Аннотация: Сюда я буду собирать бессистемно любопытные детали с комментариями по вопросам истории.
Иоанн Малала (ок. 491 - ок. 578) - византийский историк и писатель. Автор "Всемирной хроники" (известна на Руси с 11 века).
По словам Иоанна Малалы большинство димотов во время мятежа "Ника" 532 года н.э. скандировало Юстиниану: "Ты даешь ложную клятву, осел!".
В Средиземноморье осел - очень почтенное животное. На ослах ездят пророки, волхвы, все Святое семейство. Именно ослица (Валаама) обретает дар речи по воле Господа. Более того, в античности осел стойко ассоциировался с мужским началом. Даже демократическая партия США, возникшая в 1825-1829 годах, намекая на свою надежность и то, что ее политика идет от Бога, избрала эмблемой осла.
Для критиков папства из Германии, Нидерландов, Англии, Чехии и России, где об осле знали только понаслышке, было важно дискредитировать Ватикан, поэтому осел был избран мишенью для насмешек. Таким образом "известный на Руси с XI века" Иоанн Малала творил в эпоху Реформации, то есть, не ранее 1514 года и не был византийцем, мало того, даже южанином, так как автор "Всемирной хроники" не знал о Востоке простейших вещей.
Прокопий Кесарийский (ок. 500 - после 565) - византийский писатель-историк. Советник Велисария, сопровождавший его в походах. Написал "Историю войн Юстиниана", льстивый трактат "О постройках Юстиниана" и полную резких нападок на императорскую чету "Тайную историю".
Прокопий, всю жизнь проживший в Константинополе, избегает описаний его топографии, но с удовольствием демонстрирует знание улиц итальняского Рима, где не был ни разу. Сочувствует итальянсца (страдающим от Византии) и довольно брезгливо относится к православным традициям. Но главное, он живет по григорианскому календарю. Так он искренне считает, что иногда иудейская пасха наступает ранее христианской, хотя по юлианскому календарю иудейская пасха всегда наступает ранее христианской. Не знать этого православный византией не мог. Более того, это правило было в силе и в католичестве - вплоть до григорианской реформы 1582 года. Вывод: Прокопий творил не ранее 1582 года и не был не только византийцем, но и не разу не посещал Константинополь.