Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Путь Моисея к Богу

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Моисей - еврейский пророк и законодатель. Аффекты, девиантность и фрустрации Моисея. Взаимодействия и осознания своего "Я", и "Сверх-Я". Как Моисей отказался от многих богов и пришел к Единому Богу.

  

1. Введение


   На протяжении всей истории существование человечества люди постепенно постигали и осознавали окружающую их вселенную, постоянно познавали свой внутренний мир. Толчком продвижения в этом направлении служило коллективное сотрудничество, эволюционно связывающее звено которого в последствии сформировало из микроэволюции новый макроэволюционный прогрессивный процесс - религию. Религия сформировалась как форма психической активности личности или личностей, объединившая их в погружении на каком-то предмете вне сфер материальной апперцепции. На сегодняшний день авторитетность и потентность авраамистических религий, которые плотно укрепились на всех частях суши, являются одним из самых массовых веровании на земле. Фундаментальное верование иудаизм, благодаря своему генезису, длившемуся на протяжении тысяч лет и в которое уверовало миллионы людей, образовало новое универсальное и первое уникально-массовое мировое единобожие. Иудаизм вскормил светом знания другие народы. Благодаря чему появились симулятивные размножения со своей секуляративной дифференцией, выразившееся в христианстве и исламе со своими уникальными обрядами. Свой годологический процесс становление и психологический путь завоевание духовного пространство, был начет иудаизмом в древнем Египте, пророком и вождем, патриархом иудейского народа Моисеем.
   Девиантное и аффектное поведение пророка Моисея для его современников было атипичным. Он первый лидер, позволивший приобщиться другим народам к свету монотеистического учения иудеев. Его личностная эпимелейя, внутреннее противостояние укладу приемной социальной ментальности (семьи фараона) его коренной (иудейской), вылились в откровения, данные Богом нашему миру (Пятикнижия Моисея). Что пришлось пережить патриарху, какие психологические перемены с ним происходили, что он чувствовал и переживал в своей душе? Как Моисей открыл в себе единого бога?

2.О Моисеи и его роли в мировых религиях


   Моисей - один из самых важных религиозных лидеров в мировой истории. История Моисея рассказана в библейских книгах Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. На него продолжают ссылаться по всей Библии, и он чаще всего упоминается в Новом Завете. В Коране он также играет важную роль и, опять же, является наиболее часто цитируемым религиозным деятелем, который упоминается 115 раз в отличие от Мухаммеда, которого в тексте упоминается только четыре раза. Как и в Библии, в Коране Моисей - это фигура, которая попеременно выступает за божественное или человеческое понимание. Книга Исхода берет начало от повествования в Книге Бытия (главы 37-50) об Иосифе, сыне Иакова, который был продан в рабство сводными братьями в Ханаане и в последствии возвысился в Египте, заняв место личного советника фараона. Иосиф был искусен в понимании снов и правильно истолковал сны царя, точно предсказывая грядущий голод. Фараон назначил Иосифа ответственным за подготовку Египта к преодолению голода, в чем тот блестяще преуспел. В последствии Иосиф переселил свою семью в Египет. Книга Исхода начинается с того, что еврейские потомки Иосифа становятся все более многочисленными в земле Египта. Фараон, опасаясь, что иудеи могут захватить власть, порабощает их. Рассказ о Моисеи в Ветхом Завете начинается со во второй главы книги после того, как неназванный фараон, все еще обеспокоенный растущей численностью населения израильтян, постановляет, что каждый ребенок мужского пола должен быть убит. Мать Моисея скрывает его в течение трех месяцев после рождения. Боясь, что он будет обнаружен и убит, кладет его в корзину для папируса и пускает по течению в воды Нила. Корзину с младенцем сносит к месту, где купаются дочь фараона и ее служители. Принцесса забирает себе ребенка, дав ему имя 'Моисей', что означает 'вытащенный из воды' (Исход 2:10).
   Моисей растет во дворце фараона. Проверяя ход строительства пирамиды, он видит, как египтянин избивает раба иудея. Моисей заступившись за раба, случайно убивает египтянина и закапывает его тело в песок. На следующий день, видит, как дерутся два еврея, и разнимает их. Один из дерущихся спрашивает, не убьет ли он их, как накануне египтянина. Моисей боясь разоблачения (донос рабов), скрывается бегством в пустыне, в надежде спасти свою жизнь. Выжив в пустыне (60 лет), получил дар Божьи. После этого он стал пророком.

3.Происхождение и путь к становлению


   До сих пор идут дискуссии о происхождение Моисея. Античный автор, древнеегипетский историк и жрец Манефон живший в III веке до н.э., в своем труде 'История Египта' рассказывает о жреце Осарсифе. Иудейский зилот, историк Иосиф Флавий (ок. 37-100 гг. н. э.) подробно цитирует историю Манефона в своей собственной работе. Римский историк Тацит (ок. 56-117 гг. н.э.) рассказывает похожую историю о человеке по имени Моисей, который становится лидером колонии египетских прокаженных. Это привело к тому, что многие писатели и ученые ( психолог Зигмунд Фрейд и мифолог Джозеф Кэмпбелл в том числе) утверждали, что библейский Моисей был не евреем, выросшим в дворце фараона, а египетским священником, который возглавил религиозную революцию с целью установления своей власти путем продвижение разработанной новой религии монотеизма. Еврейские историки утверждают, что Моисей был евреем по крови. Они опираются на иудейские законы, гласящие, что не может не еврей руководить еврейским народом. По духу же Моисей был египтянином, об это свидетельствует, то что когда бежал из родного Египта, о нём так спасенные мадианки говорили: "Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов..." (Книга Исход 2:19). Моисей был обласкан в чужой для него земле отцом спасенных им дев и принят в семью, "... он выдал за Моисея дочь свою Сепфору." (Книга Исход 2:21).

Этимология имени Моисея


   Первое, что настораживает нас в личности Моисея, - его имя, которое на иврите пишется "Моше". Возникает законный вопрос: откуда оно взялось? что оно означает? Как известно, на этот вопрос отвечает история Исхода. Из нее мы узнаем, что египетская принцесса, которая вытащила ребенка из нильских вод, нарекла его этим именем, добавив "этимологическое" разъяснение: "Поскольку я вытащила его из воды...". Но это разъяснение явно недостаточно. Библейское токование имени Моисея, - "тот, что вытащен из воды", - пишет автор "Юдише лексикон", - это народная этимология и не согласуется с активной формой его значения на иврите: "Моше" - это в лучшем случае "тот, кто вытаскивает". К этому возражению можно добавить еще два: во-первых, вряд ли можно приписывать египетской принцессе знание ивритской этимологии; а во-вторых, как мы увидим, вода, из которой был вытащен ребенок, скорее всего не была водой Нила, да и вообще какой бы то ни было реки. С другой стороны, многие и уже давно высказывали предположение, что имя "Мозес" взято из египетского словаря. Ограничусь цитатой из Брестеда ("На заре сознания"), основной труд которого, "История Египта", считается весьма авторитетным. "Существенно отметить, что имя Мозес является египетским. Это попросту египетское слово, означающее "дитя", которое является сокращением таких имен, как "Амон-мозе" (Амон-дитя) или "Пта-мозе" (Пта-дитя), а они сами, в свою очередь, вероятно, являются сокращениями полных выражений "Амон (дал) дитя" или "Пта (дал) дитя". Сокращенное "дитя" довольно рано стало удобной заменой громоздкого полного имени, и слово "Мозе", "дитя" - не редкость на египетских памятниках. Отец Моисея, скорее всего, дал своему сыну имя какого-нибудь египетского бога, вроде Амона или Пта, но это божественное имя постепенно утерялось при употреблении, пока ребенка не стали называть просто "Мозе". Дополнительное "с" в конце появилось при переводе на греческий язык и не связано с ивритом, в котором это имя произносится просто "Моше"..." Я привел цитату буквально и не беру на себя ответственность за все ее детали. Меня, однако, удивляет, что, упоминая все эти имена, Брестед прошел мимо аналогичных богоподобных имен египетских царей: А-мозе (Амос), Тут-мозе (Тутмос) и Ра-мозе (Рамсес).
   Можно было бы ожидать, что автор, признавший "Мозе" египетским именем, сделает вывод (или хотя бы предположение), что его носитель и сам был египтянином. В наши времена такие умозаключения -- от имени к расе -- не порицаются, и они тем более законны и убедительны в случае более ранних и примитивных времен. Но, насколько мне известно, ни один историк не сделал такого вывода, включая тех, кто, подобно Брестеду, готов был допустить, что Моисей был "знаком со всей египетской мудростью".

Путь к становлению своего Сверх-Я


   Долгие годы скитание, растущие разочарование в языческих богах, психологическая инородность, социальная чужеродность гнетуще действовали на разум и когнитивное восприятие молодого Моисея. Расстройство это выражается в стихе "Она родила сына, и Моисей нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле." (Книга Исход 2:22). Моисей, воспитанный в египетском обществе, перенял его верование но не забыл и свои корни. "Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей. И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. "(Книга Исход 2:6-8). Разрываясь между двумя культурами и религиями у Моисея произошел личностный диссонанс. Что же, долг к приемной матери, или любовь к биологической матери принудило его, будучи в царской парчи, совершить такой проступок как убийство? Его травматический невроз был началом пути осмысление, рефлексии себя как уникума к универсуму. "Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим сынам Израилевым и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке." (Книга Исход 2:11-12). Череда этих трагических событий выковала новую психологическую матрицу Моисея. Вызвала его психологическую деструктивность. Случившееся заставило Моисея переосмыслить себя и все людское существование и бытие творящего каждой живой твари. Побудило его к поиску смысла жизни. Отчасти это была эпимелейя (греч. epimeleia - забота о себе), решить в первую очередь свои проблемы, разграничить свое пристрастное парадигматическое отношение восприятия. Будучи в ситуации острой депрессии из-за убийства "брата" с одной социальной культуры и предательства своих единоплеменников.
   Моисей должен был сделать выбор. Выбор, рушивший установленные рамки социальной стены его сознание и практику социума, в котором он вырос, требовавшего субъективного ответа на возникшие в его душе вопросы.

4. Осмысление самого себя


   Моисей, будучи воспитан в семье фараона и получивший царское образование, "И вырос младенец, дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей..." (Книга Исход 2:10), был высоко интеллигибельной личностью. Моисей решает переоценить все аксиологические ценности мира, материальные и духовные, на которых был воспитан. Что есть единый и всемогущий, над теми другими богами, демонами и духами, которые слабее сильного единого иудейского бога? Его девиантное поведение в обществе заставляло его заниматься переосмысление вдали от социальных рамок, "Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву." (Книга Исход 3:1). Апогея переломного момента была Моисеем достигнута! Иудейский бог, которому принадлежа его кормилица (биологическая мать), ее рассказы о боге упрятанный в бессознательном своем "Я", этот "Я" был подчинен "Сверх-Я"; божественному внутреннему голосу. Его внутренний переворот перерос в восстание против старых навязанных социальных условии. В тот судьбоносный день Моисеева "Эго" определилось, что для него важнее. Сделав свой внутренней волевой выбор в пользу только единого бога. На его внутренней взор ответил взором Господь, "И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога." (Книга Исход 3:2-6). "... сними обувь твою с ног твоих..."- обувь это латентный семиотический посыл. Сняв обувь в которой он пришел к богу, старые предрассудки, переживание, уклад жизни он должен был перемениться к новому лучшему, "... ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая." Что он первый из ныне живущих людей, услышал голос бога. Боялся понять Его из-за долгово пребывание во тьме порочности, окружающей его. Далее он скрыл лицо свое от него, "... Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога.". "... Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова..."- побуждая его такими внутренними образами о том что, выросший во дворце полиотентистов, он не знал себя как личность и своих осознанно биологических корней. "И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его" (Книга Исход 3:7). После сделанного Моисеем выбора в пользу евреев, своих единоплеменников, Господь отправляет его освободить их. "Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых." (Книга Исход 3:10). Моисей возвращается в Египет, чтобы освободить еврейский народ.
   430 лет мира между братскими народами. Что побудило их столкнуться? Что же заставило египтян относится так к иудеям? Живущие в мире и согласии два народа более вместе 4 веков что их заставило столкнуться? "Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет." (Исх. 12:40).

5. Предыстория конфликта


   Итак чтобы понять такую аффектную, взрывную немотивированную агрессию со стороны египетского народа, стоит обратиться к истории описанной в Библии, Ветхом Завете. Причина в окрепшей мощи Египта в Средиземноморском регионе. Благодаря эффективным действиям Иосифа по спасению Египта в течении голодных 7 лет, страна лучше, чем другие государства в регионе, пережила его (Книга Бытие, глава 41). Иосиф, после верного истолкование снов и предложенным удачным планом по спасению царства, был назначен фараоном вторым после себя. Пользуясь своим привилегированным положением, Иосиф хотел облегчить жизнь в Египте 70 своим соплеменником приглашенным им (Книга Исход 1:5). Знания натолкнули Иосифа на мысль, что бог всетворящий, более не творит новую землю/сушу и он сейчас перестал творить и что требуется ее своим разделить. Иосиф принял на тот момент верное решение для своих соплеменников и вводит новый земельный кодекс в Египте: "Так Иосиф купил всю землю в Египте для фараона. Египтяне продали каждый свое поле, потому что голод одолел их, и земля стала собственностью фараона, а народ Иосиф сделал рабами, от одного конца Египта до другого. Он не купил только землю жрецов, потому что они получали постоянную долю от фараона, и этой доли, которую дал им фараон, им хватало на пропитание; вот почему они не продали свою землю. - Теперь, когда я купил вас и вашу землю для фараона, вот вам семена, чтобы засеять землю. Когда поспеет урожай, отдайте одну пятую от него фараону, а остальные четыре пятых будут вам на семена для полей и на пропитание для вас самих, для ваших домашних и для детей. Так Иосиф установил в Египте закон о земле, который и сегодня в силе: одна пятая всего урожая принадлежит фараону, кроме урожая с земель жрецов, которая не стала собственностью фараона." (Книга Бытие 47:20-22,24, 26)

Вклад Иосифа по спасению Египта


   Начало восхождение звезды Иосифа было благодаря его толкованием снов фараону. Фараон и его окружение не могли принять верного решения, " и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки; и съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон, и заснул опять, и снилось ему в другой раз: вот, на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших; но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром; и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и понял, что это сон." (Книга Бытие 41:2-7). Египетское царство в то время завоевало все цивилизованные народы. Египет на тот момент вел позиционную войну с полукочевыми и кочевыми народами, населяющими границы царства. Война была вялотекущей, без существенных изменений в пользу одной из сторон. "... но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром..."- все описание сна фараона не имеет географической конкретики, кроме этого стиха "..иссушенных восточным ветром...". На тот момент на востоке были две крупных империи: Хеттская и Ассирийская. Угроза возможно будет с востока, повествует скрытый смысл в стихах к царству египетскому. Постоянное нервное расстройство и раздражительность фараона, объяснялось бессонницей, как разрешить назревавшую проблему. Когда же он достиг пика переживания то, " Утром смутился дух его и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону." (Книга Бытие 42:8). Положение было ригидное (боязнь за ошибку), цена неправильного решения - жизнь и свобода египетского царства. Фараон готов был услышать любые предположения. Его психастеническое расстройство Эго было в какофонии. Во время решение вопроса к фараону обращается раб, "И стал говорить главный виночерпий фараону и сказал: грехи мои вспоминаю я ныне; фараон прогневался на рабов своих и отдал меня и главного хлебодара под стражу в дом начальника телохранителей; и снился нам сон в одну ночь, мне и ему, каждому снился сон особенного значения; там же был с нами молодой Еврей, раб начальника телохранителей; мы рассказали ему сны наши, и он истолковал нам каждому соответственно с его сновидением; и как он истолковал нам, так и сбылось: я возвращен на место мое, а тот повешен. " (Книга Бытие 41:9-13). Фараон был в отчаянии и принял решение выслушать его, послав за ним, " И послал фараон и позвал Иосифа. И поспешно вывели его из темницы. Он остригся и переменил одежду свою и пришел к фараону. Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны. И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону." (Книга Бытие 41:14-16). К тому же он был из народа полукочевого и жил в регионе Ханаан под контролем Хеттам. "И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону.". Не мое тебе "Я" даст ответ, а мое "Сверх-Я" фараону. Будучи выходцами из Ассирийской империи, " И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там." (Книга Бытие 11:31). Иофсиф, приходился правнуком Аврааму, он знал обстановку у хеттов и ассирийцев. Торгуя с обеими государствами и в империях имел родственников," Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана. Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота. И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском. Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски." (Книга Бытие 11:26-29)
   Ответ Иосифа был прост и гениален. Нужно запастись больше чем обычно зерном. Война будет длиться 14 лет. После седьмого года закончатся внутренние запасы в государствах, " И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону. Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один; и семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром, это семь лет голода. " (Книга Бытие 41:25-27)

Признательность пришельцев и последующая реакция хозяев земли


   Евреи были благодарны египтянам, которые приняли их и позволили жить с ними. Но не всем нравился новый установленный порядок. Чернь, подогреваемая науськиванием жрецов, которые раньше властвовали совместно только с фараонами, не были готовы потесниться. После земельной реформы прижизненной Иосифом по отношению к правящему сословию, это навлекло беду в последующим израильскому народу. Было сфабриковано дело, через несколько поколении о том что, израильский народ возжелает подчинить себе весь Египет, "И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей." (Книга Исход 1:8-10) Эти блохи которые вгрызлись в тело устоявшей системы принесли свою культуру. Блохи которые с нашего заднего двора, варвары, где обитали народы дикие, полукочевые, захватили и разделили с нами власть в царстве! Третья сила появилось на игральной доске которую требовалось низвергнуть. Египтяне подогревались сладкими речами жрецов о богатстве, былой славе, гордыни пред недолюдьми и возбуждались желанием вернуть национальные богатство, как они считали, отнятые у них иудейским народом. Когда же получилось возвратить власть в свои руки, как они считали, то в унижении и насмехании над этими слабыми червями послужит искуплением, труд во благо египтян. Они наказывали иудейский народ "...изнуряли его тяжкими работами..." (Книга Исход 1:11). Для объяснения была принято политика нетерпимости к всему чужому. Особенно к религии. Что требовал теперь новый уклад социального египетского общества для доминирование своей политентичной идеологии. Раньше - поклоняйся кому хочешь, только не забывай платить налоги, теперь данная политика была отменена. Одна вера в государстве для всех. Превознесение своей исключительности над другими народами. "...изнуряли его тяжкими работами..." (Книга Исход 1:11). Говорится не только о физических труде и о духовном понимании. Иудеи, со своей идеологией в единого бога, постепенно подвергали сомнением власть фараона и жрецов. Это вылилось как итог жизни иудеев исходом из Египта. Начало жизни иудеев в Египте, было в количестве 70 человек. Во время Исхода из Египта, более 600 тысяч человек, "И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф, до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей..." (Книга Исход 12:37).

6. Мудрость и сила Бога Израилева


   Моисей подверг сомнению себя и свое Сверх-Я, "И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: 'не явился тебе Господь'? И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его. Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова." (Книга Исход 4:1-5). Смысл во змеи - знания. Знания, благодаря которым приведет иудейский народ к процветанию, как во времена Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа. Знания себя и своей культуры и истории. Забыты от неимоверного труда по вине египтян. "Спустя долгое время умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом." (Книга Исход 2:23,24). " И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную... Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых" (Книга Исход 3:7-8,10). Моисей осознал нарратив, поставленный ему Богом. Интроспекция Моисея (самонаблюдение), пришла к тому, что необходимо освободить от гнета еврейский народ. Зная страдание своего народа, Моисей собирался действовать в соответствии со знаниями, открытыми ему всемогущим Богом, которые способны убедить иудеев последовать за ним.22

План Исхода


   Бог сказал Моисею какие эпистемы (обращение) использовать " Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте. И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед. И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак, отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему. Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою; и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди него; и после того он отпустит вас. И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян." (Книга Исход 3:16-22) "

Циркумцизация (обрезание крайней плоти)


   "И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром."(Книга Исход 4:18). Тесть осознал его личностные терзание о вере и благословил Моисея с миром. Становясь опять никем без роду и племени только с Господом в сердце своем Моисей отправляется в путь. Семья же в лице Сепфоры и сына Гирсама желают следовать за ним. Моисей, понимая трудность своего пути отрицает нужность следование с ним, надеясь, что вряд ли отец выгонит вслед за мужем собственную дочь и внука. Следовать за мужем - выражение характера Сепфоры, ее сверхиндивидуализма. В пути Сепфора вяжет кровью Моисея, себя и сына. Происходит сакрализованный исторический момент человечества, "Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию." (Книга Исход 4:24-26)

Брат Аарон


   Моисей понимал что для объединения людей в организованную группу необходимы сподвижники. Моисей нашел человека из среды угнетенных, на которого ему указал Сверх-Я "И Господь сказал Аарону: пойди навстречу Моисею в пустыню. И он пошел, и встретился с ним при горе Божией, и поцеловал его. И пересказал Моисей Аарону все слова Господа, Который его послал, и все знамения, которые Он заповедал. И пошел Моисей с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израилевых, и пересказал Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею; и сделал Моисей знамения пред глазами народа, и поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились." (Книга Исход 4:27-31) Диалектика мыслей По прибытию в Египет Моисей был узнан и приглашен во дворец правившего в то время фараона "Моисея и его сподвижника Аарона пустили ступить на землю египетскую и позволили им войти во дворец." Моисей рассказывает о едином боге, которого египтяне не знают и просит отпустить всех рабов иудеев,28 "После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев... Они сказали: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою или мечом. Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу." (Книга Исход 5:1-3). "Моисей был восьмидесяти, а Аарон восьмидесяти трех лет, когда стали говорить они к фараону. И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: если фараон скажет вам: 'сделайте чудо', то ты скажи Аарону: 'возьми жезл твой и брось пред фараоном', - он сделается змеем. Моисей и Аарон пришли к фараону и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы." (Книга Исход 5:7 -12). Почему Господь обращается к Аарону "...то ты скажи Аарону... " насчет жезла, а не к Моисею которым с ним (жезлом) пришел? Моисей, вернувшись в родные пенаты, оробел при виде оставленного им дома. Аарон же был более решителен и обладал более лучшим "жезлом", чем Моисей, потому что подвергался все эти годы гонениям. Жезл - мысль, эпистема, данная богом ему лично и услышанная от Моисея. Если благодаря этому мы обретем свободу, я пойду на любые соглашение с кем-то или чем-то. Наша мысль была новой и сильной "...но жезл Ааронов поглотил их жезлы ...", они были бессильны перед тем, что открылась Моисею и Аарону, перед Его ликом, старые боги египтян были импотентны противопоставить что-то против Него.

7. Исход иудейского народа


   Когда фараон запретил отпускать народ иудейский, Моисею и Аарону пришлось использовать уже не только силу слова Господа, но и силу. Отравив воду в реки Нил, они лишили их пресной воды (Книга Исход 7:20-21), наслали жаб (Книга Исход 8:5-6), наслали насекомых кровопийцев и ос (Книга Исход 8:17-19), наслали чуму (столбняк) на скот и людей египетских(Книга Исход 9:8-11), гром, огонь и град, дабы побить нечестивцев (Книга Исход 9:23-25), наслали саранчу (Книга Исход 10:13). Наслали тьму египетскую (Книга Исход 10:22-23). На протяжении этих казней, фараон не отпускал детей Израилевых. Лично его это не касалось. Не знал он горя в своей семье и не действовал. Тогда Господь сделал самую страшную кару и лишил египтян всех первенцев и фараонова сына (Книга Исход 12:29). После этого фараон отпустил сынов Израиля, убоявшись мощи Господа. С другой стороны можно предположить что Моисей, будучи воспитан во дворце, мог приобрести сторонников. Заговорщики, которые не хотели видеть более правящую династию, предложили договоренность: Моисею - полудикий народ, жившей на окраине государство (Книга Бытие 47:1), а им, заговорщикам, все египетское царства. Отравления, саранча, гром, молнии и т.д., есть деяние рук человеческих. Моисея обещали выпустить с его "ручными шакалами". Он уйдет со своим уже народом, и можно перекроить вакуум политической ситуации, создавшейся после смерти последнего ребенка мужского пола старой династии в свою пользу.

Расхождение во взглядах


   Когда же вышел иудейский народ из Египта, земли свободной для колонизации не было, а все уже было занято другими народами. Люди, доверившиеся Моисею, стали роптать, " И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа? " (Книга Исход 17:2). Моисей решил посоветоваться с Господом, как быть дальше. Господь велел дать законы, записать за ним Откровение, что вылилось в Пятикнижие Моисея. Дабы народ не забывал более заветов, независимо от ситуации в которую попал или попадет (Книга Исход, глава 19:1-5). Аарон, брат по вере, был сластолюб и алкал более власти. Будучи более слабее духом и разочаровавшись в Господа из-за условии жизни, теперешних хуже чем в рабстве, он снова становится многобожником. Аарон посчитал виновным Моисея, которому доверился искренне, во всех этих бедах и увлек за собой народ иудейский. Когда Аарон увлек еретическими речами иудейский народ, Моисей находился на горе Синайской в размышлениях и записывал что говорил ему Господь (Книга Исход, глава 20-31). Только один, кто разделял и уверовал до конца в исключительность единого бога был Иисус сын Навина, который предупредил Моисея о заговоре Аарона, "И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане." (Книга Исход, глава 32:17). Моисей не верил в предательства идеалов совместного их труда, " Но Моисей сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих. " (Книга Исход, глава 32:18). Когда же возвратился Моисей, он разгневался что происходит, и разбил написанные скрижали, табу, от Господа, " Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою;" (Книга Исход, глава 32:19). Будучи человеком, который пережил взлеты и падение, он был сильной и волевой фигурой. Он неистово верил в свою цель и исключительность данной им миссии от Богам. А они неблагодарные свиньи. Сыны господа, которые отвернулись от Него, но не Он от них. По велению Господа, Моисей за это сжег их божка, золотого тельца, "и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым." (Книга Исход, глава 32:20) . Аарона, отступника поразил Господь насмерть, "И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон." (Книга Исход, глава 32:35).

Земля обетованная


   Земля обетованная, обещанная Богом, оказалась приятна народу израильскому. Находилась на пересечении торговых путей. Была удобной в политическом плане, из-за раздробленности между собой мелких княжеств и их постоянных междоусобных войн, "И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед. " (Книга Исход, глава 3:17). Моисей не дожил до создание царства Израилева. Однако дело его обрело бессмертие. Идею о воплощении царства Божьем на земле Моисей передал своему наследнику, непоколебимому и верному до конца общему делу, Иисусу Навину. Путь становление мировых религии (иудаизма, христианство, ислам) при жизни патриарха был долог и сложен. С тем чтобы услышать глас Господа, пророку Моисею понадобилось 80 лет. Чтобы начать воплощать идею бога, вложить новое монотеистические верование людям, потребовался промежуток времени в 40 лет.
   Моисей -одна из одиозных и дискуссионных личностей в мире. Отбросив все инсинуации, мы четко понимаем, что наследие Моисея- это неоценимый вклад для миллионов людей, исповедующих авраамистические религии. Его путь постижение и любовь в Господа в своей душе - наш жизненный нарратив.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"