Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Педагогические кейсы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Может кому-то и понадобится в его педагогической практике .


   Татьяна закончила 9-й класс и за отличные успехи в учебе получила свидетельство с отличием. Но так случилось в жизни, что семья переехала, и 10-й класс девушка посещала в другой школе. Встретили ее в новом классе хорошо, но через месяц родители были поражены появлением негативных оценок в дневнике дочери. Свои неудачи Таня объясняла тем, что опасается учительницы, стесняется спросить, если что не понимает на уроке. Родители решили посоветоваться с классным руководителем. Разговор состоялся. На следующем же уроке физики разгневанная учительница пожурила девочку за то, что та, мол, передает родителям всякие сплетни и пригрозила, что вызовет комиссию для проверки знаний Тани. Учительница несколько раз в течение урока выкрикивала: "Надо же, усомнилась в моей оценке! И меня проверяли ... " и перечислила всех, кто когда-то был у нее на уроке. Девочка, стыдиться и подавлена, сидела в классе и не могла поднять глаза. Родители попытались поговорить с учительницей, но это только обострило конфликт.
  
   Почему возник конфликт? Можно ли было его избежать?
   *******************************************
   Почему возник конфликт?
  
   Преподаватель забыл (не знал, не считал нужным соблюдать) один из основних принципов педагогического такта - умение сдерживать себя и не терять самообладание, а также не использовал в своей работе принцип знания возрастных и индивидуальных особенностей (подростков, учеников, девочек).
  
   ******************************************************
   Предложите свой вариант решения проблемы.
  
   Необходимо:
   1. Преподавателю критически отнестись к своим действиям и сделать правильне выводы о недопущении такого впредь.
   2. Руководству школы провести разбор данного случая на педсовете школы.
   2. Преподавателю повторно пройти переаттестацию.
  
  
   Кто-то из учеников с последнего ряда громко свистнул.
  
   - Кто свистнул? Это ты? - обращается к Саше Андрей Петрович.
   - Нет, не я! Почему обязательно я?
   - А кто же, кроме тебя, может такое сделать? Тогда скажи, кто, если не ты?
   - Я не знаю, кто.
   - А-а! Нельзя сказать? Итак, ты, давай свой дневник!
  
   Саша отказывается и повторяет, что он ни в чем не виноват, но Андрей Петрович силой отбирает у него дневник, записывает, что он "свистел на уроке", и выгоняет из класса.
  
   Нарушение каких принципов педагогического такта стала причиной возникновения конфликта?
  
   Какими профессиональными и личностными качествами должен обладать педагог, чтобы правильно решить проблему? Предложите свои варианты решения педагогической задачи. Обоснуйте их.
  
   Нарушение каких принципов педагогического такта стала причиной возникновения конфликта?
  
   Здесь на лицо нарушение двух принципов:
  
   1. Умение сдерживать себя и не терять самообладание.
   2. Умение правильно оценивать обстановку.
  
   Какими профессиональными и личностными качествами должен обладать педагог, чтобы правильно решить проблему?
  
   1.Уважительно относиться к личности.
   2.Уравновешенность и самообладание.
   3.Внимательность и чуткость по отношению к людям, в частном случае - к ученикам.
  
  
  ************************************************************
  
   Предложите свои варианты решения педагогической задачи. Обоснуйте их.
  
   Обратиться ко всему классу с просьбой что, кто бы не совершил этот неблаговидный поступок (свистнул), больше такого не делать. Обосновать это тем, что все имеет цену, в том числе и урок в бесплатной муниципальной школе. Для этого хорошо бы "иметь на руках" расчеты стоимости "бесплатного" обучения в школе по предмету. После продолжить ведение урока, как ни в чем не бывало.
  
   ***
   Преподаватель, опаздывающий на занятия, приходит в аудиторию и слышит 'знакомый голос'. Открыв дверь, он видит студента, который полностью копирует все его действия, при этом кривляясь, и, объясняет 'новый материал'. Все присутствующие студенты смеются, но некоторые уже заметили преподавателя. Как поступить в данной ситуации?
  
   Не выходить за определенные рамки требований по поведению преподавателя в соответствии с законом 2014 'О высшем образовании' (1556-VII, Статья: 1.22-1), 1.23). Статья 3.3:4), 10). Статья 32.3) ). Не нервничать, не горячиться. Навести порядок в академической группе. 'Шутника' урезонить, попросить его прекратить паясничать и занять место в аудитории. Если просьба не действует, необходимо направить студента в деканат или к завдекану по воспитательной части, с формулировкой: 'мешает своим поведением преподавателю и учащимся в проведении лекции (семинара)'. Если ученик не идет в деканат, или к завдекану по воспитательной части, преподавателю нужно сначала известить куратора академической группы, затем известить завдекана по воспитательной части, и попросить их явиться в аудиторию с целью навести порядок в академической группе.
   После благополучного разрешения случая с кривлявшим студентом преподаватель не мстит и никак не преследует этого студента. Высокое звание, даже можно сказать 'святое призвание', преподавателя - это быть аккуратным и терпимым к своим воспитанникам (питомцам).
  
   ***
  
   Вы - студент на практике. На открытом занятии у вас не хватило запланированного для лекции материала, а до конца занятия еще осталось время. Что вы будете делать?
  
   Используя известные мне педагогические техники (например, 'интеллектуальную разминку', 'вопросы к лекционному материалу', 'мозговой штурм' и т.д.) для 'активной' (инициативных учеников) и 'пассивной' (безынициативных учеников) групп.
  
   План действий для 'активной' аудитории:
   1. Спрошу, есть ли вопросы после прослушанного материала?
   2. Задам вопрос: 'Какие ассоциации или образы, или собственные чувственные переживания (отзыв) вызвал у вас прослушанный материал?'.
   3. Нужно ли рекомендовать дополнительную литературу или видео из пройденного лекционного материала?
   Учащиеся активно входят в работу, проходят обсуждения и дискуссии до конца пары.
  
   План действий для 'пассивной' аудитории:
   На мои предложения учащиеся никак не реагируют. 'Тишина' и отсутствия, как вопросов, так и каких-либо отзывов со стороны академической группы. Начинаю делиться личным опытом или ощутимыми переживаниями от прочитанного лекционного материала. Рассказываю, каким образом этот учебный материал смог повлиять на меня в жизни (педтехника под названием: 'suspectus', удивление). Могу начать следующую лекционную тему или повторить часть прошедшей лекционной темы, тем самым проясняя, как мне кажется, нынешнюю лекционную тему (педтехника под названием: 'повторение с расширением').
   Для меня, при пассивности академической группы, действует принцип стоика и императора Римской империи Марка Аврелия: 'Несправедливость (дикость) царит от незнания, но ты в состоянии её избежать (преодолеть, или не вступать, или ты сам выбираешь быть диким либо не быть диким)' ('Τα εις εαυτόν', Αδικεί πολλάκις ο μη ποιών τι, ου μόνον ο ποιών τι. θ' 5, Книга 8:5). Я должен проговорить лекцию и полностью поделиться моими накопленными знаниями.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"