Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

О Свазиленде (Эсватини) и о свазийцах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Внутри файла, ибо слишком объемная для аннотации.

Введение


  Закрываю глаза и вижу, как вместе с Брониславом Малиновским (1884-1942) - британским антропологом польского происхождения, основателем функционализма (структурализма) в антропологии и социологии, отправляюсь в государство Свазиленд (официальное название - Королевство Эсватини) исследовать африканское туземное племя - свази.
  Покидаю умеренно-континентальный климат Украины и лечу сквозь разделяющее меня и племя свази пространство в жаркие субтропики.
  На автомобиле Toyota Land Cruiser 70 2007 (за рулем был Малиновский) прибыли в долину Эзулвини, в город Лобамбу.
  Выйдя из машины, ощутил в себе прилив сил и возбуждение от увиденного, как некогда мой учитель Малиновский почувствовал себя на острове в Новой Гвинеи (остров на западе Тихого океана, второй по величине в мире (после Гренландии)).
  Вот место моих двухмесячных полевых исследований под руководством Малиновского.
  
  
  Метод Малиновского: "Характерным для метода д-ра Малиновского является то, что он в полной мере учитывает всю сложность человеческой природы. Он видит человека, так сказать, многомерным, а не одномерным. Он помнит о том, что человек является продуктом эмоций по крайней мере в той же степени, что и продуктом разума, и он постоянно стремится раскрыть как эмоциональную, так и рациональную основу человеческой деятельностиа. <...> При нынешнем состоянии этнографии, когда остается еще так много сделать для того, чтобы расчистить путь будущим исследованиям и определить их сферу, каждое новое исследование должно обосновывать свое появление по нескольким пунктам. Во-первых, оно должно выявлять тот или иной прогресс в методологии; во-вторых, оно должно расширить уже установленные границы или углубить их (или сделать и то, и другое), и, наконец, оно должно представлять свои результаты в строгой, но не сухой манере. <...> Прежде чем приступить к описанию кула, было бы неплохо рассказать о тех методах, которые применялись при сборе этнографического материала. Результаты исследований в любой области науки должны быть представлены абсолютно непредвзято и беспристрастно. Никакой экспериментальный вклад в физические или химические науки невозможен без детального отчета о подготовке эксперимента, тех приборов, которыми пользовались, и того способа, которым проводились наблюдения. Необходимо указать и количество проведенных экспериментов, и количество затраченного на них времени, и ту степень точности, с которой проводилось каждое из измерений. В науках менее точных (таких как биология или геология) этому правилу трудно следовать с такой же строгостью, однако каждый исследователь будет стараться как можно точнее рассказать читателю о тех условиях, в которых проводились эксперименты или наблюдения. В этнографии, где точный отчет о подобных данных кажется, пожалуй, еще более необходимым, в прошлом он, к сожалению, не всегда представлялся в достаточном объеме, и многие авторы давали весьма скупое представление о своей методологии, то есть того, как они ориентировались среди фактографического материала, извлекая его для нас из непроницаемой темноты.
  <...> Принципы нашего метода можно свести к трем основным требованиям: во-первых, исследователь естественно должен ставить перед собой подлинно научные цели и знать те ценности и критерии, которыми руководствуется современная этнография. Во-вторых, он должен создать для себя хорошие условия работы, то есть прежде всего держаться подальше от белых людей и жить прямо среди туземцев. И наконец, он должен пользоваться несколькими специальными методами собирания материалов, их рассмотрения и их фиксации".
  
  Презентую эссе моих наблюдений.
  
  
  Актуальность темы эссе. Характерной особенностью современного этапа социального развития человечества является возрастание роли этнического фактора во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, идеологической и т.д. С помощью диалектико-материалистической теории собираюсь холистически рассмотреть народ (племя) свазийцев.
  Анализ культуры и взаимодействия свази с другим, родственным им племенем зулусов. Как живут, взаимодействуют в политике, экономике и в быту. Стоит напомнить печальный опыт, что недостаточно провозгласить: "Один народ, одна страна, один вождь" (пропаганда нацисткой Германии), чтобы таким образом соединить всех жителей страны в одну нацию. Каков политический пример Свазиленда?
  Культурные контакты свазийцев и передача культурной информации происходили как на уровне локальных этнических культур (с 25 века до н.э. по 19 век н.э.), так и на уровне цивилизаций (с 16 века по настоящее время).
  

Свазийцы

О свазийцах


  
  Средний рост свазийца - 159,1 см. Женщины 155-157 см. Средний вес у мужчин 50-60, а у женщин 45-55 килограмм.
  Средний возраст варьируется от 25 до 49 лет. 33,8 % - урбанизированные жители, остальные 66, 2% заняты сельским хозяйством. 12 % образованных людей (умеют читать и писать).
  Население Свазиленда 1, 326,281.
  Традиционное верование до колонизации свазийцев англичанами - анимизм.
  Христианство (англиканство) страна приняла в 1825 году.
  Тип правление - парламентская монархия.
  Бедная страна, не имеющая своей индустриальной базы. Свазиленд экспортирует следующее сырье: концентраты соков, сахар, древесину, хлопок, цитрусовые, консервированные фрукты, уголь, золото, платину, железо и алмазы.
  Государство живёт в основном за счёт туризма.

Происхождение народа


  *****
  
   "<...>анимизм, философия и религия примитивного человека были построены на наблюдениях и умозаключениях, ошибочных, но понятных для незрелого и наивного ума".
  
  *****
 []

  Первыми известными обитателями региона были койсанские охотники-собиратели, прародители свазийцев. Сегодня представители койсаков это племена бушменов и готтенотов. Во время миграции банту (предположительно из современного Камеруна) они были в значительной степени заменены племенами койсанских охотников, которые прибыли из районов Великих озер, из восточной и центральной Африки (озёра Виктория и Танганьики). Свидетельства о сельском хозяйстве и использовании железа датируются примерно 4 веком н.э. Современные свазийцы, говорящие на языках, являющихся предками нынешних языков сото-тсавана и нгуни (нигеро-конголезские группа), начали селиться не позднее 11 века.
  Поселенцы Свазиленда, тогда известные как нгване (или бакангване), до входа в Свазиленд были поселены на берегах реки Понгола, а до этого в районе реки Тембе, недалеко от современного Мапуту (столица и крупнейший город Мозамбика).
  Продолжающийся конфликт с народом ндвандве подтолкнул их дальше на север, и Нгване III (ок. 1745-1780 гг. правление) основал свою столицу в Шизельвени у подножия холмов Мхлошени. При Собхузе I (1815-1836) народ нгване в конце концов основал свою столицу в Зомбодзе, в самом сердце современного Свазиленда. В этом процессе они завоевали и объединили старейшие кланы страны. Эпоха объединение у свазийцев называется: эмакхандзамбили.

Итог полевых исследований


  
  Итог полевых исследований заключается в следующем:
  
  1) первые поселенцы - племена охотников койсан (наши люди от слово "нама khoi"), которые жили путём охоты и вели кочевой образ жизни;
   2) позднее племена банту (союз или просто - люди от слово "a-ba-ntu") прибыли в современный Свазиленд. Банту были беженцами, которые страдали от пиратства (жили на берегах Индийского океана). Подвергались нападению со стороны древних народов, таких как египтяне, шумеры, иудеи (в лице эфиопцев), греков и римлян. Банту - оседлый союз людей, беженцы, бегущие с насиженных мест в поисках своего нового дома.
  3) койсаны - союз первый вступил в борьбу с союзом вторым - банту. Путем ксении, где "гость" (банту) вошел в состав местных "хозяев" (койсан), что послужило в будущем для их совместной жизни - симбиоза;
  4) в ходе противостояния мы имеем современных свазийцев, но со временем их подчинило более воинственное племя, которое пришло с банту - зулусы. "iZulu" - "я зулу", что значит имя первого вождя - Зул (Дождь) и "iSwazi" - "я свази" - Сваз (Белый);
  5) следовательно, раз один был "Дождём", а другой "Белым", мы понимает, что эти прозвища получены от пигментации кожи. Дождь, какой и откуда он идёт? Он грязный, но с неба. Получается, первый вождь зулусов был высоким метисом, имеющим бурый цвет кожи (современные зулусы худощавые и высокие). Средний рост зулуса 1,7 метра или 5.6 футов. "Белым" возможно была женщина. Белый цвет у зулусов и свазийцев одинаково высоко чтиться (священный и непорочный) или возможно это был белый человек, либо белые люди, что характерно для жителей Европы;
  6) этнические наблюдения, проведенные мною, показали, что технико-социо-ментально-культурно свазийцы, по классификации марксизма (Л.Г. Моргана), находятся сегодня на уровне развития первобытнообщинного строя, который не успел перейти на следующую эволюционную цепь - феодальную систему (из дикости в варварство). Ибо, во-первых, из-за того, что люди сбежали с насиженных мест (с 17 века до н.э.). Затем, на протяжений веков, сражались с племенами койсан (11 век до н.э.), когда появился первый вождь отдельных свазийцев (Mkhulunkosi, Мах-лу-лун-коси). После победы свазийцы кочуют (бегут от более свирепых племен) по южной Африке и окончательно оседают. Дробятся на кланы.
  7) около 13 века нашей эры появляется первый объединитель - вождь Нкоме (Nkomo: 1200-1300). До 1787 года идёт объединительная война и свазийцы становятся данниками зулусов (при Ndvungunye - Нде-вангу-а-не);
  8) с 1816 по 1897 более успешных "братьев" - зулусов, подчиняет Британская империя. Во время англо-зулусской войны 1879 года гибнут миньоны зулусов - свазийцы. С 1897 по 1967 под Британским владычеством. С 1968 по сегодня они независимы.
  До сих пор интеллектуально свазийцы "зависли" на определенном уровне (дикости или первобытнообщинный строй), пока свазийцы не смогли произвести отчуждения от своей родовой сущности. Фото верификации исследований:
 []
 []
 []
 []
 []
 []
 []

  
  
  
  
  Фотографии из Mantenga Cultural Village - туристическая деревня, где живут 16 семей (is a large family homestead of sixteen huts).
  
  Как видно на последнем фото представители племени свази не чураются носить солнцезащитные очки.

Какие виды полевых исследований применял


  
   "Социологи склонны считать культуру продуктом социального взаимодействия. Результатом одного типа социального взаимодействия является полигиния, а другого - полиандрия; одно порождает капитализм, другое ведет к коммунизму".
  
 []

  Этнография - это раздел антропологии и систематического изучения отдельных культур. В отличие от этнологии, этнография исследует культурные явления с точки зрения предмета исследования. Этнография - это также тип социального исследования, включающего изучение поведения участников в данной социальной ситуации и понимание собственной интерпретации такого поведения членами группы.
  Качественное исследование связано с пониманием и интерпретацией социального мира другого человека через доступ к его жизненному опыту. Использовал три типа качественных методов полевых исследований, которые сосредоточены на регистрации жизненного опыта:
  
  -стороннее наблюдение (со стороны социума);
  -внутреннее наблюдение (внутри социума, как член группы);
  -интервью.
  

I. Наблюдение за участниками (со стороны)


  Данные собирал в основном путем тщательного визуального осмотра окружающей природы и быта людей.
  Вместо того чтобы активно вовлекать участников в беседы или интервью, я просто непосредственно наблюдал и старался быть ненавязчивым и отстраненным от окружения. Поменьше говорить, более слушать и конспектировать.
  Думаю, наблюдение со стороны - начальный подход к пониманию обстановки, группы людей или форм поведения до взаимодействия с участниками или разработки будущих интервью.
  Плюсом такого наблюдения будет, возможно, объёмная контекстная информация о взаимодействии людей с природой, и между собой.
  Недостаток такого наблюдения: поведение, при прямом наблюдении, может быть необычным или нетипичным (конституциональным, то есть для вида люди будут стараться быть лучше, чем обычно).
  Формы данных, полученных в результате прямого наблюдения:
  Основная форма прямого наблюдения - полевые заметки (дневники), в которых подробно описывается поведение, разговоры или характеристики, записанные исследователем.
  Дополнительным или альтернативным подходом являются структурированные протоколы, которые могут включать контрольный список или шкалу оценок.
  Фотографии или видеоизображения - еще одна форма сбора данных.
  Прямое наблюдение как метод исследования лучше всего подходит для открытых общественных мест, где каждый имеет право находиться, или собираться. Проведение прямого наблюдения в частных или закрытых помещениях - без ведома или согласия участников - с большей вероятностью вызовет этические проблемы.
  

II. Внутренние наблюдение (внутри социума, как член группы)


  
  Метод полевого исследования, при котором исследователь развивает понимание состава определенной среды или общества, принимая участие в повседневных делах и ритуалах вместе с ее членами.
  Первоначально разработан в начале 20 века антропологами (например, Малиновским Б., Радклифф-Брауном А., Боасом Ф., Эванс-Притчардом Э.Э., Гирцом К. т.д.), изучающими коренные народы.
  Основной метод исследования, используемый этнографами - специалистами в области антропологии и социологии, которые сосредотачиваются на регистрации деталей социальной жизни, происходящей в определенном месте, сообществе или обществе. Этнограф, который часто живет среди членов общества месяцами или годами, пытается построить доверительные отношения, чтобы он или она стали частью социальной среды. По мере того, как этнограф завоевывает доверие и доверие членов, многие будут говорить и вести себя естественным образом в присутствии этнографа.
  
  Преимущество внутреннего наблюдения:
  
  Этнограф развивает богатое, "плотное" понимание обстановки и членов общества (лучше понимает).
  
  
  Недостатки внутреннего наблюдения:
  Исследователь должен потратить много времени (и денег) на развитие этого сложного проекта.
  
  Объективность этнографа может снизиться, поскольку проводит больше времени среди членов изучаемых.
  
  
  Формы данных, полученных в результате включенного наблюдения:
  
  
  -Полевые исследования - это основной тип получение данных. Любой профессиональный этнограф записывает свои наблюдения и опыт, а затем превращает их в подробные формальные полевые заметки (сначала нарабатывает эмпирические данные, что позднее их обобщить, - идеализировать).
  -Часто этнографы ведут дневник, который часто является более личным и неформальным документом о том, что происходит в поле.
  -Практика включенного наблюдения с упором на развитие отношений с участниками часто приводит к неформальным разговорным интервью (разговором, беседам) и более формальным, глубоким интервью (половая связь).
  
  
  Этические вопросы этнографического исследования:
  
  
  -Основная этическая проблема, с которой сталкиваются этнографы, - решить, когда и как информировать членов о том, что они участвуют в исследовании.
  
  -Этнограф должен идентифицировать себя как исследователь в начале включенного наблюдения. Достаточно общего, но четкого описания целей исследования.
  
  -По мере углубления отношений с участниками следует раскрывать любые спорные аспекты исследования.
  
  -Этнограф должен получить информированное согласие от любого участника, который соглашается на формальное подробное интервью.
  
  
 []

  
  Я, например, прошел обряд инициации среди свазийцев. Инициация проходит следующим образом: ночью, когда взойдет Луна, мужчина должен вступить в контакт с молодой девушкой. Это приватная сфера (частная жизнь). Отец девушки вводит кандидата в свой дом (длами-ни, будущий дом тестя) и оставляет их вдвоём. Снаружи родня девушки поёт, чтобы молодым было легче и не одиноко. Девушка обязательно девственница, иначе собственный отец казнит её за оскорбление рода. После полового акта должны быть представлены свидетельства её чистоты - окровавленное постельное бельё (из кожи антилопы).
  После полового контакта и выхода к родне, молодого угощают пивом (свазийцы отличные стекольщики и пивовары) и дают имя новому члену семьи. Меня прозвали - "Pwn Wnz", что значит: "Первый человек".
  Здесь видна символичность. Раньше, когда свазийцы были кочевниками, таким образов привязывали мужчин к племени. Им "выдавали" жильё и женщину, чтобы заставить осесть в роду. Далее угощение пивом. Пиво - отсылка к женским родам. Хмель замещает шлаки, которые ребёнок глотает, когда рождается в этот мир. Тогда вопрос: "а до полового созревание, что ходят без имени?" - нет, конечно. Родовое имя - частное, семейное, сакральное, а для общество - временная кличка (по роду занятие, характеру и т.п.), до вступление в половую связь. Но, когда особь получает общественное значение, то имеет право на индивидуальность.
  

III. Качественные интервью


  Качественные интервью - это тип метода полевых исследований, который собирает информацию и данные путем прямого опроса членов. Существует три основных типа качественных интервью:
  
  1)неформальные и разговорные;
  2)полуструктурированный;
  3)стандартизированные и открытые.
  
  
  1) Неформальные разговорные интервью.
  
  Часто возникают при включенном наблюдении или после прямого наблюдения.
  Исследователь начинает беседу с участником, исходя из окружающей обстановки. По мере развития беседы исследователь формулирует конкретные вопросы, часто спонтанно, и начинает задавать их неформально.
  Это интервью подходит, когда исследователь хочет максимальной гибкости для обсуждения тем и идей по мере их появления во время обмена.
  
  
  Преимущество неформального собеседования:
  -Позволяет исследователю реагировать на индивидуальные различия и фиксировать появляющуюся информацию.
  
  Недостаток неформального собеседования:
  
  -Может генерировать менее систематические данные, которые трудно классифицировать и анализировать.
  
  
  
  2) Полуструктурированные интервью.
  Включает в себя формальный набор участника из антропологической группы для конкретных целей проведения интервью.
  
  -Перед собеседованием составляется список заранее определенных вопросов или тестов, чтобы каждый собеседник ответил на аналогичную серию вопросов.
  
  -Вопросы должны быть открытыми (простые и лаконичные), чтобы выявить как можно больше деталей и смысла от интервьюируемого.
  
  -Исследователь может исследовать и другие темы по мере их появления во время интервью (например, "что вам заменяет туалетную бумагу?" или "что вы делаете, если не можете заснуть?").
  
  
  Преимущество полуструктурированного интервью:
  -Систематически собирает данные по респондентам.
  
  
  Недостаток полуструктурированного интервьюирования:
  -Не предлагает такой гибкости, чтобы отвечать на новые темы, которые раскрываются во время интервью.
  
  
  
  3) Стандартные открытые интервью.
  
  Подобно опросу, поскольку вопросы тщательно составлены и написаны до собеседования, что позволяет минимизировать вариативность формулировок вопросов.
  Исследователь задает единообразную серию вопросов в одинаковом порядке каждому интервьюируемому.
  Вопросы открыты, чтобы уловить индивидуальные различия респондентов.
  Особенно подходит для качественных исследований с участием нескольких интервьюеров.
  
  Преимущество стандартизированного собеседования:
  -Обеспечивает сопоставимость опрашиваемых.
  
  
  Недостаток стандартизированного собеседования:
  
  -Не предлагает такой гибкости, чтобы отвечать на новые темы, которые раскрываются во время интервью.
  
  
  
  Как стандартные, так и полуструктурированные интервью обычно записываются на магнитофон и должны начинаться с получения информированного согласия от интервьюируемого до начала интервью. Кроме того, исследователь может написать отдельную заметку, чтобы описать реакцию участника на интервью или события, которые произошли до или после интервью.

Что такое структурный функционализм?

 []

   "Воз?ник на ос?но?ве ис?сле?до?ва?ний Б. Ма?ли?нов?ско-го и А. Р. Радклифф-Браун (1881-1955). В США ме?то?ды структурного функционализма по?лу?чи?ли раз?ви?тие в тру?дах Т. Парсонса (1902-1979), ко-то?ро?го счи?та?ют ос?но?во?по?лож?ни?ком структурного функционализма в со-цио?ло?гии, адап?ти?ро?вав?шим множество идеи и по?ня?тия, раз?ра?бо?тан?ные Рэдк?лифф-Брау?ном, - "социальная сис?те?ма", "со?ци?аль?ная струк?ту?ра", "со?ци?аль?ный ин?сти?тут", "функ?ция". Структурный функционализм трак?ту-ет об?ще?ст?во как сис?те?му, ко?то?рая име?ет свою струк?туру и ме?ха?низ?мы взаи-мо?дей?ст?вия струк?тур?ных эле?мен?тов, каждый из ко?то?рых вы?пол?ня?ет собственную функ?цию. Ори?ен?ти?ру?ясь на изу?че?ние функ?ций, вы?пол?няе?мых со?ци?аль?ны?ми ин?сти?ту?та?ми (го?су?дар?ст?вом, семь?ёй и т. д.), структурный функционализм изу?ча?ет со?став и взаимодействие струк?тур со?ци?аль?ной сис-те?мы. Ба?зо?вой иде?ей Пар?сон?са являет?ся идея "со?ци?аль?но?го по?ряд?ка" - им-ма?нент?ное стрем?ле?ние лю?бой систе?мы под?дер?жать собственное рав?но?ве?сие пу?тём дос?ти?же?ния со?гла?сия ме?ж?ду своими струк?тур?ны?ми эле?мен?та?ми. Важ-ную роль иг?ра?ет так?же тео?рия дей?ст?вия со?ци?аль?но?го, вы?пол?няе?мо?го ин?ди-ви?дом, за?ни?маю?щим оп?ре?де?лён?ное ме?сто в со?ци?аль?ной струк?ту?ре (ста?тус) и ис?пол?няю?щим пред?пи?сан?ные общественными нор?ма?ми и цен?но?стя?ми со-ци?аль?ные ро?ли" [Большая российская энциклопедия. Статья В. А. Попова. Электронный ресурс: https://bigenc.ru/world_history/text/4170032].

Мой милый Лобамба


  Лобамба - город с населением в 11 тысяч человек. Лобамба - историческая столица королевства Эсватини, местонахождение парламента и резиденция королевы-матери.
  В этом городе я собирал данные для своего эссе.
  На свазийском название города - "Ndlovukazi" (ндло-во-кази, что означает: "Её слонячесть" или Слониха/She Elephant).
  Город расположен в западной части страны в лесном массиве "Долина Неба", или долине Эзулвини (Великая долина, или "Королевская долина"). Лобамба находиться в 16 км. от Мбабане (столица Королевства Эсватини). Лобамба имеет субтропический климат с влажным летом и сухой зимой(28).
  Население Лобамба в 1997 году составляло 3625 человек. Его население в 2006 году составляло 11 000 человек. По всей стране 84,3% населения составляют свази и 9,9% - зулусы. Остальные - тсонга (младшие родственники зулусов) (2,5%), индийцы (1,6%) и другие (1,7%). Официальные языки страны - свазийский и английский (29).
  Свазийцы (самоназвание ама-свази, ама-нгвани) гостеприимный и приветливый народ. Они не воинственные и не агрессивные, как их ближайшие родственники - зулусы.
  Зулусы считаются - "элитой" и они смотрят свысока на свазийцев, но благодаря малочисленности первых, два народа существуют мирно (гражданская война была в 1815-1839 гг.) (30).
  Свазийцы входят в этническую группу банту, - общее название для более чем четырёхсот этнических групп.
 []
Красным цветом отмечена зона основного проживания банту.

  
  
  
 []

  По вероисповеданию свазийцы в большинстве своем смешанное христианство с традиционными верованиями 40%. Католической церкви принадлежат 20%. Разным христианским течениям (протестантам) 30%. Мусульмане 2%. Другие 8%.
  
  
  ****
  
  

Список литературы


  
  Murdock, George Peter (9 July 1943). "Bronislaw Malinowski". American Anthropologist. 45 (3): 441-451.
  
  "Swaziland king changes the country's name". BBC News. 19 April 2018. Retrieved 19 April 2018. Электронный ресурс: https://www.bbc.com/news/world-africa-43821512.
  
  Малиновский Б. 19 Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана / Пер. с англ. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2004. - 552 с. (Серия "Книга света"). С. 1.: "<...> убедительным свидетельством его практического опыта является описание племени маилу из Новой Гвинеи, основанное на опыте шестимесячного его пребывания среди людей этого племени".
  
  Малиновский Б. 19 Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана / Пер. с англ. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2004. - 552 с. (Серия "Книга света"). С.2.
  Там же. C. 13.
  C. 23.
  C. 24.
  
  https://www.glomer.com/fuehrer-befiehl-wir-folgen-dir_10008281_15612. "Ein Volk, ein Reich, ein Führer".
  
  https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskiy-etos-normy-v-sotsialnom-i-ekzistentsialnom-bytii-cheloveka.
  
  https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3080396/.
  
  ""Overall total population" - World Population Prospects: The 2019 Revision" (xslx). population.un.org (custom data acquired via website). United Nations Department of Economic and Social Affairs, Population Division. Retrieved 9 November 2019.
  
  J. Gordon Melton; Martin Baumann (2010). Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices, 2nd Edition. ABC-CLIO. pp. 2769-2770.
  
  Малиновский Б.Магия, наука и религия / Пер. с англ. А.П. Хомика. - М.: Академический проект, 2015. - 298 с. - (Философские технологии. Социокультурная антропология). С. 19.
  
  Bonner, Philip (2002). Kings, Commoners and Concessionaires: The Evolution and Dissolution of the Nineteenth-Century Swazi State. Cambridge University Press. pp. 60, 85-88.
  
  C. M. Doke; B. W. Vilakazi (1972) , "-swazi", in Zulu-English Dictionary, →ISBN: "-swazi (3.2.9.9)". Benedict Wallet Vilakazi (1906-1947)- первый черный профессор ЮАР. Зулус. Поэт, писатель и этнограф.
  
  C. M. Doke; B. W. Vilakazi (1972) , "-zulu", in Zulu-English Dictionary, →ISBN: "-zulu (3.2.9.9)".
  
  https://news.softpedia.com/news/Zulu-the-Most-Fearsome-Black-Warriors-79804.shtml.
  
  https://www.jstor.org/stable/25065170?seq=1#metadata_info_tab_contents.
  
  По изданию: Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986, - 639 с. Печатается по тексту Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, изд. 2, т. 21, с. 28-178. С. 8. : "Из трех главных эпох - дикости, варварства, цивилизации - его, само собой разумеется, занимают только две первые и переход к третьей. Каждую из этих двух эпох он подразделяет на низшую, среднюю и высшую ступень сообразно с прогрессом в производстве средств к жизни...".
  
  Knight, C. 2008. Early Human Kinship Was Matrilineal. In N. J. Allen, H. Callan, R. Dunbar and W. James (eds.), Early Human Kinship. Oxford: Blackwell, pp. 61-82.
  
  Kuper, Hilda (1980). An African Aristocracy: Rank Among the Swazi. Africana Pub. Электронный ресурс: https://archive.org/details/africanaristocra0000kupe/page/n5/mode/2up?q=Nkomo.
  
  Gillis, Hugh (1999). The Kingdom of Swaziland: Studies in Political History. Praeger. p. 30.
  
  Jones, Huw M (October 1999). "Neutrality compromised: Swaziland and the Anglo-Boer War, 1899 - 1902". Military History Journal. South African Military History Society. Retrieved 2018-04-20.
  
  Перевод выполнен по изданию: White L.A. Culturology //. Intern. Encycl. of the Social Sciences. Vol. 3. N.Y., 1968. P. 547-550. С. 250. Электронный ресурс: https://iphras.ru/uplfile/reznik/sovet/bibl/1/White_L_1.pdf.
  
  Jeanette Bloomberg u. a.: Ethnographic Field Methods and their Relation to Design. In: Douglas Schuler (Hrsg.): Participatory Design: Principles and Practices. Erlbaum, Hillsdale 1993, S. 123-155.
  
  Linda van Rooyen* and Cycil Hartell. The Traditional Custom1 of Chastity and Sexual Restraint in the Education of the Young Swazi Girl.International Journal of Adolescence and Youth, 2010, Volume 15, pp. 319-342 ? 2010 A B Academic Publishers Printed in Great Britain. Электронный ресурс: https://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/02673843.2010.9748038. С. 323, 330 и 338.
  
  Laurel L. Rose. The Politics of Harmony: Land Dispute Strategies in Swaziland. Cambridge University Press; 31 January 1992. p. 65.
  
  Peter Haggett. Encyclopedia of World Geography. Marshall Cavendish; 1 July 2001. p. 2477.
  
  Энциклопедия "Британника". Электронный ресурс: https://www.britannica.com/place/Lobamba.
  
  Gillis, Hugh (1999). The Kingdom of Swaziland: Studies in Political History. Praeger. p. 30.
  
  Jan Vansina, "New linguistic evidence on the expansion of Bantu", Journal of African History 36:173-195, 1995.
  
  https://www.britannica.com/place/Eswatini. Religion.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"