Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

О украинском философе Сковороде Г.С. Анализ его труда "Вступительные двери к христианской добронравности"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сковорода его идеи, стремления и "рецепт" счастья. Что хотел нам донести мыслитель в своем труде "Вступительные двери к христианской добронравности"?

Посудите почему, если "Нет слаще для человека и нет нужнее, как счастье; нет и легче чем это", значительное количество людей в мире не чувствует себя счастливыми?


  
   Люди в большинстве своем живут без цели. Без рефлексии. Бессмысленно.
  
   Сковорода задается главным вопросом, в своем труде ["Вступительные двери к христианской добронравности"], - это пронизано красной нитью на всем протяжении повествования, как можно так жить? (не соблюдать 10 заповедей). Сковорода, осознав тленность своего бытия, приступил к объяснению этических божественных принципов харьковчанам. Единое (Бог) и вечно делимое, ибо, что есть Он, если не все и ничего? Людям понять физически Его не дано. Можно только принять Бога на веру. Бог охватывают все границы человека "свое я" и "чужое я". Человек слаб, он взяв "нечто" (себя вместо бога), пытается "состыковать" в "нечто". Человек, это целое, но на много делимое, и остающееся целым. Что удерживает это "целое"? Какой материальный закон природы? Или моя мысль удерживает себя быть целым?
  
   Обращается к себе с разными вопросами. В чем мой дериватский вопрос? Кто сможет дескриптивно мне меня пояснить либо объяснить? Если бытийно, ассерторически, вплетенное в генуинну (genius) атрибутизацию, -то да, я об это знаю, и только поддерживаю, но, а если - это аподиктическая квантивная аффектация? То, конечно же, нет. Где та копула, от которой следует начинать, или опираться, либо отрываться? Сковорода, отвечает однозначно в Боге, и в наших сердцах.
  
   Первые кто начал этот "отчет", по Сковороде, были иудеи.
  
   "Прислухалися до нетлiнного цього голосу премудрi люди, котрi звались у жидiв пророками, i з глибоким побоюванням виконували те, що їм велiли.".
  
   Песнь Соломона четко выявляет, что все мирское, Сковорода объясняет это двумя понятиями, 1. "видимый мир"- тленный, 2. "невидимый мир" - нетленный, вечный. В видимом живем мы люди, а в невидимом Бог. Люди несчастны, ибо цепляются за тленное, забывая про нетленное. Сковорода видит огромную пропасть несчастья людей в их нежелании обратится к Богу.
  

Легко ли быть счастливым за "рецепту" Г. Сковороды?


  
  
   ""Я є Господь Бог твiй, хай не буде в тебе богiв iнших!.."тощо.
   Яснiше сказати так:
   Я голова твого щастя i свiтло розуму. Бережись, щоб ти не заснував життя свого на iнших радах, мистецтвах та вимислах, хоч би вони iз ангельських розумiв народилися. Покладись на мене слiпо. Коли ж, мене минувши, покладеш вiк свiй на iншiй премудростi, то вона тобi буде Богом, але не iстинним, а тому й щастя твоє буде подiбне до краденої монети.
   Закон Божий пробуває навiки, а людськi перекази не скрiзь i не завжди.
   Закон Божий - це райське дерево, а переказ - тiнь.".
  
   Что есть "легко"? Сковорода отвечает словами Эпикура: "Що потрiбне - легке, непотрiбне ж - важке... - один iз етичних постулатiв грецького фiлософа Епiкура, який писав у листi до Менекея: "Все природне легко здобувається, а пусте (зайве) важко досягається".".
  
   Великий украинский философ Сковорода отсылает нас к знаменитой фразе древнегреческого мыслителя "λάθε βιώσας" - "живи незаметно". Это изречение приписывают Эпикуру. Произнесено оно им с целью объяснить, как же пережить тяжелое время эллинам? Эпикур жил в четвертом и третьим веках до нашей эры. Когда Эпикур был мал, эллины вышли за границы своих греческих полисов, благодаря империи Александра Македонского, а умирал Эпикур уже в войне диадохов. Греки жили "замкнуто". У них были метрополии и колонии. На протяжении веков метрополии (например, "крупные игроки", Фивы, Афины, Коринф и Спарта) и их сателлиты, колонии боролись между собой за установление единого правления, абсолютной гегемонии. Каждая из сторон старался достигнуть этого, но не было перевеса ни у одной из сторон. Пока однажды, с севера, не пришли "варвары" из Македонского царство. Александр Македонский сумел объединить эллинов (Битва при Херонее (338 до н. э.)) и вывести их за обычную знакомую эллинам территорию. Рушился мир тысячи людей. Культурные, религиозные и ментальные догмы, границы. Когда первая эллинская империя расширилась и установила "золотой век", то все эллины ждали окончательного становления гомилии (по Аристотелю равного и свободного мира между всеми), но империя развалилась. Шакалы, в лице бывших сподвижников Александра, диадохов, после его смерти растащили на куски общую эллинскую идею. Стали уничтожать себе подобных. Раньше, поколение назад, никто не мог о таком помыслить, чтобы эллин эллина убил просто так, из прихоти. Раньше эллин эллина мог только поработить, сделать рабом, но не убивать из прихоти, сейчас эллин эллина истребляет, как бешеного пса. Нравы востока испортили свободных людей Эллады. Азиатский деспотизм, запрещающий любую критику власти, рушил тысячелетнюю ментальность, установленную со времен дорийского вождя Агамемнона.
  
   Эпикур рос в этих событиях и остро их переживал. Во времена зрелого Эпикура уже стало обыденностью, что могли запросто отобрать имущество, лишить жизни и обесчестить. Мир изменился. Мир стал другим. Мир варваризировался. "Латхэ виос" - "живи незаметно" - сказал Эпикур, дабы избежать такой участи и уберечь себя от несправедливости и варварства.
  
   Григорий Сковорода (1722-1794) проводит параллели между античным временим, эпохи Эпикура, и своим, современным ему. Как философ Сковорода остро переживал гибель своих братьев по вере. Когда христиане, как падальщики, дерутся за "видимый мир", вместо того, чтобы обратится к "невидимому миру". Раздел Речи Посполитой, когда протестанты, Прусское королевство, и, православные, Российская империя, убивают католиков, поляков и литовцев. Требовал от всех, окститесь, братья! Вместо того, чтобы следовать путем Каина - путем убийства, разврата, похоти и зависти, нужно последовать путем Авеля - путем любви к друг другу, труду, терпимости и богопочитанию.
  
   Григорий Сковорода призывает к любви, труду и терпимости. Он не советует творить зло в миру, ибо зло творит только большее зло. Рецепт счастью, по Сковороде, жизнеспособный и актуальный.
  

Может ли человек быть счастлив в обществе, которое находится в кризисном состоянии?


  
   Счастье - субьективый компонент человеческого бытия. Как и все субъективное, оно определяется в контексте конкретного индивидуума и полностью зависит лишь от его представлений о мире, мыслях и способах мышления. Соответственно, на вопрос можно ответить только относительно конкретного человека.
  
   В базовом случае, человек может быть счастливым (также как и несчастным) при любых обстоятельствах.
   И крайнее понимание счастья для каждого - своё. Если жить в "кризисном обществе" - это предел и смысл жизни конкретно человека (или то, чему он радуется каждый день), то, наверное, можно говорить, что он счастлив.
  
   Счастье - это цель гедонизма? Наверно, да и нет. Григорий Сковорода видит счастье в богопочитании, но счастье, особа ветреная, всегда счастье, к каждому приходит по-своему.
  
   Все люди по своей сути гедонисты. Тогда в жизни, цель, к которой идешь, неважна, а важен способ продвижения в ней.
  

Насколько согласованы между собой философско-мировоззренческие убеждения Г. Сковороды и стиль его жизни?


  
   Философско-мировоззренческие убеждения Григория Сковороды и стиль его жизни согласованы полностью, без единого изъяна. Сковорода, как учил, "проповедовал", так же и жил. Читая биографию Сковороды, можно понять, что, будучи сам жертвой педофилии и гомосексуальных связей (в период обучения в Киевской духовной академии, с 1738-1741гг.), мыслитель понимал, что мир требуется строить без насилия.
  
   Григорий Сковорода (1722-1794) - один из крупнейших мыслителей Восточной Европы ХVIII в. Последние двадцать пять лет своей жизни - путешествующий философ. Он стоял вне всякого официоза, сохраняя интеллектуальную свободу, что позволило ему сказать о себе: "Мир ловил меня, но не поймал". Эти слова после смерти мыслителя были выбиты на его могильном памятнике.
  
   Философию Григорий Сковорода считал путеводной нитью в жизни людей. Ее главную цель он видел в осуществлении задач познавательного, практического и морального значения. "Философия, или любомудрие, - учил великий украинский мыслитель, - устремляет весь круг дел своих на тот конец, чтоб дать жизнь духу нашему, благородство сердцу, светлость мыслям, яко главе всего".
  
   Мир вне человека и мир внутри его, по мнению Г.Сковороды, - обетованные области любомудрия.
  
   Очевидно, Григорий Сковорода отбросить идею "бога" не может. Однако свое миропонимание мыслитель во многом основывает на естественнонаучных данных своего времени: теизм соединяется с пантеистическими идеями, временами перерастающими в деизм с концепцией параллелизма миров, двойственности натур и т.д.
  
   В итоге своих рассуждений философ приходит к выводу, что бог - это природа и вся жизнь, мир, бытие, т.е. все то, с чем человек сталкивается в своей жизни и деятельности, все, что существует помимо человека и в самом человеке. Бог - бытие всему и сам по себе бытие. Он "везде". Бог - это вечное, "...простирающееся по всем векам, местам и тварям единство", это природа и "...нельзя сыскать важнее и Богу приличнее имени, как сие".
  
   Бог, мир, бытие, природа, являясь синонимами, выступают для Г.Сковороды как равнозначные и вместе с этим абсолютные начала всего сущего. Мир вечен, не имеет ни начала, ни конца, всегда был и будет. Он абсолютен в пространстве и во времени. Бытие мира вмещает в себя все причины и все законы, ему подчиняются все явления, все формы и силы природы. В трактате "Алфавит мира" защищается принцип "природа - сама себе причина", отвергается идея первотолчка. "Природа, - писал Г.Сковорода, - есть первоначальная всему причина и самодвижущаяся пружина". Здесь у Сковороды прослеживаются явные пантеистические тенденции.
  
   Обосновывая свою теорию "двух натур" (миров), в сочинении "Израильский змий" Григорий Сковорода писал: "...вижу в сем целом мире два мира, один мир составляющие: мир видный и невидный, живой и мертвый, целый и сокрушаемый" - видимый, это тварный, т.е. сотворенный и невидимый, т.е. божественный. Божественная, невидимая натура весь мир пронизывает и содержит, она есть и будет всегда. Невидимая натура - есть сущность мира. Эти две природы составляют противоположности и одновременно единство.
  
   Цель человека - познать себя, а через себя - Бога. Это один путь. А второй путь - через символический мир Библии, т.к. через Библию Бог является людям. Основным символом Библии есть Солнце, что символизирует Бога.
  
   Григорий Сковорода придавал большое значение идее самопознания как непременному условию правильного пути познания. Он образно иллюстрирует свои мысли о самопознании в трактате "Наркисс". Человек - Наркисс - в итоге своих усилий, через любовь к себе и самопознание должен полюбить и познать "натуру", "древо жизни", "истину бытия". Самопознание - это дело сердца. Сердце Г.Сковорода рассматривает как духовную субстанцию, которая есть основой человеческого бытия и источником жизнедеятельности человека. Он часто отождествлял сердце с Богом или Словом Божьим, считая, что духовную субстанцию (т.е. сердце) в человеке создает Бог. Это есть одна из основных идей кордоцентризма.
  
   Человек в учении Сковороды - цель философии и ключ к тайнам бытия. Понимание человека как венца, центральной фигуры мироздания здесь тесно связано с онтологическими представлениями украинского мыслителя, с его классификацией явлений бытия: в микрокосме-человеке отражается весь мир. "Я верю и знаю, - писал философ, - что все то, что существует в великом мире, существует и в малом...".
  

Имел Г. Сковорода основания перед смертью сказать: "Мир ловил меня и не поймал"?


  
   Имел право. Ибо, "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.". Будучи жертвой насилия, Сковорода захотел "уйти из мира" и для этого путешествовал. Мир его ловил. Сковорода - человек, а человек - смертен, но он не был пойман миром, т.е. обществом. Путем исихазма (от др.-греч. ἡσυχία, "спокойствие, тишина, уединение") - христианское мистическое мировоззрение, древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма. Философ хотел согласовать два мира: свой мир и мир божьи. Ради этого он от него бегал, и он его так и не поймал.
  

Что в жизненном примере Г. Сковороды является достойным подражания, а что - нет?


  
  
   Достойным: терпение, человеколюбие и боголюбие.
  
   Недостойным: вступление в масонство, был против крепостного право, но никак не изменял положения дел, давал советы, а сам им не следовал, и, его "хождение в салоны", а не "хождение в народ". Сковорода думал, что нужно изменять, просвещать "верха", тем самым верха просветят "низы". Почему вечна память, например, по Платону? Платон желал просвещать всех желающих, которые выбрались из пещеры. Кому уготовано судьбой, у того и будет становление. Либо как говорил Гераклит: "Οδός άνω και κάτω μία", "Ένας είναι ο δρόμος προς τα πάνω και προς τα κάτω δρόμος". "Путь вверх и путь вниз - один и тот же путь".
  

Следует ли вообще философу жить так же, как учить, и учить так же, как жить?


  
   Зависит от морали субъекта, философа. Мораль (от лат. mores "общепринятые традиции") - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
  
   Что есть добро, а что злом? Каждый принимает решение в этом вопросе самостоятельно. Существуют разные этические практики, школы стоиков, циников, гедонистов и т.д. Исходя из исследований жизни и философского вклада Сковороды, можно сказать: не можешь помочь, не мешай.
  
   Человек постоянно меняется. Принятые им ранее установки могут, со временем, измениться. Из-за ряда факторов: бытовых, культурных, политических, религиозных и т.д. Каждый человек в своей душе, как правило, идеалист. Он знает как надо, но внешние обстоятельства, порой, вынужденно диктуют свое.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"