Аннотация: Три ступени обучения пассивная, активная и интерактивная.
Эти три ступени обучения (пассивная, активная и интерактивная) "пирамиды" обуславливаются историко-материалистической эволюцией педагогической системы. Педагогика держится в рамках "умственной игры", справедливой самой в себе, а вопрос о методе обучения до сих пор открыт и остается без ответа. На протяжении многих поколений педагогической наукой только и делается, что смещаются акценты методов обучения их направлений, либо повторяющие другими словами то самое, что составляет сущность вопроса педагогике.
Важен результат, а не фельетонство над человеческой жизнью. Стоит помнить о филистере внутри нас, который не может преодолеть "гибкость" своего ригидного ума. Резонера, несчастного, все алкающего.
Представим себе эту пирамиду метафорически.
Пассивная педагогическая фаза обучения - когда преподаватель читает учащимся. Один многим. Вообразим, что перед нами два сосуда, например, амфоры. Слева амфора - учителя, справа - ученика или учеников. Мы берем слева амфору и переливаем в правую. У нас нет лейки, у нас нет никаких других вспомогательного приспособления, дабы уменьшить потерю во время переливание из одного сосуда в другой сосуд. Мы перелили из левого сосуда в правый, что получилось, то и получилось. Материя, жидкость пролилось, и, не вся попала к ученикам. Ученик пытается "перелить" (докладами, презентациями, рассуждениями) знания (закрепить) в обратную преподавательскую амфору, но, не все удается вернуть, перелить обратно.
Активная педагогическая фаза обучения - когда у нас есть, например, лейка и мы уже легче производим переливания из одного сосуда в другой. Учащийся не просто пересказывает усвоенный им материал, но и проявляет личное стремление больше в себя "влить".
Интерактивная педагогическая фаза обучения - когда лейка не нужна. Учащийся сам "видит" больше обычного. Например, учащийся может аргументировать преподавателю доказательство тем, или иным способом. Предлагать свою точку зрения на устоявшиеся парадигмы. Однако не каждый преподаватель может принять такой "вызов" (к авторитету, к себе, к своему материалу, предмету) и "ответить" достойно, свободно, либерально-демократично вопрошающему (отвечающему). Преподаватель боится (либо не может), что падет стена, границы личного пространство. Чтобы впустить кого-то чужого в себя, нужно раскрыть себя. А когда этого нет, то и некуда никого впускать.
Ибо умы бывают трех родов: один все постигает сам (интерактив); другой может понять то, что постиг первый (актив); третий - сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может (пассив). Первый ум - выдающийся, второй - значительный, третий - негодный. Первые - просветители, вожди, пророки, вторые- последователи, управленцы, трактующие, третьи-олухи (охлус/жир), ведомые, незнающие.
Вопрос Пилата "что есть истина?" (Иоан. XVIII, 38), понятый непосредственно из смысла исторической ситуации, заключает в себе проблему нейтральности.
То, как были сказаны эти слова прокуратором Понтием Пилатом, в государственно-правовой ситуации тогдашней Палестины означало: все, что по утверждению такого человека, как Иисус, является истиной, совершенно не касается государства.
Что есть истина? Вот знаменитый многими любимый старый вопрос. Он может поставить в тупик любого. Например, логиков. Вопрос заставляет их привести себя жалким рассуждениям, или к признанию своего неведения, а, следовательно, и тщетности всего искусства логики. Номинальная дефиниция истины, согласно которой она есть соответствие знания с его предметом, здесь допускается и предполагается заранее. Но весь вопрос в том, чтобы найти всеобщий и верный критерий истины для всякого знания.
Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето.
Как многие узники, привыкшие к мраку, освобожденные из глубины темной башни, выходят к свету, так многие, изощрившиеся в вульгарной педагогике, страшатся, восхищаются и приходят в замешательство, не будучи в силах переносить новое солнце ясных понятий. Надо помнить, что недостаток происходит не от света (учения), но от глаз (своего я): чем более прекрасным и ярким будет солнце само по себе, тем более ненавистным и особенно неприятным оно будет для глаз ночных сов.