Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Различие взглядов на мир-систему А. Франка от И. Валлерстайна

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мир-системный анализ теоретиков мир-системного подхода Франка Андре Гундере и Иммануила Мориса Валлерстайна.

А. Франк


   Андре Гундер Франк (1929-2005) немецкий экономист, социолог и политолог, один из основоположников мир-системного анализа и теории зависимого развития.
  
   А. Франк выдвигает тезис о непрерывности мировой системы. Его цель состоит в том, чтобы помочь заменить евроцентричную историю и общественные науки более гуманоцентрическим и, в конечном итоге, экоцентрическим подходом. Основная идея - непрерывная история и развитие единой мировой системы в Афро-Евразии в течение не 500 лет, а как минимум 5000 лет. Этот мировой историко-социальный научный подход получил название "подъем Запада". Он опровергал европейскую исключительность. На взгляд Франка, мировая система, пришедшая к господству на Западе - недолгое и, возможно, скоротечное событие.
   Такой подход является откровенно историко-материалистическим.
  
   Его основными теоретическими предпосылками являются:
  
   1) существование и развитие мировой системы насчитывает не пятьсот, а около пяти тысяч лет;
   2) мировая экономика и ее торговые отношения на расстоянии - центральный элемент этой мировой системы;
   3) процесс накопления капитала является движущей силой истории мировой системы;
   4) структура центр-периферия является одной из характеристик мировой системы;
   5) чередование между гегемонией и соперничеством характерно для мировой системы, хотя гегемония всей системы была редкой или отсутствовала;
   6) длинные экономические циклы восходящей и нисходящей фаз лежат в основе экономического роста в мировой системе.
  
   Мир - система Франка, в отличие от Валлерстайновской, имеет в виду, что существование и развитие одной и той же мировой системы, в которой мы живем, насчитывает пять тысяч лет и более. Согласно же Валлерстайну, в отличие от Франковской мир-системы, мировые системы не обязательно должны быть даже всемирными. Бродель и Валлерстайн подчеркивают разницу между мировой экономикой и мир-системой. Мировая экономика - это выражение, применяемое ко всему миру, так считает Валлерстайн. Он подчеркивает, что мировая экономика касается только фрагмента мира и экономически ее автономной части. Иммануил Валлерстайн пришел к теории мир-системы, ища самые точные экономические единицы исторических изменений.
  
   По мнению Франка, крупнейшие подразделения исторических изменений уже давно были намного больше и старше, чем европейская центрированная "мировая экономика и мировая система" Броделя и Валлерстайна. Франк подчеркивает политическую согласованность и видит, что "центральная цивилизация" начинается в 1500 году до нашей эры и расширяется медленнее, чем ее более ранние и более обширные экономические связи. Он использует последние в качестве основного критерия для идентификации мировой системы, начиная как минимум с 3000 г. до н.э., и считаем, что ее распространение было более быстрым.
  
   Спор между 500 и 5000 годами истории мировой системы - это спор о преемственности против разрыва. Одна позиция заключается в том, что способ производства или общественного формирования в мировой истории делает резкий прорыв около 1500 года. Эта позиция является доминирующей среди историков и теоретиков мировой системы, включая Валлерстайна. Другая позиция заключается в том, что накопление капитала не началось или не стало "непрерывным" только после 1500 г. н.э., но было движущей силой исторического процесса на протяжении всей истории мировой системы. Не было никакого резкого разрыва между различными "мировыми системами" или даже "способами производства" в Эпоху Возрождения 1500 года.
  
   Настоящие разногласия вращаются вокруг вопроса о том, какие структуры составляют, в частности, "систему" или "мировую (-) систему". Франк утверждаем, что иерархия комплексов центр-периферия (и внутренние районы) внутри мировой системы, в которой избыток перемещается между зонами иерархии, обязательно подразумевает существование некоторой формы "международного" (в лучшем случае вводящего в заблуждение термина) разделение труда. Критерием системного участия в единой мировой системе является то, что ни одна часть этой системы не была бы такой, какой она есть или была бы, если бы другие части были не такими, как они есть или были. Взаимодействие от одной части системы к другой может быть только косвенно связано цепочкой. Более слабая системная связь могла бы заключаться в том, что различные части могли также реагировать и на одни и те же глобальные экологические ограничения.
  
   Захват элитой "А" части экономического излишка, извлеченного элитой "В", означает, что между А и В происходит "взаимопроникающее накопление". Этот перенос или обмен излишков связывает не только две элиты, но и их "общественные" экономические, социальные, политическая и идеологическая организация. Это взаимопроникающее накопление, таким образом, создает причинную взаимозависимость между структурами накопления и между политическими образованиями. То есть "общество" А здесь может и не будет таким же, каким оно было при отсутствии там его контакта с Б, и наоборот.
  
   Несмотря на то, что Франк уделяет особое внимание "экономическим" связям для укрепления мировой системы, мы также принимаем связи с мировыми системами, которые устанавливаются и поддерживаются посредством периодического "политического" конфликта между "обществами". Признание такого конфликта как признака участия в одной и той же мировой системе тем более важно, поскольку большая часть конфликта была связана с экономическими ресурсами и контролем торговых путей. И наоборот, торговля металлами и / или оружием может увеличить военный потенциал и усилить контроль над источниками экономических ресурсов, включая саму торговлю. Политический конфликт также был выражением чередования между гегемонией и соперничеством в рамках мировой системы и / или ее региональных частей (батрахомиомахия).
  
   Подводя итоги об исследовании, проведенном А. Франко, я могу перечислить следующие признаки участия в одной и той же мир - системе:
  
   1. обширные и постоянные торговые связи;
   2. постоянные или периодические политические отношения с конкретными регионами или народами, в том числе особенно отношения между центром, периферией и внутренними районами, а также отношения и процессы гегемонии / соперничества;
   3. разделение экономических, политических и, возможно, также культурных циклов. Идентификация этих циклов и их влияние на масштабы мировой системы играют решающую роль в этом исследовании.
  
   Действительно, идентификация географической степени почти одновременности этих циклов может служить важным оперативным определением степени мировой системы. Если в отдаленных частях Афро-Евразии экономические процессы будут расширяться и сокращаться практически одновременно, это будет свидетельством их участия в одной и той же мир - системе.
   Надо иметь в виду, что если мы хотим полнее понимать разные теории мир-системы, то обязаны изучать циклы истории. Но должны сначала определить систему, в которой мы хотим их искать. С оперативной точки зрения это может быть наоборот: циклы могут определять степень системы. Поэтому, желательно не вешать "ярлыки", и изучать все доступные концепции мир-системы, чтобы свободно к ним апеллировать.
  

И. Валлерстайн


  
   Иммануил Морис Валлерстайн (1930-2019) - американский социолог, политолог и философ-неомарксист, один из основателей мир-системной теории, один из ведущих представителей современной левой общественной мысли.
   Теория мировых систем - это макросоциологическая перспектива, которая стремится объяснить динамику "капиталистической мировой экономики" как "тотальной социальной системы". Первая крупная артикуляция мировой системы связанна с именем Иммануила Валлерстайна.
  
   Валлерстайн внес значительный вклад в социологическую и историческую мысль, что вызвало многочисленные реакции среди ученных, и вдохновило многих других на развитие его идей.
  
   "Где теория мировых систем расположена в интеллектуальном мире?" - этот акцент на развитие и неравные возможности в разных странах, был в дальнейшем оперативно изучен теоретиками и практиками мир-системы. Это делает мир-системный проект, как политически, так и интеллектуально холистическим (полностью раскрытым в своей акциденции). Подход Валлерстайна является одним из методов, в котором теория и практика тесно взаимосвязаны, а целью является интеллектуальная деятельность, заключающаяся в создании знаний, которые раскрывают скрытые структуры и позволяют действовать на мир, изменяя его. Способность человека разумно участвовать в эволюции его собственной системы зависит от его способности воспринимать целое. Исследования мировой системы в значительной степени качественны, хотя изначально, для понимания мира, Валлерстайн отверг различие между номотетическими (законодательными) и идиографическими (своеобразными) методологиями.
  
   Для Валлерстайна существует объективный мир, который можно количественно понять, но независимо от того, как долго мир существует, он является продуктом истории. Но по большей части его методы связаны с историей и с интерпретирующей социологией. Работа Валлерстайна методологически расположена между трудами Маркса и Вебера, внесшими весомый вклад в социологию как науку.
  
   Для Валлерстайна мировая система - это социальная система, имеющая границы, структуры, группы участников, правила легитимации и согласованности. Жизнь этой социальной системы состоит из конфликтующих сил, которые удерживаются вместе напряжением и разрывают её на части, поскольку каждая группа постоянно стремится переделать мировую систему в своих интересах. Мировая система обладает характеристиками организма, то есть имеет продолжительность жизни, в течение которой его характеристики изменяются в одних отношениях и остаются стабильными в других. Жизнь в ней в значительной степени автономна, и динамика её развития в значительной степени внутренняя.
  
   Мировая система - это то, что Валлерстайн называет "мировой экономикой", интегрированной через рынок, а не политический центр, в котором два или более регионов взаимозависимы в отношении таких потребностей, как продукты питания, топливо и защиты, и два или более государств борются за господство без появления единого центра.
  
   Валлерстайновская мир-система - это мультикультурное территориальное разделение труда, при котором производство и обмен происходят исходя из потребности в основных товарах, сырье и материалах. Это разделение труда относится к силам и производственным отношениям мировой экономики в целом, и это приводит к существованию двух взаимозависимых областей - ядра и периферии.
  
   Географические и культурные различия периферии фокусируются на трудоемких направлениях, а ядра - на капиталоемком производстве. Отношения "ядро-периферия" структурные. Полупериферические состояния действуют как буферная зона между ядром и периферией, и имеют смесь видов деятельности и учреждений, которые существуют на них. Среди наиболее важных структур современной мировой системы - иерархия власти между ядром и периферией, в которой могущественные и богатые "основные" общества доминируют над слабыми и бедными периферийными обществами, эксплуатирую их. Владение технологиями является определяющим фактором в позиционирование "ядро-периферия". Определение ядра и менее развитых стран определяются их периферии. Периферийные страны теряют свою бытность от взаимоотношения с ядром. Выделяющие их особую "самость" в культурной, ментальной и религиозной уступает другой благополучной "самости". Периферийные страны заимствуют "иное" от ядра. В этом случаи делаются зависимыми от ядра и со временем теряют свой культурный суверенитет, и окончательно становятся зависимыми от ядра.
  
   Дифференциальная сила нескольких состояний внутри система имеет решающее значение для поддержания системы в целом, поэтому сильные государства усиливают и увеличить дифференциальный поток излишков в активную зону. Это то, что Валлерстайн назвал "неравным обменом", систематическим переносом излишков из полупролетарских секторов на периферии в высокотехнологичное индустриальное ядро. Это приводит к процессу накопления капитала в глобальном масштабе, и обязательно включает в себя присвоение и преобразование периферийного избытка.
  
   На политической стороне мир-системы выделяются несколько концепций. Концепция Валлерстайна:
  
   Национальные государства - это переменные элементы внутри системы.
   В случае ключевых стран, преследуя свои интересы, государства используют классовые силы.
  
   Империалистические государства имеют сильное основное состояние и доминируют над слабыми периферийными областями.
  
   Гегемония заключается в существовании одного базового государства, которое опережает остальные.
  
   Гегемонические силы, пока имеют преимущество, поддерживают стабильный баланс сил и обеспечивают свободную торговлю. Однако, гегемония имеет временный характер из-за классовой борьбы и распространения технического преимущества. Наконец, существует глобальная классовая борьба.
  
  
   Современная мировая экономика характеризуется регулярными циклическими ритмами, которые обеспечивают основа периодизации современной истории Валлерстайна. После нашего нынешнего времени Валлерстайн предвидит появление социалистического мирового правительства, которая является единственной альтернативной мировой системой, которая могла бы поддерживать высокий уровень производительности и изменить распределение путем интеграции политических уровней и путем принятие экономических решений.
 []

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"