сергиева Лавра и Посад, это противоречило бы всем законам социалистического устройства, управляемого КПСС. У детей-экскурсантов сразу случился бы когнитивный диссонанс началась бы социалистическая шизофрения, они стали бы задавать неудобные вопросы своей училке: а что такое "святотроицкая", а что такое Лавра - там штоли выращивают лавровый лист? И при чем здесь Серега?
   --
   Здесь же находится подлинная табличка с первой могилы Багратиона в Симе, о которой я упоминал: "Князь Петр Иванович Багратион, находясь у друга своего князя Бориса Андреевича Голицына, Владимирской губернии, Юрьевского уезда, в селе Симе, получил высочайшее повеление быть Главнокомандующим 2-й западной армии; из Симы отправился к оной, и будучи ранен в деле при Бородине, прибыл опять в Симу и скончался сентября 11 дня". За этой надписью следуют стихи графа Хвостова:
               Кн. П. И. Багратиону истинная дружба.
               "Прохожий! В Симе зри того Героя прах,
               Который гром метал на Альпа высотах.
               Бог рати он, слуга Отечества и Трона
               Здесь кончил жизнь свою, разя Наполеона "
   Очень хорошо заметил доморощенный поэт о Багратионе: Бог рати он!
   --
   Что касается праха несчастного Багратиона, то он пролежал на Бородинском поле в почтении и покое менее века; в марте 1932 года по распоряжению веселых красных кхмеров главный монумент Бородинской битвы был взорван для добычи из него чугуния, а развороченная после взрыва могила великого полководца была отдана на разграбление местному населению, потому что он был тогда объявлен "царским сатрапом и приспешником"... Сначала его из героев Бородинского сражения разжаловали в царские генералы, ну, а уж от него было рукой подать и до "сатрапа". Но, с другой стороны, надо отдать должное твердости иезуитской кхмерской логики: как иначе они должны были называть того, кто назван "слугой Отечества и Трона"? С одной стороны, - он герой одного из величайших сражений за Отечество; с другой стороны, он генерал, и слуга Царя и Трона. Что выбрать: чистую линию патриотизма или чистоту партийной линии, чтобы у народа в мозгах не случился когнитивный диссонанс? Выбрали последнее.
   Когда в начале 60-х опамятовались и попытались найти его кости и идентифицировать их именно как останки полководца, - то эти попытки успеха не имели. В сегодняшней могиле Багратиона, находящейся на Бородинском поле, нет праха Багратиона. Там бутафорная могила для успокоения туристов. Вот так Отчизна поступила с прахом одного из своих величайших героев.
   --
   Кроме тех церквей, которые указаны по монастырю, на территории музея есть еще одна, которой нет на схеме музея - деревянная Георгиевская церковь XVIII века (1718 год) из села Егорье с деревянной надкладезной часовней. Церковь была перенесена в монастырь в 1967-1968 годах Л.В. и В.М. Анисимовыми. Эта церковь - все, что осталось от древнего Георгиевского монастыря, первое упоминание о котором относится к 1565 году.
  
   Со временем дождь разошелся еще пуще. Несмотря на наши зонтики, мы немного вымокли. Но было лето, было тепло, и дождь нас не очень беспокоил.
  
   Владимир
   Очень кратко и о городе Владимире
   Город основан в 988 году князем Владимиром Святославичем и назван им в честь себя, любимого. В 1169-1319 годах - столица древней Руси, в 1299 - 1325 годах - столица митрополии. По другим сведениям, Владимир Святославович поставил здесь только небольшую крепостцу без имени, а в могучую крепость, построенную здесь в 1108 году, ее превратил его правнук Владимир Мономах, и назвал ее в свою честь. Это больше похоже на правду, потому что именно в начале XII века началась нешуточная междоусобная борьба между удельными князьями, и в ходе феодальной войны выяснилось решающее оборонительное значение высокого берегового хребта Клязьмы, смотревшего в сторону враждебных Рязанского и Муромского княжеств и прикрывавшего Суздальскую землю с юго-запада.
   Во Владимире находятся несколько жемчужин древнерусского домонгольского зодчества - Успенский храм (1158-60), храм Дмитрия Солунского (1192-94), храм Покрова на Нерли (1167), реконструкция Золотых Ворот времен 1164 г. И еще много много чего интересного помимо этого.
  
   PS
   Вот такое оно, шоссе Р74. Советую съездить. Это можно сделать даже и не специально, а по пути. Мы, например, проехали по нему в рамках своей обычной поездки в Нижний Новгород. Просто на этот раз мы решили немного разнообразить себе маршрут.
  
   Июль 2015
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"