Аннотация: Боль и сострадание этого стихотворения не вызывают сомнения. Собственно говоря, вряд ли удастся обнаружить хотя бы что-нибудь антиклерикальное в этих строфах. Скорее, вызывает сомнение точка зрения М.В.Толмачёва, согласно которой стихотворение "создано в период наибольшей враждебности Рембо к христианской религии, "нищей бессмысленной вере", которую он рассматривает как одну из разновидностей общественного конформизма". Видеоролик на https://youtu.be/1g-8q23_LNk
Артюр Рембо
Бедняки в церкви
Разместясь по углам, у дубовых скамеек,
Друг за другом теснясь в стенах церкви, свой взор
В позолоту вонзив, где во все двадцать шеек
Тянет праведное воспевание хор;
Запах свечек вкусив, будто это мякина,
Бедолаги, смирны, как побитые псы,
Молят Бога они, стража и господина,
И от счастья смешны и упрямы гласы.
Лоск скамейкам придать могут длинные юбки,
Если шесть чёрных дней принуждал Бог говеть!
Жёны нянчат своих запелёнутых в шубки
Ребятишек, чей рёв не даёт помереть.
Груди грязны у них, пожирательниц супа,
Хоть молитва в глазах, но не молятся, нет,
Смотрят, как напоказ раззадорилась группа
В мятых шляпках чудих, почитай, детских лет.
А снаружи мороз, глад, супружник в запое:
Час ещё здесь, потом -- без прозванья беда!
-- Только хнычет окрест и гнусавит худое
Из подгрудков старух злая эта нужда:
Эпилептики здесь, дурачки из деревни,
С перекрёстка вчера кто направился в храм;
И сующие нос в строки требников древних
Здесь слепые, кого водит пёс по дворам.
И все эти глупцы, верой нищих слюнявы,
Пред Исусом чредой бесконечных осанн;
Он уснул высоко, пожелтев в блеске славы;
И худой оглоед, и ленивый пузан
Далеки от него, будто запахи мяса,
Ткани с плесенью, фарс из поганых щедрот;
-- И с молитвой цветёт благолепно гримаса,
Твёрдой набожностью наконец предстаёт,
Где улыбками Дам неф угрюмый расцвечен,
Те в оборках, в шелках, большей частью пришли
Всё свалить, -- о, Исус! -- на болезную печень,
Чтобы желти перстов окропиться могли.
1871
Видеоролик на https://youtu.be/1g-8q23_LNk
LES PAUVRES A L'EGLISE
Parqués entre des bancs de chêne, aux coins d'église
Qu'attiédit puamment leur souffle, tous leurs yeux
Vers le chœur ruisselant d'orrie et la maîtrise
Aux vingt gueules gueulant les cantiques pieux ;
Comme un parfum de pain humant l'odeur de cire,
Heureux, humiliés comme des chiens battus,
Les Pauvres au bon Dieu, le patron et le sire,
Tendent leurs oremus risibles et têtus.
Aux femmes, c'est bien bon de faire des bancs lisses,
Après les six jours noirs où Dieu les fait souffrir !
Elles bercent, tordus dans d'étranges pelisses,
Des espèces d'enfants qui pleurent à mourir.
Leurs seins crasseux dehors, ces mangeuses de soupe,
Une prière aux yeux et ne priant jamais,
Regardent parader mauvaisement un groupe
De gamines avec leurs chapeaux déformés.
Dehors, le froid, la faim, l'homme en ribote :
C'est bon. Encore une heure ; après, les maux sans noms !
- Cependant, alentour, geint, nasille, chuchote
Une collection de vieilles à fanons :
Ces effarés y sont et ces épileptiques
Dont on se détournait hier aux carrefours ;
Et, fringalant du nez dans des missels antiques,
Ces aveugles qu'un chien introduit dans les cours.
Et tous, bavant la foi mendiante et stupide,
Récitent la complainte infinie à Jésus
Qui rêve en haut, jauni par le vitrail livide,
Loin des maigres mauvais et des méchants pansus,
Loin des senteurs de viande et d'étoffes moisies,
Farce prostrée et sombre aux gestes repoussants ;
- Et l'oraison fleurit d'expressions choisies,
Et les mysticités prennent des tons pressants,
Quand, des nefs où périt le soleil, plis de soie
Banals, sourires verts, les Dames des quartiers
Distingués,-ô Jésus !-les malades du foie
Font baiser leurs longs doigts jaunes aux bénitiers.
1871.