Ланда Генрих Львович : другие произведения.

Биологические основы эстетики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИКИ
  Заметки дилетанта
   ЭСТЕТИКА - наука об эстетических явлениях, о прекрасном, об искусстве как особом виде общественной идеологии (Толковый Словарь Ушакова - ТСУ).
   "Эстетика - наука об эстетических явлениях" - это тавтология ("химия - наука о химических явлениях" и т.п.). Отбрасываем это.
   "Искусство как особый вид общественной идеологии" - это политизированное искусство, то, что у искусствоведов называется "инструментализмом", так что мы это тоже отбросим (кроме этого в искусстве вроде как имеется реализм, экспрессионизм и формализм, но к этому мы еще вернемся).
   Другое определение искусства (в том же ТСУ) - это творческая художественная деятельность. Это тоже отбрасываем.
   Остаётся прекрасное. Что это такое? ТСУ: "ПРЕКРАСНЫЙ - очень красивый, отличающийся необыкновенной красотой (также отличный, очень хороший)".
   Дважды фигурирует понятие "Красота". Чувствуется, что это одно из главных понятий всей эстетики. И искусство, т.е. творческая деятельность, вроде бы направлено именно на создание прекрасного, красивого.
   Но красиво не только то, что создано искусством. Мы называем красивыми явления окружающего мира, включая живую природу и в первую очередь человека.
   "КРАСИВЫЙ - нравящийся своим внешним видом, поражающий зрение правильностью очертаний, сочетанием тонов, соотношением линий; отличающийся гармоничностью, стройностью движений; производящий эстетическое впечатление".
   Но почему мы называем это красивым? Красиво ли это само по себе, или это только наше об этом представление? Является ли это красивым для всех, или у каждого представление о красоте свое? И существует ли "абсолютная красота", не зависящая от наблюдателя?
   Из всего необъятного, что может относиться к категории "красивый, красивая, красивое" мы сосредоточимся только на красоте, связанной с внешним видом - не с музыкой, не с движениями, не с поступками и прочим. Это всё может быть экстраполировано из нижесказанного.
   Феномен красоты в течение столетий занимал умы поэтов, философов, литераторов, учёных. Попробуем рассмотреть его под несколько другим, приземлённым, углом.
   Итак - о красоте.
   Вообще красота не существует без наблюдающего эту красоту, как не существует времени без движущихся или изменяющихся в нем объектов. И этот наблюдатель должен быть одухотворенным, иметь сознание, а в нашем мире сознание имеют только биологические структуры во главе с человеком, хотя в других мирах может быть иначе.
   В какой мере оценка красоты зависит от биологических свойств человека? Могут ли эти оценки быть абсолютными?
   Явившийся на нашу планету марсианин - нет, не марсианин, Марс слишком похож на Землю - явившийся представитель параллельной шестимерной неэвклидовой вселенной, воспримет ли он как красивое то, что мы так называем?
   Пока вернемся на землю, к человеку. Что он называет красивым? Очевидно то, что вызывает у него определенные чувства - радость, удовлетворение, жизненную активность. Что же в его организме, в его биологии, подсказывает иметь эти чувства? И то, что подсказывает - является ли оно для всех одинаковым, однозначно определенным, неизменным, или у каждого индивидуума оно свое? Какой фактор заложен в биологию человека изначально, какой является приобретенным, а какой, если он существует, стоит выше его биологии и является всеобщим законом материи?
   Попробуем разобраться.
   Прежде всего красивое - это не обязательно полезное, или новое, или выделяющееся на фоне остального. Что может считаться красивым вне связи с любым окружающим миром? Снова обратимся к пришельцу из чужой вселенной: что может он посчитать красивым, ничего не зная о нашем мире? То, что является абсолютно правильным. На плоскости это круг, простейшая фигура с минимумом параметров, с наинизшей энтропией. Простейший цвет его - черный (нулевая частота световой волны). Это уже почти квадрат Малевича, абсолютная истина. Любой биологический объект при любых своих свойствах воспримет его одинаково. Назовем этот объект прото- или метабиологическим фактором.
   А что же тогда будет простым, гомобиологическим фактором? То, что заложено в человеке от природы, запрограммировано в его мозгу от рождения или в процессе роста и развития, помогает ему выжить. Можно назвать эти факторы "безусловными", потому что они действительно являются разновидностью безусловных рефлексов. Рассмотрим эти факторы.
   Каковы основные функции живого существа, в том числе человека? Как известно - питание, размножение и обеспечение для себя среды обитания. При осуществлении этих функций человек испытывает удовлетворение, чувство радости, даже счастья, что технически осуществляется выработкой в организме гормона эндорфина (или чего-то вроде этого). Вот как прозаически всё выглядит. В деле размножения очень важным является вопрос выбора партнёра, и здесь красота партнёра играет не последнюю роль, так что, как видим, красота функциональна. И определённые её эталоны записаны в генетическом коде. Выбор этой красоты запрограммирован. Эта красота должна говорить о здоровьи - чистая кожа, хорошие волосы, разумное выражение глаз, а для женщин ещё то, что помогает деторождению и выкармливанию - широкие бёдра и большая грудь (посмотрите древние рисунки и скульптуры, примитивная красота зари человечества)... Для мужчин - мощные мышцы. Таковы абсолютные критерии для человеческого существа, и в принципе это воспринимается как красота.
   Еще человека привлекала симметрия и парность - признаки, отличающиеся от хаоса неживой природы (опять возвращаемся к энтропии). Что характерно - теперь, живя в мире строгих расчетных параметров, человек умышленно деформирует и искажает привычные формы - от фасадов домов до изображений человеческой фигуры, но о мотивах этого ниже.
   Также привлекает яркое и блестящее - интуитивный поиск чего-то необычного, что может оказаться полезным.
   Третью группу факторов можно назвать "условными" или парабиологическими. Это то, что формируется уже в процессе жизни. Человеку кажется красивым то, к чему он привык с детства - родные лица, родная природа, любимые вещи, это символизирует надёжность и безопасность. Такая тенденция заложена в мозгу, и здесь абсолютных эталонов нет, всё формируется под влиянием среды.
   Казалось бы, всё просто и ясно. Но тут выступает ещё один мощный фактор, который смешивает все карты, который вступает в конфликт с другими факторами, создавая диалектическое противоречие. Который, по своему природному, биологическому назначению, косвенно обеспечивает расширение среды обитания. Который не даёт человеку успокоиться, заставляет всё время искать что-то новое, гонит с места. Причём это свойственно не только человеку, но и практически всем живым существам, даже низко организованным. Почему после дождя на открытых местах появляются, рискуя жизнью, улитки? Почему из земли выползают черви? Пользуясь сыростью, они спешат освоить новое жизненное пространство. По той же причине наблюдается казалось бы необъяснимое массовое переселение других животных. А у человека это сказывается, в том числе, в тяге к новым формам, к ломке установившихся жизненных норм. И, обладая интеллектом, человек обеспечивает этой тенденции самые разнообразные и удивительные проявления, иногда поднимаясь на высокие интеллектуальные вершины.
   Этот поиск нового - могучий безусловный гомобиологический фактор, накладывающийся на все остальные и деформирующий их. А эстетическая надстройка над биологической сущностью зыбка и непостоянна, как всякая надстройка. Человечество, в поиске или в разгуле вседозволенности и освобождения от любых канонов ищет всё новые формы так называемого искусства в области синтеза изображения, звука, текстов и элементов динамики, включая динамику собственного тела...
   Жертвой этого биологического инстинкта стало понятие красоты. Человек отъединил красоту от её функционального назначения и сделал её "красотой ради красоты", т. е. источником чистого получения эстетического удовлетворения. Так, процесс чихания есть не что иное, как рефлекс очистки носовой полости от помех; а человек умудрился, с помощью нюхательного табака, превратить чихание в удовольствие. То же произошло с красотой. Она стала прислужницей человеческих удовольствий. Но тот же могучий инстинкт поиска новизны заставляет искать всё время новые формы красоты. Новизна начинает преобладать и даже затмевать здравый смысл. И это называется творческим поиском, всяким там импрессионизмом, экспрессионизмом, модернизмом, авангардизмом, а на более примитивном уровне - модой (кстати, ещё один источник эстетического удовольствия - узнавание в произведении реалистического искусства объектов реальной жизни, а для импрессионизма - узнавании реальности через условные, далёкие от реальности, изображения). А теперь пресыщенного информацией совремённого человека привлекает не столько красивое, как необычное и поэтому интересное. В этом суть совремённого искусства. Мы не говорим о "служебном" искусстве - прикладном реалистическом или инструментальном, которые обслуживают практические интересы общества.
   Эстетические нормы поведения также вырастают из биологического инстинкта сохранения вида.
   Итак, в общем понятна связь между биологией и эстетикой, очевидны биологические корни красоты. Но пока невозможно найти абсолютную, неоспоримую, вечную красоту, единые и неизменные эстетические нормы и правила. Все рассуждения, многовековые труды, исследования о природе прекрасного, об искусстве и эстетике суть хождение по кругу. Для каждого времени, для каждого места, для каждого народа эстетика и, в частности, красота будет другой, и с этим нужно примириться. Истины нет, и в этом заключается истина. Так что, как гениально сказано в фильме "Карнавальная ночь", есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - науке это неизвестно; наука до этого ещё не дошла...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"