Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Аксиотея Флиусская и Ластения Мантинейская женщины - философы, ученицы Платона

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Аксиотея Флиусская и Ластения Мантинейская кто они и как смогли оказаться в Академии Платона.


  Среди философов античной Греции особое место занимают женщины-философы, ученицы Платона - Аксиотея Флиусская и Ластения Мантинейская.


  Аксиотея Флиусская (на древнеческом Ἀξιοθέα ἡ Φλειοῦς) .


  Этимология имени Аксиотея: Ἀξιο- "Достойная", "ценная", "подходящая" + θέα - "Богиня" = "Достойная богиня".


   Была античным философом, ученица Платона. Она жила в IV веке до нашей эры. Принимала участие в занятиях в Платоновской академий в Афинах (которую Платон открыл в 388 до н.э.), школе философов, основанной Платоном. Аксиотея происходила из Флиунта города на северо-восточном Пелопоннесе, который традиционно был связан со Спартой. Нам ничего не известно о её семье и молодости. Диоген Лаэртский сообщает, что у Платона были две ученицы: Аксиотея и Ластения Мантинейская , и что они учились в академии, переодевшись мужчинами (Diogenes Laertios 4,2.). После смерти Платона она продолжила своё обучение под руководством племянника Платона, Спевсиппа. Спевсипп занял пост дяди в 347г. до н.э. и занимал должность главы школы (схоларх) до самой своей смерти в 339г. до н.э. Философская деятельность женщин была тогда необычной и поэтому была отмечена в источниках как особая особенность. Платон был убежден, что в государстве не существует конкретных женских или конкретно мужских задач, и поэтому оба пола должны получать одинаковое образование ("Государство" книга VII). Следовательно, он позволял женщинам философские уроки в своей школе. Сведенья об Аксиотеи также доступны в единственном фрагментарном экземпляре, сохранившемся Оксиринхском папирусе (P.Oxy.LII 3656). Хотя первые три буквы её имени отсутствуют в фрагменте папируса, но из контекста это очевидно [Konrad Gaiser (Hrsg.): Philodems Academica, Stuttgart-Bad Cannstatt 1988, S. 154-157.].

Оксиринхском папирусе (P.Oxy.LII 3656).  []
 []
 []


  Информация, предоставленная эпикурейцам Филодемом из Гадары, проистекает из ныне потерянной платонической биографии перипатетика Дикеарха, очень ценного источника, который, по-видимому, цитирует Филодем. В академии хвалили Аксиотею. Говорят, что она была мудрой и осмотрительной, что она носила тунику философа и так много посещала школу, что "она оставалась непризнанной для других". Последнее утверждение, по-видимому, означает, что она не только носила мужскую одежду, но и постоянно скрывала, что была женщиной. Её считали мужчиной в академии. В академии было несоответствие отношении между письменной оценкой Платона его женской компетенции и реальностью в его школе. Филодем упоминает мужскую одежду в другом месте, где он, вероятно, берет за источник утраченную работу писателя Диокла из Магнезии. Другими источниками, в которых женщины философы упоминаются как ученики Платона, являются отец церкви Климент Александрийский и также в "Пролегомены к философии Платона", анонимная поздняя античная работа, неизвестного автора [Clemens von Alexandria, Stromateis 4,19,122,2.]. Без называния имён упоминают платоник Апулей [Apuleius, De Platone et eiusdogmate 1,4.] и неоплатоник Олимпиодор Младший, о жизни женщин в академии [Olympiodoros, In PlatonisAlcibiadem 2, 147-150.]. Согласно позднему античному ритору Фемистию, она (Аксиотея) прочла "Государство" Платона, после чего отправилась в Афины учиться у него [Themistios, Rede 23,17 (295c).]. Государство - это работа, в которой Платон выражает свою убежденность в том, что женщины должны обучаться для одной и той же деятельности государства и быть наделены теми же государственными задачами, что и мужчины. Феместий также принимает за легенду, что Аксиотея долго скрывала в академии, что она женщина. В фрагменте Оксиринхскогопапируса есть разговоры о неназванном философе, который после смерти Платона был учеником Спевсиппа и основателем Эретрийской школы Менедема из Эретрии.Автор фрагментарного текста относится к писателю Гиппоботу и добавляет ссылаясь, что женщин также упоминал перипатетик Иероним с Родоса и Антисфен родоначальник и главный теоретик кинизма .


  Швейцарский эллиновед / эллинист (Gräzist) Фриц Вехрль предположил, что Аксиотея и Ластения были фактически пифагорейскими женщинами и что это была только более поздняя традиция, которая сделала их платониками.


  Филолог классик Конрад Гайзер указывает на то, что в родном городе Аксиотеи во Флиунте было даже пифагорейское сообщество (община) во времена Платона. Жители были традиционно пифагорейцами. Следовательно, Аксиотею можно считать первой ученицей, задокументированной от флиунтского пифагорейского общество и первой женщиной философом от города Флиунта. К.Гайзер считал, что нет никаких сомнений в её принадлежности к академии Платона.


  Профессор Университета Аристотеля в Салониках Д. З. Андриопулос в своей книге "Аркадия и Философы" (Второе издание книги) рассказывающие о 47аркадийский философов благодаря которым миру стало известно центральная область в Пелопоннесе Аркадия. Андриопулос ставит Аксиотеюна 3 место по значимости после Диотимы из Мантинеи(жрица по диалогу Платона "Пир") и Ластении Мантинейской [ΑρκαδίακαιΦιλοσοφία" Β' έκδοσητοβιβλίοτουΔ. Ζ. Ανδριόπουλου, ομ. Καθηγητή του Αριστοτελείου Παν/μίου Θεσ/κης.].


  Еще меньше сведений о второй женщине-философе - Ластении.


  Ластения (или Ластенейя) Мантинейская(на древнегреческом Λασθένειαἡ Μαντίνεια).


  Этимологию имени Ластения установить тяжело. Можно предполагать: λᾶας(по Гомеру) = λας- "Камень" (A Concise Historical Grammar of the Albanian Language, V.Orel, Koninklijke Brill, Leiden 2000, p.219) + θείνω-"Ударить", "разбить" = "Которая крушит камни".


  Была древнегреческим философом. Она жила в IV веке до нашей эры. И посещало платоновскую академию в Афинах, философскую школу, основанную Платоном. Была одной из женщин-учениц Платона. Она родилась в Мантинее, древнем городе в Аркадии, в Пелопоннесе. Училась в Академии Платона, переодевшись мужчиной. После смерти Платона она так же, как и Аксиотея Флиусская продолжила обучение у племянника Платона Спевсиппа, который возглавил академию Платона с 347 по 339 до н.э. Говорят, что она состояла в связи с ним.Более того, по словам Диогена Лаэртского и Афинея, Ластения упоминалась в вымышленном письме, якобы направленном тираном Дионисием II Сиракузским Спевсиппу. Неизвестный автор письма обвинил Спевсиппа, который был политическим противником тирана, в любви к наслаждению и предположил, что у него были эротические отношения с Ластенией.


  Философская деятельность женщин была тогда необычной и поэтому была отмечена в источниках как особая особенность. Платон был убежден, что в государстве не существует конкретных женских или конкретно мужских задач, и поэтому оба пола должны получать одинаковое образование. Следовательно, он позволил женщинам философские уроки в своей школе. Античный неоплатоник Ямвлих Халкидский перечисляет в своем списке самых важных пифагорейских женщин женщину по имени Ластения из Аркадии.


  Это привело к предположению в исследовании, что исторические личности Ластения и Аксиотея были пифагорейцами, и только более поздняя традиция сделала их платониками. Противоположная гипотеза состоит в том, что они были учениками Платона и позже ошибочно считались пифагорейцами. Так же возможно, что пифогорейка Ластения и платонистка с тем же именем являются двумя разными людьми или что Ластения была пифагорейкой, которая посещала занятия в Платонической академии.


  Во фрагменте папируса из Оксиринха упомянута некая женщина, которая училась у Платона, Спевсиппа, а после у Менедема Эритрейского. Там говорится, что "в юности она была красива и исполнена непринужденной грации". С большой долей вероятности эта женщина или Ластения Мантинейская, или же Аксиотея Флиусская.


  Ластения из Аркадии изучила работы Платона и поступила в академию (Платона) для изучения математики и философии. После смерти Платона она продолжила учебу у его племянника Спевсиппа. Позже она стала философом и компаньоном Спевсиппа. Согласно Аристофану, Ластения попыталась дать объяснение понятии "сферы".


   "Сфера есть фигура берущая начало с низу видимо с одного начало, к тому, отмечающая в ней содержания формы, полностью проводимых прямой линий обычно являются взаимными" (художественно перевёл: "Шар имеет определённую поверхность, с любого место сферы если проводить линию до точки внутри шара она неизменимая")


   "ΣΦΑΙΡΑ ΕΣΤΙΝ ΣΧΗΜΑ ΣΤΕΡΕΟΝ ΥΠΟ ΜΙΑΣ ΕΠΙΦΑΝΕΙΑΣ ΠΕΡΙΕΧΟΜΕΝΟΝ, ΠΡΟΣ ΗΝ, ΑΦ" ΕΝΟΣ ΣΗΜΕΙΟΥΤΩΝ ΕΝΤΟΣ ΤΟΥ ΣΧΗΜΑΤΟΣ ΚΕΙΜΕΝΩΝ, ΠΑΣΑΙ ΑΙ ΠΡΟΣΠΙΠΤΟΥΣΑΙ ΕΥΘΕΙΑΙ ΙΣΑΙ ΑΛΛΗΛΑΙΣ ΕΙΣΙΝ".

Данный выведенный закон Ластенией напоминает нам современный закон о радиусе (R). "Прямая линия, соединяющая центр с любой точкой окружности или поверхности шара."( выведено французским философом скептиком Пьером де ла Раме в 1569 году)


  Аксиотея Флиусская и Ластения Мантинейская оставили заметный след в античной философии, являясь достойными последователями Платона и его учения. Очень жаль, что время сохранило очень мало сведений об этих достойных женщинах.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"