Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Георгий Плеханов и Томас Карлейль сравнительный анализ их взглядов на личность в истории

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кто пишет историю: определенные люди "герои" (пророки или полководцы) либо "толпа" (народы и племена)? Два долгих года дум и Плеханов с Карлейлом сошлись в полемике, где "истина" у каждого своя.


   Плеханов Г. В. (11.11.1856 - 30.05.1918) считал, что каждый человек личность, но вершина для личности это стать исторической личностью [8]. Историческая личность та, которая сумела почувствовать веяние своего времени (эпохи), обуздать себя и подчинить определенные массы (секты, группы, племена). Историческая личность, направила эти массы на решение насущных проблем. Каждый человек личность, но, чтобы стать свободной личностью (исторической), которая завоевала мужественно свою свободу, ему необходимо заняться своей философской (умственной) деятельностью. Свобода, по Плеханову, который опирается на Гегеля, заключается в своей самореализации и самоутверждении [1, c. 308].
  
   Свои идеи о личности и исторической личности автор выразил в следующих трудах: "Каменская станица" (второе письмо, 1879) [4], "Обоснование и защита марксизма" (1894), [2] "К вопросу о роли личности в истории" (1898) и "Основные вопросы марксизма" (1908) [3].
  
   Кто является исторической личностью? Демиург (δημι-ουργός), который будучи критическим мыслящим существом, видит картину шире, чем другие личности, и от этого она историческая личность. У Плеханова нет антагонизма между понятием "герой" [5] и "толпа" [6]. "Толпа" порождает "героя". Цель толпы слушать порожденного и следовать его указаниям. Когда роль героя себя исчерпала (возникает герой в кризисные моменты истории: войны, эпидемии, голод), то он для толпы становится "бессмертным" (Плеханов против абсолютизации духа, идеи, как у Гегеля, так и у братьев Бауэров, Бруно и Эдгара [2], как ко всякому культу личности, вслед за Марксом и Энгельсом [7]).
  
   Личность, по Плеханову, умеет, во-первых, направлять дружно и единодушно массы, и, во-вторых, единодушно действовать с толпой, устраняя причины её неудовольствия.
  
   Личность в истории, по Плеханову, - это "удачный сукин сын", а его "удачность" заключается в проявлениях атрибутов сущности исторического материализма [15] и реализации потенции приобретенного ума.
  
   Плеханов оттолкнулся от Карлейла, и высоко ценил его вклад в историю [1, c. 333]. Плеханов видоизменил карлейвский взгляд на историю.
   Томас Карлейль (04.12. 1795 - 05.02.1881) считал, что есть герои, которые выше любой толпы. Разделение на "героев" и "толпу" произошло сразу, как из среды "толпы" "герой", опираясь на свои харизматические качества (физическую силу, хитрость и софистику), повёл толпу за собой. Люди всегда будут искать хозяина и они неравные, как в физико-психологическом, так и в материально-политическом плане. Герой, по Карлейлу, человек, который хочет прославиться. Он борется за признание [13]. Не за простое признание, а ради высшего признания, власти над себе подобными. Герои рождаются редко, они продукт долгой селекционно-евгенической работы. Автор на позиции аристократической истории, где немногие двигают многими. Историю творят избранные и лучшие, а толпа это инструмент для реализации героических задумок.
  
   Идею об аристократической истории Карлейль выразил в следующих трудах: "Sartor Resartus" (Восстанавливаю сокровенное) (1836), "История французской революции" (1837), "О героях, героическом поклонении и о героях в истории" (1841), "Прошлое и настоящее" (1843) и "История Фридриха Великого" (1838-1865) [16].
  
   Автор - историк, относится к теоретикам XIX века [9]. Свою теорию он называл "аристократической историей", изменив общее поле название. Другие историки XIX века называли эту теорию "история великих людей и толпы". Карлейль даже здесь, чтобы прославиться, вышел за рамки научного поля.
  
   Маркс и Энгельс подвергли острой критики два эссе Карлейла 1850 года - "Современное время" и "Современные личности", заявив: "<...> понятие "потомственная аристократия" является вырождающимся термином <...> эксплуатирующего класса, который цепляется за старое" [10, c. 301-310].
  
   "Цель оправдывает любые средства" [11] - это лозунг Карлейла [12, c.16].
  
   В своих суждениях о неравенстве между людьми автор базировался на произведениях Жан-Жака Руссо "Рассуждении о происхождении неравенства" (1755) и Франсуа-Мари Аруэ "Эссе о нравах и духе народов" (Essai sur les mœurs et l'esprit des nations, 1756), в котором выводилось, что американские индейцы на вкус приятны [14, 415-428] (против Вольтера выступил иезуит Клод-Адриан Ноннот в "Заблуждения Вольтера", 1762).
  
   Резюмирую.
  
   1) Плеханов видел личность в истории, как спасителя (σωτήρ) общество. Карлейль понимал личность в истории, как притеснителя (δεσπότης) общество.
   2) Плехановское виденье истории личности римское, республиканской эпохи (с VI по I века до н.э.), где личность играет в "симфонию" с другими гражданами. Римская личность это равный среди равных. Карлейвский взгляд на историю личности греческий, темной эпохи (с XI по IX века до н. э.), где есть "высшие" (воины) и "низшие" (все остальные). Признается только право наисильнейшего. "Какофония" порождающая могучих титанов.
   3) Плеханов признавал роль толпы в истории, что дух толпы, дух горя рождает "избавителя". Карлейль проповедовал правило, что толпе нужен пастух (μηλάτης). Пастух волен сделать всё, чтобы удержать собственную власть и расширить своё влияние на другие паствы. Жертвы это не жертвы, а средства для достижения своих эгоистических целей.
   4) У Плеханова "постулат" жертвуй собой ради общества. У Карлейла "постулат" жертвуй обществом ради себя.
   5) Плехановская свобода достигается с кем-то рядом, карлейлевская свобода индивидуальная.
   6) Оба опирались на мысли Гегеля, но Карлейль ещё на Шеллинга.
  
  
 []

  
  

Источники


  
   1. Плеханов Г. В.. Избранные философские произведения в 5 тт. Т. 2. М., 1956. URL: https://scepsis.net/library/id_179.html.
   2. "Обоснование и защита марксизма". Глава V. URL: http://surl.li/pzli.
   3. "Основные вопросы марксизма". Глава XII. URL: http://surl.li/pzlb.
   4. " Каменская станица". URL: http://surl.li/pzld.
   5. "Ἥρως" - это человек, который посвятил себя богине семьи Гере. "Герой" это "защитник", "оберегающий род", "пекущий о своем стаде". Греческое слово "ἥρως" подразумевало на роль "героя" женщину. Bailly, Anatole (1935) Le Grand Bailly: Dictionnaire grec-français, Paris: Hachette. - 2193. С. 908-909. URL: http://surl.li/pzlx.
   6. "Multitudo" переводится как "много", "мычащие". Gaffiot, Félix (1934) Dictionnaire illustré Latin-Français, Hachette. Pp. 1702+xviii; maps and illustrations. С. 1001. URL: http://surl.li/pzme.
   7. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVI, изд. 1-е, стр. 487-488 и Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVIII, стр. 385.
   8. "Ιστωρ" - "о том, о ком говорят", "его помнят". Плеханов выступает за память деятельной фигуры, но не за её почитание. Bailly, Anatole (1935) Le Grand Bailly: Dictionnaire grec-français, Paris: Hachette. - 2193. С. 983. URL: http://surl.li/pzmx.
   9. Например, Фридрих Ницше "О пользе и вреде истории для жизни" (1874), Николай Михайловский "Герои и толпа" (1882), Герберт Спенсер "Принципы социологии в трёх томах" (1874-75, 1879 и 1885, 1896), Уильям Джеймс "Великий человек, великие вещи и движение" (1880), Лев Толстой "Война и мир" (1869) и другие.
   10. "Reviews from the Neue Rheinische Zeitung Politisch-Ökonomische Revue No. 4" contained in the Collected Works of Karl Marx and Frederick Engels: Volume 10 (Обозрение "Новой Рейнской газеты" политэкономического состояние вещей, номер 4. Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, том 10).
   11. Первый, кто высказал данный афоризм (Bonne fin et moiens utiles à la fin) был французский натурфилософ Николай Орем (1325-1382) в труде "Защита моего диплома" (L'oeuvre Thèse de Meunier, между 1371 и 1377 годами). (URL: http://dico-en-ligne.com/oeuvre-299.html). Высказывание (Il fine giustifica i mezzi) ввёл в научный оборот итальянский юрист Никколо Макиавелли в своем произведение "Государь" в 1532 году (c. 2, http://surl.li/qbia). URL: https://www.littre.org/definition/moyen.2.
   12. Machiavelli, Principe, a cura di P. Genesini, Padova, 2018. URL: http://surl.li/qbhl.
   13. "θυμός" - "ярость", "гнев", "дым". Это метафизическое качество человека, которое окружает каждого. Энергетическое поле, которое характеризует его количество перерождений. Чем старее душа, тем она белее и ярче. Слово "тимус" ввёл в научный оборот Гомер, развил значение слово Платон (http://surl.li/qbih). ΠΛΑΤΩΝ. Πολιτεία (440c-441c). "Τί δέ, ἦν δ᾽ ἐγώ, ὅταν τις οἴηται ἀδικεῖν; οὐχ ὅσῳ ἂν γενναιότερος ᾖ, τοσούτῳ ἧττον δύναται ὀργίζεσθαι καὶ πεινῶν καὶ ῥιγῶν καὶ ἄλλο ὁτιοῦν τῶν τοιούτων πάσχων ὑπ᾽ ἐκείνου ὃν ἂν οἴηται δικαίως ταῦτα δρᾶν, καί, ὃ λέγω, οὐκ ἐθέλει πρὸς τοῦτον αὐτοῦ ἐγείρεσθαι ὁ θυμός; [440c]" (http://surl.li/qbig).
   14. Stéphane Lojkine, "Le cannibalisme idéologique de Voltaire dans le Dictionnaire philosophique", in Voltaire et ses combats, dir. U. Kölving et Ch. Mervaud, Voltaire foundation, Oxford, 1997, t. 1. URL: http://surl.li/qbjp.
   15. Плеханов использует взгляд Иосифа Дицгена (1828-1888), который развивал отдельно от Маркса и Энгельса диалектический материализм (его старания легли в понимание плехановского исторического материализма). Например, Дицгенское "Письмо Карлу Марксу" (Letter to Karl Marx, 7 November, 1867), "Научный социализм" (1873), "Этика социал-демократа. Две проповеди" (Ethics of Social-Democracy. Two Sermons, 1875), "Экскурсия в социализм и в сферу эпистемологии" (1887) и "Положительный исход философии" (1887). URL: http://surl.li/qbtc.
   Дицген пишет в "Письмо Карлу Марксу": "Дорогой сэр [Милостивый государь] <...>. В свой ранний период жизни я системно подходил к изучению мира; Людвиг Фейербах продемонстрировал мне путь к постижению мира. Однако, много времени уделить науки я не мог, так как мое время было посвящено работе [кожевник], но я вынес следующие: главные вещи" [курсив Дицгена] это то, что происходит в природе, которые порождают эссенцию вещей [производное от природы является труд]. Разум мой научно очистился от шелухи быта. Изжилась во мне партикулярность [второстепенное] восприятия вещей. Теперь я понимал, что индивидуальность реализуется в деталях [достоинство человека в его труде]. Я сказал себе "Теперь ясно, что есть индивид"".
   16. Томас Карлейль. Собрание сочинений. URL: http://az.lib.ru/k/karlejlx_t/.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"