Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Художественная критика картины "Великий князь Владимир избирает религию", (1822) художника И.Е. Эггинка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Игорь Егорович Эггинк (1787 - 1867) "Великий князь Владимир избирает религию", холст, масло, 192×265 (1822). Художественная критика, анализ, оценка и интерпретация произведение Эггинка.

Введение


   Со времени Крещения Руси Великим князем Владимиром Святославичем прошел 1031 год. Своим судьбоносным решением от 28 июля 988 года Владимир интегрировал Киевскую Русь в Христианский мир. Что его заставило или кто убедил принять именно христианство? Византийский философ, которого упоминает преподобный Нестор Летописец в своем труде "Повесть временных лет"? Геополитика? Экзистенциальный кризис? На этот вопрос точного ответа нет, возможны только гипотезы.
   Непростой выбор князя Владимира между двумя христианскими центрами X века: Римом и Константинополем, эстетически показано в работе "Великий князь Владимир избирает религию" Ивана Егоровича Эггинка (Книгге), русского исторического живописца и портретиста XVIII-XIX века. Действие картины происходит в Киеве 987 года. Эггинк на полотне гиперболически изобразил фрагмент, который описан летописцем православным монахом Нестором в "Повести временных лет" - князь Владимир "Красное солнышко" принимает решение обратить свой народ в одну из влиятельных религий того времени. На картине кульминация приема представителей иноземных законов (религий) - перед князем Владимиром православный грек из Византии, а недовольные католические священики покидают прием. Византийский философ держит перед очами князя Владимира Библию, красивую и расписную. Философ увещевает князя принять христианство именно из рук византийского басилевса, аргументируя тем, что у нас все яркое и радостное, нет никакой печали. Наш Спаситель -синкретический образ. В нем все природные силы и стихии. Он - рождение, смерть и воскресение, альфа и омега. Христос олицетворяет самые возвышенные цвета мира: золотой и красный. Тем самым философ указывает, что Христос в своем триализме (Отец, Святой Дух и Сын, т.е. сам Христос) - находится выше всех славянских богов, и, особо почитаемых ими: Рода - создателя всего живого и сущего, Дажьбога - плодородия и солнца, Перуна- громовержца. В своей работе Эггинкен демонстрирует взгляду созерцателя (зрителя), слева направо, князя Владимира, сидящего на троне, византийского проповедника, стоящего перед Владимиром и держащего открытую Библию, правее изображены уходящие римские проповедники, внизу справа стоит щит синего, белого и черного цвета (отказ хазаром от их религии - иудаизма). Правее щита - хламида бордового цвета (отказ булгарам от их религии - ислама). Представители иудаизма и ислама стоят за спиной Владимира и вместе с ним внемлют православному священнику. Их доводы князь уже выслушал, но хазарин и булгарин, в отличии от католического священника, остались, что б выслушать речи своего оппонента.
   Во взгляде Владимира явный интерес к излагаемым православным священником фактам. Философ их говорит спокойно, пролистывая каждую страницу и декларируя наизусть Священное Писание. Библия в руках священника раскрыта уже где-то посередине и князь, наконец приняв решение, протягивает руки к Библии. "Один повелитель, одна вера" - вот главный тезис, который окончательно убедил Владимира принять Библию из рук православного священника.
   Князь Владимир осознавал назревшую необходимость в строительстве русской государственности. В словах летописца-монаха эта необходимость облечена в раздел-легенду о выборе веры. Не случайно религия является ключевым компонентом государственности. Отсюда следует вести отсчёт той идеологии государственности, которую позже сформирует философ Владимир Соловьёв, назвав русской идеей: "Русская идея не может заключаться в отречении от нашего крещения. Русская идея, исторический долг России требует от нас признания нашей неразрывной связи с вселенским семейством Христа и обращения всех наших национальных дарований, всей мощи нашей империи на окончательное осуществление социальной троицы - церковь, государство и общество".
   Тщательное изучение истории, которая тесно переплетена с культурой и искусством, помогут правильно сделать объективные выводы. Чтобы понимать историю того или иного народе, требуется разбираться, понимать, что эпистемологически заложено в культуре и искусстве, которые являются народной памятью, запечатлевают самое возвышенное, пик (судьбоносного) своей эпохи.

Иван Егорович Эггинк и его работа: "Выбор религии Великим князем Владимиром"

Биография И.Е. Эггинк

 []
Эггинк. Автопортрет. 1844 год


   Эстетика - аполлоновское желание и чувство, которое является запросом и вплетено в общественное дионисийское сознание.


   Иван Егорович Эггинк (Johann Leberecht Eggink) родился 20 ноября 1784 года в Газенпотском уезде (бывшая административная единица Курляндской губернии). Будучи незаконнорождённым сыном дворянина Фридриха Дитриха Фрайгерра Книгге (нем. Friedrich Diedrich Freiherr Knigge) (1748-1803), использовал псевдоним от фамилии отца, записанной справа налево Knigge) - исторический живописец и портретист. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
   И. Эггинк - балтийский немец, уроженец Курляндской губернии. В 1811-1812 гг. учился в Дерпте у П. Ф. Тильекра. В 1813-1814 гг. посещал художественные классы Императорской Академии Художеств в качестве вольноприходящего ученика, в этот же период вступил в масонскую ложу.
   В 1816 году вместе с живописцем Густавом Адольфом Гиппиусом предпринял пешее путешествие по Европе для продолжения своего образования. Занимался в Дрездене, Берлине, Бонне, Мюнхене и в Вероне преимущественно исторической живописью. В 1822 году, в Вероне, где по случаю конгресса находился император Александр I, Эггинк представил государю несколько своих произведений ("Великий князь Владимир избирает религию", копии с картин "Положение во гроб" Рафаэля, и "Даная" Тициана, семнадцать миниатюр, по большей части копии с портретов знаменитых людей). Эти работы были приобретены императором, а их исполнителю назначен пенсион из казны для шестилетнего пребывания в Риме.
   Возвратившись в Россию в 1829 году, Иван Егорович Эггинк получил от академии (в 1833 году) звание неклассного художника. В 1834 году, за написание портрета баснописца Ивана Крылова, был удостоен титула академика. С 1837 по 1858 гг. жил в Митаве, где состоял учителем рисования в гимназии. Умер 19 марта 1867 г., в Елгаве, Латвия.

Картина И.Е. Эггинка "Выбор религии Великим князем Владимиром"

 []


   Размер: 192 х 265 см
   Техника: Холст, масло
   Время создания: 1822
   Местонахождение: Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
   Изображенное время: 987 год
   Изображенное событие: Выбор религии Великим князем Владимиром
   Изображенные личности: Владимир Святославич (ок. 960 -1015) Великий князь Киевский, святой
   равноапостольный


  

Историческая живопись


   Один из наиболее значительных жанров живописи, изображение важных для народа или всего человечества событий прошлого, далёкого или недавнего. Живописцы оценивают исторические события, выражают отношение к ним в соответствии с философскими, этическими и эстетическими принципами своей эпохи. Таким образом, историческая картина обращена к настоящему. Традиционно историческая живопись включает в себя живописные произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины.
   В Европе первые изображения исторических событий появились в монументальной живописи и картинах эпохи Возрождения, когда активно изучалась античная культура. Андреа Мантенья создал цикл из девяти произведений "Триумф Цезаря" (1485-92), посвящённый победам римского полководца. Античное наследие стало для художника источником не только сюжетов, но и стилистического решения: композиции картин уподоблены древним рельефным фризам. Рафаэль Санти написал в помещениях Ватикана фреску "Афинская школа", в которой на фоне сочинённых архитектурных сооружений представил спор древнегреческих философов Платона и Сократа. Мастер стремился воссоздать дух античного мира, где "человек есть мера всех вещей". Пьеро делла Франческа в церкви Сан-Франческо в Ареццо запечатлел во фреске "Победа императора Константина над Максенцием" (1452-59) знаменательное событие первых веков христианства; Паоло Уччелло в триптихе "Битва при Сан-Романо" (1456-60) представил важную для Флоренции победу над г. Сиеной, одержанную за 23 года до создания работы.
   В 17 в. историческая живопись, как и всё искусство, развивается в рамках двух больших стилей: барокко и классицизма. Мощь, бурная динамика, патетика, подчас сложная аллегоричность образов и форм. В эпоху романтизма (конца XVIII века - первой половины XIX века) живописцы обращаются к драматическим событиям, ярко проявляющим человеческие качества персонажей, заставляющим зрителя сопереживать героям картины 3, и как мы это видим на картине И.Е. Эггинка "Великий князь Владимир избирает религию".

О картине


   По летописям, история христианства в Киевской Руси начинается не с крещения, а с выбора веры. Это один из драматических эпизодов, получивший название "Россия на распутье". На картине "Великий князь Владимир избирает религию" художника Ивана Эггинка изображён красивый мудрый старец царственного вида с седой окладистой бородой (Владимиру тогда было менее 40 лет), перед ним греческий монах в чёрной рясе держит раскрытую Библию с цветной иллюстрацией. Руки у Владимира - как у библейских пророков на древних фресках, он протягивает их к Библии, видимо, с просьбой что-то пояснить. На втором плане - католический священник в ярком одеянии, он уходит, отвергнутый и обиженный. На заднем плане - в тени какие-то люди, возможно, очередники "на вылет". Картина написана в 1822 году, без сомнения, на волне патриотического подъёма после изгнания Наполеона из России. каждая русская победа в войне - а побеждали в ней, как правило, всем миром - вызывала единение и подъём национального самосознания.
   Итак, выбор веры. Вот как толкует это событие авторитетный историк, Г. Вагнер: "Во время Владимира Святославича (978-1015), видимо, наступил период, когда государству надо было серьёзно определить своё положение в ряду других евразийских стран и народов. В летописи это вылилось в большой раздел так называемого "выбора веры"". Таков философский взгляд из XX века. Возьму на себя смелость взглянуть на древнее событие из века XXI

Критика картины "Великий князь Владимир избирает религию". Общие черты произведений И. Е. Эггинка


   Работа художника отличает знание воплощаемого предмета, и в то же время его живописный образ производит впечатления натуралистического воспроизведения предметного мира, выражают индивидуальные чувства автора. В его работе преобладает живая натура: цвета, лица, мимика, эмоции, и они незаметные, требуется всматриваться, а также непохожие друг на друга люди.
   Живопись Ивана Егоровича носит следы долгой и кропотливой работы, в процессе которой осуществляется проникновение в суть предмета, радостное постижение разумности и целесообразности исторической живописи. Во всем - это еще и живопись русского подданного, которая играет важную роль, и такая живопись несет отпечаток его чувств. Его картина - символическая отсылка победы над французским императором Наполеоном Бонапартом. Этот единственный факт, который мне в картине русского художника Эггинка не нравится. Но, стоит заметить, не будь этого события, возможно, не появилось бы такая история Владимира.
   "История Владимира", - самоценное социальное бытие вещей. Живые персонажи наполняют наш мир чувствами и сопереживание к персонажам на полотне.
   Выбор темы и жанра у художника соответствует избранным изобразительным задачам, и очень точно отвечает лирическому характеру его дарования. Именно картина преобладает в творчестве И.Е. Эггинка. Служа ему своеобразным кодом и его личностным "окном в мир".
   Картины художника располагают к более длительному созерцанию, постепенному погружению в ткань повествования, что отчасти обусловлено самим методом работы художника, кропотливо и тщательно строящей "малую" форму, и тонкой светотеневой моделировкой. Деликатные касания его кисти умело выявляют выразительность какого-либо мотива: глаз, лбов губ и глубокую озадаченность героев присутствующих на картине.
   За предметной достоверностью открывается цельность пространственно содержательного построения образа. Изображенный мир вещей не сводится к перечислению материальных качеств предмета, а создает атмосферу духовности и хрупкости жизни, чувственной импровизации, несет следы живейших человеческих чувств. Картины Эггинка убеждают зрителя в том, что Владимир взвешенно принял решения. Нужно только к нему присмотреться, к его игре и к поразительным комбинациям его проявлений, и тогда глазам откроется его красота. "Узри мимолетные черты - и ты увидишь, - историю!.." В его живописи, где присутствуют декоративность и стилизация, присутствует также углубленное осмысление действительности, его статики и динамики, постоянные поиски выразительности в самом предмете изображения.
   Линейная, цветовая и пространственная трактовка в каждом случае тесно связана с характером исторического живописного импульса или образной тканью его увлекательного литературного повествования.
   Этот интерес к внутренним, душевным взаимодействиям, психологическому резонансу "предметов" и сочетаний цветов очень устойчив в его творчестве.
   Что интересно - его работам присущ непосредственно-пластический, а не душевный драматизм, потому что, кажется, с души ее снята напряженность, а есть только мир и гармоничность.
   Право художника - найти образную форму явления, без которого оно останется чем-то непроявленным, неувиденным, бесформенным. Поэтому так много таких живых органических инторнаций в его живописи, поэтому столь неутомим его поиск.
   Живопись Эггинка интересуют зрителя и вовлекают в себя, убеждают в своей органичности, в смысловом богатстве своей многослойной структуры, в смысловой значительности и ценности создаваемого художником на холсте его, такого странного на первый взгляд мира. То, что недавно требовало оговорок и разъяснений, стало уже теперь восприниматься как осуществление естественного права художника создавать на холстах собственный мир, на базе общей культуры, объединенный или оправданный только внутренней цельностью, а не внешними, непосредственными и наглядными связями с реальностью.
   Работы соединяют в себе и принцип пластической экспрессии, и принцип ассоциативного развертывания содержания, и принцип свободного пластического воображения, и декоративный принцип построения. При всем их видимом разнообразии каждому наблюдательному глазу открываются процессы внутреннего накопления идей и проявления их новых качеств.
   Картины, носящие отпечаток кисти этого художника, всегда выделяются своим необычным колоритом, наполненным русским духом. Каждая деталь любого его произведения является продуманной и логично вписывается в общий сюжет. Пейзажи Эггинка отличаются своей выдержанностью.
   На картинах нет обилия ярких красок, их цвета, напротив, прозрачны и чисты, что создает у зрителя ощущение полета и близости к чертогам Бога. Лица людей на его полотнах в основном лишены грубых и резких черт, им присуща определенная мягкость и нежность. "Великий князь Владимир избирает религию" − панорама И. Эггинка, глядя на которую, можно понять, насколько верующим человеком был художник.
  

"Повесть временных лет"


  Любые памятники истории и культуры обязаны всегда вызывать к чувствам или эмоциям, либо должны послужить толчком к осмыслению своего бытия.


  
   Картина И.Е. Эггинка "Выбор религии Великим князем Владимиром" вызывает у меня ассоциацию со знаменитым историческим литературным памятников старины - "Повесть временных лет", также называемым "Первоначальная летопись" или "Несторова летопись" - наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Указанный выше литературный памятник известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве Нестором Летописцем, древнерусским летописцем, агиографом (богословская дисциплина, изучающая жития святых) конца XI - начала XII веков, монахом Киево-Печерского монастыря.
   Вопрос выбора веры и причин, побудивших князя Владимира склониться именно к такому варианту, - один из важнейших в нашей истории. Поэтому о том, как происходил этот выбор на самом деле, следует говорить особо тщательно, аккуратно и взвешенно.
   Известно, что помимо христиан-византийцев князя посетили миссионеры из Рима, а также исламские и иудейские богословы, но все они получили отказ, и все по разным причинам.
   Что касается римских миссионеров (а здесь, кстати, следует отметить, что к тому моменту разделения Церкви на Восточную и Западную еще не произошло (1054 г.), однако определенные различия между ними были уже очевидны), то летописи приводят слова, с которыми князь отказал им: "Отцы наши не приняли этого". В данном случае речь идет о первых попытках Крещения Руси, предпринятых княгиней Ольгой. О том, действительно ли случился у Ольги конфликт с приглашенным ею же на Русь епископом Адальбертом, ничего не известно. Ясно лишь, что Адальберт самовольно уехал с Руси, заявив, будто его не приняли должным образом или даже изгнали (очевидно, местные язычники во главе с князем Святославом, но никак не Ольга).
   Отказ от идеи принятия ислама также связан вовсе не с любовью князя к свинине и вину (хотя, возможно, сказалось и это, как и ряд других бытовых причин). Однако отношение к исламу было гораздо глубже и серьезней, и окончательный выбор происходил на совсем другом уровне. Совокупность летописных свидетельств дает понять: проблема была в том, что ислам подразумевал глубочайшую перестройку жизни и быта Руси на совершенно чуждый и непонятный большинству населения лад. В то же время, справедливости ради, надо отметить, что исламом при дворе Владимира некоторое время интересовались всерьез. Из Хорезма на Русь даже привезли имама для обращения , но это была скорее часть политической игры князя, уже предпочитавшего византийский вариант и лишь стремившегося утвердить свое влияние в Прикаспии (как раз в это время происходит очередной поход Руси в Дербент и на Ширван).
   Что касается иудаизма, то в качестве его представителей выступали, скорее всего, хазары. Значительная часть хазарской знати считала себя "потерянными коленами", а правящий дом причислялся по женской линии к собственно иудеям, грань здесь весьма условна. Столь же резонно то, что Хазарское государство, разгромленное Святославом (а добитое, самим Владимиром), едва ли могло служить примером для подражания. И это был основной политический аргумент у князя против принятия иудаизма. Однако диалог с хазарами, упоминаемый в летописи (по всем спискам) звучал следующим образом:
   "..."А где земля ваша?". Они же сказали: "В Иерусалиме". А он спросил: "Точно ли она там?" И ответили: "Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам". Сказал на это Владимир: "Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?"..."
   Безусловно, это лишь краткое изложение событий, однако и оно позволяет сделать определенные выводы. Владимир, несомненно, руководствовался при выборе веры в том числе и духовными соображениями - своими личными нравственными тяготениями после захвата власти. Об этом прямо говорит, например, Иаков Мних, первый жизнеописатель князя в своем "Житие Владимира", и нет оснований ему не верить. Другое дело, что политические соображения также играли роль. А главным, определяющим, было следующее - распространение веры в Единого Бога, Его победы над языческими богами сами по себе доказывали верующим в последних силу Первого. Буквально на глазах Владимира, еще до Крещения Руси, христианство приняли Дания, Венгрия, Польша - давние соседи, с которыми Русь многое связывало. С другой стороны, "закон греческий" был предпочтен в первую очередь потому, что его предпочитала воспитавшая Владимира Ольга.
   Нестор в "Повести временных лет" приводит следующие аргументы, которые предоставил философ князю Владимиру:
   "Ибо Отцу отцовство, Сыну сыновство, Святому же Духу исхождение. Ни Отец переходит в Сына или Духа, ни Сын в Отца или Духа, ни Дух в Сына или в Отца: ибо неизменны их свойства... Не три Бога, но один Бог, так как божество едино в трех лицах. Желанием же Отца и Духа спасти свое творение, не изменяя людского семени, сошло и вошло, как божественное семя, в девичье ложе пречистое и приняло плоть одушевленную, словесную и умную, прежде не бывшую, и явился Бог воплощенный, родился неизреченным путем, сохранив нерушимым девство матери, не претерпев ни смятения, ни смешения, ни изменения, а оставшись как был, и став каким не был, приняв вид рабский - на самом деле, а не в воображении, всем, кроме греха, явившись подобен нам (людям)..." 7.
   "...Не принимай же учения от латинян, - учение их искаженное: войдя в церковь, не поклоняются иконам, но, стоя, кланяются и, поклонившись, пишут крест на земле, и целуют, а встав, становятся на него ногами, - так что, ложась, целуют его, а встав - попирают, Этому не учили апостолы; апостолы учили целовать поставленный крест и чтить иконы. Ибо Лука евангелист первый написал икону и послал ее в Рим. Как говорит Василий: "Чествование иконы переходит на ее первообраз. Больше того, называют они землю матерью. Если же земля им мать, то отец им небо, - изначала сотворил Бог небо, так же и землю. Так говорят: "Отче наш, иже еси на небеси". Если, по их мнению, земля мать, то зачем плюете на свою мать? Тут же ее лобзаете и оскверняете?..." 7.
   Нестор, как автор, вкладывает в уста своего персонажа (христианского священника) следующие тезисы: на земной тверди существуют не боги, а только Бог. Спаситель родился от непорочной Девы, когда же он родился то не стал он рабом суетности (низкого, мирского). Латиняне падают ниц попирая чреслами своими и устами своими землю и небо, т.е., Нестор заостряет внимание, что требуется человеку только стоя молится, будучи между землею и небом (медиатором, связывающим звеном), и также, целуя распятие, тем самым признавая Сына Божьего. Нестор в этом тезисе говорит о Филиокве.
   Филиокве (лат. Filioque - "и [от] Сына") - добавление к латинскому переводу Никео-Константинопольского символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но "от Отца и Сына". Бог Слово и Бог Святой Дух имеют вечное начало - Бога Отца. Бог Отец - это "едино-начальник" или "монарх" (μόν-αρχος) в Троице. Бог Слово вечно "рождается" только из Отца, а Святой Дух вечно "исходит" только из Отца, как из единственного начала. "Рождение" и "исхождение" - два разных термина, не тождественные друг другу. Если они обозначают одно и то же, то получается, что у Бога Отца два сына: Бог Слово и Бог Святой Дух. Но у Бога Отца только один сын - Бог Слово.
   Η Οικουμενική Σύνοδος της Νίκαιας στα 325 με το πρώτο "Σύμβολο της Πίστεως" δήλωσε ότι το Άγιο Πνεύμα εκπορεύεται από το Θεό - Πατέρα ("το εκ του Πατρός εκπορευόμενον"). Αυτό το Σύμβολο τροποποιήθηκε στην Οικουμενική Σύνοδο της Κωνσταντινούπολης το 381. Ως εκ τούτου, καλείται συνήθως Σύμβολο Νικαίας - Κωνσταντινουπόλεως.
   Στην τριαδική ομολογία, οι Χριστιανοί από τους πρώτους αιώνες έχουν κάνει μερικές σημαντικές διακρίσεις. Ο Υιός και το Άγιο Πνεύμα θεωρείται ότι έχουν την αιώνια προέλευσή τους από τον Πατέρα. Ο Υιός, ο προαιώνιος Λόγος (Ιωάν. α΄) έχει γεννηθεί από τον Πατέρα, ενώ το Άγιο Πνεύμα "εκπορεύεται" από τον Πατέρα. Αυτές οι επισημάνσεις αφορούν την ύπαρξη του Θεού πέρα από κάθε χρονικό όριο, "προ πάντων των αιώνων" κατά το Σύμβολο της Νικαίας. Όσον αφορά τη δημιουργία, ο Θεός λέγεται ότι απέστειλε τον Υιό του και το Πνεύμα του. Στα λατινικά η λέξη processio αφορά και την αποστολή (που κατά την ορθόδοξη θεολογία γίνεται και από τον Υιό) αλλά και την εκπόρευση (που αφορά μόνο τον Πατέρα) του Πνεύματος, αυτός ο ιδιωματισμός θα μπορούσε να προκαλέσει κάποια σύγχυση στις θεολογικές συζητήσεις.
   Βάσει της "αίρεσης του Filioque" οι Ρωμαιοκαθολικοί θεωρούνται αιρετικοί από την Ορθόδοξη εκκλησία με απόφαση της Η' Οικουμενικής Συνόδου που συγκλήθηκε το 879 στην Κωνσταντινούπολη.
   Перевод:
   На Вселенском (Οικουμενική - всеобщим, универсальном, сообщим) Соборе в Никеи в 325 году, который собрался по вопросу "Символы Веры" объявили (δήλωσε - назначил, адресовал, сделал видимым), что Святой Дух (Άγιο Πνεύμα) снисходит (εκπορεύεται - обращается оттуда сюда, исходит) от Бога - Отца ("свысока с Отца, к нам приходит"). В Символ (т.е., Символ Веры) внесли изменения (τροποποιήθηκε - он изменился или после) на Всеобщем Соборе в 381 году. Обычно (.Ως εκ τούτου - с тех пор) его принято называть Никео-Константинопольским символом веры.
   В Триедином исповедании (ομολογία - обозначении, принятии) христиане на заре становление своей религии, сделали некоторые важные различия (неопределенные разночтения). Считается, что Сын (Υιός - ребенок, потомок) и Святой Дух имеют вечное происхождение от Отца. " В начале было Слово..." [Из цикла "Библия (Синодальный перевод)". Дата создания: 1815-1875, опубл.: 1877. Источник: Синодальный перевод РПЦ МП, редакция от 2000 года. От Иоанна святое благовествование 1:1]. Однако, предложение от апостола Иоанна: "Ο Υιός, ο προαιώνιος Λόγος..." может понимать следующим образом, на что оперировали в Константинополе: Сын был, но ужасней слово или Сын был, но его древнейшим (προαιώνιος - протосущность, то, что было до, то, кто был всегда) противником было - слово (учение, обращение). Он (Сын) был рожден от Отца, а Святой Дух "рожден" Отцом. Эти заметки относятся к существованию Бога за пределами (αφορούν - несовершенным взглядом, несовершенным зрением или трансцендентным) любого срока, принятым "на все века" ("προ πάντων των αιώνων" - "на всякие грядущие века") в соответствии с символом Никеи. Относительно создания (субординации), заявляют, что Бог сотворил и послал своего Сына и своего Духа. В латинском языке (лексике) слово "processio" (процесс, шествие, послание) относится как к миссии (αποστολή - задача, послание, поручение) (которая в православной теологии приходится / совершается Сыном), так и к эманации (εκπόρευση - очищение, процесс, результат, путь) (которая проблема Отца) Духа (Πνεύματος - воздух, дыхание, жизнь), эта идиома (ιδιωματισμός - спор, диалектику, собственное прочтение) может вызвать (результат мы видим , обязательно вызовет в 879 году и окончательно расколет Церковь в 1054 году) некоторую путаницу (σύγχυση - безобразие, хаос, беспорядок) в богословских обсуждениях (συζητήσεις).
   Шаг (Βάσει - предпринятое действие, ритм или основание) "ереси со стороны Филиокве" (αίρεσης του Filioque) Римской католической (καθολικοί - облегчение, универсализация) церковью является - ересью, но не мы Православная церковь (Ορθόδοξη : Ορθό - крыло, правые и δοξη - учение, победная, т.е., "Левое крыло"- погрязло в объяснениях, и в десакрализации, а мы "Правое крыло" - нет). По нашему усмотрению был созван Вселенский Собор, в 879 году, в Константинополе, где мы осудили шаг римских католиков как ересью (αίρεσης - учение, последование).
   Нестор заканчивает тезисы философа: наш Отец всевышний создал Землю - обитель людям, а латиняне пытаются своим рабскими (мирскими) желаниями установить определенные рамки и детерминировать Землю от небо (Бога), т.е., познать мир эмпирический, а не своим умопостижением.
   Такая акцентуация или знак Нестора, сюда я свожу все его тезисы к единому холистическому (цельному) принципу, не просто человека, а именно прежде всего православного монаха Киево-Печерского монастыря, тогда конечно возможно и субъективный взгляд, оценка знаковых событий.


  
   Я предлагаю свой знак или трактовку о выборе Владимира религий:


  Ночью безлунной в княжьем тереме, на престоле предков восседая,
  думу тяжкую думал князь - какую религию выбрать в своей вотчине?
  Дело было великое, ноша для одного человека - не по силе!
  Наши боги допустили мне через клятвы священные переступить,
  Кровь Рюрика на землю пролить!
  Кровь русских людей из животов по земле нашей разлить.
  За брата Олега, долг призвал заступиться!
  За его случайную смерть на охоте,
  Я брата Ярополка убил!" - размышлял про себя князь.
  Что делать мне теперь?
  Как очиститься - избавиться от скверны? Навсегда смыть?
  Ходят в терем ко мне с дарами проповедники религий разных.
  Иудеи - малый народ, гордый и скупой. Обещают мне истинное просвещение
  в учении о едином боге Яхве! "Нету его нигде и он везде, он во мне и в тебе, княже." Из Итиля от хазар ко мне пришли, половцы их оттуда прогнали.
  Христиане. Христиане - странные люди, делят между собой артефакты и регалии того, кого распяли иудеи на кресте.
  Одни из них в Риме, что далеко на западе, другие в Царьграде, на юге чрез море.
  У одних Папа Римский, у других и византийский Патриарх.
  "Один Аллах на всей Земле и Мухаммед его - наби!" - кричат мусульмане.
  "Да славиться имя Его"- так говорят его последователи.
  Мечом и огнем обратили всех, кто не был согласен с ними,
  убили или голодом заморили.
  Нет пьянства и разгула у мусульман, отвага и многоженство в чести.
  Иудеи кричат: "Мы древнее всех других, это от нас откололись христиане и мусульмане."


  Христиане заявляют словами апостола Распятого - Павла:
  "Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом.
  Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки. Аминь."
  Мусульмане перебивая всех: " Нет бога кроме Аллаха. Во имя Аллаха милостивого, милосердного...возьми то, что Посланник принес тебе."
   Так кого же из богов выбрать, Какую религию принять?
  Друг друга они винят, на друг друга кричат:
  "Неверный! неверующий! Моего бога только нужно принять."
  Все шлют и шлют миссионеров, казна пуста, голод в княжестве!
  Одни мне войска предлагали, другие знание,
  а третьи, что стану вровень с королями и басилевсами как в Риме и Царьграде!
  Что делать?! Что делать?! Что делать?!
  Как не хватает мне тебя, Добрыня!
  Дал бы совет, будь ты жив, подсказал и направил бы! Всегда знал, что есть чему поучится у тебя,
  сокрушаюсь, что плохо твое пестунство слушал я.
  Не с кем поговорить, не с кем обсудить,
  все или ничего, быть или не быть...
  Увидел тут князь в горницы своей золотое сияние -
  Ольгу, великую княгиню, мать отца своего Святослава,
  милую своему сердцу бабушку.
  Предстала она перед очи внука во всей своей красоте величественной,
  в черном христианском монашеском платье,
  со странным сиянием круглого, белого цвета над головою.
  Молча оглядела палаты, князя смерила долгим взглядом,
  и доброй улыбкой ему улыбнулась!
  Подошла и крестик на шею одела. И исчезла после.


  С той поры и по сей день веруют на Руси во Иисуса Христа.


  

О наследстве


   Князь Владимир, молодой неистовый муж, зрелый креститель Руси, и набожный старик.


   Выбор князя Владимира предоставил миллионам людей возможность принять веру в Христа, присоединиться к христианским ценностям. Владимир стоит у истоков начинания, заставившего наших предков выйти из обособленного, преимущественно лесного образа жизни, и, разрушить тихий образ существование, с целью приобщения к новой цивилизованной жизни.


  

 []

  
Владимир Святославович, великий князь Киевский, миниатюра из книги 1672 года


  
   Своими решением Владимир помог по-новому раскрыть взгляды на человека. Первый взгляд, библейский, утверждает, что человек был создан Богом согласно Его намерению, по Его образу и подобию, но потом человек согрешил. В результате Божий образ в человеке был искажен, но не утрачен. Следовательно, каждый человек является носителем Божьего образа, даже пребывающий в состоянии неверия в Бога. Второй взгляд, философский, свойственный Древней Греции и эпохи Просвещения, считает, что человек отличается от животного мира не тем, что имеет какую-либо внутреннюю ценность (например, установленную Богом), но благодаря своей способности мыслить. С этой точки зрения получается, что, чем выше интеллектуальные способности человека - тем более "человечным" он является. Следовательно, образование, как процесс развития интеллекта, должно оказывать гуманизирующее, "очеловечивающее" влияние на человека и все общество.
   В наше время наследие Святого Владимира воплощено в жизнь достойными потомками Киевской Руси, сделавшей в 988 году свой выбор в пользу христианства восточного вероисповедания: Украиной, Белоруссией и Россией. В наследство от великого предка нам достались общая историческая память, культура и искусство.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"