Лагун Павел Адамович : другие произведения.

Храм на Б.-Горе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Павел ЛАГУН

Храм на "Горе"

Бобрик-Гора - одно из самых красивых мест на среднерусской возвышенности. Здесь, в прохладной окантовке двух рек - Дона и Бобрик -со всех сторон хорошо виден утопающий в зелени деревьев пологий холм. Над старыми деревьями, посаженными по легенде более двухсот лет назад знаменитым русским ученым А.Л. Болотовым, поднимается колокольня Спасо-Преображенской церкви, отстроенная заново в 1998 году.

История церкви накрепко связана с историей Бобрик-Горы. Духовный христианский миропорядок шел рука об рук> с российской государственностью, был ее оплотом сначала в борьбе против проникновения мусульманства, а затем в укреплении православной церкви по границам "святой Руси".

Тульский край долгое время являлся пограничной полосой, защищающей Московское княжество от набегов кочевников-степняков, а впоследствии монголо-татарских орд во времена завоевания Руси Батыем. Через наши земли шли на Куликовскую битву войска князя Московского Дмитрия Донского. Совсем неподалеку произошло то знаменитое сражение, ставшее предтечей освобождения Руси от монголо-татарского ига. И святой духовник земли Русской Сергий Радонежский благословил воинов на битву, тем самым превознося христианский крест над мусульманским полумесяцем. Но и после этого сокрушительного разгрома татар Русь еще целых сто лет платила дань Золотоор-дынскому хану. И только в 1480 году князь Иван III осмелился растоптать ханскую грамоту, утверждая свободу Русского государства.

Орда вскоре распалась на несколько более мелких ханств, а утверждающийся на русском престоле внук Ивана III Иван IV по прозвищу Грозный поставил себе целью расширение границ Московского государства. После взятия Казани (1552 г.) и Астрахани (1556 г.) от былой могучей Золотой Орды осталось только Крымское ханство, правители которого докучали Руси частыми опустошительными набегами. Для того, чтобы преградить путь крымским татарам, по южным границам Русского государства были сооружены так называемые "засечные черты" -системы оборонительных сооружений в лесной и лесостепной полосах - южнее реки Оки, как раз в нашей местности. Лес валился, "засекался"

так, чтобы татарская конница не могла проникнуть вглубь Московии по Муравскому шляху, ведущему к Москве от самого Крыма по водоразделам рек до Тулы и далее на Серпухов.

В 1520 году в Туле был построен каменный Кремль, практически неприступный для того времени. Были возобновлены города Венев, Де-дилов, Белев, Одоев, построена Епифань.

Населением этих городов были в основном военные "засечники", которые держали оборону в сторожевых башнях-крепостях и занимались освоением этих плодородных земель.

Таким же сторожевым местом и был Ходырев Починок, позднее ставший Бобрик-Горой. Впервые о нем упоминается в Писцовой книге 1571 года: "На реке на Дону усть речки Бобрика церковь страстотерпца Гегория поставление и строение приходное, а стоит без пения, а дворов у церкви: двор попов пуст, во дворе пономарь. Пашни в поле доброй земли 5 четьи, да дикого поля 25 четьи...". В те времена любое поселение начиналось с церкви. Не был исключением и Ходырев Починок. Военные холопы князя Мстиславского и их предводитель по кличке Ходор привели с собой из северных костромских мест священника, который до постройки деревянной церкви вел службу под навесом возле иконы Спаса Преображённого. Церковь построили крепкую и просторную. И недаром она была названа именем воина-страстотерпца Георгия Победоносца. Он был символом Москвы. Он, пронизывающий копьем дракона-змея, был помещен на гербе русской столицы. Москва после падения Константинополя (1453 г.) взяла на себя роль православного центра - "Третьего Рима". Всадник - святой Георгий - погиб за христианское вероучение и стал для российского православия своеобразным знаменем в борьбе с врагами веры и государственности.

И, наверное, недаром первую деревянную церковь в поселении Ходырев Починок назвали в честь Георгия Победоносца. Служилые военные люди, объезжающие дозором окрестности, выбрали покровителем именно этого святого, который помогал одерживать победу в больших сечах и малых стычках с иноверцами. Церковь страстотерпца Георгия просуществовала на Бобрик-Горе почти два столетия. Она неоднократно ремонтировалась, расширялась, перестраивалась.

Между тем характер поселения постепенно изменился. Название Ходырев Починок было забыто, и село стало именоваться Спасское Боб-рики. Князь Мстиславский лишился своих земель, а пришедшие ему на смену новые дворянские помещики укрепляли здесь крепостное право, привозя с собой своих поместных крестьян. Село расширялось. Рядом возникли деревни Дубовое, Пучки, Моисеевка, Лешки. Количество прихожан в церкви заметно возросло. А в царствие Петра I население этих мест увеличилось во многие десятки раз. Царь-реформатор решил в верховьях Дона соорудить огромный для того времени Ивановский канал (Епифан-ские шлюзы) протяженностью более 225 км. который должен был соединить Дон с Волгой через Иван-озеро и реки Шат, Упу, Оку.

На строительство со всех концов России были согнаны подневольные крепостные крестьяне. Число их доходило до 20 тысяч. Они углубляли и расширяли Иван-озеро, превращая его в четырехугольный бассейн, берега которого окружались высоким земляным валом. Канал имел 25 м в ширину, 1,5 м глубины и 13 километров длины - от села Бобрики до реки Любовки. Как в канале, так и по рекам Шат, Упа, Дон строились шлюзы для поднятия воды.

Работа была очень тяжелой, пища скудной, жилищные условия нищенскими. Но вечерами церковь в Бобриках была заполнена до отказа. Люди просили Господа о милостях. Один священник не справлялся с таким количеством прихожан, и для помощи из Тулы Синодом были присланы еще несколько служителей церкви. Часто литургия проходила прямо под открытым небом. Вера облегчала людям их тяжелую участь.

После возведения на канале 33 шлюзов к 1720 году строительство постепенно прекращается. Выход России к Балтийскому морю сделал Ивановский канал ненужным. Рабочих отправили назад в свои деревни, а село Бобрики стало, как и прежде, малолюдным.

После этих событий прошло больше сорока лет. На российском престоле воцарилась немецкая принцесса Софья-Фридерика Августа, известная под именем Екатерины И. Она стала владеть большими земельными территориями, в том числе Бобриковской и Богородицкой волостями. Эти имения царица купила в 1763 году у тогдашнего хозяина этих мест Ладыженского и перевела их из дворцового ведомства в личную собственность. Образовавшееся обширное имение было 80 километров в длину и 60 километров в

ширину, предназначалось для ее внебрачного сына от графа Г. Орлова - Алексея Бобринско-го. Он получил это имение в наследственное пользование, и, как бы винясь перед своим незаконнорожденным сыном, царица решила устроить для него в тульской глуши петербургскую роскошь. "...Что вы в городе Богородицке и в селе Бобриках дома заложили, а церковь в обоих местах заложите будущею весною, я довольна", - пишет Екатерина князю СВ. Гагарину 17 сентября 1773 года.

То, что Екатерина скромно называет "домом", на самом деле представляло собой огромный дворец, выполненный в стиле классицизма, пришедшего в Западную Европу на смену стилю барокко. Одно из основных характерных черт классицизма - строгость линий и гармонически плавное сочетание архитектурных особенностей времен античности и эпохи Возрождения.

Усадебный ансамбль в Богородицке и Бобриках возводился по плану, утвержденному Екатериной И. Автором проектов был Иван Егорович Старов (1745-1808), получивший звание академика в 1769 г., а профессора - в 1785 г. Он был одним из основоположников русского классицизма. Долгое время находился на "государственном пансионе" в Италии, где глубоко изучил все тонкости новомодного архитектурного стиля, и по возвращении в Россию принялся за возведение домов, дворцов и церквей в стиле классицизма. Екатерина была также приверженницей прогрессивных течений. Царица поручила архитектору Ста-рову строительство дворцов и церквей в Богородицке и Бобриках.

Старая бобриковская церковь была разобрана, и на ее месте стала возводиться каменная, необычной архитектуры, совершенно непохожая по форме на традиционные православные церкви. Отсутствовали принятые испокон веков маковки-главы, колокольня была выдвинута на фасад. Весь вид церкви казался очень схожим с собором Петра в Риме. Католические мотивы поначалу вызвали противодействие кое-кого из епископата при Священном Синоде. Но царица являлась и главой церкви, поэтому все возражения вскоре затихли. Синод одобрил проект Ста-рова. Закладка дворца в Бобриках состоялась 24 мая 1773 года, а весной следующего года была заложена церковь, которая стада носить название "Нерукотворного образа Спасителя". Строили церковь тульские и московские мастера под руководством архитектора ЯЛ. Ананьина. Работы

продолжались до 1778 года. Тогда же церковь была освящена, и в ней прошла первая служба. Дворец был построен на год раньше и отличался необыкновенными размерами и роскошью отделки. Авторы книги "Иван Старов" А. Петров и Н. Белехов так описывают это сооружение; "Дворец в Бобриках - одно из самых странных строительных затей екатерининского времени. Построенный в провинциальной глуши, он по своим размерам оказался одним из наиболее обширных дворцов в России. Это был не усадебный дом, а подлинный императорский дворец, будто чудом перенесенный из блестящей царской резиденции в бедное село одного из уездов Тульской губернии".

Сам Алексей Григорьевич Бобринский редко появлялся в Бобриковском дворце, предпочитая Петербург и заграниц}. Но здесь держали многочисленную прислуг). Прихожанами церкви были в основном местные крестьяне. Их поражала необыкновенная красота и внутреннее убранство церкви. Иконы, настенные росписи, иконостас, свечи в позолоченных подсвечниках вызывали в простых крестьянах чувство возвышенного восторга после унылой и тяжелой однообразной будничной жизни.

Колокола несли на всю округу свой переливистый звон, от которого благоговейно замирало сердце. В церковь на службу шли, как на праздник, неистово молились, искренне верили в Бога.

В 1796 году указом Павла I Бобринскому и его потомкам был дарован титул графов. В Боб-риковской церкви был учрежден предел Архистратига Божия Михаила.

После смерти в 1813 году Алексея Григорьевича Бобринского в парке, неподалеку от дворца, стала строиться фамильная усыпальница. Руководил строительством известный в те времена архитектор Василий Милинский, считавший себя учеником Ивана Старова. Усыпальница была построена также в стиле классицизма и гармонично дополняла дворцовый ансамбль. Тело А.Г. Бобринского в 1815 году было торжественно погребено в усыпальнице. Там же нашли со временем свой вечный покой потомки первого графа.

Проходили годы. Огромный дворец на берегу Дона ветшал, а обслуживание его обходилось младшему сыну Алексея, Василию Бобринскому, очень дорого. И тогда тот решился на тяжелый шаг. В начале 1840 годов дворец стал разбираться и был разобран до основания. Исключение составили два флигеля, здания

которых сохранились до наших дней. Из кирпича были построены сахарный и винокуренный заводы, которые стали давать графу прибыль. Был также построен одноэтажный дом, где граф жил во время своих летних посещений села Бобрики. Дом этот просуществовал до 1955 года. Потом он сгорел, а на его месте был построен детский санаторий.

Церковь за это время несколько раз ремонтировалась и реставрировалась. Обновлялись иконы и росписи. На эти работы приглашались мастера-иконописцы из Тулы и Москвы.

С.Д. Шереметев в своей книге "Бобрики и Оленьково" в 1889 году так описывает бобри-ковскую церковь: "Тут же церковь белая каменная. В ней... большой был порядок и чистота. Только по стенам на больших медных досках вырезаны по желанию Алексея Васильевича имена его родителей". Эти мемориальные доски сохранились до сего времени. Они хранятся в городском краеведческом музее в разделе, посвященном истории усадьбы Бобрики.

П.И. Малицкий в книге "Приходы и церкви Тульской епархии" (1891 г.) описывает Бобри-ковский приход, определяя, что мужского населения было 1903 души, женского - 2076 душ. Храм каменный, большой. При церкви усадебной земли три десятины, а полевой сенокосной - 33 десятины. Причт состоит из двух священников (Спасского и Вадбольского) и двух псаломщиков (Преображенского и Смирнова). В 188Ог, в селе при церкви существовало две богадельни: одна для слепых, другая для бедных престарелых людей. В 1881 г. - открыта народная школа.

В конце XIX века в окрестностях Бобрик-Горы были найдены месторождения бурого каменного угля. Первая шахта была открыта в 1882 г. При ее открытии она была освящена протоиереем Спасским. Освящение вновь открываемых шахт вошло в традицию, и неудивительно, что больших завалов в этих шахтах практически не было.

В те времена службы в Бобриковской церкви проводились двумя священниками. Род одного из них - Спасского - обосновался на Бобрик-Горе с момента создания храма, и основатель взял себе храмовую фамилию. Василия Алексеевича Бобринского в 1874 году отпевал протоиерей Алексей Васильевич Спасский. Он родился в 1847 году. После окончания семинарии вернулся в Бобрики и стал священником, заменив своего умершего отца. Службу он проводил вместе с протоиереем Вадбольским, а потом, после его

смерти, с его сыном Алексеем Ивановичем Вад-больским (1890-1921). Алексей Иванович умер от тифа, и есть предположение, что он похоронен возле входа в церковь под гранитной плитой. Там же похоронены А.В. Спасский и псаломщик Николай Петрович Преображенский. Его прадед служил камердинером у первого графа Алексея Васильевича Бобринского. Сын Николая Петровича, Сергей Николаевич, не пошел по стопам отца, а выбрал педагогическую деятельность уже при Советской власти. При новой власти начались преследования и гонения церкви, Повсеместно закрывались храмы. Священники изгонялись, арестовывались. Многие были расстреляны. Волна погромов докатилась и до наших мест. В сентябре 1921 года при большом стечении народа местными большевиками была разграблена усыпальница графов Бобринских. Тела усопших вытащили и закопали в общей могиле в стороне от усыпальницы. Это могила найдена в 1994 году группой энтузиастов во главе с Н.С. Почуевым. В июне 1995 года на могиле был поставлен крест и состоялась панихида. Там же найдено надгробье могилы последней графини Бобрин-ской, умершей в 1915 году. В усыпальнице некоторое время функционировало летнее кафе. В начале 1930 годов по решению Центрального совета союза воинствующих безбожников, возглавляемого Е. Ярославским, храм на Бобрик-Горе был отобран у Русской Православной церкви. Колокольня варварски разрушена, иконостас разобран. Часть икон растащена населением, другую часть приспособили под полки музея, который был оборудован в здании храма в 1933 году. В 1937-1940 гг. под храмовым куполом был сооружен планетарий, где проводились наглядные лекции по астрономии в попытке дискредитировать христианское вероучение.

Музей подмосковного угольного бассейна и находившийся над ним планетарий просуществовали до 1990 года. Свежий ветер нового мышления перестройки и гласности разбудили

умы, окованные страхом и атеистически безбожной пропагандой. Группа верующих г. Донского вышла с инициативой на местном и областном уровне о возвращении Храма на Бобрик-Горе под нужды церкви. Власть и руководство музея-планетария долго сопротивлялись, не желая возвращать отнятое 60 лет назад. В июне

1990 года возле стен храма состоялся стихий
ный митинг верующих, на котором звучали на
стойчивые призывы вернуть церковь в лоно
епархии. Все лето и осень регулярно проводи
лись у церковного здания уличные литургии,
собиравшие большое число прихожан. И нако
нец власти уступили. Вышло постановление о
передаче здания музея-планетария на Бобрик-
Горе Тульской епархии.

Первая служба в храме была проведена в

1991 году. Настоятелем Спасо-Преображенской
церкви назначен архимандрит Серапион. Он
сразу же приступил к реставрации храма, во
время которой службы не прерывались ни на
лень. Заново были написаны иконостас и на
стенные фрески с изображениями святых и му
чеников. Благоустроена прилегающая к храму
территория. В работе по реставрации церкви
приняли участие местные художники: А.П. По
пов. А.И. Бузин, А.А. Нахаев и И.Л. Строков
шравнук по женской линии последнего пса
ломщика Преображенского).

В 1998 году была в первозданном виде восстановлена колокольня, и теперь божественный звон колоколов разливается по окрестностям перед ежедневными службами и особенно в дни святых христианских праздников. Один из самых значительных здесь - День Преображения Господнего. Храм обычно полон.-Служба ведется торжественно и благочинно. Часто на праздник Преображения приезжает из Тулы митрополит Серапион.

Колокола поют над Бобрик-Горой, отражая резонансом связь времен. Прошлого и настоящего. Они поют о Христовой Вере. О ее возрождении на Русской земле.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"