Кузина Екатерина Игоревна : другие произведения.

Судьба мифологического клише в художественном мышлении

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вы когда-нибудь задумывались, откуда возникают сюжеты фильмов или книг? Почему главный герой поступает так, а никак иначе?В просто. Если рассматривать каждую отдельную картину,книгу можно заметить определенное сходство многих моментов с теми представлениями, что формировались в людях на протяжении всей истории человечества!"Мифологическое клише" -термин придуманный кандидатом филологических наук А.Л.Барковой. Предлагаю вам ознакомиться с кратким разбором фильма "Последний самурай" на основе вышесказанного.


   Судьба мифологического клише в художественном мышлении.
   Анализ художественного фильма "Последний самурай".
  
   Для того чтобы приступить к анализу фильма, пожалуй, следует для начала ознакомить всех с фабулой. Действие разворачивается в Японии 1870-х годов. Главный герой, Капитан Нейтон Альгрен, американский военный офицер, нанят Императором Японии для обучения первой армии Страны Восходящего Солнца современному искусству ведения боевых действий. Император пытается искоренить древний класс воинов-самураев, готовясь к более прозападной политике правительства. В результате столкновений с самураями, Альгрен оказывается в центре противостояния двух миров и цивилизаций.
   Итак, первые 20 минут фильма являются не чем иным, как предисловием, то есть, рассказывается, что именно предопределяет будущее развитие сюжета. Довольно полно представлен образ главного героя и его состояние. Моральное и физическое разложение, весьма удачные попытки утопить, в прямом смысле слова, свою горечь и разочарование в различных алкогольных напитках. С первых кадров зритель замечает, что персонаж находиться фактически на самой нижней ступени социальных статусов, теряет человеческую сущность, превращаясь в подобие зверя, агрессивного и неуправляемого. Именно такое состояние человека напоминает нам начало такого явления в мифологии, как инициация героя. Отсюда можно развить вполне логичную систему соответствия. По ходу фильма мы узнаем, что нынешнее состояние героя обусловлено действиями его капитана (предполагаемого главного врага и соперника ГГ) по отношению к мирному, при этом еще и неспособному защитить себя, населению во время войны. Соответственно, гг вынужден под приказом совершить нечто совершенно не дозволенное по его пониманию. И именно это принуждает героя отбросить все награды и звания (лишение социального положения). Затем идет долгий и мучительный процесс расставания с человеческим обличием и превращением в "зверя", естественно держа в себе чувство праведной мести по отношению к давнему врагу.
   Все это соответствует схеме начала инициации. В образе врага Нейтона мы узнаем классический тип злодея, обладающего многими чертами мифического Змея - владыки мира смерти( так как именно по его приказаниям смерть была принесена на многие мирные поселения). Это и невероятная жестокость и хладнокровность, и соблазнение женщин (считается светским человеком, весьма популярным среди дам). Стоит обратить внимание на то, что именно главный злодей фильма предлагает Главному герою своеобразную поездку (для обучение японцев современным способам ведения боя), которая в итоге и приведет к изменениям в самом главном герое. То есть отрицательный персонаж, можно так сказать, "сам выкопал себе могилу".
   Но возвращаемся к Нейтону и его инициации, а она не без оснований может считаться главной идеей и центральной мыслью всего фильма. По воле судьбы во время первого сражения против приверженцев традиций старой Японии- самураев, Главный герой оказывается в плену, перед этим успев убить человека приближенного к главе самурайской армии. На этом месте стоит остановиться отдельно.
   Во-первых, здесь заметено как вмешательство высших сил, так и возможно просто обличение в вожде самураев ясновидчески способностей (перед сражением ему предстает видение о Нейтоне, сражающимся против них). Именно это видение и останавливает руку с мечем взнесенным над бесчувственным главным героем.
   Дальше больше. В состоянии между сном и явью, ГГ везут в плен, посадив на коня. Это можно рассматривать, как переход в потусторонний мир, насильно, но при участии царя того мира, давшего разрешение на переход. Деревня, в которую привозят пленного естественно (!) находится за горами и в ближайшее время наступает зима (все переходы завалены и непроходимы), которая будет непреодолимым препятствием для ГГ если тот решит сбежать.
   Это можно рассматривать как то, что царь иного мира попросту закрывает все проходы, связывающие родной мир Нейтона и их.
   Героя оставляют как пленника в дома убитого им война. И тут-то и происходит то, что спокойно можно назвать либо кульминацией инициации, либо преобразованием или перерождением героя. Проходит через болезнь, усугубляемую алкоголем, лихорадкой. По прошествии определенного времени герой приходит в чувства и начинает приспосабливаться к новому для него миру. И единственной связью становиться царь этого потустороннего мира - единственный человек, говорящий на языке ГГ. Через "беседы", наблюдения за жизнью людей этого мира, Нейтон постепенно начинает все больше и больше углубляться в этот мир, приспосабливаться.
   "Последний самурай" - достойный представитель кинематографа с мифологическим клеше. Только, если в обычных мифах акцент делается на том, что совершает герой после инициации (которая описывается довольно кратко), то тут- инициация центральное событие.
   Уже перевоплощенный ГГ возвращается в столицу Японии после того, как царь потустороннего мира открыл проход меж мирами (наступила весна). Нейтон и все вокруг замечают, какие изменения произошли с ним за это время, и главный герой понимает, что уже принадлежит тому миру, а не своему родному. Естественно, через появившееся чувство любви к бывшей жене война, которого он убил (можно рассматривать, как царицу потустороннего мира). И тогда герой уже добровольно возвращается в тот мир, желая помочь Главе деревни (царю) в предстоящей битве с его миром (!). Выливается это все не только в противостояние двух миров, культур, но и просто местом и возможностью сразиться с главным врагом.
   Тут следует обратить внимание на такой многозначительный момент сюжета, как передача доспехов убитого им война Нейтану. Символично, что их передает жена того самурая и своими руками одевает на гг. Это стоит рассматривать, как передачу неких мистических сил бывшего противника, а так же как знак того, что гг окончательно принят как часть того общества.
   Во время сражения ГГ по схеме побеждает своего врага, но сражение миров и культур ими проиграно. Потусторонний мир побежден, при этом своей гибелью затронув сердца своих врагов. Здесь нужно обратить особое внимание, что потусторонний мир- это некогда часть настоящего мира, лишь желающая чтобы его "дети" не находились под влиянием еще более чужого им мира, европейского, из которого пришел наш герой.
   Главный герой остается единственный в живых и с помощью меча Кацумото(погибшего царя деревни)напоминает Императору Японии, что следует помнить предков владевших этим мечем и того, за что они все умирали. Это напоминает мотив передачи силы с помощью меча от одного владыки другому.
   Таким образом, главный герой воссоздает некогда чужой для него мир, но стечением времени, ставшим родным. Нейтон после всех приключений удаляется для спокойной жизни, в том самом мире, где он прошел инициацию, став супругом "царевны". Таким образом, заканчивается фильм. Нам не рассказали, как герой умер, нам рассказали, как он родился вновь и жил.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   2
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"