Ламкин Павел : другие произведения.

Топическая и динамическая модели психики Фрейда

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

  Топическая и динамическая модели психики Фрейда
  
  Общаясь с разными психологами и психотерапевтами, включая случайных психиатров, я обнаружил следующее явление: много зная о психике и отдельных ярко выраженных феноменах личности, склоняя по всякому старика Зигмунда (Фрейда), специалисты, включая и меня, не всегда ясно представляют концепты тех теорий, которые успешно используют в своей практике. Более того, наиболее успешные практики (с моей частной точки зрения) всячески дистанцируются от механики процесса, теоретики же обычно не имеют практики.
  Настало время прояснить некоторые понятия, осознание которых может помочь вносить коррекцию в своё ЭГО, в свою самость, в своё осознание себя, в свою "адекватно" осмысляемую личность.
  Существуют следующие тиражируемые постулаты концепций Фрейда, отстранённо рассмотрим их с точки зрения биолога - троечника:
  1) Психика непосредственно не связана с мозговыми и нервными структурами.
  О чём это, в век компьютеризации это очень легко понять - компьютерные программы непосредственно не связаны с компьютерным железом, обеспечивающим их функционирование. Если взять модель мозга товарища Лурия, то "психика" - это четвёртый этаж его трёхэтажной модели мозга (http://zhurnal.lib.ru/editors/l/lamkin_p/85.shtml), это невещественная мансарда над "каменным" биологическим строением. При этом "психика" никак не может быть "душой", "душа" менее конкретизирована, давно пора перестать использовать прямой перевод. Господа теософы, "душа" имеет нетелесный инструментарий - "психику".
  2) Психика представляется автономной динамической системой, аппаратом, встроенным в личность, который взаимодействует с окружающим миром и получает сигналы из внутренних органов.
  Ха, ха, ха! "Психика" часть "Личности", что мы, людишки, понимаем под личностью:
   личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев);
   личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн);
   личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен);
   понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон);
   личность - субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев);
   личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский);
   личность - человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
   личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
  Что мы точно знаем, организм индивидуума не личность, он становится личностью с появлением психических особенностей.
  А если мы возьмём психиатрическую патологию? Расщепление личности? Психика при этом будет содержать в себе разные личности, то есть психика не только отдельная система в личности, она формирует и представляет личность - психика это интерфейс. Тогда личность не что иное, как совокупность психических отношений индивида.
  3) Психика подчиняется тем же самым законам физики, термодинамики, биологии, которые действительны для всей природы.
  А именно:
  А) законам сохранения энергии,
  Б) стремлению к равновесию,
  В) движению по линии наименьшего сопротивления,
  Г) законам конкуренции,
  Д) стремлению к кооперации,
  Ж) дарвиновские законы определяют поведение отдельных импульсов, которые могут усиливаться, разрастаться за счет других, питаясь их энергией, становиться устойчивыми структурами характера, или же ослабевать, вытесняться с центральной арены на периферию.
  Вот собственно из чего исходил относительно ещё юный Фрейд, впоследствии он выстроил три взаимодополняющих друг друга модели: топическую (пространственно-структурную), экономическую (обменно-энергетическую) и динамическую (мотивационно-смысловую).
  Рассмотрим их. Существуют два варианта топики:
  1) сознательное, предсознательное и бессознательное-так называемая "топическая модель психики".
  Сознательное располагает свободной энергией, хотя это малая часть психики, в повседневной жизни оно заполнено переходящими представлениями, в частности представлениями о себе.
  Предсознание - вроде фильтра, осуществляющего цензуру при поступлении информации в сознание, кроме того оно имеет информационный ресурс - память. В нём накапливается материал, который может стать доступным сознанию. Комментируется так, что в предсознании большая часть истинного "Я", там находится то "Я", которое мы сами от себя можем скрывать.
  Бессознательное - это скопище родовых, животных программ, обеспечивающих выживание рода и рождение конкретного индивида, её главная функция -поддержание преемственности и идентичности психической личности, в нём будущее и прошлое, реальное и фантастическое, желаемое и достижимое не разграничиваются.
  2) Второй вариант топики включает в себя "Ит"-бессознательное, "Эго"-сознательное и "суперЭго"-предсознательное (в первом русском переводе "Оно", "Я" и "сверх Я"). Эта модель получила название "структурная модель".
  "Эго" - способно принимать решения, отказывая в желаемом "Ит" и критически анализируя установки "суперЭго" с точки зрения их практической целесообразности. "Эго" выступает как связанная организация душевных процессов, направленная на взаимодействие с людьми. "Эго" выстраивается, идентифицируясь с значимыми окружающими его людьми (чаще с родителями), поэтому это "Я-Эго" оценивает себя как бы со стороны. "Я-Эго" содержит в себе механизмы сдерживания, ограничения, защиты и сопротивления.
  "Ит" - "Оно" рассматривается в первую очередь как резервуар либидозных* энергий, "Ит" не имеет сексуальных различий и способно проецироваться на любой объект. "Оно-Ит" - это хаос влечений, не имеющих единой воли. "Оно-Ит" имеет полномочия всех телесных функций и всех возможных установок в себе, даже взаимоисключающих. "Оно-Ит" руководствуется принципом удовольствия, оно просто хочет, желает, влечёт, вне зависимости от рамок правильности, неправильности, хорошего, плохого. Боестолкновение между "Оно-Ит" и неподвластной ему логикой действительности может прекратиться только со смертью индивида. В этом случае "Я-Эго" - это парламентёр, посредник "Оно-Ит" в этом воюющем на смерть мире, "Оно-Ит" - это витальная побуждающая или угнетающая сфера, содержащая в себе источник радости, тревоги и страха.
  Фрейд использовал аллегорию Платона, уподобляя "Я-Эго" всаднику, а "Оно-Ит" - живому зверю, дикому скакуну под ним.
  "СверхЯ-СуперЭго" - носитель моральных предписаний, запретов и "табу". "СверхЯ-СуперЭго" складывается из совести, чувстве долга, представлении об идеале и обладает волевым, эмоциональным и смысло-содержательными компонентами. "СверхЯ-СуперЭго" начинает формироваться в психике в процессе мочеиспускания и дефекации и несёт в себе оттенки садомазохизма. Главной целью "СверхЯ-СуперЭго", считал Фрейд, является отказ от эдиповых влечений (комплекс Электры) любовных и агрессивных и формирование из освободившейся из них энергии морального рвения и религиозного фанатизма. Если отстраниться от виденья классика, то "СверхЯ-СуперЭго" - это конвектор социализации и преемственности, который исходит не из интересов индивида, а интересов общества, окружающих его, появление и становление индивида как личности.
  Можно смело назвать Фрейда фашиствующим и вот почему: "СверхЯ-СуперЭго" формируется, как считал отец Фрейд, в результате эмоционального контакта с отцом. Сильный, уравновешенный отец формирует нормальное "сверх-я". Деспотичный отец воспитывает авторитарную личность. Слабый, отсутствующий или аморальный отец попустительствует "Оно-Ит" ребенка и не способен воспитать в нем моральную силу и чувство долга. Фрейд считал, что женщины не обладают сколь-нибудь сильным "СверхЯ-СуперЭго", поскольку его формированию мешает "комплекс кастрации", ощущение женщинами своей неполноценности. Согласно мнению Фрейда, оспариваемому феминистками, мораль женщины как бы растворена в "Оно-Ит" и "Я-Эго". Зная его отношения со своей дочерью Анной, забавно это рассматривать.
  Но что интересно: "Я-Эго" несёт в себе родительские функции, а "СверхЯ-СуперЭго" отстраняется от родителей и осуществляет родовую преемственность. "СверхЯ-СуперЭго", впитывая в себя родительские "СверхЯ", интериоризирует* внешние запреты, добавляя к своему "СверхЯ-СуперЭго" новые черты. "СверхЯ-СуперЭго" бессознательно и его сила такова, что оно заставляет человека наказывать себя и даже совершать суицид. Для нас важно осознавать, что "СверхЯ-СуперЭго" терроризирует "Оно-Ит", приводит к обеднению и эмоционально обесцвечивает жизнь индивида, чаще всего война "СверхЯ-СуперЭго" с "Оно-Ит" приводит к неврозам.
  Всякое несовершенство моральных законов, чревато социальными взрывами, вспышками безудержной дикости в рамках "Я-Эго".
  С моей точки зрения, вполне может быть продуктивным подходом в нашей статейной "интеллектуализации"* рассмотрение конструкции личности Бёрна в свете Фрейдовского "СуперЭго" и "Эго". Бёрн каждую личность, несмотря на возраст, делил на три контейнера с различающимися стратегиями и подходами в решении насущных проблем, которые обозначил как "Ребенок", "Родитель" и "Взрослый".
  "Ребенок" - непосредственен, стратегии конверсии внутренней психической энергии до примитивности просты.
  "Родитель" - это статусная должность, "Эго-должность" она оценивает с точки зрения ближайшего заботящегося окружения "я-пространство".
  "Взрослый" - максимально прагматические подходы к решению проблем, возникающих у личности, но эти решения проходят моралистическую критику, критику с определённой позиции, исходя из критериев "СуперЭго".
  
  Чтобы топическо-структурная модель стала полноценно динамической, понадобится экономическо-энергетическая модель психики, созданная Фрейдом. Рассмотрим её.
  
  Экономическая модель психики имеет дело с распространением, трансформированием энергии либидо*, превращением свободной энергии в связанную. Любовная и бессознательная энергия может вкладываться в любой объект с помощью смыслов и моральных норм. Мыслительные процессы, по мнению Фрейда, трансформируют свободно текущую энергию посредством смысловых ассоциаций. Мысль приводится в действие слабым - по сравнению с аффектом - энергетическим импульсом.
  Чем слабее энергия связана смыслами и чем меньше энергетический импульс, тем легче она перемещается. Небольшие порции энергии можно суммировать, наращивать, что позволяет развивать и углублять мысль, не давая ей иссякнуть. Аффекты же, в которых задействованы большие количества энергии, быстро достигают критической величины и разряжаются в каком-нибудь действии, радостном озарении или вспышке гнева, нарушая свободное течение мысли.
  Свободная и связанная энергии заимствованы Фрейдом из термодинамики Гельмгольца, но смысл их искажён. Свободная энергия в психике - это та, которая свободно распределяется, а не преобразуется, как в термодинамике.
  Невротическая навязчивость - это энергетическая перегруженность каких-то мыслей или аффектов, не находящих пути к разрядке. Катарсис - разрядка энергии, высвобождение "зажатых аффектов". Это подтверждается клинической практикой.
  Собственно метод свободных ассоциаций основан на обнаружении свободно плавающей энергии, то есть ассоциативных цепочек, связывающих ряд представлений индивида. По цепочке представлений перемещается "квант энергии" либидо. Невротический симптом или неадекватная реакция объясняются смещением энергетического импульса с одного представления на другое. Изучение многих неврозов приводит к мысли о существовании энергетического равновесия в субъекте: так, нарциссизм, то есть энергетическая нагрузка на "я", имеет следствием "опустошение мира", к которому утрачивается интерес.
  Ни один психический импульс не исчезает бесследно. Он разряжается непосредственно или в переосмысленном виде, вытесняется в бессознательное, где способен блокировать или усиливать какие-то жизненноважные функции. Наконец, свободный импульс может "связываться", превращаясь в убеждение, веру, привычку или манию, от которых человек не волен освободиться.
  Исходя из этой энергетической модели, психический аппарат должен поддерживаться на самом минимальном по насыщенности уровне, по возможности разряжаясь по принципу "получения удовольствия". Проявилась потребность - нате радости кошёлку, и планируйте дальше, не совершая никаких сверхусилий - для них просто нет свободно плавающей энергии, в антагонизм религиозным запретам, которые требуют урезать плоть до взрыва внутренней силы, способного преобразовать сверхпсихическую структуру - "душу" - в новое категорийное изменение. Вот откуда пошло - "страдание - это благо", благодаря страданию в нас повышается психическая энергия, которая, если её "жёсткой рукой" направить на что-то, способна интенсивно изменять не только внешний мир реальности, но и внутренний в другом духовном измерении.
  
  модель Фрейда [Ламкин Павел]
  
  Слияние трёх описанных выше моделей в единое целое трактуется специалистами в психологии как динамическая модель психики Фрейда.
  Динамическая трёхчастная модель наполнена энергиями: "Ит" клокочет нереализованными стремлениями и мотивациями, "Эго" даёт возможность сублимаций и, в свою очередь, может запускать ядерные реакции в "Ит", приводящие к новым мотивам и стремлениям, "СуперЭго" - как паровой котёл - сдерживает процессы, позволяя им стравливаться через регулируемые клапаны "Эго" и наказывающие личность при своём непроизвольном взрыве. "СуперЭго" подкидывает в "Ит" правильные "дрова" - желания - и оно ставит их в приоритет перед другими желаниями и мотивами.
  - Я хочу быть хорошим.
  - Я хочу быть хорошим, хотя бы для себя.
  - Я хочу поступать правильно по понятиям, по понятиям, которые сам не осознаю и даже отвергаю...
  
  
  
  ССЫЛКИ:
  Использованы материалы - http://psychowwed.narod.ru/freyd4.htm .
  
  ИНТЕРФЕЙС (англ. interface) - система связей с унифицированными сигналами и аппаратурой, предназначенная для обмена информацией между устройствами вычислительной системы (напр., между устройством ввода данных и запоминающим устройством).
  
  Интериоризация (франц. interiorisation, от лат. interior - внутренний) - переход извне внутрь.
  
  Либи́до (лат. libido - влечение, желание, страсть, стремление) - оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт.
  
  Интеллектуализация - психическая защита, производимая личностью, когда вступает в действие контроль над эмоциями и импульсами путём преобладания размышления, рассуждение по их поводу вместо непосредственного переживания.
  
  
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"