Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Миссия Университета или Идея университета

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дайджест трудов об идеи университета: Канта - Гумбольдта - Ньюмена - Милля - Гельмгольца - Гассета - Хайдеггера - Юнгера - Ясперса - Дерриды - Гадамера - Ридингса - Бурдьё -- Лепениса - Квека - Зубрицкой - Кагановской - Шильмана -Перепелицы. Ключевые слова: миссия или идея университета, просвещение, контрпросвещение, навыки, умения, докса, эгрегер, Bildung, Dritte Mission, raison d"etre, руины университета, упадок университета, классический университет, современный университет, модерн, постмодерн.

I. Преамбула


  
   "<...> В.И. Даль определил образование как образование ума (интеллектуальное развитие человека) и образование нравственности (воспитание)" (1).
  
  Ярослава Васильевна, "миссию" университета я освоил, когда прослушал курс "Studia Universitatis" (Университетские студии) на III курсе во II семестре (2020 году), который преподавали доценты О.Н. Перепелица и М.Е. Шильман.
  Я ознакомился со всей литературой, которую требовали и рекомендовали преподаватели.
  Когда писал труд, то советовался со своим: бесом - ка - ахамом - хити -ламассу - аладом - шеду - шерубом - даймонием - айюном - язатом - гением.
  Схема анализа работы: выдержанный комментарий ко всей прочитанной литературе + мой взгляд на вопрос.
  
  1. Иммануил Кант "Спор факультетов" (1798).
  2. Карл Вильгельм фон Гумбольдт "О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине" (1810).
  3. Джон Генри Ньюмен "Идея университета" (1852).
  4. Джон Стюарт Милль "Речь об университетском воспитании" (1867).
  5. Герман Гельмгольц "Об академической свободе в немецких университетах" (1877).
  6. Хосе Ортега-и-Гассет "Миссия Университета" (1930).
  7. Мартин Хайдеггер "Самоутверждение немецкого университета" (1933).
  8. Фридрих Георг Юнгер "Совершенство техники. Машина и собственность" (1946).
  9. Карл Ясперс "Идея университета" (1960).
  10. Жак Деррида "Университет глазами его питомцев" (1983).
  11. Ганс Георг Гадамер "Идея Университета - вчера, сегодня, завтра" (1992).
  12. Билл Ридингс "Университет в руинах" (1996).
  13. Пьер Бурдьё "Университетская докса и творчество: против схоластических делений" (1996).
  14. Вольф Лепенис "Идея немецкого Университета - взгляд извне" (1999).
  15. Марек Квек "Национальное государство, глобализация и Университет как современное заведение" (2000).
  16. Мария Алексеевна Зубрицкая "Фiлософський дискурс iдеї Унiверситету: в складних лабiринтах пошуку iстини" (2002). 17. Татьяна Евгеньевна Кагановская "Роль класичного унiверситету у збереженнi кращих освiтянських традицiй професiйної пiдготовки юристiв" (2015).
  18. Михаил Евгеньевич Шильман, Олег Николаевич Перепелица "Миссия университета" (2015).
  19. Михаил Евгеньевич Шильман, Олег Николаевич Перепелица "Государство и университет: услуга за услугу?" (2015).
  20. Олег Николаевич Перепелица, Михаил Евгеньевич Шильман "Университетские модели корпоративной коммуникации" (2017) (2).
  

1. Кант "Спор факультетов"


  
  "Mais est-il rien d'utile que ce qui est juste et honnête?" (Есть ли что-нибудь полезней, чем справедливость и честность?) (3) .
  
  Спор между каким факультетами? Теологическим-Юридическим-Философским. Теологический факультет создаёт законы, юридический факультет их поддерживает, философский факультет оспаривает. Теологический, или жреческий, действует во "всеобщее благо" (beneficia non obtruduntur - благодеяний не навязывают), строя царство божие. Юридический факультет "святая инквизиция" на страже теологического, или богословского, факультета. Иммануил Кант считает, что только философский факультет, который является "слугой" богословия, как слуга, замечает "ошибки" и "погрешности" своего господина. Как заявляли бенедиктинские монахи Герард Венгерский в X веке, а за ним повторил Пётр Дамиани в XI веке, "философия - служанка богословия" (philosophia est ancilla theologiae) (4). Кантовский "Спор факультетов" антитезис схостическому высказыванию. Это громогласное провозглашение эмансипации философского факультета от теологического и юридического факультетов. Служанка-философия, обслуживая свою госпожу-богословие: кормя, одевая, моя, видела все её недостатки и качества, тем самым, философия научилась различать (постигла диалектический материализм). Богословие, желая "усладить" своего дружка закон, отправляла безвольную рабыню философию, чтобы та услаждала десницы юпитерианцев, и, служанка узнала бытие (исторический материализм). Философия была для своей госпожи - шутом, для её друзей - вещью. Кант видит, что философия выйдет на первую роль, как её госпожа-богословия, господин-закон и сама станет госпожой, опираясь на материальное бытие, исходя из физических законов, а не духовных. Тогда, и только тогда будет современный университет, когда произойдет секуляризация между духом и телом, когда богословие уйдёт в тень, закон изменит своей любовнице, избрав своей любовницей служанку, вместо госпожи-богословия.
  

2. Карл Вильгельм фон Гумбольдт "О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине"


  
  Гумбольдт видел университет как воспитателя культуры, действуя по указаниям, изложенным Иоганном Готлибом Фихте в "Речи к немецкой нации" (1808). Вильгельм Гумбольдт понимал университет как высшую цель для общества, который образует единое поле германского народа. Университет это аккумулятор волевых личностей, одиноких и героических, которые возвысились над другими, благодаря своему стремлению к знаниям, к новому. Их стремления, по диалектике Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, это стремления к высшей цели бытия - самопостижению. Впоследствии, такое виденье станет известно высказыванием: "<...> учиться, учиться и учиться <...>" (5). Вся наука для Гумбольдта направлена на то, чтобы улучшить быт людей, выявив кто такой человек, а иных людей, "слабовольных", принудить к учению или заставить трудиться во имя великой немецкой нации. Доля ученого, доля немца, чтобы торжествовать над всеми. Немец велик, велик в своих умственных, физических, психологических устремлениях, ибо, его историческая доля, как доля могущественного существа, править миром. Университет соединит сильных, слабых отбросит, ибо знания могут себя сами защитить, потому что учиться и вникать в законы мироздания может только немец.
  По Гумбольдту, люди по своей природе инертны, мало кто из них может оторваться от "жирного", "склизко" целого, чтобы засеять в сторонке. Личность - автор со своими идеями, терминами, законами, дисциплиной, порядком.
  

3. Джон Генри Ньюмен "Идея университета"


  
   "Tous les arts ont produit des merveilles: l'art de gouverner n'a produit que des monstres" (Все искусства - чудесны, кроме одного - управления, которое порождает чудовищ)(6).
  
  Для Джона Генри Ньюмена университет это большой базар, где собираются ради купли - продажи и последующего удорожания товара (всевозможных знаний). "Studium generale" (основные дисциплины), по Ньюмену, университетская программа, выпускающяя специалистов, которые нужны, чтобы раскрыть смысл бытия, эту "открытую книгу". Джон Ньюмен указывает, что те, кто учатся в университете это автономные дельцы, вольные люди, которые сами себе цари, а не понукаемая скотная масса, желающая над собой кого-то (царя, короля, сатрапа и т.д.). Идея университета, миссия университета, объединять лучших для улучшения общечеловеческой жизни. Современный университет это самообразование, единство теории и практики и личности, которое не боиться ни черта, ни бога (учитывая тот факт, что сам Ньюмен перешел из англиканство в католицизм и, впоследствии, стал католическим священником).
  Каждый в своих поисках достоверности похож на ребёнка с широко открытыми глазами, с веселым нравом, который в постижении мира может что-то сломать. Никакая книга не сможет дать ответа, если у ребёнка нет вопроса. Никогда не обучится, не захочет обучаться, если его душа не принимает собственное я. Мысль всегда идёт вслед практики, практика выстраивается по схеме: гипотеза - консультации - стимул - живая симпатия - разговор со своим кумиром. Как считает Джон Ньюмен, все это становится не существенным, ибо раньше Оксфорд, Болонь, Саламанка были более волевыми, а сегодня они прячутся за административным мандатом.
  Первыми, чей свободолюбивый дух стал основой для классического университета, были древние Афины, в эпоху Перикла. Перикл, ловкий тиран, который был последователем Анаксагора и Симонида. Именно Симонид заложил университетские, учебные основы, а море сделало греков великими, их вскормило море и именно море, воля к мореплаванию, заложили основы университета, как коммуникации между людьми.
  

4. Джон Стюарт Милль "Речь об университетском воспитании"


  
  Джон Стюарт Милль, как социолог, видел цель в автономности плавания людей. Человек это самостоятельная персона, высшее образования - её поплавок (повторил вслед Канту). Милль писал: "Университеты предназначаются не для того, чтобы научать знанию, нужному людям для какого-нибудь специального способа приобретать средства к существованию. Цель их состоит не в том, чтобы приготовить искусных юристов, медиков или инженеров, а чтобы приготовить способные и образованные человеческие существа" (7).
  Человек становится личностью, когда освоил определенные навыки. Является "творцом". До этого это часть множественного, без голоса, без бытия. Важно то, что стоит, а не весит. Важно мощь, даже если нет образования. "Power" - энергия присуще мыслителю, борцу с бытием. Университет - это ярмарка, где каждый факультет продаёт, а покупатель студент выбирает ему понравившееся, что пришло по душе. Наука должна быть хобби, иначе нет прока от такого "специалиста".
  Джон Милль утверждал, что требуется воспитывать нравы, ибо благородство настраивает молодежь на поиск истины. Нужно увлечь воспитанников к постижению наук в игральной форме. Личный пример, а не требования и указания. Принцип: "Делай, как я делаю" - лучше, чем - "Делай, как я сказал".
  Совершенство здравого смысла посредством постижения греков и римлян явит миру величественное и богоподобное. Не всё старое является плохим, не все новое - дрянным, все зависит от головы, которая руководит открытием.
  

5. Герман Гельмгольц "Об академической свободе в немецких университетах"


  
  Герман Гельмгольц повторяет слова деятелей французской революции - "мученика" революции, Луи Мишеля Лепелетье "План национального воспитания" (1792), и химика, Антуана Лорана Лавуазье "Мысли о народном образовании" (1793). Гельмгольц заявлял, что университеты должны стать свободными от власти с уклоном в естественнонаучные изыскания. Действующая власть, ангажирующая университет, является глупостью, - считает Герман Гельмгольц. Экономика университета зиждиться на авансированном капитале "храма науки", он заключается в следующем: кадровом вопросе, открытиях, международном участий (симпозии). Чем больше свободы у университета, тем быстрее развивается общество (государство). Автономия и модернизм это наследие Ренессанса, а Контрренессанс (8) это деспотия власти над умами.
  

6. Хосе Ортега-и-Гассет "Миссия Университета"


  
  Грантоеды и буквоеды заполонили науку, - считает Хосе Гассет, которые только и хотят распространять яд, яд пошлости вместо формы. Учиться в университете стало крамолой, учиться стало постыдным поступком, стремиться к знаниям является глупостью. Любая образовательная реформа только хуже сказывается на людях, делая их все пошлей и пошлей. Модерный университет появился на свет из кантианства, из XIX века. Реформы Гумбольдта сделали уклон в сторону государственности и стали воспитывать "кайзеровских солдат". Данная методика была позаимстенна Гумбольдтом из древней Спарты (законодатель - Ликург), и пришла к нам из "современной Спарты" - Германии. Тело университета это немцы, а дух его афинский, который родился в Аттике - Великобритании, - утверждает Гассет, - но к чему сейчас, в XX веке университеты подошли? К падению, низвержению своих традиции под влияниям международного капитализма. Чем является университет? Национальным заповедником культуры. Почему "заповедник" стал "парком"? Упадок культуры, разочарования в идеи сверхчеловека эпохи Возрождения, - Хосе Ортега-и-Гассет пришел к мнению, что сегодня университеты готовят болванов, слуг бескультурья, денежных крыс. Университет, как идею, может спасти творчество. Миссия университета: не потеряться среди других университетов, не стать блеклой тенью чего-то другого и не быть поглощенным бескультурьем денег.
  

7. Мартин Хайдеггер "Самоутверждение немецкого университета"


  
   "Всякая философия есть наука". - говорит Хайдеггер, - "Всякая наука привязана к философии". Этими высказываниями Мартин Хайдеггер доказывает, что человек индивидуальный осознает, что он человек, а не бессловесное животное. Человек стремиться изменяться, изменять себя, изменять окружающую действительность. Научное упрямство, упрямство к исследованию, оставаясь в детскости, являяется залогом успеха ч-е-л-о-в-е-к-а (Das Mann). Животные ни к чему не стремятся, безвольные, понукаемые существа. "θεωρά" - чистое созерцание является важной, если не сказать главной, для человеческой деятельности. Люди рождаются генеалогически старыми, культурно молодыми. Которые осознают данный факт, возьмутся за ум, поднимутся с колен, уйдут от дикости и встанут на ноги цивилизационного развития. Когда подчиним прошлое, инстинктивное, для настоящего, рационального, будет будущее, неизведанный мир желаний. Желания не существа, а сущего.
  Миссия университета в послаблении, упрощении, приобщении к огню Прометея. Цель магистра (magister - "наставника") высоко нести огонь познания среди мрака. Магистр всегда готов поделиться с желающими своим огнем.
  

8. Фридрих Георг Юнгер "Совершенство техники. Машина и собственность"


  
  Фридрих Георг Юнгер считает, что современная автоматизация учебного процесса вредит, рушит старые "universitas", где ценилось самобытное мнение, а не пустомельства. Наука ради науки? Является беспечным и дурным тоном для "старых", но не для "новых" университетов.
  Вот что пишет сам Фридрих Юнгер: "По мере того как это знание вместе с техническим прогрессом из школ проникает в университеты, начинается их упадок, так как университеты превращаются в технические учебные заведения и начинают служить техническому прогрессу, который со своей стороны охотно снабжает их дотациями, создает при них специальные институты и не жалеет трудов на то, чтобы превратить былую universitas в бестолковое скопище узкоспециальных исследовательских лабораторий" (9).
  

9. Карл Ясперс "Идея университета"


  
  Карл Ясперс, вслед за Хосе Ортега-и-Гассетом, указывает (но более психологически) на падение университета и полную его зависимость от государства, в котором он располагается. Университет бессилен в борьбе с государством, но может оказывать аккуратное сопротивление, духовное сопротивление. Карл Ясперс утверждает, что нельзя рушить систему, её надо фрагментарно изменить, интегрировав своих агентов в неё. Мысль истинного троцкиста! Нет свободы мышления, нет свободы слова, нет свободы в высказываниях, и результат будет плачевный: деградация отношений, отупение, распад духа университета. Постоянный состав (преподавательский) будет все более низко "падать" от лишения их экономических (индексации зарплаты) и духовных свобод (указаний сверху). Переменный состав (студенты) от этого будут терять связь с преподавателями, что также послужит падению нравов студенческого духа (воля к знаниям, macht zu wissen или воля к новому, volonté d'une nouvelle). Bonos mores corrumpunt congressus mali (плохие связи портят хорошие нравы).
  Вот что автор пишет по этому поводу: "Университет существует благодаря государству. Его существование политически зависимо. Он может жить только там, где и как того хочет государство. Государство делает университет возможным и защищает его.
  <...>
  Университет является самоуправляющейся корпорацией, корпорацией с открытыми правами - однако он одновременно подчиняется воле государства, благодаря которому и под защитой которого он существует. Вследствие этого он по праву обладает двойным ликом. Вместо однозначного решения этой проблемы тут существует напряжение. Невозможно, чтобы университет стал просто самостоятельным, государством в государстве. При этом все же возможно, чтобы университет превратился во всего лишь государственное учреждение и тем самым лишился своей сущности и своей собственной жизни.
  На самом деле почти непрерывно существует напряжение, нередко - борьба между государством и университетом. В этой борьбе государство, само собой, обладает превосходством. Университет предоставлен государству, которое может уничтожить его. При этом борьба может быть только духовной. Инициатива в ней должна принадлежать духу, который являет себя посредством университета" (10).
  

10. Жак Деррида "Университет глазами его питомцев"


  
  Жак Деррида устанавливает границы свободы университета и границы государственной власти. Насколько отмерить свободы университету, насколько требуется правительству вмешиваться в университетские дела.
  В чём смысл бытия университета (raison d"etre)? Автор отвечает, чтобы иметь "разумное основание бытия". Жак Деррида использует правило Готфрида Лейбница, его Закон достаточного основания, (Satz vom zureichenden Grund), которое гласит: "ј32. И на принципе достаточного основания, в силу которого мы усматриваем, что ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны (11) ["Монадология"]. ј44. Если, однако, есть какая-нибудь реальность в сущностях, или возможностях, или, иначе, в вечных истинах, то эта реальность необходимо должна быть основана на чем-нибудь существующем и действительном и, следовательно, на существовании необходимого Существа, сущность которого заключает в себе существование или которому достаточно быть возможным, чтобы быть действительным (12)".
  Университет должен подчиниться власти, но изменять власть, выпуская своих питомцев. Университет это идея разума (Idee der Vernunft), ответственность, науковедение. Университет подчинится (государству), чтобы подчинить (государство), стать тенью (государства), чтобы завладеть телом (государства).
  

11. Ганс Георг Гадамер "Идея Университета - вчера, сегодня, завтра"


  
  Гадамер обращается к труду Ясперса "Идея университета", трижды переизданному в 1923, в 1945 и в 1961 году. В своем эссе Ясперс указывает, что Берлинская реформа (гумбольдтская) взрастила современные университеты (с 1809 по 1810 годы). Гумбольдтское движение "Bildung" (формирование) выступало против производства ассистентов государства, узких специалистов своей среды. Через свою реформу оно добилось создания человека всестороннего. Университет перестал быть "школой", став "творческой кузницей", где можно было творить, не боясь "обжечься". Жалко только, что сегодня университеты стали "предпринимательствами" (трестами), которые охотятся исключительно за прибылью. Лишив людей бесплатного образования, отбросив массы на задворки, сегодня университеты являются контрвозрождением, контрчеловечными. У "нашей вещи" (республике-университет, res publica) появился хозяин, тем самым, университет стал "рабским", а не "свободным" по духу (13). Германия была передовой страной в науке, индустриальной страной в мире, благодаря своим свободным размышлениям, но действия перед последними событиями и после этих событий (I и II Мировые войны), стали спусковым рычагом, чтобы власть начала защищать себя от свободы. Смешно, что перед войнами свободы было больше, чем после них.
  Преподаватели стали дистанцироваться от студентов. Теперь это два непримиримых "класса", "лагеря". Раньше между учителем и учеником было таинство, мистерия, сейчас - вынужденная "обязаловка". Дух свободного досуга, дух знания (universitas scholarum) низвергнуты ради денег, денег и ещё раз денег. Это происходит искусственно, ибо власть стравливает преподавателей и студентов, развращает их, дабы они не вернули себе свободы. "Закон на страже знаний", - как смешно и нелепо это звучало бы во времена Иммануила Канта и как повседневно это звучит сейчас.
  

12. Билл Ридингс "Университет в руинах"


  
  Университет для Ридингиса является монолитом, который был, существует и будет существовать, но на некоторых этапах он "болен" и за больным нужно ухаживать. Неважно как называется учебное заведение, важно какой царит в нём дух.
  Вот что автор пишет по этому поводу: "<...> Эта книга - попытка нащупать собственный путь, избегающий тупиков воинственного радикализма и циничного отчаяния. Я по-прежнему склонен в дискуссиях с коллегами употреблять фразы, начинающиеся со слов "В настоящем Университете...", хотя они знают - и я знаю, что они знают, - что такого института никогда не существовало" (14).
  Билл Ридингс, как истинный либерал, выступает за свободу совести. Люди, студенты, будут сами выбирать, что им изучать, при диктате рынка. Преподаватели будут развивать в студентах дух либерализма и утилитаризма. Университет это ratio areolas (рационализация сторон) общества. Функция университета, или миссия, заключается в следующем: "<...> наличие идеи, служащей его референтом, конечной целью и смыслом его деятельности. Выше я упоминал, что в целом у такого Университета было три идеи. Как и многие истории эпохи модерна, это начинается с Канта, который хотел, чтобы Университетом руководил разум. На смену кантовскому представлению пришла гумбольдтовская идея культуры, а в наши дни - техно-бюракратическое понятие совершенства" (15).
  Сегодня настал час упадка университета, потому что "<...> в Университете Совершенства ректор - это бюрократ-чиновник, легко отправляющийся из лекционной аудитории на спортивную площадку или в гостиную бизнес-класса. Он расстается с ролью судьи, становясь синтезатором, должностным лицом и добытчиком денег, не выражающим публично никаких мнений и не выносящим никаких суждений.
  <...>
  Немцы не только основали Университет и сформировали его миссию, они также превратили Университет в головную инстанцию интеллектуальной деятельности. Теперь все иначе: интеллектуальная деятельность и оживлявшаяся ею культура уступают место индикаторам результативности и стремлению к совершенству" (16).
  

13. Пьер Бурдьё "Университетская докса и творчество: против схоластических делений"


  
  Название труда Пьера Бурдьё имеет в виду определенное верования в alma mater (17). "Университетская докса" (universitas δόξα) означает "мировое знание". Университет - это "мать", которая кормит своей плодородной грудью своих воспитанников, чтобы те смогли стать "отцами" (доксами).
  Докса - это согласие себя с миром, Бурдьё, как истинный гегельянец, понимает мир как Мировую душу, к которой нужно прислушаться индивиду. Бурдьё развивает концепцию неоплатоников Порфирия, Плутарха, Климента Александрийского, их понимание понятия "эгрегер" (ἐγρήγορος, пробуждение, будораживание). Мыслители глаголили, что человек прибывает в состоянии "покоя". Чтобы пробудиться он должен проявлять волю, волю к жизни. И тогда, только тогда, человек "пробудится". После этого он увидит мир по-новому, поймет его краски, услышит голос космоса (18). Пока человек "спящий" он блекло видит цвета, звуки для него какофония, а мир серый.
  Миссия университета по Пьеру Бурдьё заключается в том, чтобы университет стал актом пробуждения, актом прекращения "человеческого сна".
  

14. Вольф Лепенис "Идея немецкого Университета - взгляд извне"


  
  Автор считает, что идея ясперского университета, кантовского, оказала на немецкую науку важный эффект становления, как и национал-социализм.
  Научное исследование национал-социализма заложил известный физик Эмиль Генрих Дюбуа-Реймон в своих речах "Об университетских объектах" (19) в 1869 году и "О пределах познания природы" (20) в 1872 году.
  Заслугой немцев, считает Вольф Лепенис, является дисциплина и дисциплинарность в вопросах научного обсуждения. Первый европейский народ, который предпринял систематическое структурирование человеческих знаний.
  Национал-социализм это естественная эволюция академического знания. Движение национал-социализма своей деятельностью активировало человеческую волю, преодалело миражи, пройдя сквозь них. Опыты, или общественные лаборатории (концлагеря), которые проводили национал-социалисты, являются бесчеловечными, не этичными, аморальными, но были нужны (наблюдение, заключение, проверка заключения опытом). Обязанность университета трансцендентная - передавать знания из поколения в поколение. Проверкой знаний занимается каждое поколение самостоятельно, исходя из своего культурного поля (кто созерцает, веря на слово, кто проверяет на растениях и на животных, а кто на людях). Ужасно, говорит Лепенис, что философия стала служанкой естественных факультетов, философия стала служанкой науки. Как несправедлива история к философии, ибо из неё вышли все науки (θεωρία, созерцание), каждая из наук чувствует свою "неполноценность", желает взять под контроль свою alma mater.
  Ясперс более схематизировал идеи Гумбольдта и Канта, говоря, что идея немецкого университета, или миссия университета, была сегодня забыта, но классический университет, или немецкий университет, включает в себя следующие предикаты:
  
  1. Вера в силу науки и философию, которая является "вечным двигателем", генерируя идеи.
  2. Верность принципам интеллектуальной аристократии, людей желающих учиться, совершенствоваться. Полный и бесплатный доступ таким личностям.
  3. Иерархия наук, где философия во главе всех наук, как прародительница, а не сегодня, под пятой, как "приживалка" для идеологии (богословского факультета), законов (юридического факультета), физиократов (физико-химических факультетов).
  
  

15. Марек Квек "Национальное государство, глобализация и Университет как современное заведение"


  
  Квек сетует о "кризисе идентичности" университета. При модерне университет являлся убежищем вольнодумства и кипучей энергии людей, желающих перемен к лучшему. Сейчас, в связи с глобализацией, университеты превратились в конторки, национальные конторки, которые штампуют по госзаказу не понятно кого, не понятно для чего. Госзаказы не для общественной нужды, госзаказы для фетишизма, для престижа. Красивая и шелестящая обёртка, но пустая.
  Слово "национальное" является ярлыком, чтобы показать псевдодеятельность, эрзац самостоятельности. На самом деле национальные университеты являются прибежищем лгунов, бездельников, паразитов. После войны (Отечественной 1941-1945 года) элита европейских стран, собравшись, "наложила" вето на людскую энергию (raison d"être), ограничила поле познаний, боясь повторения кровавых потрясений. Требовалось ослабить учебный процесс, чтобы откатить Возрождение и его идеалы "универсального человека" (πολυμαθής). Требовалось создать молекулы, которые были бы зависимы друг от друга (политика либерализма), которые не обладали бы полнотой навыков и были бы нужны друг другу, чтобы взаимодействовать (absit invidia - да не будет зависти).
  Поэтому сегодня raison d"être себя исчерпала, себя изжила, она потеряна. Пока имущие сдерживают неимущих, боясь за своё лже-превосходство, так считает Квек, будет разложения и падение классического университета, развал идеи немецкого университета.
  

16. Мария Алексеевна Зубрицкая "Фiлософський дискурс iдеї Унiверситету: в складних лабiринтах пошуку iстини"


  
  Зубрицкая высмеивает позицию руководства университетов, которое слабо ориентируется в санскрите, древнегреческом, латинском, иудейском, истории, высшей математике, химии, физики. Но им [руководству университетов] приходится содержать данные предметы, что бы не потерять статус "классического" (немецкого) университета. Сегодня нужны не аристократы науки, а слуги науки. Специалисты, которые будут обществоведами и манипуляторами (социологи, психологи, педагоги) людских умов, не давая им прикоснуться к огню эпохи Просвещения. Университет как храм науки деградирует, теряет свой лоск именно из-за высоких требований к идеи (немецкого) университета. Критическое мышление, релятивизация, репрезентация не нужна, нужно выполнять приказы, приказы правительства, чтобы "оставаться на плаву". Университеты потеряли свою свободу, когда лишились экономических послаблений. Когда политэкономия стала плечом к плечу с наукой. Когда политэкономия начала строго следить за наукой, чтобы та случайно не навредила своими "неожиданными" открытиями. Либерализм, который пришел на место тоталитаризма, своей коррупцией, своим ростовщичеством, своей феодально-капиталистической ленью, смог установить "новый дивный мир" (imperium blandum imperiosissimum - мягкая власть - самая сильная).
  Вот что пишет сама Мария Зубрицкая: "Iдея Унiверситету як мiсця передання та поширення знань, пошуку iстини та формування наукового пiзнання зiткнулася з iдеєю Унiверситету як простору для бiзнесу та пiдприємництва" (21).
  Девальвация академических ценностей сегодня разрушила структуру классического университета:
  
  1. Кадровую политику.
  2. Уровень образования стал фетишизмом. Университеты всего мира бояться международного порицания, производя количество, вместо качества ("хоть работой, хоть сачкуй все равно получишь...орден", в нашем случае диплом).
  3. Доверие к уровню подготовки выпускников (зашли "дубы", а вышли "липы").
  
  Чем является "диплом"? Δίπλωμ - это полнота ума и тела, двойственность духа и материи. А слово "экзамен" (exam)? К делу. Судить нужно по делам, а не по речам.
  

17. Татьяна Евгеньевна Кагановская "Роль класичного унiверситету у збереженнi кращих освiтянських традицiй професiйної пiдготовки юристiв"


  
  Автор признает, что университетам, особенно ХНУ, требуется возвратиться к модели классического университета, который появился в Украине благодаря И.Б. Шада.
  Вот что пишет Кагановская: "Серед професорiв за перших десятилiть iснування унiверситету переважали iноземцi, головним чином нiмцi; найвизначнiшi з них - фiлософ Й.Б. Шад (був першим деканом факультету морально-полiтичних наук, пiзнiше i нинi - юридичний - Т.К.) та iсторик Д. X. Роммель" (22).
  По выводам Татьяны Кагановской все украинские университеты воспитывают истинных патриотов, но чтобы патриоты Украины стали более активные в общественно-политической жизни страны, требуется:
  
  1. Тесный образовательный контакт между преподавателями и учениками.
  2. Более широкое финансирование, как преподавателей, так и студентов, спонсировать их труд, научный вклад.
  3. Самоопределение преподавателей и студентов для расширения и улучшения учебного процесса.
  
  Как признаёт сам автор нам, украинцам, не стоит выдумывать что-то новое, до нас это выдумали другие. Нам стоит перенять немецкий опыт (Гумбольдта) (23) и Украину ждёт академический, научный расцвет (simplex sigillum veri - простота признак искренности).
  

18. Михаил Евгеньевич Шильман, Олег Николаевич Перепелица "Миссия университета"


  
  Приведу цитату авторов:
   "Речь о формировании определенного типа человека. Пожалуй, классическое утверждение этой идеи мы находим у Дж. С. Милля: "Люди, посвящающие себя известной профессии, должны выносить из университета не профессиональное знание, но то знание, которое бы управляло употреблением их профессионального знания и которое бы светом общего образования освещало технические частности специального предмета занятий. Люди могут быть компетентными юристами без общего образования, но только общее образование может сделать их юристами-философами - которые хотят и которые способны уразумевать принципы, вместо того чтобы только загромождать свою память подробностями. И точно так же бывает во всех других полезных занятиях, включая и механические. Воспитание делает человека более умным сапожником, если он занимается сапожным ремеслом, но оно делает это не тем, что учит его шить сапоги; оно делает это тем умственным упражнением, которое оно дает, и привычками, какие оно сообщает"2. Университет, таким образом, позволяет освоить искусство самоуправления в целом и, что принципиально, в соответствии с разумом. Но вследствие этого он становится и необходимой ступенью в иерархическом продвижении" (24).
   "Человек является тем, что ест", но если переделать идиому: "человек является человеком, только когда стремиться мыслить". Ubi dubium, ibi libertas (где есть сомнения, там свобода).
  Михаил Шильман и Олег Перепелица радеют за возврат к классическому университету, где будет рациональность и справедливость. Университет это целостность, объединение под крышей лириков и физиков. Что сегодня творится в университете? Он стал "фабрикой по пошиву модной, но не нужной одежды".
  Лозунг: "Без бумажки - ты букашка, а с бумажкой - человек!" - извратил дух классического университета. Авторы предлагают: сократить поступающих, ограничить доступ (парадокс, парадокс для гумбольдтского университета, где образование предоставляется - бесплатно), секвестрировать траты на "не нужных" преподавателей и отозвать купленные дипломы (прогнать людей через фильтры особой комиссии, выяснив, кто чего стоит).
  Предоставить автономность университету, чтобы он стал "пятой колонной" в государстве. Университет будет государством в государстве, например, как чрезвычайные силовые структуры, как армия (о sancta simplicitas - о святая простота).
  

19. Михаил Евгеньевич Шильман, Олег Николаевич Перепелица "Государство и университет: услуга за услугу?"


  
  Что делать университету? "Сохранить старые гумбольдтские традиции в ущерб собственного обеспечения или отказаться от классической парадигмы в угоду денег?" - такой вопрос ставят авторы. При Вильгельме Гумбольдте университеты финансировались правительством, конечно при тщательном анализе их деятельности, тем самым, стояли в авангарде человеческой науки. Авторы признают, что в Украине данная "мерзкая" традиция финансирования вузов, не является в чести. Они на самообеспечении. Спасение духа университета это отказ от планового выпуска, госзаказа и переход на общественные нужды, социальные вызовы.
  Лучше проводить опыты на зверях, а не на людях, никто не отменял теорию Абрахама Маслоу, что человек существо со своими первичными и вторичными принцами.
  Первичные потребности: физиологические, потребность к безопасности, принадлежность к чему-то и быть любимым, быть нужным, уважаемым и потребность к познанию.
  Вторичные потребности: эстетические и самоактуализация.
  Только после удовлетворения данных потребностей можно требовать с человека результата, а без них нет никакой долгоиграющей способности принуждать к результату (труду).
  Украина не может содержать свои университеты? Тогда пусть Украина даст частичную автономию, чтобы университеты могли принимать решения: кого, где, когда, чему. Кого набирать, где их обучать, когда допускать, чему преподавать. Сейчас украинские университеты, украинские ученые влачат жалкое существования, незавидное, ужасное, на грани выживания. Нужно добиться свободы от правительства, - так считают Шильман и Перепелица, - и тогда будет новый глоток для университета, как храма науки (audentes fortuna juvat - отважным покровительствует удача).
  

20. Олег Николаевич Перепелица, Михаил Евгеньевич Шильман "Университетские модели корпоративной коммуникации"


  
  Эра дебилизации царит на дворе. Ушли от мыслей к тупому написанию, от логоса к мифу. Реформы образования режут, уродуют будущих специалистов, вредят их самосознанию. Государству не нужны смутьяны, которые родились в XIII веке: "Вплоть до начала XIII века universitas как "ученые братства" образовывались так же, как и всякая другая городская коммуна или гильдия. Объединение равных людей на основе взаимной присяги осуществлялось посредством принесения земляками взаимной клятвы в верности своему сообществу, что подразумевало и коллективную ответственность по "национальному" признаку, и коллективную защиту в "интернациональном" пространстве города, инкорпорировавшего такие сообщества по аналогии с монастырями. Обозначение подобного рода корпораций ученых производилось с помощью почти синонимического ряда именований - corpus, universitas. collegium, societas и т. д. - которые оставляли их собственный правовой статус достаточно неопределенным" (25).
  Студенты перестали думать, потому что преподавателей "давят" "сверху". Всех развращает данная система. Это дойдет до такого, - считают Перепелица и Шильман, - что испортит систему, которая таким трудом была настроена Гумбольдтом. Внутреннее противоречие в университетах, кто "сверху", кто "снизу", кто "престижней", кто "клоака" портит, рушит, взрывает обстановку в среде преподавателей. Разные зарплаты, разный коэффициент оценки полезных действий, количество поступающих "обыдлячевает" преподавателей. Они теряют вкус к жизни, вкус к науке. А образовательные реформы пытаются высекать искры из кристаллов песка. Преподаватели бояться за свои места. Студенты, оказываясь в данной среде, мешают преподавателям выживать, бороться за своё существования, отвлекают своими хождениями на занятия, поэтому преподаватели, чтобы облегчить свою жизнь идут на сделки с совестью: своими бездействиями (действиями) они вытесняют студентов, чтобы те не мешали.
  Sancta sanctorum (святая святых) стала порочной от капитализма, от либерализма. Капитализм, заменив социализм, заменяет сегодня в украинских вузах морально-этические представления.
  Университет возродиться, ибо человек не вечен, но дело его вечно (eripitur persona, manet res). Университет перестал быть местом друзей, стал местом содержания, пенитенциарной службой: сдерживать кипучих и деятельных. Спасение одно - вернуться к модели классического обучения, к его статутам:
  
   - Бесплатное обучение.
  - Верификаемости научного исследования (ответственного подхода к написанию научных трудов и легитимной литературы).
  - Ценности исследования.
  - Отбросить международное порицание, отбросить лишнее на время (фетишизм), даже во временный ущерб эмитированного капитала (духовного, физического), чтобы великое не казалось таким, нужно встать с колен.
  

II. Мое виденье "Миссии университета"


  
   "Les jeux, les fêtes, les plaisirs, sont les appâts de la servitude, et deviennent bientôt le prix de la liberté, les instruments de la tyrannie" ([Чрезверные] игры, вечеринки, удовольствия - дорога к рабству, вскоре становятся ценой свободы и инструментами тирании) (26).
  
  Университет начал выступать первой "мультикультурной площадкой" (например, алкуиновский и рабанский Сорбоновский университет VIII-IX века, Париж, Франция) для разрозненных групп. Смешивает классовые, религиозные и культурные группы многих племен и национальностей. Под такую крышу "стекались" отовсюду, со всего мира, разнообразные люди, и всевозможные знания, ранее недоступные из-за слабости и неорганизованности малых политических образований.
   "История [европейская] длинная и начинается со средневековых университетов и с их "реформ". Квази-субъект был университет, который объявил о своей безнациональности ("факультет" значит "нация"), адаптируя и включая всё больше элементов, чтобы факультеты жили в мире. Принимая всё более новые статуты (законы), университет стремился всегда к своей свободе, свободе от государства. Авторы свободы приняли столько законов (effrenata multitudo statutorum), противоречащих правителям, что власть вынуждена была установить взаимоотношения между властью и свободой" (27).
  Образование - политический вопрос, который занимает второе место для человека, после пищи.
   "Первые университеты, как мы понимаем их сегодня, появились в XIII веке. Эти университеты были узкоспециализированными. Прототипами для современных университетов стали: Салернский, где постигали медицину, Болонский, где изучали право и Парижский, где осваивали теологию" (28).
  Цель университета - упростить жизнь людям. Университет предоставляет возможность обучаться, давая доступ к всевозможным знаниям и поощряет циркулирование изученного между людьми. Любой университет, подобно древнему библейскому городу Вавилону, есть центр "смешивающий" людей, и своего рода "столица". Где "стол", там постоянность, многолюдность и величественность.
  Задача университета верифицировать разные идентичности, которые, в "миру", не смогли бы взаимодействовать между собой. Выработать между ними согласованность. Но ради кого, либо чего? Во имя государства. Государство стремится к единому, цельному обществу из множеств разрозненных обществ. Практическое применение государству от университета это "шаблонность" выпускников университета. Под сенью сильной власти выпускники университета имеют время для получения представление: о себе, о своих правах и обязанностях пред своим государством. Государство "вбивает" все эти "правила", чтобы получить усредненный минимум гражданина.
   "Три миссии университета базируются на [немецком] принципе: "Образование через науку" (Bildung durch Wissenschaft). <...> Теоретическую концепцию "Три миссии" университета анализировал Гумбольдт, как норматив для всех университетов. <...> Три миссии, или Dritte Mission, является всеобщим термином для всей деятельности университета, связанной с обществом. Конкретно касается социальной среды: обмен технологиями, студентами и инновациями [между учебными заведениями], дополнительное образование и улучшение форм образования, сотрудничество с компаниями, а также с другими субъектами гражданского общества, научные услуги (прорывы). Концепты классического университета это Три миссии, которые:
  
  1. Запатентовать свои открытия [защита авторства] и передачу технологии.
  2. Предоставить свободу [вольнодумство] и возможность для исследования [без цензоры человеку].
  3. Открытость и прозрачность в постижении науки, активное участие в международных исследованиях" (29).
  
   ""Три миссии" университета является научным феноменом, который был предложен Роландом Робертсеном (30) (Roland Robertsons) для глокализации учебного процесса [сохранения университетской самобытности, автохтоннии]" (31).
  Главное, чему учат в вузе - это порядок обучения (годегетика, οδηγάω). Метод, которым возможно осваивать даваемый материал. Потом культуре. За ней следует ментальность. И "закрывает учебные ворота" - политическая направленность государства, к которому принадлежит университет.
  Студент, как часть общества, свое множественное частное "я" отдает государству, во благо идеи единого и всеобщего "я".
  
  - Начальное и непрерывное междисциплинарное обучение.
  - Исследования мирового уровня и инновационная научная политика.
  - Распространение культуры и научной информации.
  - Международное сотрудничество.
  - Успех и профессиональная интеграция студентов.
  
  Но студент - человек, поэтому он должен иметь свою силу воли и объективный взгляд на вещи, даже возможно, быть "бунтарём", "скрытным" или "открытым". Не раствориться среди мироздания, сохранить своё "я", своё мнение, свои желания, свои стремления, не выступать против своего биологического вида, являясь либо ему помощником, либо не вмешиваться, чтобы не навредить своему виду (prius quam incipias, consulto opus est - прежде чем начать, обдумай).
  Миссия университета уже была выражена не один раз. Миссия была реализована. Цель миссии университета отстоять свои права перед коммерциализацией и капитализацией. Капиталистические страны, начиная с 70-х годов прошлого столетия, начали сталкиваться с "кризисом" университета. Это было вызвано искусственным навязыванием слабохарактерности, коррупции и прививания отлынивая, прививания ненависти к труду. Капиталисты всего мира, узрев революционные веяния, задавили их на корню. "Знания могут позволить себе высшие, а не низшие" - лозунг псевдо-аристократии (ницшеанцы) и личного псевдо-превосходства (бернштейнцы). После развала СССР в 1991 году, и капитализации бывших страх СССР, народы СНГ включились в общезападную, античеловечную систему контрпросветительской деятельности, которая демонстрирует сегодня низкий уровень подготовки, низкий уровень дисциплины, низкий уровень самоопределения (мотивации) выпускников.
   "Лечение" - это возвращение к гумбольдтскому плану и идеям эпохи Просвещения (XVII-XIX век). Diagnósis bona - curatio bona (хороший диагноз - хорошее лечение).
  Как заметил в своё время Джон Ньюмен, весь мир будет между двумя интеллектуально-педагогическими парадигмами: спартанско-немецкой или афинско-французской. Английская система это сплав лаконян и аттийцев (32).
  

III. Дополнительная литература (33):


  
  1. Pelikan, Y. The Idea of the University. A Reexamination. - Yale University Press, 1992. - 248. URL: https://ru.scribd.com/document/472063593/Jaroslav-Pelikan-John-Henry-Newman-The-Idea-of-the-University-A-Reexamination-Yale-University-Press-1992-pdf.
  2. Скотт П. Реформы высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы: попытка анализа // Alma-mater. - 2001. - Љ 11. - С. 52.
  3. Interview: Umberto Eco / / Diacritics. - 1987. - Vol. 17. Љ 1. - C. 46-51.
  4. Flexner, A. Die Universitäten in Amerika • England • Deutschland-Springer-Verlag Berlin Heidelberg (1932). - VIII+272 c. URL: https://ua1lib.org/book/5882058/ef3208?id=5882058&secret=ef3208.
  5. Шелер М. Университет и народный университет / Макс Шелер; пер. с нем. А. Малинкин по Scheler M. Universität und Volkshoch-schule / Max Scheler Gesammelte Werke. Bd. 8. Die Wissensformen und die Gesellschaft. 3. Aufl. Bern und München: Francke Verlag, 1980. - Логос. - 2005. - Љ 6 (51). - С. 60-97.
  6. Вовк Д. О. Iдея унiверситету: спроба осмислення / Дмитро Вовк //
  7. Право i громадянське суспiльство. - 2014. - Љ 1. - 254 c. - С. 7-25.
  8. Кришко А. Гумбольдтiвська модель унiверситетської освiти Анна Кришко Порiвняльно-педагогiчнi студiї. - 2014. - Љ 1 (19). - С. 67-71.
  9. F. W. J. Schelling, "Vorlesungen über die Methode des akademischen Studiums" (1802) / / E. Anrich, 1959. - C. 20.
  10. F. W. J. Schelling, "Vorlesungen über die Methode des akademischen Studiums". Werke. Band 2, Leipzig 1907, - S. 539. URL: http://www.zeno.org/Philosophie/M/Schelling,+Friedrich+Wilhelm+Joseph/Vorlesungen+%C3%BCber+die+Methode+des+akademischen+Studiums.
  11. Красникова A.B. Из истории строительства советской высшей школы // Вестник высшей школы. - 1955. - Љ 12. - С. 56-60.
  12. Ярошевская Т.М. Организация педагогического процесса на рабочих факультетах: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1958. - С. 3, 15.
  13. Луначарский А.В. Просвещение и революция. - М.: Работник просвещения, 1926. - 432 с.
  14. Крупская И. К. Организация самообразования. М., 1922. - 55 c. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_009106595/.
  15. Паначин Ф. Педагогическое образование в СССР. Важнейшие этапы истории и современное состояние. М., 1975. - 224 c.
  16. КПСС II рост духовной культуры рабочего класса. Отв. ред. В. Г. Чуфаров, М. С. Кузнецов, - Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1982.- 227 с. 6-84 c.
  

Сноски


  
  1. Подоляк Я.В. Самосовершенствование студента. Учебное пособие / Я.В. Подоляк, Я.В. Шведова, В.В. Артюхова. - X. : ХНУ имени В.Н. Каразина, 2011. - 172 с. С. 114.
  
  2. С целью ознакомления с вышеуказанными произведениями авторов пользовался:
  2.1. Iдея Унiверситету: Антологiя / Упоряд.: М. Зубрицька, Н. Бабалик, 3. Рибчинська; вiдп. ред. М. Зубрицька. - Львiв: Лiтопис, 2002. - 304 с.: iл.
  2.2. "Суспiльна мiсiя класичного унiверситету: iсторiя, сучаснiсть, перспективи" : Збiрник тез доповiдей Круглого столу. 20 лютого 2015 року. - Харкiв: ХНУ iменi В.Н. Каразiна, 2015. - 77 с.
  
  3. Максимильен Робеспьер. Выступление от 25.01.1790 года. Название речи: "Денежная марка" (Le marc d'argent). URL: https://www2.assemblee-nationale.fr/decouvrir-l-assemblee/histoire/grands-discours-parlementaires/robespierre-25-janvier-1790.
  
  4. Mesaros, C. Filosofia Sfântului Gerard de Cenad în context cultural și biografic / Claudiu Mesaroș (coordonator) Szeged: JATE Press, 2013. - 192 с. С. 44.
  
  5. Попятное направление русской социал-демократии // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. - М.: Издательство политической литературы, 1967. - Т. 4 - С. 269.
  
  6. Луи Антуан Сен-Жюст. Latif, H. L'Actualité comme un roman: Joue un morceau pour mon amour! BizimAvrupa Yayincilik Ltd, 30, 2015. - 416 c. 244 c.
  
  7. Артемьева Т.В., Бажанов В.А., Микешин М.И.. Рецепция британской социально-философской мысли в России XVIII-XIX вв. / Учебное пособие. СПб.: СПб центр истории идей,2006. - 138 с. URL: https://uchebnikfree.com/filosofiya-narodov-kniga/vospriyatie-pedagogicheskih-idey-britanskih-27347.html.
  
  8. Кризис университета связан со многими политэкономическими факторами и связан со многими выдающимися именами, одним из которых является неомальтузианский и фашистский Римский клуб (Club di Roma), основанный в 1968 году. Известная книга организации "Пределы роста" в 1972 году (The Limits to Growth).
  
  9. Юнгер Ф.Г. Совершенство техники. Машина и собственность. СПб: Издательство "Владимир Даль", 2002. - 564 с. С. 149.
  
  10. Карл Ясперс ; пер. с нем. Т. В. Тягуновой; ред. перевода О. Н. Шпарага ; под общ. ред. М. А. Гусаковского. - Минск : БГУ, 2006. - 159 с. : ил. - (Universitas). С. 135-152.
  
  11. G.W. Leibniz: Monadologie, ј 32; zit. nach der dt.-frz. Suhrkamp-Ausgabe 1998, S. 27.
  
  12. G.W. Leibniz: Theodizee, ј44; zit. nach der dt.-frz. Suhrkamp-Ausgabe 1999, S. 273.
  
  13. Ἐκ κακoῦ κόρακoς κακòν ᾠόν - "От плохого ворона и яйцо плохое".
  
  14. Ридингс, Б. Университет в руинах [Текст] / пер. с англ. А.М. Корбута; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 304 с. - (Теория и практика образования). C. 15.
  
  15. Там же. С. 90.
  
  16. Там же. С. 91 и 93.
  
  17. "Аlma mater" (Наша кормящая мать) - это уважительное латинское обращение к богине плодородия Благая (Bona Dea). Римляне обращались к ней, чтобы увеличить поголовья скота, сберечь урожай, родить детей. Понятие "alma mater" в эмблему университета ввёл Джон Легат (John Legate, умер в 1620 году). Легат являлся типографом Кембриджского университета. Термин применил в 1600 году. Первоначально полностью на эмблеме было выбито следующее: Аlma mater Cantabrigia (Наша кормящая мать Огромного моста), со слоганом: "Hinc lucem et pocula sacra" (Отсюда сияет свет и здесь священные чаши [познания]).
  Stokes, Henry Paine (1919). Cambridge stationers, printers, bookbinders, &c. Cambridge: Bowes & Bowes. - 36 с. С. 12.
  
  18. Rixner T. A. Handbuch der Geschichte der Philosophie zum Gebrauche seiner Vorlesungen. T. 1. Sulzbach, 1822. - 479 S. C. 357-358, 27, [после главы "Auszug aus den Oupnekhats"] 40.
  
  19. Du Bois-Reymond, "Über Universitätseinrichtungen. In der Aula der Berliner Universität am 15. Oktober 1869 gehaltene Rede" / / Du BoisReyomond. Reden/ Zweite Folge. - Leipzig: Veit&Co, 1887.
  
  20. Du Bois-Reymond, Emil Heinrich: Über die Grenzen des Naturerkennens. Leipzig, 1872. In: Deutsches Textarchiv (- 39 с.) , abgerufen am 20.09.2021.
  
  21. Iдея Унiверситету: Антологiя / Упоряд.: М. Зубрицька, Н. Бабалик, 3. Рибчинська; вiдп. ред. М. Зубрицька. - Львiв: Лiтопис, 2002. - 304 с.: iл. С. 13.
  
  22. "Суспiльна мiсiя класичного унiверситету: iсторiя, сучаснiсть, перспективи" : Збiрник тез доповiдей Круглого столу. 20 лютого 2015 року. - Харкiв: ХНУ iменi В.Н. Каразiна, 2015. - 77 с. С. 26.
  
  23. Там же. С. 29.
  
  24. М. Шильман, О. Перепелица - Topos, Љ 2-3. 2015. - 163-174. С. 164.
  
  25. От коммуникативного действия к практикам деконструкции в современном образовании: монография / [Астахова Екатерина, Батаева Екатерина, Бусова Нина, Перепелица Олег, Повторева Светлана, Тягло Александр, Шильман Михаил] ; Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. Е. В. Батаевой. - Харьков : Изд-во НУА, 2017. - 204 с. С. 141-160. С. 142.
  
  26. Marat, J.P. (Жан-Поль Марат). Œuvres de J.P. Marat (l'ami du peuple) recueilliés et annotées par A. Vermorel. Décembre-Alonnier, 1869. - 326. C. 22.
  
  27. Gingras, Y., Roy L. Les transformations des universités du XIIIe au XXIe siècle, Québec : Presses de l"Université du Québec, 2006, - 256 p. С. 1-2.
  
  28. Fallis G. The Mission of the University. Department of Economics and Division of Social Science. York University. Toronto, 2004. - C 59. C. 6.
  
  29. Würmseer G. Third Mission als Auftrag für Universitäten? Erschienen in: die hochschule 1/2016, S. 23-31. C. 23-27.
  
  30. Роланд Робертсон (родился в 1938 году) - английский, шотландский, американский социолог, теоретик глобализации. Робертсонские изыскания направлены на символизм и феноменологию. Занимаясь психологическим анализом общественного бытия, опирается на материализм и на математическую модель верификации, как Иммануил Валлерстайн и Фредрик Джеймисон. Для Роланда Робертсона научным интересом является модерн и постмодерн, события который сформировали международные отношения. Он за прогрессивный взгляд фаз центр-периферия, все течет, все меняется. Выявил 5 исторических фаз центр-периферия. Понятие "Три миссии" университета ввёл в своей работе за 1998 года "Glokalisierung: Homogenität und Heterogenität in Raum und Zeit" (Глокализация: однородность и неоднородность в пространстве и времени). In U. Beck, Perspektiven der Weltgesellschaft (S. 192-220). Frankfurt a.M.
  
  31. Roessler I., Duong S., Hachmeister, C-D. Welche Missionen haben Hochschulen? Third Mission als Leistung der Fachhochschulen für die und mit der Gesellschaf. Arbeitspapier Nr. 182. Februar 2015. - С 51. С. 6.
  
  32.
   "- А вы были ребёночком... И такая маленькая-маленькая... Розовенькая-розовенькая... Пухленькая-пухленькая, как поросеночек... И вот этот поросеночек рос, рос и выросла такая большая...
  - Что выросло?!
  - Ну, что выросло, то выросло, теперь уж не вернёшь..." - отрывок из к/ф "Мистер Икс", 1958 года.
  
  33. "Дополнительная литература" - это литература к которой обращался, чтобы лучше освоить материал.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"