Думала ли Раиса Павловна, что бабушки у подъезда, которых она считала отъявленными сплетницами, проявят осторожность, даже скрытность, и не станут передавать всем и каждому, что Светлана-де злословит на Рыбакова? Но даже без мощной поддержки с их стороны затеянная Сабиной и без долгих раздумий подхваченная Курулёвой интрига не заглохла и стала неторопливо, но неуклонно разворачиваться, чего не скажешь о слухе, пущенном недалёкой и недоброй женщиной в школе. Вот там пьеса под названием "Клевета" (пусть даже Курулёва сама ей верила) разыгралась совсем по другому сценарию.
День для Светланы начался как обычно, и, когда она шла в школу, её не одолевали дурные предчувствия. Когда работаешь с конкретными людьми, которым даны фактически неограниченные права, неважно, дети это или взрослые, и полностью зависишь от их способностей, трудолюбия, душевных качеств, то надо быть готовым к любым неожиданностям, однако нельзя же пребывать в постоянном напряжении. Неприятности возможны, но необязательны, поэтому в спокойные периоды жизни надо расслабляться и чувствовать удовольствие по возможно большим причинам.
Вчера было ясно, а сегодня пошёл дождь со снегом, поэтому пришлось раскрыть зонт. Света раскрыла его и на прогулке с собакой. Дик, употребив утренний выход на улицу по назначению, воспользовался возможностью восхитить прохожих. В этом году осень была сухая, дожди шли редко, а потому он чуть было не позабыл о таком хорошем способе собрать дань похвал. Теперь же он решительно остановился перед хозяйкой, показывая, что не позволит ей идти, если она не отдаст ему зонт. Светлана и сама чуть было не забыла о таком трюке, поэтому с очень большим сожалением поняла, что пёсик не расстался с прежней привычкой заставлять её мокнуть. Но если не выполнить его требование, он начнёт прыгать, показывая, до чего ему необходим зонт, и перепачкает её грязными лапами. Зонт был свёрнут и аккуратно передан ему, при этом Света следила за тем, чтобы он был захвачен собачьей пастью точно посередине, так как боялась, что он тяжеловат и повредит Дику зубы, если будет перевешиваться на одну сторону. Пёсик радостно подхватил добычу и торжественно понёс домой, с гордостью ловя замечания: "Ты помогаешь хозяйке?! Молодец!", "Собака зонт несёт!" и подобные. Сегодня четыре человека выразили своё удивление, а одна женщина, хоть и не сказала ничего, но посмотрела на него с умилением. Богатый урожай похвал. Перед подъездом никого не было, поэтому он донёс зонт до двери и положил на ступеньку. Тащить такую тяжесть дальше не имело смысла, ведь его никто не видит. Он вообще не желал позориться, признавая, что устал, и малодушно отдавая зонт хозяйке, а предпочитал тихо оставлять его на дороге. Однажды Света не уследила за ним и была возвращена к зонту возгласами: "Собака зонт потеряла!" Она пыталась приучить Дика к тому, чтобы он вручал ей зонт, но не сумела. Не то она не проявила должного терпения или умения, не то он был слишком умён и имел собственное мнение на этот счёт. Вот и сегодня он спокойно положил зонт на ступеньку, испытывая удовлетворение от прогулки. Светлана понимала его чувства, радовалась за него, но знала, что теперь он постоянно будет требовать зонт, даже не видя таковой, и придётся вручать ему всё, что только возможно, например, кошелёк.
Собачья радость (речь идёт не о колбасе, а о настоящей радости) поспособствовала тому, что хорошее настроение, с которым Света проснулась, окрепло, поэтому она почти весь путь до школы обитала в мире героев своей книги, и лишь у самого входа они потеснились, давая место заботам и впечатлениям текущего дня.
Первой появилась не забота, а впечатление, причём забавное. У входной двери они встретились с молодой учительницей истории Соколовой, поздоровались и вместе вошли в вестибюль. Детей ещё не было, их заменял Красовский, выполняющий обязанности дежурного администратора.
- Доброе утро, - сказала Светлана одновременно с Соколовой.
Он ограничился полукивком, и Света догадалась, что он не осознал, кто перед ним. Зато она впервые заметила... нет, не его, конечно, а то, каким привычным взглядом он окинул их, одну за другой, с головы до ног, особо задержавшись на сапогах. Это был профессиональный взгляд администратора, радеющего о чистоте школы. Только сапоги заставили его оторваться от собственных мыслей и понять, что перед ним не дети, которых надо отправлять обратно переодеваться и переобуваться.
- Здравствуйте, - ответил он. - Надеюсь, что день на самом деле будет добрым, хотя и сомневаюсь.
Когда учительницы поднялись по лестнице до второго этажа, обмениваясь обычными ничего не значащими фразами, Светлана тихо поделилась с Соколовой своим наблюдением.
- Вчера он не дежурил, но зачем-то спускался вниз, - поведала коллега. - А там как раз мальчик из десятого класса уже проскользнул мимо дежурных в уличной обуви и думал, что всё в порядке, но Алексей Геннадьевич ухитрился заметить это на лестнице, остановил его и орал так, что от стен отдавалось гулом. А самое интересное, что у мальчика сменка была, он попросту не захотел переобуваться. Почему дети не видят в школе... дом - не дом, но место, которое нужно беречь? Ведь проводят здесь весь день. Неужели им всё равно, чисто вокруг них или грязно?
- Есть люди, которые у себя всё вылизывают, а то, что за пределами квартиры, готовы запачкать и испортить... Но может, у мальчика просто новая обувь, и он захотел ею прихвастнуть или побоялся оставить в раздевалке. Вдруг она очень дорогая или особо фирменная. Меня удручают шпильки у девочек. Как ни просишь их не ходить на таких каблуках по школе, ничего не действует. А в итоге у меня в кабинете линолеум весь в дырах, и я же за это получаю замечания.
- У меня тоже, - согласилась Соколова. - А у некоторых привычка сидеть за партой, упираясь в пол пятками. Шпильки буквально вспарывают линолеум. Покажешь такой, что делается на её месте, так иная смутится, даже пообещает ходить по линолеуму на цыпочках, но через три минуты обо всём забывает, а некоторые на это вообще не реагируют.
Привычные школьные разговоры. Молодая учительница истории прошла к себе, а Светлана продолжила путь.
Минут через десять, когда она готовила доску к уроку, к ней заглянула Карасёва. Вроде, это был обычный визит, но Свете показалось, будто Людмила Аркадьевна что-то не то скрывает, не то хочет выяснить, словом, создалось впечатление чего-то не совсем естественного. Это было всего лишь ощущение, а оно могло оказаться как правдивым, так и ложным.
- На второй перемене, - указала Карасёва на время чаепития.
- Приходите. Есть какие-нибудь новости?
- Особых новостей нет. А Михаил Борисович придёт?
Светлану удивил этот вопрос. Давно уже стало привычным, что, если Жигадло не был занят на перемене, он неизменно присоединялся к их обществу.
- Наверно. Что-нибудь случилось? Он вам нужен?
- Нет-нет. А ты слышала, Светлана Николаевна, что на меня хотят написать жалобу?
- Этого ещё не хватало! За что? Кто?
- Родители девочки из десятого "в". Они хотят, чтобы она получила медаль, причём обязательно золотую. В той четверти я ей еле-еле натянула пятёрку, а сейчас она совсем перестала учиться. Но четверть короткая, некогда прохлаждаться. По правде, она должна получать не выше тройки, но я ведь знаю, что мне за это будет, поэтому стала рисовать ей четвёрки. А девочка наглая, подошла ко мне и заявляет: "Вы должны поставить мне пять в четверти, а у меня здесь почему-то одни четвёрки". Представляешь? "Почему я должна ставить тебе пять?" - спрашиваю. "Все ставят мне пятёрки, поэтому и вы должны". - "У тебя одни двойки и тройки, ты пересдаёшь мне едва на четвёрку. Какая ещё пятёрка?" - "Ну и что. Я хочу получить золотую медаль". Вот и весь разговор с ней. А вчера ко мне пришла её мать и сказала, что будет писать на меня жалобу, потому что у меня предвзятое отношение к её ребёнку. И что мне теперь делать? Классный руководитель не хочет вступать в конфликт, директриса всеми способами будет избегать лишних неприятностей, и без того анонимки не прекращаются.
- И что же делать? - повторила Светлана.
- Не знаю. Ещё не решила.
Света была уверена, что у девочки с такими бессовестными родителями сегодня же появится пятёрка.
- Всем привет! - бодро приветствовала их учительница биологии Екатерина Ильинична, открывая дверь, но пока не входя. - Как дела?
Её мимолётный взгляд смутил Светлану. Вроде, в нём не было ничего особенного, но он был именно мимолётным, сразу же перейдя на Карасёву, а потому настораживающим. Да и с чего бы это ей приходить сюда в такую рань? Учительская ещё закрыта, до журналов не добраться, а расписанием и заменами она уже не занимается.
- Отдыхаешь, Катя? - спросила Людмила Аркадьевна.
- От чего? - не поняла та.
- От расписания, замен и общения с Дамой, - пояснила Карасёва.
Екатерина Ильинична наконец-то вошла.
- От общения с нашей администрацией можно освободиться, только уйдя из школы. Меня, похоже, всё-таки отсюда выживут. Из кабинета уже начали выживать. Половину уроков мне поставили в других кабинетах, а у меня будет работать Землянская. Как вам это нравится?
- И ты согласилась? - возмущённо спросила Карасёва.
- А что я могу сделать? Она завуч, с ней опасно рассориться. Она и без того меня не любит. Помнишь, Светик, ты жаловалась, что она постоянно заглядывала к тебе на каникулах?
- Да. Было очень неприятно и тревожно.
- Вот и ко мне она стала заглядывать. Когда она в первый раз открыла дверь прямо во время урока, я думала, что она хочет что-то сообщить, а она только оглядела детей, меня, доску и ушла. Потом такие визиты стали всё чаще. Мне даже страшно становится. Ведь ничего не говорит, а просто смотрит...
- И галушка в зубах, - вспомнила Света известную повесть. - Простите, я недавно перечитывала Гоголя.
Карасёва фыркнула, а разгорячившаяся от собственного рассказа Екатерина Ильинична возразила, не осознав поправку:
- Нет, не галушка. Ничего в зубах нет. Но меня дрожь пробирает. Только что комиссия все нервы истрепала, от расписания наконец-то освободилась, ведь противно, когда на тебя орут ни за что, и вдруг она стала ко мне заглядывать...
Слушательницы стонали от хохота. Екатерина Ильинична сначала собралась было обидеться, но чувство справедливости возобладало и она засмеялась.
- А я думала застать здесь Жигадло, - сообщила она главную цель своего прихода.
- Что ему здесь делать так рано? - удивилась Света, вновь почувствовав смутное беспокойство.
- Его кабинет был закрыт, а он часто к тебе заходит.
- Если придёт, то к кофе, на второй или обычно третьей перемене, - объяснила Светлана. - Если будете свободны, присоединяйтесь.
- Какое там! - махнула рукой Екатерина Ильинична. - Я теперь должна следить, когда я работаю у себя, а когда в других кабинетах. Хоть бы поставили уроки в один кабинет, а то с ключами замучаешься.
Она ушла.
- А когда ты просила поставить уроки по возможности в один кабинет, она только обещала, - напомнила Свете Карасёва. - Теперь сама с этим столкнулась.
Светлана, уже отдохнув от таких проблем, не почувствовала желания хоть немного позлорадствовать.
- Её так донимали с расписанием, что она была как чумовая и, по-моему, ничего не соображала. У нас и без того работа трудная, зачем же ещё дополнительно, без причины, портить нам нервы? Какая разница завучу, в какой кабинет идти проводить урок? К чему выгонять человека? Правда, может, из-за доски? У Екатерины Ильиничны большая доска, а химики тоже пишут много. Не так, конечно, как мы, математики, но доска должна быть большая.
- Не в доске дело, - возразила Карасёва. - Может, Землянской доска и приглянулась, но дело не в этом, а в Кате. Ясно, что её выдавят из школы. Дама её давно терпеть не может, не знаю уж почему, завуч тоже её невзлюбила. Интересно, продержится Катя до конца года?
- Что за времена пошли! - высказала Светлана мысль многих людей старшего и почти старшего поколений. - Хорошая учительница, опытная, а её заменят на какую-нибудь недоучку с купленным дипломом. Я ничего не имею против молодых учителей, рада, когда они с удовольствием работают в школе и знают свой предмет. Но надо знать предмет на деле, а не на бумажке с оплаченными оценками. А то получается, что дети, которые не двоечники из-за лени, а именно неуспешные дети, совершенно не способные учиться, когда выходят из школы, поступают на платные отделения и...
- Они ещё и хвастаются при встрече, что в университете стали отличниками, - подхватила Карасёва. - Какие они будут специалисты? Что они могут и умеют? Всё, Свет, я пошла. Договорим, когда будем пить кофе.
Разговор о недоучках отвлёк Светлану от ощущения, что обе посетительницы неспроста к ней заглянули, а что-то пытались выведать, но когда появился одиннадцатый класс, ей и вовсе было не до посторонних мыслей.
- Светлана Николаевна! - прямо с порога закричал возмущённый Корнеев.
Не часто при таких воплях учитель не испытывает гнетущего чувства, что сейчас придётся разбираться в каких-то неприятных проблемах. У Светланы такого чувства не возникло. Гриша был обычным мальчиком, с которым можно разговаривать спокойно, зная, что он будет не только настаивать на своём мнении, но и прислушается к чужому.
- Что стряслось? - спросила она.
- Там внизу дежурит Алексей Геннадьевич, а у меня на шее висели наушники. Я даже ничего не слушал, а он их у меня отобрал...
Гриша замолк, чтобы перевести дух, крайне возмущённый дух, а Кошкин язвительно досказал:
- Он заявил, что школьным уставом не предусмотрена эта часть туалета.
Света переборола смех и ответила:
- Значит, впредь надо убирать наушники до входа в школу, а тем более - не попадаться с ними на глаза Алексею Геннадьевичу. Кстати, осторожнее с ними на улице, так можно не заметить, что едет машина.
- Но это же маразм! - обрёл голос Гриша. - А знаете, как он на всех орёт? Когда я однажды дежурил у входа, он при мне вызвал в школу родителей у тридцати учеников, а у двадцати вызвал родителей на педсовет. Как это возможно?! У тридцати - в школу, а у двадцати - на педсовет!
Света мысленно разделила указанные числа на десять, да и вид у безмолвно слушавших разговор Оксаны, Саши и некоторых других указывал на правильность этих арифметических действий.
- Восхищаюсь его энергией, - сказала Света. - А эти последние, те, чьих родителей вызвали на педсовет, по-видимому, уже несколько раз отличились.
- Что же это за порядки в вашей чёртовой школе... - горячился Гриша, но тут же поправился, - в нашей школе. Неужели он думает, что в эту школу ученики так и побегут? Где он после такого наберёт учеников?
Света старалась говорить так, чтобы успокоить разбушевавшегося мальчика и не поощрять его к дальнейшим нападкам на школу и Красовского.
- Видишь ли, Гриша, - возразила она, - у нас в, к примеру, девятых классах под тридцать человек, а иногда больше, то есть по нынешним временам явный перебор. И поверь, что никого колом не вышибешь из школы. Как ни пытаются некоторых выгнать, не получается. Никто не уходит, все вцепились в эту школу мёртвой хваткой.
Девочки закивали, и присутствующие при беседе мальчики вынуждены были признать правоту учительницы, при этом Кошкин бросил красноречивый взгляд на маячившего позади Григоряна.
Грише нечего было ответить, но желание ворчать не прошло.
- Посмотрел бы лучше на себя, чем за другими следить, - брюзжал он. - Видели ведь, Светлана Николаевна, какой на нём костюм?
- Какой? - Света плохо разбиралась в мужских костюмах.
- Разве может учитель носить такой костюм? На какие деньги? А запонки? С каких же это денег он всё это купил?
- Да что это за запонки? - заинтересовалась Светлана. - Я и внимания-то на них никогда не обращала.
- Золотые. Наворовался, вот и покупает себе такие вещи.
Между собой учителя могли говорить о Красовском всё что угодно, но нельзя было позволить ученикам обсуждать и осуждать учителей, не имея доказательств.
- Гриша, ты его на воровстве ловил? - спросила она.
Время было делать зарядку, но важнее было закончить разговор, чем смотреть, как одни дети слабо машут руками, а другие не желают даже делать вид, что выполняют упражнения.
- Нет, - смутился мальчик.
- А раз не ловил, не знаешь ни одного конкретного случая, пусть и без веских доказательств, то не имеешь права обвинять его в воровстве. Это уже называется клеветой. Костюм? Но он может себе купить дорогой костюм, ничего особенного в этом нет. Запонки всего лишь золотые, а не из антикварных бриллиантов. Золото не так уж дорого стоит, его зарплаты на это хватит. Дети носят золотые кольца, цепочки и кулоны, а ты в этом отказываешь взрослому человеку с большим стажем работы.
- А на какие деньги он купил машину BMW? - поинтересовался Гриша.
- А ты видел эту машину?
- Нет.
- Откуда же ты о ней узнал?
- Так говорят.
- Значит, это всего лишь слухи. Мало ли кто что говорит?! Неужели верить каждой сплетне? Любого человека при желании можно так обмазать грязью, что он покажется чудовищем. Никогда не спешите верить слухам, а сначала убедитесь, что они верны. В большинстве случаев окажется, что это наговоры. И вообще... может, вы заметили, что слухи не бывают благоприятными? Обязательно на беднягу выливают ушаты грязи. Никто не будет шушукаться, что это, мол, честнейший, благороднейший человек, а придумают и постараются распространить какую-нибудь гадость. Лучше поменьше воспринимайте то, что говорится о ком-то за глаза. Не затыкайте уши, потому что порой можно узнать и что-то дельное, но всегда помните, что каждое такое сообщение надо сначала проверить, а уж потом ему поверить.
Грише нечего было возразить, но досада на Красовского не прошла.
- А теперь у меня отобрали наушники, - бурчал он. - Вот вы, Светлана Николаевна, можете проследить, висят у меня на шее наушники, когда я вхожу в школу, или не висят? Как вы можете это заметить?
- Я не могу, - призналась Света. - Когда у меня дежурил класс, я едва успевала посмотреть, есть ли на ногах у детей сменка. А иногда трудно понять, сменка это или уличная обувь.
- А он всё успевает и всё замечает, - обличительно проговорил Гриша.
- Это скорее похвала, а не осуждение, - отметила Света.
Дети захихикали.
- А знаете, как над ним носят зонт? - спросил Ваня.
- Нет.
- А я видел. В прошлом году. Был дождь, а рядом с ним шёл... ну, тот... молодой такой, не знаю, что он вёл. Он ушёл в середине года. Так он зонт над Алексеем Геннадьевичем держал вот так, а сам шёл под дождём.
И Ваня отклячился в сторону, далеко отставив руку, чтобы показать, как это выглядело.
Дети засмеялись, и Светлане тоже было смешно, но краем глаза она вдруг заметила Григоряна, внимательно слушавшего разговор, и подумала, передаст ли этот мальчик происходящее Красовскому или нет, а если передаст, то в каком виде. Вроде, ничего плохого она не сказала, но ведь можно совершенно исказить смысл речей. У Алексея Геннадьевича есть доносчики в каждом классе, а в одиннадцатом "а" он в этом году и вовсе был классным руководителем. Но наушничает ли Григорян, она не знала.
- Всё, друзья мои, садитесь по местам: звонок, - призвала она детей к порядку. - Сегодня у нас должен быть особо плодотворный урок, потому что новая тема очень интересная.
- А мы и старую не поняли, - по привычке заявил Григорян. - Объяснять надо лучше, а вы не умее...
Он благоразумно умолк, когда к нему повернулся Кошкин.
День, начавшийся со странных посещений, не переставал удивлять Свету. На первой перемене к ней ни с того ни с сего заглянула старая учительница русского языка Сидорова.
- Доброе утро, - поздоровалась она. - Как дела, Светик?
- Боюсь сглазить, но пока, вроде, ничего, - неуверенно ответила Светлана, начиная подозревать, что скоро не сможет сказать этого, не солгав. - А у вас?
- Стучу, но тоже пока без потрясений. Удивляюсь, как тихо прошло родительское собрание.
- Наверное, из-за комиссии, - предположила Света.
- Это верно. Дама боялась, что возникнут какие-нибудь конфликты, поэтому собрала классных руководителей отдельно и просила улаживать любые разногласия. Ты же знаешь, что не все классные руководители стараются не допускать нападок на учителей.
Света кивнула, подумав о Карасёвой.
- Кое-кто просто наслаждается, когда родители начинают выступать против какого-то учителя, - уточнила Сидорова.
- А может, не наслаждается, а таким способом уживается с вздорными родителями, - предположила Светлана. - Если начнёт убеждать, что учитель хороший и его требования справедливы, то сама будет неугодна таким матерям. Вот и подлаживается к ним за счёт другого.
- Может быть, - согласилась Ирина Сергеевна. - Но на этот раз пронесло. Кое-кто попытался было высказывать какие-то требования, но им не дали разговориться.
Света поняла, что Сидорова вспоминает о конкретных трудных родителях из классов, где она вела.
- Какие ещё требования? - рассуждала старая учительница. - Существует учебный план, который мы не можем нарушать, определённые нормы выставления оценок...
- Которые нам приходится нарушать, - вставила Светлана.
- А что делать, если требуют стопроцентную успеваемость, а качество не ниже шестидесяти процентов? И никто не учитывает, сколько в классах слабых, неразвитых или недоразвитых детей.
- И сколько из них плохо понимает по-русски, - уточнила Света. - У меня половина пятого класса таких. Кстати, у меня вышло маленькое недоразумение с пятым классом.
- Какое? - заинтересовалась старая учительница.
- Мне недавно навязали пятый класс.
- Я знаю.
- У меня там записана девочка Лана. Я так и прочитала по журналу, что она Лана. А девочка вдруг заявляет, что она не Лана, а Лена. Мне-то какое дело, как она называется по документам и как к ней обращаются неофициально. Раз просит, чтобы её называли Лена, значит, она так привыкла. Я и говорю ей "Лена". А потом ко мне заявляется женщина, явно приезжая и... не грубо, не особо недовольно, однако достаточно жёстко спрашивает меня, почему я её девочку Лану называю Леной. Я объяснила, что она сама так попросила, но, если надо её называть Ланой, то буду называть Ланой.
- А! Я догадываюсь, о ком вы говорите. У неё есть сестра Лена. Она Лана, а сестра Лена. Мать никогда не кричит и всегда вежлива, но она выжимает, буквально выжимает из учителя то, что ей нужно. Будет ходить каждый день и не отставать от учителя часами, тихим, спокойным, но настойчивым голосом убеждая сделать так, как она хочет, пока тот не решит, что жизнь дороже, чем фальшивая оценка. Я с этим постоянно сталкиваюсь. Эта Лана хорошо учится?
- Совсем ничего не понимает. Такое чувство, что она... не совсем того.
- Я слышала о ней. Старшая получше, но очень ленива. Не знаю, начнёт мамаша прессовать вас сразу, но будьте готовы. Она ещё может подкрепление призвать в виде мужа, и тогда уже двое будут за вами ходить и убеждать.
- Какой кошмар! И ведь это делают родители определённого сорта учеников.
Светлана подозревала, что Сидорова зашла к ней неслучайно, однако та не говорила ничего определённого, а словно пыталась что-то выяснить без расспросов.
- А хорошо в своём кабинете? - спросила Ирина Сергеевна.
- Не то слово! Надо его лишиться, чтобы осознать, какое благо его иметь.
- И опять у вас чаепития, - напомнила Сидорова.
- Присоединяйтесь. На следующей перемене придёт Людмила Аркадьевна.
- А Жигадло?
- Карасёва точно придёт, а он - по возможности, если его не задержат. Всё-таки он далеко от нас, на втором этаже.
- Я просто так зашла, размять ноги, - сказала Ирина Сергеевна, словно оправдываясь. - Присоединиться к вашему обществу и рада бы, но некогда... Да! Что это за мальчик появился в одиннадцатом "д"? Это же кошмар какой-то!
- Алаев?
- Да. Он ведь ничего не знает и знать не хочет... или не может. У меня-то он сидит тихо, я не позволю распускаться, а у Колесовой он стал раскрывать рот.
- А оттуда вываливаются жабы, - припомнила Света сказку.
- Да уж, конечно, не жемчуг и самоцветы, - согласилась Сидорова.
- А мне он не устаёт повторять, что теперь знает математику, - с улыбкой сообщила Светлана. - У меня он ничего не знал, из прошлой школы пришёл с нулевыми знаниями, а едва перешёл к новому учителю, стал всё понимать.
- То-то Колесова от него с ума сходит. Класс трудный, бесноватый, и он как раз там чувствует себя своим.
- Да, в одиннадцатом "а" ему было не по себе.
- Пойду я, скоро звонок... Здравствуйте, Алла Витальевна.
- Здравствуйте, - повторила за ней Света.
"Смотрит, и галушка в зубах, - подумала она, вспомнив о недавнем разговоре с Екатериной Ильиничной. - Неужели она и ко мне будет опять заглядывать?"
Землянская кивнула, посмотрела на Сидорову, на Светлану, ещё раз кивнула, но уже собственным мыслям, и исчезла.
Оставшись одна, Света ощутила беспокойство, и, чем больше она пыталась понять, зачем заходила Сидорова, обычно занятая в своём кабинете, а также завуч, тем сильнее разрасталась тревога. Бывают дни, словно предназначенные для разговоров, когда учителя постоянно натыкаются друг на друга и принимаются обсуждать какие-то дела, но чтобы к кому-то приходили по двое на каждой перемене - явление исключительное. Может, надвигается что-то очень нехорошее, о чём некоторые учителя уже осведомлены, а она ещё не знает? А что, если разговор о родительских собраниях не случаен, а затеян намеренно, чтобы подготовить её к худшему? Вероятно, она напрасно радуется, что всё прошло тихо и гладко, а на самом деле на неё написали жалобу, из-за которой ей не поздоровится. Она ни о чём не догадывается, а внезапно раздастся телефонный звонок и Дама вызовет её к себе.
Светлана оглянулась на телефон, словно он уже зазвонил, но он помалкивал, а вот звонок на урок раздался уже через минуту, заставив её вздрогнуть.
К ней пришёл пятый класс и расселся по местам, по пути разобрав положенные на первую парту тетради. Хозяйка этой парты передала оставшиеся две тетради.
- Их не будет, - объяснила она. - Их с утра нет. Наверное, заболели.
- Дети, прежде чем начать урок, послушайте, что я сейчас скажу, - обратилась к ним Светлана. - Я вижу, кто как работает дома. Об ошибках я не говорю, их можно отработать и исправить. Но с некоторыми из вас занимаются родители. Ведь так?
Многие дети закивали.
- У меня всегда проверяют домашнее задание, - сообщила одна из девочек.
- И у меня, - согласилась другая.
- А я всегда жду, когда придёт папа, и мы вместе будем решать примеры, - похвастался мальчик.
Костя Курулёв кивнул, но Света и без того знала, что ему помогает мама.
- Напрасно ты это делаешь, - ответила Светлана, рассчитывая, что её слова дойдут до всех учеников. - Лучше не жди папу, а реши всё сам и отдай тетрадь только для проверки. Удиви его, что сумел выполнить домашнюю работу сам. Вообще привыкайте к самостоятельности. Ведь папы и мамы не могут сидеть с вами на контрольных. Попробуйте представить, что ваша домашняя работа это контрольная, поэтому вам никто не поможет. Это принесёт вам гораздо больше пользы, чем постоянные подсказки: сделай так, а теперь вот так. Обращайтесь к родителям лишь с теми примерами, которые вы не можете решить, как ни пытались. А им передайте, что не надо забегать вперёд и показывать вам способы решения, которые мы ещё не проходили. Мы до них дойдём постепенно, и тогда вы будете понимать, что это за способы, на чём основаны, почему так можно делать.
- А мне сказали, что в уравнении можно просто перенести число на другую сторону, но обязательно поменять плюс на минус или минус на плюс, - гордо сообщила девочка. - Так гораздо проще.
- А тебе объяснили, почему так можно сделать?
- Н... нет.
- А если ты увидишь такое уравнение?
Светлана написала на доске простенькое уравнение.
- Я... - начала девочка и замолчала.
- Вот именно, - подтвердила Света. - Получается, что из трёх надо вычесть одиннадцать. А мы такое ещё не умеем делать, мы не проходили отрицательные числа. И получилось, что тот, кто хотел тебе помочь, перепрыгнул через много-много тем и дал способ, который ты не понимаешь, а пользуешься им бездумно, как мартышка. Но если подобных непóнятых способов наберётся много, то у вас в головах возникнет такая каша, что вы не сможете учиться, вы безнадёжно запутаетесь. Поэтому я прошу вас передать родителям, чтобы они не показывали вам способы, которые они помнят со времён школы, но до которых мы с вами ещё не дошли. Пусть перелистают учебник и используют только пройденный материал.
- А мне папа сказал что задачу из домашней работы легче решить при помощи ПРОПОРЦИИ, - гордо объявила девочка, и класс с почтением услышал загадочное слово. - Это очень просто. Пишешь в два столбика и перемножаешь крест-накрест.
- А он объяснил, в каких случаях надо перемножать крест-накрест, а в каких перед этим надо переставить числа в одном из столбиков?
- Нет.
- Есть прямая пропорциональность, а есть обратная, ты же задолбишь, как попугай, что надо перемножать крест-накрест, и в дальнейшем будешь делать ошибки. Не забегайте вперёд, дети. Мы не просто узнаём способы решения, а осваиваем их, понимаем их, учимся применять в разных случаях. Поэтому не спешите и применяйте только уже знакомые правила. Вы должны сейчас научиться размышлять, как, что и почему делаете, а не просто бездумно выдавать ответы.
Светлана видела, что кое-кто из детей слушает внимательно и понимающе, другие соглашаются, не воспринимая её слова, а некоторые остались при убеждении, что мама и папа всегда правы. Досадно, что она не могла выступить на родительском собрании и объяснить как губительна помощь взрослого, помнившего простейшие способы решения примеров из более старших классов и не сознающего, что его ребёнку сейчас важно развивать мышление, учиться математике, а не запоминать непонятную последовательность действий для конкретного примера. Пусть не все родители, но хоть часть из них перестала бы мешать учителю учить, а ученику - учиться.
После такой вступительной части начался урок и прошёл плодотворно. В конце Светлана дала коротенькую самостоятельную.
- Почему вы так часто даёте самостоятельные? - недовольно спросил Костя Курулёв.
- Потому что некоторые из вас, не буду показывать пальцем, предпочитают списывать решение с доски, а не думать самим. Пусть хоть теперь поработают.
- А те, кто думает? - сейчас же спросил Петя Костиков, с удовольствием вернувшийся за свою последнюю парту и весь урок проведший, навалившись на её поверхность, громко отзываясь на любое происшествие, при этом держа ручку в руке, но ничего не записывая.
- А тем легко написать самостоятельную, - ответила учительница. - Мария Витальевна, наверное, тоже давала их очень часто.
- Это несправедливо, - заявил Костя. - Вы не имеете права это делать.
Светлана сделала вид, что не слышала его слов.
Со звонком дети стали сдавать тетради и выходить, многие дописывали. Учительница их не торопила. У каждого свои способности. Кому-то требуется больше времени на эти примеры и задачу, кому-то меньше, а некоторые вообще не в состоянии их решить, сколько бы над ними ни сидели. Даже если из-за слишком долгого времени на решение какая-то оценка не будет вполне заслуженной, она растворится среди прочих оценок ученика.
- Нет, небольшая самостоятельная, - ответила Света. К ней вновь вернулась тревога, от которой она отвлеклась на уроке.
- Иду за журналом и решила зайти поздороваться. - Редко видимся.
Светлана вспомнила, что должна придти Карасёва, и включила чайник. Лучше бы им выпить кофе на следующей перемене. Впрочем, сегодня такой странный день, что и следующая перемена может наступить неожиданно.
- Будете чай или кофе? - спросила она.
- Нет, я сегодня с утра разбитая, поэтому уже выпила три огромных кружки крепкого кофе. Куда же ещё?
Светлана не могла решить, как отнестись к этому визиту. Вроде, ничего странного она не подметила, если не считать, что это пятый человек, заглянувший к ней, а прошло всего два урока.
- Новость слышали?
По весёлому тону Анны Васильевны было понятно, что новость не касается Светы и не несёт для неё угрозы.
- Какую?
Англичанка понизила голос.
- Очередное письмо. Какая же ещё? У нас все новости на одну тему. Но теперь я на всё смотрю с юмором...
- Чайник вскипел? - спросила Карасёва. - Привет, Анна Васильевна. О чём шепчетесь?
- Новость слышали? - повторила Зельдина.
Вот теперь Светлана уверилась, что назревает что-то нехорошее, касающееся её, потому что Людмила Аркадьевна замешкалась с ответом и даже непроизвольно посмотрела на хозяйку кабинета.
- Какую? - после паузы спросила она.
- Об очередном письме. Но вы не стойте, а пейте свой кофе. Я уже сказала Светлане Николаевне, что не буду его.
- Анонимка? - предположила Карасёва.
- Нет. За подписью Киселёва.
- Это уже интересно, - оживилась Света.
- Он и раньше писал письма лично от себя, - напомнила Людмила Аркадьевна. - На что же он жалуется? Что его притесняют?
Англичанка прыснула.
- Почти, - сдавленным голосом согласилась она. - Но не в переносном смысле, а почти в прямом. Он пишет, что директриса его домогается.
Учительницы засмеялись, а Светлана прикинула расстояние до двух девочек, ещё не сдавших тетради, и решила, что выдающееся сообщение не могло долететь до их ушей.
- А комиссию по проверке этой жалобы будут назначать? - пошутила она, вызвав уже хохот.
- Чуть не подавилась кофе, - пожаловалась Карасёва, отхлебнувшая его в неудачный момент. - А он горячий. Нельзя же так поступать с людьми! Вот пожалуюсь на него, что чуть не погибла из-за его письма, так смеялась... А почему Жигадло не приходит? Я ему говорила о чаепитии.
- Наверное, занят, - ответила Света. - Может, зайдёт на следующей перемене.
- Я тоже загляну, - решила Людмила Аркадьевна.
- Да, непривычно его здесь не видеть, - согласилась Зельдина. - Всё, калеки, я пойду.
К Светлане вернулось ощущение, что все что-то знают, а она не имеет об этом понятия.
- Сегодня Михаил Борисович очень популярен, - сказала она. - Меня уже не раз о нём спрашивали.
У неё тут же возникло подозрение, что с таинственными событиями, происходящими у неё за спиной, каким-то образом связан он. Прежде она не удивилась бы, что учитель не пришёл на перемене выпить кофе, ведь его могли задержать дети, вызвать администрация, он мог готовиться к предстоящей контрольной или просто к уроку. Так бывало много раз. Однако теперь его отсутствие стало казаться зловещим.
На уроке она не имела возможности думать о посторонних вещах, тем более что перед ним произошёл неожиданный разговор.
- Светлана Николаевна, представляете, когда я шла в школу, ко мне сунулся бомж! - сообщила девочка, наверное, уже не раз повторявшая эту историю.
Света насторожилась.
- Он хотел что-то плохое? - спросила она. - Он тебя куда-то позвал или потащил?
- Нет. Но я шла в школу, достала из сумки булку, а тут он подошёл.
- А что он хотел? - не понимала Светлана. - Он тебе что-то сказал?
- Нет. Я сразу отшатнулась от него, велела ему убираться прочь. Грязный вонючий бомж! Гадость!
Света представила эту картину.
- Место было пустынное?
- Нет, там были люди.
- То есть, если бы он собрался причинить тебе вред, то за тебя бы заступились? - уточнила она.
- Ну... да, конечно.
Дети слушали это разбирательство внимательно и заинтересованно.
- В любом случае надо проявлять осторожность, - сказала Светлана. - Особенно остерегайтесь приятно пахнущих и прекрасно одетых людей, которые по непонятной причине к вам подходят. Вот от них можно ждать беды. Внешне они привлекательны, часто обаятельны, дети расслабляются и... попадают в ловушку. А тот бомж не хотел ничего плохого. У тебя в руках была булка, а он очень голоден. Видит, девочка на вид добрая, вот и рассчитывал попросить поесть.
- Но он же ко мне подошёл! Он него несло, как из помойки! - не унималась "пострадавшая".
- Дети, не будьте так беспощадны, - попросила Света. - Все под Богом ходим. Кто знает, что нам самим придётся пережить. Возможно, этот человек жил себе нормально, ходил на работу, все его уважали, а тут пришла беда и он лишился квартиры, а значит, прописки и работы.
- Не надо было пропивать квартиру, - возразила девочка, но уже не так энергично.
- Чаще всего квартир лишаются не по своей вине, - объяснила Светлана. - Например, придёт к заболевшему человеку медсестра-аферистка, вместо лекарства даст ему наркотик, подсунет ему на подпись бумагу и... однажды к бедняге домой вваливаются какие-то люди, показывают документ за его подписью и объявляют, что он должен немедленно убраться из чужой квартиры. А он понятия не имеет, когда и по какой причине что-то подписал. Сколько таких случаев! Человек оказывается на улице, прибивается к тем, кто уже немного приспособился к бездомной жизни, постепенно опускается. Ванны у него в уголке за помойкой нет, вымыться негде, одежду не выстираешь, потому что негде, да у него может и не быть смены - ходит в том, что имеет, спит в ней же. А ты, вместо того чтобы посочувствовать ему, презираешь его. Никто тебя не призывает к тому, чтобы ты подходила к бездомным, заводила с ними беседы, это и тебе не на пользу, и их может оскорбить твоя снисходительная жалость, но дать милостыню или ту же булку ты можешь. Ты от этого не разоришься, а человек что-то съест.
- Я его не поняла, - сказала застыдившаяся девочка. - Мне не жалко булки.
- А если я ему дам деньги, а он их пропьёт? - с вызовом спросил мальчик.
- А это уже не твоя забота, - возразила учительница. - Может, у него ничего в жизни не осталось, как только стакан водки, чтобы забыться. Кроме того, ты не знаешь, куда пойдут твои деньги. Может, на спиртное, может, на хлеб, а может, на лекарство больному товарищу. Да и дашь ты ему не тысячу, а не больше ста рублей, а то и десяти.
- Да я бы ему и деньги дала, - пожалела девочка.
- В следующий раз... но только если рядом находятся люди!.. выслушай, что хочет сказать бездомный, - посоветовала Светлана. - Но если вокруг никого нет, лучше не останавливайся, а поспеши прочь. Так, на всякий случай. Время сейчас сложное, дети, много педофилов, гомосексуалистов, поэтому соблюдайте осторожность. Но главное, вдолбите себе в головы, что вас не должны успокаивать приличная одежда и благопристойный вид. Бомж в безлюдном месте к вам вряд ли подойдёт, потому что побоится испугать, а вот какой-нибудь извращенец именно там вас и подкараулит. И не осуждайте бомжей, многие из них были намного лучше нас, но жизнь их покалечила. Однако и сейчас среди них есть достойные люди, мы же видим только их лохмотья. Подумайте, смогли бы вы без дома, без денег, без работы, вечно голодные, замерзающие зимой, терпящие оскорбления, под постоянной угрозой, что вас убьют какие-нибудь развлекающиеся негодяи, смогли бы вы сами в таких условиях выжить и сохранить в себе что-то человеческое?... А теперь быстро включайтесь в работу, а то мы пропустили звонок.
Таким образом, Светлана позабыла о всех своих предыдущих сомнениях, зато с окончанием урока тревога вернулась к ней с новой силой, как вернулась и Карасёва.
- Чашку кофе, - попросила она.
Старая учительница физики тоже зашла к ним, неся чашку с пакетиком чая в ней и мешочек крекеров. Вера Ивановна не постоянно приходила сюда, но часто, поэтому её появление никак не должно было вызвать удивление, однако Светлане оно показалось предвестником несчастья.
- Только девочки? - отметила Пронина.
"И она тоже спрашивает о Жигадло, - сказала себе Света. - Что же происходит? А может, это с ним вот-вот стрясётся беда?"
Но чутьё подсказывало ей, что если гроза нависла над ним, то обязательно затронет и её. Однако ведь по работе они ничем не связаны, она не ведёт в его классе. Что же происходит?"
Словно желая усилить её подозрения, дверь открылась и вошла учительница математики Семакова.
- Здравствуйте, - начала она. - Нет, у меня кофе налит, остывает. Я думала, что здесь Жигадло, хотела попросить его посмотреть мой компьютер...
Вроде, объяснение, почему она спрашивает о Жигадло, исчерпывающее, но оно не утишило тревогу Светы.
- Наверное, он у себя, - ответила она. - А может, разбирается с чьим-нибудь компьютером. Он это любит.
- Раз я здесь, спрошу, как мой пятый класс, - заговорила Семакова. - Ведь до сих пор приходят ко мне и просят взять обратно. Глаза такие жалобные. Что случилось? Почему их у меня забрали?
- Мне дети в основном нравятся, - ответила Света. - С ними легко, но, как вы и предупреждали, знаниями они не блещут.
- Они фактически все годы были без постоянного учителя, - напомнила Мария Витальевна. - Откуда же взяться знаниям?
- Как они за четыре года не научились понимать более или менее пространную русскую речь? - не понимала Светлана. - Отдельные предложения понимают, а объяснения, где требуется много некаждодневных слов, проскальзывают мимо их сознания.
- Может, они вас не понимали бы и при хорошем знании языка, - резонно заметила Пронина. - В прежние времена два, от силы три ребёнка были абсолютно неспособны к математике, а теперь таких по полкласса.
- А русский язык они осваивают медленно потому, что дома говорят по-своему, - объяснила Карасёва. - Я не утверждаю, что надо запретить разговаривать на родном языке, но раз переезжаешь в Россию, то прежде всего должен освоить русский язык, причём в кратчайшие сроки. О чём думают родители, посылая в русскую школу ребёнка, который почти не говорит по-русски? Если бы я, не дай бог, конечно, переехала в... ту же Америку, я бы вначале с утра до вечера говорила с домашними по-английски, чтобы быстрее преодолеть языковой барьер, хотя мне и хотелось бы слушать русскую речь.
- Здесь мы бессильны, - ответила Светлана.
- А некоторые дети ещё и между собой переговариваются по-своему, - не унималась Карасёва. - Вам, математикам-физикам ещё хорошо, ведь вас выручают формулы. Умный ребёнок по ним сообразит, что от него хотят, а глупый не поймёт и объяснений. А как быть мне, историку? У меня устный предмет, меня должны понимать на слух. Я в начале урока пытаюсь следить за собой и говорить самыми простыми словами, словно это первоклашки, но потом забываюсь и говорю, как должна.
- А это неправильно, - запротестовала Семакова. - Вы подделываетесь под приезжих, плохо понимающих свободную русскую речь. Но у нас свои дети, русские. Почему мы должны тормозить их развитие? Этак они не научатся разговаривать. Дома с ними часто говорят только о бытовом, со сверстниками они используют самую приземлённую речь, в основном сленг, поэтому только учитель способен показать, что такое настоящая, грамотная, богатая... образная, если хотите, русская речь. А вы пытаетесь свести её к примитивному уровню. Пытаясь помочь приезжим детям, мы губим собственных.
- Справедливо, - согласилась Людмила Аркадьевна. - Не буду больше подстраиваться под них, пусть учат русский язык. Не буду специально усложнять речь, но и низводить её до убогости тоже не буду. А у нас уже и наши дети скоро перестанут нас понимать, у них тоже очень бедный словарный запас.
Светлана решила, что надо переменить тему и чуть разрядить обстановку.
- Я познакомилась с вашей Беньяминовой, - сказала она. - Выдающаяся девочка.
- Скажи спасибо, что она тихая, - откликнулась Карасёва.
- Да, она всё время молчит. Дети мне так и объявили на первом же уроке, что она не говорит.
- Оказывается, говорит! - заявила Семакова со смехом. - Это она на уроках молчит. Как раз вчера мы говорили о Беньяминовых вообще, и кто-то упомянул о ней. Тоже пожаловался, что от неё невозможно добиться ответа... не то что ответа, а хотя бы просто заставить её повторить за учителем. Она всё равно не говорит. Тогда молодой физрук пожаловался: "Она умеет говорить. У меня на шестом уроке группа должна была заниматься в коридоре, а там расселись несколько пятиклашек. Мы с ребятами стали их выпроваживать. Так эта Беньяминова, уходя, повернула голову и бросила мне: "Дураки вы все". Так что она говорить умеет".