Аннотация: Небольшой очерк по труду блаженного Августина "Христианская наука или Основания герменевтики и церковного красноречия".
Аврелий Августин - раннехристианский богослов, Отец церкви и философ-платоник, живший на рубеже IV-V века нашей эры. Главный труд по герменевтики: "Христианская наука или Основания герменевтики и церковного красноречия".
Герменевтика это греческая наука, которая возникла во времена орфизма (мистическое учение на рубежах VIII-VI веков до нашей эры). Термин "герменевтика" означает "над течением временных законов". Орфики, после пифагорейцы и затем платоники применяли герменевтику для объяснения священных гимнов и ритуалов. Искали семиотический (символический) посыл и считали, что текст имеет три формы шифрования:
1) Публичный. Прямой. Читай и выполняй, что написано. Неизбранные идут данным путём.
2) Латентный. Скрытый. Читай и пытайся понять, о чём говорится. Пробуждающиеся ото сна идут данным путём.
3) Сакральный. Священный смысл. Каждый символ несёт "слово", "речь", которая поможет обрести понимание текста и физическое и психологическое могущество. Избранные следует этому пути.
Три формы человеческого познания и овладевания действительностью очень точно изложил древнегреческий мыслитель Платон в своей аллегории "О пещере" ("Государство").
Августин, как платоник, использовал прочитывание текста в третьей форме, как сакральной форме, надеясь подчинить собственной воле действительность. Пытаясь объяснить другим, что публичный способ прочитывание - пуст и нежизнеспособный. Мыслитель хотел помочь ранним христианским общинам оторваться от язычества, - слепому следованию текстов и возвысить их до второй формы понимание текстов - латентной.
Мыслитель применял герменевтику (толкование) для экзегетики (раскрытие и понимание смыслов, знаков в Священном Писании, в Ветхом и Новом заветах).
Принципы экзегетики Августина:
а) Рассматривал теорию знаков - психологически. По схеме: дух -> форма <- дух. Отчужденно и критически. Тексты нужно воспринимать с долей критики. Прочитывая их в духе автора, который описывает своё время.
б) Конгениально (совпадение либо близкий). Сейчас (в V веке) и тогда (по событиям в Библии). Сравнительно и синтаксически. Что есть схожего для нас римлян сегодня в тексте с Заветами.
в) Контекстуально. Некоторые символы имеют смысл только в тексте. Аналитически и эпохально. Не все можно понять, перефразировать и пересказать. Есть "пятна", которые будут неизвестны современникам.
На мой взгляд, актуальность Аврелия Августина и его герменевтичне-экзегетического метода прочтения текстов - важное звено в философско-историческом контексте, от которого нельзя отказаться. Августин - видная фигура, что для своего времени, что и сегодня.