Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Тема: Философские определения психоанализа. Психоанализ и мировоззрение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это конспект по десять темам. Список тем внутри. Три иллюстрации, пока три (на момент 13 апреля 2022 года, 18:34).


  1. Какие разновидности мировоззрения выделяет Фрейд в работе "Психоанализ и мировоззрение"? Что такое мировоззрение по Фрейду? (Связь с анализом путей к счастью в "Недовольстве культурой". Ясперс и другие немецкие философы о мировоззрении).
  2. Почему психоанализ не может быть мировоззрением?
  3. Что такое научное мировоззрение по Фрейду?
  4. В каком смысле психоанализ является частью научного мировоззрения? (Связь с кантианской гносеологией и логическим позитивизмом (Карнап)).
  5. Что имел в виду Фрейд, говоря в других работах этого периода о психоанализе как ударе по нарциссизму?
  6. Почему предмет психоанализа определяется Мамардашвили как сознание?
  7. Что такое "вещи третьего рода", непрозрачные для сознания его элементов?
  8. Какое средство познания характерно для психоанализа по Мамардашвили?
  9. Место разума как способность к суждению.
  10. Место речи в психоанализе.
  
  ***
  
1. Какие разновидности мировоззрения выделяет Фрейд в работе "Психоанализ и мировоззрение"? Что такое мировоззрение по Фрейду? (Связь с анализом путей к счастью в "Недовольстве культурой". Ясперс и другие немецкие философы о мировоззрении).

  
   1. Теологическое мировоззрение.
   2. Философское мировоззрение.
   3. Научное мировоззрение.
  
   1. Источником религиозности является "ощущение вечности", "океаническое" чувство чего-то безграничного (Я не полностью отделилось от Оно).
   2. Бегство от страдания, бегство к счастью, поиски "счастья".
   3. Культура нас подавляет и подавляет наше сексуальное влечение (руссоизм замещается дарвинизмом и позитивизмом), поэтому требуется найти оптимальный вариант между "первобытностью" и "цивилизационностью". Поиск обуздания и дренирования эмоций.
  
   ***
  
   "Эмпирические факты составляют основу нашего знания. Эмпирическое исследование зависит от нашей способности выявлять факты, ибо только факты могут служить средством для проверки ценности наших идей.
   Накопление фактов - это всегда накопление единичных фактов".
   "Эмпирические факты составляют основу нашего знания. Эмпирическое исследование зависит от нашей способности выявлять факты, ибо только факты могут служить средством для проверки ценности наших идей.
   Накопление фактов - это всегда накопление единичных фактов".
  
   Группа 1. Одно из явлений психической жизни- переживание (Erleben).
   Группа 2. Проявления психических способностей - таких, как способность к восприятию, память, работоспособность, интеллект, - обеспечивают материал для той области науки, которую мы называем психологией осуществления способностей (Leistungspsychologie).
   Группа 3. Соматическое сопровождение событии психической жизни обеспечивает материал для той области исследований, которую мы называем соматопсихологией, то есть изучением событий соматической сферы.
   Группа 4. Значащие объективные проявления - это воспринимаемые феномены, имеющие психологически понятный смысл. Они делятся на три типа: телесные проявления и движения, которые мы понимаем непосредственно (их изучает психология экспрессии - Ausdruckpsychologie). (http://www.psychiatry.ru/lib/53/book/70/chapter/3).
   "Труды Ясперса по психиатрии были написаны им до того, как он разработал собственное философское учение, но в них уже ощутим интерес к философии. В своей автобиографии он вспоминал, что занялся медициной и психопатологией из философских мотивов, полагая, что сделать своей профессией философию означало бы слишком много на себя брать. С 1908 по 1915 гг. он работает в Гейдельбергской психиатрической клинике и публикует несколько работ, в которых уже обсуждается вопрос о применимости феноменологического метода к различным психопатологическим явлениям". URL: https://iphlib.ru/library/collection/articles/document/HASH019d23f9541f5d3726daee71.
  
2. Почему психоанализ не может быть мировоззрением?

  
   Потому что "мировоззрение" является созданием догматического учения и протягиванием определенных "флажков" из дозволенного и запрещенного, что критиковал сам Зигмунд Фрейд.
   "Но философия не имеет никакого непосредственного влияния на большие массы людей, она интересует лишь самую небольшую часть самого узкого верхнего слоя интеллектуалов, оставаясь для всех прочих малодоступной. Напротив, религия является невероятной силой, которая владеет самыми сильными эмоциями человека. Как известно, когда то она охватывала все духовное в человеческой жизни, она занимала место науки, когда наука едва зарождалась, и создала мировоззрение, отличавшееся беспримерной последовательностью и законченностью, которое еще сегодня, хотя и пошатнувшееся, продолжает существовать" (ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ ЛЕКЦИЯ. О мировоззрении).
  
3. Что такое научное мировоззрение по Фрейду?

  
   "Созданное нами научное здание психоанализа в действительности является надстройкой, которая должна быть когда нибудь поставлена на свой органический фундамент; но пока мы его еще не знаем" (ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ЛЕКЦИЯ. Обычная нервозность).
   "<...> научное мировоззрение <...> ограниченностью познаваемого на данный момент и резким неприятием определенных, чуждых ему элементов. Оно утверждает, что нет никаких других источников познания мира, кроме интеллектуальной обработки тщательно проверенных наблюдений, т. е. того, что называется исследованием, и не существует никаких знаний, являющихся результатом откровения, интуиции или предвидения. Кажется, эта точка зрения была почти общепризнанной в предыдущие столетия. За нашим столетием оставалось право высокомерно возразить, что подобное мировоззрение столь же бедно, сколь и неутешительно, что оно не учитывает притязаний человеческого духа и потребностей человеческой души" (ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ ЛЕКЦИЯ. О мировоззрении).
  
4. В каком смысле психоанализ является частью научного мировоззрения? (Связь с кантианской гносеологией и логическим позитивизмом (Карнап)).

  
   "Es wird sich zeigen, daß wir die Bestimmung ¨ der erkenntnistheoretischen Analyse formulieren konnen, ohne die genannten Ausdrucke der traditionellen Philosophie zu benutzen; wir brauchen nur ¨ zuruckzugehen auf den Begriff der Implikation, des Bedingungsverhaltnisses (wie es in Wenn-Satzen ausgedruckt wird)" (С.4).
   "BEISPIEL. Die Erfinder der Infinitesimalrechnung (Leibniz und Newton) waren imstande, die Fragen nach der Ableitung (dem Differentialquotienten) der gebrauchlichen mathematischen Funktionen zu beantworten;" (С.4).
   "Ihre Formulierungen fur die Definition benutzten aber solche Aus-drucke wie "unendlich kleine Großen" und Quotienten von solchen, die sich bei genauerer Analyse als Scheinbegriffe (leere Worte) herausstellen mußten" (С.5).
   "Man wird geneigt sein, die beiden letzten Beispiele eher einer "psychologischen" Analyse zuzurechnen als einer erkenntnistheoretischen. Und in der Tat gehort die Analyse dieser Art zu den Fundamenten des Verfahrens der Psychologie. Denn nur durch dieses Verfahren der Begriffsbildung gelangt die Psychologie uberhaupt zu ihren Objekten. Wir ¨ werden aber spater bemerken, daß dieses Verfahren nichts anderes ist als die erkenntnistheoretische Analyse, nach deren Sinn wir hier suchen" (С.6).
   "Der erste Schritt des Verfahrens besteht in der "logischen Zerlegung" des theoretischen Gehaltes des Erlebnisses in zwei Bestandteile. Den einen nennen wir einen " (erkenntnistheoretisch) hinreichenden Bestandteil"; den Rest nennen wir den (in Bezug auf jenen Bestandteil) " (erkenntnistheoretisch) entbehrlichen Bestandteil"" (С. 6-7).
   "Wissen enthalten zu sein; daß er auch ausdrucklich bewußt sei, ist nicht notwendig. Ist der theo-retische Gehalt von b nun in a und dem fruheren Wissen logisch enthalten, so muß er sich aus diesem durch Schließen herleiten lassen" (С. 10).
   "Daraus schließe ich, daß auch jetzt bei dem getasteten Gegenstand diese selbe Sehgestalt vorliegt (Bestandteil b). Dieses Erschließen des Bestandteiles b aus dem Bestandteil a und fruherem Wissen wollen wir als "rationale Nachkonstruktion" von b bezeichnen" (С. 10).
   "In der Mathematik pflegen ¨ wir eine Aufgabe uberbestimmt zu nennen, wenn mehr Angaben gemacht ¨ sind, als zur L¨osung der Aufgabe logisch erforderlich sind, so daß (mindestens) eine der Angaben in Bezug auf die anderen entbehrlich ist, aus den anderen konstruktiv (durch Rechnung oder durch zeichnende Konstruktion) hergeleitet werden kann" (С.11).
   "Bekanntlich ist eine uberbestimmte Aufgabe im Allgemeinen, d. h. fur beliebige Daten, unlosbar; losbar ist sie nur, wenn die Daten nicht beliebig sind, sondern gewisse spezielle Bedingungen erfullen, die man als Widerspruchsfreiheit der Daten bezeichnen kann. Erfullen nun die Erlebnisgehalte besondere Bedingungen dieser Art oder ist etwa die Aufgabe der Erkenntnis unlosbar?" (С. 12).
   "Wenn man die Untersuchungen, deren Ergebnisse hiermit angedeutet sind, durchf¨uhrt (das ist die Aufgabe einer Konstitutionstheorie), so wird man zu folgendem erkenntnistheoretischen Schichtensystem der vier wichtigsten Gegenstandsarten gefuhrt (von unten nach oben zu lesen):
  
   4. Geistige Gegenstande
   3. Fremdpsychische Gegenstande
   2.Physische Gegenstande
   1.Eigenpsychische Gegenstande" (С. 27).
  
 []

   Carnap, R. Scheinprobleme in der Philosophie: Das Fremdpsychische und der Realismusstreit. Carnap Project: Benson No. 1928-2. - 54 S. URL: https://www.phil.cmu.edu/projects/carnap/editorial/latex_pdf/1928-2.pdf.
  
   Статью австрийского махиста (эмпириокритициста) Рудольфа Карнапа "Противоречия, или Ложные проблемы, в философии: психика иного и реальность" можно заменить следующими авторами: Виктором Франклином австрийским психиатром и его произведением "Man's Search for Meaning. An Introduction to Logotherapy" (Человек в поиске смыслов. Введение в логотерапию) (1946) и Николаем Онуфриевичем Лосским русским философом интуитивист и его книгой "Обоснование интуитивизма" (1906).
  
5. Что имел в виду Фрейд, говоря в других работах этого периода о психоанализе как ударе по нарциссизму?

  
   1. "Толкования сновидений" (седьмая глава, 1900).
   2. "О нарциссизме" (1910).
   3. "Введение в нарциссизм" (1914).
   4. "Скорбь и меланхолия" (1915).
   5. "По ту сторону принципа удовольствия" (1920).
   6. "Я и Оно" (1923).
  
   "Термин "нарцизм" заимствован нами из описаной Р. Näcke в 1899 г. картины болезни. Термин этот применялся им для обозначения состояния, при котором человек относится к собственному телу, как к сексуальному объекту, т. е. любуется им с чувством сексуального удовольствия, гладит его, ласкает до тех пор, пока не получает от этого полного удовлетворения. <...>.
   В оценке влияния органической болезни на распределение либидо я следую указаниям, полученным мною в беседе от S. Ferenczi. Как всем известно и кажется вполне понятным, человек, мучимый органической болью и неприятными ощущениями, теряет интерес к объектам внешнего мира, поскольку они не относятся к его страданиям. Более точное наблюдение показывает, что у него пропадает также и либидинозный интерес, он перестает любить, пока страдает. Банальность этого факта не должна нам помешать описать его, пользуясь терминологией теории либидо. Мы сказали бы в таком случае: больной сосредоточивает свое либидо на своем Я, отнимая его у объектов, с тем, чтоб по выздоровлении вернуть его им" (Фрейд, "О нарциссизме" (1910)).
  
   "Три удара по человеческому нарциссизму - согласно З. Фрейду, в процессе развития науки человеческому самолюбию были нанесены три сокрушительных удара:
   1) "космологический удар" Коперника;
   2) "биологический удар" Дарвина;
   3) "психологический удар" - самый чувствительный; нанесен психоаналитической теорией, доказавшей безусловный примат бессознательного над сознанием и ведущую роль бессознательных душевных процессов в организации жизнедеятельности и поведения" (URL: https://inlnk.ru/YAj3RM).
  
6. Почему предмет психоанализа определяется Мамардашвили как сознание?

  
   "Оставаясь terra incognita [сознательного и бессознательного], существуя в подсознании современной научной психологии, она выступала как оппозиция антипсихологизму и длительное время поставляла строительный материал для возведения здания психологической науки. Более того, наличие .категории и феноменов бессознательного служило и продолжает служить надежной защитой не только от всех форм редукционизма в психологии, но и от его облегченных форм" (С. 69).
   "<...> вытащить на свет божий и обосновать мысль, что мы на деле оперируем различением внутри самого сознания двух родов явлений:
   1) явлений, сознанием и волей контролируемых и развертываемых (и в этом смысле идеал-конструктивных);
   2) явлений и связей, хотя и действующих в самом же сознании, но неявных по отношению к нему и им неконтролируемых (и в этом смысле не контролируемых субъектом и вообще бессубъектных)" (С. 72).
  
   "Речь идет о том, что нечто в сознании же обладает бытийным и поддающимся объективному анализу характеристикам по отноше-нию к сознанию в смысле индивидуально-психологической реальности. Степень и мера проявления или, если угодно, действия бытия в сознании обратно пропорциональна степени и мере отражения им собственного, печатью "Я" отмеченного акта деятельности и его объектов в мире. Ясно, что понятия "физического действия", "объективного" (от сознания независимого), "внешнего", "законоподобного", "пространственного" и тл. должны быть в этом свете пересмотрены и расширены" (С. 72). (В.П. ЗИНЧЕНКО. М.К. МАМАРДАШВИЛИ. ИЗУЧЕНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И КАТЕГОРИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. В книге: Бессознательное. Сборник статей. Т. 1. Новочеркасск, 1994, с. 69-77).
   "Мы не умеем еще в одном гомогенном языке, т. е. таком языке, который выполнял бы правила однородности, которые требуют от него физика и математика, мы не можем в языке, который оставался бы однородным, говорить одновременно о физических и сознательных явлениях. О чем, кстати, свидетельствуют некоторые забавные парадоксы в квантовой механике, где особым образом стоит проблемы сознания. Так вот, заслуга Фрейда была в том, что он был первым в XX веке, кто попытался ввести сознательные явления в область научного рассмотрения. То есть в область такого рассмотрения, где [об обоих этих явлениях], сознательность которых не отрицается, не элиминируется и не редуцируется, можно было бы говорить объективным и контролируемым образом. Тем самым я хочу сказать, что в действительности основной проблемой психоанализа является не бессознательное, а сознательное" (Мамардашвили. О психоанализе. https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=2425).
  
7. Что такое "вещи третьего рода", непрозрачные для сознания его элементов?

  
   "Несомненно, психоанализ открыл новые горизонты психопатологии; но является ли это суммой нашего понимания болезни (insight into illness) или же мудростью, отвоеванной у болезни? Древние греки оставили нам в наследство понятие мудрости [sophia], согласно которому вряд ли подобная мудрость возможна" (Джонатан Лир. Мудрость, отвоеванная у болезни: Психоаналитическое постижение человека ).
   "Фрейд сделал шаг к объективному анализу сознательных явлений, открыв явления, которые было бы можно назвать смешанными явлениями или явлениями третьего рода. Я сказал, что есть физические явления в составе мира и есть сознательные явления в составе мира, а оказалось, что есть еще и смешанные явления в составе мира. И вот это выявление смешанных явлений, или явлений третьего рода, и выработка соответствующих методов анализа такого рода вещей, произвела некоторые преобразования во всей классической методологии физической науки, поскольку под физической наукой я понимаю всякую науку. В той мере, в какой она наука, она физика. Что я имею в виду?" (Мераб Мамардашвили. О психоанализе).
   "<...> принцип техники, который назвал фундаментальным правилом психоанализа. <...> Анализируемому предписывалось высказывать все, что у него на уме, без торможения или цензуры.
   <...> доктор раскрывает защиты, которые пациенту не известны; когда над ними удается взять верх, пациент часто рассказывает о забытых ситуациях и связах безо всякого затруднения". <...> от претензии на знание скрытого содержания психики и к претензии на практическое знание <... > умение способствовать процессу, который бы иначе оказался застрявшим, затрудненным или конфликтным.
   <...> широкомасштабная цель, которую Фрейд заложил в психоанализ, это беспрепятственное движение самосознающей психики в ее собственной деятельности. <...> самосознающая осведомленность и понимание были направлены на работу психики и формировали ее. Давайте назовем эту цель "наследием Фрейда"" (Джонатан Лир. Мудрость, отвоеванная у болезни: Психоаналитическое постижение человека).
  
8. Какое средство познания характерно для психоанализа по Мамардашвили?

  
   "<...> Монтень и выражает: законы существуют после того, как они написаны. То есть возникает реальность в зеркале вот этих многократных отражений. А она есть закон образования человеческой психики. В начале было слово. И это знал также и поэт XIX века Стефан Малларме. Он говорил, что обычно считают, что поэмы пишутся идеями, что стихи пишутся идеями. Стихи пишутся словами! И сейчас я поясню, что это значит. Он фактически имел в виду, что я должен написать что то, чтобы понять, что я хотел написать. То есть он прямо переворачивает посылку. Посылка у нас обычно такая, что существует ясные, для себя прозрачные содержания мысли, которые ищут форму находят языковую форму и пользуются ей как средством выражения. А в действительности существует такая вот шутка, что нужно начать строить конструкцию, записать закон, например, или слово, и - начинается порождение того, чего ты сам предварительно до этого вовсе не знал. И не будет такого состояния, когда ты вот так предварительно будешь все знать, а потом наконец это выразишь. Значит, какие-то вещи, явления становятся в пространстве, зеркальном пространстве такого резонанса" (Мераб Мамардашвили. О психоанализе).
  
 []

  
  
  
  
  
  
  
  
9. Место разума как способность к суждению

  
 []

  
10. Место речи в психоанализе

  
   "Чего бы ни добивался психоанализ - исцеления ли, профессиональной подготовки, или исследования - среда у него одна: речь пациента. Очевидность этого факта вовсе не дает нам права его игнорировать. Всякая же речь требует себе ответа. Мы покажем, что речь, когда есть у нее слушатель, не остается без ответа никогда, даже если в ответ встречает только молчание. В этом, как нам кажется, и состоит самая суть ее функции в анализе. <...>.
   Искусство аналитика должно, напротив, состоять в том, чтобы постепенно лишать субъекта всякой уверенности, пока не рассеются последние призраки ее. <...>.
   <...> контролируемый выполняет в ней роль фильтра или рефрактора дискурса субъекта, в результате чего перед контролирующим предстоит готовая стереография, где с самого начала выделены три или четыре регистра, в которых записана создаваемая этим дискурсом партитура. <...>.
   Единственный доступный для аналитика объект - это воображаемое отношение, связывающее его с субъектом в качестве "его собственного Я", и, будучи не в силах это отношение исключить, он может воспользоваться им для регулирования пропускной способности своего уха - что физиология, вполне согласная здесь с Евангелием (уши, чтобы не слышать), считает процессом вполне естественным, - или, иными словами, для распознавания того, что услышать следует.
   Обратив теперь наши взоры на другой полюс психоаналитического опыта - его историю, казуистику, процесс лечения, - мы обнаружим, что анализу hiс etnunc противостоит здесь ценность припоминания (анамнеза) как показателя и пружины терапевтического прогресса; навязчивой интрасубъективности - истерическая интерсубъективность; анализу сопротивления - символическая интерпретация. Именно здесь начинается реализация наполненной речи. Рассмотрим полагаемое этой речью отношение.
   <...> мы и возлагаем всю вину на Слово - на то реализованное в дискурсе неуловимое Слово, которое перебегает, как колечко на нитке, из уст в уста, чтобы дать акту субъекта, получающего заключенное в нем сообщение, смысл, делающий этот акт актом из его истории и сообщающий этому акту его истинность.
   На самом деле сшитая из отдельных лоскутов Фрейдовского учения мифология созревания инстинктов порождает духовные проблемы, пары которых, конденсируясь в облака идеалов, орошают, в свою очередь, обильными ливнями почву первоначального мифа.
  
Функция речи по Лакану:

  
   <...> - в памятниках: таковым является мое тело, т. е. истерическое ядро невроза, где исторический симптом обнаруживает структуру языка и расшифровывается как надпись, которая, однажды будучи прочитана, может затем быть уничтожена без особого сожаления;
   - в архивных документах, смысл которых остается непонятен, покуда не выяснено их происхождение: таковы воспоминания детства;
   - в семантической эволюции: она соответствует моему запасу слов и особенностямих употребления, а также моему жизненному стилю и характеру;
   - в традициях и даже легендах, где моя история облекается в героизированные формы;
   - в следах искажений, которые возникают при согласовании с соседними главами фальсифицированной главы, чей смысл должен быть восстановлен нашим собственным истолкованием.
   <...> измерив разницу в основательности и технической эффективности между отсылками к мнимо-органическим стадиям индивидуального развития, с одной стороны, и исследованием отдельных конкретных событий истории субъекта, с другой".
  
   Лакан, Ж. Речь пустая и речь полная в Психоаналитической реализации субъекта. URL: https://psychoanalysis.by/2020/09/13/статья-лакан-речь-пустая-и-речь-полна/.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"