Ландауэр Густав : другие произведения.

Три Листовки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  (Drei Flugblaetter des Sozialistischen Bundes, Из: Der Sozialist, 1913)
  
  1. Чего хочет Союз Социалистов?
  2. Что необходимо сделать?
  3. Поселение
  
  
  
  1. Чего хочет Союз Социалистов?
  
  Союз Социалистов хочет объединить всех людей, которые всерьёз хотят заняться социализмом.
  Вам сказали: социалистическое общество может заступить на место эксплуатации, пролетаризации, капитализма только в неопределённом, отдалённом времени. Вам указывали на развитие. Мы говорим: социализм не придёт, если вы его не создадите. Среди вас есть некоторые, которые говорят: сначала должна свершится революция, потом может начинаться социализм.
  Но как? Введением сверху? Государственный социализм? Где организации, начала, зачатки социалистической работы и справедливого обмана между социалистическими трудовыми общинами? Нигде нет даже следов, даже мыслей об этом, даже размышлений о такой необходимости.
  Должны ли мы быть в каждый момент зависимы от адвокатов, политиканов, попечителей народа? Народы уже давно разочаровались в них. Мы говорим: нужно поступать как раз наоборот! Мы не ждём революции, чтобы затем начался социализм, но мы начинаем делать социализм реальностью, чтобы мог случиться великий переворот!
  Все организации, который до сих пор создал трудовой народ, являются организациями борьбы за жизнь внутри капиталистического общества. Они необходимы, чтобы отдельные индивиды и отрасли могли существовать дальше и получать небольшие преимущества; но они не ведут вон из круга капитализма; они не вводят в социализм.
  Марксизм, который играет такую выдающуюся и роковую роль в рабочем движении, предсказал: пролетаризация будет продолжаться, экономические кризисы будут всё сильнее, конкурентная борьба между предпринимателями будет усиливаться, число предприятий уменьшаться: так свершиться крушение капитализма. Что случилось на самом деле? Как это всё ещё происходит? Что делает государство? Оно ставит нищете, когда она становится слишком огромна, рамки; оно заботится посредством страховых, защитных и производственных законов разного рода о том, чтобы капитализм не скончался от своих же вредных последствий, чтобы наша система несправедливости и бессмысленного производства продолжала существовать. Капитализм продолжается, вот успех этой законодательной работы. Капитализм всё ещё продолжается - это также успех законодательной работы рабочего класса и его представителей.
  
  Что делают предприниматели?
  
  Они заботятся при помощи трастов, синдикатов, взаимных страховок и договоров разного рода о том, чтобы пророчество марксистских комнатных учёных опозорилось. Они не составляют друг другу ненужной конкуренции, они помогают друг другу, они не уничтожают друг друга, они, более того, поддерживают жизнь друг друга и они ограничивают кризисы, как они ограничивают производство. Всё это за счёт рабочих, но и, разумеется, за счёт социализма. Капитализм продолжается.
  Что делают рабочие в их экономических организациях и борьбе? В своих профсоюзах? В своих профсоюзах они организованы внутри капитализма; по отраслям и группам пролетариата, в которых нуждается капитализм. Своими страховками и кассами, улучшением своих условий, своего положения та или иная отрасль заботится о том, что самые худшие последствия смягчаются, чтобы продолжался - что? Капитализм!
  Ибо то, что некоторые выигрывают в своей роли производителей, то теряет вся общность народа, и прежде всего, трудового народа как потребителей. Кто выплачивает всё, что предприниматель платит своим рабочим? Тот, кто нуждается в товарах - рабочий как потребитель.
  Всё это нужно, пока все мы в глубоком капитализме. Но нас ничто не выводит наружу, оно держит нас всё крепче и крепче. Что приведёт нас к социализму?
  
  Всеобщая стачка!
  
  Но всеобщая стачка иного рода, чем она обычно живёт во ртах агитаторов и в сердцах быстро возбуждаемой массы - которая вечером рукоплещет и утром снова плетётся на фабрику. Всеобщая стачка, которая обычно проповедуется, означает: со сложенными руками выждать, кто окажется сильнее и сможет дольше продержаться - рабочие или капиталисты.
  Но мы говорим прямо: всё больше и больше получается при помощи организаций капиталистов, что капиталисты могут продержаться, а рабочие нет. В небольших забастовках выходит так, в крупных только так, а во всеобщей пассивной стачке вообще иначе не получится. Пусть каждый представит себе, с открытыми глазами! Больно широко открывать глаза и видеть правду, если привык к сумеркам и плохому освещению - но, чёрт побери, надо!
  Мы проповедуем вам, рабочие, активную всеобщую стачку! Речь здесь не об акциях, которые, пожалуй, многие рассматривают как необходимое последствие стачки после или рядом с ней. Мы начинаем не с конца, а с начала. Ещё ничего не сделалось для социализма, ещё не сбылось ни самой малости от него. Ради чего вы хотите сражаться и дать себя убить? Ради власти неких предводителей, которые тогда, пожалуй, будут знать, чего они хотят, что они делают, как они распорядятся вашим трудом и распределением продуктов, которые вам нужны? Не было бы лучше, чтобы вы сами знали и делали это? Действие рабочих людей называется работой! В активной всеобщей стачке рабочие продвинутся настолько, что заморят капиталистов голодом, т.к. они больше не работают на капиталистов, а ради собственных потребностей.
  Вы, капиталисты, у вас есть деньги? У вас есть акции? У вас есть машины, которые простаивают? Кушайте их, меняйтесь между собой, продавайте их друг другу - делайте, что хотите! Или - работайте! Работайте, как мы. Ибо труда вы больше от нас не получите. Он нам и самим нужен. Мы не располагаем им в рамках вашей безумной экономики, мы используем его для организаций и общин социализма.
  Так это однажды прозвучит. Это, и ничто другой, будет началом социализма. "О нет! Это такой дальний путь. Мы только ещё должны начать? А мы думали, мы уже почти дошли до цели!" Как могли вы почти дойти, когда вы ещё не сделали ни единого шага?
  Ступите же на путь: и сразу же цель во плоти появится перед вами. Самым первым шагом будет, чтобы услышали правду. Она горька на вкус, как некоторые коренья, но когда она вырастет, она принесёт сладкие плоды. Это наше первое слово к вам, но вы должны услышать больше. Нужно точно сказать вам, как выйти из капитализма, как отказаться от служения ему, как начинать социализм, как его продолжать, пока капитализм - по собственному разумению или внешней нужде - не будет вынужден к капитуляции.
  
  2. Что необходимо сделать?
  
  Мы всерьёз хотим социализма. Что же необходимо сделать?
  Немецкому народу недостает той смелости, той инициативы, той веры в вольное дело. Даже лучшие из народа привыкли ждать, при каждом предложении самостоятельного действия они сразу спрашивают: "Но что ожидает нас в пути?" Одни ждут того, что они называют революцией, другие развития, третьи - глупости врага, четвёртые - парламента и правительства. И почти все они испытывают неискоренимый страх перед тем, что они называют экспериментом, перед ошибками и перед поражениями. И из-за страха перед поражениями они не замечают, что всё то, что они сделали и не сделали за пятьдесят лет, было одним, продолжающимся поражением.
  Только тот, кто не боится поражений и заранее к ним готов: они преходящи, они не могут отпугнуть, только тот, кто бодро и уверенно шагает вперёд, может победить. Где у нас в Германии жажда предпринимательства, радостное ожидание великого, которое будет сделано самостоятельно, где уверенность? Где вера в своё дело?
  Движение в Германии, которое до сих пор величало себя социалистическим, уже давно не обладает свежестью или краской. Его цвет красный, говорят они и упоённо украшают им венки, которые они посвящают великим мёртвым. Красными могут быть их воспоминания, их жизнь сера. Что же необходимо сделать? Те, которые всерьёз хотят социализма, из величайшей внутренней нужды и из прекраснейшего внутреннего богатства хотят социализма, должны собраться в Союзе Социалистов. Хотеть, действительно хотеть, это то же самое, что и делать. Мы не говорим здесь о тех, кто "испытывает симпатии", или кто "вообще-то хотел бы", или кто "радостно приветствует", или кто "стремится", или как бы не звучали все отговорки. Мы говорим о собрании тех, кто хочет, и, следовательно, начинает.
  Так кто же хочет с ним быть? Кто чувствует, что нищета - это позор для каждого из нас? Что всякий способ, которым у нас производятся товары, не во имя общности и потребности, а во имя отдельных, которые хотят обогатиться и обладать властью, является чудовищным безумием? Кто замечает, что вина всех, прошедших поколений и тех, кто живёт сейчас, взывает к нему из плаксивого голоса пьяницы, смотрит ему в лицо из глаз шлюхи, смотрит на него из зарешёченных окон тюрем? Кто проходит сквозь эти времена с отвращением и яростью? И у кого в сердце всё же есть надежда, в руках воля, в глазах неразрушимое светлое знание? Кто в глубине души замечает, что мы в нужде, и что нам удастся создать общность, народ, единое целое высшего порядка, что совершенно отличается от того, что сегодня называется Германской Империей? Кто таков, тот пусть не колеблется ни секунды. Он одни из нас, пусть приходит, странствует вместе с нами, создаёт радость вокруг и побеждает вместе с нами!
  То, что мы сегодня называем Союзом Социалистов должно однажды стать нашим народом, нашим целым народом.
  Сегодня нас мало, однажды мы станем всеми. Хотя нас мало, нужно начинать, поскольку нас мало, нужно начинать с малого. Но когда мы начнём, мы покажем всем, кто может нас видеть, что такое социализм, радость, что такое общность, о да! Мы знаем: тогда вскоре нас станет много. Мы начинаем социализм тем, что мы прекращаем быть рабами капитала. Мы начинаем социализм тем, что мы больше не производим для рынка товаров как наёмные рабочие. Собственный труд во имя прекрасной жизни и внутренней радости вместе с работающими и помогающими собратьями и сёстрами на службе собственного потребления - это начало социализма.
  "Как это может произойти? Как это возможно? Где нам взять машины, фабрики, землю, деньги?"
  Если бы вы пятьдесят лет назад знали, что социализм придёт только тогда, когда его создадут, вы бы сегодня так не спрашивали. Мы расскажем вам историю отношений социал-демократии и товариществ, покажем вам документы и скажем вам: однажды, социал-демократия по причине глупого учения Карла Маркса была смертельным врагом товариществ, сегодня же товарищества в некоторых округах организовываются чуть ли не партийно, хотя движение товариществ всё ещё является приёмным ребёнком социал-демократии. Но рабочие, которые объединили своё потребление, уже владеют несколькими фабриками, хлебопекарнями, скотобойнями, торговым предприятием с несколькими пароходами. Откуда взялись деньги на эти многие участки земли, строения, фабрики и машины? Они организовали свою клиентуру! Клиентура - это кредит, кредит - это экономическая мощь. Организованная клиентура - это работодатель в начинающемся социализме, иначе и лучше говоря: при социализме производится для потребления, работодатели - это потребители, работники - производители; и те и другие являются одними и теми же персонами, и больше нет работодателей и наёмных работников. Сегодня потребители хотят низких цен, а производители - высокие зарплаты, и они не замечают, что получается так, будто кто-то пытается дать оплеуху отражению в пустом зеркале и бьёт себя. В начинающемся социализме кривое зеркало промежуточной торговли будет разбито, и потребитель и производитель узнают друг друга как одну и ту же персону. Союз потребителей должны основать тем, кто производит для себя: тогда у вас будут и земельные участки, и машины, и "деньги". Вы даёте фабриканту вашу рабочую силу, он даёт вам зарплату на товары, которые вам нужны. И это не самая ли это простая задача на вычисление, когда вы переворачиваете эту цепочку и начинаете с того, что вы сами даёте себе деньги на товары, которые вам нужны, чтобы затем вы могли выдать себе зарплату, и вы сами предоставили себе свою рабочую силу? И что тогда нет товаров, потому что больше нет перекупщика и торговой прибыли, нет больше зарплаты и "денег", никаких наёмных рабочих и работодателей?
  Не борьба за производящих капитализм создаст социализм. Социализм начинается с организации потребления. Организация потребления создаёт для работающих ради своей общности людей экономическую силу и её вещественное выражение, взаимный кредит, земельные участки, здания, фабрики, машины и всё, что нужно. Организация потребления отнимает у бездельничающих и накопляющих власть имущих экономическую и, тем самым, любую власть: капитал, ценность денег, рабочих, возможность жить без продуктивного труда.
  Если бы социалисты тогда знали, когда движение ещё было молодым, когда оно ещё было связано с политическими революциями, какие отношения и люди способны вдохновлять на быстрый переворот, как мы знаем сегодня, если бы поняли, что им тогда говорил величайший социалист Прудон, как мы сегодня наконец-то с опозданием повторяем: социализм не есть продукт требований и ожиданий, но дела. И было бы оно в эти пятьдесят лет продолжено, смело и радостно, опираясь на то, что потребляют рабочие люди, были бы организованы сначала обман, а потом производство социализма - воистину! Тогда в это время уже давно созрел бы для решения последний великий вопрос социализма, вопрос, который не может решиться простым объединениям потребителей-производителей. Объединение людей посредством организации потребления и, таким образом, их кредита, создаёт экономическую силу, которая замещает капитал и разрушает вражеский капитал. Всякая дальнейшая обработка сырья может быть таким образом изъята из рук монополистов. Но остаётся борьба против монополистов первого разряда, за добычу сырья и необходимых продуктов питания. Остаётся борьба за природу, которая не может быть создана человеком. За то, что принадлежит всем людям от природы: за землю и почву. Уже давно, говорим мы, был бы этот вопрос социализма готов к решению, если бы сбылись свобода и самоуправление народа: народ и земля! Земля и свобода! Только когда народные общины завладеют землёй, как они ей когда-то владели, тогда будет создана народность и свобода. Существующим сегодня товариществам не хватает прежде всего духа социализма; им не хватает воли и цели; а вместо этого у них есть нечто, самый худший яд для немцев: дух бюрократии. Эти товарищества стали самоцелью, дух в них задохнулся в мелочах, в них правит отношение между хозяином и слугой, между начальство и подчинённым, между торговыми предпринимателями, которые хотят продавать по-настоящему много, и массой членов, которым придётся очень много покупать. И только немногие знают о том, что эти союзы призваны сокрушить все формы нашей внешней жизни, но только тогда, когда все участвующие из внутреннего потрясения, из великой, священной воли возьмутся за работу. Но они не выходят за рамки отношений между рабочими и работодателями, они принесли свои рабские привычки и жажду мести, и быстро выученные хозяйские манеры с собой в товарищество. И кто знаком с отношениями потребительских товариществ с производящими для них рабочими, тот не знает, что хуже: поведение организованных рабочих в их роли работодателей или поведение организованных в профсоюзах наёмных рабочих в отношении товариществ.
  Не иначе: то, что действительно должно привести к цели, должно начинаться в душе и должно, поэтому, начинаться с малого.
  Там, где правят централизм и бюрократия, нет общности, нет взаимодействия, нет освобождения радостной силы. Но всё же, хотя этим товариществам и не хватает правильного духа, правильной цели и правильной основы, хотя большая часть их членов и считается только плательщиками и покупателями, товарищество является единственной формой организации нашего времени, в которой, как форма, покоится социалистическое начало. Объединение потребителей, чтобы работать для собственных нужд, а не для капиталистического рынка: только когда товарищества узнают, что они делают это и ничто другое, тогда они станут нашими. Сейчас они как сказочные принцы, которые ищут прекрасную страну и находятся в ней, не зная об этом - т.к. они окружены неверным.
  Так нужно показать им и всем остальным, чего им не хватает, не достаточно просто сказать это. Сказать легко: им не хватает земли и духа.
  Более чем в бюрократических товариществах, которые распались на администрацию и массы членов, социализм дома в маленьких группах, которые, опираясь на борьбу за зарплаты, забастовки или просто ради более чистой жизни и пропаганды выходят из капиталистического производства, и работают ради собственных потребностей или рабочей клиентуры. В Германии едва есть примеры этому, но уже есть в Швейцарии, во Франции и во всех прочих странах, у которых мы, которые наиболее сильно привыкли к тупому, рабскому бездействию, должны многому поучиться.
  При каждом экономическом движении во всех отраслях, производящих для необходимых потребностей, участники должны себя спросить: не теперь ли возможность не просто на несколько дней, а навсегда отнять у капитализма труд? Ибо участники не просто производители, которые бастуют, но и многие потребители, которые и сегодня иногда поддерживают их бойкотом. К бойкоту организация потребления и автаркия должны присоединиться ради организованных потребителей. Иначе результатом будет только - временное повышение зарплат для производителей и длительное повышение цен для потребителей.
  И во всяком экономическом движении, при всякой забастовке, участники должны себя спрашивать: не можем ли мы во время простоя работать и что-либо делать для нас самих, для нашей общности? Не могли бы мы основать учреждения для совместного потребления, и даже если бы это были для начала кухни для варки супа, которые мы своими силами создадим и будем поддерживать, когда забастовки закончится?
  Всё это - небольшие начинания, зародыши, ячейки. Но как много свершается там, когда дух инициативы, радостного творчества, жажда предпринимательства, надежды снизойдёт на народ, на массы!
  Радость, надежда и уверенность живут в нас в Союзе Социалистов, и мы хотим распространить их вокруг. Достаточно трепета, более чем достаточно ожидания других. Вперёд со всем, что помогает дойти до новой жизни, тогда последуют остальные, когда увидят нас за работой.
  Разрушение всех препятствий свершится, если это настоящие препятствия, когда мы плотно, так, чтобы не было малейшего промежутка, приблизимся к ним. Теперь это только помехи предвидения, фантазии, борьбы. Мы уже видим - то, и то, и это, когда настанет черёд, положат нам на пути - и? И мы ничего иного не сделаем, кроме как рассмеемся. Когда настанет черёд? Так сделайте же так, чтоб он настал!
  Кто может заставить тебя, ты, народ, если не ты сам? Но некоторые уже должны пойти вперёд, чтобы стать многими. Тогда они, наконец, подойдут к середине своего пути, и глядь - их враги исчезли или, как минимум, значительно поредели.
  Куда они могли деться? Не исчезли ли они потому, что нас стало больше? Не в наших ли они рядах, бывшие враги?
  Не похоже ли это на игру с эхом? Чего боится народ? Народ! Кто мешает массам? Массы! Вы сами себе враги! Стройте, растите и собирайтесь! Каждый из вас считается за двоих: кто идёт к социализму, даёт ему одного друга и отнимает у него одного врага.
  Вам уже давно нужно знать, что всё ваше рабство добровольно, и что никто на самом деле вам так не мешает как вы сами. Кто строит в настоящем духе, тот разрушает в строительстве самые крепкие препятствия.
  Если все, кто стремится к социализму, действительно хотят его, т.е. создают его, нас не победить. Пока же, пока мы не получили всех, мы хотим завоевать многих, мы хотим работать в малом.
  Настоящий, полный, живой, рождённый в духе и создающий, в свою очередь, дух, социализм просыпается в социалистическом поселении; и оттуда он далеко светит в страну и в народ.
  
  
  3. Поселение
  
  Мы хотим основать поселение; мы хотим, чтобы рабочие объединили сельскохозяйственный труд в поле и в саду с индустриальным трудом в мастерских и фабриках; мы хотим сами удовлетворять очень многие, по возможности все, наши потребности сами.
  Нас спрашивают, где мы возьмём землю. Ну конечно, это нужно спрашивать, т.к. земля была отнята у масс рабочих людей, а пролетариат в жутких скоплениях масс в больших и промышленных городах, так и надо, так всегда и было.
  Но так было не всегда и не может более продолжаться.
  Не так давно рабочий народ, мужчины, женщины и дети были согнаны хитростью и насилием с земли. Этим была оказана услуга двум интересам, двум властителям: юнкеры жаждали земли, а индустриальные хозяева и бароны изголодались по людям. В деревне было слишком много людей, которые обладали небольшими участками или владели ими коллективно, а в городах было слишком мало людей, которые служили на фабриках.
  Революционными движениями, которые распространились из Франции в конце восемнадцатого столетия, был положен конец деревенскому крепостничеству. Но хозяева и род службы только поменялись; всё ещё крупное землевладение, кража земли создаёт несправедливость и нищету. Земля - это нечто отличное от того, что называется капиталом.
  Капитал двояк: во-первых - продукты труда в форме жилищ, фабрик, инструментов, машин, которые нужны для работы; во-вторых - кредит, взаимное доверие, которые делают производство и обмен товаров возможными. Капитал, таким образом, есть клиентура, объединённое потребление и продукты труда, которые постоянно обновляются, производятся рабочими. Сегодня капитал, конечно, есть процент и ростовщические деньги, поскольку они стали из знака ожидаемого продукта, средства обмена королём и вымогателем; но народ мог бы положить этому безобразию конец объединением своего потребления, организацией своей взаимности, безвозмездного кредита, работая ради своих потребностей и выйдя из капитализма, если бы у него была земля! Общество может быть капиталистическим только потому, что массы не имеют земли.
  Земля же является не капиталом, а чем-то совершенно иным. Земля, из которой всё происходит, что затем дальше обрабатывает промышленность, и из которой происходят все наши продукты питания, является частью природы, как воздух, которым мы дышим, как свет и тепло, без которых невозможна жизнь.
  Как воздух и свет, земля и вода должны быть свободны. Это знают все люди с незапамятных времён и будут знать всегда. Это никогда по-настоящему не войдёт в голову человеку, что земля является чем-то, что может принадлежать отдельным людям, а не массам. Она принадлежит всем - она не принадлежит никому.
  Эта бесхозяйственность земли, которая дана от природы, вовсе не обязана принимать форму коллективной собственности. Вовсе не стоит думать, что теперь каждый собственник должен быть прогнан с унаследованной земли, или что никто теперь не имеет права носить рубашку на теле или сапоги на ногах, потому что это тоже продукты земли!
  Те, кто действительно хочет социализма, не могут быть детьми и мечтательными разгильдяями. Всякая культура покоится на собственности, будь это коллективная собственность или частная, против неё ничего нельзя возразить, но можно - против отсутствия собственности!
  Воспроизведение бесхозяйственности земли или всеобщего обладания землёй и продуктами земли может свершаться только так, чтобы во всех уголках страны время от времени происходило новое распределение земли. Это будет задачей общин, округов, провинций - опереться на старинное право и исправить старинную несправедливость. Частичку природы, которая принадлежит всем, землю, мы можем потребовать только, когда частичка природы, которой мы сами являемся, станет другой; когда новый дух равновесия, обновления всех условий жизни снизойдёт на нас.
  Затем придёт снова настоящая культура, и она не будет выглядеть как порождение больного ума или словесная картина тех, кто пишет абстрактно и туманно ни о чём, но она станет реальностью, т.е. преходящим, изменяемым и подвижным.
  Сегодня люди, как друзья, так и враги социализма, лелеют самые фантастические представления о прекращении частной собственности на землю и почву. Это происходит потому, что они, как неверующие и бездейственные, думают о законченном, о самом последнем, а не о самом начале, о наложении рук и претворении в жизнь. Среди нас, людей, и вообще в природе не существует законченных конструкций, ничего закруглённого и завершённого. Закруглённые и завершённые бывают только слова, картины, символы и фантазии. Реальность в движении, и настоящий социализм есть всегда начинающий, только такой, который грядёт. Общины станут оглядываться в своих владениях, а старики станут жадно и предупреждающе рассказывать о былых временах; городские пролетарии снова почувствуют, как в них шумит кровь и поймут, что это крестьянская кровь, и многие, многие снова потянутся со всем своих скарбом в деревни и маленькие города, и станут работать там на деревенских фабриках, в мастерских и одновременно на полях и в садах. Крестьянам нужны люди, нужны ум, образование, подвижность, свобода, а сегодняшним лишённым корней и середины пролетариям нужна земля, нужен характер, ответственность, природа и любовь к труду, и свобода. Придут так же и люди умственного труда, художники, учёные, домоседы, подёнщики и проститутки ума. Они станут снова теми, кто для себя имеет торжественные часы и одиночество, но которые в долгие часы будней объединяют свои знания, свою технику, свою работу с людьми-братьями в общине.
  Мы давно уже можем во всех культурных странах снизу вверх привести в гармонию разделение земли и её продуктов с количеством населения, и это великое уравнение есть задача, которая стоит перед нами. Но с чего мы начнём? Как мы это сделаем? Говоря, проповедуя, требуя, крича?
  Напротив, ничего не должно быть сказано, это будет правильными и необходимым, т.к. достаточно давно простая правда застилается всяческим политическим и якобы научным хламом. А мы хотим всё это и шептать, и думать, и плести дальше в мыслях и на опыте. Но этого недостаточно. Это для первопроходцев, для всех, кто сердцем и душой предан социализму, не является достаточным, единственным. То, что мы зовём социализмом, является радостной жизнью при справедливом хозяйствовании. Люди сегодня не знают, не чувствуют истинного знания бытия вместе и объятия, знания, которое несут с собою зависть, страсть и подражание, что такое радостная, прекрасная жизнь. Мы должны им это показать.
  Мы хотим по возможности покинуть капитализм; мы хотим основать социалистические хутора, социалистические деревни. Мы хоти объединить сельское хозяйство и промышленность, мы хотим, насколько это возможно, а оно будет всё лучше, сами обеспечивать все наши потребности, и вскоре обмениваться на нашем новом социальном рынке, а капиталистического избегать.
  Мы хотим быть вперёд идущими, мы хотим двигаться, и своим движением мы хотим двигать массы. Было тут однажды широкое, гладкое, белое, мертвенное, недвижимое снежное поле. На белом просторе стояли там и тут снеговики, они зачитывали речи перед снежным полем и колебали воздух, зачитывали речи валунам, которые как голые эгоисты возвышались одиноко и неприступно. И ничего не менялось. Но вот где-то начали несколько снежинок объединяться и двигаться. Широкое поле не шевелилось, но стало роптать: "Эгоисты те, кто хочет хозяйствовать для себя! Отрываются от широких масс! Чего надо нескольким потерявшимся снежинкам?" но движение нескольких, настоящее движение создало нечто, что существовало только как слово: движение. Ибо действительно, свой мёртвый покой и речи снеговиков они уже называли движением. Но вот началось истинное движение через это отчуждение, этот исход нескольких, и их становилось всё больше и больше, и скоро всё огромное снежное поле было приведено в неостановимое движение и покатилось подобно гигантскому движению вниз, в долину.
  Рабочие люди, которые объединены в гильдиях, в профсоюзах, и прежде всего в своих потребительских товариществах, вы были до сих пор слишком скромными социалистами, и ваши революционные убеждения, которые были слишком настроены на слова и надежды, были, возможно, самым трусливым в вас. Социализм - это новая экономика, и новую экономику надо начать. Объедините ваше потребление, чтобы ваше производство не было просто дальнейшей обработкой и изменением форм, но получением природных богатств из земли. Получите землю! Заселите её! Идите к крестьянам и разбудите их ото сна. Во времена, которые прошли не так давно, которые ещё длятся, их лишили их лучшей крови, их лучших голов. Верни себе знания, немецкий народ, о том, что вы принадлежите друг другу: крестьяне, трудовые горожане, пролетариат и интеллигенция! Если такие поселения сначала образуются из огромной силы объединённых потребностей, только появится радостная жизнь хозяйствования в оживлённых духом общинах, тогда не далёкая надежда будет наполнять массы, а зависть к тому, что они видят прямо перед собой: повсюду социалистические начинания, примеры культуры. Тогда подобно прибою поднимется вопрос: Где нам взять землю? И тогда во всём народе решениями больших и малых объединений будет проведено новое разделение земли, расчленение крупного землевладения, общественная регуляция, которая должна периодически проводиться. Поэтому наше время такое неподвижное, такое неплодотворное, такое разорванное и несчастное, потому что мы слишком долго пребываем в пассивности, потому что мы слишком долго отодвигали от себя нашу обязанность: приспособить имущество количеству населения. Земля - это природа, а не собственность человека, застарелая несправедливость должна время от времени исправляться. Соберёмся же силами для активности; выйдем посредством объединения нашего потребления из капитализма, создадим народ, которого ещё нет; построим начала новых сообществ, нового общества, нового труда, нового рынка. Кусок природы, который принадлежит всем, мы сможем заполучить снова, только если наша человеческая природа изменится: когда дух воплощения и равновесия, обновления всех условий жизни снизойдёт на нас и мы наконец-то снова будем знать - только настоящее реально, и чего люди не делают сейчас, не начинают сейчас же делать, этого они не сделают и целую вечность.
  
  Дальнейшие листовки следуют. Кто желает уже сейчас получить более полное представление, тот пусть читает двенадцать статей о Союзе Социалистов. Кто хочет больше услышать и обсудить это с товарищами, пусть приходит на собрание групп Союза Социалистов.
  Кто хочет быть уверен, что получит следующую листовку, пусть оставит свой адрес одному из ниже названных товарищей.
  Кто хочет помочь, тот пусть получит от нас листовки и распространяет их. Кто хочет регулярно читать газету, занимающуюся всеми вопросами с точки зрения социалистического воплощения, тот пусть подписывается на "Sozialist".
  Кто хочет в этой связи почитать, что мы считаем социализмом, как мы видим человеческую историю и настоящие условия, и как выглядит путь к социализму, тот пусть прочтёт книгу "Призыв к социализму", которая указана ниже.
  А кто уже совершенно желает идти по пути к социализму, тот пусть присоединяется к Союзу Социалистов.
  
  
  
  Перевод с немецкого: Ndejra
  "Три Листовки"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"