Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Джон Скотт Эриугена- великий теологический и неоплатонический философ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Иоанн Скот Эриугена (Johannes Scot(t)us Eriugena; ок. 810-877), часто сокращённо Эриуге́на или Эригена - ирландский философ, богослов, поэт и переводчик, крупнейший мыслитель Каролингского возрождения. Жил и работал при дворе франкского короля Карла Лысого. Происхождение, жизнь и его существенный вклад в раннюю средневековую философскую мысль.

   Каролингский ренессанс провозгласил реставрацию утерянным мыслям античности и стоит у истоков всей современной латинской философской мысли.
   После падение Западной Римской империи, цивилизация было отброшена в своем развитии на много лет назад. Благодаря усилиям придворных мыслителей франкского королевство в период Каролингского возрождения были заложены "первые кирпичи дома" современной философской науки, которая на данный момент уверенно и основательно укрепилась в нашей жизни. Всплеск интереса к античности приходит на время, когда ко двору Западно-Франкского королевства и императора Запада Карла II, по прозвищу "Лысого", прибыл в будущем известный придворный советник, теолог, переводчик, комментатор и философ, ирландец Джон Скотт Эриугена.
   Эриугена для своего времени обладал выдающимися неординарными талантами - знаниями древнегреческого языка, эллинской истории, астрологии и математики. Он первый из тех, кто начал при дворе франкских королей переводить древнегреческие тексты на латинский язык. Его переводы трудов Платона, Аристотеля, Плотина, Оригена, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Св.Максима Исповедника, Св. Григория Нисского и Св. Василия Великого являются ценным источником античной мысли для всего человечество. Эриугена был одним из первых идейных отцов - основателей средневековой схоластики. Он считал своим главным учителем Платона и был его последователем. Главный труд всей жизни Эриугена " Перифюсеон " был написан в неоплатонистическом стиле. "Перифюсеон" дал начало созданию пантеистической системы, опираясь на которую западная христианская Церковь вступила на новый путь становления к Богу.
   Грандиозный труд Эриугена помог актуализировать внимания к античности после столетий мрака т.н. "Темных веков" в Европе. Латинский Запад обратился к изучению и возрождению ряда наук. Это способствовало в будущем знаменитому прорыву Итальянского Ренессанса и послужило толчком к развитию для всей мировой философской мысли.
  
  
  
  
  

На заре становление

  
  В 410 году нашей эры римская армия отказалась от своей провинции Британии с целью консолидации усилий по защите Рима. Падение Рима произошло около 476 г. по подсчетам большинства современных историков. За это время Европа низвергла само себя в "эпоху забвения", и многое из наследия, которое когда-то было в Риме, начало растворятся во вновь прибывших варварах и разлагаться в памяти ими покоренного народа. Эти потерянные столетия в историографии известны как "Темные века".
  В то время как континентальная Европа боролась против различных варварских племен, Британские острова стали изолированы от большей части того, что происходило на континенте. Именно в это время кельтская церковь("Celtic Christianity") расцвела среди этого хаоса и раздора. В действительности острова, хотя и были лишены иммунитета от вторжения, стали убежищем для ученых и студентов. Аббатства, церкви и библиотеки были переполнены людьми, желающими получить знания, накопленные кельтской церковью. После прохождения обучения новые служители стали выходить на повторную евангелизацию районов, ранее входящих в состав Римской империи. Спустя некоторое время римское правление вернется на Британские острова под видом римской церкви, когда большая часть Великобритании решит поклоняться римскому пути христианства вместо своей родной кельтской церкви. Это произойдет после Совета Уитби (Synod of Whitby ) в 664 году.
  
  

Каролингское возрождение

  
  
"О философии говорить начинают с девятого века с Джона Скотта Эриугена."
  
Г.В.Ф. Гегель
  
   Каролингское возрождение (фр. renaissance carolingienne) - период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII- середине IX веков. Это эпоха правления королей франков Карла Великого, провозглашенного Папой Римским Львом III Императором Священной Римской империи, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусства, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Каролингское возрождение дало мощный импульс к развитию средневековой схоластики.
  Термин "возрождение" применительно к средневековой истории (в том числе и словосочетание "каролингское возрождение") появился благодаря французскому историку Жан-Жаку Амперу в 1830-х годах. Термин "Каролингское возрождение" означает, что культурное обновление Каролингской империи - это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах (возобновление работы учёных, новое открытие интеллектуального наследия Античности, художественные творения). Однако сравнивать эти два возрождения можно лишь в определенных пределах. Термин "возрождение" (фр. renaissance) не имеет эквивалентов в латыни, поэтому современники использовали слово renovatio.
  Централизация власти, которую осуществил Карл Великий, сыграла центральную роль в Каролингском возрождении. Возрождение было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, стоявшими перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи. Для этого было необходимо подготовить служебно-административные кадры и образованное духовенство. Центром Каролингского возрождения являлась Палатинская академия, расположившаяся при дворе Карла Великого.
  В период Каролингского возрождения возрос интерес к светским знаниям,"Семи свободным искусствам"(лат. septem artēs liberales):
  1. Грамматике
  2. Диалектике (логике)
  3. Риторике
  4. Арифметике
  5. Геометрии
  6. Музыке
  7. Астрономии
  Особое место среди деятелей Каролингского возрождения занимали выходцы из Ирландии. Среди них был Джон Скот Эриугена, знаток греческого языка, поэт и учёный.

  
  
  
  
  
Джон Скотт Эриугена. [] Джон Скотт Эриугена.

  

Биография Эриугена

  
  Джон Скотт Эриугена (годы жизни приблизительно 812/815-877г.г.) был ученым ирландского происхождения. Выделился в Западно-Франкском королевстве как великий теологический и неоплатонический философ, писатель, поэт и мистик. Работал учителем гуманитарных наук при дворе императора Священной Римской империи Карла II Лысого (годы жизни 823-877). При королевском дворе, по свидетельству архивов, появился в 845 году.
  Мало что известно о ранних годах Джона. Родился в Ирландии. Там же, в Ирландии, получил образование. Доподлинно известно, что он отправился в Галлию в середине девятого века и что его интеллект поразил современников. Он заслужил восхищение как у короля и его свиты, так и у ученых мужей.
  Джон был монахом или священнослужителем. То, что сделало Джона уникальным, было знания греческого. Это было исключительным явлением среди ученых того времени. Благодаря репутации Джона в переводах с греческого языка на латинский выдвинуло его вперёд как уникального специалиста.6 Его назначили на академическую должность в Палантинской школе в Париже (современный Сорбонский университет) под патронажем короля Карла Лысого. Именно здесь Джон, много узнал о классических философах Востока III-VII века, а также о произведениях Григория Нисского и Максима Исповедника. Эти исследования оказали глубокое влияние на Джона и со временем осветило по-новому его взгляд и отразило его кельтское образование. В то же время он усилил влияние неоплатонизма в западной интеллектуальной истории. Стремясь к продуманному, логически обоснованному подходу к теологической аргументации, он ожидал развития в высшей и поздней средневековой схоластике. Его смелые тезисы неоднократно осуждались церковью.
  Джон Скот Эригена одинаково владел всеми основными христианскими источниками как на греческом, так и на латинском языках. Изучил работы Августина, Амвросия, Григория Великого и других основных отцов христианского Запада, хорошо был знаком с мыслью Оригена, Григория Нисского, Иоанна Златоуста и других христианских отцов Востока. Эригена уделял особое внимание Святому Максиму Исповеднику и, прежде всего, Псевдо-Дионисию Ареопагиту, известному во времена Джона как Дионисий Ареопагит. Под этим псевдонимом скрывался известный церковный писатель V века, но на протяжении всего средневековья люди, включая и самого Джона Скота Эригены, были убеждены, что этого автора можно отождествлять с прямым учеником Святого Павла, упомянутого в Деяниях Апостолов. Дионисий считался тем человеком к которому апостол Павел обратился в Ареопаг, когда он был в Афинах (Деян. 17:34," Tινὲς δὲ ἄνδρες κολληθέντες αὐτῷ ἐπίστευσαν, ἐν οἷς καὶ Διονύσιος ὁ Ἀρεοπαγίτης καὶ γυνὴ ὀνόματι Δάμαρις καὶ ἕτεροι σὺν αὐτοῖς.". Синодальный перевод: " Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними."). У Джона не было оснований полагать, что его работа была не аутентичной и рассматривалась как аутентичный текст. Скот Эригена, убежденный в апостольстве сочинений Дионисия, называл его "божественным автором". Сочинения Дионисия были выдающимся источником его мысли. Эригена перевел эти работы на латынь. Великие средневековые богословы, такие как Св. Бонавентура, познакомились с работами Дионисия через этот перевод. На протяжении всей своей жизни Джон Скот посвятил себя углублению своих знаний и развитию своей мысли, опираясь на эти писания, до такой степени, что до сих пор иногда бывает трудно отличить, где мы имеем дело с мыслью Скота Эригены, а где с мыслью Псевдо-Дионисия Ареопагита.
  
  
  

Теории имени

  
  Джон Скот Эриугена (Johannes Scottus Eriugena) имя, в буквальном смысле, означало, что "Джон Ирландский рожденный Гаэль".
  Существует три теории происхождение Эриугены:
  1. Собственным именем было "Иоганн". "Скот" и "Эриугена" указывали, как это было часто принято в средневековой Европе, на его происхождение - "Скот", поскольку так называли в то время всех гэлов Ирландии и Шотландии, а "Эриугена" (от Hibernia, "страна зимы" на латыни) - так как он был выходцем из Ирландии. Таким образом, "Скот" и "Эриугена", по сути, дублировали друг друга.
  2. В раннем средневековье латинский термин "Скотт" относился к Ирландии. Под "Скотэм" понимали ирландцев и ирландскую часть населения сегодняшней Шотландии(Каледонии). Скотт был скорее наименованием происхождения, чем собственным именем. Обычно он называл себя Джоном только однажды Йоханнесом Эриугеном ("рожденным в Ирландии"). Слово "Eriugena"( Έιρεγενός), т.е. "Ирландского похождение", "Эйра порожденным" он создал по аналогии с древним Graiugena( Έλληνγενός) ("Греческого происхождение", "Греком порожденный", позаимствовал этот термин "Graiugena" у Вергилия, который ввёл в оборот в своей книги "Энеида".
  3. "Эри" - форма кельтской мифологии и является формой ирландского имени для Ирландии (Éire). Таким образом, Скоттус Эриугена является плеоназном(удвоением) деноминации(переименованием) своего происхождения. Это не от имени "Джон", который был введен в 1632 году архиепископом Ирландской церковью Джеймсом Усшером(James Ussher), который все еще использовал вариант "Эриген". Название как читается "Эриген" и "Иеруген", которые появляются в рукописях позднего средневековья, они не являются авторитетными и лингвистически неправильны. Правильно читать "Эйриуген".
  
  

Идеи Перифюсеона

  
  Джон написал свою теологическую работу, известную как "Перифюсеон"( "О природе", древнегреческий "Περί Φύσεων" , латинский "De Divisione Naturae"- "Удивительная природа"). В нем Джон имитирует схоластическую традицию, используя диалог между учителем и учеником. Следует понимать, что эпистемология, антропология и космология Джон исходили из философской традиции неоплатонизма, и поэтому Джон считал философию одной и той же теологией. Библия была частично аналогична Иоанну, но отражала истину о вещах божественных или о Боге.
  В Перифюсеоне Джон выделял четыре naturae, "природы", соответствующие четырем фундаментальным моментам его оригинальной метафизики:
  1. natura creans et non creata (творящее нетварное начало),
  2. natura creans et creata (творящее тварное начало),
  3. natura non creans et creata (нетворящее сотворенное начало),
  4. natura non creans et non creata (нетворящее несотворенное начало).
  
  Всего в книге 5 разделов. Первый, второй и третий посвящены трем первым началам, между которыми постулируется диалектический переход (transitus), исход творящих импульсов от Бога телесному миру через уровень идей (форм). Четвертый и пятый разделы описывают процесс возврата (reditus, reversio, restitutio in integrum, recapitulatio, adunatio): телесный человек поэтапно возвращается к истоку, вбирая тело в душу (тело воскресения), душу в дух (или разум), и далее, в мир причин, а оттуда - в тёмную бездну апофатического(отрицания) божества.
  
  Философия Джона сложна. Джон считал, что Бог создал все. Поскольку оно от Бога, оно все хорошее. Джон не понимал доктрину Первородного греха. Философия Джона легла перед лицом иерархического богословия, которое преподавалось в то время. Его взгляд на создание человека в то время был новым .
  Приведем отрывок из Перифюсеон, использованный в своей книге ирландским философом Ричардом Керном:
  The fall is, like creation, a timeless event. Man in his prelapsarian
  condition was one with God, indistinguishable from him, omnipotent
  and omniscient like him, because man was the perfect image of God.
  Man fell from this unity because he became obsessed with his own
  self-image and self-consciousness and sought to impose human rather
  than divine meanings on things. The fall never took place in historical time;
  rather for Eriugena, it expresses the metaphysical possibility that man
  can achieve unity with God if his freewill is utilized correctly. Eriugena
  has no time for the more literal interpretations of the Bible which sought to blame the devil or Eve for original sin. All human beings are separate from God so long as their free wills are self-centered rather than directed towards the infinite, endless will of God.
  
  Падение, это наподобии (для себя созданное) вызова (испытание). Человек в своем до грехопадении (prelapsarian - чистоте) был един с богом, неотличимым(неделим) от него, всемогущим и всеведущий, как он, потому что человек был совершенным(идеальным) образом (на подобии) Бога. Человек отделился из этого единства, поелику он одержим своим собственным самомнением и собственным самосознанием (своим я). Стремясь (Спеша не свои время) к познанию божественных (значений) вещей. Падение никогда не занимало исторического значение(имеется в виду архиважную суть); Эриугена подчеркивает скорее метафизическую возможность того, что человек может достичь единства с Богом, если его (Бога) добровольная помощь будет (человеком) использована правильно. Эриугена не имел времени для более лучшей интерпретаций Библии, в которых пытались обвинить Дьявола или Еву в первородном грехе. Все люди отделены от Бога пока они этого хотят и пока их свободная воля эгоцентрична, а не сфокусирована скорейшее на совместное познание бесконечной воли Бога.
  Эта линия мышления была чуждой и освежающей для академических кругов в то время. Человек не рассматривался в негативной коннотации, а что он был хорошим творением бога. Божественная искра создателя.
  
  Далее Джон говорит, что "человечество не только хорошо, но и все творение" соглашается со Святым Павлом в I послании Коринфянам (15:28, "Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем."). Когда человек отворачивается от Бога, будучи эгоцентричным, то для Джона есть причина греха. Чтобы познать Бога, мы должны обратиться к Богу вместо себя. Чтобы помочь этому, Бог по собственному желанию воплотил в себе второго человека Троицы (Христос - совершенный человек). Таким образом, через это средство Христа мы можем обратиться к Богу (как будет дана наша свободная воля) и будем спасены. Святой Дух является еще одним проявлением Бога, которое еще больше помогает человечеству познавать Бога.
  Для Джона все должно прийти через Бога. Само человечество - это "идея" в сознании Бога, который разыгрывается в жизни существа. Но то, что мы знаем о Боге, ограничено (поскольку мы - существа, а не создатель). Бог - это все, что мы можем описать Богом быть, и все же не являемся ничем из этого, потому что Бог намного превосходит гуманистическую способность полностью постигать Бога. Кроме того, наша свободная воля позволяет нам обратиться к Богу или нет. Но, обратившись к Богу и через личность Христа, мы можем вернуться к Богу.
  
  Философия и теология Джона на время были приняты как хорошее ортодоксальное учение. Когда немецкий монах по имени Готшальк из Орбе (Gottschalk von Orbais или Gottschalk der Sachse/Godescalcus) преподавал теорию двойного предопределения( представление об исходящей от воли Бога предустановленности событий истории и человеческой жизни.), Церковь попросила Джона, обскурить(опровергнуть) его идеи. Джон полемизировал с Готтшалком и дискуссия решило этот вопрос в пользу церкви (Эриугена).
  
  К сожалению, богословие Джона не выдержало испытанием времени. В течение 200 лет со дня его написания Церковь посчитала его работу еретической и опасной. Это произошло потому, что богословие Джона его неоплатоническая концепция пантеизма(с др.-греч. παν (пан) - "всё, всякий" и θεός (теос)) или идею, что Бог есть во всем - казалось кощунством! Иронично это потому что, если подойти к теологии Джона с современной научной точки зрения - человечество действительно состоит из существ Вселенной. Церковь возражала против идеи Джона о том, что Церковь не нужна для спасения; обратившись к разуму, человек в состоянии познать Бога самостоятельно.
  
  Вот как об этом пишет канадский богослов истории Джон Томас Мак-Нейл:
  
  For Eriugena, ecclesiastical authority has no dominion in matters
  of the mind; rather reason reigns. Man can attain for himself theknowledge of God in which religion and philosophy find their unity.
  
  Для Эриугена, церковная власть не имеет власти в вопросах ума; скорее для него разум царствует. Человек может достичь для себя знание Бога, в котором религия и философия находят свое единство.
  
  
Джон Скотт Эриугена [] Джон Скотт Эриугена
  
  
  
  В более поздний период своей жизни Джон вернулся на Британские острова. Считалось, что его попросил преподавать и учить в своем королевстве Альфред Великий. Есть история о том, что Джон умер, когда его ученики убили его своими перьями!
  Нам доподлинно неизвестно, что случилось с Джоном. Возможно, он вернулся на острова или прожил свою жизнь в континентальной Европе. Джон был интеллектуальным гигантом своего времени. Многие современные ученые считают, что ему мало уделяется внимания. Теология Джона была намного опережающей свое время. В последние годы многие ученые начали пересматривать работу и влияние Джона Скотта Эриугены. Это усилия, которые будут полезны для всех, кто вступает в контакт с этим ярким и сияющим ученым "корнем ирландского происхождения".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"