Квонлед : другие произведения.

Цикл Фотуро, рассказ второй

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.00*5  Ваша оценка:

  Все началось с того, что я спустился вниз за газетой. Я выписываю "Проводник" - это хорошая пресса, пусть временами и официозная. С особенным интересом я читаю фельетоны Цатурова - ей-богу, у него отменный стиль!
  
  Я уже настроился на чтение, так что представьте мое удивление, когда я обнаружил, что газеты в ящике нет. Вместо нее там оказался прямоугольный предмет, завернутый в коричневую вощеную бумагу.
  Я, было, решил, что это ошибка почтальона, однако адрес на посылке был указан мой: ул. Гранитчикова, дом 12, квартира 67. Более того, моим было и имя в графе "Получатель": Вячеслав Игоревич Грушинский. Отправителем же значился некий Юнус.
  
  - Черт знает что! - сказал я. - Юнус какой-то - знать не знаю никакого Юнуса!
  
  Однако любопытство заставило меня все же развернуть бумагу. Внутри оказалась книга. На серой матовой обложке черными буквами было написано: ЛОРКЕНГАР.
  - Ну, приехали, - произнес я озадаченно.
  
  Оглавление оказалось столь же непонятным: первая глава называлась ДАНКЛИГ, вторая - МОРВИЗ, третья - ЗОНКЛИГ, а четвертая - МОНЕРОК. Последняя глава в книге именовалась ВВЕДЕНИЕ В ФОТУРО. Чушь какая-то, подумал я, и захлопнул книгу. Утро было безнадежно испорчено.
  
  Я поднялся в свою квартиру и поставил чайник. Кухню заливало солнце, воздух был прохладный и свежий.
  
  Внезапно зазвонил телефон. Я взял трубку. Сперва были слышны только щелчки, затем незнакомый голос прохрипел:
  
  - Эй, ГРЕЗ, ты меня слышишь?
  
  - Да, - ответил я. - А с кем я говорю?
  
  На другом конце линии закашлялись. Это был жуткий кашель - словно у туберкулезного больного.
  
  - Вот до чего вы меня довели, - сказал незнакомец, откашлявшись. - Орешь на вас, орешь - так и голос сорвать недолго. А голос у меня разве казенный? Ты вот что, парень - ты книгу назад положи, слышишь? Не будь ВЕЙСТЛОМ!
  
  - Кем-кем? - переспросил я.
  
  - ВЕЙСТЛОМ! - рявкнул мой собеседник и снова закашлялся.
  
  - Хорошо, - ответил я, дождавшись, когда он прекратит кашлять. - Не буду вейстлом или как там его. А насчет книги - если она ваша, я немедленно отнесу ее обратно.
  
  - Она не моя! - сказал незнакомец. - Ты это, поосторожнее со словами! Она вообще - не чья-то!
  
  - Как это? - удивился я.
  
  - Гарвиг, ты только послушай! - заговорил он с кем-то еще. - Он ведь вопросы задает, а должен уже бежать выполнять! Да, ГРЕЗ я использовал, ты сам слышал! И ВЕЙСТЛ тоже... Ну, что ты думаешь? Хочешь сам? Ладно, дай только я в последний раз попробую... Слушай, - обратился он ко мне, - Твое дело сейчас - не вопросы задавать, а делать, что сказано, понял? Так что руки в ноги и клади книгу на место!
  
  Признаться, меня задел его тон - не люблю, когда мне приказывают, тем более так грубо. Кроме того, любопытство завладевало мной все сильнее. Мне хотелось понять, что происходит, что это за книга, и почему человек на другом конце трубки так хочет получить ее назад. Странно было только одно: я почему-то не чувствовал никакого страха. Все происходящее казалось мне естественным, само собой разумеющимся.
  
  - Ну! - поторопил меня собеседник. - Ты меня слышишь?
  
  - А если я не хочу? - сказал я.
  
  - Чего не хочешь?
  
  - Возвращать книгу.
  
  Молчание. Наконец, незнакомец переварил мой ответ. Он вздохнул и буркнул:
  
  - Ну и черт с тобой. Жди звонка от Гарвига.
  
  И повесил трубку.
  
  Вот же идиот, подумал я и вернулся на кухню. Чайник уже вскипел, я достал из холодильника масло и нарезал хлеб. Я уже размешал сахар, когда телефон зазвонил снова.
  - Здравствуйте, - на этот раз голос моего собеседника был чистый и благозвучный. - Грушинский Вячеслав, я не ошибся?
  
  - Нет, - ответил я. - Вы - Гарвиг, по поводу книги?
  
  - Да-да, - сказал Гарвиг. - Именно так. Но давайте пока забудем о книге и займемся непосредственно вами.
  
  - Мной?
  
  - Да, вами. Сейчас я одно за другим произнесу три слова. Ваша задача - слушать их внимательно, договорились?
  
  - Ну, ладно, - сказал я неуверенно.
  
  - Тогда начинаю. РАГО, - произнес Гарвиг, и я ощутил в висках легкую боль. - Чувствуете? Да, думаю, что да. Хорошо... НАГО! Повторить?
  
  - Нет, - сказал я. Боль в голове улеглась, и на смену ей явилась непонятная легкость. Я чувствовал себя пакетом, из которого вытряхнули все содержимое.
  
  - Отлично, - сказал Гарвиг. - А теперь завершающий штрих - САТО!
  
  Последнее слово отдалось в моей голове колокольным звоном, однако больше ничего не произошло.
  
  - Ну? - сказал Гарвиг, выждав минуту.
  
  - Что - ну? - ответил я.
  
  - Где ваш код обновления?
  
  - Какой еще код?
  
  - Ваш код обновления, - терпеливо повторил Гарвиг. - Три слова, которые я произнес, должны были запустить определенную последовательность.
  
  - Ничего не понимаю, - признался я.
  
  Гарвиг вздохнул.
  
  - Невероятно, но факт, - сказал он. - Вы настроены, но не обновлены. Это значит, что вы воспринимаете все, как нечто, само собой разумеющееся, но при этом не являетесь частью сложившегося порядка. В некотором роде, Слава, - Гарвиг впервые назвал меня по имени, - вы - феномен.
  
  Я фыркнул. Ну, конечно, феномен - это я-то!
  
  - А если бы я был обновлен - или как там это называется? - спросил я. Что-то подсказывало мне, что лучше до поры до времени принять правила игры - так я сумею узнать больше.
  
  - Тогда бы вы подчинились команде Брогсена, - ответил Гарвиг. - Он же назвал вас ГРЕЗом, а это запускает последовательность Љ12. Грязный прием, признаю, но что было делать? Вы могли попытаться открыть книгу...
  
  - Что за последовательность Љ12? - продолжал я.
  
  - Случайный набор действий. Вы бы съели бутерброд или выпрыгнули в окно - тут ничего не скажешь наверняка. Последовательностью Љ12 Брогсен хотел рассинхронизировать вашу настройку, вернуть вас в предшествующее состояние, чтобы с вами было легче справиться. Человек, вернувшийся в свое обычное состояние - гмм... - ну, скажем, оказывается изрядно дезориентирован. То, что для вас сейчас нормально, его бы повергло в шок. В таком состоянии достаточно звонка, чтобы вызвать сердечный приступ. Но не волнуйтесь, не волнуйтесь - мы давно уже не используем подобные методы. Брогсен, безусловно, получит взыскание, возможно, его даже лишат премии... Но - к делу.
  
  - Слушаю, - сказал я.
  
  - Сейчас у вас есть два варианта - либо дождаться нас с Брогсеном (мы будем только вечером), либо воспользоваться шаром. Шар я бы лично не советовал - ощущения не из приятных, а кроме того - возможен коллапс...
  
  - Постойте, - сказал я. - А чего вы, собственно, хотите? Книгу?
  
  - Книгу, - подтвердил Гарвиг. - А теперь еще и вас. Надо же выяснить, как получилось, что вы не обновлены. Повторяю, не волнуйтесь - это дежурная процедура. Так что вы выбираете - будете ждать нас или воспользуетесь шаром?
  
  Я понятия не имел, что это за шар, и потому сказал:
  
  - Приезжайте лучше вы.
  
  - Ждите, - сказал Гарвиг и положил трубку.
  
  Все это было очень странно. Ознакомлюсь-ка с книгой, сказал я себе, пока ее у меня не отобрали.
  
  Книга лежала там, где я ее оставил - на телефонном столике. Я открыл оглавление: все на своем месте - таинственные ДАНКЛИГ, МОРВИЗ, ЗОНКЛИГ, МОНЕРОК и ВВЕДЕНИЕ В ФОТУРО. Я перевернул первую страницу. Лист был пуст, только внизу мелким почерком было написано: "Начинать лучше с ДАНКЛИГа - проверено опытом. Не заглядывай раньше времени в ЗОНКЛИГ, если, конечно, его видишь - есть риск, что нарушишь последовательность. Удачи!".
  
  Ну, что ж - ДАНКЛИГ так ДАНКЛИГ, подумал я и открыл первый раздел. "Базовые операции" - так было написано в начале страницы, а под этой надписью шли ряды сложных геометрических фигур. Я листал ДАНКЛИГ до тех пор, пока не наткнулся на предупреждающую надпись: "СТОЙ! СНАЧАЛА СХЕМА Љ15! ПЕРЕРИСУЙ ЕЕ, НО СТАРАЙСЯ, ЧТОБЫ ЛИНИИ ПОЛУЧИЛИСЬ РОВНЫМИ!". Я подчинился. Фигура Љ15 походила на икосаэдр, в центр которого вписали трапецию. Тем не менее, в ней было что-то не так, но я не мог сказать что именно.
  
  Я взял блокнот и приступил к делу. Это оказалось проще, чем я думал - то таинственное нечто, что настораживало в фигуре, совершенно не мешало ее срисовать. Когда я закончил работу, в коридоре явственно послышался скрип. Осторожно приоткрыв дверь, я увидел, что возле входной двери, черная, как смоль, стоит лошадка-качалка, один в один та, что была у меня в детстве. Да это и была она: приглядевшись, я увидел, что хвост ее изрядно потрепан - работа соседского пса, который грыз все подряд. С тех пор прошло почти тридцать лет. Давно уже нет на свете пса, да и лошадка канула в небытие вместе со всеми детскими игрушками, а я по-прежнему ее помнил. Что же я, выходит, попал в прошлое?
  
  В который уже раз за сегодняшний день я не удивился. Это казалось мне естественным - если человек мечтает о прошлом, он обязательно найдет туда дорожку. Вот и я ее нашел - при помощи этой странной книги.
  
  Я пошел на кухню - обычно из окна ее открывался вид на соседнюю высотку. Так и есть - сейчас там была стройка. Тридцать лет назад высотке только предстояло быть построенной.
  Я снова открыл книгу. Сразу после предупреждения о схеме Љ15 появилась еще одна запись:
  
  "ПОИГРАЛСЯ? МОЛОДЕЦ, ТЕПЕРЬ НАЧИНАЙ МОРВИЗ. ПОМНИ: ОН НИЧЕГО НЕ ПРЕДЛАГАЕТ, ЭТО ПРОСТО ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ".
  
  МОРВИЗ оказался коротким - всего несколько страничек, да и на тех текста немного. В основном, это были туманные изречения вроде:
  
  Из всех загадок Мироздания ни одна не пугает меня так, как острый угол в треугольнике.
  
  Проф. А. Тарлышев
  
  Или даже:
  
  Мы думаем, что манипулируем системой, однако на самом деле мы лишь щекочем ее в самых нежных местах. Содрогания, которые мы принимаем за перемены, есть всего-навсего приступы хохота.
  
  Цейтлин
  
  Завершали МОРВИЗ слова: "ДАНКЛИГ создает путь, ЗОНКЛИГ ведет по нему".
  
  После этого я ожидал еще одного предупреждения от моего неведомого союзника, но ничего такого не было. Начинался ЗОНКЛИГ, и если верить краткой аннотации, раздел этот учил "сокращать и приближать". На первой же его странице была нарисована геометрическая фигура, более сложная, чем те, что были в ДАНКЛИГе. Подпись гласила: "Остальные 475 - вариации. Выбирай любую".
  
  Делать было нечего, и я начал листать ЗОНКЛИГ. Остановившись на фигуре Љ281, я принялся ее срисовывать. Едва я закончил, раздался звонок в дверь. Стараясь не издавать шума, я осторожно прильнул к глазку и увидел на лестничной клетке двух мальчишек лет десяти. Один был толстый, белобрысый - он сосал леденец. Другой был костлявый и такой рыжий, что слепило в глазах. Ожидая, пока я открою, они пререкались - при этом дохляк шепелявил, а толстяк сипел.
  
  - Ну, ты и идиот, Брогсен, - говорил рыжий. - Мало ли что он не обновлен! Кто вообще сказал, что обновленный не может? Рябушинский из группы Исследования? Плюнь ему в харю! Даже необновленный может, если видит, понял?
  
  - Да понял, понял, - отвечал толстяк. - Не ори. Подумаешь, увязли в ДАНКЛИГе, скинули тридцатку! Вернемся в институт, нас там обратно подконфигурируют. Каркасов вон вообще из ДАНКЛИГа не вылезает - и ничего ему не делается!
  
  - Но Каркасов и ВВЕДЕНИЕ видит, идиот! - не унимался рыжий. - Да и шаров от него остается просто уйма, и ведь ни один не рассасывается! Сравнил Божий дар с яичницей! Меня больше интересует, почему мы здесь, хотя еще день? Мы же рассчитывали прибыть вечером!
  
  - Это ЗОНКЛИГ может, - угрюмо ответил толстяк.
  
  - ЗОНКЛИГ? - возмутился рыжий. - То ты не веришь, что он читает ДАНКЛИГ, то ты говоришь, что он и ЗОНКЛИГ разобрал? Брогсен, ты уж определись! Хотя да, - остыл он. - Судя по всему, ты прав. И если ЗОНКЛИГ работает...
  
  - Значит, все идет своим чередом, - подытожил толстяк. - Слушай, Гарвиг, позвони еще раз, я просто до кнопки не дотягиваюсь.
  
  - Ладно, - сказал Гарвиг и нажал на кнопку. Я открыл дверь.
  
  - Ну, что я тебе говорил? - повернулся толстяк к коллеге. - ЗОНКЛИГ, как он есть! А ведь он нас еще и подслушивал? Подслушивал, а? - спросил он меня. - Отвечай!
  
  - Это правда? - спросил меня Гарвиг.
  
  - Да, - ответил я.
  - Значит, ЗОНКЛИГ, - сказал Гарвиг задумчиво. - Брогсен, проверь квартиру - где-то он должен быть.
  
  - Кто это - он?
  
  - Шар, - ответил Брогсен и, пройдя мимо меня, отправился на кухню.
  
  Некоторое время он гремел посудой, включал и выключал воду, открывал крышку чайника, пока, наконец, не воскликнул:
  
  - Есть!
  
  - Где? - спросил Гарвиг.
  
  - Под раковиной!
  
  - Размер стандартный?
  
  - Чуть больше! Два и семь на троечку! Итого четыре по шкале Цейтлина!
  
  - Ну, Слава, - сказал Гарвиг, - считайте, что вам повезло. Книга у вас? Пойдемте к вам в комнату, не будем мешать Брогсену.
  
  Мы прошли в комнату. Я сел на диван, а Гарвиг устроился на высоком табурете и сразу принялся болтать ногами, как заправский мальчишка.
  
  - Как затянет в чей-нибудь ДАНКЛИГ, так прямо удержаться не могу, - сказал он, заметив, что я наблюдаю за ним. - Когда я понял, что все это - ваших рук дело, я очень удивился. Технически, необновленный человек не может использовать ЛОРКЕНГАР. Он даже не может его заполучить. Таков механизм действия ЛОРКЕНГАРа, встроенная в него система защиты. Собственно говоря, книгой его можно назвать лишь очень условно. На деле это устройство связи, организованное по принципу ввода-вывода. Что-то вроде клавиатуры, если хотите. Есть базовый набор схем, но владелец ЛОРКЕНГАРа может его дополнить - в том числе и своей собственной схемой.
  
  - Насчет последнего - не понял, - признался я.
  
  - Ай, да что тут непонятного! - махнул рукой Гарвиг. - Сколько фигур в ДАНКЛИГе?
  
  - Не помню, - сказал я. - В ЗОНКЛИГе их, кажется...
  
  - Оставьте в покое ЗОНКЛИГ, мы до него еще не дошли! Где ЛОРКЕНГАР? Дайте мне его на минуту!
  
  Я сходил за книгой. Принимая ее из моих рук, Гарвиг задержался на них взглядом:
  
  - Надо же! - хмыкнул он. - Никаких признаков коллапса. Вы везунчик, Слава, большой везунчик! Но смотрите, - он открыл ЛОРКЕНГАР на ДАНКЛИГе. - Видите? Стандартный комплект включает в себя 178 схем, в вашем же случае их - 179.
  
  - И что это значит?
  
  - А то, что любой человек, способный видеть ДАНКЛИГ, теперь сумеет обратиться к вам - везде и всюду, даже если вы умрете. Я, - Гарвиг показал на себя. - Брогсен. И другие. Вы, Слава, можно сказать, обрели бессмертие - или его довольно точную копию. Во всяком случае, воссоздать вас из шара теперь будет нетрудно. Вы включились в цикл. Кстати, - спросил он вдруг, - а какую схему вы использовали изначально?
  
  - Љ15, - сказал я. - Ту, которую мне посоветовала книга.
  
  - Ну да, - сказал он. - Так я и думал. Это схема Каркасова, нашего почтенного специалиста. У него очень тяжелый характер, и его частенько приходится обновлять, чтобы он не портил работу. Недавно это пришлось сделать снова, и Совет решил пока не возвращать его. Вот зачем он послал вам эту книгу - воспользовавшись его схемой, вы не только перенеслись в ДАНКЛИГ, но и воскресили его таким, какой он был. Ну, теперь жди проблем!
  
  Я промолчал. Гарвиг повертел ЛОРКЕНГАР в руках и неожиданно спросил:
  
  - Сколько глав вам открыты, Слава?
  
  - Пять, - ответил я неуверенно. Подумалось почему-то, что я должен был назвать меньшую цифру.
  
  - Первые пять? - глаза Гарвига расширились. - Брогсен! - позвал он. - Брогсен, иди сюда! Он видит первые пять разделов!
  
  Из кухни вернулся Брогсен - руки его были перемазаны чем-то черным.
  
  - Быть такого не может! - заявил он с порога.
  
  - Какие разделы вы видите? - спросил меня Гарвиг.
  
  - ДАНКЛИГ, МОРВИЗ... - начал я перечислять.
  
  - С ними все понятно! - крикнул Гарвиг. - Что идет после ЗОНКЛИГа?
  
  - МОНЕРОК, - сказал я.
  
  - А дальше?
  
  - ВВЕДЕНИЕ В ФОТУРО...
  
  - И?! - крикнули в голос оба мальчишки.
  
  - Все, - сказал я.
  
  - Не может быть, - выдохнул Брогсен.
  
  - Чего не может быть?
  
  - Послушайте, Слава, - сказал Гарвиг. - Пройдя обновление, каждый человек получает возможность взаимодействовать с ЛОРКЕНГАРом. Это вы уже поняли?
  
  - Да.
  
  - Но взаимодействие ограничено определенным уровнем. Это зависит от природных данных, ну и кое-что дает выучка. Я могу видеть ЗОНКЛИГ и пару раз, на мгновение, мне удалось заглянуть в МОНЕРОК. Брогсен видит только ДАНКЛИГ - его начали учить слишком поздно, да он и туповат от природы.
  
  - Эй! - сказал Брогсен, но Гарвиг не стал его слушать:
  
  - Профессор Каркасов, - продолжил он, - после долгих лет практики освоил в совершенстве ВВЕДЕНИЕ. А вы можете видеть его уже сейчас - понимаете, что это значит?
  
  - Нет, - сказал я. Я действительно не понимал.
  
  - Это значит, - сказал Гарвиг торжественно, - что вы можете достичь ФОТУРО. Слышишь меня, Брогсен, мы должны помочь ему это сделать!
  
  - Я помню, - ответил Брогсен. - Инструкция Љ17. Ты сам-то готов? Какую глотаем?
  
  - Что вы собираетесь делать? - спросил я.
  
  - Мы помогаем вам, - сказал Гарвиг и повернулся к Брогсену. - Желтую, я думаю, она вернее.
  
  Он порылся у себя в карманах и достал плоскую коробочку. Внутри нее оказались две пилюли лимонно-желтого цвета.
  
  - Слушайте, - сказал я, - я не хочу ничего такого! Можете просто забрать книгу и...
  
  - Не мешай! - оборвал меня Брогсен. - Гарвиг, какой у тебя номер в ДАНКЛИГе?
  
  - Сто одиннадцатый, - ответил тот. - А у тебя?
  
  - Сто пятьдесят второй.
  
  - Послушай, - обратился Брогсен ко мне. - Мы сейчас сделаем кое-что, но ты не бойся. Это все не имеет значения. Важно, чтобы ты сумел прочитать ФОТУРО. Если все получится, ты сможешь нас навестить. Просто открой ЛОРКЕНГАР на ДАНКЛИГе и используй схемы, которые мы тебе назвали. Мы будем ждать тебя.
  
  - До встречи, - сказал Гарвиг - и проглотил таблетку. Брогсен последовал его примеру. Это случилось быстро, и вот двое мальчишек лежали мертвыми в моей комнате.
  Я не успел им помешать. Но хотел ли я им помешать - вот в чем был вопрос. По-видимому, они знали, что делали. Думаю, они хотели дать мне понять, что совершают нечто важное, нечто, чем я не имею права не воспользоваться. Они хотели подтолкнуть меня к последнему шагу.
  
  Я взял книгу. Все разделы были на месте, но добавился еще один, шестой - ФОТУРО. От этого слова у меня мурашки пошли по коже. А над оглавлением дрожащим почерком было написано:
  "ВСЕ-ТАКИ ТЫ ПРИШЕЛ. СМЕЛО ПРОЛИСТЫВАЙ ОСТАЛЬНОЕ - ПУТЬ ОТКРЫТ".
  
  Я послушался. Дрожащими руками я пролистал ДАНКЛИГ и МОРВИЗ, миновал ЗОНКЛИГ, МОНЕРОК и ВВЕДЕНИЕ, и остановился перед таинственным и манящим словом - ФОТУРО.
  
  Мгновение - и я перевернул страницу.
  
  * * *
   Высоко над городом появился большой черный шар.
Оценка: 8.00*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"